Главная страница
qrcode

вцмк защита. Федеральное государственное бюджетное учреждение Всероссийский центр медицины катастроф Защита Министерства здравоохранения Российской Федерации головное


НазваниеФедеральное государственное бюджетное учреждение Всероссийский центр медицины катастроф Защита Министерства здравоохранения Российской Федерации головное
Дата09.01.2020
Размер0.78 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлавцмк защита.docx
ТипДокументы
#67409
Каталог

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Министерства здравоохранения Российской Федерации – головное учреждение по проблемам медицины катастроф в России – является Евроазиатским региональным центром медицины катастроф стран СНГ и Сотрудничающим центром ВОЗ по медицине катастроф и чрезвычайным ситуациям (ЧС).

Сокращенное название – ФГБУ «ВЦМК «Защита» Минздрава России.

Дата создания:

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.11.93 г. № 279 «О создании единого Всероссийского научно-практического центра медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации».

Директор ФГБУ «ВЦМК «Защита» Минздрава России – ГОНЧАРОВ Сергей Федорович – главный внештатный специалист по медицине катастроф Минздрава России, действительный член (академик) РАН, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач Российской Федерации; начальник Штаба ВСМК; главный редактор журнала «Медицина катастроф» и информационного сборника «Медицина катастроф. Служба медицины катастроф».

ФГБУ «ВЦМК «Защита» Минздрава России:

ОБЕСПЕЧИВАЕТ организацию и оказание медицинской помощи пораженным в ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями, катастрофами, террористическими актами и другими ЧС; координацию взаимодействия органов управления, а также использования сил и средств Службы медицины катастроф Минздрава России (далее – Служба); разработку научно-методических принципов деятельности Службы; повышение квалификации и аттестацию специалистов Службы; разработку предложений по подготовке населения к оказанию первой помощи в ЧС.

УЧАСТВУЕТ в разработке предложений по государственной политике на территории Российской Федерации в области защиты жизни и сохранения здоровья населения при ЧС, по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, в выполнении программ по совершенствованию деятельности Всероссийской службы медицины катастроф.

ОСУЩЕСТВЛЯЕТ оперативное руководство деятельностью Службы, координацию подготовки органов управления здравоохранением, медицинских организаций к действиям в условиях ЧС.

Для оказания медицинской помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях ВЦМК «Защита» РАЗВЕРТЫВАЕТ ПОЛЕВОЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ГОСПИТАЛЬ, который в своем составе имеет бригады экстренного реагирования, специализированной медицинской помощи: хирургическую, травматологическую, детскую хирургическую, нейрохирургические, ожоговые, трансфузиологические, анестезиологические, токсико-терапевтическую, радиологическую, реаниматологическую и др.

РАЗРАБАТЫВАЕТ методологию медицинской реабилитации, экспертизы и профилактики основных соматических и психических заболеваний у лиц опасных профессий.

ОСУЩЕСТВЛЯЕТ разработку и внедрение новых медицинских технологий для коррекции функциональных и адаптационных нарушений у лиц опасных профессий.

СОДЕРЖИТ резерв медицинского имущества и ОРГАНИЗУЕТ снабжение медицинским имуществом формирований Службы, работающих в зоне ЧС.

ВЦМК «Защита» ОБЛАДАЕТ высоким научным потенциалом: более 20 докторов наук и более 50 кандидатов наук; функционируют ученый и диссертационный советы.
В ВЦМК «Защита» ИЗДАЕТСЯ:

· научно-методическая литература по проблемам медицины катастроф;

· периодический журнал «Медицина катастроф» и информационный сборник «Медицина катастроф. Служба медицины катастроф».

ИМЕЕТСЯ богатый информационный фонд литературы по медицине катастроф и здравоохранению на бумажных и электронных носителях.

СОЗДАНА и совершенствуется электронная база данных по медицине катастроф – универсальное решение по оптимизации работы с документами и их хранения.

В ВЦМК «Защита» функционируют музей Всероссийской службы медицины катастроф и постоянно действующая выставка «Медицина катастроф». В музее собраны материалы, отражающие работу Центра с момента его организации в 1993 г. по настоящее время и деятельность Службы.
Первыми задачами, которые необходимо было решить, стали разработка организационной структуры ВЦМК «Защита» и обеспечение начала работы его основных подразделений. Эти мероприятия следовало выполнить наряду с обеспечением постоянной готовности Центра к ликвидации последствий возможных ЧС и выполнением заданий Правительства Российской Федерации Минздраву России, содержащихся в Постановлении от 3 мая 1990 г. №420. В частности, было необходимо:

— разработать положения о ВСМК и ВЦМК «Защита», государственную целевую комплексную программу развития и совершенствования ВСМК, программу подготовки населения по вопросам оказания первой медицинской помощи;
— завершить кадровое формирование автономного госпиталя;

— разработать организационную систему ВСМК и систему управления службой;

— создать информационную систему ВСМК;

— разработать программу подготовки медицинских кадров по медицине катастроф и решить вопрос о создании кафедры по этой проблеме.

При создании ВЦМК «Защита» было указано на необходимость обязательного соблюдения следующих основных подходов. Центр должен был:

— являться эффективным органом управления ВСМК, обеспечивающим ее постоянное развитие и готовность как службы, включающей все силы и средства здравоохранения, в том числе ведомственные, участвующие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

— обеспечивать тесное взаимодействие ВСМК и МЧС России;

— иметь мощное, хорошо подготовленное и оснащенное многопрофильное лечебное учреждение, способное быстро выдвинуться в район ЧС и провести там необходимые медицинские мероприятия;

— обеспечивать методическое руководство ВСМК и подготовку руководящих кадров службы;

— выполнять комплекс мероприятий по сохранению и восстановлению здоровья спасателей;

— иметь значительный резерв медицинского имущества, в том числе стратегического назначения;

— быть основным научным учреждением по проблемам медицины катастроф;

— завоевать авторитет в международной системе служб медицины катастроф.

Сегодня можно с полным основанием констатировать, что уже в первые годы после создания ВЦМК «Защита» была организована работа по всем направлениям деятельности Всероссийской службы медицины катастроф и достигнуты определенные успехи.

Прежде всего надо отметить, что в этот период совершенствовалась организационная структура Центра, вырос его научный и практический потенциал. В структуру Центра кроме Штаба ВСМК были включены кафедра медицины катастроф, научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации, отдел международных связей и др.

Сотрудники Центра «Защита» помнят и благодарят за самоотверженную работу по решению сложных многоплановых задач в первые годы становления Центра, а также отмечает большую помощь и понимание со стороны заместителей Министра здравоохранения Российской Федерации В.К.Агапова и А.М.Москвичева, руководителей МЧС, сотрудников Аппарата Правительства Российской Федерации.

Большой вклад в разработку стоящих перед коллективом ВЦМК «Защита» задач внес крупный ученый – организатор здравоохранения профессор Г.П.Лобанов, который одним из первых обосновал принципы управления, приоритетное развитие территориального звена Службы и разработал идеологию создания ВСМК в целом.

Однако жизнь требовала дальнейшего развития как ВЦМК «Защита», так и Службы медицины катастроф Минздрава России

планирование медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;
  • оперативно-тактическое руководство (координацию) деятельностью службы и ВСМК при подготовке и в ходе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
  • обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения, формирований и учреждений Службы к действиям в ЧС;
  • прогнозирование и оценку медико-санитарных последствий ЧС;
  • сбор, обработку, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий в условиях ЧС;
  • разработку и совершенствование единой системы медико-санитарного обеспечения населения в ЧС в мирное и военное время;
  • информационное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, НЦУКС МЧС России;
  • развитие автоматизированной геоинформационной системы ВСМК, интегрированной с РСЧС;
  • совершенствование структуры и организационно-методическое руководство гражданской обороной здравоохранения;
  • поддержание непрерывного управления и взаимодействия с органами управления, силами и средствами Службы и ВСМК, совершенствование их деятельности, мониторинг и ведение баз данных;
  • организацию и поддержание постоянного взаимодействия с министерствами и ведомствами, участвующими в ликвидации последствий ЧС;
  • участие в научно-исследовательской работе по развитию и совершенствованию структуры и деятельности ВСМК;
  • международное сотрудничество в области медицины катастроф.
  • Особое внимание в Службе уделяется проведению тактико-специальных и командно-штабных учений, а также командно-штабным тренировкам как одной из наиболее эффективных форм оперативной подготовки, обеспечивающей повышение готовности органов управления здравоохранением, медицинских формирований и организаций к эффективным действиям в ЧС.
    В структуру Штаба входят:
    руководство штаба;
  • центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) Штаба ВСМК;
  • управление планирования и обеспечение готовности ВСМК;
  • управление организации медицинского обеспечения в ЧС;
  • управление по работе с регионами;
  • управление организации гражданской защиты здравоохранения;
  • управление организации медицинской защиты населения от экстремальных факторов;
  • отдел связи;
  • общий отдел;
  • отдел материально-технического обеспечения.
    Основные задачи

    Центра медицинской эвакуации и экстренной медицинской помощи:
    Организация и оказание экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим в режимах ЧС и повседневной деятельности на федеральном уровне
  • Организация и оказание скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и проведение медицинской эвакуации больных и пострадавших на территории Российской Федерации и из-за рубежа
  • Организация экстренной консультативной медицинской помощи
  • Доставка лекарственных препаратов и медицинских изделий, препаратов крови и (или) ее компонентов, расходных материалов и других медицинских грузов, необходимых для спасения жизни пациентов

    В структуру ЦМЭ и ЭМП входят следующие подразделения:

    - Отряд медицинской эвакуации

    - Полевой многопрофильный госпиталь

    - Инженерно-техническая служба

    ПОЛЕВОЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ГОСПИТАЛЬ

    Полевой многопрофильный госпиталь (ПМГ) создан в 1994 году как мобильное медицинское формирование, является структурным подразделением Центра медицинской эвакуации и экстренной медицинской помощи (ЦМЭиЭМП) ФГБУ ВЦМК «Защита», а так же головным мобильным лечебным подразделением Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).

    Структурно ПМГ включает в себя следующие основные отделения:

    1. Управление;

    2. Приемно-диагностическое отделение;

    3. Поликлиническое отделение;

    4. Хирургическое отделение;

    5. Отделение анестезиологии – реанимации;

    6. Госпитально-эвакуационное отделение;

    7. Отделение педиатрии;

    8. Дежурная бригада экстренного реагирования;

    9. Лабораторное отделение;

    10.Отделение рентгеновской диагностики;

    11.Отделение медицинской статистики.

    В режиме повседневной деятельности основная задача сотрудников ПМГ – поддержание готовности, участие в организационно-методической и научной работе. Также периодически сотрудники ПМГ участвуют в обеспечении массовых мероприятий

    10 ведущих итоговых профессиональных компетенций:
    понятийная
  • диагностическая
  • технико-диагностическая
  • фармакологическая
  • учебно-манипуляционная
  • технико-аппаратная
  • лечебно-тактическая
  • организационно-тактическая
  • психологическая
  • деонтологическая
    Понятийная компетенция

    • время получение вызова, время взлета, время нахождения над местом происшествия, маршрут полета

    • посадка на месте происшествия,

    • особенности госпитализации, отказа от госпитализации, констатации

    погибшего

    • взлет с места, посадка в больницу, посадка на базовую площадку

    • отличие базовой, приспособленной, подобранной площадок

    • нахождение предмета (препятствия) по отношению к вертолету по часовой шкале

    • параметры зоны безопасности вокруг воздушного судна, знает опасные зоны воздушного судна, при подходе и отходе от воздушного судна учитывает уклон, характер почвы в месте посадки, наличие других опасных факторов

    • радиопозывной диспетчера, свой радиопозывной

    • специфика медицинской документации

    • службы безопасности аэропорта, медпункты, прохождение пограничного и таможенного контроля

    • Требования международных медико- санитарных правил в отношении перевозочных средств и операторов
    Диагностическая, технико- диагностическая компетенции

    • В кратчайшие сроки должен формировать предварительный диагноз, выставляя на первое место самое значимое поражение

    • Умеет быстро определять степени шока и утраты сознания

    • Владеет приемами тонометрии, аускультации

    • Знает основные показатели следящей аппаратуры: сатурация О2, ЧСС, АД, аритмии, фибрилляция, асистолия.

    • Умение работать с диагностическим реанимационным оборудованием как на борту воздушного судна (во время полета при повышенном шуме не слышно звуковые сигналы подающие тревогу), так и при транспортировке по земле, правила перекладывания, учитывать при погодные факторы (снег, дождь, низкие высокие температуры), уровень зарядки аккумуляторов
    Фармакологическая компетенция

    Владеет методикой проведения премедикации пострадавшего с использованием миорелаксантов для интубации трахеи

    Умеет проводить предполетную подготовку больного с использованием седативных, противорвотных и других (по показанию) препаратов

    Знает отличия и умеет применять различные инфузионные растворы (солевые, декстраны, крахмалы, альбумины)

    Владеет навыками экспресс определения групп и резус- фактора крови, переливания форменных элементов крови и плазмы
    Учебно-манипуляционная компетенция

    • Может выполнять все манипуляции по программе фельдшера скорой медицинской помощи, особые акценты на:

    • навыки установки воздуховода, ларингеальной трубки или ларингеально-эзофагальной трубки «Комбитюб»

    • навыки сердечно-легочной реанимации

    • иммобилизация при помощи транспортного щита и

    вакуумного матраса

    • навыки работы с носилками воздушного судна

    • навыками погрузки и выгрузки пострадавшего в условиях воздушного судна

    Технико-аппаратная компетенция
    типы воздушных судов: вертолеты и самолеты разных классов, санитарные или оснащенные съемным медицинским оборудованием, особенности эргономики рабочего пространства салонов воздушных судов
  • модули медицинские самолетные, вертолетные
  • работа с диагностической следящей аппаратуры, находящейся на борту воздушного судна, ее настройка, установка датчиков
  • работа со шприцевыми дозаторами, установка скорости инфузии (под контролем врача)
  • работа с аппаратом ИВЛ компресорного и безкомпресорного типа с учетом расчета необходимого количества кислорода на весь полет с пациентом, установка режимов вентиляции (под контролем врача)
  • проведение дефибриляции электро-импульсной терапии и управление водителем ритма (под контролем врача)
  • проведение санации ТБД при помощи аспиратора работа с корзиной вертолетной лебедки
  • знает технику безопасности при работе с тросом и корзиной вертолетной лебедки
    Лечебно-тактическая компетенция

    • Знает вопросы физиологии полета, влияние высотных факторов. Может самостоятельно принимать решения по лечению, выбирать самостоятельно лечебную тактику

    • При работе с одним пациентом - помощь врачу, при массовом количестве пострадавших - умение работать автономно, выбор лечебной тактики ситуационно и посиндромно
    Организационно-тактическая компетенция
    правильно излагает ситуацию по радиостанции
  • ведение разговора по внутренней связи воздушного судна
  • организация транспортировки на носилках пострадавшего к воздушному судну с привлечением при необходимости посторонних лиц
  • организация подвоза пострадавшего к воздушному судну при помощи транспортного средства
  • проведение медицинской сортировки при ЧС, организация санитарно- авиационной эвакуации путем разделения пациентов, которые должны эвакуироваться наземным транспортом, какие воздушным
  • руководство медицинским персоналом (бригады скорой медицинской помощи) на месте ЧС
  • координация работы медицинских сил и сотрудников правоохранительных органов, спасательных формирований, других привлеченных служб при ЧС
  • умеет организовать зону безопасности около воздушного судна
  • владеет сигналами управления взлетом и посадкой вертолета
  • общение со службами безопасности аэропортов, таможенной и пограничной службами, сотрудниками медпунктов
  • знать организацию работы оперативно- диспетчерского отдела
  • приветствуется подготовка по специальности «Спасатель» (возможность работы в очаге ЧС, знание аварийно-спасательных технологий)
    Психологическая и деонтологическая компетенции

    • Знание принципов работы в команде, принципов четкой субординации (подчиняется врачу бригады; при полете, кроме того, подчиняется командиру воздушного судна, при ЧС подчиняется врачу бригады и выше стоящему медицинскому начальству, находящемуся на месте происшествия)

    • При полете должен поддерживать контакт с пациентом и (или) сопровождающими его лицами, стараясь нивелировать действующие отрицательные факторы полета

    • Необходим четкий отбор для работы в составе АМБр, основные критерии- отсутствие страха высоты, замкнутого пространства, понимание ответственности осуществления своей деятельности на объекте повышенной опасности

    • ....

    Общие принципы обучения:

    • Совместная подготовка врачебного и фельдшерского персонала

    • Основное внимание- вопросам тактики и работы в команде

    • Основы психологической помощи в экстренных ситуациях

    • Короткий интенсивный обучающий курс в объеме 36 академических часов ( 5 рабочих дней).
    Взаимодействие ВСМКпредставляет собой систему согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту, времени, способам и объему меро­приятий по подготовке органов управления, формирований и учреждений службы различной подчиненности к прогнозированию и оценке обстановки в ЧС; снижению тяжести медико-санитарных последствий ЧС; планированию и осуществлению медико-санитарного обеспечения населения в ЧС; управлению силами и средствами при ликвидации последствий ЧС.



    Взаимодействие осуществляется на основе следующих принципов:
    • единство государственной политики в области предупреждения и ликвида­

    ции ЧС, охраны здоровья населения и профилактики заболеваний;
    • приоритет сохранения жизни и здоровья населения при возникновении и ли­

    квидации ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями, катастрофами,

    эпидемиями;
    • единые подходы и критерии при прогнозировании и оценке медико-санитар­

    ной обстановки в различных ситуациях, учете возможностей аварийно-спаса­

    тельных и медицинских подразделений, формирований и учреждений.

    9,4. Организация взаимодействия Всероссийской службы медицины катастроф 221
    Основными участниками (сторонами) взаимодействия ВСМК являются ее орга­ны управления, формирования и учреждения на федеральном, региональном, терри­ториальном, местном и объектовом уровнях. Цели ипринципы взаимодействия меж­ду ВСМК и РСЧС и между органами управления, формированиями и учреждениями ВСМК практически одинаковы. Однако конкретные мероприятия по взаимодействию в этих двух направлениях отличаются.
    В организации взаимодействия органов управления, формирований и учрежде­ний ВСМК участвуют:
    от Минздрава России
    • на федеральном уровне - Минздрав России, ВЦМК «Защита», Департамент

    Госсанэпиднадзора, Федеральное управление «Медбиоэкстрем»;
    • на региональном уровне - представители Минздрава России в Федеральном

    округе, филиалы ВЦМК «Защита» (РЦМК);
    • на территориальном уровне - руководители органов управления здраво­

    охранением субъектов Российской Федерации, территориальные центры ме­

    дицины катастроф;
    • на местном (объектовом) уровне - руководители органов здравоохранения,

    органов местного самоуправления (учреждений здравоохранения), штабов

    (где они создаются); руководство станций (подстанций) скорой медицинской

    помощи; специально назначенные лица по делам ГОЧС;
    от Минобороны России
    • на федеральном уровне - Главное военное медицинское управление Мин­

    обороны России, Всеармейский центр медицины катастроф;
    • на региональном уровне - медицинские службы (орган управления) военных

    округов (флотов);
    • на территориальном уровне - медицинские службы (орган управления) во­

    енных округов (флотов) по месту их дислокации и начальники медицинских

    служб гарнизонов;
    • на местном уровне - начальники медицинских служб гарнизонов;
    от МВДРоссии
    • на федеральном уровне - Медицинское управление МВД России;
    • на региональном уровне - управления медицинской службы округов МВД России;
    • на территориальном уровне - управления медицинской службы по месту

    их дислокации;
    • в остальных субъектах Российской Федерации и на местном уровне - ме­

    дицинские службы управлений (отделов) МВД России;
    от МГТС России
    • на федеральном уровне - Департамент здравоохранения МПС России;
    • на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях - со­

    ответствующие органы управления врачебно-санитарной службы и учрежде­

    ний здравоохранения МПС России;
    от Российской Академии медицинских наук
    • на федеральном, территориальном и местном уровнях - ее соответствую­

    щие органы управления и учреждения (организации);
    перейти в каталог файлов


  • связь с админом