Главная страница

Коррекция тревожности


Скачать 197.5 Kb.
НазваниеКоррекция тревожности
Анкорkorrektsia_trevozhnosti_impulsivnosti_depressi.doc
Дата10.10.2017
Размер197.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаkorrektsia_trevozhnosti_impulsivnosti_depressi.doc
ТипДокументы
#20132
страница1 из 4
Каталогid219002339

С этим файлом связано 36 файл(ов). Среди них: Диагностические методики ДОШКОЛЬНИКИ.doc, 1al_tkherr_m_berg_r_vel_fl_a_i_dr_giperaktivnye_deti_korrekts.pd, Консультация для педагогов-речевые настройки и психол.игры.docx, bogachkina_n_a_sirenko_r_kak_preodolet_detskuyu_zastenchivos.pdf, shishova_t_l_raskolduyte_nevidimku_kak_preodolet_detskuyu_za.pdf, Kartoteka_Emotsionalny_mir.doc и ещё 26 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4

Коррекция тревожности

Нет никакого сомнения, что в основе девиантного поведения — неправильно сформированные прошлым воспитанием реакции на жизненные ситуации. Ситуации, вызывающие повышенную напряженность, создающие трудности в общении, приводящие к острым переживаниям, обидам, ущемлению самолюбия, дадут о себе знать в буду­щем.

Тревожность детей — прямое следствие повышенной напря­женности нашей жизни. Ее симптомы проявляются у все больше­го количества жителей Земли: если 20 лет назад умеренную тре­вожность ощущал едва ли каждый четвертый житель развивающихся стран, то к концу тысячелетия тревожными стали не менее трех четвертей населения. Тревожность проявляется в постоянном беспокойстве, неуверенности, ожидании неблаго­приятного развития событий, постоянном предчувствии худшего. Жить человеку в таком состоянии нелегко. Оно изматывает, под­тачивает силы, ослабляет волю и разум, подталкивает к соверше­нию нелогичных, необдуманных поступков. Тревожность — это обычный предвестник будущей беды. Повышенная тревожность лежит в основе большинства случаев отклоняющегося поведения школьников. Постоянно гнетущие их ощущения неопределенно­сти и страха парализуют волю, мешают здраво рассуждать, толка­ют на необдуманные действия.

Различают тревогу и тревожность. Тревога — ощущение кон­кретной, неопределенной угрозы, неясное чувство опасности, страх неизвестно чего. В отличие от тревоги тревожность считает­ся эмоциональным состоянием, особенностью характера или чер­той личности. Тревожный человек постоянно неуверен в себе, своих решениях и действиях, все время ждет неприятностей, эмо­ционально неустойчив.

Что вызывает детскую тревожность? Обычные детские страхи: боязнь грозы, темноты, диких зверей, высоты, опоздать в школу, выходить к доске, отвечать на уроке и т. п. Они служат ситуатив­ными источниками тревоги и не слишком опасны, так как исче­зают вместе с источником опасности. Но у части детей оставляют глубокие следы в душе, ведут к стихийно возникающим способам защиты от источника тревоги — особенностям поведения, фанта­зиям, уединениям, агрессивности, апатии, заболеваниям. Но в большей мере тревожность ребенка вызывается:

— противоречивыми требованиями к нему, исходящими из раз­ных источников или даже одного источника (родители то по­зволяют, то запрещают);

— неадекватными требованиями, т. е. не соответствующими воз­можностям и стремлениям ребенка;

— негативными требованиями, которые ставят ребенка в уни­женное, зависимое положение;

— отсутствием требовательности к ребенку, безразличием к нему со стороны взрослых, что рождает чувство опасности, незащи­щенности.

Тревожность имеет генетические корни, внешняя среда мо­жет ее либо развивать, либо подавляет, способствует или пре­пятствует развиться в устойчивую черту личности. К 10—12 го­дам тревожность (или ее отсутствие) становится чертой характе­ра. Врожденная или сформированная склонность ребенка легко впадать в тревожное состояние во многом предопределяет его поведение.

Итак, общие причины детской тревожности:

— конституциональная особенность нервной системы (меланхо­личный темперамент);

— невротические состояния, вызванные страхом, частыми неуда­чами;

— следствие перенесенных заболеваний;

— результат запугивания ребенка взрослыми;

— плод чрезмерного детского воображения;

— естественная боязнь темноты, грома, молнии, опасных живот­ных;

— проявление инстинкта самосохранения;

— результат «запрещающего» воспитания;

— чувство вины за неспособность быть на уровне высоких требо­ваний, доступных другим детям;

— следствие депривации — чувства обездоленности, недоступно­сти.

Среди сильных источников детской тревожности — угроза ис­ключения из группы сверстников из-за неприемлемых установок или действий. Ребенок постоянно беспокоится, что о нем думают другие. Некоторые дети склонны преувеличивать степень внима­ния к их персоне со стороны других людей и стремление оцени­вать их.

Как видим, причин для возникновения тревожности достаточ­но. Можно контролировать только небольшую их часть, а устра­нять и того меньше. Но прежде всего взрослый обязан понять, что ребенку трудно. Его мир постоянно расколот: нужно быть вежливым всегда — и нужно драться, когда обижают. От учителя за это получить строгий выговор, от товарищей — полное одобрение за смелость. Дома тоже смотрят по-разному: мама говорит, что сын растет хулиганом, а папа, наоборот, поддерживает: молодец, су­мел постоять за себя. Противоречия окружающего мира порожда­ют внутренние противоречия, и ребенок теряется в сомнениях, увеличивающих его тревожность.

По-разному проявляется тревожность у мальчиков и девочек. Сведений об учете половых различий при формировании эмоцио­нальной устойчивости школьников нет. Очень неразумно забывать о разнице полов, но пока наша педагогика обходит гендерные вопросы. Все знают, что эмоциональная жизнь мужчины и женщины, мальчика и девочки протекает по-разному. Мальчик, чтобы справиться с волнением в нелегкой ситуации публичного выступления или экзамена, должен быть не только наперед уверен, что над ним не посмеются, что он не разочарует старших, но и — прежде всего — в том, что ему не угрожает двойка или общественное порицание. Мальчики боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, источником которых чаще всего являются родители. Бездумно и бездушно пользуются этим иные учителя, делая порицательные записи в дневниках за незначительные провинности (забыл тетрадь, карту, карандаши, форму и т. п.), угрожая вызовом родителей в школу.

Девочек в подобных ситуациях беспокоит больше то, как они выглядят. Их мало волнуют сами наказания. Они переживают, как справятся с тем или иным делом, добьются ли успеха. Поэто­му, чтобы успокоить мальчика, иногда достаточно сказать: «Не бойся, это оценка ни в журнал, ни в дневник не пойдет». А чтобы снять тревогу у девочки, придется привести другие доводы: «У тебя все получится, ты хорошо подготовилась и наверняка спра­вишься».

Будем различать тревогу конструктивную и деструктивную. Первая созидательная, вторая разрушительная. Чувство тревоги неизбежно сопровождает учебную деятельность ребенка в любой, даже самой идеальной школе. Умеренная школьная тревож­ность — состояние обычное и даже полезное. Познавательная деятельность ребенка не может не сопровождаться тревогой. Ведь сама ситуация познания чего-то нового, неизвестного, ситуация решения задачи, когда нужно приложить усилия, чтобы непонят­ное стало понятным, всегда таит в себе неопределенность, проти­воречивость, а следовательно, и повод для тревоги. И учение, и развитие личности ребенка наилучшим образом протекают не тогда, когда тревога близка к нулю, а когда она находится на оп­тимальном уровне и когда ребенок обучен адекватным способам борьбы с нею.

Для плодотворной работы, утверждают ученые, определенный уровень тревоги просто необходим. Тот уровень, который не из­матывает человека, а задает тонус его деятельности. Такая тревога не парализует, а, наоборот, разогревает, мобилизует на преодоле­ние трудностей. Ее называют конструктивной.

Задача учителя не в том, чтобы устранять любые поводы для тревоги, добиваться абсолютного душевного спокойствия, и вме­сте с тем — равнодушия детей, а в том, чтобы, во-первых, удер­живать тревогу не выше определенного уровня, а во-вторых, дать ребенку средства конструктивного преодоления избыточной тре­вожности.

Признаки тревожности учитель может установить, вниматель­но наблюдая. Конечно, однозначный вывод сразу сделать трудно, но если ученик вял, пассивен, плаксив, неуверен в себе, то нали­цо большая вероятность того, что он тревожен.

Общие признаки тревожности:

— повышенная возбудимость, напряженность, закрытость;

— страх перед всем новым, неизведанным, необычным;

— неуверенность в себе, заниженная самооценка;

— ожидание неприятностей, неудач, осуждения учителя, родите­лей;

— развитое чувство ответственности, стремление выполнить ра­боту как можно лучше, чтобы не ругали;

— безынициативность, пассивность, ожидание приказаний от старших;

— склонность помнить больше плохое, чем хорошее;

— боязнь общения с новыми людьми;

— нежелание начинать новое дело, готовность отказаться от на­чатого дела из-за боязни его провалить;

— неумение владеть своими чувствами, плаксивость, нытье и т. п. В зависимости от источника тревоги выделяются три ее типа.

Реалистическая тревога обусловлена реальными опасностями внешнего мира (например, гром и молния, буря и град, опасные животные, травмы, зубная боль, предстоящая контрольная рабо­та) и связанными с ними болезненными ощущениями. Они в ос­новном являются источниками страха и исчезают, как только ис­чезает сама угроза. Реалистическая тревога — эмоциональный ответ на опасности внешнего мира. Она помогает обеспечить са­мосохранение.

Невротическая тревога вызывается страхом сделать что-то не так, что-то ужасное, что повлечет отрицательные последствия. Маленький ребенок понимает, что его плохое поведение чревато угрозой наказания. Невротическая тревога первоначально пере­живается как реалистическая, потому что наказания обычно ис­ходят из внешнего источника. И только когда в подсознании за­крепляются образы и связи возможных действий и ответов на них, тревога переходит в невротическую. Реальной тревоги, как таковой, нет, но всегда есть возможность попасть в неприятную ситуацию.

Моральная тревога возникает всегда как противоречие между безнравственным поступком и проявлением вины, стыда, само­обвинения. Она характерна только для хорошо воспитанных, со сформированными моральными принципами детей. Ребенок чув­ствует, что нарушил правила, отступился от принципов, солгал, потерял свое Я. Он морально страдает, хотя никто из посторон­них не понимает причин. Может не до конца осознавать их и ре­бенок, а только смутно ощущать. Но от этого легче не становится, его гнетет вина перед собой.

Природа создала человека таким, что он инстинктивно пыта­ется найти защиту от постоянно захлестывающей его тревоги. Выработались даже специальные защитные механизмы, которые помогают в трудных ситуациях. Их выделил и описал великий психолог нашего времени 3. Фрейд (1856—1939).

1. Вытеснение. Это первичная защита. Ее сущность сводит­ся к удалению, вытеснению из сознания определенных мыс­лей, чувств, желаний и влечений. Непроизвольное вытеснение чаще всего происходит, как забывание. Произвольное подавле­ние осуществляется усилием воли самого человека. Внешнее подавление — распространенный метод помощи тревожным детям.

2. Приписывание собственных недостатков другим составля­ет сущность механизма проекции. Отрицательные эмоции, кото­рые были бы направлены против себя, обращены на других; чело­век сохраняет самоуважение. Подозрительный считает всех людей подозрительными, эгоист видит вокруг только эгоистов, и даже вор видит всех своими сообщниками. Таким образом, проекция представляет собой процесс, посредством которого человек при­писывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведе­ние другим людям или окружению.

3. Замещение. Рассматривается как переадресация тревож­ного импульса от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Ребенок после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает собачку, ло­мает игрушки.

4. Самоограничение. Искажение реальности и защита самооцен­ки. Это ложная аргументация, посредством которой ребенок ухо­дит от действительности. Если воспитаннику кажется, что его дос­тижения менее значительны, чем достижения его товарищей, то он начинает страдать, хуже учиться, его самоуважение понижается. Это своеобразный уход, отступление перед трудностями, ограниче­ние своего Я. В некоторых случаях использование самоограниче­ния оправданно, поскольку обеспечивает адаптацию к сложив­шейся ситуации. Однако длительное самоограничение может привести к снижению самооценки. Не зная своего потенциала, по­сле первых же неудач воспитанник бросает начатое дело, пасует перед трудностями, плывет по течению. Поэтому многие потенци­ально талантливые люди не могут раскрыться в полную силу.

5. Реактивное образование. Неприятный тревожный импульс подавляется и сознательно генерируется противоположным. Че­ловек сознательно пытается вытеснить из сознания неприятные для него впечатления.

6. Регрессия. Для нее характерен возврат к ребяческим, дет­ским моделям поведения.

7. Сублимация. Изменение импульсов таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых конструктивных мыслей или действий.

8. Отрицание. Когда человек отказывается признать, что про­изошло неприятное событие, это значит, что он включает именно этот механизм. Ребенок упорно продолжает верить, что любимая кошка не умерла, что она все еще жива. Отрицание реальности имеет место и в тех случаях, когда люди говорят: «Со мной это просто не может случиться».

Знание этих механизмов поможет учителю оказать квалифи­цированную коррекционную помощь тревожным, депрессивным детям.

Обратим внимание и на выводы ученых о том, что повышен­ная тревожность рождает избыточные потребности, т. е. защит­ные механизмы, в которых не нуждается нормальный человек, но которые необходимы тревожному, чтобы уровнять его трево­гу с защитой против нее. Американская исследовательница К. Хорни (1885—1952) выделила и описала 10 защитных меха­низмов. Человеку кажется, что, предъявляя избыточные потреб­ности, он уравновешивает свою обеспокоенность, и чувствует себя более уверенно.

Избыточная потребность:

1) в любви и одобрении

2) в руководящем парт­нере

3) в четких ограничени­ях

4) во власти

5) в эксплуатации дру­гих

6) в общественном при­знании

7) в восхищении собой

8) в честолюбии

9) в независимости 10) в безупречности

Проявление в поведении:

Ненасытное стремление быть любимым и объ­ектом восхищения со стороны других.

Чрезмерная зависимость от других, боязнь полу­чить отказ и остаться в одиночестве.

Стиль жизни, при котором первостепенное зна­чение имеют ограничения и установленный по­рядок.

Доминирование и контроль над другими.

Боязнь быть использованным другими, выгля­деть «тупым».

Желание быть объектом восхищения со стороны других.

Стремление создать собственный приукрашен­ный образ.

Сильное стремление быть лучшим, невзирая на недостатки.

Дистанцирование от всех.

Попытки быть морально непогрешимым.

Как видим, все избыточные потребности влекут за собой от­клоняющееся поведение, потому что удовлетворить их без нару­шения норм невозможно. К. Хорни утверждает, что нет человека, у которого не было хотя бы одного из перечисленных недостат­ков. Это означает, что нет людей без девиантного поведения. С этим выводом мы вынуждены смириться: чтобы достичь успеха, будем принимать детей такими, какими они есть.

Что будет делать учитель для помощи тревожным детям? Во-первых, необходимо собрать этих детей в отдельную подгруп­пу, где им легче будет справиться со своим недостатком. Каковы действия учителя?

1. Постоянно подбадривать, поощрять, выражать уверен­ность в их успехах, возможностях.

2. Защищать от неприятностей, от перенапряжения, лишних волнений, ненужных переживаний.

3. Расслаблять, снимать напряжение с помощью специаль­ных подвижных игр, музыкальных и спортивных упражнений.

4. Применять специальный тренинг на проявление смело­сти, решительности, уверенности в себе.

5. Укреплять их волю на примерах сильных, мужественных людей, имевших в детстве подобные проблемы.

6. Сопереживать вместе с детьми их успехи и неудачи, выра­жать постоянную готовность помочь.

В осуществлении коррекции тревожности у детей учитель ис­пользует комплекс коррекционных методик, отобрав из них те, что подходят его детям и согласуются с конкретными условиями.

  • Предостережение

Среди коррекционных методик, предложенных психологами, важное место отводится ролевым и имитационным играм. В этой связи следует высказать некоторое опасение. Будьте вниматель­ны. Наблюдайте за реакцией учеников 3—4 классов во время предложенных вами игр. Если хотя бы у одного ученика они вы­зывают ухмылку, недовольство своей «детскостью», то откажитесь от них. Наши «тертые жизнью» дети уже многое повидали и впол­не могут относиться скептически к вашим «детсадовским затеям». Ничего, кроме разочарования и потраченного времени, не будет. Детские забавы с прихлопываниями и приседаниями на них уже давно не действуют и ничему не научат. Перейдите на серьезный, взрослый тон.

Если хотя бы у одного участника игры требования учителя изо­бразить доброжелательную улыбку или по-рыцарски поприветст­вовать девочку вызовут ухмылку, то можно считать, что эта игра провалилась. Суровая реальность предлагает иным детям такие формы поведения, после которых все игры воспринимаются ими как «глупость и блажь» и не годятся. Если учитель все же решится использовать игру, то нужно: 1) выбрать игру, соответствующую уровню развития детей; 2) исключить из нее «детские» элементы, раздражающие школьников; 3) предложить игру со сложными правилами; 4) участвовать в этой игре самому и выполнять все требования, как равноправный участник.

С детской тревожностью справиться совсем не просто. Учитель будет настойчиво объяснять школьникам, как определять и оцени­вать источник тревоги, ее реальность и силу. Важнейшее качество, придающее тревоге конструктивность, — умение анализировать тревожную ситуацию, спокойно, без паники разобраться в ней. С этим тесно связано умение анализировать и планировать поступ­ки. Именно неумение анализировать и планировать свои действия даже в простейших ситуациях — беда многих школьников. Каждому учителю знакомы дети, которым нужно по несколько раз напом­нить: «Взяли ручку, открыли тетрадь...». К сожалению, в дальней­шем отсутствие самостоятельности приводит к отсутствию личной ответственности. Чем старше становятся дети (особенно мальчики), тем больше к безответственности прибавляется еще и безмятеж­ность, т. е. неспособность переживать за плохо сделанную работу. Итак:

1. Переживания тем конструктивнее, чем яснее и понятнее си­туация, в том числе и ситуация неудачи. Поэтому не надо жалеть сил, объясняя ученику, почему и за что снижена оценка, по какой причине не удалась та или иная задача. Это, в свою очередь, помогает ребенку научиться самостоятельно анализировать и оценивать свои знания, умения и навыки, обучает его умению переживать и преодолевать свои неудачи. Уже младший школьник должен пони­мать, что любая ошибка, совершена ли она при решении школьной задачи или в реальной жизни, — это не катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска. Опыт ошибок и неудач в жизни человека игра­ет не меньшую роль, чем опыт побед и радостных переживаний.

2. Честность и доверие к ребенку — вот два кита, на которых стоит эмоциональное благополучие. Третий кит — безусловное принятие ребенка. Безусловное — значит, без всяких условий. Ни отметки, ни достижения детей не должны рассматриваться как основные ценности. Ругая ребенка за лень и неуспеваемость, не забудем сказать, что уверены в его возможностях, что ценим его как человека и огорчены сложившийся ситуацией. Ребенок дол­жен знать, что он хороший, любимый и будет таким всегда.

3. Повышение самооценки школьника — это универсальный способ преодоления тревожности и других повышенных эмоцио­нальных состояний. Надо помогать ему находить ситуации, в ко­торых он один из лучших, хвалить его как можно чаще, не ску­питься на проявления любви и нежности.

4. Если источник тревоги известен, то учитель постарается по­мочь ребенку перевести тревогу из непонятной и страшной силы в конструктивную — осознаваемую разумом, а поэтому доступную для анализа и предотвращения; не страшную, а вполне преодолимую.

5. Важнейшей чертой школьной тревожности является ее не­разрывная связь с поведением учителя. Любое слово, любой жест, взгляд, поступок учителя значит для младшего школьника очень многое.

Успешное решение учителем коррекционных задач зависит от его педагогической культуры, от того, насколько глубоко и всесторонне он понимает внутренний мир своих воспитанни­ков, насколько способен своим вниманием охватить неповто­римость и многогранность индивидуальности каждого. Но для этого даже основательных знаний недостаточно. Можно знать, а не уметь; можно уметь, но не понимать, с чем конкретно имеешь дело. Учитель будет осторожен в своих начальных вы­водах и обязательно прибегнет к различным методам исследо­вания, чтобы всесторонне охватить интересующий его пред­мет.

Для работы с детьми

Диагностическая методика

Название: Узнай себя. Форма, метод: Тест-игра.

Цель: Составить первое впечатление о степени тревожно­сти учащихся класса.

Оборудование: Планшет для теста (см. рис. 9), распечат­ка теста. Чтобы облегчить, ускорить и стандартизировать тестирование, учитель вместе с учениками делают на уроке труда планшеты для тестов, образцы которых показаны на рис. 9. В эти конвертики будут вкладываться новые задания. Они будут использоваться постоянно. Можно сделать их именными.

Тест

Скажи, пожалуйста:

1. Трудно сосредоточиться на учебе?

2. Задания вызывают обеспокоенность?

3. Во время выполнения заданий ты переживаешь?

4. Часто думаешь о возможных неприятностях?

5. Быстро и спокойно засыпаешь?

6. Боишься школы, учителей?

7. Боишься темноты, грозы?

8. Плохо переносишь ожидание?

9. Не любишь браться за новое дело?

10. Боишься трудностей?

Реализация: Детям предлагается тест. Устанавливается время выполнения задания (не больше 2—3 минут).

Вариации: От класса к классу задания усложняются, учи­тель вводит те вопросы, которые представляют для него наи­больший интерес.

Обработка результатов: 8—10 баллов — высокая тревож­ность, 6—8 баллов — умеренная, меньше — тревожность от­сутствует.

Выводы: Только для начальных представлений. Дополняется сведениями, добытыми другими методами исследования.

Коррекционная методика

Название: Приятные воспоминания.

Форма, метод: Упражнение.

Цель: 1) получить диагностическую информацию, 2) сфор­мировать элементы требуемого поведения.

Реализация: Дети по очереди рассказывают о своем пове­дении. Каждый припоминает ситуацию, в которой он был дово­лен собой, своим поступком. Обязательно определяется, что именно вызвало приятные ощущения. Дети сообща корректиру­ют ситуацию, предлагают свои варианты решения. Учитель расставляет акценты.

Вариации: Можно поставить и противоположную цель: пусть дети расскажут, когда они не были довольны своими поступка­ми. Но такая постановка задачи требует доверия, полной рас­крепощенности детей. Не всегда этична и выполнима. Приме­няется учителем осторожно и взвешенно.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом