Главная страница

Берн_Групповое лечение. Эрик Берн Групповое лечение


Скачать 0.76 Mb.
НазваниеЭрик Берн Групповое лечение
АнкорБерн_Групповое лечение.doc
Дата15.10.2017
Размер0.76 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБерн_Групповое лечение.doc
ТипКнига
#24995
страница1 из 14
Каталогstweb

С этим файлом связано 25 файл(ов). Среди них: kalibrovka.pdf, Берн_Секс в человеческой любви.doc, Берн_Психика в действии.doc, Берн_Групповое лечение.doc, Tomas_Kharris_Ya-okey_Ty-okey.pdf, Берн_Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных.doc, Берн_Формы человеческих отношений.doc и ещё 15 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Эрик Берн

Групповое лечение



Издательство Литур

2003

ISBN: 5-89648-121-7

Э.Берн, Групповое лечение.-

Екатеринбург: Литур, 2003. - 320 с.

Книга занимает особое место в научном и творческом наследии известного американского психолога и психиатра Эрика Берна. Даже на внушительном фоне таких его классических трудов, как “Познай себя”, “Исцеление души” и многих других, “Групповое лечение” выделяется как своего рода энциклопедия психотерапии, вобравшая в себя весь многолетний опыт врача и ученого.
Содержание:
вступление

основные принципы

общие соображения

значение термина "групповое лечение"

отбор пациентов

новые пациенты

материальная подготовка

терапевтические цели

метод

комбинированная терапия

посещаемость

неформальные встречи

окончание лечения

подготовка сцены

контракты

терапевт

помощник терапевта

ознакомление всего персонала

отбор пациентов

проведение тестирования и исследований

подготовка пациента

руководство

резюме

первые три минуты

исходная позиция

терапевтические заповеди

терапевтическое отношение

умение наблюдать и слушать

терапевта разглядывают

структурирование группы

ответственность терапевта перед самим собой

ответственность терапевта

групповая терапия как социальный институт

контрактуальное групповое лечение

личное групповое лечение

методы лечения

резюме методов

группа типа i

группа типа ii

группа типа iii

группа типа iv

резюме типов групп

"реальные" чувства против "аутентичных"

окончание первой встречи

последующие фазы

сравнение методов

групповая динамика

вступление

групповая власть

групповая структура

групповая динамика

групповой имаго

анализ трансакций

резюме

обучение

вступление

дидактические лекции

семинары

клинические семинары

семинар свежих примеров

наблюдения

индивидуальное руководство

личное прохождение групповой терапии

семинары

исследования и публикации

вступление

организация исследований


исследования или лечение?

работа над научными статьями

работа над книгой

литература о групповом лечении

групповое лечение

групповая динамика

специальные темы
ВСТУПЛЕНИЕ

У меня было три причины для того, чтобы написать эту книгу. В ней речь скорее идет о групповом "лечении", чем о групповой терапии. Эти два подхода настолько различаются, что первый заслуживает самостоятельного рассмотрения.

Не существует другой работы, в которой систематически рассматривалось бы применение трансакционного анализа в группах.

Очень многие, наблюдавшие работу автора в группах или слышавшие, как он обсуждает результаты этой работы, хотят получить дополнительную информацию относительно того, почему он делает то, что делает, особеннокогда он делает то, чего не делают другие терапевты.

Эта книга основана на более чем двадцати годах практики групповой психотерапии в самых разных организациях, а также руководства обучением других психотерапевтов, консультирования их, наблюдения за их подготовкой и работой в различных больницах и клиниках и в частной практике.

Собственный опыт автора в групповом лечении начался в армейском госпитале во время Второй мировой войны. продавать выпивку было запрещено, и солдаты покупали в больших количествах лосьон для бритья и прятали его, чтобы выпить, когда появится возможность. Приходилось каждое утро переворачивать матрацы, чтобы посмотреть, что спрятано между пружинами. Так обнаруживалось большое количество бутылок с ядовитыми жидкостями. В отчаянии автор собрал всех пациентов, чтобы обсудить с ними фармакологические свойства лосьона для бритья. Пациентам эта встреча так понравилась, что они попросили продолжить обсуждение на ежедневных таких собраниях. Вскоре военный департамент одобрил использование групповой терапии, и автор смог продолжить свою работу официально.

"Он" используется в книге как общее местоимение, которое в соответствующем контексте относится к лицам обоего пола. Когда что-либо более соответствует женскому полу, используется местоимение "она". Связка "есть" означает нечто такое, в чем автор убежден; выражения "кажется" и "похоже" относятся к положениям, в которых он не вполне уверен. В соответствии с принятым трансак-ционным употреблением, Родитель, Взрослый и Ребенок пишутся с прописной буквы, когда означают состояния Эго; написанные со строчной буквы родитель, взрослый и ребенок относятся к конкретным людям. Ради простоты обсуждения в ситуациях с использованием личного опыта автор называет себя "доктор Кью". Термин "терапевт" используется для обозначения тех, кто занимается "групповым лечением", которому посвящена настоящая книга, и тех, кто практикует "групповую терапию". В некоторых контекстах "групповая терапия" используется как общий термин, включающий и "групповое лечение". В других контекстах, где имеются специальные указания, эти два вида деятельности разграничиваются.

Использованный в книге термин "трансакционный анализ" относится к системе, описанной автором в его предшествующих работах; эти работы основаны на особой теории личности, впервые изложенной автором в 1956 году. Несмотря на определенное сходство в общем подходе, существуют решающие различия между этим подходом и "трансакционной социальной работой", "трансакционными исследованиями" и "трансакционной психотерапией" Гринкера, которая "опирается на теории поля, роли и коммуникации, а не на теорию личности". Хотя оба используют термин "трансакционный анализ", Гринкер и его последователи, с одной стороны, и автор настоящей книги - с другой, представляют собой два совершенно различных подхода и в теории и на практике.

Эта книга написана для тех, кто хочет стать настоящим врачом. Годы опыта в подготовке групповых терапевтов убеждают в том, что преподаватели в этой области должны высказываться отчетливо и откровенно и нести полную ответственность за свои высказывания и мнения. На каждой ступени студент должен сравнивать самого себя - свое отношение, свои цели и свои процедуры - с лучшими традициями древнего искусства лечения, так, чтобы в свое время он мог занять место за столом рядом с другими настоящими врачами.

I ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ

ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ГРУППОВОЕ ЛЕЧЕНИЕ"

Термин "групповое лечение" в настоящей книге означает лечение психиатрических пациентов, с которыми лидер встречается в определенном месте определенный период времени, причем пациентов должно быть немного, не больше восьми или десяти. Предполагается, что лидером группы является подготовленный групповой психотерапевт или подготовленный практикант под компетентным руководством и что цель таких встреч - устранение психиатрических расстройств.

Таким образом, групповое лечение, с одной стороны, отграничивается от индивидуальной терапии, в которой терапевт во время сеанса работает только с одним пациентом, а с другой - от больших групповых собраний, которые посещает большое количество - от двадцати до пяти сотен - пациентов или клиентов. Оно отличается также от встреч малых групп, если целью этих встреч не является устранение психиатрических расстройств или лидер которых не имеет психотерапевтической подготовки; а также от терапевтических общин, в которых пациент живет в искусственно созданном кооперативном сообществе. Однако групповое лечение может быть частью программы таких терапевтических общин. Эксперимен тальные группы, группы обсуждения, группы палат, группы множественной терапии и рабочие группы - это все родственные виды деятельности, которые следует отличать от групп лечения и от группового лечения в том смысле, в каком здесь применяется данный термин.

То, о чем говорится ниже, относится только к одному типу психотерапевтической лечебной группы, а именно к "сидячей" "социальной" группе взрослых пациентов; такие группы наиболее распространены в клинической практике. "Сидячая" означает, что пациенты большую часть времени остаются на своих сидениях; "социальная" - в данном контексте - что единственный законный способ структурирования времени для пациентов - это разговоры. Такие группы обычно и называются "терапевтическими". Однако "групповая терапия" иногда занимается проблемами, имеющими лишь косвенное отношение к центральной проблеме - излечению пациента. Использование термина "групповое лечение" (или "лечение в группах") освобождает терапевта от косвенных проблем, так что все свое внимание он может уделять основной - лечебной - цели. Природа различия между групповой терапией и групповым лечением будет подробнее разъяснена в последующих главах (1, 2). Однако в некоторых ситуациях нет необходимости различать эти два подхода, в таких случаях термин "групповая терапия" используется в более общем смысле, включая групповое лечение, точно так же, как "терапевт" означает всех психотерапевтов, независимо от используемых ими методов.

ОТБОР ПАЦИЕНТОВ

Термин "отбор пациентов" поднимает две различные проблемы: первая - какие пациенты пригодны для группового лечения; и вторая - каких пациентов следует направлять в специальные группы. На практике, однако, почти любой пациент может быть включен в лечебную группу после соответствующей подготовки (природа этой подготовки будет рассмотрена ниже), так что здесь необходимо рассмотреть лишь проблему назначения.

В этом отношении все группы делятся на две разновидности: гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные). Гомогенность может быть делом специальной организации или индивидуальной политики. Планируемая гомогенная группа - такая, которая предназначается для лечения специфических пациентов: шизофреников, умственно отсталых, алкоголиков, заикающихся, психосоматических больных, преступников, родителей малолетних преступников. В сущности, любое состояние, которое, по мнению психиатров, поддается психиатрическому лечению, может привести к созданию специфической группы. Гомогенность, которую некоторые терапевты предпочитают в принципе, это совсем другое дело. Некоторые разновидности гомогенности, которые обычно используются, например: возраст, психиатрический диагноз, отношение ("пассивность", "зависимость" и т. д.), а также культурный, расовый или экономический фон, имеют такое же отношение к прогнозу результата хорошо организованного группового лечения, как, например, к прогнозу аппендицита.

Важен не вопрос: "Каковы критерии отбора пациентов?"; важно лежащее в его основе, обычно неписаное и невысказанное предположение: "Критерии отбора - это всегда хорошо". Существуют убедительные доводы, которые будут рассмотрены ниже, доказывающие, что в большинстве ситуаций, с немногими исключениями, "Критерии отбора - это всегда плохо"; в сущности, они могут оказаться вредными для лечения. Наилучшая тактика - отбирать пациентов в порядке поступления или каким-то иным образом, способным увеличить гетерогенность группы.

Скрытый снобизм часто служит основой для отклонения кандидата при зачислении в определенную группу. Типичные предпосылки таковы: "Как я могу поместить этого бродягу в группу культурных воспитанных леди?" или "Как я могу поместить этого умственно отсталого фермера в группу высокообразованных специалистов?" Однако нередко обнаруживается, что отвергаемые терапевтом "безнадежные" пациенты обладают гораздо большей психологической проницательностью, чем остальные члены группы. Хороший групповой терапевт никогда не упускает возможности поучиться и может делать это, уменьшая строгость своих критериев отбора. Такой подход имеет еще одно преимущество: он высвобождает время и позволяет терапевту уделить внимание более важным проблемам.

Полезно помнить, что ни поведение пациента в группе, ни реакцию группы на пациента никогда нельзя заранее предугадать. Пациент в состоянии депрессии, который много месяцев не улыбался и почти не разговаривал, может на первом же групповом сеансе смеяться от души и шутить, в то время как разговорчивый и возбужденный на индивидуальных сеансах пациент на групповой встрече может стать задумчивым и молчаливым. Такие реакции во многом зависят от мастерства терапевта в актуальных групповых ситуациях.

В целом, следовательно, предпочтительна такая позиция: "Критерии для отбора - это плохо, за исключением особых обстоятельств". Некоторые из этих исключений будут рассмотрены в следующей главе.

НОВЫЕ ПАЦИЕНТЫ

Нет никаких причин для того, чтобы не включать новых пациентов, предварительно подготовленных, в уже действующие лечебные группы. Включение новых пациентов может благотворно сказаться на всех: новый пациент видит прогресс старых, и этот прогресс его подбадривает; старые пациенты, увидев наивность и неосведомленность новичка, начинают ему помогать, и им приятно сознавать свою причастность. Если новичок умен, никакого вреда группе не будет.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Место встречи должно быть избрано с таким расчетом, чтобы свести к минимуму возможные отвлекающие факторы. Терапевт должен убедиться, что у группы будет физический комфорт и спокойствие в той же степени, в какой они необходимы для других форм лечения, и должен получать все необходимое специальное оборудование, например: классную доску или аппаратуру для звукозаписи.

Группа должна встречаться регулярно, в определенное время, и встречи должны начинаться и заканчиваться своевременно. Терапевт не должен опаздывать или задерживаться. Это не значит, что он должен1 приходить первым, но приходит он в назначенное им самим для себя время: допустим, через пять минут после назначенного часа, давая членам возможность рассесться. Такое отношение подтягивает пациентов, у которых есть проблемы, связанные с пунктуальностью. С другой стороны, неизменно соблюдаемое завершение встречи позволяет обнаружить пациентов, которые стремятся в конце каждой сессии получить "частное интервью". Следует понимать, что личные проблемы каждого пациента - это проблемы всей группы, так что просьбы о частном интервью по окончании сеанса есть замаскированное стремление нарушить утвержденный порядок. Что еще важнее, четкое начало и окончание сеанса позволяют терапевту наилучшим образом структурировать происходящее для осуществления плана лечения.

Самые распространенные предлоги для просьб о частных интервью - финансы. График оплаты должен быть согласован с каждым пациентом в соответствии с его возможностями, и его необходимо строго соблюдать. Нужно также оговорить способ уплаты и установить крайний срок для тех, кто платит ежемесячно. Повторяющаяся нерегулярность и задержки в оплате в таком случае становятся заметными и могут оцениваться врачом в свете их возможного психологического значения. Хотя основной постулат лечебной группы заключается в возможности поднимать любой вопрос - часто оказывается, что вопрос об оплате считается негласным исключением. В группе свободно обсуждаются секс и проявления враждебности, и это создает иллюзию свободы, но финансовые проблемы при этом нередко избегаются > словно по общему согласию. В большинстве таких случаев пациенты повторяют отношение терапевта, и прежде всего в таком случае нужно убедиться, что денежные дела в группе не обсуждаются не из-за отношения к ним терапевта. Как только будет установлено, что вопрос о деньгах не более неприличен, чем вопрос о сексе, и если терапевт к тому же позаботится приносить с собой на сеанс листочки с предписаниями, - сразу обнаружится, что отпадает большинство причин для частных интервью. Обсуждая открыто во время сеанса предписания, терапевт также обнаруживает "игры", связанные с медикаментами и назначениями.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

Терапевт должен отчетливо сформулировать для себя цели лечения; желательно также, чтобы эти цели понимали и пациенты. Идеально было бы иметь терапевтический контракт с каждым пациентом, так, чтобы и пациент и терапевт знали, чего они хотят достичь. В наши дни популярными целями являются психодинамическая реорганизация личности пациента, симптоматические ремиссии или излечение, усиление социализации и ее более удовлетворительные результаты, усиленный контроль за чувствами и поведением или отказ от стереотипных образцов взаимоотношений. Чтобы избежать неопределенности мышления или экстаза со стороны терапевта, эти цели следует отличать друг от друга или по крайней мере думать о них раздельно и достигать их систематически в хорошо спланированной терапевтической программе. Такие термины, как "участие", "интеграция", "зрелость" и "рост" (если они вообще используются), должны быть точно определены в соответствии с самыми строгими методологическими принципами.

МЕТОД

Установив цель или последовательность целей, терапевт должен избрать метод, наиболее подходящий для достижения этих целей. Начинающий обычно заимствует методы, с которыми познакомился во время обучения индивидуальной терапии, такие, как психоаналитический подход; ему приходится подгонять факты, наблюдаемые в группе, к словарю, который он с таким трудом изучил во время своего резидентства . Большая часть существующей литературы по групповому лечению поддерживает такую тенденцию. Однако такие методы не всегда помогают использовать специфические преимущества групповой ситуации, потому что не созданы для нее.

Приобретая уверенность, терапевт начинает осознавать это и сворачивает на "путь оппортунизма", используя то одно, то другое в обстоятельствах, которые кажутся ему благоприятными. На этой стадии существует опасность отказаться от клинической ориентации ради социологического и даже метафизического интереса к группе в целом, нечто вроде энтелехии . Усиление подобного интереса вызывает появление многочисленных систем, которые входят в рубрику "групповой анализ".
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов
связь с админом