Главная страница

Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Isbn 5-9268-0030-7 Автор предлагает путь повышения психологической компетентности родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми.


Скачать 1.09 Mb.
НазваниеIsbn 5-9268-0030-7 Автор предлагает путь повышения психологической компетентности родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми.
АнкорМарковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.pdf
Дата10.09.2018
Размер1.09 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMarkovskaya_I_M_Trening_vzaimodeystvia_roditeley_s_detmi.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#45407
страница1 из 10
Каталогid82346020

С этим файлом связано 33 файл(ов). Среди них: Biologia_v_tablitsakh_i_skhemakh.pdf, EGE-2016_Biologia_Kalinova.pdf, Plan meropriyatij 2017.doc, Algoritmy_s2v2.pdf, Volina_V_Veselaya_grammatika_Lexika.pdf, Iontseva_A_Yu__Biologia_v_skhemakh_i_tablitsakh__2011.pdf, Geografia_v_tablitsakh.pdf, Создание кроссворда.xlsx, VSYa_ShKOL_NAYa_PROGRAMMA_V_ODNOJ_KNIGE_5-11_klass_sost_Bogomolo, Literatura_5kl_Vkhodnye_testy.pdf и ещё 23 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


B B K 8 8 . 5 Марковская ИМ. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь,
2005. — с, илл.
ISBN 5-9268-0030-7 Автор предлагает путь повышения психологической компетентности родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми. Описывается опыт работы с родителями, проводимой в жанре группового консультирования, а также содержатся методические разработки к курсу. Книга представляет интерес для практических психологов, специали зируюшихся на работе с детьми и семьей, а также для родителей, интересующихся проблемами развития ребенка и построения эффективных отношений с ним.
ББК88.5
ISBN 5-9268-0030-7
© Издательство Речь, 2000 Марковская ИМ Борозенеп П В, обложка, 2000
ПРЕДИСЛОВИЕ Изменения, происходящие в обществе в последние годы, касаются самых разных сторон жизни. Работа, которая предлагается вниманию читателей, на наш взгляд, является проявлением одной из таких перемен в общественном сознании. Дело в том, что рассматриваемый в книге ИМ. Марковской подход психолога к решению проблем ребенка или семьи в целом является шагом в направлении формирования психологического мышления и психологической культуры общества. Автор предлагает вариант тренинга для родителей и детей, направленного на поиск совместных решений, сближения двух миров — столь близких, взаимозависимых, но, к сожалению, не всегда мирно сосуществующих. Смело могу утверждать, опираясь на обширный опыт тренинговой, практической, преподавательской работы с самыми разнообразными группами людей, что огромное количество ограничений, трудностей, неиспользованных ресурсов нашей взрослой жизни следует искать в детстве. Как ни странно, серьезным умудренным взрослым людям удается исправить и изменить далеко не все, что заложено в них в детстве, иногда груз неразрешенных детских переживаний мы несем всю свою жизнь. Однако, безусловно подвластной нашему взрослому осознанию и контролю является возможность перестать двигаться по замкнутому кругу и избавить наших детей от груза собственных проблем и ограничений. Групповая работа становится зачастую одним из самых эффективных средств в этом направлении. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь, в данном случае и от взрослых и от детей, позволяют взглянуть на свою семью с иной точки зрения. В случае общения с детьми важнейшим условием эффективного взаимодействия является признание цен

4 Тренинг взаимодействия родителей с детьми
ности ребенка, уважения его права быть таким, какой он есть, то, что называется в психологии термином принятие. В условиях индивидуальной консультации направить родителя по такому пути зачастую значительно труднее, чем вовремя групповой работы. Предлагаемая автором программа опирается на различные теоретические подходы к пониманию отношений взрослого и ребенка, краткое изложение которых предшествует собственно практической части. Важное место отведено диагностическим методам, где наряду с традиционными процедурами предлагается авторский опросник родительско-детских отношений. Существенным достоинством работы становится, на наш взгляд, то, что все предложенные ИМ. Марковской процедуры, упражнения, структура занятий опробованы, проверены, включены в программу тренинга после обдумывания, коррекции и апробации. Книга предназначена прежде всего для психологов, работающих с детьми, подростками, родителяма Хочется надеяться, что послужив основой, каркасом для занятий, предложенная программа не останется жесткой и неизменной. Любой специалист, работающий с людьми, знает насколько жива, изменчива, и именно тем заманчива и интересна, эта сфера деятельности. Что же касается работы с детьми, то здесь заданность, ригидность — совершенно недопустимы, да и просто невозможны для продуктивной работы. Можно пожелать, чтобы программа Тренинга для родителей стала для практикующих специалистов примером творческого, вдумчивого подхода к работе, поиска ее новых путей и форм. Ориентированная на специалистов книга, тем не менее, может стать полезной для родителей, заинтересованных в поисках контактов и взаимопонимания с ребенком, готовых признать в нем личность и оценить его право быть самим собой. И последнее. Никакая самая лучшая программа и самое мудрое руководство не смогут быть реализованы и принести успех без труда, терпения, отказа от иллюзий и готовности к переменам. Хочется пожелать удачи и сил на этом трудном пути и автору книги ее читателям. Кандидат психологических наук, доцент, Генеральный директор Института Тренинга Нина Хрящева.
ВВЕДЕНИЕ В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но ив конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям. Во второй половине нашего столетия в западной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Среди причин обращения к этой теме развитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отношений. По мнению Р. Дрейкуса, родители, продолжающие говорить с детьми с позиции власти и превосходства, не осознают того, что дети слушают их с позиции равенства, и по этой причине авторитарные методы воспитания обречены на неудачу. Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономи­
ческими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям. Вместе стем проводящаяся демократизация об

6 Тренинг взаимодействия родителей с детьми
щественных институтов не могла не коснуться и семейных отношений. Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые условия требуют новых подходов и методов работы психолога с семьей, в том числе групповых методов работы с родителями, которые в последнее время завоевывают все большую популярность. Эти методы можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, глазами других, и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо по наследству от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации. Это издание можно рассматривать как методическое пособие к проводимому автором курсу Тренинг взаимодействия родителей с детьми на втором году обучения спецфакультета Санкт-Петербургского университета (Челябинский филиал. Надеемся, что предлагаемая вниманию читателя тренинговая программа будет полезной в оказании психолого-педагогической помощи родителям.
ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ краткий обзор основных направлений) Групповые методы психологической работы представлены и осмыслены в различных теоретических концепциях. В последнее время эти формы, как отмечает Л. А. Петровская, стали подлинным знамением времени как в силу экономичности, таки в силу своей эффективности, в ряде случаев более высокой по сравнению с индивидуальной работой. В отечественной науке и практике взаимодействие психолога с родителями в основном проводится в рамках психологической консультации. Упоминание же работы с родительскими группами можно найти лишь в некоторых исследованиях (АС. Спиваковская, А. Я. Вар­
га, АИ. Захаров, причем чаще всего такая работа сама по себе не является самоцелью, а проводится как дополнение к коррекционной программе, проводимой с детьми, или является составной частью проведения психологической коррекции. В последнее время направление, использующее групповые формы обучения и терапии родителей, стало развиваться более активно. В зарубежной психологии и педагогике родительские группы зарекомендовали себя как весьма эффективная форма обучения и решения психологических проблем родителей. Наибольшее распространение групповые занятия с родителями получили в современной Америке. Известно, что фактору семьи в США уделяется особое внимание, программы помощи семье проводятся на федеральном уровне и поддерживаются

8 Тренинг взаимодействия родителей с детьми общественными и религиозными организациями. Так, получившая широкую известность программа Томаса
Гордона Тренинг эффективного родителя проводится с помощью самых различных организаций агентствами социальной службы, школами, церквями, центрами обучения взрослых, консультативными центрами, муниципальными центрами психического здоровья и т. д. Хотелось бы надеяться, что ив нашей стране групповые методы работы с родителями получат распространение и поддержку на государственном уровне. Как правило, психологические подходы в работе с родительскими группами существуют в рамках определенных теоретических концепций. Рассмотрим наиболее известные из них. Необходимость обращения к работе с родителями в практике консультирования детского развития впервые была декларирована в рамках психодинамическо­
го подхода. Важной заслугой психоаналитического направления является то, что его основатели обращали внимание на ранний опыт взаимодействия родителей с детьми и на различные виды психической трав- матизации в детском возрасте (3. Холл, А. Фрейд, К. Хорни). Сведения, полученные в работах Т. Адорно, В. Шутца, Дж. Боулби, Э. Эриксона, М. Эйнсворт и др, снискали широкую популярность и признание. Они подчеркивали важность ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения. Многие результаты психоаналитических исследований оказывались в фокусе общественных дискуссий и решений. Так, конференция экспертов (педиатров, психологов, педопсихиатров и социальных работников, устроенная в
1954 году в Стокгольме Всемирной организацией здравоохранения, пришла к почти единодушному заключению, что госпитализация ребенка может представлять опасность для его здорового психического развития. Отсюда выводились определенные требования, направленные на профилактику рекомендовалось по возможности избегать госпитализации, принимать матерей совместно с малыми детьми, предоставлять возможность ежедневных посещений, провести глубокие изменения режима и превратить всю среду больниц в « более гуманную »'.
1
Лангмейер Й, Матейник 3. Психическая депривация в детском возрасте / Перс чешск. — Прага Авиценум. — 1984.
Групповые формы работы с родителями
9 В русле психоаналитического направления приобрела известность трехмерная теория интерперсональ­
ного поведения В. Шутца (1958). По его мнению, для каждого индивида характерны три межличностные потребности потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. Нарушение этих потребностей может приводить к психическим расстройствам. Сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют способы ориентации взрослой личности по отношению к другим. Это положение теории В. Шутца воспроизводит фундаментальное положение психоанализа об определяющей роли раннего детства в развитии личности. Под включением Шутц понимает потребность быть включенным в группу. Отношения ребенка и родителей являются позитивными, если они насыщены контактами, и негативными, если родители общение с ребенком сводят к минимуму. Если ребенок неадекватно интегрирован в семейную группу, в дальнейшем он может проявлять недостаточное социальное или сверхсоци­
альное поведение. Проведение родительских групп в значительной степени опирается наряд общих принципов организации их работы. С. Славсон вводит понятие первичный кодекс группы включающее в себя три основных постулата
1) предмет дискуссии — дети и способы взаимодействия сними родителей
2) все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины
3) ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы. Одним из пионеров исследования взаимодействия взрослого с ребенком по праву можно считать Альфреда Адлера Адлерианское направление в работе с родителями имеет свои методы, способы и приемы в работе с родителями и детьми, оно в значительной мере социально направлено и может рассматриваться как отличное от психоаналитического подхода. В 1919 году А. Адлер основал в Вене психопедиатрический центр, где он развивал свой инновационный консультационный подходи работал с детьми, родителями и препо-

10 Тренинг взаимодействия родителей с детьми

давателями. Ансбахер полагал, что именно Адлер инер- вые официально и публично использовал понятие семейная терапия»
2
Проблемы воспитания всегда волновали Адлера одна из его первых психологических работ называлась Врач как воспитатель (1904). В 1912 году вышла другая его статья — Воспитание родич елей. В этой статье, как справедливо замечает Е. В. Сидоренко, содержатся идеи, которые во многом предвосхищают многие современные направления психологии. Вот рекомендации Адлера по воспитанию умственно здорового ребенка (цитируется по Е. В. Сидоренко)'.
«1. Воспитатель или родитель должен завоевать любовь ребенка. Главнейший помощник воспитания — любовь. Любовь ребенка - безуслов­
пая гарантия его воспитуемости.
2. Лучшая поддержка в развитии ребенка его уверенность в собственных силах. Уверенность ребенка в себе, его личностная смелость — величайшее счастье для него.
3. Слабые и болезненные дети легко теряют уверенность в себе, также как и избалованные и излишне опекаемые дети.
4. Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своего воспитателя.
5. Что касается дисциплинарных мер, то похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал неправильно, и концентрировать ею внимание на лучших способах поведения.
6. Вместо того чтобы требовать слепого подчинения, следует в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу решениия». Основными понятиями аллеровского воспитания родителей являются равенство, сотрудничество и естественные результаты. Сними связаны два центральных принципа воспитания отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. А. Адлер подчер
'Кристенсен О.-К,, Томас КР Дрейкус и поиски равенства // Помощь родителям в воспитании детей — М Прогресс — 1992.
3
Сидоренко Е. В Комплекс неполноценности и анализ ранних вое поминаний в концепции Альфреда Адлера. - C 116- СПбГУ 1993,
Групповые формы работы с родителями
11 кивал равенство между родителями и детьми как в области прав, таки в области ответственности, — равенство, ноне тождественность. Необходимо научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста, считал Адлер. Основным принципом семейного воспитания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит впрямую зависимость оттого, насколько его любят и уважают в семье. Это направление работы с родителями основывается на их сознательном и целенаправленном поведении. А. Адлер рассматривает обучение родителей не только сточки зрения развития ребенка и семьи, но и сточки зрения общества — как деятельность, результат которой оказывает влияние на его состояние
4
Среди наиболее важных результатов общественного признания психологии А. Адлера стало появление семейных консультаций и семейных образовательных учебных групп, призванных помочь семьям установить демократический жизненный стиль, основанный на принципах социального равенства и общественного интереса. В США стимулом для этого движения во многом послужили работы и личный энтузиазм Р. Дрей- куса, ученика А. Адлера. Он впервые организовал консультирование родителей при Центре им. Авраама Линкольна в Чикаго в 1939 году. Актуальность идей Адлера и Дрейкуса, несомненно, связана стем кризисом, в котором оказались семьи впервой половине нашего столетия. Традиционные методы воспитания, устанавливающие взаимоотношения между родителями и детьми по принципу превосходства и подчинения, оказались довольно неэффективными. С развитием демократической социальной системы и борьбы за социальное равноправие в Соединенных Штатах Америки идея равенства охватила общество настолько, что дети тоже смотрят на себя как на социально равных взрослыми по этой причине авторитарные методы воспитания обречены на неудачу. Разговор с детьми сверху вниз приводит к тому, что дети в свою очередь также сверху вниз говорят с родителями. Этот тип взаимодействия можно наблюдать в семьях с различной степенью напряженности.
1
Хямяляйнен Ю Воспитание родителей Концепции, направления и перспективы / Перс финск. — М Просвещение. — 1993.

12 Тренинг взаимодействия родителей с детьми Рудольф Дрейкус положил начало организации дискуссионных групп из живущих по соседству родителей
(Дрейкус и Зольц, 1964). Он способствовал разработке идеи семейного совета как одного из средств, которое помогает установить атмосферу любви и доверия в доме. Дрейкус считал, что родителям в своей деятельности следует опираться на такие принципы, как принцип логических и естественных последствий, принцип отказа от применения силы, принцип принятия и реакции на потребность детей, а также принцип оказания поддержки детям. Он исходил из того, что родители будут обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение группы. Основная задача ведущего группы заключается в умелой организации дискуссии, постановке вопросов, причем каждый член группы периодически может принимать на себя роль лидера группы при обмене информацией, специальными знаниями. Р. Дрейкус рассматривает плохое поведение как деятельность ребенка, усилия которого, ориентированные на достижение целей, направляются в неверное русло. Дрейкус сформулировал цели негативного поведения ребенка. Понятие о четырех целях основывается на предположении Адлера, что люди — это социальные существа, чье поведение целенаправленно и чье основное желание — быть частью группы. В основе любого нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели требование внимания или комфорта желание показать свою власть или демонстративное неповиновение месть, возмездие утверждение своей несостоятельности или неполноценности. Цель психологической помощи родителям, по Дрей- кусу, — помочь ими детям усвоить как можно больше подходящих типов взаимодействия. Взаимодействие должно строиться на основе принципа равных ценностей и взаимного уважения. Основная задача семейного воспитания — помочь ребенку стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.
Групповые формы работы с родителями
13 Большая заслуга в описании и применении методов адлерианской терапии принадлежит в нашей стране Е. В. Сидоренко. В своих работах она отмечает следующие способы вербального взаимодействия взрослого с ребенком, которые приводят к построению демократических отношений с детьми констатирующие описания воспроизведение действий и слов ребенка воодушевляющие высказывания честные и открытые ответы. В х годах в США возникло направление групповой работы с родителями, основанное X. Джайноттом, американским детским психотерапевтом, и получившее в литературе название модель группового психологического консультирования. Его концепция гуманизации воспитания основана на идее развития эмоциональной сферы родителей с помощью осознания ими своих подлинных чувств, ценностей и ожиданий. В написанных пособиях для родителей X. Джайнотт не предлагает никакой теории, а в доступной форме рассматривает исключительно простые вопросы как говорить с детьми, когда хвалить и когда ругать их, вопросы дисциплины, приучения к гигиене и т. д Дж. Лэм и У. Лэм изложили следующие принципы воспитания детей (по X. Джайнотту): внимательно слушать ребенка. Родители, которые внимательно слушают своего ребенка, показывают ему, что к его мнению прислушиваются и его ценят, укрепляют уважение ребенка к самому себе избегать и не допускать таких действий и слов, которые могут оскорбить ребенка или вызвать у него злость проявлять мысли и чувства без агрессивности родители должны честно говорить о том, что они испытывают, и при проявлении собственных чувств уважать личность ребенка. Сточки зрения X. Джайнотта, родителям необходимо оказывать практическую помощь в семейном воспитании через формирование у них навыков коммуникации
5
Джайнотт X. Родители и дети / Перс англ. — М Знание. — 1986.

14 Тренинг взаимодействия родителей с детьми и управления поведением детей. В своих работах он дал описание трех различных видов групповой работы с родителями собственно психотерапия, психологическое консультирование и руководство личностью. Групповая психотерапия особенно показана тем родителям, которые не в состоянии извлечь никакой пользы из педагоги- ческо-психологического образования, поскольку их восприятие, ценности и установки слишком искажены и не позволяют изменить стиль семейного воспитания. Модель группового психологического консультирования родителей позволяет внести большую объективность во взаимоотношения участников группы со своими собственными детьми. Основные методы — групповая дискуссия, работа в подгруппах, ролевые игры. Отличительным признаком родителей, которые могут извлечь пользу из работы в группе, является то, что их проблемы не носят хронического характера. По мнению Джайнот- та, наиболее трудными являются периоды, когда ребенок начинает ходить его начинают приучать к горшку он идет в школу у него начинается половое созревание он переходит в среднюю школу. Группы формировались ив соответствии с возрастом детей, ив соответствии с теми или иными проблемами детей и их родителей. В своей работе Джайнотт применял два основных методических приема тактичное, целенаправленное расспрашивание о том, что может чувствовать ребенок в трудные моменты взаимодействия с родителями, и анализ собственных эмоциональных переживаний членов группы. Согласно Джайнотту, общение родителей с детьми должно базироваться на трех основных принципах.
• Во-первых, во всех ситуациях родители должны стремиться поддерживать позитивный образ Я у ребенка.
• Во-вторых, следует говорить о ситуации, поступке ребенка, избегая личностных негативных оценочных суждений. Высказывания взрослого не должны содержать диагноза и прогноза дальнейшей судьбы ребенка.
• В-третьих, взрослый в общении всегда должен выступать инициатором предложения коо-
Групповые формы работы с родителями
15 перации. Это предложение не должно исчерны ваться прямым указанием на соответствующий способ действия, а должно раскрывать перед ребенком возможности самостоятельного разрешения проблемной ситуации. Многие положения Джайнопа согласуются с идеями другой модели работы с родителями - программой Т. Гордона. Эта программа основывается на идеях гума мистической психологии. В западной психологии данное направление существует в русле концепций Г. Оллпорта, А. Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюллер, В. Франкла, Р. Мэя и многих других. Г. Оллпорт, А. Маслоу и К. Роджерс создали философию науки, объединившую методы естествознания и феноменологии и признающую приоритет­
ность человеческой субъективности. Г. Оллпорт впервые употребил термин гуманистическая психология в
1930 году. Маслоу в своей работе К психологии бытия) писал «...[Наука].отворачивается от проблем любви, творчества, ценности, красоты, воображения, этики и радости, отдавая их на откуп неученым" — поэтами дипломатам. Все эти люди могут обладать удивительной проницательностью, ставить именно те вопросы, которые должны быть поставлены, выдвигать заслуживающие внимания гипотезы и могут даже быть большей частью точны и правы. Но. им никогда не удастся заставить поверить в это все человечество. Наука — вот тот единственный путь, имеющийся в нашем распоряжении, чтобы заставить признать истину. Несмотря на различия направлений гуманистической психологии, общим для них является подход к человеку как к специфической модели, отличающейся от моделей, объясняющих поведение животных или машины. Существенная роль при этом уделяется активности личности. Р. Мэй, признавая значимость влияния элементов внешней среды, подчеркивает, что нельзя все же приписывать личностные проблемы фактам наследственности или окружающей среды Личностная проблема в первую очередь требует перераспределения наиряже ний внутри личности, а не поисков причин вовне 6
Криппер С, Карвало Р. де Проблема метода в гуманистической психологии Психологический ж-л. 1993. Т. 14. № 2. С. 113—126.
' Мэй Р Искусство психологического консультирования / Перс англ. — М НФ Класс, 1994.

16 Тренинг взаимодействия родителей с детьми

Роджерс считал, что очень важно уметь устанавливать помогающие отношения родителю с ребенком, учителю с учеником, терапевту с клиентом. Он писал, что помогающее отношение отличается принятием другого человека как индивида, имеющего ценность, а также глубинным эмпатическим пониманием, которое дает мне возможность видеть личный опыт человека сего точки зрения. По мнению Роджерса, увеличение принятия себя способствует увеличению принятия другого, и все это, в конечном счете, приводит к улучшению человеческих отношений. Н. Нэйл и Дж. Нейл сформулировали принципы гу­
манитарно-психологического подхода к браку, в котором каждый из супругов может оставаться самим собой и развивать свои таланты. Эти принципы связаны с концепцией А Маслоу о самоактуализации и со взглядами К. Роджер­
са о врожденной доброте человека. По мнению С. Крато- хвила, такие представления о человеке можно считать несколько идеалистическими, а представление о браке — в определенной мере романтическими»
8
Идеи гуманистически направленной психологии нашли отражение в практике воспитания детей в семье и обществе (Т. Гордон, М. Снайдер, Р. Снайдер), где особое внимание уделяется умению слушать и понимать детей. При этом понимание рассматривается непросто как техника или использование правильных слова как модель взаимоотношений взрослого с ребенком
9
В последнее время в отечественной психологии многие ученые все больше основываются на гуманистических принципах. Основой данного направления у нас явились идеи ММ. Бахтина о диалогической природе человеческого общения, человеческой личности. Этот подход к изучению человека используется сейчас Л. А. Петровской, АУ. Харашем, ГА. Ковалевым, О. Е. Смир­
новой, А. Ф. Копьевым и другими. АУ. Хараш отмечает, что диалогическое общение обладает наибольшим воспитательным потенциалом. Отличительные особенности диалогического общения следующие
8
Кратохвил С Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. — М Медицина, 1991.
9
Снайдер М, Снайдер Р, Снайдер-мл. Р Ребенок как личность становление культуры справедливости и воспитания совести / Перс англ. И. Сергеевой, В. Кагана. — М Смысл СПб.: Гармония, 1994.
10
Хараш АУ Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия. Автореферат диссертации на соискание уч. ст. канд. психол. наук. — М, 1983.
Групповые формы работы с родителями
17 равенство позиции воспитателя и воспитанника, при котором осуществляется взаимное воздействие друг на друга, формируется способность вставать на позиции другого отсутствие оценок, полное принятие, уважение и доверие формирование у воспитателя и воспитанника сходных установок относительно одной и той же ситуации особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств способность участников видеть, понимать и активно использовать широкий и разнообразный спектр коммуникативных средств, включая невербальные. А. 3. Шапиро отмечает, что в поведенчески ориентированных теориях внутрисемейные конфликты рассматриваются как функция низкой нормы позитивных вза­
имоподкреплений, а терапевтические усилия направлены на уменьшение негативности в коммуникациях между членами семьи традиционный психоаналитический подход сосредоточенна раннем негативном опыте гу­
манистически ориентированная психотерапия семьи во главу угла ставит конгруэнтное, взаимопринимающее и эмпатическое межличностное взаимодействие
11
Программа Томаса Гордона Тренинг эффективного родителя является наиболее известной и распространенной в разных странах. В США обучение родителей по программе Гордона стало поистине всенародным явлением. Основу взглядов Т. Гордона составляет теория личности Карла Роджерса и его способы работы с пациентами. В модели Гордона внимание концентрируется на навыках общения родителей. Задачи работы с родителями, по Гордону, сводятся к тому, что родители должны усвоить три основных умения активно слушать, то есть умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям умение выражать собственные чувства и слова доступно для понимания ребенка
11
Шапиро А. 3. Психолого-гуманистические проблемы позитивности- негативности внутрисемейных отношений // Вопрссы осихплогии. 1994.
\ Т Л /

* Л С С /

18 Тренинг взаимодействия родителей с детьми использовать принцип оба правы (или
«выиграть—выиграть») для разрешения конфликтных ситуаций, то есть умение договариваться с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника. Т. Гордон разделяет необходимые навыки на две группы навыки, необходимые для решения проблем ребенка, и навыки, необходимые для решения проблем родителя. Любая проблема должна решаться родителями совместно с детьми. На занятиях в группе родители учатся активному слушанию, самовыражению, получают навыки ведения беседы, закрепляют чувство уверенности в себе
12
Исследования, проведенные Т. Гордоном и его последователями, показали, что те, кто посещал родительские группы, легко меняли стиль воспитания, направляя его на определенные цели. По мере развития способности к общению улучшалось взаимопонимание между родителями и детьми и росла способность детей самостоятельно решать свои проблемы. Большой вклад вдело изучения взаимодействия родителей с детьми, безусловно, внесли представители бихевиористского направления. Еще в е годы Б.-Ф. Скиннер предложил ряду наиболее известных психологов и специалистов, занимающихся социальным планированием, использовать научно обоснованную методику, основанную на положениях поведенческой технологии как средстве укрепления семьи и общества в целом. Он разработал ряд проектов, которые опирались на принципы, способствующие совершенствованию и увеличению количества и качества взаимодействий •— интеракций родителей и детей. Существуют разные концепции научения. При классическом обусловливании павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы. При оперантном научении по Скиннеру поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных ответов. Эти концепции не объясняют, как возникает новое поведение. А. Бандура считал, что и Gordon ТРЕТ Групповые формы работы с родителями

19 награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение через наблюдение, имитацию и идентификацию — третья форма научения. Имитация-идентификация — это процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия другой личности, выступающей в качестве модели. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели, испытать сочувствие, соучастие, эмпатию к этому человеку. Основной акцент в этом направлении делается на изучении техники поведения родителя и формировании навыков модификации поведения ребенка. Большинство сторонников бихевиористской теории признают, что поведение, по всей видимости, возникает в результате воздействия как наблюдаемых, таки скрытых факторов. Тем не менее бихевиористов интересуют лишь наблюдаемые переменные, поддающиеся непосредственному измерению. Им принадлежат разработанные схемы анализа взаимодействия, которые основаны на понимании человеческого поведения как функции подкреплений, наград, поощрений и наказаний, например, теория диадического взаимодействия Дж. Тибо и Г. Келли. Т. Ньюком предполагал, что аттракция между индивидами — это функция степени, в которой во взаимодействии представлены взаимные воз­
награждения
1
'
1
Усилия практиков этого направления в работе с родителями сосредоточены в основном на обучении родителей методике изменения поведения ребенка. Так, применяя поведенческие методы, Р. Дж. Валер, Дж. X.
Винкель, РФ. Петерсон и Д.-С. Моррисон (1965) одновременно успешно обучили матерей мальчиков дошкольного возраста методам погашения неприемлемых реакций, дифференциального подкрепления и тайм- аута. В исследовании К.-Е. Аллена и ФР. Харриса
(1966) приводится пример того, как мать пятилетней девочки научили применять систему символических подкреплений — так называемой знаковой экономии, которая позволила отучить ребенка царапать себя.
13
Обухова А. Ф Детская психология теории, факты, проблемы. — М
Тривола, 1995.
14
Андреева ГМ, Богомолова Н. Н, Петровская Л. А Современная социальная психология на Западе. — М Изд. МГУ, 1978.

20 Тренинг взаимодействия родителей с детьми Специалисты по наблюдению и экспериментальному изучению поведения пришли к выводу, что поощрение и подкрепление гораздо более эффективно действуют на изменение нежелательного поведения ребенка, чем наказания (КА. Андерсон и ХЕ. Кинг, 1979). Б. Бухер и О.-И. Ловаас (1968) полагали, что та польза, которая получается в результате методов наказания, ничтожно мала по сравнению сочень часто возникающими негативными эмоциональными реакциями
15
В экспериментах Н. Миллера, Дж. Долларда выяснялись условия подражания лидеру (при наличии или отсутствии подкрепления. Эксперименты проводились на крысах и на детях, причем в обоих случаях были получены сходные результаты. Чем сильнее побуждение, тем больше подкрепление усиливает стимульно- ответную связь. Если нет побуждения, научение невозможно. Миллер и Доллард считают, что самодовольные люди — плохие ученики. Н. Миллер и Дж. Доллард опираются на фрейдов­
скую теорию детских травм. Они рассматривают детство как период преходящего невроза, а маленького ребенка — как дезориентированного, обманутого, расторможенного, неспособного к высшим психическим процессам. Сих точки зрения, счастливый ребенок — это миф. Отсюда задача родителей — социализировать детей, подготовить их к жизни в обществе. Н. Мил­
лер и Дж. Доллард разделяют мысль А. Адлера о том, что мать, дающая ребенку первый пример человеческих отношений, играет решающую роль в социализации. В этом процессе, по их мнению, источником конфликтов могут служить четыре наиболее важные жизненные ситуации. Это кормление, приучение к туалету, сексуальная идентификация, проявление агрессивности у ребенка. Ранние конфликты невербализованны и потому неосознанны. Для их осознания, по мнению Милле­
ра и Долларда, необходимо использовать терапевтическую технику 3. Фрейда. Без понимания прошлого невозможно изменить будущее, — писали Миллер и
Доллард. Некоторые практические психологи в своей работе с родителями используют методы бихевиоральной психологии. Применение поведенческой модели в процес-
" Симпсон Р.-А. Модификация поведения ребенка // Помощь родителям в воспитании детей. — М Прогресс, 1992.
Групповые формы работы с родителями
21 се групповой работы с родителями предполагает, что родителям придется овладеть специфическими поведенческими методами для достижения и оценки заранее поставленных целей. В русле этого подхода можно отметить следующих авторов Л. Берковитц, Грациано, Дж. Е. Симпсон, Валэр и др. Сторонники бихевиоризма ориентированы на наблюдаемые и поддающиеся измерению поведенческие реакции, а также факты окружающей действительности, которые поддаются коррекции с помощью методики модификации поведения. Это должны быть контролируемые поведенческие реакции, которые содержат движения, поддаются внешнему наблюдению и фиксации. В литературе можно встретить и другое название бихевиористского подхода к работе с родителями — учебно-теоретическая модель (Я. Хямяляйне). Целью учебно-теоретической модели обучения родителей является привитие родителям, а через них и их детям социальных навыков поведения. Термин социальные навыки имеет большое значение в теории социального обучения, под ним понимают такое сформированное и закрепленное поведение, с помощью которого индивид может осуществлять целенаправленные действия в различных ситуациях, взаимодействуя с социальной средой. Родители, владеющие социальными навыками, своим поведением передают их детям. Задачи такой групповой работы с родителями сводятся к следующему прежде всего родителям прививают навыки социального наблюдения (навыки диагностики
•f их обучают принципам теории и применению их в воспитании детей (усвоение и применение теории наконец, родителей учат создавать определенную оценочную программу для изменения поведения ребенка (вмешательство в поведение ребенка. Ведущий программы совместно с родителями разрабатывают систему позитивных подкреплений и негативных санкций, хотя бихевиористы в первую очередь используют весь имеющийся у них арсенал позитивных подкреплений, а также методов игнорирования. Одной из популярных и часто используемых моделей работы с родителями является модель, основанная

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов
связь с админом