Главная страница

Аристотель - Политика (Книги мудрости) - 2010. Аристотель


Скачать 14.07 Mb.
НазваниеАристотель
АнкорАристотель - Политика (Книги мудрости) - 2010.pdf
Дата09.10.2018
Размер14.07 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаAristotel_-_Politika_Knigi_mudrosti_-_2010.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#46774
страница19 из 19
Каталогid237392015

С этим файлом связано 79 файл(ов). Среди них: Besy.pdf, Belovitskaya_A_-_Angliyskiy_yazyk_Gramotnye_koty_-_Gramotnye_kot, Ionina_A_A_-_Angliyskaya_grammatika_XXI_veka_Universalny_effekti, Mizinina_I_N__Mizinina_A_I__Zhiltsov_I_V_Anglo-russkiy_i_russko-, Tablitsa-angliyskikh-matov.pdf, Учебник Деонтология в медицине ХНМУ 2014 А5 258 с..docx и ещё 69 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
@ Л \
00
1.
Теперь надлежит решить вопрос, оставленный нами ранее без ответа должны ли дети обучаться музыке таким образом, чтобы сами они умели петь и играть на музыкальных инструментах, или не должны Не может подлежать сомнению, что для развития человека в томили ином направлении далеко небезразлично, будет ли он сам изучать на практике то или иное дело ведь невозможно или, во всяком случае, трудно стать основательным судьей в том деле, в выполнении которого сам не участвовал. С другой стороны, и дети должны иметь какое-нибудь занимательное дело, ив этом отношении нужно считать прекрасным изобретением ту погремушку Ар- хита, которую дают малым детям, чтобы они, занимаясь ею, не ломали ничего из домашних вещей ведь то, что молодо, не может оставаться спокойным. Итак, если погремушка Архита подходит для малых детей, то такой же погремушкой в воспитании более взрослых мальчиков является обучение музыке. Из приведенных соображений ясно, что музыкальное воспитание
должно быть устроено таким образом, чтобы воспитываемые изучали музыку на практике. Нетрудно определить, что подходит и что не подходит для соответствующего возраста, и вместе стем легко опровергнуть тех, кто утверждает, будто занятие музыкой свойственно ремесленникам. Прежде всего, чтобы уметь судить о деле, нужно самому уметь его делать, а потому и люди должны, пока они молоды, сами заниматься этим делом когда они станут старше, они должны оставить эти занятия, зато они будут в состоянии судить о прекрасном и испытывать надлежащее удовольствие благодаря урокам, полученным ими в молодости.
Упрек же, который делают некоторые, будто занятие музыкой обратит людей в ремесленников, нетрудно опровергнуть — нужно только исследовать, до какого предела люди, воспитываемые в целях усвоения ими политической добродетели, должны заниматься практическим изучением музыки, с какими мелодиями и с какими ритмами они должны ознакомиться, также на каких инструментах они должны обучаться играть, так как и это последнее, конечно, небезразлично В этом заключается опровержение упомянутого упрека, потому что нельзя отрицать итого, что некоторые виды музыки производят указанное действие.
Ясно, что занятия музыкой не должны служить помехой для последующей деятельности человека и не должны обращать его в физическом отношении в ремесленника, делать его негодным для исполнения военных и гражданских обязанностей, как для практического упражнения в них в настоящем, таки для усвоения их в будущем. Это может быть достигнуто при обучении музыке, если молодые люди не будут напряженно заниматься ею с целью принимать участие в профессиональных состязаниях и если они не будут усваивать то причудливое и излишнее, что в настоящее время проникло в исполнение на музыкальных состязаниях, а оттуда перешло ив музыкальное воспитание. Но, за исключением этого, нужно дать возможность молодым людям наслаждаться красотой мелодии и ритма, не довольствоваться лишь тем наслаждением, какое дается музыкой вообще и какое способны испытывать даже некоторые из животных, а также вся масса рабов и слуг

5. Из всего сказанного ясно и то, какими инструментами следует пользоваться. В воспитание не следует допускать ни флейту, ни какой-либо другой инструмент, на котором играют профессиональные музыканты, вроде кифары или чего- либо подобного нужно взять из инструментов такие, которые помогают стать хорошими слушателями как при музыкальном, таки при другом воспитании. К тому же флейта — инструмент, неспособный воздействовать на нравственные свойства, а способствующий оргиастическому возбуждению, почему и обращаться к ней надлежит в таких случаях, когда зрелище скорее оказывает на человека очистительное действие (kath- arsis), нежели способно его чему-либо научить. Добавим к этому еще и то, что играна флейте создает помеху в деле воспитания, так как при ней бывает исключена возможность пользоваться речью. Поэтому наши предки с полным основанием запретили употребление флейты как у молодежи, таки у свободнорожденных людей вообще, хотя первоначально они ею пользовались. Получив благодаря увеличению благосостояния больший досуги возможность воспарять
