Главная страница

Аристотель - Политика (Книги мудрости) - 2010. Аристотель


Скачать 14.07 Mb.
НазваниеАристотель
АнкорАристотель - Политика (Книги мудрости) - 2010.pdf
Дата09.10.2018
Размер14.07 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаAristotel_-_Politika_Knigi_mudrosti_-_2010.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#46774
страница14 из 19
Каталогid237392015

С этим файлом связано 79 файл(ов). Среди них: Besy.pdf, Belovitskaya_A_-_Angliyskiy_yazyk_Gramotnye_koty_-_Gramotnye_kot, Ionina_A_A_-_Angliyskaya_grammatika_XXI_veka_Universalny_effekti, Mizinina_I_N__Mizinina_A_I__Zhiltsov_I_V_Anglo-russkiy_i_russko-, Tablitsa-angliyskikh-matov.pdf, Учебник Деонтология в медицине ХНМУ 2014 А5 258 с..docx и ещё 69 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
00 IV 00
1. Мы должны теперь обратиться к рассмотрению того, какой характер принимают государственные перевороты применительно к каждому из видов государственного строя, согласно нашему подразделению. В демократиях перевороты чаще всего вызываются необузданностью демагогов, которые, с одной стороны, путем ложных доносов по частным делам на состоятельных людей заставляют этих последних сплотиться (ведь общий страх объединяет и злейших врагов, ас другой стороны, натравливают на них народную массу. Правильность этого замечания можно было бы подтвердить многими примерами. 2. Так, на Косе демократия пала, после того как там появились дрянные демагоги, а знать объединилась. Тоже самое на Родосе демагоги взяли на себя управление государственными финансами и стали препятствовать выплате денег, задолженных государством триерархам; последние были вынуждены сплотиться между собой ввиду грозивших им судебных разбирательств и упразднить демократию. Упразднена была демократия ив
Гераклее; тотчас же после основания этой колонии притеснявшаяся демагогами знать удалилась в изгнание, затем изгнанники объединились и, возвратившись, упразднили демократию. 3. Подобным же образом упразднена была демократия ив Мегарах: демагоги изгнали многих знатных, чтобы иметь возможность конфисковать их имущество изгнанников этих набралось много вернувшись, они победили демократов в битве и установили олигархию. Тоже случилось в Ки­
ме при демократии, которую упразднил Фраси- мах. Почти таким же образом, как оказывается при ближайшем рассмотрении, происходили государственные перевороты ив остальных местах. То демагоги, желая подольститься к народу, начинают притеснять знатных и тем самым побуждают их восстать, либо требуя раздела их имущества, либо отдавая доходы их на государственные повинности то они наводят на богатых изветы, чтобы получить возможность конфисковать их имущество. У древних, когда демагог становился вместе стем и военачальником, государственный строй переходил втиранию едва лине большая часть
древних тиранов происходила из демагогов. Причина, почему прежде это случалось так, а теперь не бывает, заключается в следующем тогда демагоги были из среды полководцев (мастеров по части красноречия не было, теперь же, с расцветом ораторского искусства, демагогами становятся те, кто умеет красно говорить но так как в военном деле они неопытны, то и не пытаются стать тиранами, а если что-нибудь подобное и случается, то разве только на короткое время. В прежние времена тирания возникала чаще, чем теперь, еще и потому, что в руках некоторых лиц сосредоточивались большие полномочия так, в Милете тирания возникла из прятании
(притан ведал многими важными делами, атак же вследствие того, что и города были тогда невелики, простой народ жил на полях, без отдыха занимался своей работой и, таким образом, пред­
статели народа, когда они обладали военными талантами, стремились к тирании. Но этого достигали все они потому, что пользовались доверием народа, а средство приобрести доверие заключалось в том, что они объявляли себя ненавистниками богатых. Так, в Афинах Писистрат
добился тирании, вступив в распрю с педиаками;
Феаген в Мегарах — избив скот состоятельных людей, застигнутый им на пастбище у реки Дионисий — после того как он обвинил Дафнея ибо гачей и благодаря этой вражде поверили, что он предан народу. 6. Встречается также и переход от отеческой демократии к современной. Там, где должности замещаются путем избрания, не на основании имущественного ценза, а выбирает народ, демагоги, стремясь захватить должности в свои руки, достигают того, что народ становится выше самих законов. Целительным средством к уничтожению или ослаблению этого зла может служить то, чтобы при выборах должностных лиц голосование происходило по отдельным филам, а не поголовно.
Вот по каким причинам происходят государственные перевороты в демократиях ® V ® ©

1.
Два наиболее заметных повода, преимущественно ведущих к крушению олигархий первый — притеснение олигархами народной массы в этом случае любой становится предстате­
лем, в особенности если окажется, что такой вождь сам принадлежит к среде олигархов, как это было на Наксосе, где таковым оказался Лиг- дамид, ставший впоследствии наксосским тираном. 2. Также и несогласие друг с другом подает повод к распрям. Иногда крушение государственного строя вызывают люди состоятельные, ноне занимающие должностей, когда лишь очень немногие имеют почетные права, как это имело место в Массалии, в Истре, в Гераклее ив других государствах. Здесь люди, не имевшие доступа к должностям, возбуждали волнения до тех пор, пока доступ к ним не получили сначала старшие братья, а затем в свою очередь и младшие. (Дело в том, что в некоторых местах немо гут одновременно занимать государственные должности отец и сын, в других — старший и младший братья) В итоге в Массалии олигархический строй приблизился к политии, в Истре олигархия в конце концов обратилась в демократию, а в Гераклее власть от немногих перешла в руки шестисот граждан. 3. В Книде олигархия была свергнута, после того как среди знатных
возникли распри, связанные стем, что только немногие из их числа имели доступ к правлению и, как только что было упомянуто, сын не допускался, если в должности был отец, а из братьев, если их было несколько, допускался только старший. Воспользовавшись этой враждой, народ, выбрав себе предстателя из знатных, напал на них и одержал победу, ведь взаимные распри всегда ведут к слабости. 4. Точно также ив Эриф- рах при олигархии Басилидов в давнишние времена, хотя находившиеся у власти прекрасно пеклись о государственных делах, народ, недовольный тем, что им управляют немногие, изменил государственное устройство. Олигархии испытывают потрясения сами по себе также из-за честолюбия тех, кто занимается демагогией. Демагогия при этом бывает двоякого рода. Иногда в среде самих олигархов, потому что, хотя бы последних было совсем немного, все же среди них найдется демагог так, например, в Афинах среди Тридцати Харикл приобрел силу, демагогически заискивая передними, или среди Четырехсот Фриних. 5. Иногда сами олигархи занимаются демагогией среди черни. Так, например
в Ларисе стражи граждан, избрание которых зависело от черни, занимались демагогической деятельностью, и вообще в тех олигархических государствах, где должностных лиц избирают не те, из кого избираются должностные лица, но где избирателями являются тяжеловооруженные или простой народа избрание на должность обусловлено большим имущественным цензом или принадлежностью к гетериям, как это имело место в Абидосе, также там, где суды пополняются не из числа правящих граждан, последние демагогически заискивают перед судом и производят государственный переворот, как в Гераклее Пон- тийской.
6. Государственный переворот происходит ив том случае, когда в олигархиях власть сосредоточивается в руках еще меньшего количества лиц. Стремясь сохранить равенство, обиженные вынуждены прибегать к содействию народа. Происходят государственные перевороты в олигархиях и тогда, когда олигархи, ведя распутную жизнь, растрачивают свое имущество ведь такие люди стремятся провести новшества и либо сами пытаются захватить тираническую власть, либо
подготовляют к этому кого-либо другого так, например, Гиппарин в Сиракузах — Дионисия. В Амфиполе некто по имени Клеотим поселил в городе выходцев из Халкиды, а когда они прибыли, поднял их против состоятельных людей. Точно также на Эгине тот, кто вел переговоры с Харетом, попытался по той же самой причине произвести государственный переворот. 7. Иногда олигархи пробуют тотчас же возбудить в народе то или иное движение, иногда они расхищают общественное добро, вследствие чего начинают распри против них либо подобные им, либо те, кто вступает в борьбу с расхитителями, что имело место в Аполлонии Понтийской. Но если внутри олигархии царит согласие, тогда она нелегко разлагается сама собой. Доказательство этому дает государственный строй в Фарса- ле, где небольшая группа олигархов держит власть над массой в своих руках, потому что вот ношениях между собой они единодушны. Олигархия разрушается ив том случае, когда в ней образуется другая олигархия. Бывает это тогда, когда при немногочисленности полноправных граждан к занятию высших должностей
допускаются не все эти немногие. Это случилось некогда в Элиде; государством управляли олигархии из их числа лишь очень немногие становились геронтами, так каких было девяносто и они занимали свою должность пожизненно избрание же происходило по династическому образцу наподобие выборов спартанских геронтов.
9. Крушение олигархий может произойти ив военное, ив мирное время. Вовремя войны олигархи оказываются вынужденными, не доверяя народу, пользоваться наемными воинами, и тот, кому они их вручат, зачастую становится тираном, как, например, в Коринфе Тимофан; а если их будет несколько, то они сами добиваются для себя династической власти иногда, впрочем, страшась этого, предоставляют и народной массе участие в государственном управлении, так каким без содействия народа не обойтись. Вовремя мира олигархи вследствие взаимного недоверия друг к другу поручают военную охрану наемным воинами их начальнику, являющемуся посредником между враждующими последний иногда становится властителем тех и других. Так случилось в Ларисе с Симом вправление Алева-
дов ив Абидосе вовремя господства там гетерий, одной из которых руководил Ифиад.
10.
Распри происходят также из-за того, что одни из олигархов отвергают брачные предложения других олигархов или поступают враждебно при судебных разбирательствах. Например, распри из- за неудавшегося сватовства, указанные выше. Между прочими олигархию всадников в Эретрии сокрушил Диагор, обиженный при сватовстве. Из- за судебного приговора произошло возмущение в Гераклее ив Фивах в Гераклее на Еветиона, а в Фивах на Архия было наложено наказание по обвинению в прелюбодеянии, правда, заслуженное, но приведенное в исполнение пристрастным образом политические противники Еветиона и Архия так далеко зашли в своей вражде, что выставили их на городской площади с колодками на шее Многие олигархии были ниспровергнуты вследствие того, что они носили слишком деспотический характер, чем и вызвали раздражение против себя со стороны некоторых пользовавшихся всеми правами лиц. Так было с олигархиями в Книде и на Хиосе. Государственные перевороты в так называемой политии ив олигархиях, в которых назначение на должность членов совета, судей, а также и на другие обусловлено имущественным цензом, зависят иногда и от простой случайности. Часто при ранее установленном применительно к соответствующим обстоятельствам цензе, так что на основании его в олигархиях действительно немногие, а в политиях средние граждане принимали участие в государственном управлении, затем, когда наступает благоденствие в государстве, благодаря ли миру или каким- нибудь другим благоприятным обстоятельствам, одно и тоже имущество оказывается в несколько раз превышающим ценз, так что все граждане должны получить доступ ко всему. В таком случае переворот совершается или постепенно, мало- помалу, бесшумно, или же быстрее. Вот причины, по которым в олигархиях происходят перевороты и распри. При этом нужно заметить вообще, что демократии и олигархии переходят иногда не в соответственно им противоположный стройно в однородный например, из демократий и олигархий, ограниченных законами, рождаются неограниченные демократии и олигархии, и наоборот

0
0
0
0
2. В аристократиях распри происходят отчасти вследствие того, что в них лишь немногие пользуются почетными правами это обстоятельство, как указано выше, вызывает политические движения ив олигархиях, так как в сущности аристократия в известном отношении является олигархией в обеих правят немногие, хотя основание отбора немногих не одно и тоже. Вследствие этого можно и аристократию считать олигархией. Преимущественно же это неизбежным образом происходит в том случае, когда то или иное количество людей пришло к горделивому сознанию, что они сходны с полноправными гражданами по своей доблести. Так было в Лакедемоне с так называемыми пар фениями (они происходили от одинаковых, которых изобличили в заговоре и отправили основывать колонию в Тарант.
2. Также — когда некоторые, занимая видное положение, терпят унижения со стороны некоторых, пользующихся большими правами, хотя не уступают этим последним в смысле доблести например, Лисандр — со стороны царей. Или
когда кто-нибудь, будучи человеком мужественным, не пользуется почетными правами, как, например, Кинадон, поднявший при Агесилае вооруженное восстание против спартиатов. Также — когда одна часть населения оказывается слишком бедной, а другая, напротив, слишком благоденствует это бывает чаще всего вовремя войн и это случилось в Лакедемоне вовремя
Мессенской войны, что ясно видно из стихотворения Тиртея под названием «Благозаконие»; некоторые, терпя бедствие из-за войны, требовали передела земли. Наконец, если кто-либо, занимая очень важное положение в государстве и имея все данные к тому, чтобы стать еще выше, поднимает мятеж, чтобы стать единодержавным, как, по-видимому, Павсаний в Лакедемоне, бывший главнокомандующим вовремя Персидских войн, и Аннон в Карфагене. Но главной причиной крушения политий и аристократий являются встречающиеся в самом их государственном строе отклонения от справедливости. Начало крушения заключается в том, что в политии в неправильном соотношении объединены демократия и олигархия, в аристократии же — таи другая и еще добродетель, в особенности же указанные два элемента. Имею ввиду демократию и олигархию, потому что именно их пытаются соединить политии и большая часть так называемых аристократий. 4. Ведь и отличаются аристократии от так называемых политий именно в этом отношении, а поэтому первые менее, вторые более устойчивы. Те государственные устройства, которые отклоняются более в сторону олигархии, называют аристократическими, а те, которые более склоняются в сторону демократии, — политиями. Поэтому последние более прочны, чем первые большинство имеет большую силу, и люди больше любят порядок, при котором осуществляется равноправие, тогда как обладатели большого состояния, если государственный строй предоставит им значительный перевес, стремятся проявить наглость и корыстолюбие. 5. Вообще, в какую сторону клонится государственный строй, в том направлении и происходит изменение, так как те и другие стремятся усилить то, что им выгодно полития, например, перейдет в демократию, аристократия — воли гархию. Или изменение пойдет в противоположном направлении, те. аристократия обратится в демократию (если менее обеспеченные, терпя обиды, станут тянуть в противоположную сторону, а политая — в олигархию. Ведь устойчивым государственным строем бывает единственно такой, при котором осуществляется равенство в соответствии с достоинством и при котором каждый пользуется тем, что ему принадлежит. С подобного рода примером мы встречаемся в Фуриях, где слишком высокий имущественный ценз, требовавшийся для занятия должностей, был впоследствии сокращена число должностей — увеличено. Атак как всю земельную собственность с нарушением всякого закона сосредоточили в своих руках знатные (ведь государственный строй, клонившийся скорее в сторону олигархии, давал им возможность увеличивать свое состояние. Народ, развивший свои силы вовремя войны, одержал верх над гарнизоном и заставил владевших большими участками земли отступиться от них. Сверх того, всякий аристократический строй, как приближающийся к строю олигархическому, ведет к большему обогащению знатных. Так
в Лакедемоне собственность сосредоточивается в руках немногих, и у знатных больше возможностей делать то, что хотят, и родниться, с кем желают. Поэтому и государство локров погибло из-за такого брака Дионисия, что не могло бы иметь места нив демократии, нив правильно устроенной аристократии. Аристократии, однако, чаще всего изменяются, постепенно расслабляясь. И ранее было сказано по поводу всех вообще видов государственного устройства, что и мелкие изменения ведут к переворотам стоит только пренебречь чем бы тони было в деле государственного управления, как после этого начинает легко сдвигаться со своего места и нечто более существенное и что легче дается в руки, итак до тех пор, пока весь государственный порядок не придет в расстройство. Тоже самое сказалось ив государственном строе Фурий там был закон, в силу которого переизбрание на должность стратега допускалось через пять лет некоторые из более молодых, воинственно настроенные и пользовавшиеся расположением народной массы, презирая стоявших у власти и рассчитывая на легкое осуществление
задуманного, прежде всего попытались отменить этот закон, чтобы одни и те же лица могли занимать должность стратега непрерывно они предвидели, что народ охотно будет избирать их. Должностные лица, назначенные наблюдать за исполнением упомянутого закона (они назывались симбулами), сначала попытались противиться, но потом дали себя убедить, предполагая, что те, изменив упомянутый закон, в остальном оставят неприкосновенным государственный строй. Впоследствии же, пожелав воспротивиться другим изменениям, они ничего не достигали, и весь государственный строй сменился династическим в пользу тех, кто начал вводить новшества. Все виды государственного строя рушатся либо от внутренних, либо от внешних причин, когда государство с противоположным устройством находится вблизи или хотя и далеко, но обладает могуществом. Это мы видим на примерах гегемонии Афин и Лакедемона: афиняне упраздняли повсюду олигархические правления, лакеде­
моняне — демократические. Теперь почти все сказано о причинах, ведущих к государственным переворотами междоусобным распрям

00
V I I ® ®
1.
Непосредственно за этим следует сказать о тех спасительных мерах, благодаря которым государственному устройству вообще и каждому из его видов в частности можно обеспечить устойчивое состояние. Прежде всего ясно, что если нам известны причины, ведущие к гибели государственных устройств, то мы тем самым знаем и причины, обусловливающие их сохранение противоположные меры производят противоположные действия, а разрушение противоположно сохранению. В том государственном строев котором хорошо смешаны начала, следует предохранять их прежде всего прочего от правонарушений, причем в особенности необходимо обращать внимание на сохранение всех мелочей. Правонарушения прокрадываются в государственную жизнь незаметно, подобно тому как небольшой расход, часто повторяясь, ведет к потере состояния, ведь расход незаметен именно потому, что совершается не сразу этим рассудок вводится в заблуждение — получается вроде софистического вывода если каждая отдельная
часть мала, то и целое невелико. А это отчасти так, отчасти не так ведь целое, взятое во всей его совокупности, немало, оно лишь состоит из мелких частей. Таким образом, должно прежде всего остерегаться такого начала, а затем уже не верить тем софизмам, которые составляются для обмана народной массы они будут изобличены самими фактами. А какие софизмы мы называем политическими, об этом сказано ранее. Кроме того, нужно иметь ввиду, что есть не только аристократии, но и олигархии, которые сохраняются не потому, что такой строй отличается прочностью, а лишь благодаря тому, что лица, занимающие должности, хорошо относятся как к тем, кто непричастен к полноправному гражданству, таки к тем, кто к нему причастен первых они не притесняют и тех из них, которые способны к управлению государством, вводят в состав полноправного гражданства, вообще честолюбивых не ущемляют в том, что касается чести, а народную массу — в ее материальных интересах во взаимных же отношениях между собой и с людьми, принадлежащими к полноправному гражданству, проявляют демократичность. Ибо то равенство, добиться которого для народной массы стремятся демократы, среди равноправных не только правомерно, но и полезно. 4. Поэтому, если полноправных граждан много, большую пользу приносят некоторые из демократических узаконений, например избрание должностных лиц на полгода, чтобы все равноправные могли занимать должности, ведь равноправные являются как бы демосом, почему и среди них, как об этом было сказано выше, нередко появляются демагоги. Затем, олигархии и аристократии реже переходят в династический строй при непродолжительном пребывании у власти нес такой легкостью можно творить зло, как при продолжительном, а именно это последнее обстоятельство и ведет к тому, что воли гархиях и демократиях рождаются тирании, причем и тут и там к тирании стремятся те, кто пользуется наибольшим влиянием, те. в демократиях — демагоги, в олигархиях — династы, либо те, кто занимает важнейшие должности, ипритом в течение продолжительного времени. Сохранению государственного строя способствует не только то, что он далек от всякого разрушающего начала, но иногда и самая близость последнего, внушая страх, побуждает тверже держаться имеющегося государственного строя. Поэтому те, кто печется о сохранении государственного строя, должны возбуждать у граждан разные опасения, чтобы те охраняли государственный строй и не разрушали его, подобно тому как они заботятся о ночной охране, и при этом представлять близким то, что на самом деле далеко. Затем, следует стараться соперничество и распри, возникающие среди знатных, предупреждать средствами, какие предоставляются законами тоже должно делать и по отношению к тем, кто не заражен соперничеством, чтобы оно не коснулось и их. Суметь понять зарождающееся зло в самом его начале — дело не первого встречного, а опытного государственного мужа. Чтобы предупредить в олигархиях и демократиях изменения строя, связанные с имущественным цензом, именно когда ценз этот остается прежним, между тем как появляется изобилие денег, полезно руководствоваться следующим нужно сравнивать сумму нового ценза с суммой прежнего, ив тех государствах, где оценка имущества происходит ежегодно, делать это каждый год в более крупных государствах — либо через два года на третий, либо через четыре на пятый. И если окажется, что состояние граждан возросло или уменьшилось сравнительно с прежним временем, когда установлена была оценка имущества в государстве, то следует издать и соответствующий закон об увеличении или уменьшении ценза в данное время — оценку нужно повысить, если состояние возросло, в зависимости от степени его возрастания понизить и уменьшить, если состояние убавилось. 7. Если этого не делать в олигархиях и политиях, тов одних случаях олигархия может перейти в династию, а полития — в олигархию, в других — из политии может возникнуть демократия, а из олигархии — полития или демократия. Ив демократии, ив олигархии, ив монархии, и при всяком государственном строе общим правилом должно быть то, что не следует никого чрезмерно возвеличивать скорее нужно пытаться предоставлять почести незначительные и на продолжительные сроки, нежели сразу большие на короткое время люди ведь развращаются, да и не всякий способен достойно переносить свою удачу. Если же это невозможно, то, дав все почести, не следует сразу же их все и отнимать, но лишь постепенно. Лучше же всего попытаться посредством соответствующих законоположений наладить дело так, чтобы никто слишком не выдавался своим могуществом, будет ли оно основываться на обилии друзей или на материальном достатке в противном случае лучше удалять таких людей за пределы государства. Так как некоторые заводят новшества в государстве даже своим образом жизни, то следует установить какую-нибудь должность, которая надзирала бы за теми, чей образ жизни оказывается вредным для государственного строя, а именно в демократиях для демократии, в олигархиях для олигархии, соответственно и для других государственных устройств. По тем же причинам нужно остерегаться того, чтобы одна часть гражданского населения слишком благоденствовала врачебным средством против этого является постоянное привлечение противоположных частей населения к тем или иным государственным занятиями должностям противоположными частями населения я считаю порядочных (epieikeis) и народную массу, состоятельных и неимущих при этом следует пытаться либо сблизить неимущих с состоятельными, либо усилить средних граждан — последнее средство ведет к прекращению внутренних распрей, возникающих на почве неравенства. Но самое главное при всяком государственном строе — это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться. За этим с особой тщательностью должно следить в государствах олигархических. Масса, отстраняемая от участия в государственном управлении, не очень уж негодует поэтому поводу, напротив, она даже довольна, если каждому предоставляют возможность спокойно заниматься своими частными делами но если она думает, что правители расхищают общественное добро, тогда ее огорчает то, что она не пользуется ни почетными правами, ни прибылью. 10. Если бы кому-нибудь удалось устроить это, то единственно таким образом мыслимо объединение демократии и аристократии стало бы возможными для знати, и для народной массы иметь то, чего
и таи другая для себя желает. Ведь, с одной стороны, допустить всех к правлению — правило демократическое, с другой — занятие должностей знатными — правило аристократическое а это будет в том случае, когда нельзя будет наживаться, занимая должности. В самом деле, неимущие не пожелают быть у власти так как с ней не сопряжены какие-либо выгоды, они предпочтут заниматься своими частными делами состоятельные же люди смогут занимать должности, потому что они не нуждаются в присвоении общественных сумм. И окажется, что неимущим будет предоставлена возможность стать состоятельными вследствие того, что они будут прилежно заниматься своими делами знатные же получат возможность не быть в подчинении у первых встречных. 11. Чтобы избежать расхищения общественного достояния, передача денежных сумм должна происходить в присутствии всех граждан, и копии должны храниться во фратриях, лохах и филах; за бескорыстное отправление службы отличившимся должны воздаваться установленные законом почести. В демократиях следует щадить состоятельных людей и не подвергать разделу не только их имущество, но и доходы (последнее иногда скрыто совершается в некоторых государствах лучше даже удерживать тех, которые согласны брать на себя требующие больших расходов повинности, если от них нет пользы, например постановку хоров, устройство бега с факелами и тому подобное. 12. Воли гархиях же следует проявлять большую заботливость по отношению к неимущим, предоставлять им доходные должности и, если кто-либо из состоятельных позволит себе нагло обходиться с неимущими, налагать более строгие наказания, чем если бы он повел себя так среди своих. Далее, имущество не должно переходить путем дарения, но по праву родового наследования, причем один человек не должен получать несколько наследства только одно. Таким путем можно было бы в большей степени соблюсти имущественное равенство, и большинство из малоимущих достигло бы благосостояния. 13. Полезно ив демократии ив олигархии во всем прочем предоставлять равное или даже преимущественное участие тем, кто не пользуется всеми политическими правами (в демократии это относится к состоятельным, воли гархии — к неимущим. Исключение должны составлять только высшие должности их следует вручать полноправным гражданам либо исключительно, либо в большем числе. Тремя качествами должны обладать те, кто намерен занимать высшие должности во- первых, сочувствовать существующему государственному строю затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью, соответствующими каждому виду государственного строя. Ведь если не одно и тоже считается правомерным при всех видах государственного строя, то ив понимании того, что такое справедливость, неизбежно существует различие. И вот возникает затруднение что, если всего этого не окажется налицо у одного итого же человека, каким образом здесь следует сделать выбор Например, один обладает способностями полководца, но порочен и не сочувствует данному виду государственного строя другой — человек справедливый и сочувствует, но способностей полководца не имеет, — каким образом нужно произвести
выбор 15. По-видимому, в данном случае нужно считаться с двумя соображениями какими качествами в большей степени и какими — в меньшей обладают все люди. Поэтому в вопросе, касающемся военного предводительства, скорее следует отдать предпочтение опытности в военном деле, нежели добродетели военные способности встречаются реже, порядочность — чаще. В вопросах, касающихся сохранности сумм и распоряжения казной, следует поступать наоборот здесь требуется добродетель больше той, какая свойственна большинству, а знания, какие при этом потребны, — общее достояние. Но может возникнуть вопрос если имеются налицо способности и сочувствие к государственному строю, к чему еще добродетель Ведь уже эти два качества будут приносить пользу. Но разве не может случиться, что обладающие этими двумя качествами окажутся людьми, незнающими удержу И подобно тому как они, несмотря на знание и любовь к себе, все-таки не в состоянии блюсти себя, так ничто не помешает некоторым вести себя таким же образом по отношению к общественным делам

16. Вообще все то, что в законах является, по нашему утверждению, полезным для государственного строя, служит и к сохранению строя также и главное неоднократно упоминавшееся правило — следует наблюдать затем, чтобы часть населения, которая желает сохранения существующего строя, была сильнее той, которая этого не желает. Помимо всего этого не должно упускать из виду того, на что не обращается внимания в государствах, строй которых отклоняется от правильного, — именно средних граждан многое из того, что кажется свойственным демократии, ослабляет демократию, и многое из того, что признается свойственным олигархии, ослабляет олигархию. 17. Те, кто видит достоинство единственно в своем государственном устройстве, впадают в преувеличение они упускают из виду, что в данном случае происходит тоже, что бывает сносом если он отклоняется от прямой и наиболее красивой формы и приближается либо к кривому, либо к курносому, но все же и при этом продолжает оставаться красивым, то он радует наш взор если же он еще более уклонится в сторону той или другой крайности, то
прежде всего нарушится соразмерность отдельных частей лица, ив конце концов дело дойдет до того, что эта соразмерность совершенно утратится и нос потеряет свой облик вследствие либо огромной, либо слишком малой величины тоже самое можно сказать и об остальных частях тела. Тоже происходит и с другими видами государственного строя. 18. И демократия и олигархия, несмотря на их отклонения от наилучшего строя, все-таки могут иметь сносное устройство. Но если кто-либо начнет усиливать тот или другой строй, то прежде всего он его испортит, а в конце концов обратит в ничто. Поэтому законодатель и политический деятель должны хорошо знать, какие демократические установления служат к сохранению демократии, какие ведут к ее гибели и какие из олигархических установлений сохраняют и губят олигархию. Ведь существование и сохранность той и другой немыслимы без наличия состоятельных людей и народной массы но коль скоро в них будет проведено имущественное равенство, из них неизбежно возникнет другой государственный строй. Таким образом, те, кто губит состоятельных людей или народную
массу слишком решительными законами, в сущности разрушают государственный строй Подобного рода ошибки совершают ив демократиях, ив олигархиях. В демократиях, где народная масса господствует над законами, — демагоги их борьба с состоятельными людьми постоянно разделяет государство на две части. Демагогам, наоборот, следовало бы всегда говорить в пользу состоятельных, а в олигархиях олигархи должны были бы радеть об интересах народа. И клятвенное обещание олигархи должны были бы давать противоположное тому, какое они дают теперь. В настоящее время в некоторых олигархиях клянутся так И буду я враждебно настроен к простому народу и замышлять против него самое что ни наесть худое а следовало бы держаться противоположных взглядов, ивы ставляя их напоказ, олигархи должны бы указывать в своих клятвенных обещаниях Яне буду обижать простой народ. Но самое важное из всех указанных нами способствующих сохранению государственного строя средств, которым ныне все пренебрегают, — это воспитание в духе соответствующего
государственного строя. Никакой пользы не принесут самые полезные законы, единогласно одобренные всеми причастными к управлению государством, если граждане не будут приучены к государственному порядку ив духе его воспитаны, а именно если законы государства демократические — в духе демократии, если олигархические — в духе олигархии ведь если недисци­
плинирован один, недисциплинированно и все государство. 21. Задача воспитания в духе государственного строя состоит не в том, чтобы поступать в угоду олигархам или сторонникам демократии, но чтобы дать возможность первым поддерживать олигархический строй, вторым — демократический. Между тем в настоящее время в олигархиях сыновья правящих избалованны, а сыновья неимущих становятся выносливыми и закаленными, благодаря чему стремятся к новшествам в государственной жизни ив состоянии осуществить их. 22. В демократиях, по крайней мере в тех, которые признаются по преимуществу демократиями, установились порядки, противоположные тому, что для демократий полезно, причина этого в том, что там плохо понимают, что такое свобода. В самом деле, демократия обыкновенно определяется двумя признаками сосредоточением верховной власти в руках большинства и свободой. Справедливость, каким представляется, совпадает с равенством равенство же понимается в том смысле, что решения народной массы должны иметь силу свобода же толкуется как возможность делать всякому что угодно. Вот и живет в такого рода демократиях каждый по своему желанию или по влечению своего сердца, как говорит Еврипид. Но это плохо ведь следует считать жизнь, согласующуюся с государственным строем, не рабством, но спасением.
Вот в общем те причины, в силу которых государственные устройства изменяются и гибнут, и те средства, при помощи которых они сохраняются и существуют в течение продолжительного времени т шт. Остается рассмотреть, какие причины ведут к разрушению и какие средства служат к сохранению монархического строя. То, что происходит с царской властью и с тиранией, почти что сходно со сказанным по поводу республиканских устройств. Ведь монархия приближается к аристократии, а тирания соединяет в себе крайнюю олигархию и демократию. Поэтому тирания — самый вредный для подданных государственный строй, так как она есть соединение двух золи заключает в себе все отклонения и ошибки, какие свойственны тому и другому строю. Каждый из двух видов монархического строя восходит к противоположными взаимоисключающим началам. Царская власть возникла для защиты порядочных людей от народной массы. Царь ставится из порядочных людей вследствие его превосходства в добродетели или в деяниях, зависящих от добродетели, лично ему присущей, либо вследствие превосходства, которым отличается его род. Тиран же ставится из среды народа, именно народной массы, против знатных, чтобы народ не терпел от них никакой несправедливости. 3. События ясно показывают это. Ведь большинство тиранов вышли, собственно говоря, из демагогов, которые приобрели доверие народа тем, что чернили знатных. Подобным образом
возникли тирании, после того как государства уже увеличились. Другие тирании, предшествовавшие этим, образовались из власти царей, которые нарушали отеческие заветы и стремились к более деспотической власти. Третьи тирании возникли под началом тех, кто был избран на высшие должности (в древние времена народ назначал должностных лиц, гражданских иве давших делами культа, на продолжительное время. Наконец, некоторые тирании вышли из олигархий, в которых какое-либо одно лицо избиралось на главнейшие должности в качестве верховного правителя. 4. Во всех этих случаях было легко, стоило только захотеть, добиться своего благодаря тому могуществу, какое доставляла одним царская власть, другим — их почетное положение. Так, Фидон в Аргосе и другие достигли тирании на основе царской власти, а ионийские тираны и Фаларид — в силу почетного положения
Панетий в Леонтинах, Кипсел в Коринфе, Писи- страт в Афинах, Дионисий в Сиракузах и другие — таким же образом при помощи демагогии.
5. Как мы упомянули, царская власть установлена на тех же основах, что и аристократия она покоится на достоинстве царя, или на добродетели его личной или его рода, или на его благодеяниях, или на всем этом вместе и на его могуществе. В самом деле, все достигли такого достоинства, оказав благодеяния или будучи в состоянии сделать это для государств или племен одни из них вовремя войн спасли государство от грозившего ему рабства, как, например, Кодр, другие освободили от ига, как Кир, третьи положили основание государству или приобрели для него территорию, как цари лакедемонские, македонские, молосские.
6. Царь должен наблюдать затем, чтобы владеющие собственностью не терпели никаких обида народ нив чем не терпел оскорблений. Тиран же, как неоднократно указывалось, не обращает никакого внимания на общественные интересы, разве что ради собственной выгоды. Цель тирана — приятное, цель царя — прекрасное. Поэтому тиран видит свое преимущество в том, чтобы приумножить свои средства царь же главным образом в приумножении чести. Охрана царя состоит из граждан, охрана тирана — из наемников. 7. И ясно, что тирания заключает в себе все
то зло, какое присуще и демократии, и олигархии. От олигархии — то, что конечной целью является богатство (ведь, естественно, только при этом условии можно и держать при себе охрану, и вести роскошный образ жизни также полное недоверие к народной массе (вот почему тираны производят изъятие оружия а притеснение черни, удаление ее из города и расселение ее по разным местам являются мерами, общими для олигархии и тирании. От демократии — борьба со знатными, стремление и тайно и явно губить их, отправлять их в изгнание, как противников, стоящих на пути к их власти. И правда, бывает, что от них идут заговоры, так как одни из них желают сами властвовать, а другие — не бьггь в рабстве. Этими объясняется совет, данный Периан- дром Фрасибулу, — обрывать поднимающиеся над другими колосья, те. всегда стараться устранять выдающихся людей. 8. Как уже было сказано, следует признать, что причины государственных переворотов в монархиях бывают те же, что ив республиках вследствие испытываемой обиды, страха, презрения многие из подданных ополчаются против монархии, особенно из-за обиды
происходящей от наглости, а иногда также из- за того, что их лишают принадлежащей им собственности. И цели государственных переворотов тождественны как там, таки здесь, втираниях ив монархиях монарху принадлежит и большое богатство, и большой почета к тому и другому стремятся все. 9. Покушения происходят в одних случаях наличность правителей, в других — на их власть. Те покушения, которые совершаются из-за наглости тиранов, направляются на их личность. Атак как наглость может проявляться очень разнообразно, то каждое проявление ее бывает причиной раздражения, причем большинство людей, охваченных гневом, совершает покушения с целью отомстить, а не из честолюбия. Так, покушение на Писистратидов произошло вследствие того, что сестра Гармодия была оскорблена, асам Гармодий обижен (Гармодий мстил за сестру, а Аристогитон — за Гармодия). Против
Периандра, тирана в Амбракии, составлен был заговор из-за того, что он вовремя пирушки со своим любовником спросил его, забеременел ли он уже от него. 10. Филипп Македонский был убит Павсанием зато, что не защитил его от надругательства со стороны Аттала и его окружения.
Аминта Малый был убит Дердою зато, что хвастался своей любовной связью с ним, когда тот был молодым человеком. И заговор евнуха против Евагора Кипрского был вызван такой же причиной евнух убил его, считая себя оскорбленным, так как сын Евагора увлек его жену. 11. Часто покушения совершаются из-за того, что некоторые из монархов опозорили человека плотской связью. Таково покушение Кратея на Архелая. Кра- тей всегда тяготился этой связью, так что оказалось достаточно ничтожного предлога, а именно тот обещал выдать за него одну из своих дочерей, но обещания своего не сдержал старшую дочь выдал, теснимый в войне с Сиррою и Аррабеем, за элимейского царя, младшую — за своего сына А миш у, рассчитывая таким образом примирить последнего со своим сыном, рожденным от Клеопатры однако главной причиной неприязненного отношения Кратея к Архелаю все-таки послужило то, что он тяготился любовной связью с ним.
12.
К этому заговору по той же причине примкнули Гелленократ из Ларисы. Архелай пользовался его молодостью, ноне сдержал своего обещания и не вернул его на родину тогда тот решил, что Архелай состоял с ним в связи не полюбовному увлечению, а просто проявляя свою наглость. Пифон и Гераклид, уроженцы Эна, убили Котиса, мстя за своего отца, а Адамант отложился от Котиса, оскорбленный тем, что был в отрочестве оскоплен им. Многие занимавшие должности и принадлежавшие к царским династиям в гневе на то, что им нанесены были унизительные оскорбления действием, обиженные этим поруганием, либо расправлялись, либо пытались расправиться с обидчиками. Так, в Митилене Мегакл напал со своими друзьями на Пенфилидов, которые, шатаясь по городу, били встречных дубинами, и перебил их. И впоследствии Смерд, который был избит Пенфилом и оттащен от его жены, убил его. Руководил покушением на Архелая Де­
камних; он первый настраивал против него заговорщиков причиной его гнева было то, что Ар­
хелай выдал его для бичевания поэту Еврипиду;
Еврипид же сердился на Декамниха зато, что тот сказал нечто вроде того, будто у Еврипида дурно пахнет изо рта

14. Подобного же рода поводы привели к убийствами к заговорам против многих властителей. Также и страх, потому что ион является одной из причин покушений как в республиках, таки в монархиях. Например, Артапан составил заговор против Ксеркса в страхе из-за того, что на него будет сделан донос, так как он, несмотря на запрещение Ксеркса, повесил Дария, надеясь получить прощение и рассчитывая на то, что царь забудет о своем приказе, который был дан вовремя обеда. Другие покушения были вызваны чувством презрения. Например, некто увидел, как Сарда- напалл прял шерсть вместе с женщинами (если верно то, что об этом рассказывают мифологи но если нес Сарданапаллом, то с кем-нибудь другим это могло приключиться на самом деле. На Дионисия Младшего Дион совершил покушение также из чувства презрения к нему он видел, что Дионисия презирают его сограждане, асам Дионисий всегда пьян. 15. Из чувства презрения делаются покушения и теми или иными друзьями властителя. Из-за доверия, которым они у него пользуются, они презирают его и надеются, что замыслы их останутся втайне. Покушения
из чувства презрения совершаются и теми, которые рассчитывают, что они в состоянии захватить власть каким-либо способом полагаясь на свою силу, благодаря ей презирая опасность, они слег костью совершают покушение, например военачальники покушаются на монархов. Так, Кир выступил против Астиага, относясь с презрением к его образу жизни и к его военной силе ведь военная сила была ослаблена, асам Астиаг погряз в роскоши. Также фракиец Севф против Амадо- ка, будучи его полководцем. Некоторые совершают покушения под влиянием нескольких причин, как то и из презрения, и ради корысти, например Митридат против Ариобарзана. Преимущественно по такой причине совершают покушения те, которых природа наградила смелостью и которые занимают у монархов высокие военные должности, ведь храбрость в соединении с силой придает смелости, и, кто обладает той и другой, те и устраивают покушения в надежде легко одолеть. 16. У людей, совершающих покушения на почве честолюбия, поводы по своему характеру бывают противоположны указанным выше. Если некоторые совершают покушения на тиранов, стремясь к большому богатству и высоким почестям (что присуще тиранам, то каждый совершающий покушение из честолюбия предпочитает подвергаться опасности не ради этого те руководятся указанными выше причинами, эти же как если бы дело шло о каком-нибудь другом необыкновенном поступке, благодаря которому они получили бы имя и известность у прочих людей, — расправляются с монархами, стремясь приобрести себе не власть монарха, но громкую славу. Однако число тех, кто дерзает по такой причине, очень невелико. Ведь предполагается, что покушающийся должен совершенно не заботиться о своем спасении, если ему не удастся осуществить свое дело. Такого рода люди должны стоять на точке зрения Диона, а стать на такую точку зрения многим нелегко он пошел войной на Дионисия с небольшим отрядом, причем говорил, что, если дело его увенчается хотя бы каким-нибудь успехом, с него достаточно итого, что он принял в нем какое-то участие а если ему придется пасть, лишь только он высадится назем люто такая смерть будет для него прекрасной

18. Тирания, как и всякий иной вид государственного строя, рушится также и вследствие внешних причин, если государство с враждебным строем окажется сильнее. В желании осуществить это явно не будет недостатка ввиду противоположных стремлений а ведь достичь желаемого стараются все, если имеют такую возможность. Враждебные же друг другу виды государственного строя — демократия и тирания, подобно тому как, по Гесиоду, гончар враждебен гончару ведь крайняя демократия — та же тирания с другой стороны, тирании враждебны монархия и аристократия вследствие противоположности государственного строя той и другой (вот почему лакедемоняне и сиракузяне упразднили многие тирании в ту пору, когда у них был прекрасный государственный порядок. 19. Кроме того, гибель тирании кроется в ней самой, коль скоро причастные к ней люди начнут между собой распри, как это было с тиранией Гелона ив недавнее время с тиранией Дионисия. Тирания Гелона пала вследствие того, что Фрасибул, брат Гиеро- на, демагогическими приемами стал привлекать к себе сына Гелона и побуждать его предаваться
наслаждениям, чтобы править самому когда же близкие им люди сплотились, чтобы не допустить полного упразднения тирании, но разделаться с Фрасибулом, сообщники их, воспользовавшись удобным случаем, всех их изгнали. Дио­
нисия же изгнал состоявший с ним в свойстве
Дион, склонив на свою сторону народи после этого сам погиб Из двух побуждений, которые главным образом и обусловливают покушение натирании ненависти и презрения — первое, те. ненависть, должно быть признано неизбежным спутником тиранов но и чувство презрения во многих случаях бывает причиной падения тиранов. Доказательство этого большинство тиранов, приобретших господство, удержали его, ноте, кто им наследовал, чуть лине все тотчас теряют его. Их жизнь, полная наслаждений, вызывает презрение к ним, что и представляет много удобных поводов для покушений Одной из составных частей ненависти следует считать и гнев, так как ион в некоторой степени служит причиной тех же самых поступков. Часто гнев бывает даже более действенным двигателем
чем ненависть, и покушения производятся решительнее, поскольку при гневе как одном из аффектов рассудок безмолвствует. Гнев же всего чаще возбуждается наглым поведением тиранов, что и повело, между прочим, к крушению тирании Писистратидов и многих других тиранов. Зато ненависть более рассудочна ведь гнев сопряжен с горестным чувством, так что нелегко бьггь рассудительным напротив, вражда горечи в себе не содержит.
Подводя итоги, следует сказать, что те причины, которые, согласно нашему утверждению, ведут к крушению олигархии в ее чистом и законченном виде и крайней демократии, способствуют и падению тирании, так как эти государственные устройства — те же тирании, только разделенные среди многих. Царский строй реже всего рушится вследствие внешних причин, почему они долговечен, но крушение его по большей части происходит по причинам, заключенным в нем самом. И погибает он двояким образом во-первых, когда члены царской семьи вступают в раздор между собой во-вторых, если цари пытаются править
более тиранически, а именно когда они стремятся к расширению своей власти вопреки закону. В наше время царская власть в собственном смысле более не возникает, а если и возникает, то это скорее единовластие и тирания. Царская власть, с одной стороны, обусловливается добровольным признанием ее, с другой — представляет собой верховную инстанцию по важнейшим делам. А теперь много равных, и никто из них не выдается настолько, чтобы соответствовать величию и достоинству такой власти. Поэтому люди добровольно такой власти не выносят если же кому- нибудь удастся захватить власть путем обмана или насилия, то это уже считается тиранией. 23. В тех царствах, где власть переходит по наследству, помимо указанных ведущих к гибели причин нужно указать еще и то, что многие из царей легко возбуждают к себе презрение, а также то, что, не имея в своем распоряжении той силы, какую имеют тираны, но опираясь исключительно на царский престиж, они все же проявляют наглость. Тогда крушение наступает быстро раз его не желают, он царем и не будет тиран же, напротив, остается, даже если его и не желают
Итак, вот по какими им подобным причинам рушатся монархии 8 I X 1313
1.
Сохранность их, очевидно, поддерживается в общем противоположными средствами в частности, сохранение царского строя обеспечивается вводимыми ограничениями. В самом деле, чем меньше полномочий будет иметь царская власть, тем дольше, естественно, она останется в неприкосновенном виде в таком случае сами цари становятся менее деспотичными, приближаются по образу мыслей к своим подданными в меньшей степени возбуждают в этих последних зависть. Поэтому царская власть долго удерживалась у молоссов, также и у лакедемонян, именно вследствие того, что там она с самого начала была поделена между двумя лицами, а также благодаря тому, что Феопомп ограничил ее различными мерами, в том числе установлением должности эфоров; ослабив значение царской власти, он тем самым способствовал продлению ее существования, так что в известном отношении он
не умалил ее, а, напротив, возвеличил. Говорят, что это он ответил своей жене, которая сказала ему, не стыдно ли ему, что он передает своим сыновьям царскую власть в меньшем объеме, нежели сам унаследовал от отца Нисколько не стыдно, так как я передаю ее им более долговечной. Тирания сохраняется двумя прямо противоположными способами. Один из них — традиционный, и им руководствуется в своем правлении большинство тиранов. Говорят, что в значительной своей части способ этот был установлен Пе- риандром Коринфским многое такое можно усмотреть ив способе правления у персов. Способствует возможному сохранению тирании и то, что уже ранее было нами указано один способ состоит, например, в том, чтобы «подре­
зывать» всех чем-либо выдающихся людей, убирать прочь с дороги всех отличающихся свободным образом мыслей, не дозволять сисситий, товариществ, воспитания и ничего другого, подобного этому, вообще остерегаться всего того, откуда возникает уверенность в себе и взаимное доверие, не позволять заводить школы или какие-нибудь другие собрания с образовательной целью и вообще устраивать все так, чтобы все оставались по преимуществу незнакомыми друг с другом, так как знакомство создает больше доверия. 3. Далее, нужно, чтобы все люди, пребывающие в городе, постоянно былина виду и проводили свое время перед дверьми своих домов тогда им очень трудно будет скрывать то, чем они занимаются да и находясь постоянно на положении рабов, они привыкнут быть смирными. И другие меры такого же рода, употребляемые у персов и варваров, подходят для тирании (ведь все они преследуют одну и туже цель. Еще нужно стараться устроить дело так, чтобы не оставалось тайной ничто из того, о чем говорит или чем занимается каждый из подданных, держать соглядатаев вроде, например, бывших в Сиракузах «приводительниц» или тех
«подслушивателей», которых всякий раз подсылал Гиерон туда, где происходило какое-нибудь дружеское собрание или встреча опасаясь таких людей, подданные отвыкают свободно обмениваться мыслями, а если они и станут говорить свободно, то скрыть свои речи им труднее. Следует возбуждать среди сограждан взаимную вражду и сталкивать друзей с друзьями, простой народ — со знатными, богатых — с людьми из их же среды. В виды тирана входит также разорять своих подданных, чтобы, с одной стороны, иметь возможность содержать свою охрану и чтобы, с другой стороны, подданные, занятые ежедневными заботами, не имели досуга составлять против него заговоры. Примеры этого — египетские пирамиды, посвящения Кип- селидов, построение Олимпиона Писистратида- ми, а на Самосе — сооружения Поликрата. Все подобного рода предприятия рассчитаны на одно и тоже отсутствие у подданных свободного времени и бедность их. 5. Сюда же относится и уплата податей, вроде того как она была установлена в Сиракузах, где, как оказалось, в течение пяти лет вправление Дионисия вся собственность подданных ушла на уплату податей. Тиран склонен также вести войны, чтобы подданные не имели свободного времени и постоянно нуждались в предводителе. Царская власть поддерживается друзьями, тирану же свойственно не доверять друзьям, так как именно они скорее всего могут осуществить то, чего желают все

6. Все те признаки, какими отличается крайняя демократия, свойственны также и тирании господство женщин в семейном быту, чтобы они разглашали дела своих мужей, и по этой же причине распущенность рабов рабы и женщины не злоумышляют против тиранов, напротив, пользуясь благоденствием, те и другие, разумеется, благосклонно относятся и к тираниям, и к демократиям, ведь и демос желает бьггь своего рода монархом. Поэтому и тут и там льстецы в почете в демократиях — демагог (ведь демагог — льстец народа, ау тиранов — люди, держащие себя униженно, а это свойство льстецов. Вследствие этого тирания любит все дурное ведь тираны рады, когда им льстят, а этого не станет делать ни один свободный человек, обладающий разумом. Порядочные люди могут проявлять любовь или, во всяком случае, не станут льстить. Плохие же люди способны на все дурное — клин клином, говорит пословица. 7. Не сочувствовать ничему возвышенному, ничему свободному — свойство тирании на эти качества при­
тязает только сам тирана если находится человек, обладающий высокими чувствами, преклоняющийся перед свободой, тотем самым он лишает тиранию того, что придает ей превосходство и господство. Поэтому таких людей, как способных уничтожить их господство, тираны ненавидят. Тирану свойственно приглашать к своему столу и вообще проводить время больше с иноземцами, чем с местными гражданами последние для него — враги, а первые не станут его противниками. Вот какими и им подобными средствами тиран сохраняет свою власть все это средства совершенно низменного характера. Все то, что мы до сих пор рассмотрели, можно, коротко говоря, свести к трем пунктам. Именно, тиран стремится к трем целям во-первых, вселить малодушие в своих подданных, так как человек малодушный не станет составлять против него заговоры во-вторых, поселить взаимное недоверие — тирания может пасть только тогда, когда некоторые граждане будут доверять друг другу, поэтому тираны — враги порядочных людей, как опасных для их власти, и не только потому, что они не выносят деспотической власти, но и потому, что они пользуются доверием как в своей среде, таки среди других и не станут заниматься доносами ни на своих, ни на чужих в-третьих, лишить людей политической энергии никто не решится на невозможное, значит, и на низвержение тирании, разу него нет на то силы. На указанные три цели направлены все помыслы тиранов. Их можно было бы свести к следующим предпосылкам чтобы люди не доверяли друг другу чтобы не могли действовать чтобы прониклись малодушием. Вот один способ, посредством которого достигается сохранение тираний.
10.
Другой способ — заботиться о мерах, почти противоположных вышеуказанным. Его можно понять на основе того, что сказано об обстоятельствах, ведущих к крушению царской власти. Подобно тому как один из способов, содействующих ее гибели, заключается в том, чтобы придать царской власти более тиранический оттенок, так спасительное средство для тирании — сделать ее скорее похожей на царскую власть, заботясь при этом только об одном удержать в своих руках силу, чтобы властвовать над людьми, не только желающими этого, но и нежелающими. Упустив из своих рук силу, тиран потеряет тираническую власть. Но последняя должна оставаться, так сказать, в основе всего, а во всем прочем он должен исполнять или казаться хорошо исполняющим роль царя. 11. Прежде всего ему следует заботиться об общественном достоянии, избегать тратить деньги на такие награды, которые возбуждают в народной массе чувство недовольства, когда то, что получается от ее работы и жалкого труда, щедро раздается гетерам, иноземцам, искусникам давать отчет в приходах и расходах, как уже и поступали некоторые из тиранов, — поступая таким образом, тиран будет казаться скорее не тираном, а домоправителем при этом нечего беспокоиться о том, что у него может не оказаться денег, ведь верховная власть в государстве в его руках. 12. Однако тиранам приходится пребывать за пределами государства им первое даже полезнее, чем оставлять накопленные сокровища, потому что в последнем случаете, на кого возлагается охрана, пожалуй, скорее покусятся на его власть. Эта охрана представляет большую, нежели граждане, опасность для тиранов вовремя их отсутствия, так как граждане сопутствуют тирану, охрана же остается в городе. Затем, тирану следует поступать так, чтобы было
ясно, что подати и денежные взносы взимаются для поддержания государственного хозяйства и на тот случай, если придется употреблять их на военные нужды да и вообще Ьн должен являть собой охранителя и казначея их как сумм общественных, а не как сумм частных. 13. Ему следует держать себя не надменно, но величественно, вообще так, чтобы встречные не боялись его, а скорее уважали. Достигнуть же этого нелегко, если он внушает к себе презрение. Вот почему тирану следует, если даже он не печется об остальных добродетелях, заботиться все же о воинской доблести и вселять в своих подданных по крайней мере такое представление о нем. Не только сам тиран, но и никто из его приближенных не должен позволять себе наглых поступков в отношении кого-либо из подданных, не посягать ни на юношей, ни на девушек. И близкие к нему женщины должны таким же образом вести себя по отношению к остальным женщинам, так как из-за женской наглости многие тирании пришли к погибели По части физических наслаждений нужно поступать не так, как поступают теперь некоторые из тиранов, которые не только предаются им с самого утра, причем по нескольку дней подряд, но стремятся делать это напоказ перед другими, чтобы на них смотрели с изумлением, как на людей счастливых и блаженных. Нет, тиран должен быть особенно умеренным во всем этом или же в крайнем случае избегать делать это напоказ перед другими ведь легко подвергается покушению и презрению нетрезвый, а пьяный, не бодрствующий, а спящий. 15. Одним словом, тиран должен поступать почти во всем не так, как было ранее сказано. Он должен устраивать и украшать государство не как тирана как опекун. Помимо этого следует постоянно показывать особенное рвение ко всему касающемуся религиозного культа если подданные считают правителя человеком богобоязненными усердным в делах культа, они менее будут опасаться потерпеть от него что-либо беззаконное и реже станут злоумыш­
лять против него, так как он имеет союзниками богов. Однако при этом тиран не должен доходить до проявления глупости. 16. Людей, отличающихся в чем-либо, тиран должен окружить таким почетом, чтобы ими в голову не приходило, будто они могут получить больший почет от свободных граждан. И уделять эти почести должен сам тирана наложение кары поручать другим должностным лицами суду.
Общим средством для сохранения всякого рода единодержавной власти служит следующее никого в отдельности взятого не возвеличивать, а если уж приходится делать это, то возвышать нескольких лиц, потому что они будут следить друг за другом если же все-таки придется возвеличить кого-нибудь одного, то уж во всяком случае не человека с отважным характером (ведь такой человек скорее всего способен на самые отчаянные предприятия. Если монарх решит лишить значения того или иного человека, то делать это нужно постепенно и не сразу отнимать у него всю власть. Далее — воздерживаться от всякого рода насильственных действий, в особенности избегать насилий физических и насилий по отношению к молодежи. В особенности он должен остерегаться поступать такс людьми честолюбивыми ведь легкомысленное отношение к имущественной собственности с неудовольствием переносят
люди корыстолюбивые, пренебрежительное отношение к их гражданской чести с трудом переносят люди честолюбивые и порядочные. Поэтому следует либо совсем не прибегать к таким мерам либо же делать вид, будто тиран налагает такого рода кары по-отечески, а не из чувства презрения в своих отношениях к молодым людям делать вид, будто он действует под влиянием любовных побуждений, а не средствами власти и вообще то, что может быть сочтено за бесчестье, он должен искупать предоставлением больших почестей. 18. Из людей, посягающих на жизнь тирана, те самые опасные и за теми должно наблюдать самым тщательным образом, кто готов отдать свою жизнь, лишь бы погубить тирана. Поэтому следует более всего опасаться тех, кто считает или себя, или близких их сердцу оскорбленными им. Ведь тот, кто посягает, находясь в состоянии раздражения, не щадит самого себя, как об этом сказали Гераклит: Трудно бороться со страстью, ибо цена ей — жизнь. Так как государство состоит из двух частей — неимущих и состоятельных, то следует внушать теми другим, что их благополучие опирается
на власть тирана, и стараться, чтобы одни нив чем не терпели обиды от других. А тех из них, кто окажется сильнее, тирану следует преимущественно заинтересовать в поддержании его власти, и, если тирану удастся достигнуть этого, ему не придется ни отпускать рабов на волю, ни разоружать граждан привлечения одной из упомянутых частей на сторону власти достаточно, чтобы она стала сильнее тех, кто на нее покушается. Было бы излишним подробно говорить обо всем этом. Цель ясна он в глазах своих подданных должен быть не тираном, а домоправителем и царем, не грабителем, а опекуном он должен вести скромный образ жизни, не позволять себе излишеств, знатных привлекать на свою сторону своим обхождением, а народом руководить при помощи демагогических приемов. Неизбежным следствием этого является не только то, что правление тирана будет прекрасными завидным благодаря тому, что он будет властвовать над лучшими, а не над принижаемыми, что он не будет никогда возбуждать ненависть и вселять страх, но и то, что власть станет долговечнее и, наконец, и сам тиран в своем нравственном облике предстанет человеком либо безусловно склонным к добродетели, либо стоящим на полдороге к ней, человеком не негодным, а негодным только наполовину. И все же олигархия и тирания — более кратковременные виды государственного строя. Дольше всего сохранялась тирания в Сикионе — тирания потомков Орфагора и самого Орфаго- ра; она длилась сто лет. Причина та, что они обращались с подданными кротко, во многом рабски подчинялись законам, далее — то, что к Клисфену, оказавшемуся человеком воинственным, не относились с презрением, и, наконец, то, что они своими заботами, подобно демагогам, во многих отношениях расположили народ в свою пользу. По преданию, Клисфен увенчал венком того судью, который отказался признать его победителем, а некоторые добавляют даже, будто стоящая на площади статуя изображает того, кто вынес такое решение. Ио Писистрате также рассказывают, будто он, вызванный на суд Ареопага, подчинился. 22. На втором месте стоит тирания Кипселидов в Коринфе она продолжалась семьдесят три года и шесть месяцев. Кип- сел был тираном тридцать лет, Периандр — сорок с половиной, Псамметих, сын Торга, — три года. Причина и здесь та же Кипсел был демагогом, прожил все время своего правления без стражи, Периандр же был хотя и настоящим тираном, но человеком воинственным. 23. Третья — тирания Писистратидов в Афинах. Правда, она была с перерывами Писистрат вовремя своей тирании два раза подвергался изгнанию, так что из тридцати трех лет только семнадцать приходится на его тиранию, восемнадцать — натиранию его сыновей, а всего, значит, тридцать пять лет. Из остальных — тирания Гиерона и Гелона в Сиракузах. Однако иона продолжалась немного лет, в целом восемнадцать Гелон был тираном семь лета на восьмом году скончался Гиерон правил десять лет Фрасибул на одиннадцатом месяце своего правления был изгнан. Но большая часть всех тираний была совсем кратковре­
менной.
Теперь нами сказано почти все о причинах крушения и о средствах сохранения как республиканских, таки монархических устройств

1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

перейти в каталог файлов
связь с админом