Главная страница

Добротина. ЗАНЯТИЕ 1. Орфография. Конкурса Учитель года России-2002 , преподаватель онлайн-школы Учительской газеты


Скачать 144.5 Kb.
НазваниеКонкурса Учитель года России-2002 , преподаватель онлайн-школы Учительской газеты
АнкорДобротина. ЗАНЯТИЕ 1. Орфография.doc
Дата12.04.2018
Размер144.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДобротина. ЗАНЯТИЕ 1. Орфография.doc
ТипКонкурс
#39595
Каталогid95302636

С этим файлом связано 32 файл(ов). Среди них: Пояснение к НИКО. 8 кл. Литература.docx, konkurs.jpg, 8_kl_Literatura.pdf, Добротина. ЗАНЯТИЕ 7. Формулировка проблемы.doc, Добротина. ЗАНЯТИЕ 6. Начало сочинения.doc, Добротина. ЗАНЯТИЕ 5. Языковые нормы. Выразител...doc, КТП Литература 7 кл. В.Ф. Чертов. ФГОС.docx, Programma_kursa_Lit_5-9_kl_k_uch_G_S_Merkina_M_Russkoe_slovo_201, КТП Литература 6 кл. В.Ф. Чертов. ФГОС.docx, Lit_Rab_progr_5-9_kl_k_uch_G_S_Merkina_M_Russkoe_slovo_2012_152_ и ещё 22 файл(а).
Показать все связанные файлы

Добротина И.Г. Русский язык. Теория, тренинги, решения/Ирина Добротина. - М.: Издательский дом «Учительская газета», 2013. - 256 с. (Библиотечка «Учительской газеты». Готовимся к ЕГЭ с луч­шими учителями России)
И.Г. Добротина - учитель с 20-летним стажем, лауреат конкурса «Учитель года России-2002», преподаватель онлайн-школы «Учительской газеты», счи­тает своих учеников соавторами этой уникальной книги. Педагогу-практику удалось создать эффективную систему занятий для достижения результата - успешной сдачи учениками ЕГЭ. Диалоговая форма изложения материала, об­разцы рассуждений при выполнении заданий, привлечение широкого круга произведений для создания «копилки аргументов», анализ типичных ошибок в сочинениях - несомненные достоинства данного издания.

Учитель найдёт здесь идеи для организации урока, а ученик сможет систе­матизировать знания, чтобы чувствовать себя уверенно на экзамене.


От автора

Дорогие выпускники!

Многие из вас считают, что сдать экзамен по русскому языку в 11-м классе трудно. С этим можно согласиться, но только отчасти: как и к любому другому экзамену, к нему необходимо готовиться. Во-первых, потому что в процессе подготовки знакомишься с типологией и уров­нем сложности экзаменационных заданий, а во-вторых, системати­ческая подготовка позволяет преодолеть то, что для многих кажется трудным. Почему «кажется»? Да потому, что основные трудности, воз­никающие на экзамене, часто связаны с неумением:

  • рассчитать время на выполнение частей А и В (тестовых заданий) так, чтобы достаточное время осталось на написание сочинения - выполнение части С;

  • использовать определённые алгоритмы при выполнении ряда за­даний: порой мы забываем о том, что язык - система, есть вну­тренние связи между разделами языка, которые можно и нужно использовать при решении тестовых заданий;

  • сформулировать проблему, заключённую в тексте, или выбрать из нескольких проблем одну для написания сочинения-рассуждения;

  • развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;

  • выстроить композицию сочинения, добиваясь логичности и связ­ности своего текста;

  • соблюдать при письме нормы русского литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Именно на преодоление этих трудностей в первую очередь и нап­равлены занятия, которые мы предлагаем.

Об экзамене по русскому языку написано уже много статей и книг, в любом книжном магазине предлагаются различные пособия по под­готовке к этому экзамену. В чём же особенность данной книги? На­зовем главное: можно сказать, что она написана в соавторстве с уче­никами курса по русскому языку онлайн-школы, которая работает на сайте «Учительской газеты». Кроме того, каждое занятие построено по модели школьного урока: 1) собственно материал занятия с объя­снением алгоритма выполнения заданий, кратким справочным мате­риалом, упражнениями для тренировки; 2) материал домашнего за­дания (задания для самостоятельной работы).

Книга состоит из пяти частей:

Часть первая, теоретико-тренировочная, позволяет вспомнить теоретический материал ряда ключевых тем: в тематические блоки объединены тестовые задания по орфографии, лексике, морфологии и т.д., предлагается алгоритм выполнения ряда традиционно непрос­тых заданий из частей А и В. Пять занятий посвящено вопросам напи­сания сочинения - части С.

Часть вторая, творческая и «аргументонакопительная», поз­воляет пополнить копилку аргументов, основой которых являются тексты художественных и публицистических произведений; предла­гается материал, который может стать подспорьем для выполнения задания.

Часть третья, «ошибкоисправительная», включает анализ ти­пичных ошибок, который сделан на основе присланных учениками онлайн-школы работ (с образцами фрагментов сочинений).

Часть четвёртая, «примерно-показательная», знакомит с рабо­тами учащихся, выполненными на экзамене.

Часть пятая, «ключевая», предлагает ключи для самопроверки тес­товых заданий: проверяя себя, вы можете сравнить ответ и ход раз­мышлений.

Часть шестая, «впечатлительная», содержит отклики учеников онлайн-школы, которым пройденный курс обучения помог при под­готовке к ЕГЭ, и коллег-педагогов.

Возможно, какие-то сведения покажутся вам хорошо известны­ми или не заслуживающими внимания, а задания - простыми. Даже если это так, не пропускайте ничего, читайте материал каждого за­нятия и выполняйте упражнения. Если, наоборот, предложенные за­дания покажутся вам сложными, не отступайте. Только так - трудом и терпением - мы сможем достичь цели.

Ирина Добротина, учитель русского языка московского культурологического лицея № 1310, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2002»
Несколько лет назад был проведён интересный интернет- эксперимент: через любую поисковую систему каждому желающему предлагалось задать слово в собственном на­писании, чтобы выяснить, сколько человек «неграмотны одинаково». Слово «еденомышленник» было найдено на 111 серверах, а лидерами, по данным Яндекса, стали слова «агенство», «обьявление», «сдесь», «адресо>... Тревожная тенденция. Причина, по мнению специалистов, кроется в сложности русской орфографии.

Немного истории. В 1960-е годы перед специальной ко­миссией была поставлена задача сделать орфографию бо­лее лёгкой для усвоения. В ходе обсуждения этого проекта звучали самые разные предложения, вплоть до таких: печа­тать слова с йотированными гласными (е, ё, ю, я) так, как они произносятся: jэль, jаблоко, и писать слова так, как они произносятся («сабака», «жолугь» и т. д.). Как вы понимаете, проект не был принят. Выводы комиссии звучали так: «Эта проблема в значительной степени лежит в сфере культурно­-национальных традиций, литературно-бытовых навыков и привычек, с которыми нельзя не считаться».

Часть первая.

Теоретико-тренировочная

Эта глава посвящена незыблемым законам системы рус­ской орфографии и пунктуации.
ЗАНЯТИЕ 1. Орфография

Сова жила в великолепном замке «Каштаны». Да, это был не дом, а настоящий замок. Во всяком случае, так казалось мед­вежонку, потому что на двери замка был и звонок с кнопкой, и колокольчик со шнурком. Под звонком было прибито объяв­ление: ПРОШУ НАЖАТЬ ЭСЛИ НЕАТКРЫВАЮТ. А под коло­кольчиком другое объявление: ПРОШУ ПАДЕРГАТЬ ЭСЛИ НЕ АТКРЫВАЮТ. Оба эти объявления написал Кристофер Робин, который один во всём Лесу умел писать. Даже Сова, хотя она была очень-очень умная и умела читать и даже подписывать своё имя - С а в а, и то не сумела бы правильно написать такие трудные слова...

На этом занятии разговор пойдёт о ряде заданий, выполнение ко­торых основано на умении объяснять зависимость значения, мор­фемного строения и написания слова, умении проводить орфогра­фический анализ слов.

В блок «Орфография» входят следующие тестовые задания:

Позиция

задания

Что проверяется

Примерные формулировки заданий




А13

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква И?




А14

Правописание корней

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?




А15

Правописание приставок

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

А16

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква ...?

А17

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква ...?

А18

Правописание НЕ и НИ

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НИ (НЕ)?

А19

Слитное, дефисное, раздельное написание

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно (раздельно, через дефис)?

Мы так подробно рассматриваем типы заданий, чтобы вы убеди­лись: в любом варианте экзаменационной работы на этих позици­ях будут именно такие задания. Это важно, так как одинаковые по структуре задания можно решить с помощью одного алгоритма. Мы проанализируем лишь некоторые из данных тем.

Принцип разбора такой: приводим пример задания - предлагаем справочный материал, необходимый для решения, - вырабатываем алгоритм - тренируемся, выполняя аналогичные задания.


ЗАДАНИЕ А13. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых пишется одна буква Н?

В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лу­чом яркого света и существуют вне связи со средой.

1 2)2 3)1,2 4) 1,2,3

Правильное выполнение задания зависит от того, насколько верно вы определите часть речи, потому что выбор написания Н/НН зави­сит от часторечной принадлежности слова. Чаще всего в задания ЕГЭ включены причастия, прилагательные и наречия.


СПРАВОЧНЫЙ материал

Запомнить написание Н/НН в причастиях помогает алгоритм: НН пишем, если соблюдено хотя бы одно условие:

причастие образовано от глагола совершенного вида;

в причастии есть приставка, кроме НЕ;

есть суффикс -ова-, -ева-;

есть зависимое слово.

Во всех остальных случаях и в краткой форме - Н.
Выбор Н/НН в прилагательных запоминаем так:

Н пишем в суффиксах-«китайцах» (так остроумно их назвали дети) - -ИН-, -АН-, -ЯН- (гусь - гусИНый, кожа - кожАНый, земля - землЯНой; помним об исключениях - оловянный, деревянный, стеклянный).

НН пишем:

в суффиксах -ОНН-, -ЕНН- (экскурсионный, клюквЕННый);

в прилагательных, образованных от существительных с осно­вой на Н с помощью суффикса -Н- (карман - карманный, ли­мон - лимонный).

В краткой форме прилагательных пишется столько же Н, сколько в полной форме: дорога длинна - дорога длинная.
Н/НН в наречиях на О

Пишется столько же Н, сколько в прилагательном, от которого наре­чие образовано (туманно от туманный).

Важно ли отличать, отглагольное прилагательное перед нами или причастие? Важно для выбора написания в краткой форме: девочка воспитанна и образованна - девочка воспитана хорошо, партия образована недавно.

Вернёмся к заданию и определим, какими частями речи являются вы­деленные слова:

1. Упрощённость - имя существительное, образовано от упрощён­ный, сохраняется количество Н, как в исходном слове.

2. Выхвачены - страдательное причастие прошедшего времени в краткой форме.

3. Неопределённого - образовано от глагола совершенного вида определить (что сделать?), в полной форме.

Ответ: 2.

ТРЕНИРУЕМСЯ!
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых пишется НН?

На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж - широкий, с прекрасно нарисова(3)ым высоким голубым небом.

1) 1,2 2)2 3)3 4)2,3

Определяем, какой частью речи являются выделенные слова:

Изображена - краткое страдательное причастие (в полной форме - изображённая).

Вписана - краткое страдательное причастие (в полной форме - впи­санная).

Нарисованным - страдательное причастие в полной форме, образо­вано от глагола совершенного вида нарисовать, есть приставка.

Ответ: 3.


ЗАДАНИЕ А14. Правописание корней

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный;

  2. вл..стелин, пок..рать, укр..титель;

  3. пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать;

  4. упл..тняя (бетон), к..саться, к..омпаньон.


СПРАВОЧНЫЙ материал
Вспомним, какие виды орфограмм могут быть проверены в этом задании:

- слова с безударными непроверяемыми гласными, написание которых запоминаем (сверяемся со словарём), выделите красным цветом как опасность, которую надо запомнить;

- слова с чередующимися гласными в корне слова (кос - кас, гор - гар, бер - бир, клон - клан, плав - плов и др.) выделите жёлтым цветом, предупреждение - постоять и подумать;

- слова с безударными гласными, проверяемыми ударением, выделите зелёным, так как гласную можно прове­рить, подобрав однокоренное слово.
Вернёмся к заданию:

- слова с безударными непроверяемыми гласными, в нашем случае это: компаньон; исключаем 4-ю строку;

- слова с чередующимися гласными в корне слова, в нашем слу­чае это: вырастающий (раст - рос), заря (зар - зор), касаться (кос - кас); исключаем 1, 3 и 4-ю строки;

слова с безударными гласными, проверяемыми ударением, в нашем случае это: вызволить - воля, представительный - предста­вить (строка 1); властелин - власть, покарать - кара, укротитель - кроткий (строка 2); покоряющий - покорный, провозглашать - глас (глас народа) (строка 3); уплотняя - плотно (строка 4).

Получаем результат:

  1. вызволить, вырастающий, представительный;

  2. властелин, покарать, укротитель;

  3. покоряющий, заря, провозглашать;

  4. уплотняя (бетон), касаться, компаньон.

Полностью удовлетворяет нашим условиям только одна строка.

Ответ: 2.
Итак, важно твёрдо помнить перечень тех корней, в которых есть чередующиеся гласные. Алгоритм выполнения: «отбрасываем» стро­ки, в которых есть хотя бы одно слово с чередующимися гласными и/или «словарное» слово или слова, для надёжности - обязательно проверяем оставшуюся строку.


ТРЕНИРУЕМСЯ!

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. ус..ление, ум..лять (значение), предназн..чение;

  2. соч..тать, щ..петильный, бл..стательный;

  3. пост..мент, ут..пический, энцикл..педия;

  4. ц..ремония, п..лисадник, ц..пляться.

Проверяем себя в первой строке: усиление - усилить, умалять (зна­чение) - делать малым, предназначение - предназначить.

Ответ: 1.
ЗАДАНИЕ А15. Правописание приставок

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. пред..явитель, неотъ..млемый, трех..язычный;

  2. под..брать, запр..кинуть, поз..вчерашний;

  3. пр..уныл, пр..образился, гостепр..имный;

  4. бе..характерный, ра..кидать, ра..росшийся.


СПРАВОЧНЫЙ материал

Задание на правописание приставок заставляет вспомнить, что есть приставки, написание которых:

  1. традиционно: под-, на-, над-, с- (потому что нет приставки «з»), в-...

  2. зависит от глухости/звонкости последующего звука (приставки, оканчивающиеся на 3 и С): разбежаться, расплести...

  3. зависит от значения приставки (пре/при);

  4. учитывает необходимость разделительного твёрдого знака (после приставки, оканчивающейся на согласную, перед буквами е, ё, ю, лив сложных словах, первую часть которых образуют числитель­ные двух, трёх, четырёх):

  5. учитывает выбор И/Ы после приставок, оканчивающихся на соглас­ную (пишется Ы в соответствии с произношением). Сохраняется И после иноязычных приставок и частиц дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан-.

Вернёмся к заданию:

  1. традиционное написание приставок - 2-я строка;

  2. приставки, оканчивающиеся на 3 и С, - 4-я строка;

  3. приставки пре/при - 3-я строка;

  4. необходимость разделительного твёрдого знака (после при­ставки, оканчивающейся на согласную, перед буквами е, ё, ю, я ив сложных словах, первую часть которых образуют числи­тельные) - 1-я строка.

Отметим, что написаний, учитывающих выбор И/Ы после приставок, оканчивающихся на согласную, в этом задании нет.

Итак, только в 1 -й строке на месте пропусков одна и та же буква - Ъ: предъявитель, неотъемлемый, трехъязычный.

Ответ: 1.
ТРЕНИРУЕМСЯ!

Выполним ещё одно задание, написав напротив каждой строки номер правила:

  1. пр..мудрый, пр..одолеть, пр..града - 3, все слова пишутся с при­ставкой пре- (в значении «очень» и в значении, близком к значе­нию приставки пере-);

  2. бе..дарно, беспристрастный, ра..шифровать - 2 (бездарно, бес­пристрастный, расшифровать);

  3. отдалённый, надтреснутый, на..пиленный - 1 (традиционное на­писание: отдалённый, надтреснутый, надпиленный);

  4. из..мать, дезинформация, от..граться - 5 (изымать, дезинформа­ция, отыграться).

Ответ: 3.
ЗАДАНИЕ А16. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

  1. дыш..шь, обид..вший;

  2. эконом..шь, замасл..ный;

  3. дремл..шь, приемл..мый;

  4. реж..шь, прикле..вший.

СПРАВОЧНЫЙ материал

Для выполнения заданий, стоящих на этой позиции, необходимо уметь определять, что перед нами: глагол (как правило, в заданиях теста глаголы даны в форме 2-го лица единственного числа) или гла­гольная форма (причастие).

Даже «кусочек» слова поможет нам определить часть речи:

..шь (..шься) - глагол в форме 2-го лица, окончание зависит от спря­жения глагола (ты пишешь, слушаешь, умываешься);

..вший - действительное причастие в форме прошедшего времени, суффикс зависит от гласной перед -ТЬ (писавший, слушавший, умы­вавшийся);

..мый - страдательное причастие в форме настоящего времени, суф­фикс зависит от спряжения глагола (гонимый - 2, подписываемый - 1);

..нный - страдательное причастие в форме прошедшего времени, суффикс зависит от гласной перед -ТЬ в глаголе, от которого слово образовано (написанный, рассеянный), кроме гласной И (меняем на Е-НН: застелить - застеленный).

Итак, вы убедились, что в основе правописания - наши знания о спряжении глагола. Различаем личное окончание (окончание глагола в форме 1, 2 или 3-го лица) и то, на что оканчивается глагол в неопре­делённой форме (форме инфинитива: что делать, что сделать?).

Если на личное окончание падает ударение, определяем спряжение по личному окончанию:

1-е спряжение: несУТ, поЮТ, несЁМ, поЁМ, поЁШЬ...

2-е спряжение: летЯТ, летИТ, летИМ, свистЯТ, свистИШЬ...

Если на личное окончание не падает ударение, ставим в форму ин­финитива.

Ко 2-му спряжению относятся:

- все глаголы на -ИТЬ, кроме БРИТЬ,СТЕЛИТЬ

- 4 глагола на -АТЬ (ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ,СЛЫШАТЬ)

- 7 глаголов на -ЕТЬ (ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНА­ВИДЕТЬ, ВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ)

Все остальные глаголы (на -УТЬ, -ЫТЬ, -АТЬ, -ЯТЬ, -ОТЬ) относятся к 1-му спряжению.

ЭТО НАДО ПРОСТО ВЫУЧИТЬ!

Возвращаемся к заданию. В ряде слов мы уже можем вставить пропущенные буквы. Так как ударение не падает на окончание (а вы должны быть готовы именно к этому, иначе задание теряет смысл), ставим данные глаголы в форму инфинитива:

1) дышать, глагол-исключение 2-го спряжения, личное окончание -ИШЬ;

2) экономить, глагол на -ИТЬ, 2-е спряжение, личное окончание -ИШЬ;

3) дремать, глагол на -АТЬ, не входит в список глаголов-исключе­ний, 1-е спряжение, личное окончание -ЕШЬ;

4) резать, глагол на -АТЬ, не входит в список глаголов-исключений,

1 -е спряжение, личное окончание -ЕШЬ.

Две строки (1 и 2) уже отпадают. Разберёмся с причастиями.

Перед суффиксом -ВШ сохраняется та же гласная, что и перед -ТЬ в инфинитиве: думАть - думАвший, стелИть - стея^ший, клеИть - клеИвший...

Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глаголов 1-го спряжения, имеют суффиксы: -ом-, -ем-; от глаголов

го спряжения - им-.

1) обидЕвший - действительное причастие в форме прошедшего времени, суффикс зависит от гласной перед -ТЬ (обидЕть);

2) замаслЕнный - страдательное причастие в форме прошедшего времени, суффикс зависит от гласной перед -ТЬ в глаголе, от ко­торого слово образовано, кроме гласной И (меняем на Е) (за- маслИть - замаслЕнный);

3) приемлЕмый - страдательное причастие в форме настоящего вре­мени, суффикс зависит от спряжения глагола, 1-е спряжение;

4) приклеивший - действительное причастие в форме прошедшего времени, суффикс зависит от гласной перед -ТЬ (приклеить).

В результате получаем:

  1. дышИшь, обидЕвший;

  2. экономИшь, замаслЕнный;

  3. дремлЕшь, приемлЕмый;

  4. режЕшь, приклеИвший.

Ответ: 3.


ЗАДАНИЕ А19. Слитное, дефисное, раздельное написание

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. Я стал забирать в сторону, (ПО)ТОМУ что идти сквозь стланик (В)ВЕРХ было невозможно, и сразу попал на звериную тропу.

  2. В лесах густыми массами колышется туман: где-то ИЗ(ЗА) горы он всплыл (К)ВЕРХУ небольшим белым облачком.

  3. (ОТ)ТОГО что радуга была так близко, она казалась КАКОЙ(ТО) не­обыкновенно яркой и широкой.

  4. Лес (ВО)КРУГ притих, КАК(БУДТО) ожидал чего-то небывалого.

Предлагаем такой алгоритм работы с заданием: чтение предложе­ния - определение частеречной принадлежности выделенного слова - выбор правильного ответа. Особенно внимательно относимся к смыс­лу предложения в целом.

Можно рассуждать так: предлог ИЗ-ЗА (из-за горы) пишется через дефис. Без вариантов. Значит, строка 2 отпадает.

Неопределённое местоимение КАКОЙ-ТО тоже пишется через де­фис. Значит, строка 3 тоже отпадает. Эти дефисные написания мож­но для себя выделить.

Стоит выучить написание союза КАК БУДТО. Только так! И исклю­чить 4-ю строку.
Проверяем слова в оставшейся 1-й строке: ПОТОМУ или ПО ТОМУ? Если есть значение причины (потому что), перед нами союз, пишем слитно: ПОТОМУ. Если есть указание на место (по тому берегу, по тому случаю), перед нами предлог с указательным местоимением, пишем раздельно. У нас явно причина, значит - союз, значит - слитно.

ВВЕРХ (наречие) или В ВЕРХ (существительное с предлогом)? Если есть ВЕРХ, то явно можно представить и НИЗ (в верх дома). Если же это просто направление (куда?), то ВВЕРХ.

Получаем:

  1. Я стал забирать в сторону, ПОТОМУ что идти сквозь стланик ВВЕРХ было невозможно, и сразу попал на звериную тропу.

  2. В лесах густыми массами колышется туман: где-то ИЗ-ЗА горы он всплыл КВЕРХУ небольшим белым облачком.

  3. ОТТОГО что радуга была так близко, она казалась КАКОЙ-ТО необыкновенно яркой и широкой.

  4. Лес BOKPУГ притих, КАК БУДТО ожидал чего-то небывалого.

Ответ: 1.
ТРЕНИРУЕМСЯ!

Проверим действие алгоритма: отбираем слова, написание кото­рых всегда однозначно, анализируем, какой частью речи являются оставшиеся.
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. (ПО)ТОМУ учебнику ТО(ЖЕ) можно подготовиться к экзамену.

  2. ЧТО(БЫ) не опоздать в аэропорт, пришлось остановить попутку, ПОТОМУ(ЧТО) автобусы с утра не ходили.

  3. Войдя в квартиру, Ольга (С)НАЧАЛА сняла плащ, а (ЗА)ТЕМ стре­мительно вошла в кабинет профессора.

  4. Собаки на соседнем участке ТО(ЖЕ) замолчали, ТАК(ЧТО) стало не­привычно тихо.

Исключаем строки 2 и 4: в них есть союзы ПОТОМУ ЧТО и ТАК ЧТО, правописание которых мы знаем с 7-го класса.

Анализируем слова 1-й строки: ПОТОМУ или ПО ТОМУ. Есть причи­на? Нет, есть указание на объект, значит, указательное местоимение с предлогом: ПОТОМУ.

Проверяем 3-ю строку: СНАЧАЛА или С НАЧАЛА? Опять вспоми­наем, что если есть НАЧАЛО, должен быть конец (читать книгу с на­чала, с самого начала). У нас есть только указание на время действия: СНАЧАЛА, что-то будет происходить потом. И вот оно: ЗАТЕМ (нет указания «за тем столом», «за тем деревом»), явная последователь­ность действий.

  1. ПО ТОМУ учебнику ТОЖЕ можно подготовиться к экзамену.

  2. ЧТОБЫ не опоздать в аэропорт, пришлось остановить попутку, ПОТОМУ ЧТО автобусы с утра не ходили.

  3. Войдя в квартиру, Ольга СНАЧАЛА сняла плащ, а ЗАТЕМ стреми­тельно вошла в кабинет профессора.

  4. Собаки на соседнем участке ТОЖЕ замолчали, ТАК ЧТО стало не­привычно тихо.

Ответ: 3.


ПОДБИРАЕМ АРГУМЕНТЫ

Как и договаривались, на каждом занятии мы работаем над совер­шенствованием умения создавать собственное высказывание, аргу­ментировать его, приводя примеры из художественной, публицисти­ческой или научной литературы.

Как отмечают авторы-разработчики экзамена, вопросы, связан­ные с интерпретацией содержания текста, комментарием проб­лематики текста, остаются сложными для большинства выпускников: только в 5% всех работ «была выявлена оригинальность выдвинутых положений и способов их аргументации, приведены примеры из ху­дожественной литературы»1. А ведь именно художественная литера­тура даёт богатейший материал для построения аргументации. В чём причины того, что в большинстве работ мы видим псевдопримеры из личного опыта: «А вот моя соседка читает много...», «Один мой зна­комый всегда помогает тем, кто нуждается в помощи...»?

Не откроем ничего нового, если скажем, что выпускники мало чита­ют, не умеют анализировать прочитанное. А бывает, что боятся оши­биться, исказить текст произведения. Будем тренироваться в подборе аргументов. А для начала познакомимся с критериями оценивания данной части работы2.

К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Баллы

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)

3

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт) или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы

2

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт

1

Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора),

но не привёл аргументы,

или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен/не согласен с автором»),

или вообще не отражено в работе

0


ТРЕНИРУЕМСЯ!

Для того чтобы работа по составлению вашей личной копилки аргу­ментов была структурированной, предлагаем такую схему:

Тема: Язык отражает состояние общества.

Афоризмы, пословицы, высказывания:

«Заговори, чтоб я тебя увидел...» (Сократ).

«Русский язык - наш неиссякаемый золотой запас. Это надо пони­мать, ценить, этим надо умело пользоваться». (А.Ф. Лосев).

«Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!..» (А.А. Ахматова).

«В нём (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно». (Н.В. Гоголь).

«О русском языке надо беспокоиться. Его надо любить. О нём надо спорить. Но главное - на нём надо говорить, писать и читать». (М. А. Кронгауз).

«Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять». (С. Довлатов).

Больше говорить - больше согрешить. Меньше говорить - меньше греха. Меньше врётся - спокойнее живётся.

Кто говорит, тот сеет; кто слушает - собирает (пожинает).

Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

Для красного словца не пощадит ни матери, ни отца.

Говорить, так договаривать; а не договаривать, так и не говорить.

Мал язык, да всем телом владеет.

Возможные формулировки проблемы:

  1. Верно ли, что язык обеспечивает и поддерживает сплочённость людей? Есть мнение, что язык, являясь могучей объединяю­щей силой, способен и разобщать людей. Группа, использую­щая данный язык, считает всех, говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или диалектах, - чужими. Можно ли согласиться с таким мнением?

  2. Д.С. Лихачёв говорил, что «язык... свидетельствует о вкусе че­ловека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе». Согласны ли вы с тем, что жаргонные слова, нецензурная брань, избыток неологизмов в нашей речи подтверждают правоту мысли известного русского учёного?

  3. К.И. Чуковский утверждал, что у людей, лишь неделю говорив­ших на вульгарном языке, появлялись вульгарные замашки и мысли. Не является ли растущая в последнее время озлоблен­ность людей друг на друга следствием невежественного прене­брежения нами нашим родным языком?

Автор, название произведения

Примеры, которые могут стать аргумен­тами при выражении собственной пози­ции по сформулированной проблеме

Булгаков Михаил Афанасьевич, «Собачье сердце», повесть

Если глаза - зеркало души, то язык - зеркало общества.

Автор подчёркивает эту мысль в разли­чии речи профессора Преображенского и представителей пролетариата. М. Булгаков объясняет эти различия изменениями в об­ществе, пришедшими вместе с революцион­ными преобразованиями. Книга актуальна и в наши дни, поскольку сейчас, во времена больших преобразований, происходят и се­рьёзные изменения в речи.

Чуковский Корней Иванович, «Живой как жизнь», рассказы о рус­ском языке

К. Чуковский убеждён, что в любое время и в любом обществе язык отражает состояние духовности, показывает образовательный и культурный уровень человека, а эти качества востребованы везде и всегда.

Культура речи неотделима от общей культу­ры. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего интеллекта. Мало добиться того, чтобы люди не говорили выбора или мне ндравится. Иной и пишет, и говорит без ошибок, но какой у него бедный словарь, какие замусоленные фразы! Какая худосочная душевная жизнь сказывается в тех заплесневелых шаблонах, из которых со­стоит его речь!

Кронгауз Максим Анисимович, «Русский язык на грани нервного срыва», публицистика

Русский язык изменяется настолько быстро, что в обществе возникают тревожные, а по­рой панические настроения. Все чаще го­ворят не только о порче, но уже и о гибе­ли русского языка. Особенно болезненными оказываются такие темы, как язык Интерне­та, распространение брани, злоупотребле­ние заимствованиями, жаргонизмами и про­сторечными словами.

Автор пытается выяснить, «живительный родник» или грязное болото представляет речь человека, говорящего по-русски, и, сле­довательно, в какое время и как мы живём: ведь язык не только отражает мир, он его формирует - не названное не существует...

Что можно прочитать ещё:

-Тургенев Иван Сергеевич, «Русский язык», стихотворение в прозе; -Лосев Алексей Фёдорович, «Дерзание духа», публицистика;

- Скворцов Лев Иванович, «Экология слова, или Поговорим о куль­туре русской речи», публицистика;

-Толстая Татьяна Никитична, «На липовой ноге» (Сердца горест­ные заметы), эссе







Надеемся, материал занятия поможет справиться с домашним заданием! О том, что правописание у него хорошее, но немно­го хромает, мог сказать Пух. Но он лишь забавный мишка из сказки... Ваша грамотность - ваш успех на экзамене!


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1

1) А13. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко­торых пишется НН? Укажите путь своих рассуждений.

Мишина шерстя(1)ая кофта, выстира(2)ая бабушкой, была высу­шена прямо на печке за каких-нибудь пару часов.

1) 2 2) 1,2 3) 1,3 4) 1,2,3

2) А14. Правописание корней

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая глас­ная корня?

Укажите путь своих рассуждений.

  1. спец..алист, р..комендация, изб..рательный;

  2. кр..терий, употр..бить, г..сударственный;

  3. т..рритория, оп..раться, предст..вление;

  4. мот..вировать, б..зироваться, произн..шение.

3) А15. Правописание приставок

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

Укажите путь своих рассуждений.

  1. бе..чувственный, ра..считывать, ни..провергнутый;

  2. раз..грывать, вы..грать, без..нтересный;

  3. пр..ступление, пр..обладать, непр.жрытый;

  4. под..ждать, поз..бывать, пр..российский.

4) А. 16. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пи­шется буква Я?

  1. стел..щиеся растения; ямщики гон..т лошадей;

  2. завис..щий от силы ветра; собаки ла..т;

  3. белки корм..тся орехами; ссор..щиеся воробьи;

  4. недремл..щий глаз; друзья дар..т радость.

5) А19. Слитное, дефисное, раздельное написание

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

Укажите путь своих рассуждений.

  1. Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

  2. Первые несколько лет, прожитые в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

  3. Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать - громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК) БУДТО все предметы.

  4. (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живо­писца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

6) Задание от автора

Вставьте пропущенные буквы, постарайтесь объяснить написание. Об­разец объяснения: торжественной - прилагательное, суффикс -ЕНН-.
В гостиной всё было готово к торжестве..ой встрече, зажже..ы свечи и накрыт стол. Слое..ые пироги и смороди..ый сок, солё..ые грибочки и жаре..ая курица, сви..ые котлеты и вареники - всё было расставлено и необычайно вкусно пахло, дразня аппетит всех при­сутствующих.

Бесприданница была необыкнове..о хороша: румя..ая от недав­него падения на неё стекля..ой вазы и растеря..ая от сознания важ­ности момента. К слову сказать, серебряное колье, что украшало ее лебеди..ую шею, было не купле..о в государстве..ом магазине, а удачно выменя..о за мешок оловя..ых ложек.

Именинник, сияющий бриллиантовыми запонками и лакирова..ыми туфлями, взволнова..о поглядывал на гостей, стараясь понять, что они уже успели стащить со стола. Но гости были пу- га..ыми воронами и вели себя прилично.

7) Задание «Копилка аргументов»

Подумайте, какие произведения художественной (публицистической, научной) литературы вспоминаются, когда вам предлагают следую­щий тезис: Способность к сочувствию, состраданию - важнейшее качество человека.

1) Перечислите произведения художественной (публицистиче­ской, научной) литературы (обязательно укажите название произ­ведения и его автора), примеры из которых могли бы стать аргу­ментом для данного тезиса, - не менее 2 произведений.

2) Сформулируйте и запишите свой аргумент, опираясь на ука­занные вами источники.


1 См. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании русского языка в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования».

2 Критерии проверки и оценки выполнения задания с развёрнутым ответом / Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. Русский язык, 11-й класс. - http://fipi.ru/


перейти в каталог файлов
связь с админом