Главная страница

4 2013 г. 156Феномен ролевой позиции в структуре профессионально-личностной деятельности сотрудника органов внутренних делр. См. Цолцаева


Скачать 227.7 Kb.
Название4 2013 г. 156Феномен ролевой позиции в структуре профессионально-личностной деятельности сотрудника органов внутренних делр. См. Цолцаева
Анкор156-160_2.pdf
Дата05.04.2017
Размер227.7 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла156-160_2.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#11855
Каталогid237631060

С этим файлом связано 93 файл(ов). Среди них: Isaeva_E_L__Prakticheskaya_grafologia.pdf, Akt_patologoanatomicheskogo_issledovania_tela_Vl.pdf, Kratter_Yu_Sud_meditsina_ch_1_Telesnye_povrezhdenia_1926.pdf, Talkhoffer_Khans_Rukovodstvo_po_vedeniyu_boya_1.pdf, _Сафуанов Ф.С., Судебно-психологическая эксперт...doc, 05_4_2011_blok-5_1.pdf и ещё 83 файл(а).
Показать все связанные файлы
Прикладная юридическая психология № 4 2013 г.
156
ФЕНОМЕН РОЛЕВОЙ ПОЗИЦИИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ЛИЧНОСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Р. СМ. Цолцаева
Аннотация: в статье рассматривается проблема ролевой позиции в структуре профессионально-личностной деятельности сотрудника органов внутренних дел, представлен обзор
психолого-педагогической и психолого-
юридической литературы поданной про-
блеме.
Ключевые слова ролевая позиция, ролевые ожидания, самоопределение, социальная ситуация, ролевой конфликт, роль, позиция this article addresses the
problem of role-playing position in the
structure of professional and personal
activities of an employee of the Interior,
provides an overview of psychological, edu-
cational, psychological and legal literature
on the subject.
Keywords: role position, role expecta-
tions, self-determination, social situation,
role conflict, role Актуальность проблемы исследования ролевых позиций в структуре профессионально-личностной деятельности вызвана возросшими в настоящее время требованиями к сотрудникам правоохранительных органов как к всесторонне развитым профессионалам. За последние годы в психолого-педагогической и психолого- юридической литературе, посвященной вопросам профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, все чаще появляются указания на необходимость осуществления имиде- ятельности с определенных ролевых по- зиций.
Однако, обращаясь к определениям ролевых позиций в указанной литературе, мы не находим единства среди авторов. Становится очевидным, что в настоящее время точного определения несло- жилось, так как значение термина позиция каждый раз приходится определять исходя из содержания текста. Когда подчеркивается ролевая позиция в структуре профессионально-личностной деятельности сотрудника, тов различных случаях употребляют понятия самоопределение, роль, «отношение»,
«поведение», статус, точка зрения».
С учетом целей нашего исследования обратимся к анализу отечественной и зарубежной литературы, касающейся ролевых теорий и позиций. Итак, что же представляет собой ролевая теория личности и что она изучает Ролевая теория личности — это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения — ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Основные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Ми- дом, антропологом Р. Линтоном [7, Первый акцентировал внимание на механизмах научения роли, освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие ролевых ожиданий со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй обратил внимание на социально- культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены следующие феномены ролевой конфликт — переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности — следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.
Роль чаще всего понимается как социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Исполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормами ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности.
Сложность феномена социальной роли делает чрезвычайно трудным ее определение. Авторы в западной социальной психологии подходят к решению этой проблемы по-разному. Так, один из ведущих американских специалистов по вопросам ролевой теории Т. Сарбин в своей обобщающей статье поданной проблеме, написанной совместно с В. Алленом [9, с. 68–87], предпочитает вообще не давать определения понятию роль, указывая, что эта метафора удобна для социально-психологического анализа определенных аспектов социального поведения, и ссылается лишь на этимологию слова роль, взятого из театральной атрибутики. Другие авторы пытаются найти свои определения. Например, большой известностью пользуется уже упоминавшееся определение роли, которое было предложено Р. Линтоном: роль — это динамический аспект статуса [7, с. 186–198]. Линто- новское понимание роли мы находим и у И. Гоффмана, который определяет социальную роль как осуществление прав и обязанностей, связанных сданным статусом, с. 149–163]. М. Дойч и Р. Краусс отмечают, что ввиду различных подходов к пониманию роли в социальной психологии нецелесообразно пытаться искать всеобъемлющее определение, а достаточно указать те аспекты социального поведения, которые имеются ввиду большинством авторов, когда они говорят о роли. Ссылаясь на работы Дж. Тибо и Г. Келли [6], а также Р. Ромметвейта, они выделяют следующие аспекты. Роль как существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами. Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, то есть то, как он представляет модель собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами. Роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение.
Другими словами, в первом случае речь идет о представлениях других людей о том, как должен вести себя индивид, занимающий определенную роле-
Прикладная юридическая психология № 4 2013 г.
158
вую позицию, во втором — о его собственном представлении, как он должен себя вести в той или иной ролевой позиции, ив третьем — о наблюдаемом поведении индивида, занимающего определенную ролевую позицию, во взаимодействии с другими людьми. Как видим,
