Главная страница
qrcode

1. Факторы, формирующие и деформирующие здоровье детей и подростков. Группы детей по состоянию здоровья


Скачать 133.08 Kb.
Название1. Факторы, формирующие и деформирующие здоровье детей и подростков. Группы детей по состоянию здоровья
АнкорModel Gigiena detey i podrostkov.docx
Дата03.10.2017
Размер133.08 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаModel_Gigiena_detey_i_podrostkov.docx
ТипДокументы
#17899
страница6 из 7
Каталог
1   2   3   4   5   6   7

16. Гигиенические принципы организации учебной работы в школе. Роль врача в профилактике утомления и переутомления детей.
Гигиена учебных занятий в школе.

Работоспособность школьников в течение дня имеет два подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8 – 12 ч и в 16 – 18 ч. При этом первый подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее второго.

Основными компонентами режима дня школьника являются учебные занятия в школе и дома, отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе, регулярное и достаточное питание, гигиенически полноценный сон. Обязательно должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору

Итак, учебный процесс в школе должен базироваться на гигиенической основе, а именно:

а) с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма;

б) обучение должно осуществляться в наиболее благоприятных условиях окружающей среды.

Только в этих случаях создаются предпосылки для оптимального, наилучшего функционирования детского организма, поддерживается высокий уровень работоспособности школьников, достигается основная цель — сохранение и укрепление их здоровья.

1. На уроках обязательно должны проводиться динамические паузы (физкультминутки), для учащихся 6-летнего возраста на 10-й и 20-й минуты от начала урока, для остальных — в середине урока.

2. Ограничение времени беспрерывного письма. Оптимальная длительность письменных работ для детей 1-го класса должна составлять 5-8 мин, для учащихся 4-го класса — может быть увеличена до 20 мин.

3. В гигиенических рекомендациях в связи с большой нагрузкой на орган зрения продолжительность непрерывного чтения в 1-м классе ограничивается 7-10 мин.

4. Согласно гигиеническим рекомендациям длительность показа диафильмов, диапозитивов для учащихся 1-2-х классов не должна превышать 7-15 мин. Показ кинофильмов и телепередач не должен превышать 15-20 мин в 1-2 классе, для учащихся 8-10-х классов — 25-30 мин. Для детей и подростков общая продолжительность работы с компьютером устанавливается в зависимости от возраста. В возрасте 6-8 лет она составляет 10 мин, для 10- летних— 15 мин, в 12 лет —20 мин, в 14 лет — 25 минут. Для 16-летних подростков допускаются 2 занятия в неделю, продолжительностью 30 и 20 мин.

5. Придельная учебная нагрузка школьников в неделю: 1-3-й классы -24 ч., 4-й классы – 27 ч, 5-7-й классы – 29 ч, 8-й класс – 30 ч, 9 – 10-й классы – 32 ч.

Физиологи и гигиенисты трактуют утомлениекак временное снижение функциональных возможностей, наступающее в результате деятельности, и связывают его со сложным переплетением процессов в нервных центрах и периферических органах. Утомление, возникающее в результате деятельности ребенка, имеет двойственное биологическое значение. С одной стороны, оно является защитной охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма, с другой - стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей. О начале утомления школьника свидетельствуют:

•  снижение продуктивности труда: увеличение времени выполнения задания, числа ошибок и неправильных ответов;

•  ослабление внутреннего торможения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянное внимание;

•  ухудшение регуляции физиологических функций: нарушения сердечного ритма, координации движений;

•  появление чувства усталости.

Утомление представляет собой естественную реакцию на более или менее длительную работу. Признаки утомления нестойки и быстро исчезают во время сна или активного отдыха.




При чрезмерных учебных нагрузках ребенка, недостаточности сна и отдыха, особенно на фоне болезни, в организме могут произойти более глубокие патологические изменения с развитием переутомления. Переутомление- это кумулированное состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.

Начальные проявления переутомленияхарактеризуются изменением поведения ребенка, снижением успеваемости, потерей аппетита, наличием некоторых нервно-психических расстройств: плаксивости, раздражительности, нервного тика. К выраженным признакам переутомленияотносят резкое и длительное снижение умственной и

физической работоспособности, нервно-психические расстройства (нарушения сна, чувство страха, истеричность), стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония), снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.

Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьника необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях - комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.

Восстановление сниженного функционального состояния организма складывается из 2 фаз: восстановления функционального уровня и упрочения достигнутого состояния восстановленности

17. Отклонения в состоянии здоровья детей и подростков, обусловленные гигиеническими дефектами воспитания и обучения; профилактика.
18. Медицинский контроль за организацией физического воспитания в школе.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы для обеспечения определенного уровня физического развития, формирования и совершенствования двигательных качеств, умений, навыков с целью подготовки к разнообразной деятельности.

МЕДИЦИНСКИЙ   КОНТРОЛЬ.

4.1.Общее руководство организацией медицинского контроля за состоянием здоровья учащихся школы осуществляет городское управление охраны здоровья в соответствии с действующим законодательством Украины.

4.2.Медицинский контроль осуществляется в соответствии с действующими требованиями медико- педагогического контроля за физическим воспитанием учащихся школы.

4.3. Медицинский персонал школы:

- организует и проводит ежегодные медицинские осмотры в установленные сроки;

- готовит на основании результатов медицинских осмотров проект приказа о распределении учащихся на медицинские группы;

- комплектует специальные медицинские группы и оказывает консультационную помощь учителю, который осуществляет учебно- воспитательный процесс с данной категорией учащихся;

- осуществляет допуск ученика к занятиям после перенесенной болезни;

- совместно с учителем контролирует нагрузку на учащихся на уроках ( занятиях) по физическому воспитанию и спорту;

- проводит беседы с детьми о правилах личной и общественной гигиены, оказания первой помощи;

- контролирует соответствие учебных помещений санитарно- гигиеническим нормам и требованиям техники безопасности;

- осуществляет медицинское обслуживание физкультурно- оздоровительных  и спортивных мероприятий школы;

- заверяет заявки команд школы для участия во внешкольных физкультурно- оздоровительных и спортивных мероприятиях;

- проводит просветительскую работу среди педагогических работников, родителей по здоровому образу жизни, воспитанию здорового ребенка.
19. Гигиеническая оценка урока физического воспитания в школе.
Схема оценки организации урока физической культуры

Соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся.

Методически правильное построение урока с выделением отдельных частей, создание оптимальной моторной плотности занятия и физиологической нагрузки.

Выполнение физических упражнений, содействующих укреплению здоровья, гармоническому развитию и формированию правильной осанки.

Соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими уроками в расписании учебного дня и недели.

Проведение занятий в специальном помещении (спортивном или гимнастическом зале), на специально оборудованном пришкольном участке, стадионе, лыжной трассе или бассейне.

Выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.

Сдвоенные уроки физической культуры не допускаются (за исключением лыжной подготовки). В учебном расписании уроки нежелательно проводить в первые и последние часы учебного дня. В недельном расписании предпочтительно их включать в дни, когда начинается снижение работоспособности у школьников.

В структуре урока физкультуры выделяют 3 части:

Подготовительная (вводная) - 5-10 минут (построение, ходьба с выполнением дыхательных упражнений, легкий бег и др.). Ее задача - создать эмоциональное настроение учащихся, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.

Основная - 25-30 минут (общеразвивающие и другие упражнения в соответствии с учебным планом, спортивная игра). Ее задача - обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп и совершенствование физиологических функций организма.

Заключительная - 3-5 минут (ходьба с выполнением дыхательных упражнений, подведение итогов урока). Ее задача - обеспечение постепенного снятия двигательного возбуждения.
20. Факторы, детерминирующие здоровье ребенка и взрослого человека. Значение здорового образа жизни.
 Факторы, влияющие на здоровье человека

Сфера влияния факторов

Факторы

Укрепляющие здоровье

Ухудшающие здоровье

Генетические (15-20%)

Здоровая наследственность. Отсутствие морфо- функциональных предпосылок возникновения заболеваний

Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям

Состояние окружающей среды (20-25%)

Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания

Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки

Медицинское обеспечение (10-15%)

Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь

Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание

Условия и образ жизни (50-55%)

Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт. полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование и пр.

Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия, социальный и психологический дискомфорт. неправильное питание, вредные привычки, недостаточный уровень валеологических знаний

Многочисленные исследования показали, что факторами, обусловливающими здоровье, являются:

биологические (наследственность, тип высшей нервной деятельности, конституция, темперамент и т. п.);

природные (климат, ландшафт, флора, фауна и т. д.);

состояние окружающей среды;

социально-экономические;

уровень развития здравоохранения.

Здоровый образ жизни дает человеку следующие биологические и социальные преимущества:
- ЗОЖ положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат уменьшает затраты на лечение; 
- ЗОЖ способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;
- ЗОЖ обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;
- ЗОЖ является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;
- ЗОЖ обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе – высокий материальный достаток;
- ЗОЖ позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовывать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;
- ЗОЖ обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.
21. Основные элементы здорового образа жизни ребенка и взрослого человека; роль врача в его формировании.
Структура ЗОЖ включает следующие факторы:

- оптимальный двигательный режим;

- тренировку иммунитета и закаливание;

- рациональное питание;

- оптимальную психофизиологическую регуляцию;

- психосексуальную и половую культуру;

- рациональный режим жизни;

- отсутствие вредных привычек;

- валеологическое самообразование.

В формировании и осуществлении здорового образа жизни для каждого конкретного человека необходимо учитывать его психофизиологические особенности: тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции, возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материальное обеспечение и т. д.), личностно-мотивационные особенности личности.

Роль врача

совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания населения;

создание эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания и др.);

создание системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях;

мотивирование работодателей к участию в охране здоровья работников;

профилактика факторов риска неинфекционных заболеваний;

мотивирование руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.
22. Закаливание; понятие, принципы и методы проведения закаливания.
ЗАКАЛИВАНИЕ - комплекс мероприятий, направленных на повышение функциональных резервов и устойчивости организма к неблагоприятному действию физических факторов окружающей среды (повышение или понижение температуры воздуха, воды и др.) путем систематического воздействия этими факторами.

ЗАКАЛЕННОСТЬ - качество организма, обеспечивающее его сопротивляемость неблагоприятным метеорологическим факторам. Любые адаптивные реакции имеют общий, неспецифический характер и специфический, связанный с качеством действующего агента.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКАЛИВАНИЯ

Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания (возраст, группа здоровья, состояние ЦНС).

Постепенность закаливания. Постепенное увеличение силы воздействия закаливающего фактора путем снижения температуры раздражителя или увеличения площади, па которую он воздействует, или удлинение экспозиции.

Систематичность закаливания. Необходимость этого обусловлена условно-рефлекторным характером ответных реакций па закаливающий фактор. Длительный перерыв ведет к угасанию выработанных условных рефлексов: у детей дошкольного возраста через 5-7 дней, у взрослых - в течение 2-3 педель.

Разнообразие средств закаливания. Длительное применение какого-либо раздражителя в целях закаливания, в основном, повышает сопротивляемость организма данному раздражителю.

Оптимальное тепловое состояние детей. Оптимальная ответная реакция возможна только в условиях теплового комфорта. Максимальный эффект тренировки функции терморегуляции может быть достигнут лишь при кратковременных периодических воздействиях раздражающего фактора, поскольку длительное напряжение функции
вызывает ее истощение. Если ребенок охлажден, т.е. уже возникла защитная сосудосуживающая реакция, выработать должный ответ на закаливающее воздействие не удастся. В условиях перегрева, сопровождающегося напряжением терморегуляции и соответственно усилением потоотделения, даже умеренные закаливающие воздействия
могут привести к переохлаждению организма ребенка, так как при повышенной влажности кожи существенно изменяется ее теплопроводность.

Положительная эмоциональная настроенность. Закаливающий эффект связан с возрастными особенностями условнорефлекторных реакций у детей. В случае негативного отношения ребенка к закаливанию процедуру следует перенести или изменить характер воздействующего фактора.

Постоянный контроль за влиянием процедур на организм. Нерациональное применение закаливающих процедур, особенно чрезмерное пользование сильнодействующими факторами, отрицательно влияет на организм ребенка и может привести к тяжелым расстройствам здоровья.

Закаливание в повседневной жизни ребенка

1. Оздоравливающее действие чистого воздуха, рациональное сочетание температуры воздуха и одежды.

При указанной температуре воздуха дети должны находиться в двухслойной одежде и гольфах. При отклонении температуры воздуха помещений от указанной тепловой комфорт ребенка достигается изменением слойности его одежды. Для поддержания нужной температуры воздуха в групповых помещениях используется постоянное одностороннее проветривание (в присутствии детей, с одной стороны открыты 1-2 фрамуги), а также
сквозное проветривание (кратковременно, 5-7 минут, в отсутствии детей).

2. Оздоравливающее действие воздуха при организации дневного сна.

В теплое время года для сна надувают легкое белье с короткими рукавами, летом в жаркие дни дети могут спать в одних трусах. После укладывания детей сквозное проветривание на 5-7 мин., затем одностороннее проветривание. В холодное время года при организации сна в групповом помещении и спальне с температурой воздуха 15-16° ребенок одевается в пижаму, укрывается теплым одеялом. На отапливаемой спальне-веранде с температурой воздуха 5-0° ребенок должен иметь спальный мешок, пижаму, косынку, носки; на неотапливаемой веранде с температурой воздуха - 10-15° - спальный мешок, носки, косынку, поверх мешка теплое одеяло (матрацы и спальные мешки храпят в теплом
помещении).

3. Прогулка.

В зимний сезон года дети должны находиться на свежем воздухе не менее 4-5 часов ежедневно. Одежда и обувь ребенка должны соответствовать сезону и погоде, обеспечивать свободу движений и тепловой комфорт. Дети до 3 лет зимой выходят па прогулку в безветренную погоду при температуре наружного воздуха до - 15°, 4-7 лет - до - 22°, при этом длительность прогулки сокращается. Летом вся жизнь детей должна быть перенесена на открытый воздух. Одежда постепенно облегчается до трусов.

4. Хождение босиком.

В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать надо в жаркие дни, постепенно увеличивая время хождения босиком с 2-3 минут до 10-12 минут и продолжать при более низкой температуре воздуха (до 20°). Затем приучать ходить детей босиком в помещении. Перед дневным сном ребенок идет до своей кровати по дорожке босиком. Для детей 5-7 лет можно рекомендовать занятия утренней гимнастикой
сначала в носках, а затем босиком (в зале с паркетным, пластиковым или покрытым ковром полом).

5.Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе в течение всего года в соответствущей сезону спортивной одежде.

6.Использование воды в целях закаливания детей сочетается с формированием у них навыков личной гигиены. Обязательным требованием является постепенное снижение температуры воды при умывании и для завершающего полоскания при мытье ног. Дети до 3 лет моют кисти рук, лицо, шею. С возрастом и по мере привыкания к
процедуре увеличивается зона воздействия: руки до локтя, верхняя часть груди и спины.

Специальные меры закаливания

При организации специальных закаливающих мероприятий детей делят на три группы: группа - здоровые, ранее закаливаемые; группа - здоровые, впервые приступающие к закаливанию, или имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья; 3 группа - имеющие хронические заболевания или после длительного заболевания.

По мере закаливания, но не ранее чем через 2 месяца, дети могут быть переведены из одной группы в другую. Критериями для этого должны быть отсутствие в этот период острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция ребенка на процедуру, отсутствие отрицательных внешних признаков на холодовой раздражитель (выраженная одышка, резкое учащение сердцебиения, появление «гусиной кожи»).

Все рекомендации по специальным мерам закаливания (температура и экспозиция фактора), излагаемые ниже, соответствуют функциональным возможностям детей 2 группы. Для детей 1 группы конечная температура воздуха и воды при закаливании - на 2-4° ниже рекомендуемой для 2 группы; для детей 3 группы - на 2° выше, температуру действующего фактора следует снижать более медленно (через 3-5 дней при местном воздействии и через 5-6 дней при общем)
или уменьшать время воздействия.


Классификация специальных мер закаливания

по силе воздействия: местные (обтирание, обливание, ванна), общие (обтирание, обливание, ванна, купание в открытом водоеме);

по продолжительности;

- по действующему фактору (воздух, вода, солнце).


Начинается закаливание с более мягких воздействий (местных),
закаливание воздухом должно предшествовать закаливанию водой и солнцем.

1. ВОЗДУШНАЯ ВАННА - наиболее мягкая специальная закаливающая процедура.
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов


связь с админом