Главная страница
qrcode

_Ди Трачи Регула, Мистерии Исиды. Ди трачи регула мистерии исиды посвящается скотту каннингему, без которого эта книга, как и ее


НазваниеДи трачи регула мистерии исиды посвящается скотту каннингему, без которого эта книга, как и ее
Анкор Ди Трачи Регула, Мистерии Исиды.doc
Дата27.09.2017
Размер1.22 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла_Ди Трачи Регула, Мистерии Исиды.doc
ТипДокументы
#10657
страница4 из 24
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
ГЛАВА 5
ПЯТЫЙ ЧАС ДНЯ ОДЕЯНИЕ ДЛЯ БОГИНИ
В египетских и греко-римских храмах ритуальное омовение, помазание и одевание священных статуй было неотъемлемой частью храмовых ритуалов. В зависимости от богатства и размеров храма, статую богини переодевали ежедневно, еженедельно или один-два раза в год, во время религиозных празднеств или перед празднованием Нового года.

Хранитель одеяния (жрец или жрица) отвечал за священные одежды и украшения и составлял подробный список предметов, который часто воспроизводился на одной из колонн храма. Когда наставало время одевать статую, в усыпальницу приносили мерит — прямоугольную коробку, украшенную по углам перьями страуса. В коробке находились масла, притирания и другие предметы, необходимые для ритуального очищения и умащивания статуи.

Богатые верующие часто жертвовали храму ювелирные украшения и дорогие ткани для статуи богини. В списке украшений, принадлежащих святилищу Исиды в Испании, перечислено много предметов, включая золотые серьги с изумрудами и диадему, украшенную шестью жемчужинами двух различных видов.
СВЯЩЕННОЕ ОДЕЯНИЕ
Наша одежда всегда что-то говорит о нас или о том, кем нам хотелось бы стать. Одежда отражает условия окружающей среды, наш общественный статус и степень согласия с нормами культуры, в которой мы живем. Она играет важную роль и в религиозном опыте, когда мы обращаемся к нашему чувству священного.

Правильный выбор одежды может иметь немаловажное значение как для людей с хорошо развитым вкусом, так и для тех, кто общается с ними. Для одних непривычная одежда, даже надетая по случаю религиозного ритуала, кажется стесняющей и мешает сосредоточиться; другие обнаруживают, что во время ритуала любая одежда стесняет и отвлекает их. Все эти чувства вполне оправданы.

Большинство из нас привыкло к ощущению силы и тому особому удовольствию, которое доставляет возможность «принарядиться». В детстве мы подражали взрослым в одежде, желая придать себе ту силу и значимость, которой еще не обладали. Одежда позволяла нам испытывать чувство общности в группе сверстников или производить благоприятное впечатление на людей, пользующихся нашим уважением. С другой стороны, принимая установленные правила, мы осознаем опасность конформизма и стараемся избежать ее, внося подчас самые незначительные изменения в свой стиль одежды.
Статуя Венеры (Афродиты) Книдской. Рисунок XIX в.
Хорошая ритуальная одежда должна создавать чувство священного, подчеркивать отдельность от мира повседневных дел на время совершения обряда. Как и другие элементы ритуала, особая одежда является орудием для достижения цели — полезным, хотя и не абсолютно обязательным дополнением. Ее можно сравнить с инструментом краснодеревщика, который подбирает для работы самые лучшие материалы, содержит свои орудия труда в безупречном порядке и досконально разбирается в особенностях каждого из них. Мастер ценит свои инструменты и гордится ими, но его мастерство не зависит от них; даже с кремневым орудием и куском обычного дерева он сможет изготовить полезную и красивую вещь.

В зависимости от цели обряда и того впечатления, которое вы собираетесь создать, вам понадобятся разные виды одежды. Если ваша вера достаточно прочна, то молитвенный восторг или ощущение контакта с божественным может возникнуть даже в тех случаях, когда вы носите деловой костюм или домашний халат. Духовный опыт не исчезает с огнем задутой свечи и не приходит как по мановению волшебной палочки вместе с ритуальным одеянием. Формальная сторона ритуала усиливает его воздействие, но это не единственный способ, позволяющий вам приблизиться к божественному и испытывать духовное просветление.
Современная копия статуэтки Исиды из гробницы Тутанхамона характерна для египетского стиля, с почти полным отсутствием одежды. Обратите внимание на амулет джед (позвоночник Осириса) у ее ног. Из коллекции автора
За долгую историю культа Исиды в разных странах верующие пользовались многими видами ритуальной одежды. Статуи Исиды-Афродиты часто изображают богиню обнаженной, как и некоторые египетские статуэтки; лишь искусство скульптора дает намек на тонкую оболочку шелка или хлопка, покрывающую ее тело.

Часто стиль одежды, используемый в изображении Исиды, принадлежит к эпохе, предшествующей ее созданию, чтобы произвести впечатление «древности». Для греков и римлян это было не менее важно, чем для некоторых язычников, и, возможно, представляло сходную проблему. Как облачиться в римскую тогу? Что, кроме молитвы, удерживает воздушное одеяние жрицы на ее теле? Носили ли египетские жрецы Исиды что-либо кроме юбочек-кил-тов эпохи Старого Царства?

Существует несколько основных соображений по поводу ритуальной и храмовой одежды. Важно провести различие, поскольку во все времена существовали почитатели Исиды, которые были паствой — простые верующие или храмовые работники, — а также жрецы и жрицы, не занимавшиеся храмовой работой, но служившие богине. Был и другой класс жречества, служивший одновременно нескольким божествам; их одеяния отличались большим разнообразием и эклектичностью, сочетая несколько традиций. В дополнение к этой и без того сложной структуре можно отметить, что жрецы и жрицы одевались в соответствии с их рангом в религиозной иерархии.

На протяжении истории культа Исиды наиболее предпочитаемым материалом был лен, особенно белое льняное полотно. У древних авторов встречаются многочисленные упоминания об «облаченных в лен жрицах Исиды». Часто льняная ткань упоминается как предмет храмового убранства.

Хлопок тоже использовался довольно широко. В отдельные периоды жрецам и жрицам Исиды запрещалось носить шерстяную одежду — это было частью общего запрета на все материалы животного происхождения. Причины этого запрета не вполне ясны, но, возможно, связаны с грубостью тогдашних шерстяных тканей, колючая шерсть (вызывала раздражение кожи и плохо подходила для носки в жарком климате.

В римскую эпоху шелк перевозился верблюжьими караванами по Великому шелковому пути из Китая в Индию.Культ Исиды, распространившийся по этому маршруту, вероятно, достиг Чанъань — космополитической столицы Ситая времен династии Тан.

Изображения Исиды сильно различаются; особенно хорошо это заметно на примере египетских и греко-римских гатуй и фресок. Часто идентификация изображения становится затруднительной, если эно не сопровождается соответствующей надписью, прямо указывающей на Исиду.
Исида в Египте
Чаще всего Исида изображалась с диском и полумеся-дем на голове или увенчанная зонной эмблемой, которая 5ыла ее особым символом. На изображениях нередко мож-ю встретить и лотосовый скипетр, или урей, обвивающий голову богини.

Египетская Исида. Слева: Крылатая Исида с головным убором в виде диска и полумесяца. Справа: Исида, увенчанная тронной эмблемой. Из коллекции автора
Другим распространенным, ло более поздним образом Исиды бьша Исида Лактанская, или Галактрофоза, когда богиня изображалась с младенцем Гором (или правящим фараоном) на коленях. Возможно, это послужило прототипом для более поздних статуй Девы Марии, баюкающей младенца Христа.

Крылатую Исиду часто можно видеть на картинах, изображающих воскрешение Осириса. Мощный взмах ее крыльев, наполняющий воздухом легкие Осириса, оживляет его.
Греко-римская Исида
Типичная Исида греко-римского периода держит систр в одной руке и вазу — в другой, как показано на рисунке.

На других изображениях Исиды греко-римского периода она опирается на руль корабля: знак ее власти над судоходством, а также символ ее способности вести верующих через жизненные бури. Образы, связывающие ее с Деметрой/Цере-рой, включают рог изобилия, переполненный яствами, что напоминает о власти богини над растениями и животными и о ее благожелательном отношении к человечеству.

Простая ритуальная одежда для женщин и мужчин

Ритуальная одежда может быть простой или сложной, по вашему усмотрению. Обычный балахон очень легко изготовить, и он хорошо будет служить вам. Его покрой сходен с гатбией, которую носят и в современном Египте.
Греко-римская Исида с вазой и систром
Во-первых, снимите мерку с человека, который будет носить одежду. Прижмите один конец измерительной ленты к плечу и попросите держать его там, потом наклонитесь и размотайте ленту до щиколотки. Возьмите замер у выступающей косточки.

Удвойте полученный результат. Отрез такой длины вам понадобится для пошива. По возможности выбирайте ткань из естественных материалов; допустима также смесь хлопка с полиэстром. Ширина отреза должна составлять от 137 до 152 см. Для очень маленького человека хватит и 121 см, но вам будет гораздо проще обрезать излишки ткани. (См. раздел «Спектр Исиды в ритуальном одеянии» в конце этой главы для дополнительной информации о цвете ткани.)

Возьмите ткань и сложите ее пополам. Вырежьте полукруг по центру складки, чтобы сделать отверстие для головы. Раскроите ткань примерно на 15 см по центру от передней стороны выреза.

Отмерьте 30,5 см от верхней складки с каждой стороны. В точке замера сделайте надрез примерно на 30,5 см, затем отрежьте ткань под углом, как показано на рисунке.
Выкройка для простого балахона
Сделайте шов в 1,5 см по этим линиям. Прошейте все грубые края, оставив маленький рубчик примерно в 0,5 см от края ткани. Выверните наизнанку и прогладьте утюгом.

Попробуйте некоторое время поносить готовый балахон, прежде чем решить, хочется ли вам украшать его.
УЗЕЛ ИСИДЫ
Одной из деталей женского греческого одеяния в греко-римскую эпоху был священный узел (известный также как узел Тета или Сета либо узел Исиды). Это изображение каменного амулета Тета или Сета, создаваемое особым способом завязки передних складок одеяния. В наиболее распространенном виде узел состоит из прямой петли, обернутой несколько раз у основания. При правильном положении он должен находиться в ложбинке между грудями. Если вы носите свободное сари как часть вашего ритуального костюма, то можете завязать узел Тета следующим образом:

1. Возьмите ткань и держите ее перед собой лицевой стороной вперед. Остаток ткани должен ниспадать по левую сторону от вас.

2. Возьмите правый верхний угол в правую руку, держа остаток ткани наготове в левой руке.

3. Сожмите и осторожно вытяните ткань наподобие веревки длиной примерно 35,5 см. Поместите конец под левой грудью, чтобы длинный отрезок свободно проходил между грудями.

4. Оберните ткань вокруг тела столько раз, сколько это необходимо, чтобы ее конец доставал до точки между грудями. Проще говоря, вам нужны оба конца ткани, чтобы завязать узел.

5. Возьмите длинный отрезок и сверните его в петлю, направленную вверх. Поверните петлю так, чтобы она была прижата к телу, и отверстие было видно спереди.

6. Возьмите другой конец ткани и трижды оберните его вокруг основания петли. Скрепите концы брошью или булавкой.

Если у вас остается много ткани, то вы можете обернуть основание центральной петли

И более чем три раза. В таком случае постарайтесь вытянуть по одной петле в обе стороны от основания центральной петли. Это сделает узел более похожим на каменный амулет с двумя боковыми петлями, свисающими по бокам.

Первоначально амулеты Тета делались из красного камня или из золота. После изготовления их окунали в цветочную воду анкхом. Вид растения, использовавшегося для этой воды, еще не определен, но, скорее всего, оно имело соцветия со сладким запахом (жасмин или гардения). При омовении амулета произносились следующие слова:

«Кровь Исиды, крепость Исиды и сила слов Исиды будут мощной защитой для этой великой и божественной сущности. Да хранят они ее от тех, кто замышляет недоброе и хочет сделать с ними все то, к чему они питают отвращение».
-----------------------

Е. А. Уоллис, «Египетская магия», Нью-Джерси: University Books, принт с издания 1899.
Владение этим амулетом также наделяет умерших силой отправляться туда, куда они пожелают, в Нижнем Мире.
Греко-римская Исида с рогом изобилия и узлом Тета на одеянии
В своей превосходной работе «Пробуждение Осириса» Норманди Эллис приводит медитацию об узле Исиды, вот ее фрагмент:

«На концах вселенной — кроваво-красный шнур, связующий жизнь со смертью, мужчину с женщиной, волю с судьбой. Пусть узел этого красного пояса, что покоится на бедрах богини, свяжет во мне концы жизни и сна...

Я — узел, где встречаются два мира. Красная магия течет во мне, как кровь Исиды, — волшебство волшебства, дух духа. Я — доказательство божественной силы. Я — пыль и вода, живущая и сущая в мире».
---------------------------------------------

Норманди Эллис, «Пробуждение Осириса». Майами: Phanes Press, 1988.
ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ И АМУЛЕТЫ
Главным амулетом Исиды, по всей видимости, был амулет Тета, описанный в предыдущем разделе. С ее культом было связано много других амулетов — либо в качестве погребальных талисманов, либо для использования в мире живых людей.

Амулеты — это предметы, заряженные определенным видом энергии, которая затем была замкнута в них. Эти магические орудия в чем-то сходны с батарейками; владелец может до определенной степени полагаться на их силу в защите или исцелении, без необходимости постоянно подтверждать желаемый эффект.

Многие распространенные символы, используемые в ювелирном деле, первоначально были предназначены для того, чтобы служить «заряженными» действующими амулетами, но большинство из них сейчас не имеет силы. Для того чтобы зарядить амулет, вам нужно:

1. Подвергнуть предмет физическому очищению: мытью, полировке, стиранию пыли или другому методу, в зависимости от материала, из которого он сделан.

2. Подвергнуть предмет ритуальному очищению с использованием одного из методов, описанных в главе 2 «Очищение для ритуалов Исиды».

3. Собрать магическую или целительную энергию, как описано в главе 11 «Исида — великая врачеватель-ница».

4. Проецировать на предмет его цель (предназначение).

5. Поддерживать поток энергии до тех пор, пока у вас не возникнет ощущение, что амулет больше не может вместить ее.

6. Запереть и запечатать энергию в амулете своим магическим намерением, не забыв упомянуть о том, чтобы энергия амулета возобновлялась за счет неисчерпаемой энергии вселенной и всегда была доступна для вас при необходимости.

7. Покрыть амулет тонким слоем масла или подержать его в дыме курильницы, мысленно представив себе, как на картину наносится слой лака. Это завершающий штрих.

8. Оберните амулет темной тканью и положите его на три дня в укромное место. После этого амулетом можно пользоваться.

Нет необходимости выполнять этот ритуал в какое-то особое время, за исключением тех случаев, когда вы создаете амулет, чтобы воспользоваться особыми астрологическими энергиями.
Лотосовый посох
Исида часто изображается с посохом, увенчанным Цветком лотоса. Обычно это происходит, когда нужно подчеркнуть доброжелательный аспект богини и ее милостивое отношение к людям.
Джед (позвоночник) Осириса; внизу: амулет Тета для статуи Исиды. Амулеты из коллекции автора
Посох с головой Сета (уэб)
Этот посох, заканчивающийся простым изображением головы Сета, выкрашен в красный цвет. Его носят многие боги, включая Исиду, — таким образом они демонстрируют свою власть над силами зла. Посох направляет личную силу жреца или жрицы.
Амулет коршуна
Этот амулет богини Нехбет или Мут с головой коршуна считался одним из олицетворений богини Исиды в качестве Божественной Матери. Амулет обычно делали из золота и при использовании для погребальных ритуалов произносили над ним следующие слова:
Жрецы с жезлами
«Исида приходит и парит над городом в поисках тайного убежища Гора, когда он появляется из своих камышовых болот. Тогда она исцеляет его рапы; он садится в божественную ладью и провозглашает свое владычество над миром. Он отважно сражался, и память о его деяниях сохранится в веках. Он вселяет страх и благоговение в сердца своих подданных. Его мать, Могучая Владычица, защищает его и наделяет своей силой»*.
-----------------------

Е. А. Уоллис, «Египетская магия».
Урей на голове Исиды
Камышовый скипетр
Этот скипетр использовался как амулет при исполнении ритуалов в честь Исиды. Для погребальных целей он изготовлялся из изумрудного, светло-зеленого или синего фаянса. В более поздние времена считалось, что камышовый скипетр символизирует силу Исиды-Рененутет, хранительницы собранного урожая и покровительницы женского плодородия.
Голова змеи
Этот амулет использовался преимущественно в погребальных ритуалах. Е. Уоллис в книге «Египетская магия» связывает его с Исидой, так как амулет обычно изготавливался из красного камня, а красный считается священным ; цветом Исиды. Уоллис утверждает, что этот амулет символизирует ее власть над змеями и змеиными укусами.

Остается неясным, принадлежит ли Исиде этот конкретный амулет, но определенно ее изображали с украшениями в виде змей. На одной фреске греко-римского периода жрицы Исиды несут кобр во время процессии в честь богини; змеи также часто изображались на ее алтарях.

Голову Исиды иногда увенчивает урей с изображением змеи, поднимающей голову. Встречаются изображения Исиды и Осириса, увенчанных змеями с переплетенными хвостами.
Анкх
Этот верховный символ жизни использовался практически всеми богами египетского пантеона. Исиду часто изображали с анкхом в руке либо использующей анкх чтобы наделить жизненной силой другое существо.
Основная форма анкха показана в центре, а слева и справа — более сложные версии
Происхождение это го символа остается не ясным. Некоторые считают, что анкх представляет собой стили зованное, совмещенное изображение мужских и женских половых органов; другие придерживаются мнения, что символ происходит от большеголовых африканских «куколок плодородия», которых носили женщины, желавшие иметь детей.
СИМВОЛЫ, ЗНАКИ И АНАЛОГИИ ИСИДЫ
Когда жрицу Исиду спросили, что именно является священным для ее богини, она ответила: «Все, что есть у Исиды, — это хорошо». Хотя этот забавный ответ нельзя считать вполне точным, Исида, которую называли «богиней с десятью тысячами имен», действительно может претендовать на множество священных предметов. Ниже перечислены некоторые символы, которые могут быть использованы или адаптированы для создания амулетов. Для более подробной информации о священной пище см. главу 14 «В столовых и садах Исиды». О маслах, ароматах и благовониях рассказано в главе 18 «Исида и алхимия».
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов


связь с админом