Главная страница
qrcode

СИЛЛАБУС Доказательная медицина. Лекции 10 часов Практические занятия 20 часов Самостоятельная работа слушателя резидентуры под руководством


Скачать 468.32 Kb.
НазваниеЛекции 10 часов Практические занятия 20 часов Самостоятельная работа слушателя резидентуры под руководством
Дата12.08.2019
Размер468.32 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСИЛЛАБУС Доказательная медицина.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипЛекции
#64293
Каталог

СИЛЛАБУС
по дисциплине «Доказательная медицина
»
По базовым дисциплинам специальностей резидентуры
Общее количество часов: 90 часов
Аудиторные часы: 30 часов
Лекции 10 часов
Практические занятия 20 часов
Самостоятельная работа слушателя резидентуры под руководством
преподавателя 30 часов
Самостоятельная работа слушателя резидентуры 30 часов
Количество кредитов 2 г. Астана, 2017 год
2
Сведения о преподавателях:

Ф.И.О
Ученая степень
Должность
1. Исатаева Нагима
Мухамедрахимовна к.м.н.
Заместитель директора
Департамента организации медицинской помощи
Политика дисциплины.
Резидент обязан посещать все занятия согласно расписания, не опаздывать, соблюдать все требования, поставленные преподавателем.
При пропуске занятий по неуважительной причине – ночное дежурство за каждый день пропуска, предоставление материала пропущенного занятия в виде реферата
(презентации), устное собеседование по теме.
При пропуске занятий по уважительной причине – предоставление больничного листа.
С целью овладения необходимым качеством образования по дисциплине требуется посещаемость и регулярная подготовленность к занятиям.
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА
КК-1
Курация пациента: способен сформулировать клинический диагноз, назначить план лечения и оценить его эффективность на основе доказательной практики на всех уровнях оказания медицинской помощи.
КК-2
Коммуникация и коллаборация: способен эффективно взаимодействовать с пациентом, его окружением, специалистами здравоохранения с целью достижения лучших для пациента результатов.
КК-3
Безопасность и качество: способен оценивать риски и использовать наиболее эффективные методы для обеспечения высокого уровня безопасности и качества медицинской помощи.
КК-4
Общественное здравоохранение: способен действовать в рамках правого и организационного поля системы здравоохранения Республики Казахстан по своей специальности, оказывать базовую помощь в чрезвычайных ситуациях, работать в составе межпрофессиональных команд для осуществления политики укрепления здоровья нации.
КК-5
Исследования: способен формулировать адекватные исследовательские вопросы, критически оценивать профессиональную литературу, эффективно использовать международные базы данных в своей повседневной деятельности, участвовать в работе исследовательской команды.
КК-6
Обучение и развитие: способен обучаться самостоятельно и обучать других членов профессиональной команды, активно участвовать в дискуссиях, конференциях и других формах непрерывного профессионального развития.
3
1. Краткая характеристика:
Модуль «Базовые дисциплины» состоит из дисциплин «Доказательная медицина»,
«Общественное здоровье и здравоохранение»,
«Статистический анализ в здравоохранении», «Менеджмент научных исследований».
Дисциплина «Доказательная медицина» - подход к медицинской практике, при котором решения о применении безопасности, а такие доказательства подвергаются поиску, сравнению, обобщению и широкому распространению для использования в интересах
2. Цель изучения дисциплины: подготовка специалиста, способного оказать специализированную помощь, достижение высокого качества послевузовского медицинского образования за счет предъявления обязательных требований к уровню подготовки обучающихся в резидентуре.
3. Задачи дисциплины:
- ознакомление с основами доказательной медицины;
- ознакомление с основными видами клинических исследований;
- закрепление навыков в оценке доказательной базе медицинской и биологической информации;
- знакомство с проблемой стандартизации и метрологического обеспечения единства измерений в различных областях лабораторных исследований.
4. Методология преподавания:
Лекции: обзорно - иллюстративные, проблемные.
Практические занятия: устный опрос, тестирование, разбор тематических больных, обсуждение поэтапного проведения операции/манипуляции (формативная оценка), работа в малых группах, дискуссии, углубленное изучение отдельных вопросов тем пройденных практических занятий, подготовка презентаций и рефератов, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий, консультации с преподавателем по всем возникающим вопросам, проведение рубежного контроля.
Самостоятельная работа резидента: курация больных, ведение медицинской документации, написание историй болезни, работа в различных подразделениях лечебнопрофилактических организаций, участие в обходах, работа с учебной и дополнительной медицинской литературой, с литературой на электронных носителях и в интернете; подготовка индивидуальных и групповых презентаций по анализу медицинских статей и случаев в практике, формирование портфолио, участие в научно-практических конференциях, написание научно-исследовантельской работы.
5. Конечные результаты обучения.
Требования к уровню подготовки лиц, выполнивших образовательную программу резидентуры:
А. Знание и понимание:

