Главная страница
qrcode

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет


НазваниеАвтономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ленинградский государственный университет
Дата21.05.2020
Размер0.68 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаna_kursache_Nastya_ekologich_tekhnologii_detey_sred.doc
ТипКурсовая
#69645
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

ВЫБОРГСКИЙ ИНСТИТУТ (Утверждаю


педагогики и психологии

________________ Сарамуд Н.Г.


Эффективность использования технологии моделирования в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста
Курсовая работа по теории и методике экологического образования

дошкольников


Шипова Анастасия Владимировна

Специальность 050144

"Дошкольное образование"

3 курс
РуководительКР___________________________________ШипшаЕ.П.
2014

Содержание
Введение 3


1.1 Психолого-педагогические особенности применения технологии моделирования в дошкольном образовании 7

1.2 Экологическое образование для дошкольников 9

1.3 Особенности использования технологии моделирования с детьми среднего дошкольного возраста 13


2.1. Методическая подготовка к совместной деятельности по экологическому образованию с использованием моделирования для дошкольников. 18

Заключение 23

Список использованных источников 24

Приложения 27

Введение
Мир, окружающий ребенка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Тема курсовой работы "Эффективность использования технологии моделирования в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста" актуальна на современном этапе развития педагогической науки.

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения - одна из актуальных задач сегодняшнего дня [11].

С нового 2013/2014 учебного года вступил в силу закон "Об образовании в РФ", который закрепил за дошкольным образовании статус исходного, базового уровня образовательной системы [17]. В связи с этим возникла необходимость в пересмотре традиционного подхода к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Корни многих изменений кроются в новых способах создания, хранения, передачи, использования и внедрения в образовательный процесс инновационных технологий.[12]

С помощью метода моделирования удается достичь значительных результатов в следующем:

-активизируется словарный запас;

-расширяется круг знаний об окружающем мире;

-развивается связная речь, внимание, память, образное мышление;

-развивается мелкая моторика рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Технология моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Для становления ребёнка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания ,является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.[9] Поэтому использование наглядных и интересных технологий обучения, таких как моделирование, делает совместную деятельность привлекательной и эффективной.

Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Процесс становления бережного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную со взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывая желание охранять ее.

В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников: программа А. Вересова "Мы земляне", программа Е. Рылеевой "Открой себя", программа Н.А. Авдеевой и Г.Б. Степановой "Жизнь вокруг нас", С.Н.Николаевой "Юный эколог" и др.[6]

Проблема исследования состоит в рассмотрении и анализе вариантов взаимодействия педагога и воспитанников дошкольного образовательного учреждения через моделирование в совместной деятельности по экологическому образованию.

Объект исследования: технология моделирования в образовании детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование технологии моделирования в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста.

Цель: произвести оценку эффективности использования технологии моделирования в экологическом образовании детей среднего

Задачи:
    рассмотреть психолого-педагогические особенности применения моделирования в обучении детей среднего дошкольного возраста;
  1. определить возможности использования моделирования в совместной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников;
  2. провести оценку эффективности использования технологии моделирования в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста.
      методы эмпирического исследования: изучение и использование литературы;
    1. метод эксперимента и наблюдения;
    2. методы теоретического исследования: анализ литературы.
      1 Теория и методика использования технологии моделирования в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста 1.1 Психолого-педагогические особенности применения технологии моделирования в дошкольном образовании

      Первые восемь лет жизни ребёнка - это период бурного, чрезвычайно интенсивного его развития, непрерывного совершенствования физических возможностей, психики и становления личности. Ребёнок в эти годы овладевает телом и основными движениями, на основе быстро развивающейся сенсорики и двигательной координации и совершенствуются процессы восприятия. Ребёнок овладевает речью, а интеллект проходит основные стадии развития - от наглядно - действенного до логического. Ребёнок начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.[6.-с.11]

      Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Как и дети младшей группы, они охотно сотрудничают с взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему
      Любой вид деятельности, в том числе и природоохранной, опирается на ряд принципиальных положений и убеждений. Среди них наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие:
      формирование ответственного отношения к природной среде рассматривается как составная часть воспитания. В этом процессе необходимым является учет взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подходов;
    3. важно учитывать единство интеллектуального и эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по её улучшению;
    4. исходными положениями в формировании экологически грамотного человека являются принципы систематичности, непрерывности и междисциплинированности экологического образования и воспитания, а также представления о целостности окружающей среды и о тесной связи и взаимозависимости слагающих её компонентов.
      Основным принципом природоохранной деятельности является обеспечение баланса средопотребляющих и средовоспроизводящих территорий в регионе. Для формирования таких представлений необходима стройная система теоретических знаний и практических навыков, направленных на поддержание этого баланса, оптимизацию и исправление сложившихся нарушений в процессе природопользования. Такие понимания и убеждения складываются в результате длительного процесса экологического воспитания.

      Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.

      Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.[9; 31]

      Экологическое воспитание должно быть непрерывным на всех этапах образования. В детском саду закладываются научные основы понимания закономерных связей в системе “Природа – общество – человек”. Формируется ответственность за улучшение и преобразование окружающей среды. Непрерывность экологического образования предполагает совокупное влияние и рациональное использование разнообразных источников знаний и средств массовой информации.

      Становление экологически воспитанного человека в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство научных знаний о взаимосвязи природных и социальных факторов среды и того её чувственного восприятия, которое пробуждает нравственно-эстетические переживания и стремление внести практический вклад в её улучшение. Этот принцип экологического образования и воспитания ориентирует на сочетание рационального познания природы с воздействием художественно-образных средств и непосредственного общения с природной средой [13;81].

      В.А. Сухомлинский оценивал природу как “вечный источник мысли” и добрых чувств детей. Он ставил задачу раскрыть роль природы в воспитании стремления к интеллектуальной насыщенности трудовой жизни. “Природа, труд, мысль – это предметы специального исследования”. Известны “уроки мышления в природе”, которые проводил этот замечательный педагог. “Идите в поле, парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами” [39;13].

      Характер взаимосвязей рационального и эмоционального, их использования в практической деятельности динамичен и зависит от возраста учащихся. Очевидно, что в дошкольном возрасте большее значение имеет эмоционально-эстетическое восприятие среды, чем интеллектуальное.

      Ближайшее окружение дошкольника, повседневное общение с окружающей средой дают убедительные примеры для раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружает навыками жить с ней в согласии.

      Нельзя переоценить значение краеведческого подхода применительно к реализации задач экологического образования. Природное и социальное окружение оказывает непосредственное влияние на ребенка и определяет стиль его отношения к окружающей среде.

      Особая роль при реализации краеведческого подхода принадлежит практической деятельности воспитанников, направленной на развитие их экологической культуры. Однако нельзя ограничивать экологическое воспитание только знанием природы родного края. При анализе конкретных фактов положительного или отрицательного воздействия человека на природу в данной местности, необходимо вместе с этим давать оценку последствий с государственных и общепланетарных позиций. В систему представления детей должны включаться данные, показывающие глобальный характер проблем охраны окружающей среды, которые не имеют государственных границ, поэтому те многие проблемы охраны природы могут быть эффективно только путём тесного международного сотрудничества. Развивая заботу дошкольников о природе родного края своей Родины педагог внушает им мысль, что Земля – это космический корабль для всех людей и забота об условиях жизни на ней – общая забота всего человечества.


      А.Н. Аверьянов даёт следующее определение моделирования: «Моделирование-это опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система:

      1) находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом.

      2) способная замещать его в определённых отношениях.

      3) дающая при её исследовании, в конечном счёте , информацию о самом моделируемом объекте.»[1]

      Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

      Многообразие природных явлений ,находящихся в окружении детей, создаёт видимость лёгкого познания в процессе наблюдения, но скрытый образ жизни большинства животных ,изменчивость организмов или сезонных явлений природы, а также зависимости внутри природных сообществ рождают трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это вызывает необходимость моделирования некоторых явлений и объектов природы.

      1. С дошкольниками можно создавать и использовать самые разные модели: предметные модели (к ним относят различные предметы, конструкции);

      2. предметно-схематические модели (существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов);

      3. графические модели (графики, схемы и т. д.)

      Важнейшими из них являются календари природы, т. е. графические модели, отображающие самые различные происходящие явления и события в природе.

      Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей: сначала происходит моделирование явлений, затем использование в воспитательном процессе.

      Для усвоения принципа моделирования определённое значение имеет использование модели для описания, сравнения ,обобщения и систематизации знаний.

      Таким образом, правильно организованная моделирующая деятельность и применение большого разнообразия экологических моделей в жизни детей среднего дошкольного возраста, способствует экологическому воспитанию в дальнейшем воспитании детей дошкольного возраста, а так же развитию речи, мышления, восприятия, трудовой и игровой деятельности, более глубокому познанию окружающего мира.
      1.2 Экологическое образование для дошкольников
      Два последних десятилетия - это период становления экологического пространства. Это период возникновения новых понятий: «экологическая культура», «экологическое воспитание дошкольников» и т.д. Ведётся очень много работ над технологиями обучения и поиском эффективных методов экологического образования.




      Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на обще-гуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры - базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.[4]

      Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:

      Формирование у детей элементов экологического сознания.

      Освоение ребёнком элементов экологического сознания определяется содержанием и степенью сложности знаний о природе.

      Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна иметь природоохранительный характер.

      В экологическом воспитании используются различные методы обучения детей дошкольного возраста.


      1. Наглядные (наблюдения, рассматривание иллюстраций и картин, демонстрация моделей и т. д.)

      2. Практические (игра, опыты)

      3. Словесные (рассказы, чтение литературы о природе, беседы)

      А также инновационные методы такие, как:

      1. Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

      2. Использование на занятиях отдельных приемов мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи.

      Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

      Идея эта не нова, она, так или иначе, представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого , П.Ф. Каптерева, советских педагогов В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили и др.

      Создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию групповых уголков природы, комнаты или кабинета природы, теплицы и пр., ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Методом эта деятельность становиться лишь в том случае, если она включена в педагогический процесс и выполняется совместно с взрослыми и детьми. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

      Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, педагоги используют различные формы работы в этом направлении.

      Детей жизни знакомят с явлениями живой и неживой природы, как на занятиях, так и в повседневной деятельности – в процессе наблюдений на прогулках, работы в уголке природы и на земельном участке, экскурсиях и в играх.

      Дети наглядно прослеживают за изменениями погоды и жизнью животных и растений, и ведут в течение года календарь, моделирующий смену сезонов.

      Для углубленного интереса к занятиям используют различный природный материал, дидактические и подвижные игры, репродукции картин, музыку, художественной слово.

      Учитывая конкретность мышления и небольшой опыт у детей данного возраста, в экологическом воспитании рекомендуется использовать наглядный материал.

      За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциональные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрение.

      К числу комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости», «Кроха».

      Министерством одобрен и ряд парциональных экологических программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом - природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно - ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.[16]

      Но в основном все программы опираются на следующие принципы:

      ·принцип научности (включение в программу основных идей и понятий современного естествознания.)

      В его основе лежат идеи:

      1.единства живого и неживого в природе;

      2.единства человека и природы;

      3.системного строения природы на уровне отдельного живого организма.

      ·принцип доступности ( включение в программу отбираются знания, доступные освоению ими в соответствии с особенностями и возможностями детской познавательной деятельности.)

      ·принцип развивающего и воспитывающего характера знаний.(включение в программу содержания, позволяющее развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную.)

      Главным результатом экологического воспитания становится развитие экологического (гуманного, природоохранного) отношения к природе, проявляющегося в ответственности за жизнь живого существа, тревоге, сочувствии, сострадании и стремлении оказать помощь.
      1.3Особенности использования технологии моделирования с детьми среднего дошкольного возраста
      Дошкольный возраст-период активного изучения ребёнком окружающего мира. Как писал в своих работах Л.А. Божович, дошкольный возраст с 2 до7 лет-это этап психического развития детей, и он характерен тем, что ведущей деятельностью становится игра. Этот процесс весьма важен для формирования психики и личности ребёнка, именно через него идёт усвоение информации о мире. (Л.И. Божович "Личность и её формирование в дошкольном возрасте.").

      Здесь следует отметить возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста, которые выделяют психологи:

      ·Непроизвольность психических процессов ребёнка: внимания, мышления, памяти, эмоциональной лабильности;

      ·Сохраняется потребность в защите и комфорте;

      ·Общение со взрослым начинает носить деловой характер; старшие воспринимаются как источник интересной информации.

      ·Максимальная расположенность к познанию;

      ·Совместные игры с другими детьми, желание создавать группы;

      ·Наглядно – образный характер мышления;

      ·Восприятие предметов окружающего мира в роли живых существ. «Оживление» предметов быта, объектов природы, огромное внимание к волшебным сказкам.

      Обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, позволяет моделирование.

      Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)

      Метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным , Л.А. Венгером , Н.А. Ветлугиной , Н.Н. Поддьяковым [7], заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

      В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, мамой, шофером, врачом, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности. В дошкольном обучении применяются разные виды моделей [2]. Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек, а так же различные системы, такие как макеты леса и луга.

      В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга – с движениями). Воспитание с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему физическому и психическому здоровью. Детей среднего возраста начинают знакомить с предметно-схематическими моделями, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели – календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка), схемы маршрута (путь из дома в детский сад).

      При анализе содержания литературного произведения целесообразно обратиться к предложенной О.М. Дьяченко [3] методике обучения детей моделированию сказки. Содержание сказки делят на части, к каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картинку (пиктограмму). В результате получается апперцептивная схема – полное представление о содержании произведения. Опираясь на нее, дошкольники успешнее пересказывают сказку или рассказ, показывают ее на фланелеграфе и т.п.

      Хорошим вариантом для использования в средней группе дошкольного образовательного учреждения будет такой вариант моделирования, как мнемотаблица или мнемосхема. На специальном поле с помощью изображений или символов обозначается последовательность тех или иных событий в живой природе (смена времён года, замерзание воды, созревание яблок и т.п.). Воспитатель вместе с детьми создаёт мнемосхему, определяет значение каждой составляющей. Далее педагог рассказывает историю с использованием всех символов и рисунков, и предлагает детям воспроизвести их самостоятельно. Например, мнемосхему можно использовать при изображении цепи питания животных.

      К каждой модели, используемой в совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста, применяется ряд требований, которые обеспечивают чёткое выполнение функций наглядного пособия. Она должна:

      1. Чётко отражать основные свойства и отношения, которые изучаются в совместной деятельности;

      2. Быть простой и доступной для изучения, понимания, создания и использования;

      3. Ярко и понятно передавать материал, необходимый для усвоения.

      Также можно придать моделям многофункциональное значение, используя их при организации трудового процесса в уголке природы и на прогулке, а так же при создании различных дидактических игр. В процессе создания игр, совместно с детьми, продумывать разнообразные модели, но в ходе этой работы необходимо придерживаться определённых требований:

      1. Модель должна отражать обобщённый образ и подходить к определённой группе объектов.

      2. Раскрыть существенное в объекте.


      Использовать сюжетно- ролевой игры и разнообразные игровые обучающие ситуации в практике работы по экологическому воспитанию дошкольников предложили педагоги – экологи С.Н.Николаева и И.А.Комарова.

      По их мнению, игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

      - она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

      - оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

      - в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

      - игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

      - воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

      С помощью игровых обучающих ситуаций можно решить различные программные задачи по экологическому воспитанию детей.

      Выделяют следующие виды игровых обучающих ситуаций (Рис.1)
      Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа подразумевают использование игрушек-аналогов.

      Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.).

      Использование данного вида игрушек формирует у детей отчетливые представления об особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. С помощью таких игрушек педагог может легко продемонстрировать возможные действия с предметом и действия с живым существом, т.е. показать различия в формах действия с живыми и неживыми объектами.

      Данный вид игровых обучающих ситуаций используют при ознакомлении детей с птицами, рыбками и другими животными, а также при сопоставлении игрушечных и живых деревьев.

      Игрушки – аналоги можно сопоставлять не только с живыми объектами, но и с их изображением на картинах, наглядными пособиями. Например, в беседе по картинам об особенностях жизни зайца в условиях леса, его приспособленности к разным временам года может участвовать игрушечный зайчик. Экологический смысл сопоставления заключается в том, что игрушечный зайчик «живет» в уголке, ему никто и ничто не угрожает, он не приспосабливается к окружающим его условиям, т.е. это его среда обитания. Создается ситуация в ходе которой дети обучают белочку, рассказывают ей, используя картины, то, что им знакомо, педагог дополняет их рассказы новыми, незнакомыми детям сведениями и тем самым незаметно обучает детей.

      Данный вид игрушек может включаться в любой вид деятельности детей: занятия, наблюдения, труд в природе, экскурсии, чтение художественной литературы.

      Игрушки-аналоги - это дидактические игрушки, их следует собирать и хранить в методическом кабинете. Рекомендуется иметь наборы рыбок, птичек - они послужат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе. Можно подобрать одноименные игрушки, сделанные из разного материала (например, зайцы мягкие, резиновые, пластмассовые), разного размера и разного декоративного оформления.

      Второй тип игровых обучающих ситуаций связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания.

      В таком виде игровых обучающих ситуаций сказочные герои действую в новых, аналогичных сюжету сказки ситуациях. Поведение героя характерно поведению в сюжете сказки, из которой данный персонаж.

      Подбирать персонажей литературных произведений следует так, чтобы сюжет сказки, из которой вводится герой, было связано с природой, а персонаж имел кукольное воплощение. Для детей средней группы можно использовать персонажей из таких произведений, как «Репка», «Приключения Незнайки», «Айболит», «Колобок» и др.

      С образом героя мультфильма Кота Матроскина у детей связаны представления о хозяйственном, заботливом, трудолюбивом коте. Этот персонаж может быть включен в разнообразные игровые обучающие ситуации. Совершая игровые действия Кота «хозяйственника», герой выполняет очень важную функцию – заводит и содержит домашних животных. Он знакомит детей с домашними животными, рассказывает, как нужно за ними ухаживать. Дети знакомятся с домашними водоплавающими птицами.

      Дюймовочку дети знают, как добрую, хрупкую, трудолюбивую девочку. В ходе создания игровых обучающих ситуаций, в которых главным героем выступает Дюймовочка дети знакомятся с посадкой растений. Дюймовочка рассказывает, как нужно сажать цветы, как за ними ухаживать, чтобы цветы были красивыми.

      Дюймовочка приглашает детей отправиться в путешествие по сказке, из которой она пришла. В ходе этого путешествия дети знакомятся с представителями животного и растительного мира, узнают об существенных отличительных особенностях среды обитания героев сказки.

      Используя литературного персонажа Незнайку, не он учит детей, а дети учат его. Например, дети знакомят Незнайку с обитателями уголка природы, рассказывают ему о том, что можно делать с ними, а что нет. Воспитатель вносит дополнения в рассказ детей, тем самым он обогащает знания и Незнайки и воспитанников.

      Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака.

      Чтобы игровая обучающая ситуация с любым литературным персонажем действительно выполнила дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. В каждой такой игровой обучающей ситуации воспитатель выполняет две роли - куклы и свою собственную. Он одновременно говорит и действует за персонажа и за воспитателя. Как педагог, он разговаривает с детьми и куклой; как персонаж, он говорит с детьми и воспитателем. При этом успех исполнения роли куклы зависит от меняющихся интонаций и разнообразных игровых действий, которые она совершает. Кукла должна быть «живой» - поворачиваться то к детям, то к воспитателю, протягивать руки, наклонять голову, вступать в контакт с детьми (гладить их по голове, по щеке, хлопать по плечу, здороваться за руку и пр.).

      Ещё одним важным видом игровых обучающих ситуаций являются игры-путешествия. Путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. Дети посещают музеи, выставки, зоопарк, зооферму.

      В процессе игр-путешествий дети посещают новые, интересные места и расширяют имеющиеся и получают новые знания о природе.

      Воспитатель в этой игре выполняет главную роль- экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами и представителями животного и растительного мира.

      Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).

      Например, инсценируя путешествие в летний лес, воспитатель предлагает детям ходить по лесу осторожно, стараться смотреть под ноги, чтобы не наступить на змею; наклоняться, чтобы не задеть ветки деревьев; прислушиваться к лесной тишине. Шагая во время воображаемой экскурсии по болотистому месту, руководитель просит экскурсантов поднимать повыше ноги, идти осторожно, чтобы не провалиться (при этом сам делает то, что нужно).

      Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.


      Таким образом, в первой главе нашей работы, мы рассмотрели психолого – педагогические и методические особенности применения моделирования в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста и пришли к следующим выводам:

      1. Средний дошкольный возраст предполагает обучение в игровой форме с большим количеством наглядности и «оживлением» предметов окружающего мира;

      2. Моделирование – один из лучших видов наглядности для детей 4-5 лет, так как обеспечивает высокий уровень предметности и легко читаемые логические связи;

      3. Экологическое образование – один из ключевых моментов в воспитании рёбенка до 7 лет, наряду с социализацией и установлением связной речи. Бережное и ценностное отношение к окружающему миру влияет на нравственное развитие и формирование полноценной гармонично развитой личности;

      4. Моделирование наилучшим образом сочетается с концепцией экологического образования и ФГОС, помогая детям усваивать информацию о явлениях и объектах природы, о связях между ними в игровой, сказочной форме, что обеспечивает наилучшее восприятие материала.

        1   2   3

      перейти в каталог файлов


связь с админом