Главная страница

Е. Н. Носова ТексТиль из мужского погребения кургана Цв гнёздове е е. Щербакова Московский государственный университет им. Мв. Ломоносова Текстиль составляет малую часть археологической коллекции


Скачать 2.96 Mb.
НазваниеЕ. Н. Носова ТексТиль из мужского погребения кургана Цв гнёздове е е. Щербакова Московский государственный университет им. Мв. Ломоносова Текстиль составляет малую часть археологической коллекции
Анкор%D0%A9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B.
Дата17.12.2018
Размер2.96 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаD0_A9_D0_B5_D1_80_D0_B1_D0_B0_D0_BA_D0_BE_D0_B.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#50036
Каталог
РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2010, № 1, с. к 60-летию е.Н. Носова
ТексТиль из мужского погребения кургана Цв гнёздове
е. е. Щербакова
Московский государственный университет им. МВ. Ломоносова
Текстиль составляет малую часть археологической коллекции из раскопок Гнёздовского комплекса. Редкость находок и их плохая сохранность объясняются в какой-то мере почвенными условиями комплекса, нов основном тем, что преобладающим погребальным обрядом здесь является кремация. Текстиль был обнаружен виз более 1000 исследованных погребений. Одно из первых упоминаний о находках тканей относится кг. (Кусцинский,
1999. С. 23). Позже фрагменты изделий из органических материалов, связанных с костюмом, или шкур животных отмечались при раскопках курганов СИ. Сергеевым в 1899–1901 гг. (Спицин, 1905. С. 17, 44). Также фрагменты тканей упомянуты в отчетах Смоленской археологической экспедиции МГУ о раскопках курганов в 1960–1990 гг. (Щер- бакова, 2004. С. 2). Археологический текстиль из Гнёздовского комплекса в основном не был описан специалистами и практически остается неизвестным для широкого круга исследователей. Исключением являются фрагменты тканей из трех погребений, раскопанных в х годах, рассмотренные в небольшой статье МВ. Фехнер (1999. С. 8–10). Поэтому одним из направлений работ, начатых Центром исторических и традиционных технологий Российского научно-исследовательского института культурного наследия и кафедрой археологии МГУ им. МВ. Ломоносова, является научное описание всей собранной текстильной коллекции из Гнёздова. На первом этапе описания коллекции был отобран текстиль, полученный входе работы Смоленской археологической экспедиции МГУ в 1990 га точнее материал из мужского погребения кургана Ц. Погребение кургана Ц относится к типу камер. Входе раскопок выявлены остатки деревянной прямоугольной камеры, сооруженной в материковой яме. Тело умершего было размещено на полу камеры, по видимому, покрытому берестой, в вытянутом положении на спине, головой на ЗЮЗ. Рост погребенного около 180 см. В районе правой бедренной кости была найдена подковообразная фибула, на которой сохранились остатки текстиля. У тазовых костей располагался частично сохранившийся поясной ремень, украшенный 69 бронзовыми бляшками. Кремню с помощью бронзового кольца была прикреплена кожаная сумка, украшенная 19 бронзовыми бляшками. К другому поясному кольцу, видимо, крепился кошелек (не сохранился. На бляшках поясного набора обнаружены фрагменты текстиля. Под сохранившимися фалангами пальцев правой руки, расположенных в области таза погребенного, зафиксированы остатки нитей и меха. Погребение отнесено авторами раскопок ко второй половиной Х – рубежу Х–ХI вв. (Авдусин, Пушкина. С. Таким образом, входе расчистки погребения фрагменты текстиля были отчетливо зафиксированы в двух местах в районе правой бедренной, участок № 1, и тазовых костей, участок № 2 рис. 1, 1). Лабораторные исследования текстиля были проведены в Центре исторических и традиционных технологий Российского научно-исследовательского института культурного наследия под руководством кандидата биологических наук В.П. Голикова.
Для всестороннего изучения текстиля использовались следующие экспериментальные методы.
Визуальное исследование. Этот простейший метод позволил выделить, дать визуальное описание и классифицировать исследуемые фрагменты органических материалов. Микроскопия. Метод микроскопии использован для идентификации материалов каждого фрагмента, он позволил исследовать следующие технологические характеристики текстиля. 1) текстильное сырье определялось при помощи микроскопии в проходящем поляризованном свете (Полам Р, увеличение ×400–600), а также микрохимии, гистохимии и термического анализа 2) тип текстильного изделия определялся при малых увеличениях в отраженном свете на микроскопе МБС-10; 3) технология изготовления
1
Для анализа природы текстильных волокон в проходящем поляризованном свете были приготовлены постоянные иммерсионные препараты в пихтовом бальзаме
РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ № 1 2010 88
ЩЕРБАКОВА
нитей определялась при малых увеличениях в отраженном свете на микроскопе МБС-10. Снимались показатели порядок нити, крутка и шаг крутки нити и ее толщина 4) структура текстильных переплетений определялась на микроскопе МБС-10;
5) наличие окраски волокон определялось на микроскопе Полам Р. Для фиксации материала использовались макро- и микрофотография.
Описание текстильных изделий произведено в соответствии с требованиями международного текстильного центра CIETA (Centre Internatiolal
d`etudian de textil Для успешного исследования текстиля необходимо было провести ряд предварительных действий, которые состояли из работ по выделению отдельных фрагментов и их разделению на образцы. Под рис. 1.
1 – план погребения Ц 2–4 – шерстяная ткань полотняного переплетения 1/1 (ZZ); 5 – шерстяная ткань саржевого переплетения 2/1 (ZZ); 6, 7 – шерстяная ткань саржевого переплетения 2/2 (SZ).
РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ № 1 2010
ТЕКСТИЛь ИЗ МУжСКОГО ПОГРЕБЛЕНИЯ КУРГАНА ЦВ ГНЕЗДОВЕ
89 Таблица 1.
Описание фрагментов и образцов фрагмента
Описание фрагмента
Размер фрагмента образца
Описание образца, входящего в данный фрагмент Размер образца, см Фрагмент ткани зеленого цвета. На фрагменте обнаружено два отпечатка бляшки от поясного набора. На изнаночной стороне справа расположен загиб, с левой стороны загиб на лицевую сторону. На изнаночной стороне слева к основному фрагменту прикреплен образец на нитке. Фрагмент имеет разрыв и сильно загрязнен почвенными отложениями рис. 1, 1–3)
3.5 × 9 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 Основное полотно. Ткань полотняного переплетения рис. 1, 1, 2). Кожа
Ткань на изнаночной стороне полотняного пере- плетения.
Ткань находящаяся рядом с образцом
1.3 на изнаночной стороне рядом с загибом. Тип переплетения саржа
(2:1), (рис. 1, 5). Крученный, возможно сплющенный шнур светло зеленого цвета, рис. 2 Образец кожи. На коже обнаружены зеленые волокна без плетения, аналогичные образцу Образец нитей. В процессе работы образец распался на два куска. Первый кусок представляет собой слабо скрученные и спрессованные волокна, аналогичные образцу Второй кусок аналогичен первому, нона нем обнаружена шерсть животного и кусочки кожи × 9 1.7 × 1.4 2 × 2.4 1.5 × 2.7 1.7 × 3.5 0.9 × 1.6 0.4 × 2.8 Трехслойный фрагмент. Первый слой – береста. Второй – кожа. Третий – ткань зеленого цвета. На ткани находится отпечаток от подковообразной фибулы. С правой стороны плетение ткани ярко выражено, с левой стороны слабее (рис. 3, 3, 5)
3 × 5 2.1 2.2 Береста
Кожа
Ткань зеленого цвета, аналогична образцу 1.1.
3 × 5 3 × 5 3.7 × 4.5
РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ № 1 2010 90
ЩЕРБАКОВА
№ фрагмента
Описание фрагмента
Размер фрагмента образца
Описание образца, входящего в данный фрагмент Размер образца, см Фрагмент представляет собой плетеный шнур в форме косички из четырех прядей рис. 2, 5
0.3 × 4 Плетеный шнур × 4 Двухслойный фрагмент, состоящий из кожи и плетеного шнура, аналогичного фрагменту 3 рис. 3, 1)
4.1 Кожа Плетеный шнур Фрагмент представляет собой массу нескрученных и непереплетенных между собой волокон, светло-зеленого цвета. Волокна аналогичны образцу 1.5. На лицевой стороне (деление фрагмента на лицевую и изнаночную стороны выбрано условно) находится образец кожи. На изнаночной стороне по всему фрагменту расположены волоски, похожие на мех животного, аналогично образцу
1.7 1.5 × 2.4 5.1 Волокна светло зеленого цвета
Кожа
1.5 × 2.4 Данный фрагмент аналогичен образцам
1.5, 1.6, 1.7, 5.1 1.9 × 2.7 6.1 Волокна светло зеленого цвета
Кожа
1.9 × 2.7 Фрагмент аналогичен образцам 1.5, 1.6, 1.7,
5.1, 6.1 1.5 × 2.2 7.1 Волокна светло зеленого цвета
Кожа
1.5 × 2.2 Фрагмент аналогичен образцам 1.5, 1.6, 1.7,
5.1, 6.1, 7.1 (рис. 2, 7)
1.3 × 2,5 8.1 Волокна светло зеленого цвета
Кожа
1.3 × 2.5 Фрагмент аналогичен образцам 1.5, 1.6, 1.7,
5.1, 6.1, 7.1, 8.1 1.2 × 2.5 9.1 Волокна светло зеленого цвета
Кожа покрытая шерстью × 2.5 Фрагмент аналогичен образцам 1.5, 1.6, 1.7,
5.1, 6.1, 7.1, 8.1, 9.1 0.6 × 1.8 10.1 Волокна светло зеленого цвета
Кожа
0.6 × 1.8 Фрагмент аналогичен образцам 1.5, 1.7, 5.1,
6.1, 7.1, 8.1, 9.1, 10.1,
11.1 0.5 × 1.6 Волокна светло зеленого цвета × Таблица продолжение
РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ № 1 2010
ТЕКСТИЛь ИЗ МУжСКОГО ПОГРЕБЛЕНИЯ КУРГАНА ЦВ ГНЕЗДОВЕ
91 91
№ фрагмента
Описание фрагмента
Размер фрагмента образца
Описание образца, входящего в данный фрагмент Размер образца, см
13
Фрагмент аналогичен образцам 1.5, 1.7, 5.1,
6.1, 7.1, 8.1, 9.1, 10.1,
11.1, 12 0.4 × 1 Волокна светло зеленого цвета × 1 Фрагмент аналогичен образцам 1.5, 1.7, 5.1,
6.1, 7.1, 8.1, 9.1, 10.1,
11.1, 12.1, 13.1 14.1 14. Волокна светло зеленого цвета
Кожа
15
Многослойный фрагмент. Состоит из четырех слоев. Первый слой – береста, второй – ткань полотняного переплетения аналогично образцу
1.1. Третий – ткань полотняного переплетения аналогичную образцу 1.1, но прошит отдельной нитью. Четвертый – шелковая ткань. На фрагменте, между вторыми третьим слоями обнаружены остатки металлического предмета плохой сохранности, покрытого ржавчиной. Данный предмет, возможно, скрепляли й слои ткани. Весь фрагмент пропитан ржавчиной рис. 3, 5)
15.1 15.2 15.3 15.4 15.5 15.6
Береста
Ткань полотняного переплетения, второй слой
Ткань полотняного переплетения, прошитая ниткой, третий слой
Шелк Нить на образце
15.3 Металлический предмет × 3.2 2.3 × 5 1 × 1.6 Фрагмент ткани зеленого цвета) саржевого переплетения, сложенный вдвое. На фрагменте обнаружено прокола от фибулы. Первый прокол находится посередине фрагмента, второй прокол на сгибе. Фрагмент 16 приколот подковообразной фибулой к фрагменту
17 (рис. 1, 6, 7)
4 × 3 Основное полотно. сложенное вдвое × Таблица продолжение
РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ № 1 2010 92
ЩЕРБАКОВА
фрагментом в данной работе принято считать полученный для исследования единый материальный объект, который может состоять из нескольких или одного вида материала. Фрагменты можно разделить на многослойные и однослойные. Многослойный фрагмент состоит из нескольких видов материала. Каждый такой вид мы принимаем за образец. Следовательно, в многослойном фрагменте содержится несколько образцов, а в однослойном – один.
Текстильный материал из погребения Ц состоит из 18 фрагментов, из которых 15 – многослойные однослойные. В этих фрагментах выделено вида шерстяных и 2 вида шелковых тканей, а также два вида плетеных изделий (табл. 1). Текстильные характеристики изученных археологических тканей приведены в табл. 2. Цветовые характеристики волокон шерстяных и шелковых нитей определялись визуально и уточнялись с помощью микроскопа (данные внесены в табл. Шерстяные ткани представлены тремя видами тканью полотняного переплетения 1/1(ZZ), образцы (рис. 1, 24); тканью саржевого переплетения 2/1(ZZ), образец № 1.4 рис. 1, тканью саржевого переплетения 2/2(SZ), образцы № 16.1, 17.1, 17.2. (рис. 1, 6, Волокна шерсти по наличию внутреннего канала были разделены на пуховые, остевые и промежуточные (Липенков, 1954. С. 10), что позволяет говорить о качестве шерстяных тканей. Входе исследования определено высокое качество волокна, использованного для изготовления шерстяных тканей. Рассмотренные нами шерстяные ткани в основном вытканы из толстых нитей, которые располагаются по 8–13 нитей на 1 см по основе и по 6–13 нитей по утку. В соответствии со схемой плотности А. Нахлика, их можно отнести к тканями сортов. Следует отметить, что ткани, аналогичные фрагментам шерстяных тканей саржевого переплетения 2/2 (SZ), а именно образцы № 16.1,
17.1, 17.2, отмечены в Новгороде и Старой Ладоге. Шерстяные ткани полотняного переплетения
1/1(ZZ) изучаемого времени известны на широкой территории, в Европе, в том числе в памятниках Древней Руси (Нахлик, 1963. С. 237; Ефимова,
1966. С. 128; Давидан, 1989. С. Шелковые ткани представлены двумя видами тканью полотняного переплетения 1/1(I/I), образец
№ 15.4 (рис. 2, 1); тканью типа саммит, образец
№ 18.1 (рис. 2, Рассмотрим образцы шелковых тканей, сравнивая их с технологическими особенностями тканей из различных регионов Средиземноморье, Средняя Азия (Согд), Дальний Восток (Китай) и Иран. Особенностью шелковой ткани полотняного переплетения, обнаруженной нами, является высокая плотность нитей по утку и основе и отсутствие крутки нити. Такие технологические характеристики присущи шелковым тафтяным тканям, имеющим китайское или дальневосточное происхождение Иерусалимская, 1992; Лубо-Лесниченко, При изготовлении ткани типа саммит рисунок создается цветными утками, число которых мо-
2
К тканям IV сорта А. Нахлик относит ткацкие изделия, гу-
IV сорта А. Нахлик относит ткацкие изделия, гу- сорта А. Нахлик относит ткацкие изделия, густота которых не превышает в основе 0 нитей в утке 8 нитей на 1 см. К тканям III сорта относятся изделия, не пре-
III сорта относятся изделия, не пре- сорта относятся изделия, не превышающие в основе 15 нитей см, в утке 12 нитей см фрагмента
Описание фрагмента
Размер фрагмента образца
Описание образца, входящего в данный фрагмент Размер образца, см
17
Многослойный фрагмент, состоящий из двух кусков ткани саржевого переплетения (зеленого цвета. На фрагменте обнаружен проколот иглы фибулы (рис. 1, 6, 7)
1.5 × 4 17.1 Первый слой
Второй слой × 4 1.5 × 4 Фрагмент шелка желто-коричневого цвета с подгибом, саржевого переплетения рис. 2, 2)
1.4 × 2.8 Основное полотно × 2.8
*
Визуальная оценка цвета.
Таблица окончание
РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ № 1 2010
ТЕКСТИЛь ИЗ МУжСКОГО ПОГРЕБЛЕНИЯ КУРГАНА ЦВ ГНЕЗДОВЕ
93 рис. 2.
1 – шелковая ткань полотняного переплетения 1/1 (II); 2 – шелковая ткань типа саммит 3 – схема текстильного переплетения типа саммит (точками изображены нити основа полосами – нити утков; черные точки – основа связующая, прозрачные – нити основы главной 4 – шерстяной шнур 5 – шелковый шнур 6 – береста 7 – мех животного и шерстяные волокна
РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ № 1 2010 94
ЩЕРБАКОВА
жет доходить до пяти. В ткачестве участвуют две системы основных нитей главная и связующая. Схема текстильных переплетений представлена на рис. 2, 3. Анализ характеристик гнёздовского образца показал, что эта ткань наиболее полно соответствует технологическим характеристикам тканей византийского круга, которые в целом характеризуются высоким качеством изготовления, и, как правило (за исключением некоторых провинциальных центров второго положения, использованием дорогих красителей (The Byzantine silk industry, 1993; The Glory of Byzance, 1997; Daniёl
De Jonghe, К изделиям, выполненным в технике плетения, относятся шерстяной, образцы № 1.5, 1.7 рис. 2, 4) и шелковый, образцы № 3.1, 4.2, шнур рис. 2, 5). Шерстяной шнур скручен и спрессован количество нитей определить точно невозможно Таблица 2. Характеристика археологических тканей из раскопок Гнёздовского могильника (Гн-1990 Ц)
№ образца Природа волокон
Тип текстильного переплетения Тип нити
**
Характеристика нитей, мм
Расстояние между нитям, мм
Число нитей на 1 см
2
Поря- док
Крутка
Тип
Шаг Толщина
1.1
Шерсть
Полотняное
О
У
I
I
Z
Z
2.3 2.5 0.55 1.25 0.75 0.45 8
6 1.3
Шерсть
Полотняное
О
У
I
I
Z
Z


0.5 0.7 1.1 0.9 6
6 1.4
Шерсть
Саржевое
О
У
I
I
Z
Z
2.6 2.8 0.55 0.75 0
0 13 13 1.5
Шерсть
Шнур плоский Р 0.45
****

2.3
Шерсть
Полотняное
О
У
I
I
Z
Z
2.45 2.45 0.75 0.5 0.5 0.75 10 6
3.1
Шелк
Крученый шнур
Р
I
I
0 0.9 0
*****
0 15.2
Шерсть
Полотняное
О
У
I
I
Z
Z
2.65 2.85 0.65 0.8 0.5 1.1 8
6 15.3
Шерсть
Полотняное
О
У
I
I
Z
Z
2.8 3.6 0.75 0.8 1.35 1.25 5
5 15.4
Шелк
Полотняное
О
У
I
I
I
I
0 0
0.25 0.25 0.05 0.05 33 33 16.1
Шерсть
Саржевое
О
У
I
I
S
Z
1.6 2
0.8 0.65 0.2 0.2 10 9
17.1
Шерсть
Саржевое
О
У
I
I
S
Z
1.95 1.75 0.95 0.7 0.25 0.2 9
10 17.2
Шерсть
Саржевое
О
У
I
I
S
Z
1.8 1.6 1
0.55 0.2 0.15 9
13 18.1
Шелк
Самит
О(св)
I
Z
0.75 0.15 0.9 9-10
O(вн)
I
II
Z
I
1.05 0
0.14 0.28 0.7 0.7 10 10
У(1)
У(2)
У(3)
I
I
I
I
I
I
0 0
0 0.18 0.18 0.18 0.05 0.05 0.05 44-45 44-45 44-45
*
Нумерацию образцов см. в табл. 1.
**
О – основа, У – уток. Цифры в скобках обозначают номер утка в многоуточных тканях.
О(св) – связующая основа. О(вн) – внутренняя основа Р – рабочая нить в плетеных изделиях Показатель не определяем 0 – показатель отсутствует.
РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ № 1 2010
ТЕКСТИЛь ИЗ МУжСКОГО ПОГРЕБЛЕНИЯ КУРГАНА ЦВ ГНЕЗДОВЕ
95 95
из-за плохой сохранности фрагмента, крутка нитей неравномерная. Нити имеют зеленую окраску. Качество шерсти высокое. Шелковый шнур сплетен в виде косички из трех нитей. Кроме того, при разборе фрагментов были выделены образцы не текстильного происхождения. Входе исследования удалось объединить идентичные образцы в группы береста, № 2.1, 15.1 (рис. 2, 6); мех животного (рис. 2, 7); фрагменты кожи животного рис. 3, 1).
Стратиграфия
Материал из погребения Ц не подвергался ранее реставрации, и благодаря этому была сохранена естественная структура распределения слоев материала в погребении. Как было сказано выше, текстильный материал входе расчистки погребения был отчетливо зафиксирован только в двух местах рис. 1, 1). Таким образом, мы выбрали четыре многослойных фрагмента, № 1, 2, 15, 17, (рис. 3, 2–7) и разделили их в соответствии с расположением в погребении на два участка, где отдельные слои представлены разными образцами. Для таких фрагментов составлены стратиграфические разрезы табл. Анализ таблицы позволяет сделать предположительную послойную реконструкцию расположения различных материалов в погребении относительно дна погребальной камеры, те. снизу вверх. На схемах видно, что в трех многослойных фрагментах, несмотря на их разное размещение в погребении, присутствуют одни и те же образцы, расположенные почтив одной и той же последовательности. Положение шелковой ткани (самит) в погребении, к сожалению, не определено. Данные фрагменты относились к одежде погребенного.
Таблица 3. Цветовые характеристики образцов фрагмента образца
*
Тип нити
**
Оценка цвета визуальная микроскопия 1 1.1 1.3 1.4 1.5
О
У
О
У
О
У
Р
Зеленый





Светло-зеленый
Темно- голубой





Голубой
2 2.3
О
У
Зеленый
Темно-голубой
5 5.1

Светло-зеленый
Голубой
15 15.4
О
У
Изумрудный

Изумрудный

16 16.1
О
У
Зеленый

Темно-голубой

17 17.1 17.2
О
У
О
У








18 18.1
О(св)
О(вн)
У(1)
У(2)
У(3)
желто-коричневый

желто-зеленый


желто-коричневый

желто-зеленый


*
Нумерацию образцов см. в табл. 1.
**
О – нить основы, О(св) – связующая основа, О(вн) – внутренняя основа У – нить утка;
Р – рабочая нить в плетеных изделиях – тип нити не определен Микроскоп ПОЛАМ Р
РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ № 1 2010 96
ЩЕРБАКОВА
рис. 3. 1 – фрагменты кожи животного 27 – многослойные фрагменты
РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ № 1 2010
ТЕКСТИЛь ИЗ МУжСКОГО ПОГРЕБЛЕНИЯ КУРГАНА ЦВ ГНЕЗДОВЕ
97 97
Реконструкция
Данные, полученные входе исследования фрагментов и образцов, а также их описания в отчете, позволяют реконструировать отдельные детали костюма погребенного и элементы погребального обряда. В тексте отчета экспедиции за 1990 г. дана следующая реконструкция умерший был завернут в плащ (положен на одну и прикрыт другой полой плаща. Под сохранившимися фалангами пальцев правой руки погребенного зафиксированы остатки меха – следы рукавицы или меховой оторочки плаща (если правая рука погребенного лежала на плаще. Судя по сохранившимся остаткам текстиля, помимо плаща на умершем была рубашка и кафтан, подпоясанный кожаным ремнем
(Авдусин, Пушкина, 1990. С. Несмотря на то что материала явно не хватает для полной реконструкции погребального обряда, можно предположить следующий порядок действий при совершении погребения 1) дно погребальной камеры было покрыто слоем бересты (по наличию фрагментов и аналогиям с некоторыми другими гнёздовскими погребениями) (Авдусин, Пушкина, 1989. Сна слой бересты была положена подстилка из шерстяной ткани полотняного переплетения синего или зеленого цветов, на которой расположили умершего 3) погребенный был опоясан наборным ремнем из кожи и завернут в шерстяную ткань саржевого переплетения (2/2), края которой скреплены подковообразной фибулой) пояс был надет поверх одежды из шерстяной ткани саржевого переплетения (2/1); 5) шелковая ткань (тафта, находившаяся непосредственно на шерстяной ткани полотняного переплетения, могла являться отделкой вышележащих изделий. Нельзя исключить итого, что это было самостоятельное изделие 6) фрагменты меха, обнаруженные вместе с шерстяными волокнами светло-зеленого цвета и остатками шерстяного шнура (под сохранившимися фалангами пальцев правой рукипогребенного), возможно, являются остатками рукавиц, как это и предполагалось в отчете.
Проведенные исследования позволяют согласиться с наличием плаща на погребенном. Рукавицы можно принять как версию. Шерстяная ткань саржевого переплетения (2/1) могла являться остатками рубашки или кафтана, но площадь фрагмента столь мала, что утверждать это невозможно. Однако наличие пуговицы в районе шейных позвонков свидетельствует в пользу ранее выдвинутой версии. Шелковые ткани, скорей всего, являлись отделкой указанных выше текстильных изделий, но, к сожалению, площадь фрагментов и их количество Таблица 4. Стратиграфия образцов слоя
Содержание слоя
Участок № 1 (область таза погребенного)
Участок № 2 (за пределами тела погребенного)
Фрагмент № Фрагмент № Фрагмент № Фрагмент № 17
V
Береста
Береста
Береста
IV
Шерстяная ткань полотняного переплетения (Шерстяная ткань полотняного переплетения Кожа (животного?)
Нить
Шерстяная ткань полотняного переплетения (1/1) с отпечатком фибулы
Следы металлического предмета
Шерстяная ткань полотняного переплетения Шерстяной шнур и слабо скрученные нити, спрессованные, на них шерсть животного и кожа
Шелковая ткань
(тафта)

Фибула
II
Шерстяная ткань саржевого переплетения Шерстяная ткань саржевого переплетения (Кожа (животного
РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ № 1 2010 98
ЩЕРБАКОВА
не позволяют делать четкие выводы. Шелковый и шерстяной шнуры могли служить декором одежды или другого текстильного изделия.
Выводы
На погребенном была одежда из шерстяной ткани саржевого переплетения, подпоясанная поясом, и сверху был надет плащ из шерстяной ткани саржевого переплетения (2/1). Пол камеры был перекрыт берестой и, вероятно, подстилкой из шерстяной ткани полотняного переплетения. Статус погребенного можно определить, как достаточно высокий, поскольку в погребении найдены дорогие шелковые ткани и шерстяные ткани высокого качества (в основном в нитях преобладает пух. Это подтверждается и некоторыми другими нетекстильными находками, например наборным поясом с подвешенной сумочкой, а также самим обрядом – погребением под курганом в просторной деревянной камере.
Наличие тканей из Средиземноморского региона, Китая или Дальнего Востока подтверждает тезис о вхождении Гнёздова в систему международных торговых связей, объединяющих Восток и Запад.
Приношу свою благодарность кандидату исторических наук Орфинской О.В., кандидату исторических наук Пушкиной ТА, кандидату биологических наук Голикову В.П.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРы
Авдусин ДА, Пушкина ТА. Отчет Смоленской археологической экспедиции МГУ за 1990 год // Архив
ИА РАН. Р. № 15792.
Давидан О.И. Ткани курганов Юго-восточного При- ладожья // Кочкуркина СИ. Памятники юго-вос- точного Приладожья и Прионежья. Петрозаводск.
1989.
Ефимова Л.Е. Ткани финно-угорских могильников I тыс. н. э. // КСИА. 1966. Вып. 107. Иерусалимская А.А
. Кавказ на шелковом пути Каталог выставки. Л, 1992.
Кусцинский М.Ф. Гнёздово. Из журнала раскопок курганов в Смоленской губ. в августе 1874 г, произведенных по поручению Московского археологического общества // Гнёздовский могильник. Археологические раскопки 1874–1901 гг. (по материалам
ГИМ). Ч. I. Памятники культуры. М, 1999 (Тр.
ГИМ; Вып. XXXVI).
Липенков Я.Я. Общая технология шерсти, М, 1954.
Лубо-Лесниченко Е.И. Китай на шелковом пути. М,
1994.
Нахлик А. Ткани Новгорода // МИА. 1963. № 123.
Спицин А.А. Гнёздовские курганы в раскопках СИ.
Сергеева // ИАК. Вып. 15. СПб., 1905.
Фехнер МВ. Ткани из Гнёздова // Археологический сборник. Памяти МВ. Фехнер. М, 1999 (Тр. ГИМ; Вып. 111).
Щербакова ЕЕ. Текстиль из раскопок Гнёздово: Дипломная работа. М, 2004 (рукопись De Jonghe. E'tude technologique du Linceul //
Bulletin de I'IRPA 29 – 2001/2002. Brussel,
2003.
The Byzantine silk industry // J. medieval History. 19.
Muthesius, 1993.
The Glory of Byzance. Catalogue of exhibition. N.Y.,
1997.
Textile from a man’s burial in kurgan Ц at Gnezdovo
Ye. Ye. Scherbakova
S u m m a r y
The article presents the analysis of textiles from a man’s burial in kurgan Ц of the Gnezdovo archaeo- logical complex. The author used experimental methods to investigate the technological characteristic of the textiles. The resulting data allowed to reconstruct details of the attire and of the funeral rite.

перейти в каталог файлов
связь с админом