Главная страница
qrcode

Конспект по разделу Право. 2 Норма права. Нормативно-правовой акт


Скачать 288.15 Kb.
НазваниеКонспект по разделу Право. 2 Норма права. Нормативно-правовой акт
АнкорKonspekty po pravu.pdf
Дата08.01.2018
Размер288.15 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKonspekty_po_pravu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКонспект
#36031
Каталог

1
Конспект по разделу: Право.
6.2 Норма права. Нормативно-правовой акт.
Право – система общеобязательных норм (правил поведения), регулирующих поведение людей, наиболее важные отношения между ними, за выполнением которых следит государство.
Правовая норма – это написанное и принятое в установленном порядке государственным органом прави- ло поведения, обязательное для всех, которое регулирует общественные отношения и предусматривает в случае нарушения этого правила поведения ответственность.
Признаки нормы права.
1)
установлена государством
2)
имеет письменную форму
3)
является общеобязательным правилом поведения
4)
охраняется и защищается государством.
Источники права — это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права.
Традиционно в группу основных включают нормативно-правовой акт, правовой обычай и судебный пре- цедент.
Основные источники (формы) права.
А) Правовой обычай (обычное право) — древнейший источник права, сохранивший свое дей-
ствие до наших дней. Его можно определить как вошедшее в привычку народа правило поведения, кото- рое санкционировано государством (официально признано) в качестве общеобязательной нормы права.
Б) Судебный прецедентэто судебное решение по конкретному юридическому делу, которое слу-
жит общеобязательным образцом при рассмотрении аналогичных дел.
В) Нормативно-правовой (или нормативный) акт — это выраженный в письменной форме
официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий
нормы права. Он имеет ряд преимуществ перед другими источниками.

это документ официальный, исходящий от государства. Отсюда проистекает многое: и его общеобязательность, и гарантированностъ со стороны государства, и, конечно, неиз- бежность принудительных санкций в отношении нарушителей правовых норм.

правотворческие органы имеют возможность оперативно его издать, изменить, отменить.
Поскольку это документ публичный, он подлежит официальному опубликованию (ст. 15
Конституции РФ). И следовательно, государство может требовать исполнения содержа- щихся в нем правовых норм.

нормативный акт должен быть изложен особым юридическим языком, чтобы его форму- лировки были точны и понятны, толковались однозначно, без двусмысленности.
Иерархия НПА.
1.
конституция
2.
Федеральные законы
3.
Подзаконные акты (Указы, постановления, распоряжения)
Конституция РФ — Основной Закон. Как нормативно-правовой акт, она обладает высшей юри-
дической силой в системе всех нормативных актов страны, вместе с тем имеет прямое действие. Ни один нормативный акт, принимаемый в стране, не может противоречить Конституции; в противном случае он не имеет юридической силы и подлежит отмене.
После Конституции РФ наибольшей юридической силой обладают общефедеральные законы, ко- торые разделяют на два вида: федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т. д.) в качестве источника права обла- дают меньшей юридической силой, чем закон (издаются на основании и во исполнение законов). Их при- нимают органы исполнительной власти, а также должностные лица — Президент, Председатель Прави- тельства, министры и другие лица в пределах своей компетенции
Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают указы и рас-
поряжения Президента РФ. Они обязательны к исполнению на территории всей страны и не должны противоречить ни Конституции РФ, ни федеральным законам.

2
Правительство РФ, а также правительства субъектов Федерации, осуществляя исполнительную власть, издают нормативные акты в форме постановлений, с помощью которых регулируют экономиче- ские, социальные и культурные отношения.
Министерства, государственные комитеты и другие центральные ведомства как органы испол- нительной власти строго в пределах своих полномочий издают инструкции, постановления, приказы, регулирующие в основном отношения внутри соответствующей отрасли. Эти нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ.
Согласно Конституции РФ субъекты РФ издают свои нормативно-правовые акты (законы и
подзаконные акты; кроме того, в республиках — свои конституции, в иных субъектах Федерации — уставы). Статьи 71—76 Конституции строго разграничивают порядок и пределы действия общефедераль- ных нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов субъектов РФ {разграничивают компетен- ции). Масштаб действия общефедеральных нормативных актов — вся территория страны. Масштаб дей- ствия нормативных актов субъекта РФ — только территория субъекта Федерации.
6.3 Понятие правоотношений.
Правоотношения – общественное отношение, урегулированное нормами права.
Признаки правоотношений:
1)
общественное отношение
2)
охраняется государством
3)
регулируется нормами права
4)
предполагает наличие прав и обязанностей у его участников.
Правоотношения не постоянны, они возникают, изменяются и прекращаются в связи с наступлени- ем различных фактов, имеющих юридическое значение.
Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства с которыми правовые нормы связы- вают наступление юридических последствий.
События – это явления, не зависящие от воли человека (стихийное бедствие. Рождение или смерть, до- стижение определенного возраста)
Действия – любые юридические факты, которые являются результатом волевого поведения человека (ре- гистрация брака)
Субъекты права:
1)
индивидуальные – физические лица
2)
коллективные а) государство б) юридические лица в) органы государственной власти г) трудовые колективы
Юридические факты
События действия правомерные неправо- мерные

3
6.4 Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.
Правонарушение – это виновное противоправное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности.
Признаки правонарушений:
1)
деяние (действие или бездействие)
2)
вредное деяние
3)
нарушение нормы права
4)
виновное деяние
Вина – это психическое отношение лица к собственному поведению и его результатам.
Формы вины:
1)
умысел – правонарушение признается совершенным умышленно, когда лицо его совершившее осознавало опасность своих действий (бездействий), предвидело наступление опасных последствий и желало их наступления, либо не желало их наступление, но допускало возможность их наступле- ния.
2)
Неосторожность – правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо пред- видело возможность наступления опасных последствий, но рассчитывало на предотвращение этих последствий либо не предвидело, но должно было их предвидеть
Преступление – предусмотренное уголовным законом деяние физического или юридического
лица (кража, разбой, грабеж, убийство, нанесение телесных повреждений, угон автомобиля, теракт)
Признаки преступления:
1)
большая общественная опасность
2)
применяется более строгая форма принуждения – наказание
3)
противоправное деяние – нарушающее уголовные нормы права
4)
виновность человека
Виды
правонаруше-
ний
преступление проступки гражданские административ- ные дисциплинарные

4
Гражданский проступок- это правонарушение, совершенное в сфере имущественных отношений, личных неимущественных, выражающееся в нанесении имущественного вреда (невозвращение денег должникам).
Административный проступок – это правонарушение, посягающее на установленный законом порядок
(безбилетный проезд, превышение скорости, срубили в лесу елку).
Дисциплинарный проступок – это правонарушение, совершенное в сфере трудовых отношений, посягающее на распорядок деятельности предприятий, организаций, учреждений (пргул. опоздание на работу).
Юридическая ответственность - это применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотрен- ных законом мер принуждения.
Цель юр. ответственности:
1)
защита прав граждан
2)
восстановление справедливости
3)
перевоспитание правонарушителя
Виды юридической ответственности
6.5 Конституция РФ. Основы конституционного строя.
Основы конституционного строя — это главные принципы государства, обеспечивающие подчи- нение его праву и характеризующие его как конституционное государство. Они изложены в главе 1 Кон- ституции «Основы конституционного строя».
1.
Россия — демократическое государство. Важнейшими признаками демократического государства являются: а) народовластие, б) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, административ- ный проступок административ- ная ответствен- ность
Штраф, лишение специ- ального права, админи- стративный арест, адми- нистративный арест
Гражданский проступок
Гражданская от- ветственность штраф
Дисциплинарный проступок дисциплинарная ответственность
Выговор, строгий выго- вор, увольнение преступление
Уголовная от- ветственность
Штраф, обязательные ра- боты, исправительные ра- боты, конфискация иму- щества, арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лише- ние свободы

5 в) идеологическое и политическое многообразие, г) обеспечение прав и свобод человека и гражданина, д) обеспечение местного самоуправления. Россиянам предоставляются все известные совре- менной политической практике формы участия населения в делах государства и формировании его орга- нов, свобода слова, митингов, шествий и демонстраций и иные политические права.
2.
Россия — правовое государство. Правовым государством признается демократическое государ- ство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Названные прин- ципы закреплены Конституцией, однако они являются скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, чем свершившимся фактом.
3.
Россия — федеративное государство. Оно состоит из равноправных субъектов Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-
Петербург), автономной области и автономных округов. Представительные (законодательные) органы субъекта
Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полно- мочия по ряду важнейших направлений государственно-правовой деятельности, принимают законы и иные нормативные правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно феде- ральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ.
4. Россия — государство с республиканской формой правления. Это означает, что все граждане, согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании законодательной власти Российской Фе- дерации — Федерального Собрания, также избрания главы государства — Президента Российской Феде- рации. Осуществление государственной власти основано на принципе разделения властей. Россию можно охарактеризовать как республику с сильной президентской властью. Об этом говорит тот факт, что Прези- дент России юридически обладает полномочиями главы государства, а фактически — и главы исполни- тельной власти, а также то, что Президент избирается всенародным голосованием. Но России присущи и некоторые черты парламентской республики, например, наличие Председателя Правительства, назначение которого происходит с согласия Государственной Думы. Таким образом, Россию можно назвать прези- дентской республикой с некоторыми чертами республики парламентской.
5. Россия — суверенное государство. Суверенитет предполагает независимость государства во внешнеполитической сфере (в области международных отношений) и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних. Суверенитет России был закреплен в Декларации «О государственном суве- ренитете РСФСР», принятой 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР. Носителем су- веренитета и единственным источником власти в России признается ее многонациональный народ.
Российская Федерация, как всякое подлинно независимое, свободное государство, обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории России не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней.
6. Россия — социальное государство. Это один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих до- стойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Социальная политика Российской Федера- ции ориентирована на самые разные слои населения. Особое значение имеет государственная помощь ма- лообеспеченным слоям, группам людей, которые по тем или иным причинам не могут найти себе работу либо вовсе не способны трудиться.
7.
Россия — светское государство. Светский характер Российского государства подразумевает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а также означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности.
Это отделение проявляется, например, в гражданском характере правосудия, в государственной регистра- ции актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определенную религию.
8.
Экономической основой России является частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Статья 8 Конституции гарантирует единство экономического пространства, свобод- ное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельно- сти.
9.
Человек, его права и свободы — высшая ценность. Это одна из фундаментальных основ конституционного строя России. Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности Российская Федерация признала требования таких общепризнанных актов международного пра- ва, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических

6 правах 1966 г. Конституция исходит из понимания того, что права и свободы возникают и существуют не по соизволению государства. Провозглашение прав и свобод человека и гражданина означает государст- венную обязанность создать специальные учреждения по охране прав и свобод. Это суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры и институт Уполномоченного по правам человека.
6.6 Федеративное устройство России.
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию федеративным государством. Термин
«федерация» относится к форме государственного устройства и отражает территориальное деление госу- дарства и характер соотношения государства в целом и его территориальных единиц.
Составные части федерации — субъекты федерации, в отличие от административно- территориальных единиц унитарного государства, обладают рядом специальных прав.
Субъекты федерации имеют право:
1)
создавать свою конституцию,
2)
свою правовую систему, но она не должна противоречить общим правовым началам, установ- ленным федерацией.
3)
Субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле этого слова и не обла- дают суверенитетом, хотя иногда некоторые субъекты федерации формально провозглашают его.
В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный и уровень субъектов федерации. На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного пар- ламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. Другая палата формируется для вы- ражения интересов всего населения государства, всех его регионов.
В составе Российской Федерации находятся ее субъекты: республики, края, области, автономная об- ласть, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономные округа.
Конституция 1993 г. установила, что все субъекты Федерации, независимо от их видов, являются равноправными как во взаимоотношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Основные законы республик в составе РФ называются конституциями, а остальных субъектов Федерации — уставами. Высшие должностные лица республик называются президентами, в других субъектах Федерации, как правило, — губернаторами и т.д.
Российская Федерация функционирует на основе строго определенных принципов, которые закрепле- ны в Конституции РФ и детализируется в текущем законодательстве. Помимо принципа равноправия субъек- тов Российской Федерации, другим основополагающим принципом является принцип государственной це- лостности России. В соответствии с ним на территории России не допускается установления таможенных гра- ниц, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансо- вых средств внутри России. Также Конституция РФ не допускает для отдельных субъектов права выхода из состава Федерации.
Принцип единства государственной власти в Российской Федерации означает, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ образуют единую систему.
Деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъек- тов РФ строится на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между ними.
Конституция РФ закрепляет в ведении Российской Федерации следующие вопросы: принятие и изме- нение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и граждани- на; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установ- ление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их органи- зации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государ- ственная собственность и управление ею; оборона и безопасность — словом, все то, что соответствует феде- ральному уровню управления.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспе- чение соответствия конституций и законов субъектов РФ Конституции Российской Федерации и феде- ральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; вопросы вла- дения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами и многое другое.
Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Рос- сийской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти

7
6.7 Органы государственной власти в РФ.
Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государ- ственной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по- вседневной деятельности.
Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, об- разуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие функции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.
Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача ис- полнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нор- мативных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с кол- легиальностью.
Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укреп- ление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет за- дачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и под- чиняются только закону.
Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе состязательности сто- рон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей.
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаи- модействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.
Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на федераль- ном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.
Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к одной из трех вет- вей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государ- ственному механизму.
Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции об- щенационального представительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат:
Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формируется из представителей законодатель- ных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учиты- вать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Фе- дерации, независимо от места их проживания.
Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это кол- легиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство исполнительной и распо- рядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместитель
Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом
России с согласия Государственной Думы.
Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения вла- стей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» существует следующая система судов.
1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в соста- ве Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды составляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осу- ществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
2.
Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный Суд РФ.
Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия преду- смотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судеб- ной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

8 3.
Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают экономи- ческие споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве, о воз- врате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитраж- ном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов
РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитражных судов, помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший
Арбитражный Суд РФ.

перейти в каталог файлов


связь с админом