Главная страница

древняя музыка ч2 2017 7кл. I. Ответь на вопросы


Скачать 11.58 Mb.
НазваниеI. Ответь на вопросы
Анкордревняя музыка ч2 2017 7кл.doc
Дата20.09.2018
Размер11.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файладревняя музыка ч2 2017 7кл.doc
ТипДокументы
#45929
страница1 из 3
Каталогid1631862

С этим файлом связано 63 файл(ов). Среди них: хх век 26стр, 2017г.doc, ДРЕВНЯЯ МУЗЫКА Ч1-6КЛ28с 2017.doc, древняя музыка ч2 2017 7кл.doc, 5 кл. РУССКАЯ МУЗЫКА 38с 2017 .doc, 3 КЛ. ЗАДАНИЯ Ч.1 2017.doc, 3 КЛ. ЗАДАНИЯ Ч.2 2017.doc и ещё 53 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3




РОМАНТИЗМ В ЗАПАДНО - ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКЕ

I. Ответь на вопросы:


1.Когда начал ярко проявлять себя романтизм в музыке?

2.Как понимаешь следующие слова А. де Мюссе:

”…Романтизм, дорогой господин!.. Нет, вне всякого сомнения, это и не отрицание трех единств, и не объединение комического и трагического, не что-то либо такое, чему вы могли бы подобрать название. Вы тщетно пытались бы схватить крыло бабочки - пыльца, придающая ему окраску, останется у вас на пальцах. Романтизм - это роняющая слезы звезда, это стонущий ветер, это дрожащая от озноба ночь… это неожиданный поток, томление экстаза… и в тоже время - полнота и округлость, диаметральность, пирамидальность…”

3. В чем состоит главное отличие романтической музыки от музыки классического стиля?

4. Какие два основные направления можно отметить в романтизме?

5. Какие новые национальные музыкальные культуры выдвинулись в 19 веке?

6. Какие музыкальные произведения называются программными? Почему композиторы-романтики тяготеют к созданию программных произведений?

7. Какие новые жанры музыки и средства выразительности появились в творчестве композиторов-романтиков?

8. Почему романтики склонны к фортепианной миниатюре?


  1. Перечисли композиторов, утверждающих в своем творчестве принципы романтизма.

Перечисли разновидности романтической миниатюры.

КАМЕРНАЯ ВОКАЛЬНАЯ ЛИРИКА РОМАНТИКОВ

I. Ответь на вопросы:

1.Музыкальный романтизм способствовал развитию камерной вокальной музыки. Каково соот-ношение вокальной и инструментальной партий в романсах и песнях Шуберта и Шумана?

2.Какая область и почему у Шуберта стала любимой?

3.Что нового внес Шуберт в вокальную музыку?

4.Сколько вокальных циклов принадлежит перу Шуберта?

5.Что такое цикл, вокальный цикл? Какие можешь назвать вокальные циклы? ( подсказка: первый вокальный цикл “К далекой возлюбленной” создал в 1816 г. Л. ван Бетховен.; он строился по принципу сюиты. Проведи сравнение с циклами Шуберта.)

6.В какой форме написано большинство песен Шуберта? Почему?

7.Какую роль в цикле “Прекрасная мельничиха” играет образ ручейка?

8.Какова роль фортепианной партии в этом цикле?

9.Когда, какие и на чьи стихи были созданы первые выдающиеся песни Шуберта?

10.Из какого литературного произведения взяты слова песни Шуберта “Ave Maria”? Каково ее содержание и характер?

11.На чьи стихи и когда созданы два вокальных цикла Шуберта? Как они называются?
II. Расскажи о герое песен Шуберта, сравни с героем песен Шумана. Сравни два вокальные цикла Шуберта (тема, содержание, образы, основные средства музыкальной выразительности).

III. Выбери правильный ответ:

1. Примером любовной лирики Шуберта может служить… а)- “Ave Maria”, б)- “Маргарита за прялкой”, в)- “Вечерняя серенада”

2. Шуберт - автор более… а)- 100 песен, б)- 600 песен, в)- 300 песен

3.Шуберт сочинял песни на стихи… а)- Гете, б)- Гейне, в)-Байрона, г)- Мюллера, д)- Рельштаба

4. Шуберт первым создал жанр вокальной баллады, написав произведение… а)- “Зимний путь”, б)- “Маргарита за прялкой”, в)-“Лесной царь”

5.Песни Шуберта, в которых есть слова (соедини стрелками):

“Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной” “Маргарита за прялкой”

“Тяжка печаль и грустен свет, ни сна, ни покоя мне бедной нет” “Ave Maria”

“О, как на сердце легко и спокойно, нет и следа в нем минувших тревог” “Лесной царь”

“… в дубраве моей узнаешь прекрасных моих дочерей” “Баркарола”

“… к тебе, заступнице святой, с утеса мрачного взываю” “Серенада”

6. Вокальный цикл “Прекрасная мельничиха открывается песней… а)-“Шарманщик”, б)- “В путь”, в)- “Форель”
IV.1.Найди и выпиши в тетрадь основные факты жизни и творчества Роберта Шумана.

