Главная страница

Э. М. Анфингер Вершинин В. И., Власова ив, Никифорова И. А. В 370 Основы аналитической химии учебное пособие под ред. В. И. Вершинина. Омск Изд-во ОмГУ, 2007. 592 с. Сер. Учебные издания Омского университета is


Скачать 5.56 Mb.
НазваниеЭ. М. Анфингер Вершинин В. И., Власова ив, Никифорова И. А. В 370 Основы аналитической химии учебное пособие под ред. В. И. Вершинина. Омск Изд-во ОмГУ, 2007. 592 с. Сер. Учебные издания Омского университета is
АнкорUchebnik_Osnovy_analiticheskoy_khimii.pdf
Дата15.04.2017
Размер5.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаUchebnik_Osnovy_analiticheskoy_khimii.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#16358
страница1 из 50
Каталогid812507

С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: 1chernov_yants_m_s_red_sistematicheskie_i_sluchaynye_pogreshn.pd, Uchebnik_Osnovy_analiticheskoy_khimii.pdf.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50


2

3

4
УДК 543
ББК я В 370 Рекомендовано к изданию
редакционно-издательским советом ОмГУ Рецензенты кафедра аналитической химии и химической экологии Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского; канд. хим. наук, доц. кафедры неорганической химии Омского государственного педагогического университета Э.М. Анфингер
Вершинин В.И., Власова ИВ, Никифорова И.А. В 370 Основы аналитической химии учебное пособие / под ред. В.И. Вершинина. – Омск Изд-во ОмГУ, 2007. – 592 с. Сер. Учебные издания Омского университета)
ISBN 978-5-7779-0785-1 Кратко изложены теоретические основы современной аналитической химии. Содержание и глубина излагаемого материала соответствуют действующим в РФ государственным стандартам высшего профессионального образования. Наибольшее внимание уделяется общетеоретическим основами инструментальным методам химического анализа. Книга будет полезна в качестве учебного пособия студентам-хими- кам классических университетов (особенно будущим бакалаврам, а также студентам нехимических вузов. При подготовке бакалавров и специалистов химического профиля в педагогических вузах данная книга может быть основным учебником, так как ее содержание охватывает типовые программы курса Аналитическая химия, утвержденные соответствующими УМО. Нетрадиционный подход к изложению учебного материала, несомненно, заинтересует преподавателей высших учебных заведений, а также специалистов-аналитиков.
УДК 543
ББК я
© В.И. Вершинин, ИВ. Власова,
И.А. Никифорова, 2007
ISBN 978-5-7779-0785-1
© Омский госуниверситет, 2007

5 Оглавление Предисловие для преподавателей ............................................................. Рекомендации для студентов ................................................................... ГЛАВА 1. Аналитическая химия и химический анализ ..................... 17 1.1. Химический анализ ........................................................................... 17 1.2. Аналитическая химия как наука ...................................................... 20 1.3. Виды анализа ..................................................................................... 25 1.4. Методы анализа. 30 1.5. Методики анализа и требования к ним ........................................... 35 1.6. Основные стадии (этапы) количественного анализа .................... 37 1.7. Работа аналитической лаборатории .............................................. Контрольные вопросы ...................................................................... ГЛАВА 2. Метрологические аспекты химического анализа ............. 49 2.1. Химический анализ как измерение количества вещества ............. 49 2.2. Погрешности анализа ....................................................................... 54 2.3. Воспроизводимость результатов анализа и ее статистическая оценка ........................................................................................................ 60 2.4. Правильность результата анализа и способы ее проверки ............ 69 2.5. Статистическая обработка результатов анализа при нормальном распределении ............................................................. 77 2.6. Априорная оценка точности анализа и пути ее повышения ....... Контрольные вопросы ...................................................................... ГЛАВА 3. Теоретические основы химических методов анализа ...... 95 3.1. Реакции и процессы, используемые в анализе ............................... 95 3.2. Химические равновесия в растворах и их характеристики ......... 104 3.3. Кислотно-основные процессы ....................................................... 112 3.4. Реакции комплексообразования и их применение в анализе ...... 138 3.5. Процессы осаждения и их применение в анализе ........................ 149 3.6. Окислительно-восстановительные процессы в анализе .............. 160 3.7. Кинетические факторы в химических методах анализа .............. Контрольные вопросы .................................................................... ГЛАВА 4. Химические методы анализа ............................................... 184 4.1. Химические методы качественного анализа ................................ 185 4.2. Гравиметрический анализ .............................................................. 205 4.3. Титриметрический анализ. Общие вопросы ................................. 220 4.4. Кислотно-основное титрование (метод нейтрализации) ............. 244 4.5. Комплексометрия ............................................................................ 266

6 4.6. Осадительное титрование. Аргентометрия. 281 4.7. Окислительно-восстановительное титрование
(редоксметрические методы) ................................................................ 286 4.8. Кинетические и биохимические методы анализа. Контрольные вопросы .................................................................... ГЛАВА 5. Физико-химические и физические методы анализа. Общие вопросы ......................................................................................... 314 5.1. Классификация инструментальных методов. Градуировочные функции ..................................................................... 314 5.2. Чувствительность и селективность методик ................................ 317 5.3. Фон и способы его снижения. Оценка предела обнаружения .... 321 5.4. Инструментальные методы качественного анализа ..................... 326 5.5. Количественный анализ с применением инструментальных методов. 331 5.6. Автоматизация анализа. Сенсоры ............................................... Контрольные вопросы .................................................................... ГЛАВА 6. Принципы и возможности некоторых физико-

химических и физических методов анализа ........................................ 347 6.1. Электрохимические методы анализа ............................................. 347 6.2. Методы атомной спектроскопии. Атомно-эмиссионный и атомно-абсорбционный анализ .......................................................... 381 6.3. Методы молекулярной спектроскопии. Фотометрический и люминесцентный анализ .................................................................... 406 6.4. Некоторые другие методы анализа. Контрольные вопросы .................................................................... ГЛАВА 7. Методы разделения и концентрирования ........................ 442 7.1. Назначение и классификация методов .......................................... 442 7.2. Количественные характеристики процессов разделения и концентрирования ............................................................................... 446 7.3. Экстракция в анализе ...................................................................... 448 7.4. Ионообменные процессы в анализе .............................................. 459 7.5. Хроматографический анализ. История и принцип метода .......... 465 7.6. Жидкостная хроматография. Методы ВЭЖХ, ИОХ и ТСХ ........ 472 7.7. Газовая хроматография. 482 7.8. Способы качественного и количественного хроматографического анализа .............................................................. 493 Селективность и эффективность разделения .............................. Контрольные вопросы .................................................................... 506

7 ГЛАВА 8. Анализ объектов окружающей среды и некоторых других объектов ...................................................................................... 509 8.1. Анализ геологических объектов и металлов ................................ 510 8.2. Органические соединения .............................................................. 512 8.3. Объекты окружающей среды и показатели их состава ............... 516 8.4. Отбор, консервирование и хранение проб воздуха и воды ......... 522 8.5. Методы анализа объектов окружающей среды ............................ 524 8.6. Применение тест-методов в анализе объектов окружающей среды ................................................................................ Контрольные вопросы .................................................................... ГЛАВА 9. Развитие аналитической химии и химического анализа ............................................................................ 532 9.1. История аналитической химии ...................................................... 532 9.2. Особенности современного этапа в развитии аналитической химии ...................................................................................................... 552 9.3. Применение компьютеров в аналитической химии ................... 557 9.4. Актуальные проблемы современной аналитической химии ....... Контрольные вопросы .................................................................... Список рекомендуемой литературы ..................................................... Приложение. Аналитическая химия в школе (для студентов и преподавателей педвузов ................................................................... 575

8 ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Учебная дисциплина Аналитическая химия – важная часть об- щепрофессиональной и естественнонаучной подготовки будущих химиков, учителей химии и биологии, фармацевтов, инженеров-технологов, агрономов и многих других специалистов. Базовый курс аналитической химии (далее – АХ) изучают десятки тысяч студентов не менее чем в 600 вузах РФ. Содержание курса, регламентируемое государственными образовательными стандартами (ГОС, рекомендациями учебно-методи- ческих объединений (УМО) и внутривузовскими рабочими программами, зависит от целого ряда факторов. Надо учитывать практические задачи, которые встанут перед выпускником вуза роль, место и объем курса в той или иной образовательной программе подготовленность студентов к освоению, а преподавателей – к изложению того или иного материала наличие учебной литературы, оборудования и т. п. Реальное содержание курса АХ в разных вузах сильно различается. Требуется множество учебников и учебных пособий, отличающихся не только по содержанию, но и по способу изложения учебного материала. Однако все учебники должны отражать один и тот же современный уровень развития аналитической химии как науки. Старшему поколению преподавателей-аналитиков хорошо известны учебники В.Н. Алексеева, А.П. Крешкова, ИВ. Пятницкого,
Н.Я. Логинова и соавторов. Несмотря на различную направленность и неравноценность этих учебников, все они отражали уровень развития науки, достигнутый км гг. XX века. Основное внимание уделялось трем химическим методам анализа прежде всего качественному анализу с применением групповых реагентов и цветных реакций, в меньшей степени – гравиметрии и титриметрии. Из теоретических вопросов детально рассматривались лишь способы управления ионными равновесиями, которые со времен Оствальда используются в химических методах элементного анализа неорганических веществ. Такой подход стал традиционными привычным. Он имеет свои методические преимущества позволяет закрепить и конкретизировать знания студентов, полученные при изучении неорганической и общей (физической) химии не требует сложного и дорогого оборудования. Однако к концу XX века аналитическая химия как наука ушла далеко вперед. Она сблизилась с физикой, метрологией, информатикой

9 приобрела междисциплинарный характер, те. перестала быть только частью химии. Изменился и арсенал методик, применяемых на практике для установления состава веществ. Теперь в аналитических лабораториях никто не проводит качественный анализ сплавов или минералов, пользуясь сероводородной (или какой-либо другой) схемой соответствующую информацию гораздо проще получить спектроскопическими методами. В большинстве лабораторий не применяется и гравиметрия. Даже титриметрические определения, сохранившие свою практическую значимость, теперь проводят реже, чем 30–40 лет назад. Преимущественное положение в аналитических лабораториях к концу XX века заняли так называемые инструментальные методы (физические, физико- химические, биохимические, которым ранее в вузах должного внимания не уделялось. Некоторые инструментальные методы изучались, но кратко и поверхностно (фотометрия, потенциометрия, электрогравиметрия); другие только упоминались (атомно-эмиссионный спектральный анализ, газовая хроматография, а многие важные методы даже не упоминались ферментативный анализ, атомная абсорбция, масс-спектрометрия). Практически не рассматривались и общетеоретические вопросы, связанные с инструментальными методами. Проблема чему учить студентов не сводится к соотношению классических и инструментальных методов анализа, она имеет и другие аспекты. Преподаватели российских вузов зачастую недостаточное внимание уделяют анализу органических веществ и объектов окружающей среды, метрологическим аспектам анализа, методам разделения икон- центрирования микропримесей. Основное внимание они обращают на элементный анализ, пренебрегая вещественным, молекулярным, струк- турно-групповым и локальным, хотя в XX веке эти виды анализа стали не менее важными, чем элементный. В учебниках иногда ничего него- ворится о реальных объектах анализа и о задачах, которые решают аналитики в своих лабораториях. А ведь с этими задачами сталкиваются не только профессионалы-аналитики, но и множество инженеров, врачей, фармацевтов, экологов, агрономов и других выпускников российских вузов Отставание традиционного содержания вузовского курса аналитической химии от современного уровня развития нашей науки, его отрыв от практики работы контрольно-аналитических лабораторий, безусловно, снижают качество подготовки специалистов. Это отставание все еще не преодолено. Особенно оно проявляется в педагогических и некоторых технических вузах. Там, как правило, нет отдельных кафедр аналитической химии, и соответствующий учебный курс нередко рассматривается как вспомогательный, как средство закрепления и углубления

10 знаний по неорганической химии. Авторы устаревших программ и учебников обосновывают такой подход тем, что данные вузы не занимаются подготовкой специалистов-аналитиков
1
. Но базовой курс аналитической химии на это не рассчитан даже в тех вузах, которые действительного- товят профессиональных аналитиков. Этот курс должен обеспечить достижение совсем других целей. Систематизируя и сопоставляя мнения ведущих специалистов, можно составить перечень задач, решаемых при преподавании курса АХ. В него входят ознакомление с методами химического анализа и их возможностями обоснование происхождения знаний о составе веществ, химизме и механизме химических реакций формирование научного мировоззрения изучение материала по химическим процессам, не входящего в другие учебные курсы (характеристические свойства атомов и молекул, комплексообразование в растворе, экстракция и др развитие и закрепление учебного материала других курсов, а также формирование знаний и умений, обеспечивающих последующее изучение других дисциплин развитие творческих способностей, логики мышления, аккуратности и т. п обучение технике лабораторных работ и самостоятельному выполнению простейших анализов, работе на приборах, выбору методик, оценке точности результатов анализа и т. п. От типа вуза зависит лишь приоритетность тех или иных целей, способы решения тех или иных задач. Определять приоритеты в каждом случае следует с учетом требований к выпускникам, изложенным в государственных стандартах
2
Так, при изучении курса АХ в педагогических вузах на первое место, вероятно, следует ставить историко-методологический и ознакомительный аспекты. Сейчас многие выпускники педвузов хорошо знают, как устроены молекулы белков, как именно проходят реакции замещения в ароматических углеводородах, какой состав имеют атмосферы Марса и Венеры. Молодые учителя передают подобные знания своим
1
См, например, предисловие к учебнику Н.Я. Логинова, А.Г. Воскресенского, И.С. Солодкина Аналитическая химия. е изд. (М Просвещение, 1979.
– 480 с.
2
Эти вопросы более детально рассмотрены в статье В.И. Вершинина Содержание и методическое обеспечение базового курса аналитической химии Журнал аналитической химии. – 2005. – Т. 60. – № 9. – С. 992–1003).

11 ученикам, даже не представляя себе, откуда подобные знания стали известны человечеству, как можно проверить соответствующие утверждения учебников. Схоластика чисто книжного обучения учителей может и должна быть преодолена именно входе изучения курса АХ В противном случае формируемая в сознании учащихся научная картина мира окажется недостаточно обоснованной. Важен и воспитательный аспект, который часто недооценивается. Собственноручное выполнение несложных анализов предоставляет студенту педвуза уникальную возможность получить необходимые навыки (чувство вещества, умение работать с приборами) и развить ряд личностных качеств, которые невозможно выработать при изучении других учебных дисциплин. Новые требования к содержанию курса АХ привели к изданию в
1995–2005 гг. серии учебников нового поколения, содержание которых было приближено к современному уровню аналитической химии как науки. Для классических университетов (специальность Химия) издан двухтомный учебник, написанный специалистами МГУ под руководством академика Ю.А. Золотова. Для химико-технологических вузов издан учебник В.П. Васильева (дополненное и переработанное издание. Появились новые учебники по курсу АХ для будущих фармацевтов и агрономов вышли из печати практикумы, задачники и другая методическая литература нового поколения. Был издан и ряд переводных руководств, среди которых надо выделить европейский учебник под редакцией Р. Кельнера, Ж.-М. Мерме, M. Отто и М. Видмера. Наши студенты вряд ли смогут использовать эту книгу как базовый учебник, но зато она может быть настоящей энциклопедией современных методов анализа, хорошим пособием для специалистов, в том числе и для преподавателей аналитической химии. Однако далеко не всероссийские студенты обеспечены новыми учебниками по курсу АХ. В частности, будущие учителя химии современных учебников не имеют. Уровень исходной подготовки студентов педагогических вузов не позволяет им эффективно использовать двухтомный учебник, вышедший под редакцией Ю.А. Золотова. К тому же он рассчитан на гораздо больший объем часов и не учитывает специфические требования действующих в педвузах стандартов и программ. Не получили пока новых учебников и будущие бакалавры (как химики, обучающиеся в классических университетах, таки студенты нехимических вузов. А ведь очевидно, что при переходе к подготовке бакалавров содержание и методика изучения учебных дисциплин должны отличаться от традиционных схем хотя бы потому, что лишь часть бакалавров будет изучать специальные дисциплины в рамках специализации или магистратуры. Следовательно, базовые курсы (в частности,

12 курс аналитической химии) должны предусматривать профориентационную и даже профессиональную подготовку бакалавров в большей степени, чем специалистов по одноуровневой схеме. Тенденция профессионализации курса АХ, изучаемого в рамках бакалавриата, характерна для европейских университетов. Участие России в болонском процессе требует, чтобы программы подготовки российских бакалавров (в том числе по АХ) были приближены к известным программам подготовки
«евробакалавров». Книга, которую сейчас держит перед собой читатель, предназначена сразу для нескольких образовательных программ. В качестве учебного пособия она будет полезна студентам классических университетов, особенно будущим бакалаврам. В некоторых отношениях она может дополнить двухтомный учебник, составленный специалистами МГУ. В частности, эту книгу можно будет использовать для первоначального обзорного) знакомства студентов с современной аналитической химией. Заменить более обширные и глубокие учебники она не может хотя бы потому, что не охватывает всех разделов университетской программы.
Студенты-химики педагогических вузов, например, обучающиеся по специальности 050101.65 – Химия или по направлению 050101.62 – естественнонаучное образование (профиль – химия, а также студенты технических вузов, например обучающиеся по специальности 250400 – Химическая технология углеродных материалов и природных энергоносителей смогут использовать данную книгу в качестве основного учебника. Программные требования к содержанию сравнительно небольшого курса АХ в педагогических и технических вузах довольно близки. В соответствии с действующими ГОСами на изучение курса АХ во всех этих вузах отводится порядка 100–150 аудиторных часов (примерно в 3 раза меньше, чем в классических университетах. В данной книге, в отличие, например, от ранее издававшегося базового для педагогических вузов учебного пособия Н.Я. Логинова и соавторов, значительно сокращены разделы по химическим методам качественного анализа, в тоже время усилено внимание к инструментальным методами метрологическим аспектам анализа. Включены краткие сведения о хемометрике, сенсорах и многих других предметах, непривычных для преподавателей старшего поколения, но весьма важных для специалиста XXI века. Рассказывается о работе лабораторий, о способах решения некоторых химико-аналитических задач, о наиболее ярких достижениях аналитиков. Разделы, содержащие внепрограммный для педагогических вузов материал, помечены звездочкой, асам текст этих разделов набран более мелким шрифтом. Вместо устаревшей терминологии использована рекомендуемая действующими нормативными документами, уточнены некоторые формулировки и обозначения. Усилено внимание к истории химического анализа. Введен большой раздел по методами особенностям анализа объектов окружающей среды. Приведен аннотированный список дополнительной литературы В виде приложения, ориентированного на студентов педвузов, даны развернутые рекомендации по методике изучения химического анализа в школе и внешкольных образовательных учреждениях. Рекомендации составлены на основе материалов, подготовленных канд. пед. наук НА. Ждан (Омский институт повышения квалификации работников образования) и заслуженным учителем РФ НА. Белан. Как видно из этих материалов, место химического анализа в школьном курсе химии в соответствии с новыми стандартами стало гораздо более значимыми это должно быть принято во внимание при подготовке учителей химии в педвузах. Ввести в эту книгу новый материал без увеличения общего объема книги и без перегрузки студентов можно было только за счет обобщения и частичного сокращения материала по химическим методам анализа. Но при перестройке содержания и методики преподавания курса АХ нельзя допускать ухудшения общехимической подготовки выпускников (по сравнению с ее нынешним уровнем. Углубление и конкретизация химических знаний остаются одной из важных задач курса АХ, независимо оттого, в каком вузе данный курс изучается. Авторы данной книги стремились к достижению некоторого компромисса между разными задачами этого курса, а читатели смогут судить, удалось ли это. Можно указать и специфические отличия этой книги от других учебников нового поколения. Например, от учебника, написанного специалистами кафедры аналитической химии МГУ, книга отличается по глубине и стилю изложения. Некоторые сложные или трудные для студентов разделы курса мы рассматриваем на качественном уровне, без математических выкладок и детальных физических обоснований. Однотипный материал, относящийся к разным методам анализа, дан только один разв обобщенной форме. Это касается расчета результатов анализа по величине аналитического сигнала, моделирования кривых титрования и некоторых других вопросов. Инструкции к лабораторным работам в эту книгу не включены – их с большим успехом можно представить в виде отдельных практикумов, учитывающих направленность образовательных программ и возможности конкретного вуза. По тем же причинам в книгу не включены расчетные задачи и справочные сведения, необходимые для их решения. После каждой главы приведены лишь вопросы для самоконтроля.

14 Авторы настоящего учебного пособия – преподаватели кафедры аналитической химии Омского государственного университета. Одновременно они преподают (или преподавали ранее) аналитическую химию в Омском государственном педагогическом университете. А именно глава
6 и частично глава 8 написаны доцентом ИВ. Власовой, главы 3 и 4 – доцентом И.А. Никифоровой, остальные главы – профессором В.И. Верши- ниным, взявшим на себя и общее редактирование книги. Мы искренне надеемся, что наш труд будет полезен преподавателям кафедр аналитической химии российских вузов вне зависимости оттого, какую именно образовательную программу осваивают студенты. Авторы благодарят всех, кто принимал участие в выработке плана настоящей книги (особенно заведующего кафедрой неорганической и аналитической химии Московского государственного областного университета проф. Ю.М. Дедкова) либо оказал содействие при подготовке рукописи к печати. Большое значение имели ценные замечания, предложения или даже дополнения, которые сделали для данной книги академик РАН
Ю.А. Золотов, проф. ЭР. Оскотская, проф. Р.К. Чернова, проф. Т.Н. Ше- ховцова и другие специалисты. В частности, материалы Т.Н. Шеховцо- вой послужили основой раздела 4.8, посвященного кинетическими биохимическим методам. Мы приносим благодарность рецензентам – специалистам кафедры аналитической химии и химической экологии Саратовского гос- университета завкафедрой др хим. наук, проф. Р.К. Чернова) и начальнику управления образовательных программ Омского гос. педуни- верситета канд. хим. наук, доц. Э.М. Анфингеру, а также проректору
ОмГУ проф. В.В. Дубицкому. Авторы будут признательны всем преподавателями специалистам, которые пожелают сообщить нам свои замечания и предложения (по электронной почте, используя адрес vershin@univer.omsk.su). Все замечания будут внимательно рассмотрены и с благодарностью учтены при новом издании этой книги. Авторы. Сентябрь 2006 г.

15 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Основная цель данной книги – познакомить студента с современной аналитической химией. Ознакомиться с этой наукой должны не только будущие химики-аналитики, но и те, кто не собирается профессионально заниматься химическим анализом, а их гораздо больше. Возникает естественный вопрос для чего это нужно
Во-первых, хорошо известно, что проводить какие-либо анализы время от времени приходится многим выпускникам, а не только тем химикам, которые специально готовились работать в контрольно- аналитических лабораториях.
Во-вторых, любой специалист (химик, учитель, инженер, врачи т. п) должен представлять себе возможности современной аналитической химии. Ведь в основе ряда естественных наук (не только химии, как ив основе многих отраслей современного промышленного производства, лежит информация о химическом составе веществ, те. результаты анализов. Надо все-таки представлять себе, как получали и получают эту информацию, насколько ей можно доверять.
В-третьих, с результатами химических анализов имеют дело все люди, независимо от их специальности. Пример – анализ крови, необходимый, чтобы поставить диагноз или подтвердить (входе криминалистической экспертизы) невиновность человека. Другой пример – регулярные анализы пищевых продуктов, питьевой воды, воздуха. Надежность таких анализов обеспечивает безопасность населения.
В-четвертых, изучение аналитической химии научит Вас работать с измерительными приборами и химической посудой, поможет разобраться во многих химических и физических процессах, глубже овладеть смежными науками, сделать свое мышление более логичным, а руки – более умелыми. Наконец, последнее по счету, ноне последнее по важности основание изучать аналитическую химию, а особенно самому делать какие- либо анализы – очень интересно Данное пособие предназначено для первого знакомства с современной аналитической химией. Полезно изучить очередную главу пособия до того, как Вы прослушаете соответствующую лекцию, тогда Вы гораздо лучше поймете, о чем говорит лектор. Конечно же, проработать

16 материал пособия надо до того, как Вы начнете выполнять лабораторные работы, в которых придется применять этот материал. Изучив очередную главу, ознакомьтесь с приведенными после нее контрольными вопросами. Попробуйте ответить на них (вслух или в письменном виде, не заглядывая в учебник. Если что-то показалось Вам неясным, прочтите соответствующий раздел пособия еще раз, даже составьте краткий конспект. Стоит заглянуть ив другие книги. Например, материал по гравиметрии и титриметрии весьма подробно изложен в учебнике В.Н. Алексеева Количественный анализ. Эта книга во многом устарела, но она очень хорошо написана, поэтому с давних пор пользуется любовью студентов. А материал по качественному анализу гораздо полнее изложен в книге Н.Я. Логинова и соавторов Аналитическая химия или в учебнике А.П. Крешкова (Т. 1). Учебное пособие, которым Вы начинаете пользоваться, предполагает, что Вы уже освоили курсы неорганической (общей) химии, физики и высшей математики, не забыли школьные курсы химии, биологии и элементарной математики. Особенно важен в этом отношении школьный материал по органической химии. Если Вы не уверены в своих знаниях, заранее повторите или заново изучите соответствующий материал, иначе, изучая курс аналитической химии, Вы потратите время зря. Учтите, что данное пособие содержит лишь минимум сведений о современной аналитической химии. После того как Вы проработаете эту книгу (целиком или какой-либо ее раздели прослушаете лекции, обратитесь к учебникам более высокого уровняв которых тот же материал излагается глубже и полнее, с необходимыми математическими выкладками и физическими обоснованиями. Например, в книге Основы аналитической химии, написанной специалистами Московского госуниверситета под руководством акад. Ю.А. Золотова, или в недавно переведенном на русский язык учебнике под редакцией Р. Кельнера и соавторов. Повторно изучать программный материал по учебникам повышенного уровня целесообразно перед семинаром и совершенно необходимо перед экзаменом. В этой книге есть и такой материал, о котором вряд ли будут спрашивать Вас на экзамене. Но соответствующие разделы надо прочесть, чтобы лучше разобраться в возможностях современной аналитической химии, глубже понять материал основных разделов. Внепрограммные для некоторых вузов разделы напечатаны более мелким шрифтом. Авторы, вырастившие уже не одно поколение химиков-исследова- телей и учителей химии, надеются, что и Вы с помощью этой книги сумеете успешно овладеть необходимыми знаниями в области химического анализа. Желаем Вам успеха в работе

17 Глава 1 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ И ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50

перейти в каталог файлов
связь с админом