Главная страница
qrcode

Дипломный проект изучение традиций удмуртской культуры через изготовление национального северного костюма девушки


НазваниеДипломный проект изучение традиций удмуртской культуры через изготовление национального северного костюма девушки
Дата11.01.2020
Размер6.55 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаVKR_Izuchenie_traditsiy_udmurtskoy_kultury_cherez_izgotovlenie_u
ТипДиплом
#67441
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Удмуртской Республики «Дебесский политехникум»
Выпускная квалификационная работа

по специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
Дипломный проект

«ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИЙ УДМУРТСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СЕВЕРНОГО КОСТЮМА ДЕВУШКИ»
Выполнила:

Лекомцева Мария Николаевна

Руководитель:

Перевозчикова Татьяна Геннадьевна

преподаватель МДК 03.04. ДПИ с художественной обработкой материала

Рецензент:

Белослудцева Елена Николаевна преподаватель методики изобразительного искусства

К защите допущена

«____»_____________2016г.

Зам.директора по УР:

_______________________

(подпись)

Работа защищена с оценкой _________

Председатель ГЭК:

_____________________

(подпись)

Дебесы, 2016


Введение…………………………..……………………………………………...




1. История и развитие традиционной культуры удмуртов и использование орнамента в декоративно –прикладном искусстве.

2. Традиции выполнения удмуртского костюма …………………...………....5

3. Одежда северных удмурток …………...…………….……………………...13

4. Одежда южных удмурток …………..………………………………….…...18

5.Разработка эскизов костюма девушки по традициям удмуртского национального костюма………………………………………………….…….29 6. Технология изготовления удмуртского костюма для девушки……...……32

7. Формы работы в школе по изучению традиций удмуртского костюма ................................................................................................................................36

Заключение………………..………………….…………………………….…...40

Список использованных источников…………………………………………42

Приложение………………………………………………...…………………..43




Введение«Когда взглянешь на этот холст, чувствуешь,

что кто-то запел песню и эта песня осталась».

Всеволод Лебедев

Каждый народ, независимо малый или великий, вносит свой вклад в сокровищницу мировой культуры.

Истоки народного искусства удмуртов, как и других народностей Поволжья и Урала, уходят в глубокую древность.

До наших дней народное искусство удмуртов сохранило полнокровное богатство художественных форм, поэтическую образность, проникнутую мироощущением народа, его верой в прекрасное, высотой нравственных начал, утверждающий целостный мир единства человека и природы.

Культура художественных традиций сложна, она развивалась на пересечении разных традиций, их взаимодействия, формировавшего самобытные черты.

Одежда - послание из прошлого, которое позволяет ближе узнать своих предков. Традиционный женский национальный костюмный комплекс является неотъемлемой частью общей материальной культуры этноса. На протяжении длительного времени он отражал характерные для каждого народа уходящие вглубь веков этнокультурные традиции, неразрывно связанные с социально-историческими, культурными и духовными сторонами жизни народа.

Цель проекта: изучить традиции удмуртского народа по созданию национального костюма.

Для достижения цели, мы поставили следующие задачи:
Изучить традиции и покрой удмуртского костюма;
  • Смоделировать костюм северной девушки-удмуртки;
  • Изготовить костюм для северной девушки-удмуртки;
  • Продумать формы работы в школе по изучению традиций удмуртского народа;
  • Провести практическую часть в школе на практике.




    Актуальность данной работы в том, что она является связующим звеном между прошлым удмуртского народа и его будущим, так как без знаний своей истории народ не может существовать сегодня, а без современности у него нет будущего. В данной работе сделана попытка создания национального костюма девушки удмуртки, на основе традиций удмуртов.

    История и развитие традиционной культуры удмуртов и использование орнамента в декоративно –прикладном искусстве
    Этнос (от греч. Ethnos - народ) - это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием. 

    Костюм был неотъемлемой частью всего этноса удмуртского народа на разных этапах исторического развития.

    Одежда, предназначенная для практического использования, это нечто большее, чем защита от неблагоприятных воздействий атмосферы. В ней заключена значительная информация, это своеобразное послание из прошлого. Одежда позволяет ближе узнать своих предков, то, что они носили, какие традиции у них существовали.

    Социокод, по мнению М.К. Петрова - это вся совокупность общественно необходимой информации, сохраняемая, развиваемая и проверяемая, корректируемая обществом по мере его развития.

    «Народный костюм можно рассматривать как «социокод», который фиксирует определенные характеристики конкретной культуры и вместе с тем является посредником между культурами различных хронологических периодов и разных этносов, виртуально осуществляя коммуникацию, а также трансляцию и усвоение значимой для данной культуры информацию»,- пишет Н.М.Калашникова [4].

    Удмуртская народная одежда конца XIX- начала XX века чрезвычайно разнообразна по своей форме, используемому материалу, художественному оформлению, она неповторимым языком выражает эстетический вкус народа.

    В каждом костюме народа живут миф и символ. Символ-это знак, изображение предмета, каждый служит условным обозначением какого-либо понятия или идеи. Цвет, узор, орнамент в костюме - это символ.

    Так же удмурты представляли мир трехчастным. Об этом свидетельствуют как удмуртские мифы, так и материальная культура. Три цвета присутствуют в вышивке рукава традиционной белой туникообразной женской рубахи удмуртов. Трехчастность мира прослеживается и в структуре женских удмуртских нагрудников: основное поле нагрудника «кабачи», заполнявшееся разными узорами, необходимо соотнести с небесной сферой или поднебесным пространством (в зависимости от типа нагрудника). Нижнюю сферу – землю и подземный мир —  символизировал красный треугольник, включавший в себя маленький черный или темно-синий треугольничек. Приложение [Б].

    Южноудмуртский костюм можно разделить так же на 3 яруса.Приложение [В].

    Нижняя часть костюма (выше оборки на поле пришивали несколько рядов атласных лент или тесьмы с различными растительными элементами ил орнаментами в виде животных)- это отображение подземного мира, который «виделся» как злой, холодный, темный. Сырой потустронний мир, населенный существами, похожими на животных, духами, божествами.

    Средний ярус (зона, где располагается фартук, головное полотенце) олицетворяют землю. Цветочные узоры - это образы реальной природы. Согласно преданиям одежда должна скрыть фигуру женщины от окружающих ее злых сил, быть оберегом продолжательницы рода. Узоры на одежде размещались в особо уязвимых для человека местах - они будто заклинания, обращенные к добрым силам, чтобы те защитили семью.

    Верхняя часть костюма (конусообразый головной убор «айшон» с головным покрывалом «сюлык», монисто)- самая красивая. Она отражает космос, границу неба с Солнцем и Луной. У удмуртов существовал культ небесных светил и растительного мира. Приложение [Б]. Узор на «сюлыке» изображает мировое древо и символизирует Вселенную. Приложение [Б].

    А монисто (нагрудное украшение) - оберег, символ света и жизни. Приложение [Б].

    Трехчастность мира находит отражение в образе мирового древа, мудора, — образе оси мира, пронизывающей всю Вселенную. Это универсальный символ, присутствующий у многих народов мира. Крона мирового древа символизирует верхний мир, ствол – средний мир, а корни уходят в нижний мир. Приложение [Б].

    Далее идея дифференциации мира получает развитие в образе женщины, у которой ноги согнуты ромбом, а руки воздеты к небу. Это богиня Шунды-Мумы (Мать Солнца). Приложение [Б].

    Удмурты в текстиле использовали очень много солярных мотивов (свастика, «питыри» (окружность, круг)), которые несут в себе охранительную функцию. Приложение [А]. Так же важным мотивом в удмуртском декоративно-прикладном искусстве является лунарный мотив – «толэзё пужы» («легезьпу сяська» — «цветы шиповника»), который являлся женским знаком, способствовавшим плодовитости, а так же обладал защитной функцией. Приложение [Б].

    2. Традиции выполнения удмуртского костюма

    Костюм - это ансамбль, который не разделим. Одна часть костюма не может существовать отдельно от других частей. Весь костюм - это гармония с миром, Вселенной. Костюм является так же знаком, который говорит о возрасте его обладателя. Определенные элементы костюма, это шумящие подвески, вышивка, форма - говорит, чей это костюм – по возрасту, по положению, по территории.

    Каждый народ имеет свой национальный костюм, который является определенным знаком - «я свой». Люди радуются, когда видят себе подобных в своем национальном костюме, но при этом каждый человек старается внести что-то свое в костюм.

    Удмуртский национальный костюм конца XVIII-начала XIX века имел несколько видов: северный, южный, центральный, калмезский и бессермянский. Основными отличиями особенности каждой группы на основе чего формируется костюм, является взаимоотношение этноса с природой, со средой, с которой он живет, поэтому на костюм повлияло различие: географического положения, влияние соседей (северный костюм - влияние русских, южный костюм - влияние татар), материальной культуры, культурных традиций, использование различных канонов в костюме. До нас дошли три наиболее ценностных и завершенных канона костюма: Индо-тибетский, египетский, европейский.

    Индо-тибетский канон состоял из т


    В 19 веке северные удмурты сохраняют традиционный покрой одежды, предпочитая белый цвет. Холщовый халат «шортдэрем» и рубаху «дэрем» женщины украшали вышивкой красного, дополняя вкрапления черного цвета. Мужской костюм состоял из рубахи дэрем с вышитым воротом и холщовых штанов «эрезь».

    Красный цвет имел функцию оберега и являлся средством против сглаза, поэтому в костюме он занимал достаточно большое место - подол, рукава, грудной вырез были чаще всего обработаны тесьмой красного цвета. Он был связан с древними земледельческими культами удмуртов, почитающих солнце, луну, огонь.

    Костюм удмуртки состоял из определенных элементов и требованиям к их выполнению, в нарукавной вышивке - ромбическая композиция; в женском поясе - многоярусный узор с ковровой вышивкой. Южноудмуртский народный костюм имел древние основы и развивался параллельно с одеждой северных удмуртов. Одежда имела другой силуэт, чем на севере - расширенный в нижней части. Он строился на сопоставлении контрастных цветов. Характер костюма - многослойный. Орнамент различный по масштабу, цвету и рисунку. В многослойной композиции женского костюма значительную роль играл фартук «айшет». Декоративность разноцветными узорами, замкнутый характер композиции.

    Изучая, костюм мы увидели, что вышивка занимает одно из значительных мест среди других видов женского бытового искусства удмуртов. Это - один из старейших, дошедших до нас, способов орнаментации одежды.

    В литературе, наиболее раннее упоминание об одежде удмуртов, мы встречаем путешественников 18 века: Паласса, Гегри, Миллера и др.; 19 век Верещагин, Первухин, Смирнов, и др.

    Сохранившиеся предметы женской и мужской одежды удмуртов были сшиты «домотканины», «льняного холста» гладкого без узора, он служил канвой и был удобен для вышивания. В разные периоды вышивания употреблялись различные материалы: шерсть, гарус, бумага, серебряные и позолоченные мишурные нити, шелк-сырец. Традиционная расцветка старинной удмуртской вышивки одежды, включает в себя небольшое количество цветов; при этом преобладают темные, глубокие, насыщенные тона. Чаще всего для выполнения узора употребляются сочетания: красный и черный; синий и белый; синий и красный; синий и коричневый; чёрный и серебряный. В середине 19 века вышивка имеет 4 цвета - красный (основной), синий переходит в черный, обводятся контуры; желтый, зеленый включаются в композицию рисунка.

    …Композиция элементов орнамента, их распределение на плоскости, техника вышивания, ее колорит достаточно сложны и художественно совершенны.


    3. Одежда северных удмурток


    Приложение [В]
  •   1   2   3   4

    перейти в каталог файлов


    связь с админом