Главная страница
qrcode

разноур задания к теме 1 (1). Курс система государственного и муниципального управления комплект разноуровневых заданий по темам


Скачать 92.65 Kb.
НазваниеКурс система государственного и муниципального управления комплект разноуровневых заданий по темам
Дата11.02.2020
Размер92.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файларазноур задания к теме 1 (1).docx
ТипДокументы
#67788
Каталог

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н. П. ОГАРЁВА»
Факультет экономический

Кафедра государственного и муниципального управления

КУРС «СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО И

МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»


КОМПЛЕКТ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМАМ
Автор О. А. Евстропова


Направление 38.05.01 Экономическая безопасность



Руководитель работы

канд. экон. наук, доц.
Руководитель работы

канд. экон. наук, доц.
Саранск 2020
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 1.
Задание 1. Добавьте на рисунках недостающие элементы.

Рисунок 1 Элементы формы государства


Рисунок 2 Форма государственного правления

Рисунок 3 – Формы государственного устройства

Задание 2. Заполните таблицы и добавьте недостающие элементы. Раскройте их содержание.

Таблица 1 – Признаки государства
Признаки государства
– государство обладает суверенитетом;
– государство обладает определенной территорией;
– государство имеет определенное население;
– государство, как правило, обладает монополией на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, заключает нормативные договоры);
– государство имеет публичную власть;
– государство имеет армию;
Таблица 2 – Функции государства
Внутренние функции государстваВнешние функции государстваПолитическая
Обеспечение национальной безопасности
Экономическая
Участие в решении глобальных проблем
Социальная
Развитие взаимовыгодного сотрудничества
Идеологическая
Отстаивание государственных интересов в международных отношениях
Таблица 3 – Основные подходы к определению понятия «государственная власть»
Государственная власть
Источник/автор
Это механизм обуздания биологической агрессии, заложенной в человеке
Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо
Это способ самоорганизации общества, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения
Т. Парсонс
Это способ достижения поставленных целей, получения намеченных результатов
Б, Рассел
Таблица 4 – Принципы формирования и функционирования государственной власти
Принципы формирования и функционирования государственной власти
единоначалия и коллегиальности, обусловливающие специфику той или иной ветви власти, помогающие оперативно и ответственно решать вопросы;
сочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата;
приоритета прав человека;
законности и конституционности в организации и деятельности государственного аппарата;
принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;
профессионализма государственных служащих, включающий требование профессиональной этики;
гласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах;
иерархичности в построении и субординации в деятельности государственного аппарата, выражающиеся в подчиненности и подотчетности нижестоящего органа вышестоящему;


Задание 3. Исправьте имеющиеся ошибки. В каждую графу внесите цифру, которой обозначена та или иная теория происхождения государства.
Основные теории происхождения государства


Идеи в рамках данной

теории


Представители

данной теории










1) Теологическая


5) государство возникло как специфическая разновидность биологического организма


4) Гумплович, Дюринг, Каутский и др.










2) Патриархальная


4) государство возникло в результате военно-политических факторов


5) Спенсер, Вормс, Прейс и др.










3) Договорная


1) Бог создал государство


7) Петражицкий, Фрейд, Тард и др.










4) Теория насилия


3) государство как продукт соглашения между людьми


6) Маркс, Энгельс, Ленин и др.










5) Органическая теория


2) государство как продукт развития семьи


3) Гоббс, Руссо, Радищев и др.










6) Материалистическая теория


7) государство возникло в силу особенностей человеческой психики


1) Фома Аквинский, Маритен, Мерсье и др.










7) Психологическая теория


6) государство как продукт социально-экономического развития


2) Аристотель, Фильмер, Михайловский и др.
Рисунок 1 – Основные теории происхождения государства:

идеи и представители
Задание 4. Заполните таблицы и добавьте недостающие элементы. Раскройте их содержание.
Таблица 4.1 – Виды управления
Критерии

классификации
Вид

управления
Базовое

содержание
по критерию принадлежности

управляемого объекта к уровню власти
федеральное
Объектами федерального управления являются природные ресурсы, недра, естественные монополии, акции приватизированных пред­приятий и ряд других объектов.
региональное
Объекты регионального управления определяются на основе соглашений о разгра­ничении собственности между органами власти субъекта РФ и ме­стного самоуправления.
муниципальное
Объекты муници­пального управления определяются на основе соглашений о разгра­ничении собственности между органами власти субъекта РФ и ме­стного самоуправления.
по взаимоотношению центральной власти с административно-национальными единицами
координационное
Координаци­онное управление реализуется в форме федерации. Федерация имеет единый орган государственной власти. Члены федерации могут иметь собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы. Наряду с этим образуются единые федеральные органы государственной власти; устанавливается общее гражданство, денежная единица и т.д
субординационное
Субординационное управление базируется на жестком административном подчинении, воздействии на нижестоящих должностных лиц органов управления, принуждении к выполнению команд, поступающих из вышестоящих органов управления.
по воздействию на управляемый объект
отраслевое
Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия. Наиболее широко оно реализу­ется в управлении через министерства, которые призваны осуществ­лять единую техническую политику в отрасли, обеспечивать необхо­димые внутриотраслевые пропорции.
территориальное
Территориальное управление осуществляется тремя уровнями власти: федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта РФ, местным самоуправлением территориальное управление обеспечивает рациональное размеще­ние производства, углубление специализации и комплексное разви­тие регионов, выравнивание уровней их экономического и социального развития и решение других задач государственной регио­нальной политики. Оно предполагает разграничение прав и ответственности между федеральными и региональными, законодатель­ными и исполнительными органами власти.
по способу учета интересов объектов управления
административное
Административное управление непосредственно воздействует на управляемые объекты с помощью разрешения, запрета, принужде­ния, применяемых независимо от их мнения. Оно является необходимым компонентом любого управления, хотя его масштабы могут быть разными. В структуре исполнительных органов с несколькими уровнями управления оно имеет самодовлеющее значение и реализуется через назначение, освобождение от должности, поощрение, наказание должностных лиц. В государственном регулировании эконо­мики административное управление выражается в лицензировании деятельности, квотировании экспорта, импорта и др.
экономическое
Экономическое управление регулирует деятельность объектов управ­ления косвенно, т.е. через хозяйственное законодательство, финансо­вую, денежную и кредитную государственную политику. Отсутствует прямое принуждение или поощрение. Государственный механизм ре­гуляторов действует в автоматическом режиме, они адресуются испол­нительным органам и хозяйствующим субъектам. Объект управления свободен в выборе варианта действий, но в случае противоречия их законодательству он возмещает ущерб государству. Например, за не­уплату налогов взыскивается штраф и применяются другие санкции.
в зависимости от срока исполнения

принимаемых решений
оперативное
Оперативное управление призвано решать повседневные или возникающие в результате непредвиденных ситуаций задачи. Оно ставит конкретные, количественно измеряемые ориентиры и использует ситуационный подход, при котором выбирается приемле­мый вариант при сложившихся условиях. Примером оперативного управления может служить принятие постановлений Правительства РФ об обеспечении устойчивой работы народного хозяйства в осенне-зимний период.
текущее
Текущее управление выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок. На основе надежной инфор­мации сравниваются показатели стратегического плана с достигнутыми результатами за определенный период. Если они отрицательные, то принимаются меры по исправлению положения. Данные меры могут включать пересмотр каких-то целей, если выявилось действие ранее неучтенных и неконтролируемых факторов. Важно постоянно следить за результатами, правильно выбирать момент для корректировки действий, стимулировать гибкость, масштаб­ность мышления, инициативность всех участвующих в управлении.
стратегическое
Стратегическое управление определяет цели и задачи, долгосрочную ориентацию по вопросам развития страны в целом или по отдельным сферам, объектам, территориям, задает направления деятельности каждому звену управления.

Основой стратегического управления являются перспективный план, концепции развития и другие документы, отражающие поста­новку и методы достижения долгосрочных целей. Стратегия должна быть максимально ясной и убедительной
По роли и месту человека
демократическое
Демократическое управление основывается на том предположе­нии, что для человека естественным состоянием является деятельность, работа и что он способен к самоуправлению, самоконтролю и не избегает ответственности. Поэтому внешний контроль не рассматривается как решающее средство достижения целей. Такой стиль управления предполагает делегирование полномочий, предоставление самостоятельности в соответствии с функциями, привлече­ние к принятию решений. Допускаются дискуссии, необязательна единодушная поддержка лидера.
авторитарное
Авторитарное управление исходит из того, что средний человек изначально избегает труда, не честолюбив, уходит от ответственно­сти, с удовлетворением принимает руководство над собой. Поэтому для повышения эффективности труда человека надо принуждать, контролировать. А это может обеспечить власть и единоначалие. При авторитарном управлении ответственность и контроль сосредоточены в основном на верхнем уровне; складывается режим личной власти в разных формах — от мягких, сочетающихся с элементами демократии, до диктатуры; подчиненные, демонстрируя преданность лидеру, гото­вы выполнять его указания.
Таблица 4.2 – Классификация функций государственного и муниципального управления:
Классификационный признак
Классификация функций

управления
Краткая

характеристика функций
Государственное управление
Функции государственного управления отличаются своей многогранностью и в некоторой степени являются зависимыми от определенной цели, поставленной в соответствующей сфере государственного управления.
1.информационное обеспечение

2.моделирование и прогнозирование

3.планирование

4.организация

5.распорядительство

6.руководство

7.координация

8.контроль

9.регулирование
1.информационное обеспечение, которое заключается в том, что для осуществления государственными органами управления производится сбор, обработка, анализ необходимой информации; 2.моделирование и прогнозирование, состоящее в предвидении новых тенденций развития государственного управления, используя при этом профессиональный опыт и практику управления, позволяющем определить те или иные последствия процессов, происходящих в социуме, а также будущее страны в целом;

3.планирование служит определению необходимых направлений, темпов для развития определенных процессов государственного управления, реализации экономических, военных, социальных, культурных и других функций; 4.организация, складывающаяся из формирования определенных принципов для обеспечения целостного действия государственного управления, включающая в себя производство действий и принятие решений, которые обеспечивают надлежащее функционирование органов государства; 5.распорядительство, означающее регулирование отношений управления, которые возникают в связи с осуществлением полномочий органами государства, в оперативном порядке путем принятия различных правовых актов (приказов, указаний, распоряжений, правил, инструкций, руководств и т.п.);

6.руководство, состоящее из установления определенных нормативов и правил по поводу того, как должны вести себя органы управления (должностные лица и служащие);

7.координация, включающая процесс согласования деятельности органов управления государства для того, чтобы был достигнут консенсус в определении направления целей и задач управления;

8.контроль связан с установлением факта того, что состояние системы управления признано соответствующим или несоответствующим требуемым стандартам и тому уровню, который является общепризнанным, а также с наблюдением за тем, чтобы государственное управление было качественным, соответствовало принципам целесообразности и законности; 9.регулирование, предусматривающее использование определенных способов и методов для управления государством в ходе организации целостной системы управления, а также устанавливающее общеобязательные требования и процедуры для объектов и субъектов с целью обеспечить общественный порядок, безопасность, права и свободы граждан.
Муниципальное управление
Функции определяются соответственно природе самоуправления на местах, и отличаются между собой объемами и целями.
1.Обязательное участие жителей в разрешении вопросов, которые могут решаться на местном уровне,

2.Упорядоченное управление финансами и собственностью,

3.Удовлетворение потребностей жителей, 4.Охрана окружающей природной среды и правопорядка в целом,

5.Защита прав и интересов муниципального образования, которые гарантированы Конституцией РФ.
1.Обязательное участие жителей в разрешении вопросов. Муниципальная деятельность призвана создать условия для возможности населению участвовать в самоуправлении. К условиям можно отнести: присутствие выборных органов, использование прямой демократии, материально-финансовая база для разрешения вопросов муниципального образования. Население муниципалитета участвует в управлении путем выборов представителей в органы власти. Известно, что представительные органы выбираются при тайном голосовании, основываясь на ровном избирательном праве. Законодательно установлено, что власть может осуществляться на сходе граждан. Так же возможен созыв местного референдума, где будут участвовать все граждане, которые проживают на территории образования. Население имеет право вносить различные проекты нормативно-правовых актов, а органы обязаны их рассмотреть. Развитие демократии на муниципальном уровне обеспечит крепкую взаимосвязь органов и их должностных лиц с жителями образования, и позволит последним контролировать деятельность органов местного самоуправления. 2.Упорядоченное управление финансами и собственностью. Органы местной власти подтверждают свою необходимость при упорядоченном и рациональном управлении финансами и собственностью. Органы местного самоуправления выступают в качестве собственника имущества и финансов муниципального образования, однако в случаях, предусмотренных законом, им может выступать население. Органы местного самоуправления могут передать имущество в пользование (временное либо постоянное) юридическим и физическим лицам. Могут совершать и иные сделки в отношении муниципального имущества. 3.Удовлетворение потребностей жителей. Целью муниципального управления выступает улучшение условий жизни населения и создание устойчивой и благоприятной среды населения. Происходит достижение этих целей благодаря деятельности муниципальных органов по развитию местной инфраструктуры. Удовлетворяя потребности жителей муниципальные органы содержат, организуют и развивают учреждения, службы и организации. Органы власти в муниципальном образовании занимаются развитием дошкольного и общего образования, поддержанием тепло-, газо-, водоснабжением и пр. Данные мероприятия позволяют создать все необходимые предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина.

4.Охрана окружающей природной среды и правопорядка в целом Общественный порядок – это база для нормальной жизни муниципального образования и важнейшее условие для того, чтобы реализовывались свободы и права человека и гражданина. На сегодняшний день охраной общественного порядка занимаются органы внутренних дел. Органы местного самоуправления обязаны поддерживать полицию. Законодатель определил, что органы местного самоуправления обязательно должны участвовать в охране окружающей природной среды. Органы власти взаимодействуют с государственными органами и обеспечивают оценку состояния окружающей среды, принимают программы для поддержания экологии, выдают разрешения на разные виды природопользования.

5.Защита прав и интересов муниципального образования. Защита прав и интересов муниципального образования означает то, что местное самоуправление имеет право на судебную защиту. И, следовательно, защита прав местного самоуправления – важнейшая функция в деятельности органов местного самоуправления.

Задание 5. Раскройте значение следующих терминов:

Государство – политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Гражданское общество – совокупность граждан, не приближенных к рычагам государственной власти; совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур; сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних факторов.

Функции государственного управления – это основные направления деятельности органов государственной власти, призванные обеспечить нормальное функционирование сфер жизни общества и государства.

Функции муниципального управления - это направления деятельности муниципальных органов, которые являются базовыми.

Методы государственного управления – это совокупность способов и приемов по воздействию субъектом управления на объект управления в процессе отношений, связанных с управлением, используемых с целью достичь определенные задачи и цели управления, а также реализовать управленческие функции.

Методы муниципального управления – набор способов и приемов деятельности по управлению, которые направлены на достижение целей, стоящих перед объектом управления.

Средства государственного управления – это инструментарий, набор конкретных и чаще всего овеществленных предметов, используемых в данном процессе.

перейти в каталог файлов


связь с админом