Главная страница
qrcode

1. Факторы, формирующие и деформирующие здоровье детей и подростков. Группы детей по состоянию здоровья


Скачать 133.08 Kb.
Название1. Факторы, формирующие и деформирующие здоровье детей и подростков. Группы детей по состоянию здоровья
АнкорModel Gigiena detey i podrostkov.docx
Дата03.10.2017
Размер133.08 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаModel_Gigiena_detey_i_podrostkov.docx
ТипДокументы
#17899
страница1 из 7
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7

Модуль «Гигиена детей и подростков».
1. Факторы, формирующие и деформирующие здоровье детей и подростков. Группы детей по состоянию здоровья.
Здоровье детей зависит от следующих факторов:

1.   Биологические   (пол, возраст, генетическая предрасположенность) – на 15 %;

2.   Экологическая среда (качество воздуха, воды, продукты питания и др) – на 15 %;

3. Образовательная среда (условия, программа, режим  обучения, учебные нагрузки) – 30 %;

4. Социальная среда (условия, образ жизни, режим дня, питание, физическое воспитание и др) – 40 %.

В процессе роста и развития дети и подростки подвергаются воздействию различных факторов среды обитания, многие из которых можно рассматривать в качестве факторов риска для здоровья. Не являясь непосредственной причиной заболевания, эти факторы обусловливают функциональные отклонения роста и развития, способствуют возникновению заболевания, его прогрессированию и неблагоприятному исходу.

К биологическим факторам, формирующим здоровье ребенка, относят состояние здоровья матери, осложненное течение беременности и родов, перинатальную патологию, генетические факторы.

Генетические мутации вносят свой вклад в формирование наследственных болезней или определяют предрасположенность к ним. Наследственные болезни и врожденные пороки составляют до 30% случаев госпитализации детей. Особого внимания требуют многофакторные заболевания с наследственной предрасположенностью. К ним относится значительная часть хронических соматических и нервно-психических заболеваний взрослого человека: атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, ревматизм, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет, аллергические заболевания, шизофрения и др.

Факторы внешней среды, формирующие здоровье детей и подростков, обобщенно можно представить следующим образом:

•  факторы, формирующие уровень и качество жизни;

•  школьная среда;

•  качество объектов окружающей природной среды и климат.

Среди социальных факторов выделяют такие, как неполная семья, уровень образования родителей, психологический климат в семье, вредные привычки родителей, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность, нездоровое питание.

В семьях с низким достатком регистрируются более высокие уровни заболеваемости детей, продолжительности госпитализации, смертности от несчастных случаев и травматизма. С падением качества жизни семьи появляются предпосылки для хронизации болезней ребенка. По данным Т.И. Максимовой (2003), среди семей с высоким уровнем жизни хронические заболевания обнаруживаются у 1/7 этой категории детей, а в семьях с низким уровнем жизни количество хронически больных детей достигает почти половины.




В неполных семьях заболеваемость и количество часто болеющих детей выше, чем в семьях полных.

У детей первого года жизни среди социальных факторов преобладают характер семьи и образование родителей. С возрастом больший вклад в формирование здоровья ребенка вносят жилищные условия, доход семьи, вредные привычки родителей. К числу таких факторов относится табачный дым в окружающей среде. Пассивное курение может вызывать инфекции нижних дыхательных путей, пневмонию, бронхит, обострение астмы. Воздействие сигаретного дыма в детском возрасте способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний и нарушений нейропсихического развития во взрослом периоде жизни.

По мере того, как у ребенка расширяются социальные связи вне круга семьи, все большее значение в плане формирования ценностных установок, отношений и моделей поведения детей и молодежи приобретают такие факторы, как окружающая среда в школе, давление со стороны сверстников и средства массовой информации. Поведенческие факторы риска (курение, наркомания, употребление алкоголя) представляют реальную угрозу здоровью подростков на этапе созревания и в зрелом возрасте.

Факторы школьной среды определяют 12,5% заболеваемости в начальных классах, а к окончанию школы их влияние удваивается, достигая 20,7%.

Еще в середине XIX в. было установлено высокое распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, астении, анемии - заболеваний, получивших название «школьные болезни» из-за их очевидной связи с неудовлетворительной организацией обучения: недостаточной освещенности классов, неправильной формы

и размеров школьной мебели, перегрузки учебными занятиями. В настоящее время снижение остроты зрения продолжает занимать одно из ведущих ранговых мест структуры заболеваемости школьников. За период обучения в школе распространенность нарушений зрения увеличивается в 2-3 раза. Острота зрения снижена у каждого шестого старшеклассника.




Нарушения осанки, в том числе сколиозы, также широко выявляются среди учащихся массовых школ, особенно 1-й ступени образования. За период обучения от начальных классов к старшим распространенность сколиозов увеличивается в 3,5-4 раза. Указанная патология выявляется у каждого 20-го старшеклассника.

В современной школе сформировались новые факторы, воздействующие на учащихся:

•  интенсификация образовательного процесса;

•  компьютеризация обучения;

•  применение новых форм обучения, в том числе с увеличением продолжительности учебной недели;

•  существенное снижение двигательной активности, выраженная гипокинезия;

•  учебный стресс.

Специалисты отмечают, что возросшие учебные нагрузки нередко в несколько раз превышают психофизиологические возможности учащихся. Первоклассники физически, психологически и умственно готовы воспринимать лишь 6-7% предлагаемого им объема нагрузки. У выпускников школы наблюдается резкое ухудшение нервно-психического здоровья, обусловленное, в том числе, дополнительными занятиями на подготовительных курсах вузов или занятиями с репетиторами.

Учебный день школьников младших классов достигает 10 ч, а старшеклассников - 12-15 ч. Нехватку времени учащиеся компенсируют за счет сокращения продолжительности сна и уменьшения двигательной активности. Положение усугубляется заменой подвижных игр во дворе на компьютерные игры. Сегодня не менее 75% детей школьного возраста страдают гиподинамией. К концу рабочего дня и недели у 40-50% школьников регистрируется выраженное утомление, у 60% - изменения артериального давления, у 80% - невроподобные реакции.

I группа – здоровые дети, которые по указанным критериям не имеют отклонений (не имеющие хронических заболеваний, с нормальными показателями функционального состояния исследуемых систем, редко болеющие, с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, без отклонений в анамнезе).

II группа – дети с факторами риска по возникновению патологии, функциональными отклонениями в состоянии здоровья, но без симптомов хронического заболевания; с измененной резистентностью, отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии (ПА – дети раннего возраста только с факторами риска в анамнезе).

III группа – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития в стадии компенсации. Состояние компенсации определяется редкими (1-2 раза в год) обострениями хронических заболеваний, отсутствием длительного субфебрилитета после обострений, единичными острыми заболеваниями, нормальным уровнем функций организма.

IV группа – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития в стадии субкомпенсации (без значительного нарушения самочувствия, могущие посещать детские учреждения)

V группа – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, которые в момент исследования находятся в больнице или на постельном режиме в домашних условиях.

Состояние здоровья ребенка при нескольких диагностируемых заболеваниях или отклонениях оценивается по основному и самому тяжелому из них.

Сочетание хотя бы двух неблагоприятных вариантов анамнеза, например, социальный и генеалогический, служит основанием для зачисления ребенка во П группу.

При заключении о состоянии здоровья ребенка в “Истории развития” следует отразить группу здоровья и краткие показания, определяющие его группу здоровья. Например: группа здоровья П (часто болеет острыми респираторными заболеваниями, дефицит массы тела 1 степени); группа здоровья Ш (кариес зубов, декомпенсированная форма).

В зависимости от изменений состояния здоровья по тому или иному признаку (или их сочетанию) врач в процессе динамического наблюдения может изменить группу или оставить ее прежней.
2. Комплексная оценка состояния здоровья детей, значение. Критерии здоровья.
Комплексная оценка состояния здоровья ребенка проводят при первичном посещении ребенка после выписки ее из роддома, чтобы получить представление об исходном уровне состояния здоровья. В дальнейшем оценку состояния здоровья детей 1-го и 2-го годов жизни проводят ежеквартально, детей 3-го года — в конце каждого полугодия. При нескольких диагнозах группу здоровья устанавливают с основным заболеванием. В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья может меняться в зависимости от динамики уровня состояния здоровья.

Комплексная оценка позволяет формировать группы, объединяющие детей с одинаковым состоянием здоровья

Первый критерий здоровья – особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического, социального анамнеза).

Генеалогический метод – метод сбора родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей между членами родословной (не менее двух поколений).

Второй критерий здоровья – физическое развитие.

Третий критерий здоровья – нервно-психическое развитие.

Общий уровень нервно-психического развития ребенка характеризуется уровнем развития отдельных психических функций, что отражает степень созревания центральной нервной системы. Изучают и оценивают соответствие возрастным нормам: мышление, речь, моторику, внимание, память (по специальным заданиям), социальные контакты (наблюдение, опрос).

Возможны варианты: “нервно-психическое развитие соответствует возрасту”, “отстает от возраста”, опережает возраст”.

Четвертый критерий здоровья – уровень резистентности.

Для определения степени резистентности предлагается использовать подсчет кратности острых заболеваний у детей на протяжении одного года жизни.

Рекомендованы следующие возрастные критерии для определения групп часто болеющих детей:

1 год жизни – 4 острых заболевания в год и более

2-3 год жизни – 6 острых заболевания в год и более

4-6 год жизни – 5 острых заболевания в год и более

старше 6 лет - 3 острых заболевания в год и более

Пятый критерий здоровья – уровень функционального состояния организма

Изучаются различные показатели функционального состояния организма ребенка (артериальное давление, частота пульса и дыхания, формула крови, содержание гемоглобина крови и др.), оценивается их соответствие возрастным нормам.

Шестой критерий здоровья – наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития

Общее состояние здоровья ребенка выявляется врачом во время каждого планового осмотра, а также врачами-специалистами в случае необходимости, в определенные сроки, установленные действующими рекомендациями по диспансеризации детского населения.

Исследовав все критерии, обуславливающие и характеризующие уровень здоровья, врач проводит заключение с определением группы состояния здоровья в соответствии со схемой.
3. Группы детей по состоянию здоровья, критерии оценки.
I группа – здоровые дети, которые по указанным критериям не имеют отклонений (не имеющие хронических заболеваний, с нормальными показателями функционального состояния исследуемых систем, редко болеющие, с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, без отклонений в анамнезе).

II группа – дети с факторами риска по возникновению патологии, функциональными отклонениями в состоянии здоровья, но без симптомов хронического заболевания; с измененной резистентностью, отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии (ПА – дети раннего возраста только с факторами риска в анамнезе).

III группа – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития в стадии компенсации. Состояние компенсации определяется редкими (1-2 раза в год) обострениями хронических заболеваний, отсутствием длительного субфебрилитета после обострений, единичными острыми заболеваниями, нормальным уровнем функций организма.

IV группа – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития в стадии субкомпенсации (без значительного нарушения самочувствия, могущие посещать детские учреждения)

V группа – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, которые в момент исследования находятся в больнице или на постельном режиме в домашних условиях.

Состояние здоровья ребенка при нескольких диагностируемых заболеваниях или отклонениях оценивается по основному и самому тяжелому из них.

Сочетание хотя бы двух неблагоприятных вариантов анамнеза, например, социальный и генеалогический, служит основанием для зачисления ребенка во П группу.

При заключении о состоянии здоровья ребенка в “Истории развития” следует отразить группу здоровья и краткие показания, определяющие его группу здоровья. Например: группа здоровья П (часто болеет острыми респираторными заболеваниями, дефицит массы тела 1 степени); группа здоровья Ш (кариес зубов, декомпенсированная форма).

В зависимости от изменений состояния здоровья по тому или иному признаку (или их сочетанию) врач в процессе динамического наблюдения может изменить группу или оставить ее прежней.

I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе (течение беременности у мамы, когда закладываются основные органы и системы, и настраивается их работа).

II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности (весо-ростовые показатели, окружности головы, груди, плеча, бедра).

III критерий – уровень нервно–психического развития (соответствует ли развитие ребенка установленным календарным нормам).

IV критерий – резистентность организма (сопротивляемость различным инфекционным и неинфекционным заболеваниям).

V критерий – функциональное состояние органов и систем (насколько правильно и слаженно они работают).

VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.
4. Физическое развитие детей и подростков; понятие, методы исследования и оценки. Прогностическая и диагностическая ценность сведений о физическом развитии ребенка.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - совокупность морфологических и функциональных признаков организма. Под физическим развитием следует понимать:

рост – количественное увеличение массы тканей и органов, образование новых соединений за счет поступающих в организм веществ;

развитие – качественные изменения, дифференцировка органов

и тканей, их функциональное совершенствование, появление новых функций.

Показатели физического развития детей и подростков.

Соматометрические признаки.

Рост стоя и сидя. Измеряется с помощью антропометра или росто-метра.

Масса тела. Измеряется медицинскими весами натощак, без одежды и обуви

Окружность головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени. Измерение проводится м помощью сантиметровой ленты.

Соматоскопические признаки.

При соматоскопии (осмотре тела) обращают внимание на:

Состояние кожных покровов и слизистых оболочек (тургор, цвет, чистота, влажность)

Степень жироотложения (развитие подкожного жирового слоя). Определяют по толщине жировой складки на животе (в области пупка и на 5-6 см сбоку от него), а также под лопаткой: 1-2 см - жироотложение среднее, менее 1 см - ниже среднего, более 2 см - выше среднего.

Состояние опорно-двигательного аппарата

1. Костяк. Различают три типа костяка:

а) Тонкий - узкие плечи, грудная клетка, малые размеры кистей рук,
стоп.

б) Коренастый - широкие плечи, грудная клетка, большие кисти и
стопы

в) Промежуточный

Форма грудной клетки: цилиндрическая, коническая, плоская, смешанная

Позвоночник. Различают 3 основных типа формы позвоночника:

а) Нормальный позвоночник 8-образной формы. Шейная и пояснич
ная кривизна выражены не сильно и обращены вперед. Грудная выпуклость
обращена назад.

б) Лордотический позвоночник - малая шейная и резко выраженная
поясничная кривизна.

в) Кифотический - все три кривизны резко выражены.

К деформациям позвоночника относят сколиозы (право- и левосторонние). Выделяют три степени сколиоза в зависимости от выраженности.

4. Форма ног:

а) Нормальная б) Х-образная в) О-образная.

5. Форма стопы. Стопа может быть

а) Нормальная б) Уплощенная в) Плоская

4) Оценка степени полового созревания. Производится по следующим признакам:

У девочек - оволосение подмышечных впадин, лобка, развитие молочной железы, время появления первой менструации

У мальчиков - оволосение подмышечных впадин, лобка, мутация голоса, оволосение лица, развитие кадыка

Физиометрические признаки.

Включают в себя:

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Определяется с помощью спирометра.

Мышечная сила рук. Определяется с помощью ручного динамометра

Становая сила - определяется с помощью станового динамометра

4) Кроме того могут определяться пульс, артериальное давление.
После определения всех параметров (показателей), физического развития

их необходимо правильно оценить.
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов


связь с админом