Главная страница

«Курс макетирования и верстки», Н. Волков. Курсмакетированияи верстки


Скачать 0.68 Mb.
НазваниеКурсмакетированияи верстки
Анкор«Курс макетирования и верстки», Н. Волков.pdf
Дата16.04.2017
Размер0.68 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKurs_maketirovania_i_verstki__N_Volkov.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#16579
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

КУРС
МАКЕТИРОВАНИЯ
И ВЕРСТКИ
НИКОЛАЙ ВОЛКОВ

И
здательский бизнес сегодня немыслим без компью терных издательских систем, которые раздвигают го ризонты творчества, позволяя реализовать все ваши замыслы. Издательские программы легко поддаются освоению даже непрофессионалам в издательской работе. Однако недо статочно всего лишь овладеть инструментами, которые они предлагают. Нужно обладать, помимо прочего, базовыми поня тиями издательского дела, иметь представление об издатель ском процессе. Без этих знаний немыслимо создание полно ценной полиграфической продукции.
Цель данного курса как раз и состоит в том, чтобы дать об щее представление, как сделать ваши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и бо лее привлекательными на вид. Здесь собран материал, которо го должно хватить для получения общего представления о предмете и приступить к созданию печатной продукции. Курс построен таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания от замысла до получения ориги нал макета.
Материал, который излагается в данной книге, не привязан к какому либо одному программному продукту. Это сделано для того, чтобы вы смогли использовать приведенные советы и рекомендации в различных издательских системах.
ТЕХПРОЦЕСС
Подготовка публикаций к изданию сложный и продолжи тельный процесс. Он состоит из длинной цепочки взаимосвязан ных этапов. До недавнего времени каждый этап выполнял про
Òåõïðîöåññ
3
фессионал узкой специализации: редактор, корректор, худож ник, наборщик, печатник. Появление настольных издательских систем (Desktop Publishing = DTP) способствовало стиранию граней между отдельными этапами подготовки изданий. Мощ ность средств автоматизации издательского труда, включенных в DTP, настолько велика, что практически весь процесс подго товки публикации к изданию может выполнить один человек.
Очевидно, что такой «профессионал широкого профиля» должен хорошо разбираться в технологических особенностях отдельных этапов, учитывая при этом их взаимосвязь и взаимозависимость.
Упрощенно подготовка публикации к изданию выглядит так:
Сам же процесс подготовки макета также состоит из ряда вза
имосвязанных этапов:
•МАКЕТИРОВАНИЕ
•ПОДГОТОВКА ТЕКСТА
•ПОДГОТОВКА ИЛЛЮСТРАЦИЙ
•ВЫБОР ШРИФТОВ
•ВЕРСТКА
•ПЕЧАТЬ ОРИГИНАЛ МАКЕТА
Êóðñ ìàêåòèðîâàíèÿ è â¸ðñòêè
4

МАКЕТИРОВАНИЕ
В этой главе:
•Набросок макета
•Выбор формата
•Ориентация страницы
•Поля
•Элементы дизайна
•Модульная сетка
•Пять советов по макетированию
НАБРОСОК МАКЕТА
Чтобы получить хороший макет, начните с эскиза, пример но отражающего окончательный вид документа. Время, кото рое вы при этом потратите, возвратится вам сторицей, позво лив избежать бесконечных переделок. С чего начать?
Прежде всего представьте, как будет смотреться документ в готовом виде, и сделайте несколько набросков на бумаге. До пустим, вы хотите создать 8 страничный информационный бюллетень со стандартными полосами размером 210 х 297 мм
(формат А4). Для наброска возьмите 2 листа чистой бумаги размером 210 х 297 мм, положите их один на другой и согните по ширине листа так вы получите уменьшенное подобие ва шего 8 страничного бюллетеня. Затем возьмите карандаш и на бросайте шапку, оформление обложки, рисунки и/или тексты,
верхние и нижние колонтитулы. Прикиньте, какой ширины следует задать верхние, боковые и нижние поля, и отметьте это на полосах. Обозначьте на каждой полосе рисунки и текст.
Ìàêåòèðîâàíèå
5

Êóðñ ìàêåòèðîâàíèÿ è â¸ðñòêè
6
Изменения можно вносить на любой, даже самой послед ней, стадии подготовки документа. Если вы уже немного зна комы с какой нибудь программой DTP, то можете обойтись и без карандаша, сделав набросок прямо на экране монитора.
ВЫБОР ФОРМАТА
В Европе форматы выпускаемой промышленностью и ис пользуемой в типографиях бумаги укладываются в так назы ваемую А серию, определенную стандартом Международной
Организации Стандартизации (ISO). В Германии этот стандарт известен под другим именем DIN (Deutsche Industrie Norm)
Немецкий промышленный стандарт. Германский стандарт DIN
постулирует ряд форматов, объединенных в DIN Ax серию.
Все форматы ряда представляют собой производные от ос новного формата DIN А0, имеющего размеры 1189 мм х 841 мм.
Если разрезать такой лист пополам поперек длинной стороны,
то получатся два листа формата DIN A1. Если повторить эту операцию, то получатся листы формата DIN А2 и т. д. Наи меньшим форматом из широко распространенных является формат почтовой карточки формат А6. Наиболее известны форматы DIN A5, A4 и A3.
Формат (DIN)
Миллиметры
Дюймы
A0 841 х 1189 33,1 х 46,8
A1 594 х 841 23,4 х 33,1
A2 420 х 594 16,5 х 23,4
A3 297 х 420 11,7 х 16,5
A4 210 х 297 8,3 х 11,7
A5 148 х 210 5,8 х 8,3
A6 105 х 148 4,1 х 5,8

ОРИЕНТАЦИЯ СТРАНИЦЫ
Строки на странице могут быть расположены по разному.
Расположение строк вдоль короткой стороны листа называет ся продольной (книжной или портретной от англ. portrait)
ориентацией страницы, в противном случае поперечной (аль бомной или ландшафтной от англ. landscape).
ПОЛЯ
При выборе соотношения размеров полей и текста на стра нице следует стараться достичь гармонии. Наряду с этой об щей рекомендацией существуют и более конкретные правила.
Ширина полей, отделяющих текст на странице от краев листа,
зависит от характера верстаемого текста и может быть разной с разных сторон листа. Если речь идет о единственной страни це, содержащей текст целиком, то левое и правое поля долж ны быть достаточно узкими и иметь одинаковую ширину.
Верхнее поле должно быть шире левого и правого, а нижнее шире верхнего Рекомендуется следующая ширина (в относи тельных единицах): 3 для левого и правого поля, 5 для верхне го, 8 для нижнего.
ПОЛЯ НА КНИЖНЫХ СТРАНИЦАХ
Правила для выбора размера полей книжных страниц не сколько отличаются от приведенных выше правил для отдель ных страниц текста. Здесь следует в первую очередь позабо титься о том, чтобы при развороте книги текст на смежных
Ìàêåòèðîâàíèå
7
страницах выглядел бы симметрично. Аналогичные проблемы возникают при верстке любых многостраничных документов,
если печать выполняется на обеих сторонах листа. Наряду с требованиями эстетического характера к оформлению таких документов предъявляют и чисто технические требования. В
частности, необходимо помнить, что часть внутреннего поля
«поглощается» при подшивке (переплете). Если не учесть этой технологической особенности, то в лучшем случае текст ока жется «стянутым» к корешку книги, а в худшем может час тично попасть в переплет, что затруднит чтение или сделает его вообще невозможным.
Для установки размеров полей страницы можно восполь зоваться следующим алгоритмом.
Сначала следует определить ширину части страницы, вы деленной под текст (ширину набора), включив сюда при много колонном наборе ширину межколонных интервалов. Разность между шириной страницы (без учета ширины переплета) и шириной набора следует поделить на три равные части. Одна из этих частей выделяется на внутреннее (или переплетное)
поле, расположенное с той стороны листа, которая будет под шиваться. Две оставшихся на внешнее поле, расположенное с противоположной обрезной стороны листа. Далее следует провести диагональ из левого нижнего в правый верхний угол страницы. Проведя горизонтальные линии через точки пере сечения этих диагоналей с границами левого и правого полей можно получить границы верхнего и нижнего полей.
Другим распространенным способом определения полей является деление страницы на девять равных частей. Как это делается, понятно из рисунка.
Êóðñ ìàêåòèðîâàíèÿ è â¸ðñòêè
8

ЭЛЕМЕНТЫ ДИЗАЙНА
При работе над дизайном будущей публикации можно ис пользовать большое количество различных элементов. Наибо лее распространенные из них приведены ниже.
ВЫПУСК ЗА ОБРЕЗ
Этот элемент макета представляет собой текст, рисунок или линию, которые будут выходить за границу полосы после ее обрезки. Подобные элементы могут стать очень эффектив ным средством дизайна.
БУКВИЦА (DROP CAP)
Это большая заглавная буква, спускающаяся вниз на не сколько строк. При этом текст обтекает ее. Используется как элемент оформления, подчеркивающий начало текста или его подразделов.
ВЫВОРОТКА (REVERSED OUT TEXT)
Текст, «вывернутый наизнанку», например белый текст на черном фоне.
Ìàêåòèðîâàíèå
9

ПУЛЯ (BULLET)
Метка пункта списка. Кружок размером в полукруглую шпацию получил весьма широкое распространение в качестве меток пунктов списков. Однако не стоит ограничиваться толь ко этим символом. Символ в виде залитого квадратика или ромбика выглядит даже более солидно, чем кружок. Полый квадратик создает впечатление «дремлющей силы». Треу гольник не так тяжел, как квадрат. Стрелки усиливают основ ное назначение метки: «смотри сюда!». В некоторых гарниту рах шрифтов, например в гарнитурах Zapf Dingbats и
Wingdings, имеется еще ряд геометрических фигур.
ОБОРКА
Оборкой называется текстовая выемка. Если в колонку вставляются рисунки или другой текст, то ее границы изменя ются таким образом, что текст располагается вокруг вставки,
как бы «обертывая» ее. Оборки могут быть прямоугольными,
многоугольными или криволинейными в зависимости от целей дизайнера и возможностей программы макетирования.
ЛИНЕЙКИ (RULES)
Элементы оформления издания, представляющие собой горизонтальные или вертикальные линии, отделяющие эле менты макета друг от друга. Линейки придают полосе закон ченный вид. Для привлечения внимания можно подчеркнуть заголовок или провести линию там, где заканчивается один раздел текста и начинается другой. Линейки применяются также для разделения самостоятельных частей полосы.
Êóðñ ìàêåòèðîâàíèÿ è â¸ðñòêè
10

РАМКА (PRINTING RULE)
Линия, ограничивающая растрированный фон, часть текс та или иллюстрации.
ЭЛЕМЕНТЫ КНИГИ
1 клапан суперобложки; 2 форзац; 3 фронтиспис; 4 ти тульный лист; 5 суперобложка; 6 книжный блок; 7 ляссе.
МОДУЛЬНАЯ СЕТКА
Большую помощь в подготовке макета может оказать мо дульная сетка. Модульная сетка определяет дизайн будуще го макета и задает места размещения колонцифр, текста, ил люстраций, заголовков и строк с фамилией автора в начале или конце статьи и т.д. Сетка разрабатывается художником.
Сетки иногда называют шаблонами или трафаретами. Она служит каркасом, определяющим, где на странице будут раз мещены элементы. Сетка представляет собой систему непе чатаемых вертикальных и горизонтальных линий, разделяю щих страницу.
Ìàêåòèðîâàíèå
11

ПЯТЬ СОВЕТОВ ПО МАКЕТИРОВАНИЮ
Создайте банк образцов. Когда вы читаете журналы, книги,
газеты, годовые отчеты, просматриваете рекламные листовки и брошюры собирайте образцы особенно удачных и неудачных решений. Складывайте их в две папки, озаглавленные «Хоро шие» и «Плохие», отмечая, что хорошо или плохо в данном ма кете. Накопив достаточно материала, вы почувствуете себя го раздо увереннее в области технического и художественного редактирования.
Составьте план будущего документа. Чем проще, тем луч ше. Соблюдая это правило, сделаете меньше ошибок. Кроме того, простые макеты выглядят четче, лучше читаются и обес печивают концентрацию внимания читателей.
Не пытайтесь объять необъятное. Например, вы можете разместить на одной полосе 30 колонок текста, но кто станет их читать? Общее правило: не используйте больше трех специальных типографских эффектов на развороте из двух полос.
Ваш макет должен создавать четкое представление о ха рактере документа. Если вы компонуете рекламное сообщение о продукте, то пусть ваш макет выглядит как реклама, а не как научный трактат.
Êóðñ ìàêåòèðîâàíèÿ è â¸ðñòêè
12

ТЕКСТ
В этой главе:
•Общие правила набора
•Правила переносов
•Правила набора знаков и цифр
•Набор заголовков
•Набор таблиц
ОБЩИЕ ПРАВИЛА НАБОРА
Нормальный размер пробела между словами во время на бора равен одному символу.
В наборе не должно быть коридоров, т.е. совмещения про белов между словами по вертикали (или наклонной линии) в трех и больше смежных строках.
Абзацные отступы должны быть одинаковыми во всем тексте.
Последняя строка абзаца должна быть длиннее абзацного выступа не менее, чем в 1,5 раза.
Если набор выполняется без абзацного выступа, то послед няя строка должна быть неполной.
Длина строки должна быть не больше 60 65 символов.
На странице должно быть 30 40 строк.
Нижняя граница текста на предыдущей странице долж на быть ниже, чем начало текста на следующей или не менее
5 строк.
Последняя страница главы (если главы начинаются с но вой страницы) должна выглядеть заполненной хотя бы напо ловину.
Òåêñò
13

ПРАВИЛА ПЕРЕНОСОВ
Не допускаются переносы, которые искажают смысл слова.
Нельзя переносить аббревиатуры, которые пишутся боль шими буквами типа УНР, КПИ, МФО.
Нельзя разрывать переносом такие сокращения, как и т.д.,
и т.п. и подобные.
Нельзя разрывать переносом цифры, которые составляют одно число. При необходимости можно разрывать числа, со единенные знаком тире, но тире остается в предыдущей стро ке: 1985 1990, Х ХІ ст.
Нежелательно отделять инициалы от фамилий.
Не желательно отделять сокращенные слова от имен и фа милий: проф. Петренко, т. Иванов.
Нельзя отделять цифру со скобкой или точкой от следую щего слова.
Не желательно отделять цифры от следующих сокращен ных слов и названий единиц измерения.
Нельзя отделять для переноса знаковые обозначения от следующих или предыдущих цифр: 50 %, $ 10,
25.
Не желательно, чтобы знаки переноса были более, чем в двух смежных строках.
Нельзя, чтобы между знаком переноса и частью слова был пробел.
Нельзя, чтобы знаком переноса начиналась строка.
Нельзя переносить знаки препинания.
ЗНАКИ И ЦИФРЫ
Нельзя, чтобы между разделительными знаками, кроме тире, и словом был пробел.
Êóðñ ìàêåòèðîâàíèÿ è â¸ðñòêè
14

Три точки перед словом нельзя отделять пробелом.
Тире между цифрами нельзя отделять пробелами: 20 30.
Тире между словами отделяется пробелом. В комбинациях типа , или пробел отсутствует.
В прямой речи тире справа отделяется пробелом.
Дефис не должен отделяться пробелами.
Кавычки нельзя отделять пробелами от слов.
Кавычки набираются тем же шрифтом, что и текст.
Между знаком номера и параграфа и цифрами обязателен пробел:
10, § 2.
Знаки градусов, процентов, минут, секунд нельзя отделять пробелом от цифры: 6%. Сокращения, идущие за знаком гра дуса, отделяются пробелом: 20° С. Два знака номера или пара графа пишутся вместе:
, §§.
Между цифрами, которые обозначают разные единицы сотни и тысячи, тысячи и миллионы делается пробел: 4 655 210. Обозначение номера и дроби нужно набирать без пробела:
125, 3.456.
Знаки + и не отбиваются от цифры: +10.
Дроби записываются без пробела: 4/7.
Для обозначения десятых и тысячных дробей использует ся точка: 6.35.
Слово после порядкового номера отделяется пробелом.
ЗАГОЛОВКИ
В многострочных заголовках каждая строка должна иметь определенный смысл.
Не рекомендуется заканчивать заголовок служебными ча стями речи.
Òåêñò
15

Переносы в заголовках не допускаются, за исключением многострочных заголовков.
ТАБЛИЦЫ
Таблицы набирают шрифтом следующих кеглей: текст 12 таблицу 8, 10; текст 10 таблицу 6, 8; текст 8 таблицу 6, 8.
Строки в заголовках граф должны быть расположены го ризонтально и выключены по центру.
Если ширина заголовка меньше высоты графы заголовка,
то строка набирается вертикально.
Если таблица занимает две и больше страниц, то графы ну меруются и на следующей странице заголовок граф включает только порядковые номера.
Êóðñ ìàêåòèðîâàíèÿ è â¸ðñòêè
16

ИЛЛЮСТРАЦИИ
В этой главе:
•Сканирование
•Муар
•Форматы файлов
Существует несколько источников получения иллюстра ций для вашей публикации:
•сканированные изображения;
•коллекции цифровых фотографий на CD дисках;
•изображения, полученные с помощью цифровых камер;
•изображения, полученные с экрана компьютера;
•оригинальные векторные или графические рисунки.
Самым распространенным способом получения изображений является сканирование изображений с фотографий, слайдов, га зет, журналов и др. печатных изданий, но он является в тоже время и самым сложным, так как требует определенных знаний.
СКАНИРОВАНИЕ
УСТАНОВКИ СКАНЕРА
При сканировании устанавливаются следующие величины:
ГАММА
Гамма это коэффициент нелинейного искажения. При увеличении значения гаммы график превращается в кривую,
выгнутую вверх. В таком случае светлая зона тонов на проек ции увеличивается, темных уменьшается, что сделает изоб ражение более светлым. Уменьшение значения гаммы влечет за собой соответствующее затемнение изображения.
Èëëþñòðàöèè
17

При сканировании светлых снимков гамма должна быть уменьшена по сравнению с линейной, темных увеличена.
РЕЖИМ СКАНИРОВАНИЯ
Существует несколько режимов сканирования:
Grayscale это черно белый полутоновый 8 битовый ре жим, дающий 256 градаций серого цвета. Обычно в этом режи ме сканируют полутоновые иллюстрации и фотографии для черно белой печати.
Bitmap это режим сканирования черно белых штрихо вых иллюстраций, таких как гравюра или контурный рисунок.
Bitmap изображение строится только из черных и белых пик селей. При печати черным пикселям соответствует черный цвет, а белым бумага. Эти изображения не растрируются.
Halftone Screen это режим, при котором полутоновое изоб ражение растрируется и превращается в Bitmap изображение.
RGB режим сканирования цветных изображений. 24 бит ный режим, воспроизводит до 16 миллионов цветов в трех 8
битовых каналах (256 цветов на канал).
РАЗМЕР КОНЕЧНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
Он напрямую связан с разрешением, поэтому оба показателя приходится учитывать одновременно. Нельзя увеличить размер изображения без потери качества. У слайдов, например, процент увеличения без заметной потери качества достигает 1000%;
С КАКИМ РАЗРЕШЕНИЕМ НУЖНО СКАНИРОВАТЬ
Обозначим:
SR входное разрешение сканирования (
scan resolution, ppi
)
Êóðñ ìàêåòèðîâàíèÿ è â¸ðñòêè
18

PR выходное разрешение принтера (
print resolution, dpi
)
SF пространственная частота или линеатура (
screen frequency, lpi
)
GL количество полутонов на канал (
grayscale levels, 0..256
)
X величина масштабирования (
Scale
)
GL = (PR / SF)^2 + 1
SF = PR / SQR(GL 1)
SR = SF * 1.5 * X
Параметр 1.5 оптимален, более точно 1.41 (корень из 2),
но лучше 1.5. Если поставить 2 (как многие делают, будет из быточная информация, а значит неизбежное усреднение и не которая потеря детальности).
Многие, когда работу нужно делать срочно и нет времени на вычисления, сканируют все картинки на 300 ppi этого за частую вполне достаточно.
МУАР
Муар темные пятна на изображении. Для компенсации муара разработаны специальные технологии. Если вас интере сует вопрос, откуда появился этот термин, то муар является французской техникой впрессовывания волнообразных узо ров в ткань. (Более подробно см. в статье «Муар»)
ФОРМАТЫ ФАЙЛОВ
ВЕКТОРНЫЕ ФОРМАТЫ
EPS
Формат EPS (Encapsulated PostScript) поддерживается большинством программ верстки и графического редакти
Èëëþñòðàöèè
19
рования. Он создан фирмой Adobe в качестве выходного формата для печати графических изображений. Если вам необходимо сохранить изображения для использования их программах верстки, таких как QuarkXPress, Adobe
Illustrator или PageMaker, используйте формат EPS. Фор мат EPS часто используют для экспортирования файлов цветоделенных оригиналов изображений CMYK из одной программы в другую. Если вы передаете файл с изображе нием для печати в типографию, то обычно используется формат EPS.
МЕТАФАЙЛ WINDOWS
Для векторной графики фирма Microsoft создала формат метафайла Windows (WMF), отвечая на вызов фирмы Apple
Macintosh, пользующейся форматом PICT. Этот формат по нимают все прикладные программы Windows, что позволя ет импортировать изображение из любой программы
Windows в любую другую программу.
Но формат метафайла Windows не так богат художест венными возможностями, как EPS. Не применяйте его, ес ли хотите работать с цветоделением, потому что этот фор мат не поддерживает поименованных цветов, которые требуются для цветоделения рисунков (поименованные цвета связывают метку, например Deep Blue, с цветом и определяют состав цвета.
Настоятельно рекомендуем использовать формат
Windows Metafile для переноса простых рисунков, на пример диаграмм, созданных по данным электронной таблицы.
Êóðñ ìàêåòèðîâàíèÿ è â¸ðñòêè
20

ФОРМАТЫ РАСТРИРОВАННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
TIFF
В издательской среде наиболее популярным растрирован ным форматом является TIFF (Tagged Image File Format), со зданный фирмами Aldus и Microsoft. В цветовых моделях RGB
и CMYK формат TIFF поддерживает до 16,7 млн. оттенков (24
бит), и каждая программа редактирования фотоизоб ражений поддерживает этот формат.
Существует несколько вариантов TIFF, но пока нет про граммы, поддерживающей их все. Для обеспечения совмести мости мы рекомендуем использовать несжатые файлы TIFF.
Это не значит, что при работе со сжатыми файлами TIFF (осо бенно с расширением LZW) ничего не получится. Получается,
но не всегда.
Èëëþñòðàöèè
21

  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом