Главная страница
qrcode

Философия сд


Скачать 285.5 Kb.
НазваниеФилософия сд
Дата09.09.2019
Размер285.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаosd_-_prepodavatel_serova_s_n.doc
ТипЗадача
#64776
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ СД


1. Основные понятия СД:

- человек

-здоровье

-СД

-окружающая среда

2. содержание философии СД

3. принципы и этические элементы философии СД

4. программный документ «Философия СД».
Философия- это окно в сердце, разум и душу. Это путеводная звезда, идеал, к которому необходимо стремится. (Марша Фаулер)- профессор СД и философии.
Личность - общественная сущность человека.
  • Окружающая средасовокупность природных, социальных психологических и духовных факторов и показателей, затрагивающих активность человека.
  • Пациент – человек (индивидуум), нуждающийся в сестринском уходе и получающий его.
  • Сестра – специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию СД и имеющий право на сестринскую практику.
  • СД – часть медицинского ухода за здоровьем, наука и искусство, направленное на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.
  • Человек – целостная, динамическая, саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.
  • Холизм (в переводе с греческого-весь, целый) – философия целостности.
  • Функция – роль, значение
  • Профессионализм – владение своей профессией.
  • Роль – социальная функция личности; способ поведения людей в зависимости от их статуса и позиции в обществе.
  • Задача – сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения.
  • Миссия СД – оказание помощи индивидуумам и группам населения в определении и реализации их физического, психологического и социального потенциала в соответствии со средой, в которой они живут и работают.

    ФИЛОСОФИЯ (в переводе с греческого-любовь к мудрости) – уровень мировоззрения человека, положение человека в мире, отношения между человеком и миром.

    ФИЛОСОФИЯ СД - это взгляд медсестры на профессию, ее роль и место в СД. Центром этого мировоззрения является человек: больной, здоровый или умирающий.

    Сущность философии СД лежит в основе профессиональной деятельности медсестры, ее общение с пациентом.

    - уважение к жизни

    - достоинство

    - права человека

    В России давно назрела необходимость в проведении реформы СД и приведении СД в соответствии с Европейскими и мировыми стандартами.

    В 1993г. в Голицино (пригород Москвы) состоялась I Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам СД под лозунгом «Новые сестры для новой России».

    Принятый на конференции программный документ «Философия СД в России» отражает взгляды Российских медсестер на основные ценности и раскрывает перед обществом перспективы профессиональной деятельности.
    Таблица № 1
    Причины, тормозящие развитие СД


    Низкий профессиональный и социальный статус
    Низкий уровень подготовки медсестры
    Пренебрежение зарубежным опытом

    Отсутствие перспектив профессионального роста
    Недооценка значимости управления сестринской деятельностью
    Во всем мире СД Рассматривают как самостоятельную науку, которая имеет свои теоретические основы и свою философию.
    Философия СД


    Т
    СД
    Профессия

    Наука
    Этика Общество

    Этический кодекс

    Теория СД

    Миссия СД

    Задачи
    Цели деятельности

    Философия СД, принятая на конференции, является частью общей философии и представляет собой систему взглядов на профессию медсестры. А профессия медсестры тесно связана с обществом (работа, место учебы) и окружающей среды.

    Профессия медсестры имеет определенные обязательства перед обществом, но и само общество должно иметь обязанности перед сестрой.

    Философия СД основана на общечеловеческих принципах этики и морали. В центре этой философии находится человек (пациент). Человек со своими потребностями и проблемами в философии СД рассматривается как единое целое (холистический подход).
    Таблица № 3

    биологические потребности
  • д
  • с
    На Галицинской конференции определены основные принципы, миссия, задачи, цели философии сестринской деятельности:
    Таблица № 4
    Уважение к жизни
    Уважение достоинства пациента
    Уважение

    прав


    Таблица № 5
    Сестринское дело (наука и искусство)
    Окружающая среда (совокупность факторов)
    Здоровье (динамическая гармония)
    Пациент (личность)

    Галицинская конференция дает следующее определение здоровью: ЗДОРОВЬЕ – это динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.

    Известно, что на здоровье человека влияют как внутренние, так и внешние факторы, способствующие укреплению здоровья или разрушающие его (факторы риска), а также образ жизни человека.

    Искусство СД заключается в гармоничном сочетании творческого подхода и научной обоснованности процедур, пособий, словесных воздействий и бесед в процессе ухода за больным.

    Миссия СД – оказание помощи конкретным людям, семьям и группам в определении и достижении их физического, умственного, социального потенциала в контексте той окружающей среды, в которой они живут и работают.

    Цель СД – осуществление сестринского процесса

    Объект деятельности сестринского персонала – человек – носитель болезни (здоровья).

    Задача медсестры – выявление и решение проблем пациента, связанных со здоровьем (болезнью).

    Задача врача – коррекция здоровья (лечение болезни).

    Медсестра, разделяющая философию СД, принимает этические обязанности и ценности, которые определяют этический кодекс медсестры в каждой стране, в том числе и в России
    Таблица № 6Обязанности (определенный круг действий возложенных на медсестру)
    Ценности (цели, к которым стремится медсестра)
    Добродетели-совершенства (определяют личные качества, которыми должна обладать медсестра)

    -знания

    - умения

    - состродание

    - ответственность

    - жалость

    - сотруднисчество

    - милосердие
    - профессионализм

    - независимость

    - здоровье

    - здоровая окружающая среда

    - достоинство

    - забота (уход)
    - уважать пациента

    - уважать право на самоопределение

    - говорить правду

    - делать добро

    - не причинять вреда

    - уважать обязательства других

    - держать слово

    - быть преданной

    - сотрудничать

    Таблица № 7Укрепление здоровья

    Восстановление утраченных функций
    Профилактика болезней и травм
    Облегчение страданий


    Философия СД – возможность российских сестер поднять уровень отечественного здравоохранения и профессиональный статус.

    Философия СД – часть общей философии, представляет собой, систему взглядов и взаимоотношений между медсестрой, пациентом, обществом и окружающей средой. В центре этой философии – человек, личность творческая, гуманная, духовно-развитая и высокоинтеллектуальная.

    Из помощника, исполнителя воли врача медсестра превращается в высокообразованного специалиста, способного принимать решения. Такие изменения – это не просто веяние времени, а социальный заказ.

    Таблица № 8
    Сестринский уход:

    - профилактика

    - лечение

    - реабилитация

    - консультация

    - психологическая поддержка
    Сестринская практика:

    - профессионализм

    - научность

    - новые медицинские технологии

    - стандартизация

    - категории профессионального уровня (бакалавриат, магистратура)
    Функции СД
    Координация медицинских и других служб:

    - лечебных

    - диагностических

    - социальных

    - психологических
    Обучение:

    - пациентов

    - членов семьи

    - родственников

    - близких людей

    - коллег

    - друзей

    - разъяснение населению назначения и важности СД

    - привлечение и развитие сестринского потенциала путем расширения профессиональных обязанностей

    - выработка у медсестры определенного стиля мышления

    - обучение медсестры общению с пациентом, членами его семьи, коллегами

    - развитие и расширение организационных и медицинских резервов в работе с сестринскими кадрами

    - обеспечение эффективной подготовки специалистов высокой квалификации, а так же повышение квалификации и совершенствование специалистов среднего и высшего уровня образования

    - разработка и внедрение новых технологий сестринской помощи

    - осуществление консультативной сестринской помощи

    - обеспечение высокого уровня медицинской информации

    - проведение научно-исследовательских изысканий в области СД


    Таблица № 9


    1. Назвать основные понятия СД.

    2. Дать определение понятий: СД, здоровье, пациент, сестра, окружающая среда

    3. Назвать основные принципы философии СД

    4. Миссия СД

    5. Задачи СД

    6. СД и общество

    7. Функции СД

    8. Этические элементы СД: обязанности, ценности, добродетели.

    9. Причины, тормозящие развитие СД в России

    10. Цель СД.

    Потребности человека в здоровье и болезни
    Понятие о потребностях
  • Основные теории и классификации потребностей
  • Сущность теории потребностей по А. Маслоу
  • Характеристики основных потребностей человека
  • Условия и факторы, влияющие на способ и эффективность удовлетворения потребностей
  • Роль медсестры в восстановлении и поддержании независимости пациента в удовлетворении его основных потребностей
  • Роль медсестры в оздоравлении образа жизни пациента и его семьи


    Иерархия – расположение элементов в порядке от высшего к низшему

    Личность – человек, как носитель каких-нибудь свойств (В процессе жизни личность формируется)

    Мотивация – побуждение

    Поведение человека – взаимодействие с окружающей средой, включающее двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде.

    Потребность – осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо

    Притязания – желания

    Состояние здоровья – расписание состояния здоровья населения в соответствии со стандартами

    Итак, потребность – то, что необходимо человеку для жизни и благополучия. Удовлетворить потребности – значит сохранить и укрепить физиологическое и эмоциональное здоровье человека.
    Теория потребностей предложенная американским психофизиологом А Маслоу, - ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ – представлена пирамидой нужд человека в порядке приоритетности для выживания от низшего уровня к высшему. Чем выше уровень развития общества, тем выше уровень потребностей. Приоритетно уважение окружающих, самоактуализация и достижение успеха. Теория Маслоу определяет СД с точки зрения потребностей пациента. Медицинские процедуры направлены на удовлетворение потребностей пациента.

    В своей модели СД Хендерсон отвергает иерархию потребностей и считает, что сам пациент (или вместе с сестрой) определяет приоритетность нарушенных потребностей. Эта модель получила наибольшее признание и рекомендована ВОЗ для применения в практической деятельности сестер.

    Потребность – это состояние , вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека.

    Потребности – источник активности и деятельности людей. Формирование происходит в процессе воспитания и самовоспитания – приобщение к миру человеческой культуры.

    Потребности могут быть самыми разными, неосознанными в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает, или испытывает состояние напряженности и беспокойства. Осознание потребности проявляется в форме мотивов поведения.

    Потребности определяют личность и направляют ее поведение.

    Потребность – это осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражаемый в восприятии человека.


    - быть

    - делать

    - любить

    - расти
    Иметь - проявление потребности на 2-х уровнях:Люди хотят иметь вещи, необходимые для выживания (жилье, еду, одежду) для себя и своих семей и поддержание уровня жизни, приемлемого для себя. Основной источник мативации в этом случае – возможность зарабатывать деньги.
  • Люди делают престижные приобретения (произведение искусства, антиквариат, автомобили).
    Быть
    Делать
    Любить
    Расти Маленький ребенок говорит: «Вот вырасту и……», более старший говорит: «Я сам». Эта потребность достигает своего пика во взрослой жизни и определяет диапазон возможностей человека.

    Этот перечень потребностей основан на взглядах Маслоу. В 1943г. американский психофизиолог русского происхождения проводил исследования побудительных мотивов поведения человека и
    Потребности более высоких уровней могут быть удовлетворены после удовлетворения потребностей более низких уровней.

    Теории присущ ярко выраженный телеологический характер – человек стремится подняться все выше и выше по «лестнице» мотивов и это стремление в основном определяет его поведение.

    Однако в случае конфликта – когда неудовлетворительными оказываются потребности разных уровней – побеждает низшая потребность.

    Маслоу изобразил уровни потребностей в виде пирамиды. Основание пирамиды (фундамент) –
    Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от следующих общих факторов: возраст, окружающая среда, знания, умения, желания, и способности самого человека

    Рис. 1
    5-й уровень

    Самореализация


    Когнитивные и эстетические

    (Вторичные) потребности (в порядке,

    высшие

    4-й уровень Потребности в уважении

    (в одобрении, признании,

    благодарности, компетенции)

    3-й уровень Потребности в привязанностях,

    любви, в причастности к группе

    (Первичные
    )

    низшие 2-й уровень Потребности в безопасности

    (1-й уровень Физиологические потребности

    (пище, питье, кислороде)



    Многие люди тратят практически все свое время на удовлетворение потребностей первых 2-х уровней.



    Маслоу имел в виду неуклонное самосовершенствование людей.

    Американский психолог Джеймс предложил формулу зависимости самоуважения человека:
    Самоуважение = __
    притязания

    Самоуважение зависит от уровня притязания субъекта и успеха или неуспеха деятельности. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. Успех деятельности повышает самоуважение.


    Т
    М – мировоззрение

    А – социальная активность
    З+А-М= карьеризм

    М+А-З= фанатизм

    З+М-А= «гнилая интеллигенция»
    Воспитать человека можно только в деятельности, давая знания.
    Теория Мак-Клелланда
      Потребность власти и успеха (оказание влияния)
      Желание воздействовать на других людей. Эти люди хорошие ораторы, организаторы, откровенны, энергичны, отстаивают первоначальные позиции. Отсутствует склонность к тирании и авантюризму. Главное – проявить свое влияние.
        Потребность успеха (или в достижениях)
        Стремление выполнить свою работу наилучшим образом. Это – «работяги». Перед такими людьми необходимо ставить определенные задачи, а по достижении обязательно поощрять.
          Потребность причастности
          Самое главное для них человеческие взаимоотношения. Для таких людей важно не достигать, а принадлежать. Они хорошо ладят с окружающими, избегают руководящих постов.
          Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, человеку необходимо постоянно удовлетворять свои потребности:

          - соблюдать здоровый образ жизни

          - жить в гармонии с социальным и культурным окружением, самим собой.

          - повышать материальные и духовные ценности.
          Медсестра должна побуждать пациента и членов его семьи к удовлетворению потребностей в самоуходе, помогать сохранить самостоятельность и независимость.
          Теория В. Хендерсон
          Основу данной теории составляет понятие жизненных потребностей человека. Осознание эти потребностей и помощь в их удовлетворении являются предпосылками для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть.


          1. нормально дышать

          2. употреблять достаточное количество жидкости и пищи

          3. выделять из организма продукты жизнедеятельности

          4. двигаться и поддерживать нужное положение

          5. спать и отдыхать

          6. самостоятельно одеться и раздеться, выбирать одежду

          7. поддерживать температуру тела в нормальных пределах

          8. соблюдать личную гигиену и заботиться о внешнем виде

          9. обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей

          10. поддерживать общение с другими людьми

          11. отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой

          12. заниматься любимой работой

          13. отдыхать, принимать участие в играх

          14. удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться
          Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей при удовлетворении своих потребностей.

          В отличие от Маслоу, Хендерсон в своей модели отвергает иерархию потребностей и считает, что сам пациент (или вместе с медсестрой) определяет приоритетность нарушенных потребностей, например, достаточное питание или полноценный сон, дефицит общения или соблюдение личной гигиены, учиться (работать) или отдыхать.
          Учитывая особенности российского здравоохранения, отечественные исследователи С. Мухина и И. ТарновскаяНормальное дыхание
        1. Адекватное пить и питание
        2. Физиологические отправления
        3. Движение
        4. Сон
        5. Личная гигиена и смена одежды
        6. Поддержание нормальной температуры тела
        7. Поддержание безопасности окружающей среды
        8. Общение
        9. Труд и отдых

          Тория Д. Орем
          Каждый человек имеет определенные потребности для поддержания своей жизнедеятельности.


          I. универсальные – присущи всем людям в течении всего жизненного цикла:

          - достаточное потребление воздуха

          - достаточное потребление воды

          - достаточное потребление пищи

          - достаточная возможность выделять и потребности связанные с этим процессом

          - сохранение баланса между активность и отдыхом

          - предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия

          - стимулирование желания соответствовать определенной социальной группе в соответствии с индивидуальными способностями и ограничениями

          - время одиночества сбалансировано со временем в обществе других людей.

          Уровень удовлетворения каждой из 8 потребностей для каждого человека индивидуален.
          Факторы, влияющие на эти потребности:

          - возраст

          - пол

          - стадии развития

          - состояние здоровья

          - уровень культуры

          - социальная среда

          - финансовые возможности

          II. потребности, связанные с фазой развития – удовлетворение людьми своих потребностей на разных жизненных этапах
            Потребности, связанные с нарушением здоровья:
            Анатомические изменения (пролежни, отеки, раны)
          1. Функциональные физиологические изменения (одышка, паралич, контрактура)
          2. Изменения поведения или повседневных жизненных привычек (апатия, депрессия, страх, беспокойство)
            Каждый человек обладает индивидуальными способностями и возможностями по удовлетворению своих потребностей. Основные потребности должны быть удовлетворены самими людьми, и в этом случае человек ощущает себя самодостаточным.

            Если пациент и его родственники и близкие не могут сохранить равновесие между потребностями и возможностями в самоуходе и потребности самоухода превышают возможности самого человека, возникает необходимость в сестринском вмешательстве.

            КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
            Дать определение понятию потребностей
          3. Основные теории и классификации потребностей
          4. Иерархия потребности А.Маслоу
          5. Физиологические потребности
          6. Потребности безопасности
          7. Социальные потребности
          8. Потребности уважения
          9. Самоактуализация
          10. Характеристики основных потребностей человека по модели В. Хендерсон
          11. Потребность в уходе за собой по модели Д. Орем.

              1   2   3

            перейти в каталог файлов


  • связь с админом