Главная страница
qrcode

1. Факторы, формирующие и деформирующие здоровье детей и подростков. Группы детей по состоянию здоровья


Скачать 133.08 Kb.
Название1. Факторы, формирующие и деформирующие здоровье детей и подростков. Группы детей по состоянию здоровья
АнкорModel Gigiena detey i podrostkov.docx
Дата03.10.2017
Размер133.08 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаModel_Gigiena_detey_i_podrostkov.docx
ТипДокументы
#17899
страница3 из 7
Каталог
1   2   3   4   5   6   7

Тактика врача: дети с избыточной массой тела (II ст.) направляется к эндокринологу, среди них встречаются лица с ожирением.

Дети с низким ростом также направляются к эндокринологу для выявления генеза низкорослости.

Дети, имеющие дефицит массы тела, подлежат наблюдению врача для установления причин дефицита.

Для того, чтобы избежать диагностических ошибок при оценке физического развития, рекомендуется привлекать данные о развитии подкожно-жирового слоя.

1. Выявляется все дети, масса тела которых превышает верхнюю границу возрастной нормы (более чем на + 2б).

2. У этих детей измеряется жировая складка в следующих точках:

на уровне пупка на 5 см влево;

ниже угла левой лопатки вертикально или наклонно;

на бедре (ребенок сидит, ноги согнуты в коленном суставе под углом 90°, складка измеряется вдоль паховой складки).

Наиболее точно толщину жировой складки можно измерить калипером или штангенциркулем.

Полученные данные сравнивают с таблицами средних показателей толщины кожно-жировой складки.

Если у ребенка избыточная масса тела сочетается с увеличением хотя бы одной или нескольких жировых складок, диагноз ожирения можно ставить с большей вероятностью.

7. Школьная зрелость; понятие, медицинские и психофизиологические критерии оценки.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ – уровень развития у ребенка аналитических и синтетических функций коры головного мозга, моторики и речи (школьно-необходимых функций).

ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ – достижение ребенком такого уровня физического, психического и социального развития, при котором он становится восприимчивым к систематическому обучению и воспитанию в школе.

ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ “ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ” РЕБЕНКА

1.Достижение уровня психо-эмоционального развития, позволяющего реагировать на события в школе (отметку, замечания учителя).

2.Способность регулировать свое поведение в соответствии с предъявляемыми требованиями.

3.Способность к сосредоточенной работе, напряжению внимания.

4.Появление интереса к школе, связанными с ней предметами и явлениями.

ШКОЛЬНО-НЕОБХОДИМЫЕ ФУНКЦИИ

(играют главную роль на начальном этапе обучения)

1.Развитие замыкательной функции коры головного мозга (образование условных рефлексов, дифференцировочное торможение).

2.Развитие второй сигнальной системы (речи).

3.Состояние двигательной функции, обеспечивающей координацию движений мелких мышц кисти и позных мышц туловища; статическая выносливость.

4.Развитие психомоторных функций, подвижности нервных процессов.

ВЕДУЩИЕ ФАКТОРЫ РИСКА НЕГОТОВНОСТИ

К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

1.Отставание уровня биологического развития ребенка от хронологического возраста.

2.Функциональные отклонения в состоянии здоровья (невротические реакции, логоневроз, гипертрофия миндалин, аномалии рефракции до + 3,0 Д, патологическая осанка, вегето-сосудистая дистония, анемизация, сниженная резистентность организма).

3.Хронические заболевания.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

ПО МЕДИЦИНСКИМ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ КРИТЕРИЯМ

Медицинские критерии:

1.Уровень биологического развития.

2.Состояние здоровья в момент осмотра

3.острая заболеваемость за предшествующий год.

Психофизиологические критерии:

1.Результаты выполнения теста Керна-Ирасека.

Нарисовать человека.

Скопировать письменно короткую фразу.

Срисовать 10 точек в виде прямоугольника.

Каждое задание оценивается отдельно. Высший бал - 1, низший - 5. Дети, набравшие 3-5 баллов - зрелые

5-9 баллов - средне зрелые больше 10 - незрелые. Первых и вторых берут в школу

2.Качество звукопроизношения (наличие дефектов).

3.Результаты выполнения мотометрического теста “вырезание круга”.
8. Гигиенические требования к условиям и режимам обучения в школе. Проблема школьной зрелости.
Температурно-влажностный режим в школьных помещениях.

Температура воздуха в школьных помещениях должна составлять

В классах - 18-20 °С

В спортивном зале - около 15-16°С

В учебных'мастерских - 14-17°С Отопление - центральное. Влажность - 40-65 %.

Скорость движения воздуха - 0.16-0.25 м/с

Световой режим в школьных помещениях.

В классах очень важен световой режим, так как достаточное освещение обеспечивает лучшее зрительное восприятие, предупреждает развитие близо- • рукости, повышает тонус нервной системы..

Естественное освещение.

Световой коэффициент 1:4 - 1:5
Угол падения не менее 27°

Угол отверстия не менее 6°

КЕО 1.5 %

Стены красят светлой масляной краской.

Искусственное освещение.

Обычно применяются люминесцентные лампы. Освещенность должна составлять не менее 300 лк (для ламп накаливания - 150 лк). Такая величина освещенности обеспечивает наилучшую остроту зрения (она растет при увеличении освещенности до 150 лк для ламп накаливания или 300 лк для люминесцентных ламп). Освещение должно быть равномерным, не слепить.

Для классной доски должно быть предусмотрено местное отдельное освещение.

Гигиенические требования к проведению урока едины для всех классов и сводятся к следующему: учебная нагрузка, постепенно увеличиваясь, должна достигать максимума к середине, а затем к концу урока снижаться; в процессе занятий должны создаваться микропаузы. Этим требованиям отвечает стандартная схема построения урока, при которой урок условно делится на 3 части - вводную, основную и заключительную. Вводная часть урока отводится для организационных мероприятий и опроса, основная - для изложения нового материала, а заключительная - для тренировочного воспроизводства.

Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков:

1) чередование разных видов деятельности;

2) распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

При построении учебного процесса следует предусматривать рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, принимать во внимание классическую кривую восстановления работоспособностиОчень важной является фаза субкомпенсации (по А.А. Ухтомскому). Наличие этой фазы свидетельствует о тренированности организма.

Важным условием организации учебного процесса считается его непрерывность, когда начало последующей деятельности, совпадает с фазой повышенного уровня работоспособности во время отдыха. Суть этого положения практически воплощается в системе многолетних занятий в школе, где учебная деятельность чередуется с отдыхом в суточном, недельном и годовом циклах. Физиологическое обоснование этого требования - попеременное возбуждение участков коры головного мозга, ответственных за выполнение разных видов деятельности. Распределение учебных предметов также должно осуществляться в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

Учебные предметы различаются по характеру деятельности, трудности, степени нагрузки первой или второй сигнальной системы, по соотношению статического и динамического компонентов. На начало учебного дня, когда еще высока работоспособность учащихся, следует ставить предметы, основанные на вербальном, словесном преподавании, т.е. нагружающие преимущественно вторую сигнальную систему (русский язык, литература, математика и др.). К концу учебного дня, когда уже снижается продуктивность работы, полезно в расписание включать те уроки, которые основаны на предметном, образном, конкретном восприятии, что существенно легче, чем восприятие речи (рисование, черчение, в начальных классах - аппликация, лепка).

Уроки, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания, не следует проводить в часы наименьшей работоспособности, т.е. на 1-м уроке, когда происходит врабатывание, и на последнем уроке, когда выражено утомление. Наибольшее утомляющее действие оказывают предметы, с которыми школьники при обучении встречаются впервые: для учащихся 2-го класса - природоведение, 4-го - история, 5-го - география, ботаника, литература, 6-го - физика, для 7-го - химия.




В младшем школьном возрасте наиболее утомительно чтение, так как процесс формирования навыков беглого чтения сам по себе сложен и утомителен. На протяжении всех школьных лет, в том числе в 8-10-м классах, наиболее утомительными оказываются химия и география. Это связано со сложностью многих тем по химии, перенасыщенностью фактическим материалом курса географии, недостаточно наглядным преподаванием этих дисциплин. Уроки по предметам, оказывающим наибольшее утомляющее воздействие, следует проводить в часы оптимальной работоспособности, а уроки труда и физического воспитания - в середине учебного дня, используя их для переключения с преимущественно умственной работы на физическую (лучшее время для них - 3-4-е уроки, когда начинает сказываться утомление). При поступлении в школу двигательная активность детей уменьшается на 50%, в связи с чем гигиенисты настаивают на введении в учебный режим ежедневных уроков физического воспитания или ежедневной часовой, так называемой динамической паузы в середине учебного дня.

В практике работы в младших классах встречаются комбинированные уроки, на которых сочетается несколько разных видов деятельности.

Нецелесообразно сдваивать уроки по одному предмету, например по русскому языку, математике и черчению. Наиболее трудные предметы следует включать в расписание 2-3 уроками, а не первыми или последними, т.е. давать их в период наиболее высокой работоспособности учащихся. Не рекомендуется сочетание 2 или 3 трудных уроков подряд (например, физика, математика, иностранный язык). Лучше чередовать их с менее трудными предметами (например, история, математика, география). Рационально чередование предметов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками физкультуры, труда, пения и рисования, что дает возможность учащимся переключаться с умственной деятельности на физическую. Такое переключение служит активным отдыхом и обеспечивает высокую работоспособность не только в течение учебного дня, но и всей учебной недели.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

1. режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

2. время пребывания на воздухе в течение дня;

3. продолжительность и кратность сна;

4. продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

5. свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа.

Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гигиенически рациональном режиме дня предусматриваются достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечение на протяжении всего периода бодрствования высокой работоспособности.

Фактора режима дня для нормального роста детей: Первый — адекватная физическая подвижность, Второй - достаточность сна.

В режиме дня младших (3—4 года) и средних (4—5 лет) групп детского сада предусматривается 12—12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон. Для детей старшей (5—6 лет) и подготовительной (6—7 лет) групп на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем).

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

в 7 – 10 лет – 11 – 10 ч;

в 11 – 14 лет – 10 – 9 ч;

в 15 – 17 лет – 9 – 8 ч.

Обязательно пребывание детей на свежем воздухе.

Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Младшую группу составляют дети 3 – 4 лет, среднюю – 4 – 5 лет, старшую – 5 – 6 лет и подготовительную – 6 – 7 лет.

Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня:

1. в младшей группе – 10 занятий в неделю по 10 – 15 мин,

2. в средней – 10 занятий в неделю по 20 мин,

3. в старшей – 15 занятий в неделю по 20 – 25 мин;

4. в подготовительной – 19 занятий в неделю по 25 – 30 мин

Продолжительность перерывов между занятиями 10 – 12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.

Гигиена учебных занятий в школе.

Работоспособность школьников в течение дня имеет два подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8 – 12 ч и в 16 – 18 ч. При этом первый подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее второго.

Основными компонентами режима дня школьника являются учебные занятия в школе и дома, отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе, регулярное и достаточное питание, гигиенически полноценный сон. Обязательно должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору

Итак, учебный процесс в школе должен базироваться на гигиенической основе, а именно:

а) с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма;

б) обучение должно осуществляться в наиболее благоприятных условиях окружающей среды.

Только в этих случаях создаются предпосылки для оптимального, наилучшего функционирования детского организма, поддерживается высокий уровень работоспособности школьников, достигается основная цель — сохранение и укрепление их здоровья.

1. На уроках обязательно должны проводиться динамические паузы (физкультминутки), для учащихся 6-летнего возраста на 10-й и 20-й минуты от начала урока, для остальных — в середине урока.

2. Ограничение времени беспрерывного письма. Оптимальная длительность письменных работ для детей 1-го класса должна составлять 5-8 мин, для учащихся 4-го класса — может быть увеличена до 20 мин.

3. В гигиенических рекомендациях в связи с большой нагрузкой на орган зрения продолжительность непрерывного чтения в 1-м классе ограничивается 7-10 мин.

4. Согласно гигиеническим рекомендациям длительность показа диафильмов, диапозитивов для учащихся 1-2-х классов не должна превышать 7-15 мин. Показ кинофильмов и телепередач не должен превышать 15-20 мин в 1-2 классе, для учащихся 8-10-х классов — 25-30 мин. Для детей и подростков общая продолжительность работы с компьютером устанавливается в зависимости от возраста. В возрасте 6-8 лет она составляет 10 мин, для 10- летних— 15 мин, в 12 лет —20 мин, в 14 лет — 25 минут. Для 16-летних подростков допускаются 2 занятия в неделю, продолжительностью 30 и 20 мин.

5. Придельная учебная нагрузка школьников в неделю: 1-3-й классы -24 ч., 4-й классы – 27 ч, 5-7-й классы – 29 ч, 8-й класс – 30 ч, 9 – 10-й классы – 32 ч.

9. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков; понятия, значение, основные задачи.
Профессиональная ориентация - это многоаспектная научно обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии с учетом его желания, состояния здоровья и индивидуальных типологических особенностей личности, а также с учетом потребностей общества. Она включает в себя большой спектр проблем, среди которых наиболее важны: 
1) изучение особенностей профессий с точки зрения требований, предъявляемых к определенным качествам человека, обеспечивающим успех в освоении этих профессий; 
2) изучение психофизиологических и других качеств личности и выявление оптимального соответствия индивидуально-типологических особенностей людей определенным видам труда; 
3) изучение состояния здоровья подростка для обеспечения его соответствия избираемой профессии с целью сохранения и укрепления здоровья в процессе трудовой деятельности. 

Гигиенические аспекты медико-физиологической профессиональной консультации и ориентации включают:

1. Оценку современных условий труда в наиболее массовых профессиях;

2. Требования, предъявляемые ими к организму работающих (санитарные характеристики и профессиограммы);

3. Принципы группировки профессий для целей профориентации;

4. Установление закономерностей и тенденций развития у школьников психофизиологических функций и качеств, лежащих в основе овладения профессией;

5. Принципы проведения врачебной профессиональной консультации и профессионального отбора школьников с отклонениями в состоянии здоровья;

6. Обоснование возможности активного формирования профессиональной пригодности подростков и определение основных понятий и терминов по этой проблеме.

Профессионально пригодный подросток способен успешно овладеть профессией за время обучения, совершенствоваться в ней при работе и работать длительное время без ущерба для здоровья.

Значение и необходимость врачебной профессиональной консультации обусловлены тем, что многие подростки в той или иной степени ограничены в выборе профессий из-за отклонений в состоянии здоровья, в связи с наличием у них хронических заболеваний, дисфункций. Около 50% учащихся 8-10-х классов ограничены в свободном выборе профессии. Наиболее частыми причинами такого ограничения являются отклонения в состоянии зрительного анализатора (близорукость, дальнозоркость), требующие ношения очков, что допустимо не на всех работах. Серьезными причинами ограничения в выборе профессии являются заболевания и отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата и нервной системы, занимающие среди причин ограничений соответственно второе и третье места.
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов


связь с админом