Главная страница

Курс лекций_анатомия_ЦНС_2013. Курс лекций для студентов направления подготовки 030300. 62 Психология квалификации бакалавр очной и заочной форм обучения


Скачать 0.54 Mb.
НазваниеКурс лекций для студентов направления подготовки 030300. 62 Психология квалификации бакалавр очной и заочной форм обучения
АнкорКурс лекций_анатомия_ЦНС_2013.pdf
Дата02.12.2018
Размер0.54 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKurs_lektsiy_anatomia_TsNS_2013.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКурс лекций
#48936
страница1 из 6
Каталогid249545325

С этим файлом связано 26 файл(ов). Среди них: Voronova_-_Anatomia_TsNS.pdf, Kurs_lektsiy_anatomia_TsNS_2013.pdf, Kanon_vrachebnoy_nauki_tom_5.pdf, Sapin_M_R__Bilich_G_L_-_Normalnaya_anatomia_cheloveka_Tom_2_2010, Kanon_vrachebnoy_nauki_tom_4.pdf, Sapin_M_R__Bilich_G_L_-_Normalnaya_anatomia_cheloveka_Tom_1_2010, Kanon_vrachebnoy_nauki_tom_3_chast_2.pdf, Prives_Anatomia_cheloveka.pdf, Kanon_vrachebnoy_nauki_tom_3_chast_1.pdf и ещё 16 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6

В.Г. Николаев, С.В. Попова
Анатомия центральной нервной системы
Курс лекций
Красноярск 2013

2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
В.Г. Николаев, С.В. Попова
АНАТОМИЯ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Курс лекций для студентов направления подготовки 030300.62 «Психология» квалификации бакалавр очной и заочной форм обучения
Красноярск 2013

3
Анатомия центральной нервной системы: Курс лекций для студентов направления подготовки 030300.62 «Психология» квалификации бакалавр очной и заочной форм обучения / д.м.н., проф. В.Г. Николаев, С.В. Попова. -
Красноярск: СибГТУ, 2013. - 66 с.
Рецензент к. филос. н., доц. Е. С. Медведева (Методический совет СибГТУ)
Курс лекций содержит основные сведения о строении организма человека как открытой биологической системы и строении его центральной нервной системы. Материал изложен на основе эволюционного, функционального и прикладного значений для студентов направления
030300 «Психология» очной и заочной форм обучения.
Включены новейшие сведения о строении коры головного мозга и глубинных структур полушарий, позволяющие более полно усвоить функции центральной нервной системы как материального субстрата всех поведенческих и психических реакций человека.
© Николаев В.Г, Попова С.В., 2013
© ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2013

4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...5
Модуль 1 Анатомия нервной системы как наука. Общетеоретические вопросы анатомии ЦНС…………………………………………………………..7
Лекция 1.1 Общие данные о нервной системе и её значение для организма.7
Лекция 1.2 Общий принцип построения нервной системы. Разнообразие нейронов, рецепторов, строение нейроглии.
Рефлекторная дуга.
Филоонтогенез нервной системы……………………………………………….10
Модуль 2 Строение различных отделов ЦНС…………………………………18
Лекция 2.1 Общий план строения спинного мозга. Проводящие пути……18
Лекция 2.2 Строение и функции заднего мозга. Ромбовидная ямка. Ядра черепных нервов…………………………………………………………………22
Лекция 2.3 Общий план строения и функции среднего мозга. Ретикулярная формация, строение и функции…………………………………………………26
Лекция 2.4 Промежуточный мозг. Общий план строения, функции гипоталамуса, как нейроэндокринного центра. Эпиталамус…………………30
Лекция 2.5 Конечный мозг. Полушария головного мозга. Строения коры.
Анализаторы I и II сигнальных систем………………………………………...34
Лекция 2.6 Базальные ядра. Экстрапираидная система. Обонятельный мозг.
Лимбическая система. Лимбикоретикулярный комплекс……………………42
Модуль 3 Общая характеристика органов чувств и вегетативной нервной системы…………………………………………………………………………..49
Лекция 3.1 Органы чувств: орган зрения, слуха и равновесия, обоняния и др. Вегетативная (автономная) нервная система………………………………49
Заключение……………………………………………………………………….61
Библиографический список……………………………………………………..62
Приложение А (справочное) Перечень ключевых слов………………………63

