Главная страница
qrcode

Детская исповедь. Как помочь Вашемуребенку


Скачать 221.82 Kb.
НазваниеДетская исповедь. Как помочь Вашемуребенку
АнкорДетская исповедь. Как помочь Вашему ребенку.pdf
Дата04.08.2017
Размер221.82 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDetskaya_ispoved_Kak_pomoch_Vashemu_rebenku.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#28858
страница1 из 9
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Азбука воспитания
Детская исповедь. Как помочь Вашему
ребенку
Исповедь христианина – одно из семи Таинств Православной Церкви, и все самое главное уже сказано о ней в Священном Писании, Священном Предании и духоносных творениях святых отцов. Но у каждой эпохи есть всегда и свои отличительные черты. Особенность нашего времени в том, что долгий период атеизма лишил людей возможности накопления духовного опыта. У большинства из нас детство и юность прошли вне Церкви, и поэтому мы часто ошибаемся, давая советы другим. Особенно опасно когда из-за наших ошибок страдают
дети.
От издательства q
Царственное священство даровано каждому. Вместо предисловия q
Протоиерей Алексий Уминский. Не навредить q
Протоиерей Артемий Владимиров. О детской исповеди q
Иерей Георгий Романенко. Тайна сия велика q
Протоиерей Александр Ильяшенко. "Покаянием мы все спасемся"
q
Как построить детскую исповедь q
Приложение q
Быть другом Христовым r
Впустить в себя свет (Еще об исповеди у владыки Антония)
r
Первая исповедь r
Воспряньте и ободритесь! Вместо заключения q
Молитвы о детях q
Редактор-составитель Екатерина Орлова
От издательства
Исповедь христианина – одно из семи Таинств Православной Церкви, и все самое главное уже сказано о ней в Священном Писании, Священном Предании и духоносных творениях святых отцов. Но у каждой эпохи есть всегда и свои отличительные черты. Особенность нашего времени в том, что долгий период атеизма лишил людей возможности накопления духовного опыта. У большинства из нас детство и юность прошли вне Церкви, и поэтому мы часто ошибаемся, давая советы другим. Особенно опасно когда из-за наших ошибок страдают
дети.
Поэтому едва ли не главный вопрос рассматриваемый в данном разделе нашего сайта, – как не навредить ребенку, помогая ему готовиться к исповеди. Ответить на этот вопрос старается каждый автор представленный у нас в этом разделе.
В покаянии все живо и неоднозначно, потому что жива душа кающегося грешника. Особенно если это – ребенок. Найти подход к этой душе, не отпугнуть ее категоричностью и бескомпромиссностью выносимых приговоров (что происходит и со многими взрослыми людьми приходящих в храм), расположить ее к исповеди, наставить на путь покаяния – вот сложнейшая и необыкновенно важная задача, стоящая перед священником и родителями.
Надеемся, что посетитель нашего сайта сумеет воспользоваться духовным опытом пастырей,
знающих детскую душу, любящих ее и обладающих большим желанием помочь ей освободиться от уз греховности, что бы быть ближе к Богу...
Царственное священство даровано каждому
[1]
. Вместо предисловия
Пустите детей приходить ко Мне. (Мк. 10:14)
Мы знаем, как Господь любил детей. Своим апостолам Он повелел не мешать детям приходить к Нему. Не будем же и мы преградой для получения нашими детьми вечно текущей Божией
Благодати. Будем как можно чаще приносить их ко Христу.
По обычаю Церкви первый раз мы приносим их к Богу на восьмой день по рождении. В
Таинстве крещения Господь омывает их от первородного греха, снимая с них проклятие,
тяготеющее над падшим человеческим родом.
В Таинстве миропомазания, следующем непосредственно за Крещением, Господь усыновляет ребенка Себе, даруя ему благодать, которая ставит его, по словам апостола Петра (См. 1 Пет. 2,
9), в число рода избранного, царственного священства, народа святого. В Ветхом Завете миропомазание совершалось лишь над царями и пророками; в Новом – «царственное священство» даровано каждому христианину.
Жизнь требует питания для своего поддержания. Требует его и зародившаяся в Крещении духовная жизнь ребенка. Господь дарует это питание в Таинстве причащения.
Как часто следует причащать ребенка? Господь призывает к этому за каждой Литургией:
«Приимите, ядите...». И если мы, взрослые, по своему недостоинству и неподготовленности не можем дерзать частого приобщения Тела и Крови Христовой, то для невинных младенцев этого препятствия не существует.
«Сколько можно часто причащайте детей Святых Христовых тайн», – советует епископ Феофан
Затворник. Поэтому причащать младенцев надо во время каждой Литургии, на которой могут присутствовать родители и по возможности не реже, чем каждый праздник и воскресенье.
Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви Божией долго повторял в себе молитву: «Иисусе, живи во мне и мне даждь в Тебе жити». И услышал тихий и сладкий голос: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в
нем».
Благодать Причащения Тела и Крови Господа необычайна: она возвращает, исцеляет и укрепляет ребенка духовно и физически. Поэтому частое Причащение ребенка – залог его духовного и физического здоровья.
По свидетельству одного доктора, ему редко приходилось прибегать к лекарствам по отношению к тем детям, которых часто носили к Причащению. Над часто причащающимися детьми не имеет силы даже закон плохой наследственности. Е. Поселянин рассказывает о родителях, которые имели серьезное основание бояться плохой наследственности у ребенка.
Чтобы избежать ее, они по совету одного духовного отца причащали малыша каждое воскресенье. И он вырос совершенно здоровым.
С Причащением иногда связываются случаи чудесного исцеления детей. Так, известный учитель Церкви святой Андрей Критский в детстве долго не говорил. После горячей молитвы родителей об исцелении узы его языка разрешились во время причащения Святых Тайн.

По наблюдениям епископа Феофана Затворника, в тот день, когда причащаются дети, они бывают погружены в глубинный покой, без сильных движений... И иногда они исполняются радостью и игранием духа, в котором готовы всякого обнимать, как своего.
По обычаю Церкви, начиная с 4-х лет, младенец уже не должен с утра вкушать пищи или пития до Причастия.
В возрасте семи лет младенец становится отроком и считается уже ответственным за свои поступки. С этого времени духовная одежда его начинает покрываться греховными пятнами.
Мы стараемся воспитать в ребенке физическую чистоплотность. Несравненно большее значение имеет воспитание в нем духовной чистоплотности – потребности смывать всякий грех,
всякое пятно на своей духовной одежде в таинстве покаяния-исповеди, обычно предшествующей Причащению.
Хорошая привычка – это духовный капитал, процентами с которого можно жить в течение всей жизни. И если ребенок с детства привыкнет испрашивать себе прощение за вину вначале перед родителями, близкими, а с семи лет также и на исповеди, то душа его сохранится чистой на всю жизнь. С того момента, как ребенок научился писать, следует приучать его записывать свои грехи, чтобы исповедь была цельной и содержательной.
Начиная с отроческого возраста дети могут причащаться (и исповедоваться) реже, но по возможности, не реже, чем один раз в месяц, а также по большим праздникам. Эта норма была заповедана преподобным Серафимом Дивеевским (Саровским) сестрам.
Следует помнить слова преподобного Макария Великого одной болящей женщине: «Ты подверглась напасти, потому что уже пять недель не приобщалась Святых Тайн». Указанная норма причащения (1 раз в месяц) может быть изменена по согласию с духовными отцами детей в сторону более частого причащения.
Разумеется, дети, приступающие к таинствами, должны понимать их сущность и передаваемую через них Благодать. Об этом следует вести беседы и по мере возрастания чад углублять в них понятия о значении таинства.
Как пишет отец Валентин Свенцицкий: «Таинства – это светлое небо на грешной земле. Это наступившее обетование. Это то, что нашу веру облекает в плоть и кровь, что как огонь согревает холод души нашей и размягчает окамененное нечувствие наших сердец. Это тот
«невечерний свет», который озаряет застилающий нас мрак. Какая в них мудрость, какая правда, какая радость!».
Воистину исходит к нам Дух Утешитель, о котором сказал Господь своим ученикам.
В Таинствах Церкви дети общаются с Самим Господом. Ограничивая их участие в Таинствах,
мы нарушаем заповедь Спасителя. Будем помнить Его повеление: Пустите детей
приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие (Мк.
10:14).
Протоиерей Алексий Уминский. Не навредить
Что такое грех?
Иногда на исповедь приходит совсем маленький ребенок, и когда священник заговаривает с ним о грехах, он смотрит на батюшку и не понимает, о чем идет речь. Тогда священник
спрашивает его: «А тебе бывало когда-нибудь стыдно?». «Да», – отвечает ребенок и начинает рассказывать, когда ему бывало стыдно: когда маму не слушался, когда брал что-то без разрешения... И тогда батюшка говорит ему: «Вот это и есть грех, раз твоя совесть подсказывает тебе, что ты сделал что-то нехорошее». Стыд – самый первый индикатор греховности как для взрослых, так и для детей.
Но не только «плохие поступки» омрачают детскую жизнь. Подчас «плохие мысли» больше беспокоят детишек, чем плохие дела. Дети приходят в ужас от того, что эти мысли попадают им в голову. Они говорят близким: «Меня кто-то заставляет говорить плохие слова, а я не хочу этого делать». Это очень важный момент. Родители обязательно должны его использовать для начала разговора с детьми. «Знаешь, об этом надо рассказать на исповеди. Это лукавый хочет повернуть твою волю в свою сторону. Если ты не будешь бороться с ним (не помолишься, не перекрестишься), он может тебя одолеть», – должны сказать ему взрослые. Ведь если ребенок говорит с родителями о плохих мыслях, значит, у него есть к ним доверие, значит, он не замыкается в себе. Такому ребенку сразу надо помочь понять, что грех и он – это разные вещи,
что злые помыслы – это не его мысли и нельзя принимать их как свои. «Это не мое, я этих помыслов не боюсь, я могу победить их», – так надо научить думать ребенка.
Многие дети говорят со взрослыми о плохих мыслях. Их смущают сны, мысли во время молитвы... И если они пытаются рассказать об этом родителям, то это и есть самое удобное время для того, чтобы вложить им в руки оружие для духовной борьбы: крестное знамение,
молитву, исповедь. И когда ребенок начинает молиться, он видит, как по молитве отходят злые помыслы. Если помыслы не отходят, можно употребить усилие, молиться дольше и все равно победить. Сама возможность победить грех очень важна для ребенка. Осознать свою победу –
значит осознать власть над грехом, почувствовать помощь Божию. Когда это происходит,
человек растет духовно.
Безгрешны ли дети?
Вспомним рассуждения блаженного Августина. Если младенец безгрешен, почему он кусает грудь своей матери, которая вскармливает его молоком? С момента, когда он еще не научился разбирать, что доброе, а что злое, у него есть определенные навыки ко злу. Потому что человек не рождается безгрешным. Над нами тяготеет помрачение нашей греховной природы.
Первородный грех отпускается нам в Крещении, но последствия греха остаются, и мы должны их исправлять своей собственной волей. Человек изначально по природе своей добр и
благ, потому что Господь сотворил его добрым и стремящимся к благу, он есть образ
и подобие Божие. Но апостол Павел говорит: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое
которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Ребенок рождается ветхим человеком, но он не в состоянии самостоятельно вести духовную брань, поэтому он ведет ее вместе с родителями.
О родительском «духовничестве»
Первые навыки духовной борьбы в человека вкладывают родители. Родители объясняют детям,
«что такое хорошо и что такое плохо», как можно поступать и как нельзя, как надо правильно молиться и как поститься. Своим духовным опытом они ведут детей. Другими словами,
осуществляют то духовное руководство, которое взрослый человек ищет у духовника. Отец с матерью объясняют ребенку, что такое грех, учат его исповедоваться, рассказывают ему, что такое совесть и что такое Страх Божий. Например, все, что написано у аввы Дорофея для взрослых, можно пересказывать и детям, даже самым маленьким. Эта замечательная книга душеполезных поучений необходима любому педагогу, и, конечно же, родителям. Там есть главы поучения «О том, что не должно лгать», «О том, чтобы не судить ближнего», «О
совести», «О смиренномудрии»... Все это – составляющие воспитательного процесса. Эти
духовные понятия должны быть преподаны ребенку родителями в самом раннем возрасте. А
это и есть духовное руководство. Если отец с матерью сами живут духовной жизнью, хорошо понимают, что оставил нам авва Дорофей, то они смогут передать это и детям.
Иногда родители не знают ответа на какой-то сложный вопрос, но ведь такое бывает и в пасторской практике. Если священник не знает ответа на вопрос своего духовного чада, он говорит: «Давай с тобой помолимся вместе, а я спрошу кого-то из более опытных людей, как тебе помочь». Так же поступают и родители, когда не могут правильно ответить. Здесь нет ничего зазорного. Тем более, когда над вами и вашим ребенком стоит человек более высокой духовной жизни, которого слушают в вашей семье. Ваше собственное благоговейное отношение к духовничеству и в ребенке воспитывает чувство смирения и благоговения перед святыней, перед священным саном.
Родителям о наказании
Дети хорошо знают, что, если они совершают грех, их наказывают родители. (Правда, есть родители, которые в злобе и раздражении наказывают даже грудных младенцев, которые кричат и мешают им спать.) Всем нам знакомо состояние усталости, срыва, но мы понимаем,
что такое состояние ненормально. Наказывать ребенка надо с того момента, когда он понимает,
что такое наказание, когда наказание способно вразумлять, останавливать, предупреждать.
В Евангелии мы читаем о Страшном Суде, о Втором Пришествии и о том, что самое большое наказание для человека – отлучение от Бога. К сожалению, мы, люди, живущие сейчас на земле, больше боимся наказания земного, чем того, что нам изрекут нашу участь отлучения от
Бога на Страшном Суде. Мы боимся, когда Господь посещает нас скорбями, хотя такое наказание благостно, оно дает нам возможность очнуться и повернуться лицом к Богу.
Наказание это не похоже на месть или кару, которая настигает преступников. То, чего мы так сильно боимся и называем наказанием, переводится с церковно-славянского как «учение»
(наказ, указ).
Ежедневно по телевидению и радио передают новости, из которых мы узнаем о трагических событиях, происходящих в разных концах Земли, и однажды мой ребенок спросил: «Папа,
столько людей погибает. Почему же Господь попускает все это?». «Представь себе, что ты едешь на машине с высокой скоростью, – попытался ответить я, – и видишь знак, который запрещает ехать быстрее сорока километров в час. Ты знаешь, что он обозначает, но, не снижая скорости, продолжаешь движение. Дальше видишь другой знак, который предупреждает водителей о том, что впереди – скользкая дорога. Не обращая на него внимания, ты едешь дальше с прежней скоростью. А потом видишь знак «Обрыв». Но ты ехал сто километров в час и влетаешь в пропасть на бешеной скорости...
Можно ли сказать, что тебя наказал Бог? Бог тебя предупреждал. Ты видел знаки, на которых было написано, как избежать опасности. И такой конец – это результат твоего поведения. Ты нарушал Закон, и это привело тебя к несчастью. Своеволие разрушает гармонию между человеком и Богом. А отсутствие гармонии – это страдание (через болезни, через потерю близких), но никак не мстительный упрек. Самое страшное наказание – это когда ты сытый,
богатый и здоровый – идешь прямо в ад». «Как ты хочешь, – спросил я у сына после этого рассказа, – чтобы тебя Господь наказал и спас через наказание или чтобы Он тебя не наказывал и забыл про тебя? Ведь я тоже тебя наказываю, когда ты плохо себя ведешь. Я
поступаю так для того, чтобы ты исправился. После наказания человек становится умнее. Или ты хотел бы, чтобы я перестал обращать на тебя внимание? Представь, что однажды ты взял у меня без спроса деньги и купил себе мороженое. Я не заметил, а ты подумал: «Как хорошо.
Можно всегда брать деньги без спроса». Потом ты взял что-то еще, потом еще... А потом стал
вором, и тебя посадили в тюрьму. Так, может, было бы лучше, если бы я тебя наказал, когда ты в первый раз взял у меня деньги на мороженое?».
«Да, так было бы лучше», – согласился мой ребенок.
Зачем мы исповедуемся?
Ответ на этот вопрос коренится в собственном духовном опыте родителей. Все то, что они умеют сами, они обязаны передать своему ребенку.
Если человек не имеет в себе духа покаяния, если он не исповедуется, а рассуждает: «Моя жизнь уже сложилась, а вот ребенка я хочу воспитать правильно: чтобы он ходил в храм, на исповедь, в воскресную школу, а я уж как-нибудь проживу и без этого», то он не сможет объяснить своему ребенку, зачем нужно исповедоваться и что такое исповедь. То, чего ребенок не видит в своих родителях, чего он не может приобрести через них, он приобретет уже только в зрелом возрасте и при таких жизненных обстоятельствах, через какие Сам Господь приводит его к Себе. Любое другое знание будет поверхностным, неглубоким и быстро теряющимся.
Трудно бывает объяснить ребенку, для чего мы исповедуемся, и тогда, когда мы не читаем ему
Евангелие. А если мы перед сном имеем в семейной традиции такое чтение, пусть не ежедневное, но хотя бы частое, то вопрос «зачем нужно исповедоваться» у ребенка обычно не возникает. Евангелие начинается словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное
(Мф. 3:2). Покаяние – это путь духовной жизни, который ведет нас ко спасению. Жизнь без покаяния нельзя назвать верой в Бога, спасение невозможно без покаяния.
Правда, намного чаще детям приходится объяснять не «зачем?» нужно исповедоваться, а
«как?». Ребенок ведь не спрашивает: «Зачем надо есть суп?». Он, скорее, спросит: «Как приготовить суп?». И мама постарается ответить на этот вопрос и научит ребенка готовить суп.
Не вопрос, «зачем?» движет, а вопрос, «как?». «Как нужно исповедоваться?» – это вопрос внутренней духовной жизни. Человек, который живет в покаянии, обязательно найдет для своего ребенка подходящие для ответа слова, смысл которых не будет поверхностным. Ведь исповедь – это внутренняя потребность каждого человека.
Как помочь ребенку?
Если у семьи есть духовник, есть своя духовная традиция, решить проблему подготовки детей к исповеди несложно, сложнее, помогая, не навредить детской душе. Некоторые родители сами пишут исповедь за ребенка. И вот приходит к батюшке семилетний мальчик, который только-только научился писать, и подает написанную взрослым почерком записку со сложными предложениями и правильно расставленными знаками препинания.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов


связь с админом