2.В текст из книги С. Хентовой “Счастье Роберта Шумана” вставь пропущенные слова.

“В истории немного найдется музыкантов, личная жизнь которых была бы столь переплетена с творчеством и получила в нем такое воплощение, как у Роберта Шумана.

В жизни _________ было много ____________________, но она не воспринимается как трагедия. Когда композитор умер, его жена Клара записала в дневнике: “Роберта опускали в землю и все же у меня было ясное чувство, что это не он, а лишь его тело. Душа же парила надо мной”.

Музыку Шумана питало самое глубокое чувство - ____________ к Кларе Вик: аналогией могут быть волнующие истории Орфея и Эвридики, Данте и Беатриче.

Переломным этапом биографии Шумана были годы, когда он решил бросить юриспруденцию, стать ____________, прежде всего пианистом-виртуозом... Это произошло под влиянием игры гениального итальянского скрипача Никколо ____________. Шуман ставит целью добиться таких же результатов в __________________ искусстве.

Профессия музыканта, да еще когда к ней обращаются в двадцатилетнем возрасте, без должной предварительной подготовки, чревата испытаниями. Потрясенная мать _______ обратилась за советом к известному педагогу _____________ Вику, который некоторое время уже обучал Роберта. Вик ответил, что берется в течение трех лет создать из Роберта одного из величайших _______________, если ученик будет во всем следовать его советам и урокам. Так старый учитель сам призвал к себе человека, которого вскоре стал ненавидеть, преследовать.

_____ обладал выдающимся педагогическим даром. Суть его педагогики заключалась в умении распознать, дисциплинировать талант, дать всестороннее музыкальное развитие с первых шагов __________. Эффективность своих методов Вик доказал поначалу на дочерях, особенно самой одаренной из них - _________. Ее игра восхищала Листа, Мендельсона, Паганини. Гете в восьмидесятилетнем возрасте слушал концерты девочки-вундеркинда.

Клара была на 9 лет моложе Шумана. Воспитанная без матери, она рано привыкла к самостоятельности. Роберт, оставаясь у Вика после уроков, обычно рассказывал ей увлекательные истории: он обладал не только музыкальным, но и богатым поэтическим воображением. В 1835 году, когда Кларе было 16 лет, в замечательном фортепианном цикле “___________” Шумана появляется ее образ, воплощенный в звуках - образ Киарины.

Пианистическая карьера Шумана потерпела _____. Он ______________ руку чрезмерными упражнениями. В 1836 г. умерла _____. Только любовь к Кларе поддерживала Шумана. Он пишет ей: “Мы предназначены друг для друга судьбой”. Вик восстал против предполагаемого брака. Он признавал Шумана как ученика, но вовсе не хотел видеть его________, ибо был уверен, что Шуман не даст Кларе ни благополучия, ни возможностей для блестящей пианистической карьеры. Да и взгляды Шумана на развитие искусства не устраивали старого ___________.

Начинается этап, который в биографии_____________________ называют “борьбой за Клару”. Шуман берется доказать право на любовь замечательной ________________.Борьба активизирует творчество. Страстная тоска, мечта, душевное напряжение “переливаются” в мелодии удивительной силы. Творчество рождается из импровизации непосредственно из____________- и только для фортепиано, как общение с Кларой. “Я всегда, играя, рассказываю только о тебе”, - пишет ___________ Кларе. Цикл пьес “_______________________” назван по имени персонажа писателя Э.Т.А. Гофмана, капельмейстера Иоганна Крейслера, но в действительности в этих пьесах, как пишет Шуман невесте, “главную роль играешь ты и мысли о тебе”.

Получив рукопись, Клара отвечает: “Сразу же села к инструменту и начала играть. Ты не можешь себе представить мое восхищение… Меня изумляет твоя душа, все новое, что заключено в ней… Иногда приходит мысль, что я тебя недостаточно знаю…”.

Рожденные личным чувством, вдохновенной импровизацией, фортепианные сочинения приобретают симфонический размах, динамику, напряженность развития.

Три года длится _________. Осенью 1840 года Роберт и Клара отмечают свадьбу в маленькой деревеньке возле Лейпцига, в сельской тишине - только несколько самых близких друзей знали об этом событии.

К Шуману пришло, наконец, состояние гармонии, душевного света. В творчество этот год вошел, как год песен. 138 _____ создал композитор за 360 дней, в том числе такие шедевры, как цикл “____________ _____________” на стихи __________ Гейне. В 1848 году для старшей дочери Марихеи Шуман написал “____________ ____ _________” - поэтичный цикл из 43 фортепианных пьес, оказавших впоследствии влияние на П.И. Чайковского: свой “Детский альбом” Чайковский так и назвал - “Подражание Шуману”.

Творческие интересы Роберта и Клары складываются на редкость многогранно: сочинение музыки, литературные работы, педагогика, серия концертных путешествий Клары, в которых _______ неизменно сопровождает ее - в 1844 году чета посещает Россию, где концерты Клары проходят с большим успехом.

Мягкая по характеру, мудрая, спокойная, более приспособленная к “житейской прозе”, чем Шуман, _______заботится о его труде. Но ее деятельность приобретает и важное самостоятельное значение. Она первой вводит в концертный репертуар ряд забытых _____________ Баха, Бетховена, борется за признание тогда еще мало понятного новаторского творчества Шумана, Листа, консультирует начинающих _____________…

В 1853 году в доме Шумана появился молодой, еще малоизвестный _______________ Иоганнес Брамс. Когда Брамс начал играть, Шуман остановил его: “Подождите, я должен позвать жену”. Клара и Роберт приветствовали талант Брамса. Статью о Брамсе, написанную Робертом, под названием “Новые пути” можно назвать музыкальным завещанием Шумана.

Уже в 1854 году обнаружились признаки грозной нервной болезни… Два года прошли в клинике… Слава пришла к композитору, когда он уже не мог ею пользоваться, ей радоваться.

Запись в дневнике Клары завершила земной путь Шумана: “Сегодня я видела его последний раз. Если бы он взял меня с собою!”

По прочтении ответь на вопросы: а) где Шуман учился?

б) какой педагог музыки оказал на Шумана решающее влияние?

в) почему Шуман не стал пианистом?

г) для чего Шуман издавал “Новую музыкальную газету”?

д) какое литературное произведение адресовано юным музыкантам?

3. Уясни, какую роль в творческом наследии Шумана играют песни?

  1. Каково содержание вокального цикла “Любовь поэта”?

5. Какая песня является первой драматической кульминацией цикла?

6. Какая из песен цикла является образцом драматического монолога?

  1. Как соотносятся вокальная и фортепианная партии в цикле? Сравни с циклами Шуберта.


V. Вспомни, что знаешь об Э. Григе, и ответь на вопросы:

1. Какова историческая роль Э.Грига?

2. В какие годы он жил?

3. Где Григ учился?

4. Почему не приехал в Россию на гастроли в 1904 году, как планировал?

5. В каких жанрах Григ сочинял музыку?

  1. На чьи стихи сочинял свои песни и романсы Григ?

  2. Кому и чем близка вокальная лирика Грига - Шуберту или Шуману? Обоснуй.

VI .Определи названия следующих произведений и их авторов:






VII. Найди к нотным примерам нужные слова:





1. 7.

2. 8.

3. 9.

4. 10.

5. 11.

6.

VIII. Реши музыкальную задачу:



ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА РОМАНТИКОВ
I. Вспомни историю возникновения фортепиано, его предшественников, устройство, отличительные черты.

II. Ответь на вопросы:

1. В инструментальной музыке композиторы-романтики особенно склонны к фортепианной миниатюре. Назови популярные разновидности романтической миниатюры.

2. Какие национальные танцевальные жанры часто встречаются в фортепианной музыке романтиков.

3. Каковы основные жанры фортепианного творчества Ф.Шуберта?

4. Какие танцевальные фортепианные пьесы сохранилось в музыкальном наследии Шуберта? В какой обстановке они возникли? Сколько среди них вальсов? Чем примечателен Вальс си минор?

5. Что такое ЭКСПРОМТ? Охарактеризуй образное содержание и строение Экспромта Ми-бемоль мажор.

6.Какова историческая роль Ф.Шопена? Вспомни основные факты жизни и творчества композитора.

7. Какова ведущая тема творчества Ф.Шопена?

8. Почему Шопен считается самым “фортепианным” композитором? Подтверди примерами.

9. Какой жанр музыки сопровождал Шопена с детства до конца жизни и наиболее ярко выявил национально-польские черты его музыки?

10. Какой жанр инструментальной музыки благодаря Шопену обрел самостоятельность?

11. Писал шли Шопен циклические произведения? Приведи пример.

12. Шопен в своем творчестве обращался к бытовым танцевальным жанрам. А можно ли танцевать под музыку Шопена?

13. Каковы отличительные черты польского народного танца МАЗУРКА? Сколько мазурок сочинил Шопен и на какие группы их можно разделить? Чем была мазурка для Шопена? Что нового внес в нее Шопен?

14. Что означает слово “ПОЛОНЕЗ”? Простучи и запиши ритмоформулу этого танца-шествия. Каков образный характер Полонеза Ля мажор и в чем заключается оригинальность его построения? Сколько полонезов создал Шопен?

15. Какой жанр инструментальной музыки, возникнув в XVI - XVII веках как вступительная пьеса к хоралу или фуге, обрел в творчестве Шопена вторую жизнь?

16. В каком порядке следуют прелюдии в цикле Шопена? Охарактеризуй образный строй Прелюдий ми минор, си минор, Ля мажор, Ре-бемоль мажор, Ля-бемоль мажор, до минор.

17.Что означает термин НОКТЮРН? Кто его создал? Каковы основное выразительное средство и принципы развития в ноктюрнах? Сравни Ноктюрны Шопена Ми-бемоль мажор и до минор.

18. Что такое ЭТЮД? Сравни этюды, которые играешь, с Этюдами Шопена, в чем их отличие? Сколько этюдов создал Шопен? В связи с чем Этюд до минор называется “Революционный”? Опиши его образное содержание и основные средства, раскрывающие это содержание.

19. Какова историческая роль Ф. Листа? Выпиши краткие сведения о его жизни и творчестве.

20. Он был только композитором? (раскрой подробнее)

21. Творчество какого композитора “открыл” Лист для всей Европы?

22. В каких жанрах музыки сочинял Лист?

  1. Какие новые, самобытные произведения созданы им?

24.Фрагмент какого произведения приведен ниже? Что знаешь об этом жанре?



25. . Какими дарованиями обладал Р.Шуман?

26. Почему Шуман называл себя “музыкантом-фантазером”?

27. Какие псевдонимы Шумана можешь назвать?

28. Перечисли известные тебе произведения Шумана. Какой характер присущ его музыке?

29. Что такое “Карнавал” Шумана (сколько сценок, какие маски, звуковая формула и т.д.)? Каков музыкальный замысел “Карнавала”?

30. Какие две пьесы отражают две стороны шумановского “Я”?

31. Портреты каких композиторов есть в “Карнавале”? Что для Шумана было главным в музыкальных портретах этих личностей?

32. Какие женские портреты присутствуют в цикле, каков их характер?

33. Каковы характерные особенности фортепианной музыки Э.Грига?

34. Какие фортепианные произведения Грига тебе известны? В какой цикл они входят?

35. Кто из композиторов-романтиков писал концерты?

36. С чего начинается фортепианный концерт Грига?



  1. Выбери правильный ответ:

1. До Шуберта Экспромты и Музыкальные моменты писали… а)-Моцарт, б)- Бетховен, в)- никто не писал

2. Писал ли Шуберт фортепианные сонаты? а)- да, б)- нет

3. Шопен - основоположник жанра… а)- фортепианного концерта, б)-вокального цикла, в)- инструментальной баллады

4. Жанры, в которых не сочинял Шопен… а)- соната, б)- симфония, в)- опера

5. Польские народные танцы, характерные черты которых Шопен использовал в своем творчестве… а)- полонез, б)- менуэт, в)- куявяк, в)- мазур, г)- чардаш, д)- оберек

6. Знаменитый Этюд до минор Шопена носит название… а)-“Революционный”, б)- “Героический”, в)- “Патетический”

7. Вальс № 7 написан в тональности… а)- ре минор, б)- до-диез минор, в)- фа- диез минор

8. Самое крупное произведение Ф. Листа… а)- Соната “По прочтении Данте”, б)- “Годы странствий”, в)- Фортепианный концерт

9. Лист - автор… а)- “Венгерских рапсодий”, б)- “Испанских рапсодий”, в)- транскрипций

10. Кто сказал и о ком: “… его музыка - это пушки, прикрытые цветами”… а)- А.Рубинштейн, б)- Ф. Лист, в)- Р.Шуман

11.“Бабочки”, “Крейслериана”, “Детские сцены”, “Фантастические пьесы”- эти фортепианные циклы создал… а)- Григ, б)- Шуберт, в)-Шопен, г)- Шуман, д)- Лист



  1. 1. Определи авторов следующих высказываний о Шопене:

а) “Шапки долой, господа, перед вами - гений!”

б) “… бард, рапсод, дух, душа фортепиано”

в) “Эолова арфа польского восстания”

г)” Он воплотил поэтическую сущность целой нации”

д) “Каждая нота у Шопена - чистое золото”

( К. Маркс, А.Рубинштейн, Р.Шуман, Эвсебий, Ф. Лист )

2.Допиши фразы:

а) Ю.Эльснер в своем отчете за 1827 г., характеризуя Шопена, пишет: “исключительные способности”, в 1828 г. “исключительное дарование”, а в 1829 г. “____________________________”.

б) Отец Ф. Шопена приобрел популярность как преподаватель____________________________.
3. Подчеркни то, что не соответствует данному ряду перечисления:

а) польские композиторы, предшественники Шопена - М.Огинский, Я.Стефани, Ф.Лист, К.Крупиньский, Ю.Эльснер.

б) педагоги Ф.Шопена - В.Живный, И.Гуммель, Х. Калькбреннер, Ю.Эльснер.

в) крупные концертные сочинения Шопена - Концерты для фортепиано с оркестром, Фантазия, “Желание”, Скерцо.

V Реши загадку “Музыкальные жанры в творчестве Шопена” (ключ к отгадке в центре круга)
1. Бальный танец в трехдольном размере, основанный на вращательном движении.

  1. Концертная виртуозная пьеса, предназначенная для развития технических навыков и музыкального мастерства.

3.Польский народный трехдольный танец с акцентами на разных долях такта.

4.Пьеса лирического, напевного характера, навеянная образами ночи.

5.Старинный торжественный польский бальный танец-шествие.

VI Угадай названия произведений:




VII Допиши количество произведений Шопена, написанных в следующих жанрах:

Полонезов - Ноктюрнов - Скерцо -

Сонат - Мазурок - Прелюдий -

Баллад - Концертов - Вальсов -

Этюдов - Экспромтов –
VIII. Вставь пропущенные слова. О каких композиторах рассказано ниже?

а)”… Гениальные способности __________ проявились еще в раннем _____________.Ему не было еще восьми лет, когда он дал свой первый ______________. Годом позднее маленький пианист выступил с исполнением трудного _____________________ концерта известного в то время ___________________ Ф.Риса и свободной импровизацией на темы популярных _____________. Это произошло в венгерском ___________ Шопроне, неподалеку от того места, где родился ______. А спустя некоторое время о нем узнала вся _______________. В 12 лет он с огромным успехом выступает в Вене. Этот концерт запечатлелся в памяти ____ на всю жизнь. На нем присутствовал великий Бетховен, который сразу же почувствовал в ____________ огромный ______________.

После концерта под бурные овации зала он вышел на сцену и поцеловал ______, как бы передав ему эстафету величайших пианистов. ____ было 20 и его уже называли “царем пианистов”, “первым виртуозом мира”, когда он услышал игру ________ Паганини. ______ был ошеломлен искусством итальянского _________. Паганини произвел на _________ впечатление сверхъестественного чуда. “Если Паганини может на этом маленьком хрупком инструменте с четырьмя струнами извергать такие пассажи, то чего же можно достичь из _________________?!” Теперь эта мысль не давала ________ покоя. И он снова погружается в многочасовые ______________ за фортепиано. Вот когда пригодился ему “немой “ инструмент. “Мой ум и пальцы работают как двое каторжников”,- пишет _________ одному из друзей. _____ стремится увеличить свои технические ресурсы не ради собственной ______.В виртуозности _________ видит средство для раскрытия определенного _____________, идеи, а не самоцель. “Зажечь и поддерживать в душах столь родственное добру восхищение прекрасным” - вот одна из главных задач, которую, по мнению ____, должен ставить перед собой истинный художник - пианист. Под влиянием Паганини ____ еще более совершенствует собственную, казалось бы, поразительную технику и создает произведения такой трудности, каких еще не было в фортепианной ______________, - этюды по каприсам Паганини, “Этюды трансцендентного исполнения” (то есть сверхтрудные), “Венгерские рапсодии”, Но он не останавливается на этом, не считает это конечной целью. Свою технику, приводившую всех, кто его слышал, в изумление, он подчиняет воплощению грандиозной, неслыханной до той поры задачи: “перевести на фортепианный язык” лучшие оркестровые и вокальные произведения. Так рождаются десятки знаменитых ____________ТРАНСКРИПЦИЙ, построенных на музыке симфоний Бетховена и Берлиоза, фрагментов из опер Верди и Россини, _____Шуберта. Теперь, благодаря ________, ____________________ смогло запеть как человеческий голос, зазвучать, как целый оркестр, и передать сложную оркестрово-вокальную канву оперного спектакля. Слушая фортепианные _________________ ________, явственно понимаешь, что хотел показать ими гениальный венгерский пианист и композитор: нет такой музыки, исполнение которой было бы невозможно на______________, инструмент этот поистине универсален” (М.Зильберквит “Рождение фортепиано”)

б)” Он и сам был близок детям, человек с открытой и чистой душой, с ясным взглядом. Его восприятие _________было по-детски светлым. Как _____, он любил легенды, сказания, по-детски верил в таинственных лесных _______, о которых рассказывал им сказки; видел леших, выглядывавших из замшелых ________; эльфов,_______________ в дрожащих лунных лучах; в чаще древних елей встречал Доврского деда… Обо всем виденном он рассказал в своих _________________, и они оказывались близки и понятны __________, хотя он никогда и не писал ______ специально для детей, как _____________ и ___________________”. (Л.Михеева)

IХ. О каком произведении рассказано ниже?

____________________________ - светлый, солнечный, юношески непосредственный.

Три части _________ соответствуют традиционной драматургии цикла: драматический “узел” в первой __________, лирическая сосредоточенность во _______, народно-жанровая __________ в третьей. Романтический порыв чувств, светлая лирика, утверждение волевого начала - вот образный строй и линия развития ___________ в _______ части.

Начало ____ несколько театрально: тремоло литавр подготавливает яркое, властное вступление ______________, соединяющее в себе энергичное движение аккордов и элемент свободного прелюдирования. Из четких, как танец, и романтически-порывистых свободных мелодических фраз слагается главная ________. Разные образные грани этой ясной и спокойной в начале и взволнованной, устремленной в развитии _______ подчеркиваются контрастами устойчивости - и напряженного звучания гармоний; аккордовой - и динамичной подвижной фактуры; законченности мелодических фраз - и их разомкнутости. Национальный колорит главной __- и вступления проявляется в разных элементах _______: в интонационном строе (нисходящий ход от 1 ступени к V через вводный тон во вступлении), ритмических фигурах (начало главной ____), ладовой окраске ( переменность в ______ партии).

Связующая тема вводит целый народно-жанровый эпизод, она звучит, как халлинг с острым ритмом и жесткими секундовыми созвучиями… Этот ___________ играет самостоятельную роль в ряду образов ___________ части, и лишь последующее за ним мелодическое построение на длительном доминантовом басу, с красочными ___________ (в их числе любимый ____________ большой нонаккорд), является собственно связующим.

Побочная __________ принадлежит к числу характерных для ______ светлых, возвышенных лирических образов. Особую выразительность сообщает _____________ тонкая гармоническая окраска каждого ее оборота, иная гармонизация при повторах фраз, интонаций…

Для лирических тем _____________ характерно широкое динамическое развитие. Ни одна из них не остается в рамках первоначального образа. Развитие _____________ темы приводит к яркому и волевому образу заключительной темы ( звучит в оркестре). Интонации вступления и главной _______- здесь соединились в энергичном маршевом движении.

Разработка построена преимущественно на главной теме. _________ изменил ее образный ______, углубив лирическую окраску первых фраз… и умерив романтических порыв последующих. В ходе __________ интонации главной темы “крепнут”, и в конечном итоге ___________________приводит их к волевому, властному звучанию. Красочное прелюдирование _____________ сменяется выразительными, мощными пассажами. На кульминации ______________ звучат энергичные возгласы вступления. _________ проводит дальше ту линию накопления энергии, воли, по которой шло развитие каждой из тем экспозиции. Вершиной этой драматургической линии является _______________ солиста.

Обычные в _________________ виртуозные пассажи здесь служат монолитным основанием, на котором возвышается эпически-величавая, чеканная главная _________.” (Б.Левик “Музыкальная литература зарубежных стран”, вып. V)
Х .Определи фрагменты викторины по фортепианной музыке романтиков:







СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО РОМАНТИКОВ

I.Ответь на вопросы:

1. Каково строение симфонии?

2. Кто из композиторов писал симфонии?

3. Сколько симфоний создал Ф.Шуберт?

4. Как называется Симфония Шуберта си минор, правильно ли это название? Когда эта симфония написана и впервые исполнена?

5. Каково содержание этой симфонии? Сравни с Бетховеным.

Подсказкой послужит фрагмент из книги М.Зильберквита “Рассказы о симфонии”:

“Шуберт боготворил Бетховена, знал почти все его сочинения и всегда старался учиться у него. Но всякий раз, когда перо касалось нотной бумаги, Шуберт словно забывал о своем кумире. С каждым новым произведением он все отчетливее понимал, что думает, чувствует иначе, чем Бетховен. Но это и не удивительно: он и его друзья - поэты, художники, музыканты - принадлежали уже к другому поколению людей, по-новому воспринимающему и переживающем все, что происходило в жизни. Может быть, поэтому, думал Шуберт, “герой” его произведений совсем не похож на бетховенского героя - борца, ведущего неравный бой с судьбой, - Эгмонта или Прометея.

Слушая сейчас Девятую симфонию, он сознавал, что никогда не сможет, как Бетховен, обращаться своей музыкой ко всем людям планеты, ко всему человечеству. Он - лирик и всегда старается выразить в музыке свои личные ощущения и переживания.

Впрочем, кому это интересно? Венским музыкантам или любителям музыки? Вероятно, никому. Ведь большинства написанных им произведений почти никто не знает. Лишь узкий круг самых близких почитателей. Да и они любят только его песни и небольшие пьески для фортепиано. А крупных сочинений, например, симфоний, вообще никто никогда не слышал. А ведь у него семь симфоний. Семь! И ни одна ни разу не была исполнена, даже си-минорная, на которую он возлагал такие надежды!..

Почти два года минуло с тех пор, как произошли события, вызвавшие к жизни это произведение. Но рана, тяжелая душевная травма, еще не зажила окончательно.

Видимо, не так просто забыть то подавленное, угнетенное состояние, которое многие месяцы постоянно владело им. И причина такого настроения была не только в полной материальной неустроенности, и даже не в том, что его произведения не интересовали ни одно музыкальное издательство. Тяжким грузом лежал на нем тогда разрыв с отцом, не желавшим смириться с его твердым намерением посвятить себя всецело музыке, композиции.

В середине лета 1822 года пришло долгожданное примирение. Оно взволновало его настолько, что в одну из бессонных ночей он даже написал рассказ, в котором поведал обо всех переживаниях последних лет. Проходило время, но вычеркнуть из памяти все, что произошло между ним и отцом, он не мог. И не случайно, что когда он принялся за новую симфонию, ее внутренним содержанием стало то, что мучило его все эти годы и о чем он рассказал на страницах дневника.

“Любовь и страдания раздирали мою душу…” - эти слова из его дневниковой записи можно было смело поставить эпиграфом к симфонии. Его музыка должна была рассказать и об изгнании из родного дома, и о его борьбе за право стать музыкантом.

Он писал ее, и в каждой фразе, во всех ее темах, таких же ярких, выразительных и мелодичных, как его песни, слышались отголоски угнетавших его прежде переживаний.

Так в короткий срок - всего за два осенних месяца - появились две части симфонии. Затем он принялся за продолжение симфонии и даже вчерне набросал Скерцо. И пожалуй, именно тогда вдруг явственно понял, что в двух написанных частях, собственно говоря, выразил уже ВСЕ! Он почувствовал это прежде всего в том, что две завершенные части не походили на начальные разделы “классической” четырехчастной симфонии. Чуть грустную и тревожную первую часть как бы уравновешивала поэтичная, но несколько более мужественная и спокойная вторая, оставлявшая ощущение законченности всего произведения.

Вот только кончалась симфония несколько иначе, чем ее литературный прообраз. Хотел он этого или нет, симфония запечатлела лишь печальную сторону всей истории. “Счастливого конца”, которым венчался его рассказ, не получилось.

Считая симфонию абсолютно законченной, Шуберт вскоре преподнес ее партитуру в дар “Штирийскому музыкальному союзу” - в надежде, что она будет исполнена.

Мечта Шуберта не сбылась - он так никогда и не услышал си-минорную симфонию и не узнал о ее поразительной судьбе.

Вероятно, композитор был бы весьма удивлен, если бы узнал, что это сочинение открыло новую эпоху в истории симфонической музыки, что это первая западноевропейская романтическая симфония.

Но как он мог это узнать, если партитура си-минорной симфонии была впервые обнаружена спустя 37 лет после его смерти, в 1865 году, а архиве его друга А.Хюттенбреннера, не передавшего ее союзу музыкантов, а спрятавшему у себя!

Две найденные части были незамедлительно признаны “неоконченной симфонией”, и слово “Неоконченная” навсегда закрепилось за этим произведением, став как бы его названием”.
6. Какой теме принадлежит особая роль в 1 части? Докажи.

7. Определи сходство и различие между Главной и Побочной партиями. Сравни тему побочной партии с заключительной частью. Чем примечательно фактурное изложение тем Главной и Побочной партий?

8.. Чем необычно сонатное аллегро 1 части симфонии си-минор?

II.1. Выпиши в тетрадь краткие сведения о Г.Берлиозе.

2.Какой вклад в развитие симфонической музыки внес этот композитор?

3.Верно ли, что Берлиоз был подлинным мастером оркестра, новатором в области музыкальной формы и гармонии? Докажи.

4.Чем необычна “Фантастическая симфония”? Какой подзаголовок она имеет?

5.Вспомни историю создания “Фантастической симфонии”. Можно ли назвать ее автобиографичной?

6.Сравни строение “Фантастической симфонии” с классическими симфониями.

7.Сравни “Фантастическую симфонию” с “Неоконченной симфонией” Шуберта и ответь, в связи с чем у романтиков изменилась традиционная форма сонатно-симфонического цикла?

8.В какой части этой симфонии впервые в симфонической музыке звучит бытовой вальс?

III. 1.Каков вклад Ф.Листа в симфоническую романтическую музыку?

2.Охарактризуй симфоническую поэму Листа “Прелюды”.

  1. Вставь пропущенные слова:

Примером принципа развития темы, в котором из единого тематического зерна вырастает большое, насыщенное глубоким философским смыслом ___________________, может служить симфоническая ___________ Листа “______________”.

В таинственно блуждающих звучаниях вступления “величавого, но неопределенного, несколько туманного как утренний свет, когда денница едва забрезжила на горизонте”, зарождается основная _______- образ.

Постепенно расширяется диапазон, усиливается ________________ - и вот уже преображенная, торжественная, могучая, как солнце, разорвавшее пелену предутреннего тумана, возвещает она о гордом могуществе человека. В его жизни наступила пленительная пора любви. Лирический образ любви вырос из интонаций той же главной темы-образа. Она преобразилась, стала полнозвучнее, шире, гибче, мягче.

Мятущейся, искаженной нечеловеческими усилиями _____________ с внезапно налетевшей бурей, которая стремится разогнать “восторженные мечты “ юности, разрушить счастье человека, - мелькает знакомая нам __________ в средней ________ поэмы. Оркестр бурлит, клокочет. “Грозные звуки растут, растут до размеров ужасающих, до неистовых порывов урагана”. Стихает постепенно буря.

Душа глубоко уязвленная, по окончании этих смертоносных бурь, ищет приюта и успокоения в тихой сельской жизни”, - говорит ________ в программе своих “_____________”. Спокойствием, просветленным умиротворением дышит мелодия, выросшая из той же_______________ темы. Как воспоминание о былом счастье, как предвкушение грядущего покоя звучит она среди пастушьих свирельных ______________.

Но вот откуда-то доносится призывная фанфара трубы - и человек без сожаления покинув безмятежный сельский уют, мчится навстречу новым жизненным бурям и невзгодам. Любовь, покой - все отдаст он ради счастья борьбы.

Победными звучаниями, маршевой помпезностью проникнут музыкальный _________, прошедший, казалось бы, все стадии своего преображения - от смутных, но величавых очертаний во вступлении до облика, искаженного порывами жизненных бурь и _____. И словно возродившись заново, закаленный в борьбе, встает образ гордого , торжествующего победу человека. ( А.Серов)

IV. 1.Что тебе известно об А. Дворжаке? (выпиши краткие сведения о нем в тетрадь)

2. Сколько симфоний сочинил этот чешский композитор?

3. Какая его симфония самая известная? О чем говорит ее название? Является ли оно программным?

4. Определи тип симфонизма этой симфонии.

5. Выбери правильный ответ:

а) симфония состоит из двух частей ... 1.Дворжак Симфония “Из Нового Света”

б) в финале симфонии звучат солисты, хор, оркестр

в) симфония состоит из 5 частей, каждая их которых 2.Григ Концерт для ф-но с оркестром

имеет программное название

г) всю симфонию пронизывает “мотив судьбы” 3. Лист “Прелюды”

д) симфония начинается с медленного вступления 4.Берлиоз “Фантастическая симфония»

виолончелей и контрабасов

е) произведение начинается с тремоло литавр 5.Шуберт “Неоконченная симфония»

ж) особый жанр романтического симфонического

произведения, в котором цикл сжат до одной части 6.Бетховен Симфония № 9

з) главная партия симфонии - элегически задушевна 7.Бетховен Симфония № 5

мелодия гобоя и кларнета, которая словно парит на 8.Гайдн Симфония Ми бемоль мажор

фоне трепетного аккомпанемента струнных

и) две симфонии, вторые части которых написаны в

форме двойных вариаций

к) симфония, навеянная впечатлениями о новой стране, ее

истории

6.Стрелками соедини названия симфоний с их авторами:

“Фантастическая симфония” Й.Гайдн

“Симфония с тремоло литавр” В.А.Моцарт

“Героическая симфония” Л. ван Бетховен

“Прощальная симфония” Ф.Шуберт

“Пасторальная симфония” Г.Берлиоз

Симфония “Юпитер” А. Дворжак

“Неоконченная симфония”

Симфония “Из Нового Света”

“Детская симфония”


  1. Определи названия и авторов следующих фрагментов:





НОВОЕ В ОПЕРНОМ ЖАНРЕ
  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом