Главная страница
qrcode

Планы ИЗО. цветочная поляна . Три основных цвета тема коллективной композиции Цветы


Названиецветочная поляна . Три основных цвета тема коллективной композиции Цветы
АнкорПланы ИЗО.doc
Дата14.07.2018
Размер3.53 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПланы ИЗО.doc
ТипУрок
#43028
страница1 из 11
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

I четверть ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ

Урок 1

Тема: «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА». ТРИ ОСНОВНЫХ ЦВЕТА

Тема коллективной композиции «Цветы».

Форма организации коллективной деятельности: совмест­но-индивидуальная, свободное размещение на общей плоскости.

Вид занятий: рисование по памяти и впечатлению.

Цели и задачи: изобразить цветы, заполняя крупными изобра­жениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка); воспи­тание любви и интереса к предмету.

Оборудование урока: для учителя - гуашь, акварель, кисти и пр.; для учащихся - гуашь (3 цвета - желтая, красная, синяя краски), кисти, белая бумага, ножницы, клей, акварель (при отсут­ствии гуаши).

Зрительный ряд: живые цветы; слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие 3 основных цвета и их смешение (составные цвета); методические таблицы, показываю­щие смешение цветов на палитре и перенос нового цвета на бума­гу; репродукции с картин: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др.

Литературный ряд: загадки по теме.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Беседа по теме урока.

В течение всего года мы будем познавать образный строй языка искусства, развивать познание красоты жизни. Помо­гать нам в этом будет игра и 3 «мастера-брата» (куклы) - Мастер Постройки, Мастер Изображения и Мастер Украшения.

Когда человек работает, он часто использует какие-нибудь инструменты (ПК, молоток, иглу и др.). Когда работает ху­дожник, он также использует инструменты. Давайте назовем неко­торые инструменты, которые будете использовать и вы. Я загады­ваю загадку, а ваш ответ подскажет, что это:

Черный Ивашка -

Деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там заметку кладет. (Карандаш.)

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым. {Кисточка и краски.)

Если ей работу дашь -

Зря трудился карандаш. (Резинка.)

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Мел.)

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. (Кисточка.)

Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю -

Где была пустота,

Там, глядишь, - красота. (Краски, цветные карандаши.)

А также есть другие инструменты художника:

Бумага - она бывает разного размера, цвета и фактуры (на ощупь). Чаще всего покупают белую бумагу в альбомах или в пап­ках для рисования.

Линейка - преимущественно берем около 25 см, нескольз­кую, прозрачную, с хорошо видимыми делениями. Лекала - криво­линейные линейки.

Циркуль - лучше пластмассовый, с регулируемой толщиной карандаша.

Палитра - небольшой кусок доски у художников, а у нас - из пластика, керамической плитки, оргстекла, блюдца, бумаги. Предназначена для получения новых цветов.

Фломастеры, маркёры - используют как вспомогательный материал для контуров, мелких деталей, обводки.

Необходимы художнику и тряпочки - для промокания кистей и уборки рабочего места, а также фартуки.

Что еще надо знать?

Краски бывают разные, но для юного художника достаточно иметь акварель и гуашь. Кисти должны быть из натурального воло­са животных, они (кисти) подразделяются на круглые и плоские, по номерам. (Показать кисти ученикам в качестве примера.) Резинка должна быть мягкая, упругая, белого цвета, без вкраплений - кру­пинок. Мелки бывают, кроме цветных, восковые, пастельные.

- Какие из этих «инструментов» есть у вас?

Некоторые правила работы:

• аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос;

• смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть;

• никогда нельзя пачкать краски грязной кисточкой (т. е. в дру­гой краске), для получения другого оттенка или цвета используют палитру;

• нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей «прическу», а также долго держать опущенной в воде (искривится волос);

карандаши должны быть хорошо заточены, линия должна быть легкой и без сильного нажима.

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

Детям предлагается изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и мелкие цветы во весь лист. Цветы желательно не срисовывать, а придумывать на основе натуры.

Нарисовать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка). Цветок в раскрытом состоянии.

Учитель обращает внимание на созвучие слов «цветы» и «цвета», на схожесть названий некоторых цветов и цветовых оттенков: роза и розовый, сирень - сиреневый, василек - васильковый и т. п.

- Можете ли вы привести еще примеры, ребята?

Рассматривая живые цветы, дети называют, какого цвета их ле­пестки, определяют оттенки сплошного цвета (сине-зеленый, жел­то-оранжевый, красно-коричневый).

Литературные образы. Загадка:

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три -

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можно их нарисовать? (Радуга.)

А вот маленькие стихотворные сказки:

Не во сне, а наяву –

Что же здесь такого? –

Я на радуге живу

В домике лиловом.

Выбегаю поутру

В бежевых сапожках,

Ем в сиреневом бору

Алую морошку.

С листьев падает роса

В тёмно-синей чаще,

Филин жёлтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

Пробираются ручьи

К розовым озёрам,

Машет белка за кустом

Фиолетовым хвостом,

Белорыбицы плывут

Под вишнёвый мостик.

Я на радуге живу,

Приходите в гости.

Т. Белозёрова

БУКЕТ

Побежала Таня за цветами,

Свой букет она подарит маме.

Вот ромашка с золотым сердечком,

У нее высокий стебелёк,

Рядом с нею синий, будто речка,

Солнышком нагретый василёк.

Колокольчик в шапочке лиловой

Весело кивает головой.

Одуванчик, улететь готовый,

Шепчется с гвоздикой полевой.

Всех цветов не сосчитать в букете!

Жарко в поле, солнце ярко светит.

Девочки зовут купаться Таню, -

Ей на речку хочется самой,

Но ромашка с васильками вянет.

Надо их скорей нести домой.

Надо ей бежать без остановки –

Солнышко пригрело горячо,

И ромашки светлые головки

Положили Тане на плечо.

Добежала до дому Танюшка,

Бабочка за ней влетела вслед.

И теперь стоит в зелёной кружке

Первый Таней собранный букет.

3. Александрова РОМАШКИ

Рыжие макушки,

Белые рубашки.

По лесной опушке

Разбрелись ромашки.

ФИАЛКА

У фиалки нежный аромат.

И над лесом, может быть,

от этого Нежный фиолетовый закат,

Ароматный воздух фиолетовый.

В. Орлов

IV. Составление коллективной композиции.

В школах, где есть возможность провести два и более уроков в неделю, а также при хорошей подготовке детей, можно усложнить задание: за 10-20 минут до конца урока изображения цветов вы­резать и приклеить на общем листе формата А4, фон зеленый (цвет­ная бумага, загрунтованная). Нарисовать бабочек (развернутых), об­ращая внимание не на симметрию, а яркость узора. Вырезать, приклеить.

Целесообразно показать ученикам схемы, отражающие основ­ные принципы составления коллективных композиций. Дети, вы­полняя задание индивидуально, могут до конца урока не догады­ваться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция, выставленная учителем в конце урока на доске, стано­вится для них приятной неожиданностью. Большая и красивая, она приносит учащимся чувство радости и гордости, так как дети осо­знают сопричастность к настоящему «произведению искусства», которым можно украсить интерьер школы.

V. Итоги урока.

При подведении итогов урока учитель подчеркивает, как дети смогли передать красоту цветов, используя 3 основные цвета, как проявили свою наблюдательность и графические навыки.

Анализируя выполненную детьми коллективную композицию, учитель отмечает разнообразие оттенков цветов, которое получа­ется от смешения одних и тех же красок, обращает внимание де­тей на красоту большой совместной работы - композиции, кото­рая будет украшать стены школы и дарить всем хорошее настроение.

Урок 2

Тема: «РАДУГА НА ГРОЗОВОМ НЕБЕ». ПЯТЬ КРАСОК - БОГАТСТВО ЦВЕТА И ТОНА: ГУАШЬ

Тема коллективной композиции «Природные стихии». Форма организации коллективной деятельности: совмест­но-индивидуальная, свободное размещение в пространстве. Вид занятий: рисование по памяти и представлению.

Цели и задачи: дать представление об использовании трех ос­новных хроматических цветов и двух ахроматических (черный и белый); научить изображать природные стихии без предваритель­ного рисунка.

Оборудование урока: гуашь (5 красок - желтая, синяя, красная, белая, черная), крупная кисть, большие листы любой бу­маги (оберточная, обои; формат АЗ-А4 или по 2-3 склейки).

Зрительный ряд: слайды природы в резко выраженных со­стояниях - гроза, буря и т. д.; репродукции: И. Левитан «Буря -дождь», Ф. Васильев «Перед грозой», «Кучевое облако», А. Ку-инджи «Облака», «Стадо в степи», «Эльбрус», «Ночь на Днепре», «Эффект заката», «Море. Крым», И. Шишкин «Последние лучи. Этюд», К. Моне «Скалы в Бель-Иле», П. Синьяк «Гавань в Марсе­ле», И. Айвазовский «Девятый вал», «Закат на море», «Черное мо­ре», К. Юон «Русская зима. Лигаево», И. Грабарь «Февральская ла­зурь» и др.; методическая таблица «Полный цветовой круг» и др.

Литературный ряд: стихотворения по теме.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

П. Беседа по теме урока. Объяснение задания.

Учитель рассказывает о многообразии цвета и тона.

Дети должны изобразить природный пейзаж в ярком, бурном характерном состоянии, учитывая время года, время суток, осве­щение.

Смешивая три основных цвета с черной и белой красками (в разном количестве), дети должны почувствовать огромное бо­гатство красочных сочетаний, живописные возможности гуаши, способность красок смешиваться, перекрывая друг друга, их соч­ность, активность. Работа может вестись и с палитрой, и без палит­ры (в зависимости от уровня подготовленности учеников) - все смешения красок прямо по работе (не допуская полного смешения; прожилки - участки одной краски остаются в другой, это дает жи­вую живописную поверхность).

Перед работой необходимо рассмотреть таблицу «Полный цвето­вой круг». Учитель объясняет, как он образован. Целесообразно заин­тересовать детей, настроить, показав им слайды и репродукции работ художников, изображающих выразительные состояния природы.


+ черная

3 + белая




кр.










син.

1







жел.










др.




4
III. Выполнение упражнения (на большом листе любой бумаги).

1) Лист располагаем вертикаль­но. Отступив сверху 3 см, снизу 4 см, проводим справа-налево 2

линии. Расстояние между ними делим на 3-4 полосы с промежутками между ними в 1—1,5 см.

2) Середину полос закрашиваем тремя основными цветами и одним по выбору.

3) Затем, добавив понемногу бе­лой краски к трем основным и чет­вертому цвету (менее 1/2), закраши­ваем справа часть полос.

4) Добавив белой (более 1/2 об­щей массы) к цветам, закрашиваем остаток полос справа.

5) То же самое (менее 1/2) с черной краской слева часть полос.

6) То же самое (более 1/2) с черной краской остаток полос. Получится цветовая растяжка. Она должна быть плавной, с не­резкими переходами оттенков друг в друга.
IV. Работа над заданием. Коллективная композиция.

Самостоятельная работа учащихся.

Задание: изобразить природные стихии на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день и т. п., осенний лес).

ЧЕТЫРЕ ХУДОЖНИКА

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле — белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога.

У второго - синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

Первые проталинки,

Первая трава.

На картине третьего

Красок и не счесть:

Желтая, зелёная,

Голубая есть...

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые пушистые

В небе облака.

А четвёртый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды...

Всюду бусы - ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники? Догадайся сам! (Зима, весна, лето, осень.)

Е. Трутнева

Учитель рисует на доске расположение элементов композиции, записывает термины, объясняет действия:

1) Делим лист горизонтально расположенной линией примерно пополам. Это линия горизонта. Она может быть прямой, а может быть волнистой (изображает холмы).

2) Сначала выполняется в цвете небо, земля, затем на готовом фоне (подмалёвок) - деревья и прочие элементы композиции. Жи­вопись выполняется в технике мазков (в одну сторону: слева-вниз или справа-вверх). Можно задать движение живописи (мазки по кругу точки, по спирали), придать рисунку воздушность, легкость.

Требования к работам:

- компоновка в листе, пропорциональность, соразмерность, со­ответствие;

- колорит, живописность, умение «закрыть» плоскость листа краской;

- проработка, завершенность, общая выразительность, обобще­ние работы, обработка деталей;

- можно дать работе название (на обороте листа карандашом).

V. Итоги урока.

Экспресс-выставка. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: просмотреть детские книги и журна­лы и обратить внимание, что и как изображено красками, которыми ребята работали на уроке. Если возможно, сходить в художествен­ный музей, галерею, на выставку.

Урок 3

Тема: «ОСЕННИЙ ЛЕС».

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ (ГРАФИЧЕСКИЕ: ПАСТЕЛЬ, МЕЛКИ)

Вид занятий: рисование пастелью и мелками.

Цели и задачи: знакомство и освоение графических художест­венных материалов, их выразительных возможностей; знакомство с конструкцией дерева, кустарника; воспитание бережного отноше­ния к природе и экологического мышления; укрепление межпред­метных связей (чтение, природоведение, окружающий мир).

Оборудование урока: пастель, мелки (восковые, аква­рельные), цветные карандаши, бумага суровая (оберточная).

Зрительный ряд: слайды осеннего леса и репродукции ра­бот художников на эту тему: И. Шишкин «Осень», «Перед грозой», «Дождь в дубовом лесу», И. Левитан «Золотая осень», В. Поляков «Осень в Абрамцево», «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»; наглядное пособие по работе с разными красками и мате­риалами; практический показ техники графического рисунка.

Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, С. Есенина.

Музыкальный ряд: П. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»).

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме.

Графические материалы: пастель, восковые и акварельные, цветные карандаши. (Объяснить их отличия от акварели, гуаши и других художественных материалов.)

Красочные материалы бывают разными: акварель дает про­зрачные, нежные работы; пастель - бархатные, «пушистые», мяг­кие; масло - глубокие, густые и «объемные». Один и тот же мотив, например «Осень», исполненный в разных материалах, будет зву­чать по-разному.

Учитель показывает детям особенности работы пастелью (мелка­ми). Останавливается на исполнении разных оттенков одного цвета, возможностях перекрытия, смешения, работы штрихом и плашмя.

Пастель - очень мягкий мелок. На него нажимают слегка. Изображение получается мягким, нежным, неярким и пушистым. Пастель - мелок мягкий, бархатистый. Рисовать можно по-разному: плашмя или остро заточенным мелком. Иногда цветные пятна слегка растирают пальцем. Цветовые переходы получаются воздушными и прозрачными. Рисовать пастелью любили многие художники, например, французский художник Э. Дега. Посмотри, какие разные оттенки у синего цвета на его картине «Голубые тан­цовщицы»! Изображения, сделанные пастелью, иногда кажутся погруженными в дымку.

А это восковые мелки. Они твердые. Когда рисуете, нажимаете на них сильно. Восковые мелки - более жесткие по сравнению с пастелью. Каким бы мелком или краской ты ни рисовал, цветовое пятно должно состоять из многих цветов. Например, рисуя крону дерева, мы будем использовать не только зеленый, но и желтый, синий цвета.

- А какими мелками можно рисовать небо? Из каких цветов можно составить цвет воды? (Ответы детей и обобщение учителя.)

III. Работа над заданием.

- Изобразите осенний лес пастелью мелками. Не забудьте, что деревья мож­но рисовать по-разному - только вер­хушки или только основания, а можно изобразить их в полный рост. Но во всех случаях надо учитывать строение и кон­струкцию дерева, кустарника, и для это­го нужно наблюдать, анализировать и рассуждать, запоминать.

Требования к работам:

- удачная компоновка в листе;

- отдельные штрихи-мазки долж­ны составлять живописную, плотную красочную фактуру;

- учитывать строение изображае­мого объекта;

- аккуратность, завершенность, выразительность;

- дать работе название.

IV. Итоги урока.

Анализ общих ошибок.

Урок 4 Тема: «ОСЕННИЙ ЛИСТОПАД» -

КОВРИК АППЛИКАЦИЙ. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АППЛИКАЦИИ

Вид занятий: декоративно-прикладное творчество.

Цели и задачи: расширение представлений детей о художест­венных материалах; развитие чувства цветовой гармонии, фантазии; овладение навыками работы с различными материалами, инст­рументами (ножницы, кисти, цветная бумага, обрезки тканей, нит­ки); дать понятие об аппликации; научить использовать приемы композиции (ритм, равновесие, цветовой колорит, сюжет) в данном виде работы; развитие зрительной памяти детей и умения изобра­жать природу по памяти и впечатлению.

Оборудование урока: цветная бумага, куски ткани, нит­ки, ножницы, клей (лучше ПВА, так как он в отличие от канцеляр­ского не желтеет со временем), серая, коричневая бумага или холст, мешковина (для фона).

Зрительный ряд: живые листья, собранные в саду, на ули­це; слайды осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями; репродукции: И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья», И. Хруцкий «Цветы и плоды», Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», В. Ван Гог «Подсолнухи».

Литературный ряд: Ф. Тютчев «Листья», А. Балонский «Кружат листья...», стихотворения и загадки по теме урока.

Музыкальный ряд: ноктюрны Ф. Шопена; П. Чайковский «Сентябрь» (из цикла «Времена года»).

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока. Объяснение задания.

- Что такое аппликация?



Учитель. Когда разноцветные кусочки бумаги, ткани, кожи, замши художник наклеивает или нашивает на бумагу, ткань (основу), получается аппликация. Можно использовать яркие цветные фотографии из старых журналов. Тогда каждый кусочек будет иметь множество оттенков. Когда вы будете делать аппликацию, то каждую форму нужно будет вырезать ножницами. Но можно и об­рывать бумагу по форме изображения (и вклеивать в контур, наме­ченный карандашом) - см. на рисунке.




Попробуем сделать коврик «Осенний листопад». Как красиво в осеннем лесу! Ветер срывает с деревьев листья, и они кружат свои танцы, ведут хороводы. Можно вырезать сразу много листиков, если сложить цветную бумагу в несколько раз. Можно и обрывать бумагу по форме листочка.

Давайте сделаем несколько ковриков аппликаций на тему «Осенний листопад».




Листья на траве.

Кружат листья над дорожкой,

Лес прозрачен и багрян.

Хорошо бродить с лукошком

Вдоль опушек и полян!

Мы идём и под ногами

Слышим шорох золотой.

Пахнет влажными грибами,

Пахнет свежестью лесной.

А. Балонский

Лес, точно терем расписной –

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой...

Лес, словно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной.

Э. Федоровская

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва.

Птиц не слышно.

Треснет мелкий,

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Лёгкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней,

Бережёт густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

А. Твардовский

Вьётся в воздухе листва, в жёлтых листьях вся Москва.

У окошка мы сидим и глядим наружу,

Шепчут листья: «Улетим!»

И ныряют в лужу.

Ю. Корипец

Загадки:

Алый платок упал за лесок,

Лёг на луг -

Потемнело вокруг. (Закат.)

Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга.)

Пушистая вата плывёт куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако.)

Поглядите, поглядите - потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить землю с небом хочет слить? (Дождь.)

Виден край, да не дойдёшь. (Горизонт.)

Что за потолок? То он низок, то высок,

То он сер, то беловат, то - чуть-чуть голубоват,

А порой такой красивый, кружевной и синий-синий. (Небо.)

Жёлтый фонарик на ветке повис, Рожки его опрокинулись вниз. (Месяц.)

Падают с ветки золотые монетки. (Листья осенью.)

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся. Анализ и разъяснение общих ошибок.

IV. Итоги урока.

На классной доске учитель закрепляет выполненные (лучшие) работы; можно организовать экспресс-выставку «Наш осенний сад». Отмечает, какие оттенки палитры осени удалось отобразить детям, где лучше передано движение листьев, ветра, у кого акку­ратнее работа. Оценивает работы.
Урок 5

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов


связь с админом