5
ВВЕДЕНИЕ
Анатомия человека является наукой, изучающей форму и строение человеческого организма, составляющих его органов и систем, исследующей закономерности развития этого строения в связи с функцией и окружающей организм средой в филоонтогенетическом аспекте.
Анатомия центральной нервной системы представляет собой одну из обязательных дисциплин образовательной программы подготовки психологов-практиков. Она изучается на первом куре студентами очной и заочной форм обучения. На лекционные занятия по анатомии ЦНС для студентов очной формы обучения предусмотрено 18 часов, для студентов заочной формы обучения – 8 часов. Её роль и место в ряду биологических дисциплин очень велики, так как данная дисциплина даёт возможность создать основу для полноценного изучения студентами предметов, составляющих содержание специальности.
Поскольку центральная нервная система - это интегрирующая система организма человека, она является материальным субстратом всех поведенческих и психических реакций, то рассматриваются различные уровни её организации и даётся общее понятие об организме как открытой биологической системе и об иерархии составляющих ее уровней.
Для создания у студентов четкого представления о сложной морфофункциональной структуре человеческого организма и исключительности значения центральной нервной системы для поддержания целостности организма предлагается изучение основных систем организма: опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, выделительной, кровеносной, размножения, эндокринной. Главное внимание уделяется изучению анатомии центральной нервной системы, её роли в управлении системами и отдельными органами человека, психической деятельностью, а также общебиологического понятия об органичной и неразрывной связи между строением и функцией изучаемых анатомических структур.
Краткий обзор филогенеза центральной нервной системы показывает, что в ряду позвоночных животных центральная нервная система человека достигла наиболее высокого развития, которое обеспечило широчайшие возможности адаптивных, поведенческих реакций высшей нервной деятельности Homo sapiens.
Изучение отдельных структур основных компонентов центральной нервной системы (спинного и головного мозга) преследует цель познакомить

6 студентов с их строением и топографией, добиться понимания их функциональной значимости, особенно в поведенческих реакциях организма, трудовой общественной деятельности, возможности познавать окружающий мир и активно его изменять.
Подробное изучение морфофункциональных особенностей строения коры больших полушарий позволяет заложить у студентов основу для успешного усвоения материалов по физиологии высшей нервной деятельности и ряда психологических дисциплин.
Цель курса лекций - помочь студентам направления подготовки 030300
Психология глубоко овладеть базовым теоретическим материалом курса
«Анатомия центральной нервной системы» для дальнейшего успешного понимания таких дисциплин, как нейрофизиология и психология. Курс лекций поможет студентам подготовиться к экзамену и лабораторным занятиям.

7
Модуль
1
Анатомия
нервной
системы
как
наука.
Общетеоретические вопросы анатомии ЦНС
Лекция 1.1 Общие данные о нервной системе и её значение для
организма.
План лекции
1)
Современное состояние анатомии ЦНС.
2)
История анатомии ЦНС.
Вопрос 1. Современное состояние анатомии ЦНС
За последние несколько десятилетий изучение организации и деятельности центральной нервной системы продвигалось ускоренными темпами, удалось найти методы, с помощью которых можно выявлять взаимоотношения между различными отделами головного мозга. Начали проясняться и ряд главных механизмов, регулирующих активность мыслящего мозга. Достигнутые значительные успехи в понимании структуры и функции мозга означают, что некоторые из сложных мозговых функций, например, память сегодня можно изучать способами, прежде недоступными. В настоящее время исследователь не просто выясняет, насколько хорошо запоминает что-либо человек или подопытное животное, он может изучать специфические изменения в работе нервных клеток мозга, происходящие в процессе «запоминания». Подобные достижения позволили некоторым ученым прийти к выводу, что мы начинаем проникать в извечную тайну, связанную с понятием «мышление» или «разум». Однако ни одну из
«мыслительных» операций, которую мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то специфической частью мозга.
Исследование мыслительных актов и вообще всего нашего внутреннего мира исторически было отделено от изучения устройства мозга и поведения животных. «Сознание» оставалось прибежищем абстрактного и субъективного, включающим в зависимости от убеждений «личность», самосознание, душу.

8
Вопрос 2. История анатомии ЦНС
Самые древние письменные свидетельства человеческой мысли о способности к мышлению оставили ученые Древней Греции. Гераклит, греческий философ VI века до н. э., сравнивал разум с огромным пространством, «границ которого нельзя достичь, даже если идти вдоль каждой тропы». В IV веке до н. э. Аристотель писал, что в мозгу нет крови и что сердце является не только источником нервного контроля, но и вместилищем души.
Греческий врач Гален одним из первых анатомировал мозг человека и животных, считая, что в мозгу важную роль играет не само его вещество, а заполненные жидкостью полости. Сегодня эти полости известны как система мозговых желудочков, а выделяющаяся в них жидкость - как цереброспинальная (спинномозговая) жидкость. Представления Галена так глубоко проникли в научную мысль Запада, что на протяжении почти полутора тысяч лет роль этих основных жидкостей в функционировании мозга и других органов по существу не подвергалась сомнению.
В XVII веке в связи с промышленной революцией началась «научная» атака на явления природы. На смену бездоказательных и умозрительных построений прошлого пришло убеждение, что все можно объяснить с позиций механики. Эти механистические открытия вызвали раскол в представлениях о теле и мышлении, который, по мнению некоторых ученых, с тех пор стал причиной многих проблем.
За два столетия, предшествовавших промышленной революции, ученым удалось точно описать (но не объяснить) основные проявления электричества. Исаак Ньютон первый из учёных утверждал, что передачу воздействия осуществляет вибрирующая «эфирная среда», которая обладает электрической возбудимостью. Однако понимание того, что нервы и мышцы действительно работают, генерируя животное электричество, пришло далеко не сразу. Итальянский ученый Луиджи Гальвани разрешил эту проблему почти в самом конце XVIII века, а немецкий биолог Эмиль Дюбуа-Реймон

9 вновь вернулся к ней в начале следующего столетия. Дюбуа-Реймон первым из ученых попытался объяснить все функции мозга на основе законов химии и физики. Ему и его сотрудникам впервые удалось измерить электрические потенциалы живых действующих нервов и мышц.
Австрийский анатом Франц Иосиф Галль сделал еще один шаг в вопросе о локализации сенсорных (чувствительных) и моторных
(двигательных) зон мозга, благодаря методу электростимуляции, позволившему приступить к оценке функциональной значимости различных отделов мозга.
Эксперименты с разрушением участков мозга и их стимуляцией показали, что наружные слои мозга очень существенны для высших форм сознания и сенсорных функций. Дальнейший прогресс был связан с детальным анализом строения мозга, в первую очередь с успехами ранних исследований по микроструктуре. В 1905 году киевский анатом В.А. Бец впервые описал пирамидные клетки в коре головного мозга, аксоны которых достигали моторных нейронов передних рогов спинного мозга. Это открытие положило начало изучению проводящих путей головного мозга. Вскоре после этого открытия интенсивное применение улучшенных методов окраски нервной ткани итальянцем Эмилио Гольджи и испанцем Сантьяго Рамон-и-
Кахалом показало, что в структурах мозга можно выделить клетки двух основных типов: нервные клетки, или нейроны, и массу клеток, как бы склеивающих нейроны,- нейроглию, или просто глию.
Большую роль в познании деятельности мозга сыграли выдающиеся русские учёные И.М.Сеченов и И.П.Павлов. В 1863 г. вышла книга И.М.
Сеченова «Рефлексы головного мозга» в котором он впервые предложил научный подход изучения деятельности мозга. 1937 году академик Павлов опубликовал ни менее важную работу «Двадцатилетний опыт объективного изучению высшей нервной деятельности (поведения) животных». Ученый на основании изучения безусловных рефлексов впервые объединил соматическую и психическую реакции (холод, мучения, усталость, радость)

10 как реакции, имеющие общий принцип построения. Его теория анализаторов головного мозга, I и II сигнальных систем способствовали созданию нового направления в науке о мозге. На основе обширного экспериментального материала И.П. Павлов показал, что в основе специфике человека и животных должны лежать различия сигналов внутри организма и вне его, которые способен оценивать мозг.
В 1960 году американским биологом Фрэнсисом Шмиттом была сделана попытка проникнуть в молекулярные, клеточные и межклеточные процессы психической деятельности мозга.
Если мозг настолько сложен, а процессы, лежащие в основе мыслительных актов, столь неуловимы, то как вообще можно начинать его изучение? Лучший способ ответить на этот вопрос - обратиться к устройству мозга, т.е. анатомическое строение центральной нервной системы.
Контрольные вопросы
1)
Каково современное состояние анатомии ЦНС?
2)
Раскройте исторические этапы развития анатомических знаний.
Лекция 1.2 Общий принцип построения нервной системы.
Разнообразие нейронов, рецепторов, строение нейроглии. Рефлекторная
дуга. Филоонтогенез нервной системы
План лекции
1)
Значение нервной системы для организма.
2)
Филоонтогенез нервной системы.
3)
Строение нервной системы.
Вопрос 1. Значение нервной системы для организма
Нервная система управляет деятельностью органов, аппаратов, составляющих целостный организм, и осуществляет интеграцию и координацию работы аппарата движения, внутренних органов, крово- и лимфообращения, метаболических процессов. Последние, в свою очередь,

11 влияют на состояние деятельности нервной системы. И.П. Павлов считал, что "деятельность нервной системы направляется, с одной стороны, на объединение, интеграцию с окружающей средой, на уравновешивание системы организма с внешним миром, с другой стороны, на поддержание гомеостаза внутренней среды". По мнению академика П.К. Анохина,
"…нервная система – это саморегулирующаяся система, обеспечивающая связь всех частей организма в единое целое, отвечающая за поддержание гомеостаза и его поведенческие реакции в окружающей среде. Нервная система сама отбирает те реакции, которые имеют положительный результат для организма".
Вопрос 2. Филоонтогенез нервной системы
Нервная система прошла долгий эволюционный путь развития. У одноклеточных организмов она отсутствует, так как этот организм реагирует на воздействия внешней среды благодаря чувствительности плазматической клеточной мембраны. Воздействия внешней среды у многоклеточных простейших организмов воспринимаются наружными эктодермальными клетками. Такие клетки специализируются на восприятии раздражения, трансформации его в биоэлектрические потенциалы и проведении возбуждения. Из эктодермальных клеток, погружающихся вглубь тела, в последующем возникает примитивно устроенная нервная система многоклеточных организмов. На этом этапе эволюции нервная система состоит из клеток, которые связаны друг с другом отростками, способными воспринимать и передавать раздражение от любых участков организма.
Такая просто устроенная нервная система получила название сетевидной, или диффузной нервной системы. Она имеется у кишечнополостных, в частности, у гидры. У них выделяют всего две разновидности нервных клеток: одни расположены между клетками эктодермы – это рецепторные клетки (воспринимающие раздражения), а другие клетки находятся в глубине организма, связаны друг с другом и с клетками, обеспечивающими ответную реакцию. Они получили название эффекторных (двигательных) клеток.

12
Раздражение любого участка поверхности тела гидры приводит к возбуждению всего организма, поэтому такой тип нервной системы не экономичен. Дальнейшая эволюция нервной системы характеризуется концентрацией нервных клеток, скопления которых формируют узлы
(ганглии), то есть нервные центры с отходящими от них нервными стволами.
Такой более прогрессивный тип нервной системы получил название узловой.
Строение нервной системы подобного типа позволяет при раздражении определенных участков поверхности живого организма не вовлекать в ответную реакцию все нервные клетки и весь организм, а использовать только определенные части или сегменты, как нервной системы, так и организма.
Следующий этап развития нервной системы состоит в том, что нервные клетки располагаются в организме не в виде отдельных узлов, а формируют уплощенный цилиндрический тяж (трубку), внутри которого имеется полость. Нервная система на этой стадии получает название
трубчатой нервной системы. В соответствии с метамерностью тела хордовых единая трубчатая нервная система состоит из ряда однотипных, повторяющихся структур – сегментов. В связи с развитием органов чувств у животных развивается головной мозг. Развитие головного мозга происходит параллельно с совершенствованием спинного мозга, причем появление новых центров в головном мозге ставит в подчиненное положение уже существующие центры спинного мозга.
Онтогенез нервной системы отображает в той или иной степени филогенетические процессы. Нервная система эмбриона человека развивается из наружного зародышевого листка – эктодермы. В его заднем отделе на 19-е сутки развития зародыша однослойная эктодерма резко увеличивается за счет интенсивного размножения клеток, эта ее утолщенная часть получила название "медуллярной пластинки" и соответствует первой стадии развития нервной системы. Во второй стадии медуллярная пластинка из-за дальнейшего роста клеток прогибается во внутрь зародыша и образует

13
"нервный желобок". В третьей стадии развития нервной трубки рост боковых отделов медуллярной пластинки приводит к тому, что края нервного желобка сближаются, образуя нервную трубку, которая отшнуровывается от эктодермы и погружается во внутрь развивающегося зародыша.
Нервная трубка в период замыкания состоит из трех слоев: внутреннего – эпендимного, из которого в дальнейшем развиваются особые клетки, выстилающие полости желудочков и центральный канал спинного мозга; среднего – плащевого, из которого развиваются клетки двоякого рода: нейробласты и спонгиобласты. Нейробласты дают начало нейронным и нейросекретирующим клеткам нервной системы, а из спонгиобластов развиваются глиальные клетки, выполняющие опорную и трофическую функции. Из клеток наружного слоя нервной трубки формируются будущие отростки нервных клеток, которые в совокупности составляют белое вещество.
В области переднего отдела нервной трубки образуются выпячивания, получившие название мозговых пузырей. Вначале их три: передний, средний и задний. Затем наступает стадия пяти мозговых пузырей. Из переднего пузыря развивается конечный и промежуточный мозг. Производными конечного мозга являются полушария головного мозга, в которых выделяют кору и большие скопления нервных клеток, получившие название узлов основания мозга или базальных ядер.
Неравномерный интенсивный рост стенок конечного мозга приводит к тому, что вначале на гладкой поверхности коры появляются углубления
(борозды), с помощью которых каждое из развивающихся полушарий головного мозга можно разделить на 4 доли: лобную, затылочную, теменную и височную. К моменту рождения ребенка на полушарии головного мозга можно различить все основные борозды и извилины.
Из переднего пузыря развивается и промежуточный мозг, производными которого являются зрительные бугры. Из боковых стенок промежуточного мозга путем выпячивания в боковые стороны развиваются

14 глазные пузырьки, из них образуются зрительные нервы и сетчатка глаза. Из задней части промежуточного мозга – шишковидное тело или эпифиз, из нижней части – гипоталамическая область и задняя часть гипофиза.
Из среднего мозгового пузыря развивается средний мозг.
Производные среднего мозга: крыша или четверохолмие (подкорковые центры слуха и зрения), покрышка, в которой сосредоточены важные центры экстрапирамидной системы – красные ядра и черная субстанция, отвечающие за сложные двигательные акты, и ножки мозга, которые состоят в основном из сознательных и бессознательных двигательных проводящих путей.
Задний мозговой пузырь подразделяется на собственно задний мозг, из которого развивается мозжечок и варолиев мост, и продолговатый мозг.
Одновременно с формированием пяти мозговых пузырей полость нервной трубки образует ряд расширений – желудочков. В конечном мозге эти желудочки получили название боковых, передний рог которых располагается в лобной доле, задний – в затылочной, а нижний – в височной.
Полость в промежуточном мозге получила название III желудочка. В среднем мозге полости нет, имеется узкий канал, получивший название водопровода среднего мозга. Полостью заднего мозга является IV желудочек. Все желудочки сообщаются между собой и с полостью канала спинного мозга.
Стенки желудочков и спинномозгового канала выстланы слоем эпендимных клеток, которые принимают участие в обменных процессах между нейронами головного мозга и содержимым спинномозговой жидкости.
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом