Главная страница

Строители погребальных холмов и обитатели пещер.pdf. Адена и хоупвелл монументальное наследие


Скачать 19.4 Mb.
НазваниеАдена и хоупвелл монументальное наследие
АнкорСтроители погребальных холмов и обитатели пещер.pdf.pdf
Дата20.04.2017
Размер19.4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаStroiteli_pogrebalnykh_kholmov_i_obitateli_pescher_pdf.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#17439
страница1 из 14
Каталогpishyvk

С этим файлом связано 55 файл(ов). Среди них: Zhan_Bordiyyar_-_Soblazn_1979.pdf, Neo-futurizm_Vyzov_obschestvennym_vkusam_Sbornik_1913_g.pdf, Zhan_Bodriyyar_-_Paroli_Ot_fragmenta_k_fragmentu.pdf, Zhan_Bodriyyar_-_Obschestvo_potreblenia.pdf, Zhan-Pol_Sartr_Ekzistentsializm_-_eto_gumanizm_pdf.pdf, Zhan_Bodriyyar_-_V_teni_molchalivogo_bolshinstva.pdf и ещё 45 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСЧЕЗНУВШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ СТРОИТЕЛИ ПОГРЕБАЛЬНЫХ ХОЛМОВ И ОБИТАТЕЛИ ПЕЩЕР МОСКВА
«TEPPA»-«TERRA»
1997
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
АДЕНА И ХОУПВЕЛЛ: МОНУМЕНТАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ
7 Земляные колоссы 33 ЧАСТЬ ВТОРАЯ СТРОИТЕЛИ ХРАМОВЫХ МАУНДОВ: МОГУЩЕСТВЕННЫЕ И ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ
43 Ключик мирозданию 69 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ЦВЕТУЩИЕ ПУСТЫНИ ЮГО-ЗАПАДА
79 Сага о Меса Верде 109 ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ АН АС A3 И ПОВЕЛИТЕЛИ КАНЬОНОВ ИСКАЛ Чудеса Чако-каньона 150 Библиография 164 Указатель 166
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
АДЕНА И ХОУПВЕЛЛ: МОНУМЕНТАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ Этот летний

маунд. возвышающийся на юге центральной части Огайо, скрывает в себе погребения индейцев культуры
Хоупвелл древних обитателей региона. Он является частью индейского некрополя (площадью 0,5 zaj. названного Маунд-Сити. вертолете наднациональным заповедником Коконино в Аризоне. Кре- мер любил бродить по Коконино, ноне только суровая красота здешних мест, причудливое разнообразие ландшафтов, сочетание пустыни, каньонов, величественных гори альпийских лугов привлекали его. По огромной территории заповедника разбросаны руины тысяч доисторических сооружений, оставленных древними обитателями этого региона. Именно такой едва уловимый след давно ушедшего народа сделал незабываемым тот полет Кремера летним днем 1991 года. Солнце уже клонилось к горизонту, но пилот согласился в последний раз облететь отдельно стоящую гору из красного песчаника, возвышавшуюся над равниной на 360 метров. Она прикрывала древнюю каменную постройку, несколько ярусов которой занимали не менее трети высоты отвесного склона. Вертолет находился прямо над домом, в 180 метрах от крыши верхнего яруса, когда взгляд Кремера выхватил из монотонной красноты скалы черный провал входа в пещеру. На уступе передним лучи заходящего солнца вырисовывали силуэты трех огромных глиняных сосудов.
Кремер сразу понял, что наткнулся на нечто сенсационное. Кувшины пролежали здесь, вероятно, 700 лет, — отмечал он с благоговейным трепетом. " Но пещера была расположена так, что ее невозможно было увидеть ни с земли, ни с вершины горы. Пять лет назад я был на расстоянии 136 метров от нее, но мне ив голову не могло прийти, что она где-то рядом. Мы и с вертолета могли ее не заметить, окажись мы там рядом в любое другое время дня — тественное ощущение, — было мистическое, сверхъес-
Уоррен Кремер свой полет на
В момент открытия. В 1991 году пассажир вертолета, облетающего национальный парк Коконино в Аризоне, сфотографировал три больших глиняных кувшина у входа в пеигеру и отвесной скале (верхняя фотография. На этом месте они пролежали около 700 лет. Исследовавшие пещеру ученые, в том числе американский археолог Петер Пиллес (нижняя фотография, определили, что сосуды и другая домашняя утварь, обнаруженная здесь, принадлежали индейцам синагуа. Они покинули эту местность около
1400 года н. э. помогло лишь удачное освещение. О своем открытии Кре- мер немедленно сообщил администрации заповедника. Через некоторое время оснащенная лестницами иве ревками группа археологов преодолела отвесную стену и приступила к обследованию пещеры. В дополнение к трем красновато-коричневым сосудам, которые Кремер заметил с вертолета, в пещере были обнаружены еще два кувшина, а также корзины и другие предметы, созданные человеком. Исследователи поняли, что являются первыми посетителями этого места, с тех пор как оно много веков назад было оставлено своими обитателями. Один из археологов, Петер
Пиллес, позднее признался, что ощутил себя в тот момент "забравшимся в чужую кухню в отсутствие хозяина. Разумеется, ценность найденного едва ли можно выразить в денежном эквиваленте, тем не менее Пиллес говорит об исключительной важности" этого тайника. Глиняные кувшины, вместимостью почти 30 галлонов, являются одними из самых больших доисторических сосудов, когда-либо найденных в Аризоне в неповрежденном виде. Можно почти с абсолютной уверенностью сказать, что они принадлежали обитателям многоярусного дома, расположенного далеко внизу. Пещера, вероятно, использовалась в качестве кладовой, а в кувшинах хранились запасы драгоценной в этом засушливом регионе воды. Эксперты определили, что сосуды изготовлены в период между
1250 и 1350 годами нашей эры индейцами синагуа и относятся к типу керамики Тузигут Плейн. Исследователи надеялись, что анализ
иссохших остатков древних продуктов, обнаруженных в кувшинах и непосредственно в пещере, даст новый ключ к пониманию образа жизни синагуа. Само слово "синагуа" переводится с испанского как "лишенное воды. Индейцы этой культуры использовали различные способы безырригационной обработки земли. И они добивались урожаев от этой скудной почвы, на которой возделывали бобы, злаки и тыкву. Ведя оживленный обмен товарами и идеями с соседними культурами, их общины процветали в районе современного города
Флагстафф на протяжении почти восьми столетий. Около 1400 года по непонятным пока причинам синагуа покинули свои высотные дома и слились с окрестными общинами. Было бы неправильно сказать, что они исчезли. К ним восходят современные индейские племена, населяющие этот регион. Но как особое культурное образование Синагуа канула в Лету задолго до открытия Америки Колумбом, предоставив археологам копаться в причинах ее расцвета и упадка.
С
инагуа — только одна из длинного списка древних американских культур, которые расцветали и гибли до того, как европейские переселенцы объявили Новый Свет своим владением. Эти культуры не оставили записей о своих достижениях, обычаях, религиозных верованиях и повседневной жизни. Мы даже не знаем, как они сами себя называли. Поэтому археологи давали культурам имена, исходя из особенностей среды обитания, подобно Синагуа, или по названию богатой археологическими находками местности. К счастью, сохранились материальные свидетельства существования этих удивительных культур. В основном это внушительных размеров сооружения, заставляющие задуматься о могуществе их создателей. Но многое могут рассказать и небольшие находки — фрагменты керамики, корзины, человеческие кости, каменные наконечники копий, зерна, пыльца растений и даже остатки пищи, приготовленной несколько столетий назад. Сих помощью ученый с дотошностью детектива воссоздает картину жизни реальных людей, скрытую за безмолвными предметами. Современному специалисту по древним цивилизациям нет необходимости доказывать, что территория Соединенных Штатов вмещает в себя широкий спектр высокоразвитых доколумбовых сообществ. Это было итак очевидно. Еще в X V I веке испанские охотники за сокровищами, такие, как Эрнандо де Сото на юго-востоке и Фран- сиско де Коронадо на юго-западе, сталкивались как с древними руинами некогда процветавших поселений, таки с живыми потомками их создателей. Но интересы конкистадоров были направлены на поиски золота, а не на научные изыскания — иначе бы они не остались с пустыми руками.
9

10 Двумя столетиями позже волны переселенцев из Европы хлынули с Атлантического побережья на запад, в районы, которые считались дикими и необжитыми. Но вместо этого они обнаружили следы активной человеческой деятельности, куда более значительной, чем можно было ожидать от сравнительно небольшого числа индейцев, населявших эти территории. Массивные земляные сооружения любых очертаний — пирамиды, конусы, холмы, расположенные уступами террасы и фигуры животных, создание которых требовало многодневного упорного труда — рассыпаны по ландшафтам к западу от Ап­
палачей. Их точное количество узнать невозможно, так как многие были разрушены плугом фермера, размыты реками или поглощены городской застройкой, прежде чем их смогли хоть как-то обследовать. Но без преувеличения можно сказать, что их число достигало сотен тысяч. Разумеется, древняя Америка по количеству своих пирамид значительно превосходила Египет фараонов. Одна из них — до сих пор возвышающаяся в штате Иллинойс — даже имеет большую площадь основания, чем великая пирамида Хуфу. Вокруг этого ритуального центра, сооруженного из земли, в XII веке располагался шумный город. В нем насчитывалось 12 тысяч жителей — столько же, сколько в Лондоне той эпохи. Этот город обладал прочными связями с другими поселениями. Некоторые из них находились в сотнях километров от его деревянных палисадов. Позже, когда пионеры достигли засушливых областей на юго- западе континента, они были поражены великолепными творениями других туземных культур, которые при возведении своих грандиозных сооружений предпочитали камень. Предметы из дерева, кожи, тканей и перьев, подверженные гниению во влажном климате восточных лесных массивов, здесь дошли до нас неповрежденными, изумляя красотой и сложностью своего исполнения. Техническая мысль древних обитателей этих земель достигла значительных высот. Сохранившиеся участки ирригационных каналов доказывают, что некогда пустыня была превращена умелыми руками в цветущий край. Позднейшие археологические исследования показали, что эти земледельцы были также выдающимися художниками. Созданные ими керамические изделия признаны одними из красивейших в мире, а по технике гравировки они, по крайней мерена четыре столетия опередили европейских мастеров эпохи Возрождения. Преобладающая в регионе культура получила название Анасази. Ее следы, вперемешку со следами других культур, можно встретить - на огромной Территории. До сих пор в каталоги вносят все новые предметы, относящиеся к этой культуре. Самым выдающимся ее достижением является, несомненно, сооружение скальных жилищ, взбегающих уступами по отвесным склонам горна головокружительную высоту. Один из таких потрясающих комплексов, высотой в пять этажей и состоящий из 8 0 0 комнат, со времени своей постройки в XII веке
Поселения культуры Адена Поселения культуры Хоупвелл Поселения культуры Хоупвелл в Огайо Поселения культуры Миссисипи Поселения культуры Миссисипи Каддоа Поселения культуры Миссисипи Онеота Поселения типа Древний Форт На карте показаны восточные регионы Соединенных Штатов, в которых на протяжении двух тысячелетий развивались три отдельные группы строителей
маундов (на карте они показаны с помощью условных обозначений. Изобилие природных ресурсов и легко обрабатываемые почвы обусловили их расселение по долинам рек. С 500 г. дон. э. до I века н. э. индейцы Адена (зеленый цвет) занимали центральную часть долины р. Огайо, от юго-востока Индианы до
юго-запада Пенсильвании. Индейцы Хоуп­
велл (красный цвет, культура которых достигла своего пика между 50 г. дон. э. и 400 г. н. э, также жили по берегам Огайо, но при этом получали товары и сырье из многих отдаленных районов материка. С 800 г. н. э. до покорения европейцами индейцев культуры Миссисипи — строителей великих храмовых маундов те процветали вдоль Миссисипи с ее притоками и на
юго-востоке (голубой цвет.

12 Белая известь помогает разглядеть очертания этого маунда, расположенного на

северо-востоке Айовы. С воздуха хорошо видно, что по форме он напоминает медведя. Это одно из многих земляных сооружений, имеющих форму животных, на территории Айовы, Висконсина и Миннесоты. Они были возведены примерно между 650 и 1200 гг. н. э. Подобно маунду с очертаниями медведя, соседние округлые и продолговатые маунды могли выполнять функции символов или были местами погребений. и дох годов X I X века сохранял титул крупнейшего жилого дома в мире. Как и сотворенные человеком чудеса на юго-западе США, мириады земляных сооружений на востоке должны были оказывать на граждан молодой страны впечатление, подобное впечатлению от храмов, дворцов и руин Старого Света. В 1848 году редактор одной из газет писало скоплении маундов и насыпей в Ньюарке (Огайо Посетителя, впервые попавшего на древнюю аллею, не покидает ощущение благоговейного трепета, какое он мог бы почувствовать, проходя через порталы египетского храма. Регион к западу от Алегайнских гор (часть Аппалач), с паутиной кристально чистых рек, плодородными низменностями и бескрайними лесами, сначала казался пионерам практически необжитым. Но продвигаясь в конце XVIII века все дальше на Запад, поселенцы были поражены возникающими передними одно за другим земляными сооружениями всевозможных форм — от небольших конусообразных маундов до сложных композиций из валов и насыпей. Монументы из земли, плод совместных усилий больших групп людей, были сконцентрированы в долине реки Огайо. Их количество в
этом месте оценивается примерно в десять тысяч. Но, как скоро стало ясно, они располагались и на других территориях. Район их распространения — от Канады и западной части Нью-Йорка до Небраски и вдоль побережья Мексиканского залива от Флориды до восточных районов Техаса. Эти курганы возбуждали любопытство первых поселенцев. Некоторые из этих курганов напоминали по форме очертания животных или птиц другие имели форму геометрических фигур восьмиугольников, кругов и квадратов третьи представляли собой усеченные пирамиды с разровненными площадками наверху. Постройки на вершинах холмов, похожие на форты сих толстыми стенами и насыпями, казалось, стояли безмолвной стражей, ожидая нападения давно забытых врагов. Заинтригованные фермеры вонзили лопаты в некоторые сооружения — и ничего не нашли. Ноне все маунды обманывали ожидания искателей кладов, многие, особенно конические, содержали в себе керамику, орудия труда, ювелирные изделия, оружие, человеческие останки. Предметы были явно предназначены для сопровождения умерших вовремя их путешествия в загробный мир. Большое земляное сооружение, расположенное в лесу у кромки фермерского поля штат AuoeaJ, изображает летящую птицу. Большинство птиц, медведей и стилизованных ящериц, сооруженных строителями маундов, возвышаются над землей всего на метр, нов длину они могут иметь до 30 метров.

14
зультате получила распространение идея, что индейцы не обладали ни желанием, ни мастерством, чтобы осуществить такие огромные инженерные проекты. Несмотря на общее мнение, непредвзятое исследование, проведенное одним человеком, показало, что маунды были слишком древними, чтобы являться творениями непосредственных предков современных индейцев. Манассия Кутлер, проницательный священник из Массачусетса, в 1788 году прибыл в новый поселок Мариетта на реке Огайо и обнаружил срубленные деревья на комплексе маундов площадью примерно в 1,5 гектара. Он вполне логич-
Одним из самых аккуратных из ранних археологов-любителей был Томас Джефферсон — хорошо образованный и разносторонний человек. Накануне 1781 года этот неутомимый государственный деятель, архитектор и ученый из штата Вирджиния произвел раскопки небольшого погребального маунда около своего дома в Монтичелло. Его техника предвосхитила методы профессиональных археологов, появившиеся столетием позже. Сначала он прокопал разведочную траншею, чтобы получить предварительное представление о структуре маунда, уделяя пристальное внимание стратификации (распределению по слоям) человеческих костей, которые он выкапывал. Останки были разбросаны в таком беспорядке, что, как писал
Джефферсон, "создавалось впечатление, будто их высыпали без разбора из мешка или корзины. Он предположил, что маунд мог содержать до тысячи скелетов. Но чьих Джефферсон, изучавший в отрочестве традиционные знания индейцев, не имел ни малейшего сомнения, что этот и другие вирджинские маунды были созданы американскими индейцами. Некоторые соотечественники Джефферсона соглашались, что индейцы могли построить маунды в Вирджинии или в более западных областях, однако большинство считали это преувеличением. Многие сооружения были ошеломляющих размеров, и их возведение требовало огромного количества хорошо организованных рабочих. В основном поселенцы долины реки Огайо недооценивали прежних обитателей этих мест. В рено предположил, что деревья могли вырасти только после того, как это место было заброшено. По числу годовых колец на срезе ствола дерева он определил, что возраст маундов составляет от 400 до 1000 лет. И хотя он несколько ошибся, с научной точки зрения его метод для того времени был безупречен. Вполне вероятно, что это была первая в истории археологии попытка датировки с помощью древесных колец — зачатки дендрохронологии (стр. 90—91). Вначале века миф о строителях маундов прочно укоренился в умах американских романтиков. Отвергая возможность того, что эти грандиозные земляные сооружения возвели простые индейцы, они изобрели высшую доисторическую расу, ныне исчезнувшую с лица земли. Любители и ученые-профессионалы, используя древние тексты и свое собственное богатое воображение, объявляли строителями маундов самые разные древние народы от викингов и англосаксов до греков, римлян, финикийцев и даже легендарных десяти колен Израилевых (ошибка у автора колен Израилевых двенадцать, а не десять. — Примеч. ред От их внимания не ускользнул практически ни один народ Старого Света, который хоть когда-нибудь соорудил нечто похожее или чьи тексты упоминают о возведении неких "высоких мест. Ни один. Кроме индейцев, разумеется. Хотя некоторые версии об "исчезнувшей расе содержали идею о переселении строителей маундов в Мексику, где ими были созданы высокоразвитые цивилизации, большинство изображало более печальный исход. Многие авторы полагали, что культура строителей маундов была уничтожена дикими племенами американских индейцев. В 1832 году Уильям Каллен Брайант в своей поэме " Прерии" писал "Пришел чужак — бродячий мир племен, воинственных и лютых Строители Холмов исчезли из долин. Все кончено. Лишь бренные останки хранят курганы те. Необычность и таинственность привлекала к маундам многочисленных исследователей. И хотя они пытались найти подтверждение существующим мифам, их работы тем не менее закладывали основы современной американской археологии. Прекрасным ученым оказался археолог-любитель Калеб Атвотер. Он проводил раскопки поселения Сиркльвилль в Огайо, названного так из-за двух круглых концентрических земляных сооружении, примыкающих к ограде городка. В то время как многие маунды исчезали под плугом фермеров, Атвотер систематично изучал, измеряли наносил на карту те, которые сохранились. В 1820 году он опубликовал их детальное описание.
Атвотер был старательными методичным топографом маундов, нов трактовке их происхождения он склонялся к романтической версии. Он считал, что строители маундов пришли из Индии, частично

16 обосновывая это тем, что жители этой страны располагают свои святилища по берегам рек. В качестве подтверждения он приводил находку из маунда в Теннесси — глиняный сосуд, неверно истолковывая его как изображение трехголового идола, представляющего почитаемую в Индии троицу божеств. И хотя в наши дни его теория кажется смешной, многие эксперты (в частности, Стивен Уильяме из Гарварда, один из ведущих специалистов по маундам) по достоинству оценили широту исследований
Атвотерта и ту тщательность, с которой он их проводил. Десятилетием позже в Филадельфии выдающийся врач Сэмю- эль Г. Мортон начал изучать черепа строителей маундов. Пытаясь определить, существовали ли какие-либо различия в объеме черепной коробки у представителей разных рас, Мортон собрал коллекцию из
9 6 8 человеческих черепов для своих исследований. Будучи пионером в области физической антропологии, он определил 10 различных технических приемов для изучения черепа, включая наполнение его горчичными зернами для определения объема. Сравнив восемь черепов, обнаруженных в маундах, с шестью черепами современных индейцев, он заключил, что они принадлежали представителям одной расы. Хотя способ исследования далек от совершенства, вывод правилен. Однако, представляя это открытие в своей книге "Crania Americana" (Американские черепа лат вышедшей в
1839 году, Мортон не смог преодолеть инерцию мышления и написал, что строители маундов и индейцы принадлежали к одной расе, но к двум разным ее ветвям цивилизованной — тольтекской, названной в честь ранних обитателей Мексики, которыми очень восхищались ацтеки, и варварской. Разумеется, индейцев он относил ко второй.
В
течение следующего десятилетия два выдающихся археолога-люби­
теля завершили эпохальное исследование самого сердца страны маун­
дов. Работая в Чилликотэ (Огайо) под покровительством Американского этнологического общества, Эфраим Г. Сквайр, редактор местной газеты, и Эдвин Г. Дэвис, врач, открыли за период между 1845 и 1847 годами более 200 маундов и около 100 площадок, огороженных земляными валами. Они провели раскопки некрополя, площадью полгектара, расположенного по соседству с Маунд-Сити, содержавшего 23 погребальных маунда. Они тщательно следили за слоями, содержащими керамику, украшения и другие предметы. Археологи исследовали земляные сооружения, делая зарисовки и подробные карты. Кроме того, они критически проанализировали работу
Калеба Атвотера и труды других авторов поэтому вопросу. "С самого начала, — писал Сквайр, — предвзятое отношение было отброшено. Все исследования проводились так, будто не было прежде ни увлечения фантастическими теориями, ни вообще каких-либо знаний поэтому предмету.

17 Полученные Сквайром и Дэвисом данные были опубликованы в 1848 году в качестве первого тома в серии книг по естественным наукам. Издание этой серии финансировал недавно созданный Смит- соновский институт. Результаты их исследований поразительны. Они почти полностью соответствуют представлениям современных археологов. Так, например, они считали земляные сооружения геометрической формы отгороженными священными местами, выполнявшими религиозные функции, и полагали, что строители маундов были искусными инженерами и математиками. Рисунки этих двух ученых в наше время бесценны, так как многие из изображенных на них маундов с тех пор исчезли с лица земли. Эти тщательно и изящно выполненные рисунки (см. стр. 34

40) и посей день служат для посетителей путеводителями по сохранившимся в Огайо маундам. Книга Сквайра и Дэвиса "Древние памятники долины Миссисипи" привлекла к себе такое широкое внимание, что в 1849 году только что избранный президент США За- кари Тейлор назначил Сквайра, активно занимавшегося политикой, на дипломатический пост в Центральной Америке. Однако Сквайр не оставили своего увлечения археологией. Но несмотря на все это, миф о "Строителях Маундов" не собирался умирать. Даже Сквайр заключил, что земляные сооружения демонстрируют "гораздо более высокий уровень знаний, чем тот, которым обладали племена охотников Северной Америки. Предметы из керамики и других материалов, извлеченные из маундов, значительно превосходили по мастерству исполнения неуклюжие и лишенные изящества изделия индейцев, которых Сквайр определял как "дикие первобытные орды. Почти до конца столетия эта тема обсуждалась как специалистами, таки широкими массами. Преимущество в это время было на стороне Дж. У. Фостера, выдающегося геолога и президента Чикагской академии наук, который придерживался традиционной точки зрения. Предположить, что индейцы, "отличавшиеся жестокостью и вероломством, были создателями маундов, "почти также абсурдно, как предположить, что они построили египетские пирамиды, — писал
Фостер в 1873 году. В конечном счете путь к истине проложили два влиятельных в американском научном мире исследователя. Джон Уэсли Пауэлл был ветераном Гражданской войны после героического похода через Большой Каньон в 1869 году он был назначен директором Управления геологии Соединенных Штатов. Занимаясь изучением американских индейцев и будучи страстным поклонником индейской культуры, Пауэлл сотрудничал со Смитсоновским институтом. В
1879 году он добился создания Смитсоновского отдела этнологии и возглавил его, продолжая руководить Управлением геологии. Эти две должности он совмещал вплоть до своей смерти в 1902 году.

18
Пауэлл стремился, чтобы Отдел этнологии, как и следует из его названия, проводил исследования существующих племени не вмешивался в дискуссии археологов. Сам Пауэлл вырос среди маундов Огайо, Висконсина и Иллинойса и не раз копался в них. Кроме того, он изучал современные индейские культуры. В итоге у него почти не осталось сомнений, что маунды были созданы предшественниками этих индейцев. Когда Конгресс под давлением археологов выделил отделу 5 0 0 0 долларов на изучение маундов, Пауэлл ухватился за возможность решить проблему и провести более продуктивные исследования. В конце 1881 года Пауэлл поручил Сайрусу Томасу возглавить Отделение по изучению маундов. Томас должен был ответить на основной вопрос были ли маунды построены индейцами Пауэлл считал, что почти знает ответ, но тоже самое думали Томас. Он был ученым старой закалки и говорило себе как о "яром стороннике идеи о существовании расы Строителей Маундов, отличавшихся от американских индейцев. Но при этом Томас, бывший адвокат, школьный управляющий, протестантский священник, профессор и энтомолог, не мог, к его чести, позволить предубеждениям взять над собой верх. Он отбросил в сторону всякое предвзятое мнение и занялся сбором фактов. Как раз когда он приступил к работе, бывший конгрессмен от Миннесоты Иг- натиус Доннелли издал книгу, быстро ставшую популярной. В ней он самоуверенно заявлял, что строителями маундов на самом деле были уцелевшие обитатели исчезнувшей Атлантиды. Недостаток денежных средств и рабочей силы не позволял исследовать все маунды. Опасаясь, что многие из них могут быть вскоре разграблены или уничтожены, Томас пришел к компромиссному решению. Он приказал провести детальное исследование отдельных характерных маундов в ряде различных регионов водно и тоже время. На пике своей активности одновременно шесть ассистентов Томаса трудились в восьми штатах, от Флориды до Северной и Южной Дакоты. Будучи строгими даже скупым распорядителем работ, Томас ввел сдельную заработную плату, снизив ее даже своему родственнику, который представил небрежно составленный доклад. Все это заставляло ассистентов активно действовать. Всего они обследовали 2000 маундов в 24 различных штатах и добыли 40 000 предметов. Удивительно,'что большая часть работ была выполнена всего за четыре года. Итоговый отчет был опубликовал в 1894 году и занял 730 страниц. В нем Томас писал, что миф о расе Строителей Маундов оказывал на исследователей такое сильное влияние, что "однажды овладев их разумом, приводил к искажению результатов и выводов всех дальнейших исследований. Но это не относится к отчету, который убедительно доказал, что строители маундов, столь сильно различавшиеся по своим типам, принадлежали к разным культурами эпохам, но все они были индейцами. Причем строительство маундов на юго-востоке продолжалось даже после прихода европейцев. "Прямые связи между индейцами и строителями маундов столь многочисленны и очевидны, — заключал Томас, — что можно без колебаний утверждать индейцы и строители маундов — одни и те же люди . Изыскания Смитсоновского института совместно с усилиями других профессионалов нанесли удар по фантастическим теориям. Однако все еще оставалось загадкой, кем конкретно и с какой целью были построены маунды. Ответ на этот вопрос искали археологи прошлого столетия, расшифровывая кусочек за кусочком, фрагмент за фрагментом ненаписанную летопись строителей маундов и их предшественников. Этот титанический труд позволил воссоздать картину их истории. Однако в этой картине отсутствовали самые главные компоненты. История началась 15 000 лет назад, перед окончанием последнего ледникового периода, когда первые поселенцы вступили на землю Америки. Они пришли из Азии по существовавшему в то время совой поддержке правительства была осуществлена широкая программа археологических исследований. Раскопки, проводившиеся в основном в Кентукки, помогли выявить различные погребальные обряды индейцев культуры Адена. Одних покойников сжигали. Других помещали во вре- верной части Кентукки и на юго-востоке Индианы. В е годы XX века, в эпоху Великой Депрессии, при финан- обнаружить на западе Пенсильвании, в Западной Вирджинии, се- ликотэ и реки Сиото, притока Огайо. Однако ее следы можно естественного происхождения. Со временем древние индейцы начали создавать для погребения покойников искусственные насыпи, которые в наше время принято называть маундами. Самая ранняя из наиболее значительных культур строителей маундов, Адена, возникла около 500 г. дон. э. в центре долины реки Огайо. Свое имя она получила по названию поместья около Чилликотэ в Огайо, где археологи в 1901 году входе раскопок обнаружили характерные предметы. Находки, связанные с культурой Адена, сосредоточены в основном в радиусе 240 километров вокруг Чил- тов и других зверей, пока многие виды животных не оказались истребленными. Это произошло 10 000 лет назад. Тогда люди переключились на более мелкую дичь, занялись рыболовством и собирательством. Приблизительно к 1000 году дон. э. различные группы в восточной части Северной Америки уже обладали тремя основными признаками, свидетельствовавшими о наличии культуры. Они производили керамические изделия, практиковали примитивную обработку земли и уделяли большое внимание погребальному обряду. Своих умерших они хоронили в насыпях из гравия, оставленных отступившим ледником, ив холмах Аляской. Продвигаясь вдоль глетчеров к югу, они охотились на мамон- месте Берингова пролива сухопутному перешейку между Сибирью и
19 на
менные могилы или, возможно, оставляли на церемониальных платформах на деревьях, пока хищные птицы не превращали тело умершего в скелет. Затем очищенные от мяса кости собирали вместе и хоронили. Сами погребения также различались. На раннем этапе своей истории индейцы Адена выкапывали для трупа небольшое углубление. Края ямы отделывали глиной или корой деревьев, а сверху нагромождали кучи земли. При этом использовались, по непонятным пока причинам, разные типы грунта, так что получавшийся в итоге невысокий маунд был покрыт разноцветными пятнами. Позже стали сооружаться более сложные — срубные гробницы, которые впоследствии засыпались землей. Иногда срубы покрывались крышей из бревен. В таких случаях гробницы могли содержать несколько тел. Изредка около срубных гробниц располагались круглые деревянные дома. Возможно, труп выставляли в доме для прощания на достаточно долгое время. При этом его посыпали красной охрой и другими пигментами, цвета которых могли символизировать жизнь. С умершим обращались с большим почтением. Затем дом сносили и засыпали землей. Это, видимо, была кульминационная точка ритуала. Такие гробницы сооружались для тех, кого Чарльз Э. Сноу, специалист по физиологии индейцев Адена, назвал "почитаемыми мертвецами. Он считал, что кремация предназначалась для простых людей, а в срубах хоронили знать. Постепенное усложнение погребений, а также высокое качество содержащихся в них предметов свидетельствуют, что социальное неравенство со временем увеличивалось. Интересно, что составлявшие верхушку общества люди превосходили своих соплеменников ростом. Среди "почитаемых мертвецов, как считал Сноу, рост в 180 сантиметров был обычным явлением. Многие маунды Адена содержат бесчисленные пласты, которые в течение веков наслаивались друг на друга по мере добавления все новых погребений. Подобные напластования можно продемонстрировать на примере Крисеп Маунда, расположенного на реке Огайо, в 10 км к югу от от Маундвилля в Западной Вирджинии. Этот маунд был раскопан Доном В. Драго из питсбургского музея Кар неги вовремя спасательной операции летом 1958 года. Угольная компания собиралась построить на этом месте завод. Ее руководство согласилось оказать помощь в исследованиях. Археологам были приданы четверо рабочих и техника, чтобы убрать лишнюю землю. Однако для предохранения ма­
унда от повреждений землекопы должны были использовать лопаты и небольшие мастерки. Постепенно, сантиметр за сантиметром они удаляли землю, одновременно борясь с корнями белой акации, выросшей на вершине. Хотя маунд был сравнительно небольшой — высота составляла
4,5 метра, диаметр основания — 21 метр, — работа заняла 13 недель, что в два раза больше, чем планировал Драго. Но результаты стоили того. Драго обнаружил скелеты 54 человек, захороненные в трех основных погребениях круглой формы. Эти погре-
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов
связь с админом