Главная страница
qrcode

Метод. разработка Брель Г.В. Учимся жить вместе. Конкурса методических разработок Беларусь страна дружбы и национального согласия


Скачать 162.35 Kb.
НазваниеКонкурса методических разработок Беларусь страна дружбы и национального согласия
Дата14.05.2019
Размер162.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМетод. разработка Брель Г.В. Учимся жить вместе.docx
ТипКонкурс
#62986
Каталог

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«СВЕТЛОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ ХИМИКОВ»

Методическая разработка

психологического занятия в профессионально-техническом лицее

в рамках Республиканского конкурса методических разработок

«Беларусь – страна дружбы и национального согласия»

среди педагогических работников системы

профессионального образования

в номинации «Учимся жить вместе»

Брель Галина Владиславовна,

педагог-психолог

СВЕТЛОГОРСК

2017

Методическая разработка

психологического занятия в профессионально-техническом лицее

в рамках Республиканского конкурса методических разработок

«Беларусь – страна дружбы и национального согласия»

среди педагогических работников системы

профессионального образования

в номинации «Учимся жить вместе»

Брель Галина Владиславовна,

педагог-психолог учреждения образования «Светлогорский государственный профессиональный лицей химиков»,

город Светлогорск, Гомельская область
Психологическое занятие на тему «Учимся жить вместе» предназначено для учащихся и педагогов профессионально-технического лицея.

Сложилась традиция психологические тренинги и т.п. мероприятия предлагать для одноцелевой группы: для учащихся, для родителей, для преподавателей и.т.д. Занятия такого рода, проводимые с отдельными категориям участников несколько обделены объективностью. Каждая из сторон наедине с собой норовит себя приукрасить. Однако с учетом того, что проблема конфликтов в частности между учащимся и педагогом является пусть не главным, но одним из первоисточников асоциального поведения, предлагается объединить в одну группу обе стороны взаимоотношений. Вместе искать пути разрешения конфликтов.

Подростковый период характерен взрослением и стабилизацией не только физических параметров организма, но и духовного становления, формирования психической устойчивости, поэтому работа с подростками должна быть направлена в первую очередь на самопознание, на управление собственным я, в связке с восприятием окружающих (педагогов, общества).

Как известно творить историю, то бишь изменять общество – неблагодарный труд. Истории известны гении, которые стали ведущими за собой ведомое общество. Но гений – это единичный «материал». Среднестатистическому человеку необходимо уметь распознавать плюсы и минусы течений в обществе, лавировать в гуще событий, не нанося при этом травм себе и своим близким, не создавая неприемлемых в обществе ситуаций, оставаясь истинным гражданином своей Родины. Трудно! Подросток находится в том возрастном периоде, когда ему приходится выходить (хорошо, если поступательно) из-под опеки взрослых (родителей, опекунов, родственников, педагогов, воспитателей), и жить с обществом вместе еще стоит научиться. Когда подростку не было уделено достаточного внимания, покровительства, он оказывается резко вброшенным в жизнь общества и учиться взаимоотношениям уже некогда. Как следствие пополняется статистика правонарушений и преступлений, которые в большинстве случаев являются средством демонстрации и самозащиты.

Сложившийся стереотип в отношении профессионально-технических учебных заведений: здесь учатся только слабо успевающие учащиеся (более сильные поступили в ВУЗы и ССУЗы), здесь поголовно правонарушители (курильщики, наркоманы, выпивающие, распущенные), хорошо известен учащимся. Общество, идя семимильными шагами в сторону прогресса, расслоившись, в какой-то степени потеряло ценностный ориентир в отношении рабочей профессии. В ответ на это, «в отместку», учащиеся лицея начинают позиционировать себя (чаще только внешне) так, чтобы перещеголять мнение о себе. Сложившийся стереотип откладывает отпечаток и на педагогический коллектив. Некоторые, более эмоционально ранимые педагоги выбирают высокомерную, пренебрежительную, недоверчивую, грубую поведенческую тактику в отношении к учащимся.

Педагоги придумали термин «трудные подростки». Почему они «трудные»? Мы знаем, что они существенно отличаются своей импульсивностью, рассеянным вниманием, гиперактивностью, склонностью к правонарушениям. Людям, работающим в учреждениях образования, трудно принять такую форму самовыражения и оставить «особенности» поведения такого подростка без строгого внимания.

Используя при воспитании подростков авторитарный стиль, педагоги сильно грешат стремлением к абсолютному господству, уничтожению независимости подростка («Будет так, как я сказала!», «Да кто ты здесь такой?», «Закрыли рты на замок!»). А как часто педагоги раздражаются, когда учащиеся делают что-то не так, как хотелось бы им. А у самих слова расходятся с делом (говорят учащимся, что кричать нельзя, а сами кричат). И даже забыли, что лучший метод воспитания – воспитание личным примером. Независимо от позиции подростка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. Этот принцип имеет двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь!) позицию и мнение подростка, и при необходимости корректируя их, педагоги показывают подростку личный пример добропорядочного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Имея столько серьезности, которую дарит ореол профессии, и так мало терпимости (кстати профессиональной), педагоги обречены на борьбу со своими воспитанниками. А в оправдание себе у педагогов есть дежурная фраза: «Он же у меня не один, их 25! А я одна, где на всех терпения напастись?» Отсюда вопрос: личность педагога в образовании умеет ли жить вместе?! Насколько? Не бороться надо с подростками, а идти с ними за руку, как старший товарищ по большой дороге, именуемой Жизнью. И это не только возможно, но жизненно необходимо. Ведь жизненный опыт человека, который воспитывает подростков, играет важную роль.

С чего все начинается? Это совместное выполнение задач, функций учебно-воспитательного процесса. Поэтому золотая середина - это когда участники видят себя в сотрудничестве со своими партнерами (педагогами, учащимися). Поэтому нужно всегда относиться к возникающим ситуациям и выстраивать отношения как для выполнения совместной деятельности. Если удается войти в отношения, где каждый понимает, к чему он движется - это и будет той золотой серединой, которая дает возможности продуктивно совместно участвовать в учебно-воспитательном процессе и общаться, не выходя за границы обостренных, эмоциональных личных отношений. Очень важно в общении сохранять баланс во взаимоотношениях, относиться к встречной стороне так, как хотел бы, чтобы относились к тебе, испытывать искреннюю заинтересованность в другом, проявлять искреннее желание сотрудничать и т.п. Очень способствует налаживанию и поддержанию отношений между учащимися и педагогами чувство юмора, которое исключает возможность вступать в конфликтные отношения.
Цель занятия: Создать условия для бесконфликтного взаимодействия учащихся и педагогов в учебном процессе.

Задачи занятия:

1.    Создавать условия для формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

2. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения.

3. Расширять возможности поиска компромиссного решения и понимания других людей.

4.    Способствовать минимизации конфликтных ситуаций в учебном процессе, исключению агрессивных поведенческих реакций.
Категория участников:

Занятие рассчитано на совместную работу команды подростков (лучше, если участниками будут учащиеся одной параллели или одной группы) и команды педагогов, работающих в данной параллели.
Состав групп:
оптимальная численность 10-15 человек;
группы должны комплектоваться на добровольной основе;

Место проведения:

зал для проведения тренингов, аудитория.
Форма проведения:

групповое занятие.
Занятие состоит из трех частей:

1.    Вводная часть (разминка).

2.    Основная часть (рабочая).

3.    Завершение.

Вводная часть и завершение занимают примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени уделено собственно работе.

Разминка.
Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно-два разминочных упражнения.

Могут быть использованы следующие вопросы к участникам:
«Как вы себя чувствуете?» (обращаясь поочередно к учащимся и к преподавателям),
«Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли с Вами в течение последней недели, месяца за пределами лицея?»,
«Что хорошего, необычного случилось в лицее за последние неделю, месяц?» и т. п.
В качестве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу, включиться в ситуацию «здесь и сейчас».

Например: ведущий, держа в сомкнутых ладошках заранее изготовленного маленького бумажного голубя, со словами доброго пожелания передает привет, вкладывая голубя в сомкнутые ладошки ближайшего к нему участника, который в свою очередь передает его следующему также со словами доброго пожелания. Крайний участник раскрывает секрет привета – голубь мира и добра. Он побывал в руках каждого участника и передал ему теплые пожелания.

Во вводной части необходимо уделить внимание мотивации участников и объяснить правила: успех занятия в большой степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы:

-    принцип конфиденциальности;

-   принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом равенства всех участников, признания ценности личности каждого из них, интересов их позиций, а также сопереживания, соучастия, уважения друг друга (не позволяется наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т.п.);

-   принцип исследовательской позиции участников: участники сами решают коммуникативные проблемы, а педагог-психолог лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;

-   принцип объективности: средством объективности является обратная связь, которая подается с помощью других участников группы, сообщающих свое отношение к происходящему;

-    принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия — упражнения, игры, дискуссии, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников.
Основная часть
До начала упражнений для оглашения мудрых изречений в каждой команде большинством голосов определяется Мудрец.

Информация педагога-психолога:

Научиться жить вместе не означает принятия иного мировоззрения или образа жизни. Суть вопроса заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением, быть терпимым к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Такая позиция является признаком уверенности в себе и сознания надежности своего собственного состояния, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции.

Такой подход означает 
Умение жить вместе может иметь место только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами «другого», способен проявить терпение к индивидуальности другого человека.

Как часто, выстраивая взаимоотношения, проявив терпение в одном, мы перегибаем палку в другом. Терпение необходимо и в труде, и в общении. Оно необходимо как 
Одна из задач лицея - это воспитание у учащихся миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать. И тут все методы хороши. Главное не свести все к назиданию и декларациям на тему важности и нужности добрых взаимоотношений. Действия педагогов по формированию основ поведения воспринимаются подростками как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются таким воздействиям. В таких случаях получается непрекращающаяся борьба. Учащиеся видят себя не для дисциплины, а для движения, неугомонности, радости. Веселье из них просто изливается, если есть для этого хоть малейший повод. И вот именно в этот час веселья педагогам часто
Упражнение «Что расскажет зеркало?»
одна двусторонняя поворачивающаяся классная доска или две отдельно расположенные доски (можно использовать размещенные на стендах большие листы ватмана),
мел (фломастеры или маркеры для письма на бумаге).

Предлагается каждой команде (учащихся и педагогов) на своей стороне доски вписать действия оппонентов в ходе учебно-воспитательного процесса, которые, по мнению членов команды не приемлемы. Например:
педагоги могут изложить претензии: выкрики с места, разговор по мобильному телефону и хождение по классу во время урока и т.п.;
учащиеся могут изложить претензии: повышение голоса, удары указкой по столу, разговор по мобильному телефону во время урока и т.п.
На работу дается 5-10 минут. Затем команды меняются местами и «видят себя в зеркале».

Проводится диспут с обсуждением каждого записанного действия. Делается вывод об объективности мнений. Предлагаются варианты исключения негативных факторов исходя из анализа причин их возникновения.

По результатам диспута не исключено проявления обид на оппонентов или коллег по команде. В связи с этим предоставляется слово Мудрецу от учащихся для прочтения притчи.

Притча об обидах

Ученик попросил учителя:

– Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

– Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл

конфликт, и положи этот картофель в пакет.

– И это всё? – недоумённо спросил ученик.

– Нет, – ответил учитель. – Ты должен всегда этот пакет носить с собой.

И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал:

– Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

– То же самое происходит и с тобой. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

Предоставляется слово Мудрецу от педагогов для озвучивания советов.

Совет от Мудреца: для правильной оценки поведения других в первую очередь следует разобраться в себе самом, уравновесить восприятие окружающих вас людей с точки зрения жизненных ценностей. Если договоришься с собой, есть надежда на взаимопонимание с окружающими.

Антонио Миро,

каталонский литератор


Упражнение «Самолетики»

Листы бумаги из тетради по количеству участников; тесьма, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.


- Возьмите каждый по листу бумаги и сделайте из него самолетик. На крыле самолетика напишите одно доброе пожелание своим оппонентам. Передавая самолетики по часовой стрелке, напишите добрые пожелания на крыльях каждого самолетика. Теперь пусть каждая команда выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно три-четыре метра. По моей команде вы начнете отправлять самолетики в полет на сторону противника. Прилетающие самолетики необходимо как можно скорее отправить в обратный путь.

После команды «Стоп!», вам надо будет прекратить отправлять самолетики. Выигрывает та команда, на чьей стороне самолетиков будет меньше. Посыл добра со стороны этой команды окажется более весомым.

Предоставляется слово Мудрецу от педагогов для озвучивания и комментария пожеланий, написанных на крыльях самолетиков. Желательно, чтобы члены команд высказали свое мнение. Общий вывод, когда люди с добром строят взаимоотношения, исключаются претензии и конфликты.

Предоставляется слово Мудрецу от учащихся для прочтения притчи.

Притча «Почему люди кричат?»

Однажды Учитель спросил учеников:

– Почему люди при ссорах повышают голос?

– Наверное, они теряют спокойствие, – предположили ученики.

– Но зачем повышать голос, если второй человек находится рядом с тобой? – спрашивал Учитель.

Ученики недоумённо пожимали плечами. Им это и в голову никогда не приходило. Тогда учитель сказал:

– Когда люди ссорятся и недовольство между ними возрастает, их сердца отдаляются. А вместе с ними отдаляются и их души. Чтобы услышать друг друга, им приходится повышать голос. И чем сильнее их обида и злость, тем громче они кричат. А что же происходит, когда люди влюблены? Они не повышают голоса, а говорят очень тихо. Их сердца находятся совсем рядом, а расстояние между ними практически полностью стирается.

– А что происходит, когда людьми правит любовь? – спросил Учитель. – Они даже не говорят, а только перешептываются. А иногда и слов не нужно – их глаза говорят обо всём. Не забывайте, что ссоры отдаляют вас друг от друга, а слова, произнесенные на повышенных тонах, увеличивают это расстояние многократно. Не злоупотребляйте этим, потому что настанет день, когда расстояние между вами увеличится настолько, что пути обратно вы уже не найдёте.

Завершение.
Надо иметь в виду, что каждый учащийся, педагог не один, что они ˗ часть коллектива. Принцип разумной коллективной жизни состоит в том, что люди умеют слушать не только себя, но и других, и находить возможность для обсуждения. Тогда и конфликты будут конструктивно разрешаться. Взаимоотношения в коллективе играют огромную роль в жизнедеятельности человека. Поэтому относиться к этому нужно так же серьезно, как и к своей учебе, работе. 

Притча о единстве





Каждый из нас – не остров. Человек не должен быть одинок.

О, одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.

Белла Ахмадулина

Мы живем среди людей и вступаем в различного рода отношения. Эти отношения отличаются различной степенью близости и глубины. Не всегда удается построить их гармонично. Дисгармония в отношениях причиняет боль, может вызывать депрессивные состояния и даже болезни. Только с помощью уважения и проявления терпимости, некоторых уступок можно прийти к миру и взаимопониманию.

Одно из главных человеческих качеств – это доброта. Именно доброта отличает человека от животного. Уважение к другим, к чужому мнению и чувствам – основа того, что делает человека Человеком. Надо помнить об этом, потому что ненависть и обиды разъедают прежде всего самого человека, испытывающего их. Невозможно развиваться самому и отдавать частичку себя другим не избавившись от раздражения, негатива. Порой так важно остановиться и сказать самому себе: я прощаю и прошу прощения.
Список литературы:
Сборник стихотворений Ахмадулиной «Избранное»; Москва, «Советский писатель», 1988 г.





перейти в каталог файлов


связь с админом