Главная страница
qrcode

Мария-Луиза фон Франц — Вечный юноша. Puer Aeternus. Л. М. Кроль Научный консультант серии ел. М ихайлова


НазваниеЛ. М. Кроль Научный консультант серии ел. М ихайлова
АнкорМария-Луиза фон Франц — Вечный юноша. Puer Aeternus.pdf
Дата26.04.2017
Размер8.76 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMaria-Luiza_fon_Frants__Vechny_yunosha_Puer_Aeternus.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#19817
страница1 из 33
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
У Д К 615.851
ББК 53.57 Ф Франц МЛ. фон Ф 84 Вечный юноша Перс англ. В М ерш авки. - МН езави сим ая фирма Класс с. - Библиотека психологии и психотерапии Мария Луиза фон Франц, признанный авторитет во бласти юн гианской психологии, исследует тип мужчины, связанного материнским комплексом . Вечный юноша- жизнерадостный и энергичный, всегда остающийся ребенком в душе, ноне желающий принимать на себя ответственность и обязательства- стал объектом пристального внимания и всестороннего исследования автора. Богатый практический материал органично вплетен во б ш и рны й культурологический или тер ату р н ы й контекст, что делает чтение книги интересными захватывающим. Раскрывая тайны человеческой души с позиций коллективной и индивидуальной психологии, автор вместе с читателем ищет пути преодоления поднимаемой проблемы и способы обретения психологического равновесия, столь необходимого в наше врем я.
М атериалом для этой книги послужил курс лекций и семинаров, проведенных автором в институте КГ. Юнга в Цюрихе, где глубокий академический подход сочетался с неожиданными новаторскими решениями и точными практическими выводами. Для психотерапевтов, психологов, специалистов гуманитарного профиля, атак же для широкого круга читателей.
Главны й редактор и издатель серии Л.М . Кроль Научный консультант серии ЕЛ. М ихайлова
ISBN 978-5-86375-157-3
© 2000 M arie-L ouise vo n Franz
© 2009 В. М ерш авка, перевод на русский язык Независимая фирма Класс, издание, оформление Н.Г. З отова, дизайн обложки Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству Независимая фирма Класс. Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправными преследуется по закону.

О тдельны е экземпляры книг серии можно приобрести в магазинах:
М осква: Дом книги Арбат, торговые дома Б ибли о-Г лобус» и Молодая гвардия, магазин « Медицинская книга. С анкт-П етербург: Дом книги
Выражение признательности
Основу книги составил курс из двенадцати лекций, прочитанных мною в Институте КГ. Юнга в Цюрихе зимой 1959-60 гг.
Хочу выразить признательность г-же Уне Томас (Una Tho­
mas) за тщательную стенограмму моих лекций, на основе которой был создан текст книги. Я также благодарна г-же Патриции Берри
(Patricia Berry) и г-же Валери Донлеви (Valery Donleavy) за работу над окончательными вариантами текстов семинарских занятий.
Мария-Луиза фон Франц Цюрих, январь 1970 г.
*
В книге использованы рисунки Аде Сент-Экзюпери, сделанные им к французскому изданию повести Маленький принц и размещенные в тексте с благосклонного разрешения изд-ва
Editions Gallimard, Paris ( Париж ).

------------------------------------------------------------------------------
X f Предисловие издателя к третьему изданию
Согласно пожеланиям М арии-Л уизы фон Франц, содержание книги в точности соответствует оригинальному изданию «Риег
A eternus», опубликованному в 1970 г. издательством Spring
Publications. Устранены опечатки, а также добавлены Библиография и Глоссарий. Изд-во Inner City Books выражает благодарность г-же Элисон Каппс (Alison Kappes) за составление библиографического списка.
От себя хочу отметить, что эта книга помогла мне спасти жизнь в том смысле, что открыла глаза намою индивидуальную психологию в то самое время, когда жизнь поставила меня на колени. Меня покорило то, как точно МЛ. фон Франц описывает психологию мужчины, связанного материнским комплексом. Об этом нелегко говорить, но ее убедительные замечания в отношении мужчин, подозрительно похожих на меня, были столь губительны для моего «самообраза», что, разрушив мое представление о себе, привели к мысли либо покончить с собой, либо искать альтернативные пути. Излишне говорить, что я выбрал альтернативу я стал разбираться в себе.
Много летя мечтало том, чтобы включить «Риег Aeternus» в издания серии Вопросы юнгианской психологии глазами юнги- анских аналитиков. Теперь, благодаря удачному стечению обстоятельств, перед вами эта книга.
Дэрил Шарп (Daryl Sharp)

X ; Лекция
1
Риег aeternus - так обращались древние римляне к античному божеству. Словосочетание заимствовано из Метаморфоз О ви­
дия.1 Так поэт, обращаясь к юноше Иакху [Якху], называет юного бога - героя Элевсинских мистерий. Овидий говорит о нем как о вечном ребенке - риег aeternus - и воспевает его сакральную роль в этих мистериях. Позднее божественного ребенка стали отождествлять с Дионисом, а также богом Эросом.
Риег aeternus - божественное дитя, рожденное ночью в Элев­
синских мистериях, связанных с символическим культом матери. Он - вечный ребенок и спаситель мира, бог плодородия и избавления от смерти, покровитель божественной юности. Схожие функции приписывались и богам греко-восточной мифологии - Там- музу, Аттису, Адонису Таким образом, словосочетание риег
aeternus означает вечное дитя, номы его будем употреблять для характеристики психологического типа мужчины, обладающего ярко выраженным материнским комплексом, поступающего весьма предсказуемым, свойственным ему образом. Об этом я постараюсь рассказать ниже.
В целом, мужчина-пуэр, к которому применим архетип риег
aeternus, слишком долго сохраняет подростковую психологию Овидий, Метаморфозы IV, 18-20., в сб.: Овидий Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии. М Художественная литература, 1983.

2 Таммуз библ Думузи ш умер) -
в мифологии и религии семитских народов умирающее и воскресающее божество плодородия. Согласно древнейшему варианту шумерского мифа, бог-пастух -возлюбленный супруг богини Инанны, отдан ею в подземное царство как замена ее самой. Сестра Таммуза Гештинан- на спасла брата, согласившись проводить вместо него под землей по полгода. Соответствует Адонису - богу плодородия в древнефиникийской., древнегреческой затем в древнеримской мифологиях. Аттис - во фригийской мифологии бог плодородия, возлюбленный богини Кибелы. Здесь и далее кроме отдельно оговоренных случаев - прим. ред.).
Лекция 1 7
Другими словами, те черты характера, которые обычно встречаются у семнадцати - восемнадцатилетних юношей, наблюдаются и у взрослого пуэра. В большинстве случаев особенности его поведения тесно связаны с сильной зависимостью от матери. Юнг описывает два типичных расстройства у мужчин, обладающих ярко выраженным материнским комплексом - гомосексуализм и донжуанство. В первом случае гетеросексуальное влечение мужчины настолько тесно связано с образом матери, остающейся единственным объектом его любви, что он не может переживать сексуальные отношения с другой женщиной. Его женщина стала бы соперницей матери, поэтому сексуальные потребности удовлетворяются только в отношениях с партнером своего пола. Как правило, таким мужчинам не хватает маскулинности, и они стремятся найти недостающее качество в своем партнере.
Донжуанство - еще одна типичная форма проявления расстройства, описанного Юнгом. В этом случае пуэр ищет в каждой женщине мать - образ совершенной женщины, все отдающей мужчине и лишенной каких-либо недостатков. Он пребывает в постоянном поиске богини-родительницы и всякий раз, влюбляясь в женщину, неизбежно открывает, что предмет его страсти - обычный человек. После интимной близости такой мужчина разочаровывается в избраннице, поскольку исчезает ее притягательность. Он отворачивается от прежней любви для того, чтобы спро­
ецировать образ богини на новый предмет страсти - один за другим. Он вечно тоскует по женщине-матери, которая раскроет ему свои объятия и удовлетворит любую его потребность. Подобное поведение часто сопровождается жаждой романтической любви, свойственной подросткам.
Как правило, мужчины-иг/эры испытывают сложности в вопросах социальной адаптации. Иногда можно наблюдать некое подобие асоциального индивидуализма будучи особенным человеком, я не считаю необходимым адаптироваться в обществе, ибо это невозможно для такого скромного гения как я, - итак далее.
Кроме того, эти люди часто бывают высокомерны по отношению к другим такое поведение обусловлено как комплексом неполноценности, таки ложным чувством превосходства над другими. Как правило, мужчины этого типа испытывают серьезные затруднения в поисках подходящего для них места работы то, что они находят либо недостаточно хорошо для них, либо не совсем то, что они хотели бы иметь. Они всегда найдут ложку дегтя в боч­
8
«Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери
ке меда. По этой же причине женщина рядом с ним никогда не будет той самой (она замечательная подруга, но. Всегда найдется какое-либо но, которое помешает вступить в брак или хотя бы взять на себя какие-то обязательства.
Все это вызывает особую форму невроза, которую др X. Дж.
Байне (H.G. Bayens)3 назвал жизнью на черновик (provisional life).4 По Байнсу, у мужчины, страдающего подобным неврозом, складывается странное отношение к действительности, а именно, формируется чувство, что в реальной жизни он еще пока не существует. До поры до времени он предпринимает какие-то действия, однако, какие бы поиски он не вел - женщины ли, работы ли, - у него всегда остается ощущение, что это еще не то, что ему нужно. При этом сохраняется иллюзия того, что когда-нибудь в будущем все станет таким, как надо. Если подобная установка принимает затяжной характер, она формирует у пуэра твердый внутренний отказ жить настоящим моментом действительности.
В той или иной степени описываемому неврозу сопутствует комплекс спасителя, или Мессии, лелеющего тайную надежду, что однажды он спасет мир скажет нечто значительное в философии, религии, политике, искусстве или какой-либо другой области.
Невроз также может привести к типичной патологической мании величия, а также к проявлению различных симптомов, которые реализуются в мыслимое время еще не пришло. Такой мужчина переживает смертельный страх в тех ситуациях, которые требуют принятия на себя ответственности за что-либо. Он испытывает ужас при мысли о необходимости связать себя обещаниями, навсегда остаться в земных границах пространства и времени ив итоге, оказаться обычным реальным человеком - тем, кем он, собственно, и является. Его всегда преследует страх попасть в положение, из которого он в очередной раз не сможет вывернуться. Любая обыкновенная и ясная ситуация для него становится сущим адом.
Вместе стем, поражает необыкновенная тяга пуэров к экстремальным видам спорта, в особенности к полетами альпинизму. Желание подняться так высоко, как только возможно, есть символ Доктор Х.Г. Байне (Baynes, Helton Godwin) был учеником и ассистентом Юнга. См, например, Hannah В, “Jung, His Life and Work: A Biographical Memoir.

New York: G. P. Putnam’s Son, 1976 прим. пер Bayens, H.G. A nalytical P sych ology and the English Mind. London: M e­
thuen, Лекция 1 9
ухода от реальности, отрыва от земли, бегства от обыденной жизни. Мужчины, у которых этот комплекс выражен особенно ярко, часто гибнут в авиакатастрофах или вовремя несчастных случаев при восхождении нагорные вершины. Это своего рода экстерио- ризированная духовная тоска, которая находит выражение в столь специфичной форме.
В стихотворении Джона Мэджи (J.G.Magee Jr.) в поэтической форме выражено то значение, которое имеют для пуэра экстремальные виды деятельности. Вскоре после того, как это стихотворение было написано, молодой поэт погиб в авиакатастрофе.
ВЫСОКИЙ ПОЛЕТ
Я скользнул из угрюмых объятий Земли в небеса И качался серебряным ветра крылом в облаках.
Тут же к солнцу взмывая под музыку ветра, плясал С облаками, пронзенными светом. Я делал, что в снах Вы не видели даже - качался, парили кружил Высоко в тишине, напоённой лучами. Летая,
Ветер воющий я настигал. Свой челнок возносил,
Сквозь воздушные ямы бездонные им управляя.
В бесконечность всё выше, где синь исступлённо блестит,
Я легко воспаряю к вершине - владениям ветра,
Куда жаворонок иль орёл никогда не взлетит.
Там, у цели - высокий и полный молчания дух,
В недоступной живым вышине, первозданной, заветной...
Я до Божьего лика дотронулся, длань протянув.5
Обычно пуэры не любят виды спорта, которые требуют терпения и упорных длительных тренировок, поскольку, как правило, они очень не любят кому-то или чему-то подчиняться (вне гативном смысле слова, им не нравится, когда их что-то обреме­
няет.
Я была знакома с молодым человеком, которого можно назвать классическим образцом риег aeternus. Он совершил большое количество восхождений в горы, но так ненавидел свой рюкзак, что специально натренировал свой организм для того, чтобы спать перевод И. Фоминовой, С. Покидышевой.

10
«Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери
под дождем или снегом. Ему приходилось копать яму в снегу, закутываться в непромокаемый плащ, использовать особый тип дыхания, схожий с системой йоги, - все для того, чтобы научиться спать на открытом воздухе. Он также приучил себя обходиться практически без пищи, чтобы не брать с собой тяжелый рюкзак. В течение многих лет он совершал восхождения нагорные вершины Европы и других континентов, устраиваясь на ночлег под деревьями или в глубоком снегу. В каком-то смысле он героически переживал трудности только для того, чтобы не связывать себя заботой о палатке или рюкзаке.
Можно сказать, что рассказанная история символична, поскольку пуэры в реальной жизни вообще не любят ничем себя обременять они всегда отказываются брать на себя какие-либо обязательства или нести бремя ответственности в тяжелой ситуации.
Вместе стем, положительные качества таких мужчин заключаются в наличии у них особой одухотворенности, истоки которой лежат в их достаточно тесном контакте с коллективным бессознательным. Многим из них присуще очарование молодости и волнующая притягательность, действующая на людей подобно глотку шампанского. Пуэры обычно очень охотно идут на контакт они, как правило, интересные собеседники и могут легко воодушевить слушателя. Они не любят обыденных и привычных ситуаций. Они задают сложные вопросы и ищут на них ответы. Они постоянно находятся в поисках истинной веры, в состоянии, типичном для юношей старшего подросткового возраста. Как правило, юношеское очарование сохраняется у мужчин-
пуэров ив дальнейшей жизни.
Однако существует и другой тип пуэра, в котором не проявляются ни очарование вечной юности, ни архетип божественной молодости. Наоборот, он постоянно живет в состоянии полудремы, что также является особенностью подросткового периода. Сонливый, неорганизованный, длинноногий юноша, слоняющийся без дела, - он ко всему безразличен, его мысли блуждают где- то очень далеко, поэтому иногда возникает желание вылить на него ушат холодной воды. Однако за внешним состоянием полудремы - стоит его только преодолеть - кипит жизнь, полная вымыслов и фантазий.
Итак, я в нескольких словах изложила основные психологические черты определенного типа молодых людей, оказавшихся во власти материнского комплекса, что послужило главной причи­
■Пекция Иной их идентификации с архетипом риег aeternus. В основном я описала их отрицательные характеристики, потому что на первый взгляд они кажутся негативными личностями. Однако мы еще не объяснили, в чем действительно заключается сущность такого типа мужчин. Мы увидим это несколько позже.
Вопрос, которому посвящена моя лекция, состоит в том, почему проблема людей такого типа, а именно, юношей, тесно связанных с матерью, стала столь очевидной в настоящее время. Как известно, гомосексуализм распространяется все больше. В отличие от донжуанства, которое, намой взгляд, не столь ярко выражено, сегодня в однополые отношения вступают даже подростки. Именно поэтому, как мне кажется, проблема риег aeternus становится особенно актуальной.
Несомненно, матери всегда старались держать детей около себя. Некоторым сыновьям было трудно освободиться от материнской опеки, поэтому они предпочитали продолжать радоваться жизни в родном гнезде. До сих пор нет объяснения тому, почему, в общем-то, частная проблема зависимости от матери стала настолько серьезной в наше время. Мне думается, именно этот важный вопрос должен стать предметом нашего обсуждения, поскольку остальные аспекты проблемы более-менее очевидны.
Мужчина с выраженным материнским комплексом будет вынужден всегда бороться стем, чтобы не превратиться в пуэра. Вы можете спросить, есть ли средство исцелиться от этой болезни Если мужчина узнает о существовании у него материнского комплекса, который как-то воздействует на него помимо его собственной воли, что ему с этим делать?
В книге Символы трансформации КГ. Юнг писал, как можно излечиться от этого недуга - работать. Однако Юнг размышляет далее Неужели это так просто Неужели это единственное средство Можно ли так утверждать Но работа - это то неприятное слово, которое не хочет слышать ни один пуэр, и Юнг приходит к выводу, что нашел верный ответ. Мой опыт также говорит о том, что только через активную деятельность мужчина может излечиться от невротического состояния вечного юноши. Однако в этом отношении существует некоторое несовпадение точек зрения (misunderstanding): пуэр способен работать так, как может работать примитивный человек, как работают Юнг КГ. Символы трансформации. М PentaGraphic, Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери
люди с ослабленным Эго: они трудятся то до тех пор, пока их притягивает предмет деятельности, пока они одержимы работой или испытывают невероятный энтузиазм. В таких случаях пуэр будет трудиться сутки напролет, пока совсем не лишится сил. Но он неспособен работать в хмурое дождливое утро, когда любая деятельность кажется ему тоскливым занятием, ион вынужден заставлять себя что-то предпринимать. Как правило, этого пуэр сделать не может, ион будет прилагать всевозможные усилия, чтобы найти подходящий повод извиниться и увильнуть от ра­
боты.7
В процессе психоанализа мужчина-иг/эр рано или поздно сталкивается с подобной проблемой, и только тогда, когда его Эго достаточно окрепнет, задача может быть успешно решена - у мужчины появляется возможность упорно работать в течение длительного времени. Разумеется, цель психоанализа очевидна, однако каждый конкретный случай имеет свои особенности. Лично я не вижу пользы в том, чтобы читать нравоучения людям о необходимости трудиться, ибо такие поучения их только раздражают, и они уходят.
Насколько я могу судить, бессознательное обычно пытается создать компромисс с психикой, а именно, указать направление, где могут проявиться наклонности личности, где психическая энергия (psychological energy) может свободно двигаться. Человеку легче вовлечь себя в род деятельности, определяемый его естественными желаниями. Это не так тяжело, как работать в постоянном напряжении, сопротивляясь потоку собственной энергии. Поэтому мы обычно советуем немного подумать и отыскать тона правление деятельности, где сосредоточен круг интересов человека, а затем пытаться найти занятие 6 найденной области Ново всякой сфере деятельности неизбежно наступает время, когда приходится сталкиваться с рутиной. В любой работе, даже самой творческой, есть определенное количество скучных обязанностей. Именно их пуэр избегает и приходит к очередному выводу Это не для меня В таких случаях человек получает поддержку от бессознательного через сны, в которых ему приходится преодолевать различные препятствия. Если преодоление завершается успешно, значит, сражение выиграно В новорусском жаргоне даже появилось очень точное выражение для такого извинения-избегания - «отмазка» прим. перев.).
Лекция 1 13
Водном из своих писем Юнг пишет о пуэре: Я считаю установку риег aeternus неизбежным злом. Отождествление личности с пуэром означает психологическое младенчество самое лучшее, что может сделать человек - перерасти самого себя. Это, однако, всегда вызывает жизненные трудности, которые указывают на необходимость смены установки. Но при помощи одного рассудка добиться этого нельзя, потому что риег aeternus всегда остается ведомым судьбой»8.
Чтобы добраться до истоков проблемы, я хочу прокомментировать повесть Аде Сент-Экзюпери Маленький принц. Думается, моя интерпретация позволит пролить свет на обсуждаемый вопрос.
Как известно, автор повести погиб при крушении самолета вовремя Второй мировой войны. У Сент-Экзюпери проявлялись все характерные черты риег aeternus, которые, однако, не помешали ему стать великим поэтом и писателем. Непросто проследить его жизненный путь, что типично для пуэра: если попытаться составить его биографию, можно найти лишь несколько разрозненных фактов, потому что, как мы уже говорили, пуэр никогда не стоит твердо на земле. Он никогда не связывает себя какими-либо обязательствами нив каких обыденных ситуациях. Он просто парит над землей, время от времени соприкасаясь с нею, возникая тов одном месте, тов другом. Так что приходится идти только последам, которые могут после него остаться.
Об этом очень хорошо пишет Куртис Кейт в своей книге Антуан де Сент-Экзюпери: его жизнь и время»9.
Сент-Экзюпери родился в 1900 г. в старинной семье французских аристократов, вырос в роскошном загородном особняке и был воспитан в лучших традициях. Он решил стать профессиональным летчиком и какое-то время работал пилотом почтовой компании «Аэропосталь», обслуживавшей доставку авиапочты из Европы в Южную Америку и обратно.
Около 1929 гон совершал полеты по маршруту Тулуза - Дакар - Буэнос-Айрес, а также принимал деятельное участие в создании новых авиалиний в Южной Америке. Позже он доволь­
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

перейти в каталог файлов


связь с админом