в большей степени к добродетели, они, отчасти еще ранее, в особенности же после Персидских войн, преисполнившись гордости после совершенных подвигов, ухватились за изучение всякого рода предметов, ревностно, но без разбора выискивая их. Поэтому они и ввели вкруг школьного воспитания игруна флейте. Ив Ла­
кедемоне какой-то хорег сам играл на флейте для поставленного им хора, а в Афинах флейта была в таком ходу, что на ней умело играть едва лине большинство свободнорожденных людей. Это ясно видно из той картины, которую посвятил Фрасипп, поставивший хор для Эк- фантида. 7. Впоследствии, однако, на основании полученного опыта флейта была выведена из употребления, после того как научились лучше судить о том, что направляет к добродетели и что к ней не направляет. Туже участь испытали и многие другие старинные инструменты, как, например, пектиды, барбиты и вообще те инструменты — семиугольники, треугольники, самбики, — играна которых щекочет чувства слушателей, и все те, которые требуют умения действовать руками

8. Очень остроумен сочиненный древними миф о флейтах. Рассказывают, что Афина, изобретя флейту, отбросила ее в сторону. Недурное объяснение придумано было этому, а именно будто богиня поступила так в гневе на то, что при игре на флейте лицо принимает безобразный вид. Настоящая же причина, конечно, заключается в том, что обучение игре на флейте не имеет никакого отношения к умственному развитию, Афине же мы приписываем и знание, и искусство VIJ @0

1. Итак, мы исключаем профессиональное обучение как по части инструментов, таки по части исполнения. Под профессиональным мы понимаем такое обучение, которое готовит для выступления в состязаниях, ведь при этом исполнитель занимается музыкой не ради своего усовершенствования в добродетели, но для удовольствия слушателей, притом удовольствия грубого поэтому мы и считаем такие занятия делом не свободнорожденных людей, а наемников эти исполнители обращаются в ремесленников, потому
что цель, которую они имеют ввиду, негодная. Грубость зрителей вызывает изменение самого характера музыки, так что и сами профессиональные исполнители, подлаживаясь под вкусы зрителей, претерпевают изменения и со стороны своих внутренних качеств, и со стороны телодвижений. Остается рассмотреть вопрос о музыкальных ладах и ритмах как вообще, таки в приложении к воспитанию — следует ли пользоваться всеми ладами, всеми ритмами, или нужно делать между ними различие Далее, установим ли мы и для тех, кто занимается воспитанием юношества, тоже разграничение, или здесь нужно какое-нибудь иное, третье разграничение Ведь музыка, как мы видим, состоит из мелодии и ритмов, и не следует упускать из виду, какое действие оказывает каждая из этих составных частей в деле воспитания какая музыка заслуживает в этом отношении предпочтения — тали, где хороша мелодия, или та, где хорош ритм. Полагая, что некоторые из современных знатоков музыки и тех философов, которые проявляют опытность в деле музыкального воспитания
дали в большинстве случаев прекрасные ответы на поставленные нами вопросы, мы отошлем желающих обстоятельно ознакомиться с этим предметом к их работам, сами же будем рассуждать о нем теперь только с общей точки зрения и наметим лишь его основные черты. 4. Ввиду того что мы принимаем то подразделение мелодии, какое установлено некоторыми философами, различающими мелодии этические, практические и эн­
тузиастические и определяющими природу отдельных ладов, соответствующую каждому виду этих мелодий, мы утверждаем, что музыкой следует пользоваться не ради одной цели, а ради нескольких и ради воспитания, и ради очищения что мы называем очищением •— этого теперь мы объяснять не будем, а в сочинении О поэтике скажем об этом яснее в-третьих, ради времяпрепровождения, те. ради успокоения и отдохновения от напряженной деятельности. 5. Отсюда ясно, что, хотя можно пользоваться всеми ладами, применять должно неодинаковым образом. Для воспитания следует обращаться к тем ладам, которые более всего соответствуют этическим мелодиям, для слушателей же, когда музыкальное
произведение исполняется другими лицами, можно пользоваться и практическими, и энтузи­
астическими мелодиями. Ведь переживаниям, сильнодействующим надушу некоторых людей, подвержены в сущности все — различие лишь в степени примеры состояние жалости, страха, а также энтузиазма. И энтузиастическому возбуждению подвержены некоторые люди, впадающие в него, как мы видим, под влиянием религиозных песнопений, когда эти песнопения действуют возбуждающим образом надушу и приносят как бы исцеление (iatreia) и очищение (katharsis).
6. Тоже самое неизбежно испытывают и те, кто подвержен состоянию жалости и страха и вообще всякого рода переживаниям, — такое переживание свойственно всякому все такие люди получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием точно также песнопения очистительного характера доставляют людям безобидную радость. Поэтому такого рода ладами и соответствующими им мелодиями следует предоставить пользоваться актерам, исполняющим музыкальные партии в театре. 7. Так как
зритель бывает двоякого рода, один — свободнорожденный и образованный, другой — грубый, из ремесленников, поденщиков и тому подобных, то и для этого последнего нужно в целях предоставления ему отдыха устраивать состязания и зрелища. Подобно тому как души их отклоняются в сторону от естественного состояния, таки в музыкальных ладах есть отклонения, а в мелодиях наблюдается повышенное напряжение и противная природе окраска. Ведь каждый получает удовольствие оттого, что свойственно его природе поэтому и участникам состязаний следует предоставить возможность пользоваться такого рода музыкой, применяясь к такому зрителю Для воспитания же, как сказано выше, нужно пользоваться мелодиями этического характера и соответствующими им ладами. Таким ладом, как мы ранее сказали, является лад дорийский но можно воспользоваться также и тем или иным из других ладов, если причастные к занятиям философией и к музыкальному воспитанию одобрят его. Сократ в Государстве неправ, когда утверждает, что наряду с дорийским ладом можно оставить еще только фригийский, тем более что он из музыкальных инструментов исключает флейту. Ведь фригийский лад в ряду других занимает такое же место, какое флейта — среди музыкальных инструментов тот и другая имеют оргиастический, страстный характер. 9. Доказательством этого служит поэзия для выражения вакхического экстаза и тому подобных состояний возбуждения из всех инструментов преимущественно нужна флейта, а среди ладов такая поэзия для соответствующего выражения прибегает к фригийскому ладу. Дифирамб, например, по общему признанию, считается фригийским, в доказательство чего лица, занимавшиеся этим вопросом, приводят многочисленные примеры, между прочими следующий Филоксен, попытавшийся обработать дифирамб и мифы в дорийском ладе, оказался не в состоянии осуществить это, но, руководимый самой природой, он снова обратился к фригийскому ладу как наиболее подходящему. 10. Что касается дорийского лада, то все согласны в том, что ему свойственно наибольшее спокойствие и что он по преимуществу отличается мужественным характером
Сверх того, раз мы всегда отдаем предпочтение середине перед крайностями и, по нашему утверждению, к этой середине и должно стремиться, дорийский же лад среди прочих отличается именно этими свойствами, то ясно, что молодежь надлежит воспитывать предпочтительно в дорийских мелодиях.
Существуют две цели возможное и пристойное, и каждый человек должен преимущественно браться зато, что для него возможно и что для него пристойно. Но и это определяется возрастом человека. Так, например, людям, утомленным долгими годами жизни, нелегко петь в напряженных ладах таким людям сама природа подсказывает необходимость обратиться к песням, сочиненным в вялых ладах. Вот почему основательный упрек делают Сократу некоторые знатоки музыки и по поводу того, что он исключал из воспитания вялые лады, считая их ладами опьяняющими, не в том смысле, что они способны привести человека в состояние опьянения (опьянение скорее приводит человека в вакхический экстаз, но потому, что они расслабленные. Для следующего возраста, те для более старшего, следует допустить и такие лады, и соответствующие им мелодии. Но если в числе ладов имеется такой, который приличествует детскому возрасту, именно потому, что он способствует помимо воспитания развитию благовоспитанности — а этим требованиям, по- видимому, более всего удовлетворяет лидийский лад, — то ясно, что в деле воспитания должно руководствоваться тремя правилами держаться середины, возможного, пристойного

■ ■ ПРИМЕЧАНИЯ Основой теоретического трактата Аристотеля послужила серия монографий («Политий»), созданная под руководством Аристотеля. В ней описано сто пятьдесят восемь греческих и варварских государственных устройств. Один из редакторов философского наследия Аристотеля — предположительно это был Теофраст, древнегреческий философ и ученый, друг, сотрудники преемник Аристотеля, — объединил пять относительно самостоятельных сочинений, посвященных различным аспектам общественных отношений.
Первая книга исследует структуру семьи и домашнего хозяйства в качестве простейшего элемента полиса, греческого города-государства, который мог иметь различный тип государственной организации.
Вторая книга посвящена рассмотрению проектов наилучшего государственного устройства и критическим оценкам существующих государственных устройств.
В третьей книге Аристотель объясняет, что такое государство и его граждане, и рассказывает о видах государственного устройства.
Четвертая книга — это попытка очертить главные виды государственного устройства и показать, какой из них наилучший.
Пятая книга исследует смену видов правления, ищет причины государственных переворотов, пытается назвать меры, предотвращающие гибель государства.
В шестой книге рассматриваются проблемы, связанные с исполнением необходимых государственных должностей, судебными постановлениями и т. д.
В седьмой книге говорится в том числе и о внешних условиях, отвечающих государственному строю, о наилучшем образе жизни, о добродетелях, обеспечивающих процветание государства.
Наконец, восьмую книгу Аристотель посвящает проблемам воспитания, образования, досуга.
Таким образом, труд философа охватывает практически все аспекты существования государства, используя множество примеров из жизни и исторических трудов. Часть этих реалий (имени терминов) объяснена в наших примечаниях.
С. 26. Гесиод (VIII—VII вв. дон. э) — древнегреческий поэт, первый, известный по имени. Прославлял крестьянский труд, в поэме Теогония систематизировал древнегреческие мифы, пытаясь дать им рационалистическое объяснение.
С. 27. Харонд (VI в. дон. э) — один из древнегреческих законодателей, уроженец сицилийского города Катаны, происходил из среднего сословия. Очень часто его смешивают с локрийским законодателем Залевком, учеником которого он был, согласно преданию, сообщаемому Аристотелем. Можно с некоторой вероятностью принять, что он жил в VI в. дон. э, в эпоху, когда аристократический режим греческого Средневековья стал обнаруживать, с постепенным развитием городской культуры, свою несостоятельность и когда стремление
к гражданской равноправности вызвало к жизни, в отмену старого порядка, новые правовые нормы. Это законодательное движение ознаменовалось деятельностью древнейших греческих законодателей
Залевка (Локры в Южной Италии, Фейдона (Коринф, Филолая (Фивы, Дракона и Солона (Афины, Питтака (Митилена). Законы Харонда былина писаны для города Катаны и приняты в других хал- кидских колониях Италии (особенно в Регии) и Силиции. При составлении законов Харонд заимствовал все лучшее из других современных ему законодательств, но много внеси своего Аристотель характеризует его законы как не заключающие в себе ничего особенного, хотя хвалит их за точность изложения. Харонд ввел обязательное обучение детей граждан за счет общины, предусмотрел законы о призрении сирот, браке и семье, установил карательные меры против лжесвидетелей, принудил всех граждан в известном очередном порядке нести судейские обязанности. Законодательство
Харонда пользовалось большим' уважением, и не только в западных греческих государствах, где оно было принято, но и на Востоке. Аристотель характеризует законы Харонда как не заключающие все бе ничего особенного, хотя хвалит их за точность изложения.
С. 27. Эпименид Критянин (VIII—VII вв. дон. э) — жрец в древних сказаниях изображается любимцем богов и прорицателем. По словам Аристотеля, он не предсказывал будущее, но разъяснял темное прошлое
С. 34. Дедал — первоначально бывшее эпитетом Гефеста, как божественного художника, слово это от корня dal — долбить, резать) стало собственным именем сказочного художника, вплетенного в циклы критских, афинских и сицилийских сказаний. В строительном деле его считали изобретателем пилы, тесла и отвеса. Умертвил, столкнув со скалы Акрополя, своего ученика и племянника Талоса, зато, что тот изобрел более усовершенствованные инструменты. Осужденный за это ареопагом на изгнание, бежал в Крит к царю Миносу. Здесь он делает для жены Миноса, Пасифаи, деревянную корову, по приказанию Миноса строит лабиринт для заключения родившегося у Пасифаи чудовища Минотавра и, наконец, вручает Ариадне нить, при помощи которой Тезей нашел выход из лабиринта. Преследуемый за это Миносом, Дедал с сыном Икаром спасается при помощи искусственных крыльев, сделанных из перьев и скрепленных воском. Икар погиб, приблизившись больше чем следовало к солнцу, Дедал же спасся в Кумы, в Италии, и построил там храм Аполлону потом жил в Сицилии у царя Кокала. На Крите, по-видимому, миф о Де­
дале пустил глубокие корни. Здесь впервые стала процветать резьба по дереву.
С. 43. Феодект — ученик Изократа и Платона, оратор и трагический поэт незначительные отрывки из его трагедий приведены у Наука в «Tragicorum graecorum fragmenta» (е изд, Лейпциг, С. 66. Фалес Милетский (предположительно
624— 548 гг. дон. э) — философ, один из семи мудрецов Греции, родоначальник греческой философии. Космологические представления Фалеса Аристотель сопоставляет с мифологическими учениями
Гомера и Гесиода. Вселенная, по представлению Фа­
леса, представляет жидкую массу, посередине которой находится воздушное тело, имеющее форму чаши, повернутой открытой стороной вниз. Вогнутая поверхность этой чаши — небо на нижней поверхности, в центре ее, плавает диск, обтекаемый водой. Звезды — боги, плавающие по небесному своду. Фа­
лес говорил, что Бог есть разум мира, что все одушевлено и преисполнено демонов. Божественная сила проникает через первичную влажность, приводя ее в движение. Этот мировой разум Фалес называл также необходимостью, которая правит всем. Надушу Фалес смотрел как на начало, вечно движущееся и самодвижущееся. Душу Фалес приписывали магниту, так как он притягивает железо.
С. 74. Горгий (ок. 483—375 гг. дон. э) — самый оригинальный и последовательный из софистов. В молодости занимался натурфилософией, как ученик Эмпедокла, потом перешел к диалектике и, усвоив скептические аргументы Зенона и Мелисса против мнимого бытия, развил их далее и обратил против всякого бытия и всякого познания в сочинении О природе, или О несуществующем, содержание коего излагается у Секста Эмпирика, атак же в приписанном Аристотелю сочинении «De
Melisso, Xenophane et Gorgia».
C. 79. Государство, или О справедливости — диалог Платона, состоящий из 10 книг, в котором
изложено его учение об обществе и государстве, бытии и познании, а также этические, психологические и педагогические взгляды.
С. 96. Сисситии — у древних греков общественные трапезы, происхождение которых связано, вероятно, с господством патриархального строя. Существовали в Спарте и на Крите, были у мегарян вовремя Феогнида, в Коринфе при Периандре, в Афинах по свидетельству Аристотеля, сисситии существовали также на юге Италии и у карфагенян. Столовые общества составлялись первоначально из родичей и членов одного дома позднее доступ в них был разрешен всем, кого остальные участники соглашались принять в свою среду. Пищу с общественных столов получали также сироты. Расходы на общественные столы в большинстве критских городов покрывались из податей и доходов от общественных земель. По Аристотелю, каждый получал свою долю из государственных доходов и уже сам вносил свою часть за пользование сисситиями.
С 97. Фратрии и филы — подразделения населения у древних греков, основанные первоначально на родовом принципе каждая фратрия (братство) заключала несколько родов, а несколько фратрий составляли филу (колено, племя. Во главе фил стояли старшины, которые вместе с архонтом- царем судили дела об убийствах, если смерть была причинена животными или бездушными предметами. Во главе фратрий стояли фратриархи. Кроме того, в филах были казначеи. Филы и фратрии имели особые собрания их членов (филетов и фрато-
ров. У них было свое имущество — земли, капиталы, доходы, расходовавшиеся главным образом на религиозные торжества. В древнейшую эпоху они были основными делениями гражданского населения и служили для административных, военных, политических и религиозных целей.
С. 98.
Илоты — так назывались покоренные дорийскими завоевателями первоначальные жители долины р. Еврот, а потоми Мессении, обращенные в крепостных Спартанского государства. Хозяева земельных участков, на которых сидели обрабатывавшие их илоты, были ограничены в правах на них, чем илоты и отличались от рабов, составлявших полную частную собственность отдельных лиц.
Илоты обрабатывали участки, на которых были поселены, на свой счетно были обязаны в пользу хозяина участка определенным взносом. Они могли иметь собственность, и хозяин не мог ни убить ило­
та, ни отпустить его на волю, ни увеличить количество оброка, но он, как и все другие спартиаты, мог требовать себе услуг. Так как обращение с илотами было очень суровое, даже жестокое, то они ненавидели спартиатов, и известно несколько открытых восстаний их, грозивших иногда Спарте серьезной опасностью.
С. 98. Пенесты (собств. работники) — полусво­
бодный класс фессалийского населения. Они занимали среднее место между свободными и рабами и составляли многочисленный класс подвластных свободным землевладельцам крестьян, на обязанности которых лежало за известную долю доходов
возделывать землю хозяина ив случае необходимости нести военную службу в его отряде. Положение их было не везде и не всегда сносное, на что указывают частые их возмущения ново всяком случае, им жилось лучше, чем спартанским илотам.
С. 101.
Последнее сочинение Платона. Законы предписывают строжайшую регламентацию индивидуальной и общественной жизни, направленную на то, чтобы восстановить утраченное согласие и воспрепятствовать дальнейшему разладу между отдельной волей и мировым законом.
С. 107.
Эфория — правительственная коллегия в древней Спарте. Пять высших должностных лиц, избиравшихся сроком на один год всеми спартанцами. Эфоры обладали широкими полномочиями в управлении, надзоре и судопроизводстве.
С. 112. Солон — знаменитый афинский реформатор и законодатель, один из семи мудрецов, элегический поэт. Подобно другим мудрецам того времени, Солон интересовался преимущественно вопросами практической морали. Он был врагом несправедливости и всяких крайностей ему приписывалось изречение Все в меру. Солон был по общему соглашению выбран примирителем и архон­
том, с полномочием произвести необходимые преобразования (594—593 гг. дон. э. Он начал свою деятельность с облегчения экономического положения массы, с «сейсахфии (сисахтии)». Сейсахфия была мерой радикальной она состояла в отмене всех долгов, которые обеспечивались землей или личностью должника. Те, кто за долги попал в личную зависимость, были освобождены. Солон принял меры и к тому, чтобы возвратить на родину по возможности всех, кто за долги был продан за пределы Аттики их выкупали, нона какие средства — неизвестно. Затем он запретил заключать долговые сделки, в которых долг обеспечивался бы личностью должника. Сейсахфия расчистила почву для дальнейших реформ. После нее Солон преобразовал государственное устройство, так как прежний строй уже не соответствовал новым условиям.
Сейсахфия была единственной радикальной мерой во всей остальной реформаторской деятельности он выказывает склонность к золотой середине, к умеренности, к возможному примирению новых требований с сохранением старого. Законодательная деятельность его не ограничилась сейсахфией и реформой государственного устройства он реформировал все афинское право, за исключением уголовного, которое оставил в том виде, как его установил Дракон. Солон внес изменения, во- первых, в семейное и родовое право (законы о сиротах-наследницах, очень важный закон о наследовании, дозволивший при отсутствии детей распоряжение имуществом по завещанию, чем нанесен был удар родовой замкнутости, и др. Он ограничил приобретение земли (чтобы воспрепятствовать скоплению ее в немногих руках, регулировал отношения соседей по землевладению (например, запретил затенять посадками на границе землю соседа, пользование источниками воды, установил некоторые правила, касающиеся торговли (запретил
вывоз из Аттики сельскохозяйственных продуктов, кроме масла, преобразовал меры, веси монету ввел в Афины эвбейскую систему, допустил свободу ассоциаций для религиозных, торговых и других целей, принимал меры против роскоши (ив частности, против роскоши женщин. Из других законов Солона важное значение имело дозволение каждому приносить жалобы на несправедливость, причиненную даже лицу, совершенно постороннему для жалобщика, и требование, чтобы вовремя волнений и междоусобий каждый примыкал к одной из борющихся партий кто не исполнял этого, подвергался атимии (цель этого закона — предохранить город от продолжительных смути от захвата власти энергическим меньшинством, опирающимся на политический индифферентизм массы. Реформированное Солоном право оказалось живучее установленного им политического строя и оказало влияние на некоторые позднейшие зако­
нодательства.
С. 127. Евбул — афинский государственный деятель, заведовавший в 354—339 гг. дон. э. финансами.
С. 130. Периеки — у спартанцев составляли политически зависимый класс, образовавшийся из завоеванного дорийцами первоначального населения
Лаконии. Переселившись в Пелопоннес, дорийцы заняли долину р. Еврот и основали там государство, причем прежнее население не ассимилировалось с пришельцами, но было оттеснено к окраинам, окружив как бы кольцом дорийское поселение отсюда их название (кругом живущие
С. 133. Ликург — древнегреческий законодатель. Ему приписывают политическое устройство, господствовавшее в Спарте в течение нескольких веков. По Геродоту, Ликург издал законы, заимствованные сова Крит, как только по смерти своего старшего брата сделался, за малолетством его сына, Лабота, правителем государства. Для этого он предварительно получил согласие Дельфийского прорицателя, затем заручился содействием влиятельнейших граждан ив сопровождении их внезапно явился на площадь. Царь Харилай принял его сторону, и таким образом он получил возможность провести свои законы. Желая затем, чтобы данное им государственное устройство оставалось навеки неизменным, Ликург отправился в Дельфы, клятвой обязав царей, геронтов и народ не изменять данных законов, пока он не вернется. Получив в Дельфах прорицание, что его законы вполне удачны и что государство будет пользоваться высшей славой, пока будет оставаться им верным, он препроводил этот ответ бога в Спарту, асам, чтобы не освобождать сограждан отданной им клятвы, уморил себя голодом. Из предшествовавшего государственного строя Ликург сохранил только власть двух царей. Он установил совет из 30 (вместе с двумя царями) старейшин, обсуждавших и решавших все дела, ежемесячное народное собрание из всех граждан не моложе 30 лет, имевшее право только принимать или отвергать решения герусии, а также избиравшее геронтов и других должностных лиц.
Ликург ввел в общественную жизнь спартиатов военную организацию, обязательное участие в дру- жествах, являвшихся подразделениями войска, обед за общим столом и суровую дисциплину в воспитании юношества. Ему же приписывались различные меры против роскоши, в том числе запрещение золотой и серебряной монеты. Весьма вероятно, что государственное устройство Спарты, сводимое к одному Ликургу, на самом деле образовалось путем постепенного видоизменения патриархального строя.
С. 156. Залевк — знаменитый законодатель эпи- зефирских локров в Нижней Италии, считается автором древнейших писаных законов у греков. О его жизни и законах известно немногое. Он жил, вероятно, около половины VII в. дон. э. и, по предположению, был учеником или рабом Пифагора. Законы его, направленные к установлению нравственного порядка в частной жизни ив общественных отношениях, написаны по образцу ликурговых и очень строги. Между прочим, рассказывают, что
Залевк с целью затруднить изменения в его законодательстве постановил, чтобы каждый желавший внести новый закон появлялся с веревкой на шее ив случае непринятия его предложения платил смертью ему же приписывают установление определенных наказаний для разных преступлений с целью уничтожить произвол в решениях судей.
С. 159.
Питтак — из Митилены; родился в 651 г. дон. э. Вместе с Алкеем и его братьями освободил родной город от тирана Меланхра. Вскоре явились другие претенденты на престол, и Алкей был изгнан. Между тем смуты в городе продолжались, вследствие чего жители назначили Питтака эсимне- том (выборным правителем. Получив в свои руки власть, Питтак подавил беспорядки и для предупреждения их на будущее время пересмотрел законы, особенно уголовные. Как мудрец и законодатель,
Питтак почитался у греков наравне с Солоном и Ликургом.
С. 195. Ликофрон — древнегреческий софист из школы Горгия, который, отрицая понятие бьггия, требовал, чтобы ив разговоре слово есть не упо­
треблялось.
С. 195.
Эпигамия — право вступать в брак с дочерью полноправного афинского гражданина. Эпи­
гамия допускала заключение браков только между полноправными воинскими гражданами иностранцы и метойки были лишены этого права, но завы дающиеся услуги государству народное собрание могло присудить это право также и им. Кроме того, эпигамия существовала между отдельными государствами, служа показателем дружественных отношений между ними так Афины даровали эпига­
мию эвбейцам, платейцам, фиванцам. Наоборот, ясно выраженное отклонение эпигамии свидетельствовало о враждебности между двумя государствами. Браки, заключенные на основании эпигамии, давали известные права в области наследственной, сакральной и отчасти политической.
С.
218.
Антисфен — основатель цинической школы, родился в Афинах около 440 г. дон. э. Сначала он учился у Горгия, но, увлеченный Сократом
отказался от профессии ритора и окончательно посвятил себя философии. Учение Сократа поселило в нем любовь к добродетели и ненависть к пороку, являющиеся исключительной чертой основанной им потом философской школы. Идя дальше сократовских требований умеренности и воздержания,
Антисфен полагал добродетель в добровольных лишениях и полной независимости от внешних условий, презирал богатство, почести, наслаждения и за единственно верную основу нравственности признавал знание. Антисфен ограничил свои потребности лишь самым необходимыми нисколько не стеснялся являться публично в лохмотьях, как нищий. Он враждебно относился ко всем государственным формами установлениям, ко всем ограничениям, налагаемым на человека обществом и его порядками, равнодушно относился даже к родными отечеству. Непозволительным он считал только одно зло, а постыдным одно безнравственное. Самым выдающимся учеником его был
Диоген.
С. 219. Периандр — коринфский тиран (625—
583 гг. дон. э, один из семи мудрецов Древней Греции. Он отличался, по преданию, высоким политическим умом и возвысил Коринф в культурном и экономическом отношении, сделав его одним из первых городов того времени. Он был в дружественных отношениях с милетским тираном Фрази- булом и спас Милет, сообщив Фразибулу ответ оракула, данный врагу Милета, лидийскому царю Али- атту. Ему приписывается установление истмийских
игр на более широких началах и введение Дионисо- ва культа.
С. 225. Алкей — один из величайших лирических поэтов Греции, уроженец Митилены на Лесбосе, был современником Сафо. Происходя из знатного рода, он принимал деятельное участие в борьбе, которую его родина вела с внутренними и внешними врагами. Сам он защищал олигархические интересы против демоса, но принужден был со своими сторонниками удалиться из отечества, когда власть перешла в руки Питтака. Он стал во главе других изгнанников и пытался силой возвратиться в отечество, но был побежден Питтаком, который, однако, простил его.
С. 310. Пробулы— в Древней Греции лица, назначавшиеся государством для обсуждения мероприятий в случае какого-нибудь важного политического события или кризиса, а также для обсуждения общих вопросов на собраниях союзов. В олигархических государствах пробулы составляли группу лиц, исполнявших те же обязанности, какие лежали на буле (совете) в демократических государствах. Иногда совет существовал наряду с комиссией пробулов, деятельность которых в этом случае была направлена к подавлению демократического элемента.
С. 310.
Номофилаки — учреждение аристократического характера в различных греческих государствах. Так назывались магистраты, на обязанности которых лежало наблюдать, чтобы не было предложено никаких реформ, противных существующим законами хранить писаные законы и постановления
С. 323. Хореги — руководители хора, обучавшие его участников и исполнявшие обязанности, позднее распределенные между корифеем и дида- скалом. Расходы по организации хорических представлений до введения Клисфенова законодательства (507 г. дон. э) падали на тех частных лиц, которые добровольно изъявляли желание принять участие в устройстве того или другого празднества. Около 500 г. дон. э. государство приняло в собственное заведование устройство празднеств и связанных сними драматических и иных представлений и установило хорегию как повинность, которой взамен подоходного налога были обложены богатые граждане, имевшие имущественный минимальный ценз в 3 таланта. Хорегами, как и участниками хора (хоревтами), в Афинах могли бьггь только граждане.
С. 330. Лисандр — спартанский полководец, отличавшийся и выдающимися политическими способностями, честолюбивый и неразборчивый в выборе средств, суровый и жестокий, но умевший привлекать к себе расположение людей, с которыми имел дело. В конце лета 404 г. дон. э. заставил афинян принять предложение Драконтида опере даче власти 30 олигархам.
С. 330. Павсаний — правильнее Павсания, спартанский царь (408—395 гг. дон. э, противник Ли- сандра. Он принимал участие в осаде Афин, закончившей Пелопоннесскую войну. Когда Лисандр выступил на помощь тридцати против демократов, во главе которых стоял Фрасибул и которые заняли

Пирей, то Павсаний, в противовес ему, также отправился с отрядом в Аттику, имел успех в сражении с демократами, но воспользовался им, чтобы выступить посредником между обеими сторонами при его содействии состоялось соглашение ив Афинах восстановлена была демократия (403 г. дон. э.).
С. 331. Филархи — руководители фил. Выбирались в народном собрании посредством поднятия рук. Филархи обязательно принадлежали к классу всадников.
С. 331. Гелиея — афинский суд присяжных, учрежденный Солоном (в VI в. дон. эВ нем, помысли законодателя, могли принимать участие в качестве судей все граждане не моложе 30 лет.
С.
331. Архонт — так назывался в Афинах по прекращении династии Кодра (ум. 1068 г. дон. э) верховный правитель республики. Он выбирался первоначально из рода Кодра по праву первородства и пожизненно. Новейшие изыскания, однако, доказывают, что аристократические роды
(эвпатриды) только в 752 г. дон. э. уничтожили царскую власть и каждые 10 лет выбирали одного из рода Кодра, которого ставили во главе государства. В 712 г. дон. э. все эвпатриды получили равные права на это высокое звание в м власть этого первого лица в государстве была разделена между 9 сановниками, избираемыми на год эти правители стали называться архонтами. Реформы Солона открыли доступ к высшим государственным должностям всем афинянам высшего податного класса безразличия происхождения. Аристид
сделал еще шаг впереди в 477 г. дон. э. предоставил доступ в архонты всем афинским гражданам независимо от их имущественного положения. Вероятно, с этого же времени выбор был заменен жребием этот порядок продолжался до утверждения римского владычества, когда жребий был снова заменен выборами. Первый из 9 соправителей носил преимущественно название архонта, к которому присоединялось еще и другое — эпоним, потому что его именем назывался год во всех официальных документах. Он стоял в главе всей общественной жизни председательствовал в совете и народном собрании, руководил решением дел как наследственных, таки вообще касающихся семейного права, он же руководил устройством празднеств Диониса. Второй архонт, носивший титул базилевса — царя, заведовал религиозными делами ив связи с этим вел обвинения против оскорбляющих религию и убийц. Третий назывался по­
лемархом — полководцем и управлял войсками со времени Клисфена к нему приставляли 10 стратегов. Позднее он заведовал устройством погребальных торжеств в честь павших воинов, а также судопроизводством в делах неграждан. Остальные
6 архонтов не имели особых верховных функций и носили общее название тесмотетов — законодателей, которое распространялось иногда и на всех архонтов. Они составляли как бы особую коллегию в их руках было судопроизводство по всем делам, которые не состояли в формальном ведении других правителей
С. 339.
Япиги — племя, населявшее юго-восточ­
ную окраину Италии.
С. 339.
Клеомен — спартанский царь Клеомен I
Еврисфенид, человек храбрый и воинственный, в 510 г. дон. э. повел спартанское войско в Аттику и помог прогнать Писистратидов (по настоянию Дельфийского оракула. В 495 г. дон. э. Клеомен при Сепее одержал большую победу над аргосцами ив г. дон. э. лишил престола своего товарища по царской власти — Демарата.
С. 348. Триерархи лица, исполнявшие трие- рархию — самую дорогую и обременительную из всех чрезвычайных афинских литургий, те. натуральных повинностей, которые отправлялись в виде бесплатных общественных должностей. Три- ерархия освобождала гражданина в продолжение данного года от всех прочих литургий. Нельзя было принудить триерарха отправлять эту обязанность два года сряду. Если кто-нибудь находил, что литургия эта подобает не ему, а более богатому гражданину, то мог предложить ее последнему, если тот отказывался, первый мог требовать обмена имуще- ствами; при несогласии на это дело представлялось в суд, который решал, кому из тяжущихся отправлять данную литургию. Триерархия состояла в обязанности снарядить построенный государством военный корабль, в продолжение всей кампании содержать его в боевой готовности и командовать кораблем. По истечении года триерарх должен был возвратить корабль в исправном виде и дать отчет логистам
С. 350.
Притании — так как весь афинский совет (буле) по своей многочисленности не мог заседать постоянно, а руководство текущими делами, вверенными совету, требовало, чтобы постоянно были лица, к которым можно было бы обращаться с такими делами, то одна десятая часть членов совета (именно все булевты из одной филы) должна была дежурить в продолжение десятой части года, на основании очереди, устанавливаемой жребием. Каждая такая часть года называлась пританией и продолжалась в обыкновенные годы 35—36 дней, а в високосные (со вставным добавочным месяцем) — по 38—39 дней. Со времени увеличения числа фил до 12 притании стали совпадать с месяцами. Дежурные члены совета назывались пританами. Председателем был эпистат, избиравшийся из их среды жребием на сутки. Он хранил ключи от государственного казнохранилища и от архива и печать. Притании руководили текущими делами, выслушивали и посылали вестников и послов, имели в городе полицейскую власть, созывали буле и народное собрание и подготавливали для них программы заседаний.
С. 491. Сесострис — наиболее популярное имя египетской политической истории у классических писателей, встречающееся также в формах Сезоо- сис, Сезонхосис, Сезотис, Сострис и др. Царю этого имени приписывается не только завоевание всей Азии, Европы до Фракии, Ассирии, Мидии, Эфиопии, Скифов, Персии, Бактрии и т. дно также и различные законы, например учреждение каст
распределение поземельной собственности, регулирование общественной и даже домашней жизни, введение многих обычаев (так, чтобы легче управлять изнеженным народом, он заставлял будто бы мужчин ткать, носить две одежды и т. п.).
С. 491.
Итал — царь энотров, именем которого, по преданию, названа Италия. Предание то называет его зятем Латина и отцом Рема, основателя Рима, то приписывает основание города его дочери Роме. Аристотель хвалит Итала, как просветителя кочев- ников-энотров.
С. 510.
Скилак (Скилакс) — греческий географ, родом из Карии; в 508 г. дон. э. предпринял по приказанию Дария путешествие с целью географических открытий и добрался до устья Инда; составил описание результатов своего путешествия.
А. Филиппов

СОДЕРЖАНИЕ
А РИС ТОТ ЕЛЬ КНИГА ПЕРВАЯ (А) ....
23 КНИГА ВТОРАЯ (В) ....
77 КНИГА ТРЕТЬЯК НИ ГА ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА ПЯТАЯ (Е) ....
327 КНИГА ШЕСТАЯ КНИГА СЕДЬМАЯ (Н) ....
453 КНИГА ВОСЬМАЯ (ОП РИМ Е ЧАН И Я ....
570

Литературно-художественное издание
Книги мудрости
А ристотель
П о ли тика Генеральный директор издательства СМ. Макаренков

Контрольный редактор Л. А
. Мухина Художественное оформление В. Ю. Шумилов Компьютерная верстка С А. Бузилкин Корректор Г. Е. Антонова
Подписано в печать 25.01.2010 г.
Формат 80x100/32. Гарнитура «Palladium».
Печ. л. 18,5. Тираж 1500 экз.
Заказ № Адрес электронной почты info@ripol.ru Сайт в Интернете ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик
109147, г. Москва, ул. Большая Андроньевская, д. Отпечатано с готовых файлов заказчика в ОАО «ИПК Ульяновский Дом печати
432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

ISBN 978-5-386-02079-8 9 7 8 5 3 8 6 0 2 0 7 9 8
РИПОД
КЛАССИК
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

перейти в каталог файлов
связь с админом