Главная страница
qrcode

Рабочая программа. Химия. 10–11 класс. УМК Габриеляна О. С. (баз.). Химия. Базовый уровень. 10 11 классы рабочая программа к линии умк ос. Габриеляна учебно-методи- ческое пособие ос. Габ риелян.


НазваниеХимия. Базовый уровень. 10 11 классы рабочая программа к линии умк ос. Габриеляна учебно-методи- ческое пособие ос. Габ риелян.
АнкорРабочая программа. Химия. 10–11 класс. УМК Габриеляна О. С. (баз.).pdf
Дата20.06.2018
Размер0.52 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRabochaya_programma_Khimia_10_11_klass_UMK_Gabrielyana_O_S__baz.
оригинальный pdf просмотр
ТипРабочая программа
#41962
страница1 из 5
Каталог
  1   2   3   4   5

УДК 373.5.016:54
ББК 74.262.4
Х46
Химия. Базовый уровень. 10—11 классы : рабочая программа к линии УМК ОС. Габриеляна : учебно-методи- ческое пособие / ОС. Габ риелян. — М. : Дрофа, 2017. —
76, [4] с Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и Примерной основной образовательной программой. Учебники данной линии прошли экспертизу, включены в Федеральный перечень и обеспечивают освоение образовательной программы среднего общего образования.
УДК 373.5.016:54
ББК Х 978-5-358-17362-0
© ООО ДРОФА, 2017

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по химии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего общего образования.
В рабочей программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего и основного общего образования. Однако содержание данной рабочей программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием и, во-вторых, психологическими возрастными особенностями обу- чаемых.
При изучении химии, где ведущую роль играет познавательная деятельность, основные виды учебной деятельности обучающихся на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, владеть методами научного познания, полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать химическую информацию в устной и письменной форме и др.
Одной из важнейших задач обучения в средней школе является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Согласно образовательному стандарту главные цели среднего общего образования) формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности) приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания) подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траекто- рии.
Большой вклад в достижение этих целей среднего общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения, в быту и трудовой деятельности выработку у обучающихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Целями изучения химии в средней школе являются) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания ключевых навыков ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности — навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни
Общая характеристика учебного курса
Жесткий лимит времени, отведенный на изучение химии на базовом уровне, и соответствие образовательному стандарту определили тщательный отбор содержания курса химии, который позволит сохранить достаточно целостный и системный курс химии, который формировался на протяжении десятков лет, как в советской, таки в российской школе освободить курс от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени максимально сократить ту описательную часть в содержании учебной дисциплины, которая носит сугубо частный характер и уместна, скорее, для профильных школ и классов включить в курс материал, связанный с повседневной жизнью человека, с будущей профессиональной деятельностью выпускника, которая не имеет ярко выраженной связи с химией.
Методологической основой построения учебного содержания химии для средней школы базового уровня явилась идея интегрированного курса, ноне естествознания, а химии
.
Структура предлагаемого курса решает две проблемы интеграции в обучении химии. Первая – это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины Химия. Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии вначале изучается органическая химия, а затем — химия общая. Такое структурирование обусловлено тем, что обобщение содержания предмета позволяет на завершающем этапе сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, таки для органической химии.
Вторая – это межпредметная интеграция, позволяющая на базе химии объединить знания по физике, биологии, географии, экологии в единое понимание природы, те. сформировать целостную естественнонаучную картину окружающего мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знаний по химии восприятие окружающего мира будет неполными ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут стать неосознанно опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами.
Кроме этих двух ведущих интегрирующих идей, курс реализует и еще одну – интеграцию химических знаний с гуманитарными дисциплинами историей, литературой, мировой художественной культурой. Это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии ив социальной сфере человеческой деятельности, те. полностью соответствовать идеям образовательного стандарта.
Особенности содержания обучения химии в средней (полной) школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными целями. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в рабочей программе по химии нашли отражение основные содержательные линии Вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии Химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами Применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте Язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, те. их названия (в том числе и тривиальные, химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
Место предмета в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает изучение курса химии в средней (полной) школе как составной части предметной области Естественнонаучные предметы».
В Базисном учебном плане средней (полной) школы химия включена в раздел Содержание, формируемое участниками образовательного процесса. Обучающиеся могут выбрать для изучения или интегрированный курс естествознания, или химию, как на базовом, таки на углубленном уровне.
Рабочая программа по химии для среднего (полного) общего образования на базовом уровне составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования по 1—2 часа в неделю (70 или 140 часов за два года обучения).
Результаты освоения курса
Деятельность учителя в обучении химии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов в ценностно-ориентационной сфере — осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или трудовой деятельности в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности в сфере сбережения здоровья — принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ.
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней полной школы курса химии использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности владение основными интеллектуальными операциями формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и конкретизация, выявление причинно- следственных связей и поиск аналогов познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике

8
— использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты готовность и способность к самостоятельной инфор ма- ционно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности владение языковыми средствами, в том числе и языком химии — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).
Предметными результатами изучения химии на базовом уровнена ступени среднего (полного) общего образования являются) в познавательной сфере знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный русский, родной) языки язык химии умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в том числе и органические соединения, химические реакции по разным основаниям
умение характеризовать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием, фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать выводы умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация

9
— владение обязательными справочными материалами Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности — для характеристики строения, состава и свойств атомов элементов химических элементов I–IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения (предельным или непредельными наличием функциональных групп моделирование молекул важнейших неорганических и органических веществ понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира) в ценностно-ориентационной сфере — анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с производством и переработкой важнейших химических продуктов) в трудовой сфере — проведение химического эксперимента развитие навыков учебной, проектно-исследователь- ской, творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии) в сфере здорового образа жизни — соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием

10

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Базовый уровень. 10—11 классы
Содержание курса характеризуется целостностью и системностью учебного предмета, на освоение которого отведено небольшое, жестко лимитированное учебное время. Отобранное для базового обучения химии содержание позволяет изучать его ив режиме 1 или 2 часов в неделю. В последнем случае у обучающихся появится возможность не проходить, а изучать, не знакомиться, а усваивать
это содержание. Особенно важно это для тех учащихся, которые не имеют возможности изучать химию на углубленном уровне (из-за отсутствия таких классов в школе, но тем не менее собираются сдавать единый государственный экзамен по химии.
Курс четко делится на две равные по отведенному на их изучение времени части органическую химию и общую химию.
Структурирование курса органической химии определяется идеей развития учащихся непрофильных классов средствами учебного предмета. С целью усиления роли дедукции в обучении химии вначале даются краткие теоретические сведения острое- нии, классификации, номенклатуре органических веществ, особенностях реакций сих участием.
Сформированные таким образом теоретические знания затем развиваются на фактологическом материале при рассмотрении классов органических соединений. В свою очередь такой подход позволяет и глубже изучить сами классы. Так, основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова закрепляются при изучении углеводородов (алканов, алкенов, диенов, алкинов, аренов) и их природных источников (природного газа, нефти и каменного угля, кислородсодержащих органических соединений (спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров и углеводов) и азотсодержащих органических соединений (аминов, аминокислот, белков и нуклеиновых кислот. Завершает курсор- ганической химии раздел Химия и жизнь, где обучающиеся знакомятся с такими важными в практическом и биологическом отношении веществами и материалами, как пластмассы и волокна, ферменты, витамины, гормоны и лекарства.
Основным критерием отбора фактического материала курса органической химии является идея реализации практикоориен- тированного значения объектов органической химии (соединений и реакций).
Идея о ведущей роли теоретических знаний в процессе познания мира веществ и реакций стала основной и для конструирования курса общей химии. На основе единых понятий, законов и теорий химии у старшеклассников формируется целостное представление о химической науке, о химической картине мира, как составной части единой естественнонаучной картины мира.
В курсе общей химии вначале углубляются и расширяются знания, полученные обучающимися из курса основной школы, о строении атома и вещества на основе Периодического закона и Периодической системы Д. И. Менделеева, общих свойствах классов органических и неорганических соединений (кислот, оснований, амфотерных соединений) в свете теории электролитической диссоциации. Далее рассматривается классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Завершает курс знакомство старшеклассников с перспективами развития химической науки и химического производства, с проблемами охраны окружающей среды от химического загрязнения и путями их решения.
В содержании курса, равно как ив примерном тематическом планировании, материал, предназначенный для двухчасового обучения на базовом уровне, выделен курсивом.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Наблюдение, предположение, гипотеза. Поиск закономерностей. Научный эксперимент. Вывод.
Теория строения органических соединений
Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Валентность. Химическое строение. Основные положения теории строения органических соединений. Углеродный скелет органической молекулы Кратность химической связи. Изомерия и изомеры.
Углеводороды и их природные источники
А л ка н ы. Природный газ, его состав и применение как источника энергии и химического сырья. Гомологический ряд предельных углеводородов. Изомерия и номенклатура алканов. Метан и этан как представители алканов. Свойства (горение, реакции замещения, пиролиз, дегидрирование. Применение. Крекинг и изомеризация алканов. Алкильные радикалы. Механизм свободнорадикального галогенирования алканов.

А л к е н ы. Этилен как представитель алкенов. Получение этилена в промышленности (дегидрирование этана) ив лаборатории (дегидратация этанола. Свойства (горение, бромирование, гидратация, полимеризация, окисление раствором Ми применение этилена. Полиэтилен. Пропилен. Стереорегуляр­
ность полимера. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Реакции полимеризации.
Д иены. Бутадиен и изопрен как представители диенов. Реакции присоединения с участием сопряженных диенов (бромирование, полимеризация, гидрогалогенирование, гидрирование. Натуральный и синтетический каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен как представитель алкинов. Получение ацетилена карбидными метановым способами. Получение карбида кальция Свойства (горение, бромирование, гидратация, тримеризация) и применение ацетилена.
А ре н ы. Бензол как представитель аренов. Современные представления о строении бензола. Свойства бензола (горение, нитрование, бромирование) и его применение.
Н е ф т ь исп особые е переработки. Состав нефти. Переработка нефти перегонка и крекинг. Риформинг низкосортных нефтепродуктов Понятие об октановом числе
.
Кислородсодержащие органические соединения
С пир ты. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Свойства этанола (горение, окисление в альдегид, дегидратация. Получение (брожением глюкозы и гидратацией этилена) и применение этанола. Этиленгликоль. Глицерин как еще один представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Ф енол. Получение фенола из каменного угля. Каменный уголь и его использование. Коксование каменного угля, важнейшие продукты коксохимического производства.
Взаимное влияние атомов в молекуле фенола (взаимодействие с бромной водой и гидроксидом натрия. Получение и применение фенола.
А льде гиды. Формальдегид и ацетальдегид как представители альдегидов. Понятие о кетонах. Свойства (реакция окисления в кислоту и восстановления в спирт, реакция поликонденсации формальдегида с фенолом. Получение (окислением спиртов) и применение формальдегида и ацетальдегида. Фено- лоформальдегидные пластмассы. Термопластичность и тер­
мореактивность.
К арб оно вы е кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Свойства
уксусной кислоты (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов и солями реакция этерификации. Применение уксусной кислоты.
С ложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия кислот со спиртами. Значение сложных эфиров в природе и жизни человека. Отдельные представители кислот иного строения олеиновая, линолевая, линоленовая, акриловая, щавелевая, бензойная.

Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Гидролиз или омыление жиров. Мыла. Синтетические моющие средства
(СМС ). Применение жиров. Замена жиров в технике непище­
вым сырьем.
У гл е воды. Понятие об углеводах. Глюкоза как представитель моносахаридов. Понятие о двойственной функции органического соединения на примере свойств глюкозы как альдегида и многоатомного спирта — альдегидоспирта. Брожение глюкозы. Значение и применение глюкозы. Фруктоза как изомер глю­
козы.
Сахароза как представитель дисахаридов. Производство са­
хара.
Крахмал и целлюлоза как представители полисахаридов. Сравнение их свойств и биологическая роль. Применение этих полисахаридов.
Азотсодержащие органические соединения
А мины. Метиламин как представитель алифатических аминов и анилин — как ароматических. Основность аминов в сравнении с основными свойствами аммиака. Анилин и его свойства (взаимодействие с соляной кислотой и бромной водой. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений на примере анилина. Получение анилина по реакции Н. Н. Зинина. Применение анилина.
А мин о кислоты. Глицин и аланин как представители природных аминокислот. Свойства аминокислот как амфотерных органических соединений (взаимодействие с щелочами и кислотами. Особенности диссоциации аминокислот вводных растворах. Биполярные ионы. Образование полипептидов. Аминокапроновая кислота как представитель синтетических аминокислот. Понятие о синтетических волокнах на примере капрона. Аминокислоты в природе, их биологическая роль. Незаменимые аминокислоты
Белки Белки как полипептиды. Структура белковых молекул. Свойства белков (горение, гидролиз, цветные реакции. Биологическая роль белков.
Н у кл е и новые кислоты. Нуклеиновые кислоты как полинуклеотиды. Строение нуклеотида. РНК и ДНК в сравнении. Их роль в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о генной инженерии и биотехнологии.
Г е нет и ческа я связь между классами органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах.
Химия и жизнь
П ласт массы ив о л окна Полимеризация и поликонденсация как способы получения синтетических высокомолекулярных соединений. Получение искусственных высокомолекулярных соединений химической модификацией природных полимеров. Строение полимеров линейное, пространственное, сетчатое.
Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные полимеры. Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров фенолоформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид.
Понятие о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Классификация и отдельные представители химических волокон ацетатное (триацетатный шелк) и вискозное, винилхлоридное хлорин, полинитрильное нитрон, полиамидное капрон, найлон), полиэфирное (лав­
сан).
Ф ер менты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Понятие о рН среды. Особенности строения и свойств (селективность и эффективность, зависимость действия от температуры и рН среды раствора) ферментов по сравнению с неорганическими катализаторами. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и производстве.
В и там и н ы. Понятие о витаминах. Виды витаминной недостаточности. Классификация витаминов. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Г о р м он ы. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Важнейшие свойства гормонов высокая физиологическая активность, дистанционное действие, быстрое разрушение в тканях. Отдельные представители гормонов
инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета Понятие о стероидных гормонах на примере половых гормонов.
Л е карст в а. Лекарственная химия от ятрохимии и фармакотерапии до химиотерапии. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилак- тика.
Р е ш е ни е задач по органической химии. Решение задач на вывод формулы органических веществ по продуктам сгорания и массовым долям элементов.
Демонстрации. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Модели молекул представителей различных классов органических соединений. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена — гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов, каменного угля и продуктов коксохимического производства. Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты. Растворимость фенола вводе при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди (II). Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекция искусственных волокон и изделий из них. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы этанол этилен — этиленгликоль — этиленгликолят меди (II); этанол этаналь — этановая кислота. Коллекция пластмасс, синтетических волокон и изделий из них. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция
СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок.
Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул органических соединений. Ознакомление с коллекцией образцов нефти, каменного угля и продуктов их переработки. Обнаружение в керосине непредельных соединений. Ознакомление скол- лекцией каучуков и образцами изделий из резины. Растворение
глицерина вводе и взаимодействие с гидроксидом меди (II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). Качественная реакция на крахмал. Ознакомление с коллекцией пластмасс и изделий из них. Ознакомление с коллекцией искусственных волокон и изделий из них. Растворение белков вводе. Обнаружение белков в молоке. Ознакомление с коллекцией синтетических волокон и изделий из них. Ознакомление с коллекцией СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора
СМС индикаторной бумагой. Ознакомление с коллекцией витаминов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой.
Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.
Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и во- локон.
ОБЩАЯ ХИМИЯ
Периодический закон и строение атома
О т крыт и е Д . ИМ е н деле е вы м Периодического закона. Первые попытки классификации химических элементов. Важнейшие понятия химии атом, относительная атомная и молекулярная массы. Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д. И. Менделеева.
П ер и одическая система Д . ИМ е н деле е в а Периодическая система Д. И. Менделеева как графическое отображение Периодического закона. Различные варианты Периодической системы. Периоды и группы. Значение Периодического закона и Периодической системы.
С троение атома Атом — сложная частица. Открытие элементарных частиц и строения атома Ядро атома протоны и нейтроны. Изотопы. Изотопы водорода Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Орбитали и р. Орбитали Распределение электронов по энергетическим уровнями орбиталям. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентные возможности атомов химических элементов.
П ер и одический закон ист роение атома. Современное понятие химического элемента. Современная формулировка Периодического закона. Причина периодичности виз
17
менении свойств химических элементов. Особенности заполнения энергетических уровней в электронных оболочках атомов переходных элементов. Электронные семейства элементов s- и
р-элементы; d­ и f­элементы.
Строение вещества
К овале н т на я химическая связь. Понятие о ковалентной связи. Общая электронная пара. Кратность ковалентной связи. Электроотрицательность. Перекрывание электронных орбиталей a- и связи Ковалентная полярная и ковалентная неполярная химические связи. Обменный и донор- но-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
И он на я химическая связь. Катионы и анионы. Ионная связь и ее свойства. Ионная связь как крайний случай ковалентной полярной связи. Формульная единица вещества. Относительность деления химических связей на типы.
М е тал ли ческа я химическая связь. Общие физические свойства металлов. Зависимость электропроводности металлов от температуры Сплавы. Черные и цветные
сплавы.
А гр е га т н ы е состояния вещества. Газы. Закон Авогадро для газов. Молярный объем газообразных веществ при ну. Жидкости.
В од о родная химическая связь. Водородная связь как особый случай межмолекулярного взаимодействия. Механизм ее образования и влияние на свойства веществ (на примере воды. Использование воды в быту и на производстве. Внутримолекулярная водородная связь и ее биологическая роль.
Т и п ы кристаллических решеток. Кристаллическая решетка. Ионные, металлические, атомные и молекулярные кристаллические решетки. Аллотропия. Аморфные вещества, их отличительные свойства.
Ч истые вещества и смеси. Смеси и химические соединения. Гомогенные и гетерогенные смеси. Массовая и объемная доли компонентов в смеси. Массовая доля примесей. Решение задач на массовую долю примесей. Классификация веществ по степени их чистоты.
Д исп ер сны е системы. Понятие дисперсной системы. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Коллоидные дисперсные системы. Золи и гели. Значение дисперсных систем в природе и жизни человека
Электролитическая диссоциация
Р ас т воры. Растворы как гомогенные системы, состоящие из частиц растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия. Растворение как физико­химический процесс Массовая доля растворенного вещества. Типы растворов. Молярная концентрация вещества. Минеральные воды.
Т е ори я электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Уравнения электролитической диссоциации. Механизм диссоциации. Ступенчатая диссоциация. Водородный показатель.
К и слоты в свете теории электролитической диссоциации. Общие свойства неорганических и органических кислот. Условия течения реакций между электролитами до конца. Специфические свойства азотной, концентрированной серной и муравьиной кислот.
О снования в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и общие свойства. Амины как органические основания. Сравнение свойств аммиака, метиламина и анилина.
С олив свете теории электролитической диссоциации, их классификация и общие свойства Соли кислые и основные. Соли органических кислот. Мыла Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики восстановительных свойств металлов.
Г и др о ли з. Случаи гидролиза солей. Реакция среды (рН) в растворах гидролизующихся солей. Гидролиз органических веществ, его значение.
Химические реакции
К л асс и фи ка ц и я химических реакций. Реакции, идущие без изменения состава веществ. Классификация по числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции. Реакции разложения, соединения, замещения и обмена в неорганической химии. Реакции присоединения, отщепления, замещения и изомеризации в органической химии. Реакции полимеризации как частный случай реакций присоединения.
Т е плов ой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчет количества теплоты по термохимическим уравнениям.
С ко рост ь химических реакций. Понятие о скорости химических реакций, аналитическое выражение. Зависимость скорости реакции от концентрации, давления, температуры, природы реагирующих веществ, площади их соприкосновения. Закон действующих масс. Решение задач на химическую
кинетику.
К ат али з. Катализаторы. Катализ. Гомогенный и гетерогенный катализ Примеры каталитических процессов в промышленности, технике, быту. Ферменты и их отличия от неорганических катализаторов. Применение катализаторов и фермен- тов.
Х ими чес кое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения на примере получения аммиака. Синтез аммиака в промышленности. Понятие об оптимальных условиях проведения технологического процесса.
О кисли тел ь ново с становите ль н ы е процессы. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
О б щи е свойствам е тал лов. Химические свойства металлов как восстановителей. Взаимодействие металлов с неметаллами, водой, кислотами и растворами солей. Металлотермия.
К о р роз и яме тал лов как окислительно­восстанови­
тельный процесс Способы защиты металлов от коррозии.
О б щи е свойства неметаллов. Химические свойства неметаллов как окислителей. Взаимодействие с металлами, водородом и другими неметаллами. Свойства неметаллов как восстановителей. Взаимодействие с простыми и сложными ве- ществами-окислителями. Общая характеристика галогенов.

Э л е к т роли з. Общие способы получения металлов и неметаллов Электролиз растворов и расплавов электролитов на примере хлорида натрия. Электролитическое получение алюминия. Практическое значение электролиза Гальванопластика и гальваностегия.
З а ключе ни е. Перспективы развития химической науки и химического производства. Химия и проблема охраны окружающей среды.
Демонстрации. Различные формы Периодической системы Д. И. Менделеева. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой кальцита, галита. Модели кристаллических решеток сухого льда (или иода), алмаза, графита (или кварца. Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы различных дисперсных систем эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Примеры реакций ионного обмена, идущих с образованием осадка, газа или воды. Химические свойства кислот взаимодействие сметал- лами, основными и амфотерными оксидами, основаниями (щелочами и нерастворимыми вводе, солями. Взаимодействие азотной кислоты с медью. Обугливание концентрированной серной кислотой сахарозы. Химические свойства щелочей реакция нейтрализации, взаимодействие с кислотными оксидами, солями. Разложение нерастворимых вводе оснований при нагревании. Химические свойства солей взаимодействие сметал- лами, кислотами, щелочами, с другими солями. Гидролиз карбида кальция. Изучение рН растворов гидролизующихся солей карбонатов щелочных металлов, хлорида и ацетата аммония. Экзотермические и эндотермические химические реакции. Тепловые явления при растворении серной кислоты и аммиачной селитры. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми кусочками (гранулами) цинка и одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с раствором соляной кислоты. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью неорганических катализаторов) и природных объектов, содержащих каталазу (сырое мясо, картофель. Простейшие окис- лительно-восстановительные реакции взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.
Лабораторные опыты Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. Ознакомление с дисперсными системами.
Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие соляной кислоты с цинком, оксидом меди (II), гидроксидом меди (II), карбонатом кальция. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с соляной кислотой в присутствии фенолфталеина, с раствором хлорида железа (III), с раствором соли алюминия. Взаимодействие раствора сульфата меди (II) с железом, известковой водой, раствором хлорида кальция. Получение гидрокарбоната кальция взаимодействием известковой воды с оксидом углерода (IV) (выдыхаемый воздух. Испытание индикатором растворов гидролизующихся и негидролизующихся солей. Реакция замещения меди железом в растворе сульфата
меди (II). Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью диоксида марганца. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. Ознакомление с препаратами бытовой химии, содержащими энзимы.
Практическая работа № 1. Получение и распознавание газов.
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений.
Практическая работа № для двухчасового варианта изучения курса. Генетическая связь между различными классами неорганических и органических веществ

22

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
ОРГ
АНИЧЕСКАЯ
ХИМИЯ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 1 0 КЛАСС ч в неделю, всего ч, из них
2/1 2 ч — резервное в ремя)
Распределение часов при планировании
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов


связь с админом