в большинстве случаев роль индивида при ее социально-психологическом рассмотрении связана сего позицией, положением и статусом. При этом статус часто рассматривается интеракциониста- мине как объективная позиция индивида в системе определенных социальных отношений, а прежде всего как субъективная категория, то есть набор или
«организация ролевых ожиданий, которые подразделяются на ожидания-права и ожидания-обязанности индивида при исполнении им той или иной роли.
В отличие отданного направления,
делающего акцент на ситуации, обратимся к личностному подходу (в понимании его как ориентированного на человека в системе общество — социальная роль — человек, к интерпретации социальных ролей ив качестве примера приведем работы и идеи И.С. Кона с. Это автор выделяет 3 понимания роли) в обыденном сознании, где быть в роли значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного поведения) в социальной психологии, которая использует это понятие для описания повторяющихся, стандартизированных форм поведения) наконец, в социологии, в которой понятие социальной роли обозначает безличную социальную функцию и норму, выполнение которой обязательно для тех, кто занимает данную позицию.
Человек, сознающий себя в роли»,
как правило, становится не только актером, но и зрителем собственных поступков. Это вносит в его поведение элементы отчужденности. Он ведет себя так, как если бы он был не самим собой, а кем- то другими это порождает у него внутреннюю напряженность, чувство неестественности своего поведения (даже если окружающие его не видят. И.С. Кон отмечает, что прежде чем реагировать на внешний символ, человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли. Он приходит к выводу о том, что процесс формирования личности означает ее интеграцию с различными социальными ролями и составление своей ролевой системы. Если степень идентификации личности с ролью высока, то они могут срастись, и роль может стать неотъемлемой частью личности [1, с. Что касается структуры социальной роли, то ее наиболее часто встречаемое описание в литературе выглядит следующим образом [3]:
1) описание типа поведения, соответствующего данной роли) предписание (требования, связанные сданным поведением. Человек занимает в обществе определенную позицию или должность, ас ней непременно связана совокупность прав и обязанностей (позиция начальника и подчиненного, наставника и молодого сотрудника. Исходя из этого общество можно представить как систему взаимодействующих должностей и позиций, а позицию как структурно оформленную единицу общества. Роль в такой интерпретации означает совокупность действий,
которые производит субъект для реализации занимаемой им позиции (требований должности. Позиция связана не только с системой действий, но и с системой ожиданий. От человека, занимающего ту или иную позицию, окружающие ждут соответствующих действий, и человек рассчитывает на определенное к себе отношение) оценка выполнения предписаний роли. От человека требуют определенных действий, да ион оценивает себя в зависимости оттого, какую роль играет и какую хотел бы играть на сцене, именуемой жизнью) санкции, то есть социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Такие санкции могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (презрение, или юридическими, политическими, экологическими и иными, реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл санкции — побудить человека к определенному типу поведения.
Методологические основы рассматриваемой нами проблемы были заложены С.Л. Рубинштейном [2]. Как мы ранее отмечали, в некоторых случаях проблему ролевых позиций приходится определять по содержанию текста. Говоря об этом, ученый анализировал вопросы самоопределения, которые близки по содержанию к нашей проблеме. Проблема самоопределения (ролевая позиция) рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа — внешние причины действуют через внутренние условия Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от внутренних свойств объекта,
означает, по сути, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешними как самоопределение определение внутренних свойств объекта, внутренняя позиция. Таким образом, в этом контексте в понятии самоопределения выражается активная природа внутренних условий, позиций.
Подход, намеченный С.Л. Рубин- штейном, развивает в своих работах КА. Абульханова-Славская, для которой центральным моментом самоопределения является также самодетерми- нация, собственная активность, осознание стремления занять определенную позицию. Сточки зрения автора, самоопределение это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом подчеркивается, что оттого, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам, зависит его ролевая позиция и общественная активность личности.
Проблема ролевой позиции в структуре профессионально-личностной деятельности, таким образом, является групповой проблемой взаимодействия индивида и профессии, в которой проявляются основные моменты этого вза- имодействия.
Понятие ролевой позиции в структуре профессионально-личностной деятельности сотрудника в научной психологической литературе пока не разработано. Следовательно, изучаемую проблему можно назвать сложной, многообразной, требующей дальнейшей разработки Прикладная юридическая психология № 4 2013 г.
160
Литература
1. Кон И.С
. Личность и ее социальные роли // Социология и идеология / ред.-сост. Л.А. Воловик. — М.:
Наука, 1969.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. —
СПб.: Питер, 2004. — 688 с. Фролов С.С. Социология учеб. для вузов. — М.:
Логос, 2006. — С. 187–191.
4. Шибутани Т. Социальная психология. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
5. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday
Life. — N. Y., 1959.
6. Kelley H.H., Thibaut J.W. The Social Psychology
W
W
of Groups. — N. Y., 1959.
7. Linton R. The Study of Man. — N. Y., 1936.
8. Mead G.H. Mind, Self and Society / р by
C.W. Morris. — Chicago: Univ. of Chicago Press, 1946.
9. Sarbin Th., Allen V.L. Role Theory / Lindzey G.,
Aronson E. (eds.) // The Handbook of Social Psychol- ogy. — Reading, 1968.

перейти в каталог файлов
связь с админом