Главная страница

Л. Г. Парамонова ученица и последовательница основоположника


Скачать 2.96 Mb.
НазваниеЛ. Г. Парамонова ученица и последовательница основоположника
АнкорL_G_Paramonova_Kak_podgotovit_doshkolnika_k_ovladeniyu_gramotnym_pismom_Profilaktika_dizorfografii.doc
Дата05.10.2018
Размер2.96 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаL_G_Paramonova_Kak_podgotovit_doshkolnika_k_ovladeniyu_gramotnym
ТипКнига
#46687
страница1 из 14
Каталогid12701275

С этим файлом связано 13 файл(ов). Среди них: 3-4_goda_Bolshaya_kniga_razvivayuschikh_zadaniy_dlya_detey_Gavri, Trenazhyor_dlya_otrabotki_orfograficheskikh_navykov_po_russkomu_, Lazarenko_L_Logo_zanyatia_s_detmi_ONR_i_FFN_1_kl_ch_2.pdf, L_G_Paramonova_Kak_podgotovit_doshkolnika_k_ovladeniyu_gramotnym, LOGOPEDIChESKAYa_RASKRASKA_ZVUK_Sch_vk_com_logopedrnd.pdf, LOGOPEDIChESKAYa_RASKRASKA_ZVUK_Ch_vk_com_logopedrnd.pdf и ещё 3 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14







Автор книги - кандидат педагогических
наук профессор кафедры логопедии Ленин-
градского государственного университета
имени А. С. Пушкина Людмила Георгиевна
Парамонова - более сорока лет занимается
преподавательской работой, логопед-
консультант Психолого-педагогического
центра «Здоровье» в Санкт-Петербурге,
главный логопед Управления районного
образования.

Л. Г. Парамонова - ученица и
последовательница основоположника
отечественной логопедии профессора
М. Е. Хватцева. Имеет более ста печатных
работ в области логопедии.



ББК 74.102 74.3 П18
Художник Ольга Капустина
Парамонова Л. Г.

П 18

Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.- 224 с.
ISBN 978-5-89814-345-9
Книга посвящена вопросам обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих отставание в речевом развитии. Содержит систематизированный и иллюстрированный речевой материал для занятий с детьми, который поможет родителям, воспитателям и логопедам дошкольных учреждений целенаправленно подготовить ребенка к успешному усвоению школьной программы по русскому языку и предупредить появление у него дизорфографии. Этот же материал может быть использован и в работе с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в усвоении грамматических правил.

Рассчитана на родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста, работников дошкольных учреждений, педагогов начальных классов массовых и специальных школ, логопедов, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов.
ББК 74.102 74.3
ISBN 978-5-89814-345-9
© Парамонова Л. Г., 2008

© Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008

Часть 1
ОТ АВТОРА

Вопрос о причине невероятной безграмотности более половины учащихся наших массовых школ неотступно занимал нас в течение многих лет. Мы не могли понять, почему одни ученики спокойно овладевают в школе грамотным письмом, тогда как для других это оказывается совершенно недоступным, несмотря ни на какие усилия со стороны педагогов и родителей. Эти учащиеся бесконечно, порой в течение многих лет, пишут дополнительные диктовки, буквально без конца работают над ошибками, занимаются с репетиторами - и все это оказывается впустую!

Сейчас, в результате многолетнего общения с сотнями неуспевающих по русскому языку учащихся, нам стало совершенно ясно, что самая основная, буквально глобальная причина школьной неуспеваемости по названному предмету заключается в том, что многие дети (по данным специальных исследований, их 55,5%) приходят в школу, а значит и приступают к изучению грамматических правил, с недостаточно сформировавшейся устной речью. У них бедный словарный запас, они неправильно употребляют предлоги, приставки и окончания слов, дефектно произносят многие звуки. А поскольку письменная речь - это перенесение на бумагу речи устной, то она никак не может быть умнее и правильнее той устной речи, которой обладает каждый конкретный человек. Она может стать лишь хуже, безграмотнее его устной речи в том случае, если в годы учебы он не овладеет соответствующими грамматическими правилами, поскольку правильное произнесение и правильное написание одних и тех же слов - это совсем не одно и то же.

Иными словами, основная причина неуспеваемости многих учащихся по русскому языку кроется в том, что еще до прихода в школу у них не была сформирована та база, на которой в дальнейшем основывается усвоение всех грамматических правил и при отсутствии которой их усвоение становится невозможным. Что же подразумевается под такой базой?

Это, во-первых, достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас при правильном понимании ребенком смыслового значения слов и, во-вторых, устойчивое владение им грамматическими нормами языка в устной речи.

Богатый словарный запас и точное понимание смыслового значения слов позволяют учащимся быстро и правильно подбирать однокоренные проверочные слова, что необходимо для применения на практике большинства грамматических правил. Детям же с бедным словарным запасом подбирать и выбирать такие слова просто не из чего, поэтому даже хорошо выученные правила они, говоря словами родителей, «не умеют» применять на практике.

Наиболее быстрым путем обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов является путь вооружения ребенка навыками словообразования, то есть навыками образования одних слов от других, о чем и пойдет речь в первой части нашей книги.

Вторая ее часть посвящена формированию у дошкольников грамматического строя устной речи.

При нормальном ходе речевого развития к началу школьного обучения у ребенка полностью заканчивается дограмматический период усвоения языка. Это значит, что свою устную речь он строит уже в полном соответствии с грамматическими нормами языка, хотя еще не имеет никакого понятия ни о частях речи, ни о падежах, предлогах и пр. В школе ему, по сути, останется лишь усвоить названия тех вещей, которыми он уже давно владеет на практике. Поэтому у таких детей обычно не возникает трудностей с усвоением правописания падежных окончаний, употребления предложных конструкций и пр. и грамматические правила спокойно ложатся на надежную и прочную базу правильно сформировавшейся устной речи.

Дети же с отставанием в речевом развитии начинают изучение грамматических правил в условиях незаконченного формирования устной речи, в которой неправильно употребляются многие грамматические формы и прежде всего окончания слов. Это резко затрудняет усвоение учащимися правил орфографии, поскольку в этот процесс постоянно вмешивается их далекая от совершенства устная речь. Например, во множественном числе родительного падежа в словах типа деревьев, стульев следует писать окончание -ьев, но если ребенок привык говорить стулов и деревов, то в большинстве случаев именно эта привычка неправильного выговора одерживает верх над изучаемыми им правилами правописания падежных окончаний. Более того, эти правила воспринимаются ребенком как нечто насильно навязываемое и совершенно ему непонятное... В подобных случаях у учащихся развивается так называемая дизорфография - они пишут как бы «вопреки» изучаемым в школе правилам орфографии.

Таким образом, при недостаточно сформированной устной речи - этой необходимой базы для овладения речью письменной - последняя в принципе не может стать полноценной, потому что вся изучаемая в школе теория будет находиться в постоянном противоречии с неправильной практикой устной речи учеников. А это значит, что если ребенкудошкольнику не будет оказана необходимая помощь в формировании его устной речи, то он не сможет овладеть грамотным письмом. При этом упущения дошкольного возраста дают о себе знать на протяжении всех лет обучения в виде хронической неуспеваемости по русскому языку. Это подробно проанализировано в наших ранее опубликованных книгах с приведением конкретных примеров и цифровых данных (см.: Парамонова Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006).

В целях облегчения усвоения детьми различных грамматических форм весь представленный в книге речевой материал имеет следующие особенности:

1) он подобран в строгой системе, позволяющей отработать с ребенком все типы окончаний имен существительных, имен прилагательных, а также основные формы глаголов;

2) в нем представлено много совершенно однотипных грамматических форм, поскольку для воспитания правильных и прочных речевых навыков у ребенка с отставанием в речевом развитии необходимо большое количество повторений;

3) материал представлен буквально «прозрачно», с четким выделением разных типов окончаний и других грамматических форм, что рассчитано как на фиксацию на них внимания родителей, так и на зрительное запоминание этих форм детьми школьного возраста;

4) почти весь речевой материал дан в зарифмованном виде, что дает возможность детям значительно легче усвоить правильные окончания слов: уже сама по себе рифма не позволит им выйти за пределы правильных форм. Например:

Нет ни бот, ни сапог, ни галош, Но без них я ведь тоже хорош?

Сюда просто «не влезут» формы типа ботов и галошев, однако именно эти неправильные окончания очень часто употребляются детьми.

В заключение хочется еще и еще раз напомнить о том, что только при условии достаточной сформированности у дошкольников всех сторон устной речи можно реально рассчитывать в дальнейшем на их нормальную успеваемость по русскому языку. До тех же пор, пока большинство детей будут и дальше продолжать поступать в школу с явным недоразвитием устной речи, проблему нынешней безграмотности большинства учащихся массовых школ нам не решить, и не надо здесь строить никаких иллюзий!

В этой своей двадцать первой по счету книге считаю своим приятным долгом выразить глубокую признательность директору Психолого-педагогического центра «Здоровье» Петроградского района Санкт-Петербурга Нине Яковлевне Головневой за ее постоянное содействие в проведении всех наших исследований; школьным логопедам района за неоднократно проводимое ими массовое обследование детей: руководителям и педагогам школьных и дошкольных учреждений района за предоставленную ими возможность проведения исследований на их базе, а также моим сыну и невестке, давшим мне возможность в течение двенадцати лет спокойно работать над книгами.
Часть I СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Введение. ВАЖНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ГРАМОТНЫМ ПИСЬМОМ
Люди так устроены (и это вполне нормально!), что они начинают расходовать свое время и силы только на те «мероприятия», смысл и реальная польза от которых им вполне понятны. Именно поэтому нам хочется возможно более популярно и доходчиво объяснить родителям, почему уже с детьми дошкольного возраста в процессе подготовки их к школе совершенно необходимо работать над словообразованием.

Начиная разговор о необходимости такой работы, мы хорошо понимаем, что уже сам научный термин «словообразование» в применении к дошкольникам звучит довольно странно и поэтому может сразу отпугнуть родителей. Однако все же убедительно просим их дочитать эту часть до конца.

Под словообразованием понимается образование новых слов от других имеющихся в языке слов. При этом вновь образованное слово сохраняет смысловую связь с исходным словом, но в то же время приобретает новый смысловой оттенок. Например, слово кастрюлька, образованное от слова кастрюля, сохраняет свое первоначальное значение, то есть остается предметом для приготовления пищи, а приобретаемый этим словом новый смысловой оттенок состоит в том, что она как бы уменьшается в размерах.

Новые слова в русском языке чаще всего образуются тремя способами:

1) при помощи приставок (шить - сшить - нашить - обшить - прошить - зашить - перешить);

2) при помощи суффиксов (дом - домик - домище - домина - домишко - домовой - домашний - домовитый - домовничать);

3) путем словосложения (вода + падать = водопад; вода + греть = водогрей; вода + возить = водовоз и т.д.).

Владеющий навыками словообразования ребенок может быстро и осознанно обогащать свой словарный запас. Почему быстро? Потому что зная, например, основное слово летать, он путем добавления к нему различных приставок и суффиксов может почти мгновенно образовать (произвести) от него множество производных слов, относящихся к разным частям речи, но при этом сохраняющих значение полета. Приведем некоторые из этих слов.

Глаголы: прилетать - улетать - подлетать - перелетать - пролетать - облетать - слетаться - разлетаться.

Имена существительные: вылет - прилет - отлет - перелет - налет - слет - взлет - пролет - летник - летчица - налетчик.

Имена прилагательные: перелетный - пролетный - взлетный - залетный.

Причастия: прилетающий - улетающий - перелетающий - взлетающий - отлетающий - налетающий - пролетающий.

Деепричастия: улетая - прилетая - вылетая - пролетая - перелетая - залетая - облетая - взлетая.

По аналогии с этим ребенок может столь же быстро, используя те же самые приставки и суффиксы, образовать новые слова от любых других глаголов (ходить, бегать, плавать, шить, читать, рисовать и т. п.).

Осознанность же такого подбора видна уже из самого характера подбираемых слов - все эти слова представляют собой целые гнезда однокоренных родственных слов, относящихся к теме полета, куда уже не впишутся слова типа пришивать, убирать, подпрыгивать, переделывать и т.п., хотя для их образования использованы те же самые приставки. Даже ребенку старшего дошкольного возраста будет очень просто доказать, что эти последние слова имеют совершенно другое смысловое значение и что именно по этой причине они сюда не подходят. Однако эту элементарную истину не могут усвоить даже многие старшеклассники за все годы своего школьного обучения, что полностью лишает их возможности овладеть грамотным письмом.

Более простого и более быстрого способа обогащения словарного запаса, чем словообразование (при правильном к тому же понимании смыслового значения слов), просто не существует, причем овладеть этим способом дошкольник может в ходе игровых упражнений. Например, берутся два любых глагола, один из которых взрослый последовательно употребляет с разными приставками, а ребенок вслед за ним каждый раз произносит другой глагол с теми же самыми приставками. Например:

Взрослый

насыпать

ссыпать

пересыпать

просыпать

засыпать

отсыпать

рассыпать

сшить прошить нашить надшить

Ребенок

налить

слить

перелить

пролить

залить

отлить

разлить

связать провязать навязать (много) надвязать

перешить

обшить

зашить

перевязать

обвязать

завязать




Предлагаемый способ работы с ребенком хорош тем, что он позволяет ему не просто научиться образовывать (без всякой системы) новые слова от уже имеющихся, а понять общую закономерность словообразования, которой он сможет воспользоваться в любом новом для него случае. Это можно легко проверить на очень простом примере. Задайте своему ребенку такие вопросы: какой по цвету этот шар? (Синий.) А как можно сказать ласково? (Синенький.) А если он не совсем синий, то можно будет сказать, что он только слегка... (синеватый).

Известно, что далеко не каждый ребенок не только дошкольного, но даже младшего и среднего школьного возраста сможет правильно ответить на второй и особенно на третий вопросы. В подобных случаях мы сразу выстраиваем четкую общую схему, позволяющую ребенку буквально мгновенно овладеть данным конкретным способом словообразования, который он прямо на глазах начинает уверенно применять к любым качественным прилагательным, характеризующим предмет по самым разным признакам (по цвету, вкусу, форме, величине, температуре и т.д.). Этим навыком вполне может овладеть и ваш ребенок. Чтобы в этом убедиться, поработайте с ним потой же самой схеме.

Если ребенок не справился с рассматриваемым примером, разберите его, дав при этом четкий образец словообразования: белый - беленький - беловатый. Затем второй пример решите по аналогии вместе с ребенком: желтый - желтенький - желтоватый. Все дальнейшие задания ребенок выполняет уже самостоятельно: зеленый - зелененький - зеленоватый; кислый - кисленький - кисловатый; теплый - тепленький - тепловатый; короткий - коротенький - коротковатый; низкий - низенький - низковатый и т. д.

Мы специально многократно повторили оба суффикса. Благодаря многократному повтору обоих суффиксов, включенных в совершенно разные по смыслу слова, отчетливо видна полная однотипность образования любых слов с суффиксами одного и того же смыслового значения, в данном случае - значения уменьшительности и неполноты качества. Точно такая же однотипность словообразования существует и в отношении всех остальных суффиксов, равно как и в отношении приставок. И очень важно, чтобы ребенок это хорошо осознал.

Продолжать приведенное выше упражнение (как и все другие) можно буквально до бесконечности - до того момента, пока ребенок не овладеет умением быстро и безошибочно образовывать любые (в том числе и незнакомые ему) слова при помощи того или иного изучаемого суффикса или приставки.

Вполне естественно, что с детьми дошкольного возраста вся эта работа проводится на чисто практическом уровне и без употребления каких-либо грамматических терминов. Однако начинать серьезную и систематическую работу над словообразованием необходимо именно в этом возрасте, тем более что дети сами обнаруживают к этому большую склонность и явную способность. Всем известны так называемые «детские неологизмы», то есть самостоятельно образуемые детьми раннего возраста новые слова, которых нет в нашем языке (шишулька или шишонок вместо шишечка; кукленок или куклочка вместо куколка; петушик или петушонок вместо петушок; часовник вместо часовщик; распакетить вместо раскрыть и т. п.).

В дальнейшем дети с нормально развивающейся речью довольно быстро усваивают правильные формы слов и эта их способность к словообразованию как бы глохнет за ненадобностью, поскольку взрослые ее не поддерживают. Дети же с отставанием в речевом развитии бывают менее способны к самостоятельному образованию новых слов и даже в школьном возрасте так и остаются при этих неправильных формах (куклица вместо куколка, пожарщик вместо пожарник). И все это неизбежно отражается на письме.

Овладение правилами словообразования исключительно важно еще и потому, что только для ребенка, владеющего этими правилами, становится буквально прозрачным морфологический состав слова, то есть он сразу видит, чувствует в слове те приставки и суффиксы (пока еще не зная их названий), при помощи которых сам образовывал новые слова. Выделение же приставок и суффиксов мгновенно обнажает как корень слова, так и его окончание. А поскольку все грамматические правила четко ориентированы на правописание приставок, суффиксов, окончаний и безударных гласных в корне слова, то ребенок, не видящий этих составных частей слова, не может применить на практике ни одного из выученных им грамматических правил. Он просто не понимает, куда именно эти правила нужно приложить.

К сколь печальным последствиям приводит такое непонимание смыслового родства слов и их морфологического состава, можно видеть из приводимых ниже конкретных примеров. При этом сразу отметим, что данные примеры не являются исключением. Наоборот, они очень типичны, потому что с подобными фактами мы встречаемся буквально повседневно, хотя и не всегда в таком концентрированном виде.

Пример первый. Л. В. Худорозко, выполнявшая под нашим руководством дипломную работу на тему «Состояние функции словообразования у учащихся старших классов массовой школы», одновременно преподавала русский язык и литературу в двух параллельных десятых классах одной из массовых школ. В соответствии с темой диплома она предложила всем этим учащимся (сорок восемь человек) ряд письменных заданий на словообразование, которые выполнялись ими не на оценку и без ограничения времени, то есть в совершенно спокойной обстановке.

При выполнении этих очень несложных заданий большинство учащихся допустили многочисленные ошибки. Приводим различные варианты этих ошибок.

Примеры образования слов при помощи уменьшительных суффиксов: жало - жалобна, жалко, жалушка, жалаце, жальцо (вместо жальце); шило - шилочко (вместо шильце); кисель - киселюшка (вместо киселек); хорь - хорюшка (вместо хорек); стекло - стекольце (вместо стеклышко).

Примеры образования притяжательных прилагательных: голова у голубя - голубивая, голубева, голубенья (вместо голубиная); голова у кукушки - кукушьева, кукушкивая (вместо кукушечья); голова у щуки - щучиная (вместо щучья); голова у пчелы - пчелочья (вместо пчелиная); голова у ужа - ужева (вместо ужовая); голова у зайца - Зайцева, зайчевая (вместо заячья).

Здесь приведены только типичные, то есть характерные для многих учащихся, примеры неправильного использования суффиксов в процессе словообразования.

Неловко об этом говорить, но, как видно из приведенных примеров, десятиклассники выполнили предложенные им простейшие задания на словообразование на уровне детей дошкольного возраста, то есть на том уровне, на котором у них еще в дошкольном детстве приостановилось дальнейшее развитие данной функции. Это есть самое убедительное доказательство того, что не преодоленное в дошкольном возрасте отставание в речевом развитии детей дает о себе знать на протяжении всех лет их школьного обучения. Другое дело, что к окончанию школы их устная речь может казаться окружающим (и даже постоянно работающим с ними педагогам!) нормальной, однако если говорить о возможности овладения этими учащимися грамотным письмом, то здесь приходится копать поглубже. Именно это и было сделано нашей дипломанткой. Полученные результаты подействовали на нее самым удручающим образом: «Я никак не думала, что они не смогут справиться с такими простыми заданиями!» И только после этого ей стала ясна причина столь слабой успеваемости многих ее учеников по русскому языку...

Пример второй. Другая дипломантка изучала состояние функции словообразования у учащихся пятых-восьмых классов массовой школы и получила при этом точно такие же плачевные результаты. Приведем конкретные примеры неправильного использования суффиксов при образовании родственных слов учениками и этих далеко уже не младших классов.

Примеры образования имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов: волос - волосик (вместо волосок); огонь - огончик (вместо огонек); ветер - ветеренок (вместо ветерок); червяк - червячочек (вместо червячок); чай - чайник (вместо чаек); крыло - крылечко (вместо крылышко); зеркало - зеркалочек (вместо зеркальце).

Примеры образования притяжательных прилагательных: голова у кукушки - кукушина,кукушкина (вместо кукушечья); голова у щуки - щукиная (вместо щучья); голова у носорога - носорогья (вместо носорожья); голова у утки - утячья (вместо утиная).

Примеры образования относительных прилагательных: монета из меди - медевая, мединовая (вместо медная); кисель из брусники - брусниковый (вместо брусничный); печенье из овса - овсовое, овсяновое (вместо овсяное).

Подобные примеры неправильного словообразования можно приводить буквально до бесконечности, но все они свидетельствуют только об одном: примерно половина учащихся и пятых, и восьмых, и десятых, и любых других классов современных массовых школ не владеют навыками словообразования, поскольку эти навыки не были сформированы у них еще в дошкольном возрасте. И во все годы школьного обучения это самым отрицательным образом сказывается на их успеваемости по русскому языку, о чем особенно убедительно свидетельствует последний приводимый нами пример.

Пример третий. Совсем недавно к нам за помощью обратилась ученица девятого класса массовой школы, имевшая стабильную двойку по русскому языку. По характеру ошибок в ее школьных тетрадях мы сразу увидели основную проблему и поэтому, после предварительных разъяснений и тренировочных упражнений, в качестве домашнего задания попросили ее подобрать однокоренные родственные слова к ряду слов.

Вот «родственные» слова, подобранные ею к слову море, в котором она учитывала только звукосочетание мор и совершенно не ориентировалась на смысловое значение этого слова: морг, морщиться, мороз, мортини (вино «Мартини»), морда; к слову дуб: дубина, дубовый, дубликат, дублер; к слову пол: плотник, полнота, полдня, полдень, полигон, полиграфия, поло, полис, полка, получка. На наш вопрос о том, при чем здесь плотник, последовал ответ: «Пол делает плотник» (в младших классах дети часто считают родственными слова лиса и лес, давая этому подобное же объяснение: «Потому что лиса живет в лесу»); к слову дол (долина): подол, доллар, долина, долбить, долгий, долголетие, долгоиграющий; к слову сор (мусор): сорок, сорока, сороколетний (сорокалетний), сорт, сортировать, сороконожка; к слову лет (летать): лето, летчик, летучия мыш (летучая мышь), летопись; к слову варка: варить, варовать (воровать), варильянка (валерьянка), повар, переварить; к слову гора: горный, гористая, пригорье, горничная, гордыня, горизонт, горох, горячка, гормон; к слову пар: перепарить, парить, зопарил (запарил?), портизан (партизан), поркет (паркет), пароход, партред (портрет), пароль.

Какие-либо комментарии здесь, видимо, излишни. Прошу простить за обилие приведенных примеров, но именно большое их количество поможет родителям отчетливо представить, до какой степени беспомощна эта ученица перед любыми правилами русской орфографии и какую злую шутку сыграли с нею невосполнимые упущения дошкольного возраста. Поэтому не случайно присутствовавшая вместе с ней мама сказала, что своего пятилетнего ребенка она «лучше приведет к нам сейчас».

Однако даже этот, казалось бы, безнадежный случай не совсем безнадежен, потому что уже в свое третье посещение эта ученица принесла тетрадь, в которой все родственные слова (правда, пока еще в небольшом количестве) были подобраны ею правильно. Это стало возможным только потому, что мы, не останавливаясь на мелочах, сразу показали ей глобальный подход к проблеме. Именно такой глобальный подход мы предлагаем и в этой книге, чтобы родители смогли уже в дошкольном возрасте поставить своих детей на правильный путь, предупредив таким образом появление у них многих школьных проблем и прежде всего - появления дизорфографии, выражающейся в невозможности усвоения учащимися граматических правил.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов
связь с админом