Главная страница
qrcode

Научите себя думать - Эдварда де Боно. Эдвард де Боно Научите себя думать Самоучитель по развитию мышления почему


НазваниеЭдвард де Боно Научите себя думать Самоучитель по развитию мышления почему
АнкорНаучите себя думать - Эдварда де Боно.pdf
Дата26.04.2017
Размер3.32 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаNauchite_sebya_dumat_-_Edvarda_de_Bono.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#19672
страница1 из 12
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Эдвард де Боно Научите себя думать Самоучитель по развитию мышления

ПОЧЕМУ?
Я дышу. Я хожу. Я говорю. Я думаю.
Я ведь не задумываюсь об этих вещах зачем же мне задумываться о мышлении Процесс мышления происходит естественно, выучитесь ему в процессе развития. Умным людям вовсе не надо учиться мышлению для того, чтобы думать. Другие же мыслить не смогут, как бы ни старались. Что неправильно в этой точке зрения?
ТА К КАК...
Так как мышление это фундаментальный человеческий на­
вык.
Так как навыки мышления определяют ваше счастье и успех в жизни.
Так как вам нужно думать, чтобы строить планы, брать на себя инициативу, решать проблемы, открывать возможности и разрабатывать план действий на будущее.
Так как без способности мыслить вы неспособны контролировать свою судьбу и напоминаете пробку, безвольно плывущую по течению.
Так как процесс мышления очень увлекателен и весел — если вызнаете, как сделать его таким.
Так как мышление и ум — это разные вещи. Ум можно сравнить с мощью машины, а мышление с умением водителя. Зачастую весьма умные люди плохо владеют навыками мышления, тем самым загоняя себя вин теллек туальн ую ловушку. А многим далеко не самым умным людям удалось развить в себе навыки мышления до очень высокого уровня.
Так как мышление это навык, который можно приобрести, тренировать и развивать. Ноу вас должно появиться желание развивать этот навык, точно также как научиться водить велосипед или машину.
Так как традиционное образование в школе и университете учит лишь одному аспекту мышления.
ЧУВСТВА И ЦЕННОСТИ
Возможно, выверите, что чувства и ценности — это самые важные вещи в жизни.
Вы правы.
Именно поэтому мышление так важно.
Предназначение мышления передать вам желанные ценности, точно также как предназначение велосипеда — отвезти вас туда, куда вы захотите. Велосипед позволяет ездить быстрее и на более дальние расстояния, а мышление использовать ценности де Боно Э. .: Научите себя думать / 2
более эффективно.
Представьте себе, что вы заперты в комнате и непреодолимо желаете оттуда выбраться. Вам хочется свободы, и это желание очень сильно. Что вам больше поможет в подобной ситуации чувства или ключ от двери?
От желаний, если нет средств для их выполнения, мало толку. В тоже время ничем не лучше ситуация, когда есть ключ, нонет желания покидать комнату.
Мы нуждаемся в ценностях, чувствах и мышлении. Чувства не могут заменить мышление мышление без ценностей бесцельно.
Эта книга омы ш лении. Ценности и чувства одинаково важны, но их недостаточно без мышления.
де Боно Э. .: Научите себя думать / 3

ПРЕДИСЛОВИЕ
Работая над этой книгой, я должен был решить написать сложный и всесторонний фолиант, который осветил бы все аспекты мышления, или более простую и доступную книги. В конце концов решение пришло вместе с названием книги Научите себя думать. Я подумал, что эта книга должна быть рассчитана на тех, кто заинтересован в дальнейшем развитии навыков мышления. Очень немногие заинтересовались бы слишком сложной книгой, поэтому я решил построить изложение простои уделить больше внимания практическим аспектам.
По личному опыту я знаю, что некоторые толкователи страшно не любят, когда все слишком просто. Таким людям кажется, что простое не может быть серьезным. Подобные комментаторы страшатся простоты она угрожает сложностям, которые те должны растолковывать подолгу службы. Если что-нибудь действительно просто, то они останутся без работы.
Лично я всегда был за простоту и старался сделать вещи как можно проще. Именно поэтому созданные мной приемы мышления успешно преподавались как шестилетним детям из деревенских школ в Южной Африке, таки высшим руководящим работникам из крупных корпораций во всем мире.
Очень широко используемая структура шесть мыслительных шляп совмещает в себе простоту и высокую эффективность. Эта методика представляет собой практическую альтернативу традиционной системе аргументаций, которой пользуются уже 2500 лет. Поэтому сейчас ее используют как в образовании, таки в деловых и правительственных кругах.
Ь-игра родилась в ответ на предложение известного математика Кэмбриджа, профессора Литтлвуда: создать игру, где у каждого из игроков была бы только одна фишка. Эта игра была проанализирована на компьютере и признана настоящей игрой (где нет стратегии победителя, которой мог бы воспользоваться первый игрок. Недавно я придумал еще более простую игру игра трех
мест.
Кроме того, простые вещи легче запоминать и применять.
Кто будет читателями данной книги За долгие годы моей писательской деятельности я написал немало книги никогда нельзя было угадать, кто будет читать книгу. Судя по полученным письмам, круг моих читателей довольно обширен. Их всех объединяет заинтересованность в мышлении и мотивация. Я уверен, что средства массовой информации (телевидение, радио и пресса) серьезно недооценивают интеллектуальный уровень масс, счи­
де Боно Э. .: Научите себя думать / 4
тая, что им нужны только развлечения. Судя помоем у опыту, это далеко не так.
Есть люди, вполне удовлетворенные своим мышлением. Они уверены, что им нечего учить. Они обычно выигрывают споры и считают, что мышление нужно лишь для того, чтобы иметь и отстаивать свою точку зрения.
Есть люди, обладающие высокими н теллек томи не делающие ошибок в мышлении. Они уверены, что интеллекта им вполне достаточно и хорошее мышление это мышление без ошибок.
А некоторые давно махнули рукой на свое мышление. Не слишком хорошо учась в школе и не обладая особыми способностями к решению головоломок, они решили, что мышление это не для них, и просто живут сутра до вечера так, как могут.
Удовлетворенность, как и покорность, — это враг любого прогресса. Считая себя идеальным, вы не пытаетесь стать лучше. Сдавшись и опустив руки, вы также вряд ли предпримете какие- либо попытки к совершенствованию.
Эта книга предназначена для тех, кому мышление представляется чем-то ежедневным, практическими запутанным. Они хотят улучшить свое мышление, сделав его проще и эффективнее. Им хочется использовать мышление как навык, который можно применить в любом деле.
де Боно Э. .: Научите себя думать / 5

ВВЕДЕНИЕ
Я посоветовал бы вам пропустить это введение — оно гораздо сложнее других разделов и может создать неверное представление о книге. Я решил включить его, чтобы показать некоторым читателям, почему наш традиционный образ мышления замечателен, но все же неадекватен. Задние колеса машины могут быть превосходными, носами по себе они неполноценны. Развив один аспект мышления, мы гордимся этими вполне счастливы. Однако пора понять, что этот аспект, несмотря на свою исключительность, все же недостаточен.
Это введение также необходимо, чтобы обрисовать структуру книги.
Представьте кухню, посередине которой, на столе, громоздится гора еды. Повар приступает к приготовлению или обработке пищи. Он очень опытен, и все у него получается прекрасно — повар не допускает никаких ошибок.
Тогда у нас возникает вопрос каким образом отбирались продукты как они были произведены, как упакованы как доставлены на кухню Другими словами, мы переключаем внимание с процесса приготовления пищи на сами ингредиенты.
То же происходит и с мышлением. Много внимания обращается на обрабатывающую функцию мышления. У нас получили развитие математика, статистика, компьютеры и различные формы логики. Вы просто загружаете данные, происходит процесс обработки, и результат готов. Гораздо меньше внимания уделялось тому, откуда берутся эти данные. Как они отбираются и упа­
ковываются?
Пищу для мышления поставляет восприятие. Восприятие — это то, как мы видим мир, дробим его на куски, которые можем усвоить. Это выбор того, что нужно рассмотреть в тот или иной момент. Восприятие выбирает, считать ли стакан наполовину пустыми ли наполовину полным.
Большая часть повседневного мышления происходит на уровне восприятия. Применение таких процессов, как вычисление, — это только техническая часть.
В будущем компьютеры возьмут на себя все процессы обработки информации, оставив людям лишь чрезвычайно важный аспект восприятия. И какими бы гениальными ни были компьютеры при обработке материала, это все равно не сможет компенсировать неполноценность восприятия. Поэтому воспринимающая часть процесса мышления будет в будущем даже более важной.
де Боно Э. .: Научите себя думать / 6
Большинство ошибок в мышлении, если не считать головоломок это ошибки не логики, а восприятия. Мы видим только часть ситуации. И все же, продолжая верить, что логика является наиболее важной частью мышления, мы практически не обращали внимания на восприятие. Впрочем, это вполне объяснимо.
Когда на границе средневековья и Возрождения формировался западный образ мышления, основную часть мыслящих людей составляли священнослужители они были единственной группой, сумевшей сохранить интерес к размышлениями науке во времена средневековья. Церковь тогда играла ведущую роль в обществе и управляла университетами, школами и т. д. Поэтому новое мышление, принесенное эпохой Возрождения, в основном было применимо лишь к теологии и борьбе с ересью. В этих областях были очень жесткие понятия Бога, справедливости и т. п. При столь жестких определениях возникла необходимость думать логически, поэтому восприятие не было важной частью такого мышления. Для теологии оно было слишком субъективным. Необходимо было согласовать основные термины и поня­
тия.
Мы также считали, что логика сама по себе способна рассортировать все то, что человек получает через восприятие. Это ерунда, так как логика — всего лишь замкнутая система, которая обрабатывает только то, что находится в ее рамках. Восприятие — это генеративная система, открытая для внешней информации. Преувеличение возможностей логики является одной из самых больших ошибок традиционного мыш ления.
Это недоразумение возникает из-за неспособности отличить предвидение от суждения задним числом. Не вызывает сомнения, что ретроспективная логика может выявить неадекватность восприятия, но отнюдь не позволяет определить ее немедленно.
Любая ценная творческая идея всегда будет абсолютно логична в ретроспективе. Можно сложить цифры от 1 до 100 в течение 5 секунд, используя идею, абсолютно логичную в ретроспективе, — но чтобы постичь эту идею, нужен творческий подход.
Каковы шансы муравья, ползущего по стволу, попасть на конкретный лист С каждой веткой шансы уменьшаются, так как муравей может выбрать другую ветку. На среднем дереве эти шансы составляют примерно 1:8000. А теперь постарайтесь представить муравья, сидящего на листе. Каковы шансы, что он поползет на ствол дерева 1:1, или процентов. Если муравей поползет вперед, не возвращаясь назад, то просто закончится ветка. Тоже происходит с ретроспективой вещи, которые кажутся вполне очевидными в ретроспективе, могут быть невидимыми в перспективе. Неспособность осознать это ведет ком ногим заде Боно Э. .: Научите себя думать / 7
блуждениям, связанным с мыш лением.
Наверное, основная причина, почему восприятию не уделялось должного внимания, заключается в том, что до недавних пор люди не имели представления, как оно работает. Мы считали, совершенно ошибочно, что восприятие и обработка информации производятся в пассивно-поверхностных информационных системах. В подобных системах информация и поверхность, с которой считывается информация, пассивны. Чтобы организовать информацию, распределить ее ивы делить из нее смысл, требуется внешний процессор.
Сейчас полагают, что восприятие происходит в самоорганизующейся информационной системе, управляемой нервной системой мозга. Это означает, что информация и поверхность активны и информация организуется в группы, ряды и модели. Этот процесс напоминает дождь, падающий на землю и образующий потоки, притоки и реки. Тем, кто интересуется данными процессами, я рекомендую прочитать мои книги «The Mechanism o f M ind» и «I am Right — You are W де Боно Э. .: Научите себя думать / 8
ВЕЛИКАЯ ТРОЙКА
После падения Рима в IV веке в Европе наступило средневековье. Учение, мышление и образованность Римской империи были в основном утрачены. Например, Шарлеман, который водно время был самым могущественным правителем Европы, не мог ни читать, ни писать. Средневековье закончилось с приходом эпохи Возрождения, приведшей в действие и возродившей классическое греческое и римское мышление (частично через арабские тексты, пришедшие в Европу через Испанию).
Это новое мышление былом ощ ны м глотком свежего воздуха. Человеку было предоставлено центральное место во Вселенной. Теперь он мог использовать логику и решать различные вопросы, принимать все как часть религиозной веры. Неудивительно, что это новое мышление было с готовностью принято гуманистами или нецерковными мыслителями. Таким образом, новое/старое мышление стало доминирующим мышлением западной культуры и оставалось таким до сегодняшнего дня.
Какова природа этого нового/старого мышления Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам надо возвратиться к Великой тройке создавшей это мышление. Они жили в Греции, в Афинах, в 400-300 гг. дон. э. Это Сократ, Платон и Аристотель.
СОКРАТ
Сократ никогда не считал себя конструктивным мыслителем. Он ставил себе другую, более ограниченную цель атаковать и убирать мусор. Большинство споров, в которые его вовлекали как писал Платон, не приводили к какому-то позитивному результату. Сократ доказывал, что все предположения ложны, но никогда не предлагал лучших идей. В принципе он верил в споры или диалектику, считая, что если атаковать ложное, тов конце концов останется правда. Именно это и заставляет нас мучаться от критики. Мы считаем, что гораздо важнее указать, что плохо, вместо того чтобы создавать что-то полезное.
ПЛАТОН
Платон был афинским патрицием им олоды м человеком знал Сократа. Сократ никогда ничего не писал, но Платон записал его диалоги. Платон не особенно верил в афинскую демократию, считая ее сбродом, управляемым популистскими доводами. Похоже, что Платон восхищался авторитарной Спартой. Сильное влияние оказал на него Пифагор, продемонстрировавший истины математики, и Платон верил, что абсолютную истину можно найти везде Боно Э. .: Научите себя думать / 9
де, если сильно постараться.
Платон также выступал против релятивизма некоторых софистов, веривших, что судить о том, плохая вещь или нет, можно только в рамках какой-то системы. Платон понял, что обществом невозможно управлять на такой сложной основе. В своем учении о государстве он делит общество на рабов, воинов и философов, считая наиболее совершенным государство, в котором господствует умственная элита.
От Платона пошла наша одержимость истиной и верой в то, что ее можно постигнуть логически. Эта вера послужила мощной мотивацией всего последующего мышления.
АРИСТОТЕЛЬ
Аристотель был учеником Платона, а также наставником Александра Великого. Аристотель увязал все вместе, представив в виде мощной логической системы, основанной на ячейках. Это были определения и оценки, основанные на прошлом опыте. И с чем бы мы ни сталкивались, нам решать, к какой ячейке это относится. Если необходимо, надо было разобрать ситуацию на болеем елкие компоненты, чтобы поместить ее в эти ячейки. Любая информация была либо в ячейке, либо вне ее. Она могла быть либо там, либо там, но больше нигде. Отсюда и сложилась мощная логическая система, основанная на понятиях внутри или вне, в которой не было места противоречиям.
В результате от этой Великой тройки произошла мыслительная система, основанная на:
• анализе;
• суждении (и ячейках);
• доводах;
• критике.
Мы пытаемся найти свой путь, приспосабливая наш новый опыт к ячейками ли принципам, основанным на прошлом. Это вполне подходит для стабильного мира, где будущее точно такое же, как и прошлое, — но абсолютно не подходит для изменяющегося мира, где старые ячейки уже устарели. Вместо суждений и выводов нам надо прокладывать свой путь вперед.
Хотя анализ может решить много проблем, все же существуют проблемы, причину которых невозможно найти, а даже если она и найдена, то ее нельзя устранить. Таким проблемам более глубокий анализ просто не поможет. Здесь возникает потребность в дизайне — необходимо думать, как идти дальше, оставив размышления о причине. Большинство наших проблем не могут быть решены с помощью более глубокого анализа, и поэтому мы нуждаемся в творческом созидании.
де Боно Э. Научите себя думать / 10
Традиционной системе мышления недостает конструктивной, творческой и созидательной энергии описания и анализа недо­
статочно.
Если традиционная система мышления настолько ограничена, то каким образом западная культура достигла столь невероятного прогресса в науке и технологии?
Основным движущим фактором были поиски истины Платона. Оценка Аристотеля тоже внесла свой вклад определенную роль сыграли доводы и вопросы Сократа. Но до сих пор самым важным фактором была система возможностей Это чрезвычайно важная часть мышления. Она позволяет строить гипотезы в науке и предвидеть изменения в технологии. Именно это явилось движущей силой достижений Запада. Китайская культура, далеко обогнавшая западную техническую культуру еще 2000 лет назад, прекратила развиваться, ударившись в описания и оставив без развития систему возможностей.
Даже сегодня в школах и университетах очень мало внимания уделяется системе возможностей, которая является важной частью мышления. Это объясняется верой в то, что мышление это поиски истины, а возможность — это не истина.
Позже в этой книге я уделю много внимания системе возможностей, так как она очень важна.
Спор — это довольно неэффективный способ исследования предмета, так как каждая сторона заинтересована только в том, чтобы выиграть спора не исследовать предмет спора. В лучшем случае это может быть синтез тезиса (одна сторона) и антитезиса другая сторона, но это лишь один вариант среди множества возможностей.
Вместо спора можно предложить параллельное мышление когда все группы работают параллельно, исследуя определенную тему (например, в рамках метода шести шляп Итаку насесть традиционная система мышления, которая, несмотря на свою уникальность, все же обладает некоторыми недостатками. Восприятию отведена не та роль, которую оно занимает в повседневном мышлении. Спор — это плохой способ исследования предмета он лишь настраивает людей друг против друга. Ячейки, образованные в прошлом, могут быть неподходящими в этом постоянно изменяющемся мире. Одного анализа недостаточно, чтобы решить все проблемы. Нужно совместить его с дизайном. Понятие о том, что критики вполне достаточно для достижения хоть какого прогресса, — абсурдно.
де Боно Э. .: Научите себя думать / 11

6. Недостаточно внимания уделяется порождающему, продуктивному, конструктивному и творческому аспектам мышления. Игнорируется огромная важность системы возможностей.
И все же хочу еще раз подчеркнуть — традиционная системам ы ш ления обладает ценностью, значительностью и занимает свое место. Просто опасно принимать ее как вполне достаточную и использовать как основу для всех наших интеллектуальных усилий. Я считаю, что наша цивилизациям огла продвинуться вперед на 300 или лет, не попади мы в ловушку этой неконструктивной системы мышления. Ноя не заставляю вас сом ной соглашаться.
Перевернутая образная форма.
Змея с открытым ртом, берущая что-то с одной стороны ивы пускающая с другой.
де Боно Э. .: Научите себя думать / 12
Особый тип фильтра для кофе. Сверху вы наливаете воду, а снизу выходит очищенный кофе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов


связь с админом