истории развития доказательной медицины (медицины, основанной на доказательствах);

связь ДМ с клинической эпидемиологией и биологической статистикой;

базы данных ДМ в интернете;

типов принятия решений в клинической практике;

понятия о клиническом руководстве (стандарте, протоколе диагностики и лечения):

понятия о клиническом (медицинском) аудите.
4
В. Общие и специальные навыки:
формулировать клинический вопрос
(проблему) с использованием принципа PICO;проводить поиск и оценку доказательств, полученных из разных источников, работать в поисковой системе с использование фильтров;проводить анализ и критическую оценку медицинских статей;составлять примерный план клинического аудита своей практики.
С. Профессионализм:
- совершенствовать клиническое мышление;
- эффективно и квалифицированно оказывать медицинскую помощь населению, учитывая физические, психологические, социальные и культурные факторы;
- принимать решения на основе принципов доказательной медицины;
- быть приверженным профессиональным ценностям, таким как альтруизм, сострадание, сочувствие, ответственность, честность и соблюдение принципов конфиденциальности;
- быть способным применять научные достижения медицины внедрять современные лечебно-диагностические технологии в своей профессиональной деятельности;
- быть способным обучать других и совершенствовать свои знания и навыки на протяжении всей профессиональной деятельности.
D. Коммуникативные способности:
- осуществление эффективных профессиональных, личных и корпоративных коммуникаций, проявлять уважительное отношение к коллегам, пациентам и их близким;
- развитие междисциплинарной и межпрофессиональной коммуникации по вертикали и горизонтали;
- определение угрозы для эффективной коммуникации и разработка решений по их преодолению, владение принципами и методами управления конфликтами;
- оформление своих мыслей в корректной, логически связанной устной и письменной форме;
- осуществление деловой переписки, проведение презентаций и ведение переговоров,
- использование правила делового этикета;
- знание не менее одного иностранного языка на уровне свободного владения, в том числе медицинской и деловой информацией;
- при общении с пациентами соблюдение деонтологических норм и принципов;
- демонстрировать бережное, уважительное поведение при общении с пациентами и их семьями, отвечая на их вопросы и помочь им понять результаты диагностических и терапевтических рентгенологических процедур;
- демонстрировать положительные привычки в работе, в том числе пунктуальность и профессиональный внешний вид.
Е. Способность к учебе:
- обладать высокой концентрацией и вниманием к изучаемым материалам и навыкам;
- ответственно относится к учебе и практическим занятиям, корректно использовать получаемые знания в работе;
- хорошо и ясно рассуждать, не путаться в мыслях;
- дополнительно самостоятельно пополнять свои знания посредством использования печатных и электронных источников информации;
- проводить работу над ошибками, непрерывно повышать свои профессиональные умения и навыки.
5
6. Тематический план самостоятельной работы резидента по дисциплине

п/п
Наименование темы аудиторных занятий
СРР,
в
часах
1
Введение в доказательную медицину (ДМ).
1 2
Принципы клинической эпидемиологии.
1 3
Терминология и инструментарий доказательной медицины.
2 4
Пять этапов доказательной медицины. Первый этап ДМ.
2 5
Формулирование клинической проблемы с использованием принципа РІСО.
2 6
Второй и третий этапы ДМ.
2 7
Четвертый и пятый этапы ДМ. Применение полученных данных в практику.
2 8
Примерное планирование и проведение клинического аудита. Анализ ошибок
2 9
Типы исследований в ДМ
2 10
Поиск информации в с пользованием фильтров ДМ. Систематические обзоры и мета-анализ статей
2
Всего
18
7. Задания самостоятельной работы слушателя резидентуры

п/п
Наименование
Количество часов
1
Дополнительное изучение тем согласно тематическому плану аудиторных занятий, не раскрытых во время лекционных занятий
18 2
Написание научно-исследовательской работы
8 3
Работа с литературой, с Интернет-ресурсами
4
8. Критерии и правила оценки знаний
За период обучения проводится базисный, рубежный, итоговый контроль знаний.
Успеваемость резидента оценивается количеством и качеством заполненных форм формативной оценки и выполнением утвержденного минимального количества практических навыков и манипуляций в профильном отделении. Для оценки знаний используются следующие контрольно-измерительные средства: тесты, устный опрос, ситуационные задания, отработка практических навыков у постели больного, на симуляционном оборудовании.
Балльно-рейтинговая буквенная система оценки учебных достижений:
Оценка по буквенной системе
Цифровой эквивалент баллов
% содержание
Оценка по традиционной системе
А
4,0 95-100 отлично
А-
3,67 90-94
В+
3,33 85-89 хорошо
В
3,0 80-84
В-
2,67 75-79
С+
2,33 70-74 удовлетворительно
6
С
2,0 65-69
С-
1,67 60-64
Д+
1,33 55-59
Д
1,0 50-54
F
0 0-49 неудовлетворительно
Баллы Устный опрос.
100
баллов
При разборе темы занятия очень активно участвовал в разделе устныйопрос, проведенный по различным формам интерактивного обучения (беседа, дискуссия, круглый стол, деловая игра) и показал полное понимание текущего материала согласно тематическому плану, ответ полный, правильный. Студент демонстрирует глубокое знание основной и дополнительной литературы, легко и непринужденно излагает свою точку зрения. Грамотно, свободно и осмысленно оперирует основными терминами, специфической терминологией.
Способен показать логическую связь между материалом пререквизитов и постреквизитов. Без ошибок выполняет практические навыки, интерпретирует результаты исследований, анализирует и аргументировано делает выводы.
Решение ситуационной задачи провел с подробным описанием основных и дополнительных методов обследования, дифференциальной диагностики; постановка диагноза с его обоснованием с точки зрения этиологии и патогенеза; способен эффективно составить рациональной план лечения в результате полного осознания этиологии, патогенеза заболевания, определил прогноз. Обладает ярко выраженным клиническим мышлением. Способен отстоять свою точку зрения и предложить альтернативный метод лечения в случаях отсутствия возможности провести классические способы лечения.
90
баллов
При разборе темы занятия активно участвовал в разделе устныйопрос, проведенный по различным формам интерактивного обучения (беседа, дискуссия, круглый стол, деловая игра) и студент показал полное понимание текущего материала согласно тематическому плану, отвечает четко и всесторонне, умеет оценивать факты, самостоятельно рассуждает, отличается способностью обосновать выводы и разъяснить их в логической последовательности, но допускает некоторые ошибки общего характера, показал высшую степень освоения данного материала со средним знанием ранее изученных дисциплин, использует основную и дополнительную
(монографии, статьи) литературу, излагает свою точку зрения. Студент способен показать логическую связь между материалом пререквизитов и постреквизитов. Без ошибок выполняет практические навыки, интерпретирует результаты исследований.
Решение ситуационной задачи провел с подробным описанием основных и дополнительных методов обследования, дифференциальной диагностики, постановка диагноза с его обоснованием с точки зрения этиологии и патогенеза, умеет составить рациональной план лечения, используя данные по этиологии, патогенезу заболевания, определил прогноз. Обладает выраженным клиническим мышлением.
85
баллов
При разборе темы занятия со средней степенью активности участвовал в разделе устный опрос, проведенный по различным формам интерактивного обучения (беседа, дискуссия, круглый стол, деловая игра) и студент показал полное понимание текущего материала согласно тематическому плану, но не может теоретически обосновать некоторые выводы и дать логическое обоснование, показал хорошую степень освоения данного материала со
7 средним уровнем знания ранее изученных дисциплин, использует основную и дополнительную (другой учебник) литературу. Студент неуверенно (но правильно) отвечает на вопросы. Допускает незначительные ошибки, которые самостоятельно исправляет. Владеет техникой выполнения практических навыков, может интерпретировать результаты.
Решение ситуационной задачи провел с подробным описанием основных и дополнительных методов обследования, дифференциальной диагностики, постановка диагноза с его обоснованием с точки зрения этиологии и патогенеза, умеет составить рациональной план лечения, используя данные по этиологии, патогенезу заболевания, определил прогноз. Обладает логическим клиническим мышлением.
80
баллов
При разборе темы занятия с минимальной степенью активности участвовал в разделе устный опрос, проведенный по различным формам интерактивного обучения (беседа, дискуссия, круглый стол, деловая игра), отвечает в основном правильно, при этом показывая хорошую степень освоения данного материала со средним уровнем знания ранее изученных дисциплин, использует основную и отчасти дополнительную (другой учебник) литературу, излагает свою точку зрения. Студент допускает ошибки, которые устраняет после наводящих вопросов преподавателя. Владеет техникой выполнения практических навыков, может интерпретировать результаты.
Решение ситуационной задачи провел с подробным описанием основных и дополнительных методов обследования, дифференциальной диагностики, постановки диагноза, умеет составить план лечения, используя данные по этиологии, патогенезу заболевания, определил прогноз. Обладает хорошим клиническим мышлением.
75
баллов
При разборе темы занятия участвовал в разделе устный опрос, проведенный по различным формам интерактивного обучения (беседа, дискуссия, круглый стол, деловая игра), материал излагается не полно, нет понимания сути обсуждаемых вопросов, в рассуждениях допускаются ошибки, при этом показывая относительно хорошую степень освоения данного материала со средним уровнем знания ранее изученных дисциплин, использует основную и отчасти дополнительную (другой учебник) литературу. Студент допускает несущественные ошибки, которые устраняет с помощью преподавателя.
Владеет техникой выполнения практических навыков, затрудняется в их интерпретации.
Решение ситуационной задачи провел с описанием основных и дополнительных методов обследования, дифференциальной диагностики, постановки диагноза, умеет составить план лечения совместно с преподавателем, используя данные по этиологии, патогенезу заболевания, определил прогноз. Обладает хорошим клиническим мышлением.
70
баллов
При разборе темы занятия периодически участвовал в разделе устный опрос, проведенный по различным формам интерактивного обучения (беседа, дискуссия, круглый стол, деловая игра), при этом показывая среднюю степень освоения данного материала со средним уровнем знания ранее изученных дисциплин и использует только основную литературу. Ответ неполный, содержит несущественные ошибки, которые исправляются при активном участии преподавателя. Объем усвоенного студентом материала достаточен для дальнейшего обучения, студент показал знание основной литературы.
Испытывает затруднения в свободном применении знаний на конкретном примере. Знает технику и методику выполнения практических навыков. Не
8 активен при обсуждении вопросов по теме.
Решение ситуационной задачи провел с описанием основных и частичным описанием дополнительных методов обследования, частично огласил дифференциальную диагностику и постановку диагноза, составляет план лечения только совместно с преподавателем, используя не совсем точные данные по этиологии, патогенезу заболевания, определил прогноз. Обладает слабым клиническим мышлением.
60
баллов
При разборе темы занятия редко участвовал в разделе устный опрос, проведенный по различным формам интерактивного обучения (беседа, дискуссия, круглый стол, деловая игра), студент имеет общее представление о теме, нет глубокого понимания материала, не умеет логически обосновать свои мысли, при этом показывая слабую степень осваения данного материяла со слабым уровнем знания ранее изученных дисциплин, использует только основную литературу не в полном объеме. Ответ неполный, содержит существенные ошибки, часть из которых может устранить с помощью преподавателя. Не в полном объеме знает технику выполнения практических навыков (незнание некоторых этапов). Не может анализировать и давать заключение по результатам выполнения практических навыков.
Решение ситуационной задачи провел с неполным описанием основных и без описания дополнительных методов обследования, частично огласил неправильную дифференциальную диагностику и постановку диагноза, составляет план лечения только совместно с преподавателем, используя не совсем точные данные по этиологии, патогенезу заболевания, определил прогноз. Не обладает клиническим мышлением..
50
баллов
При разборе темы занятия крайне редко участвовал в разделе устный опрос, проведенный по различным формам интерактивного обучения (беседа, дискуссия, круглый стол, деловая игра), при этом показывая слабую степень освоения данного материала со слабым уровнем знания ранее изученных дисциплин, использует только основную литературу не в полном объеме.Ответ неполный, много ошибок, некоторые ошибки не может исправить даже при наводящих вопросах преподавателя. Не в полном объеме знает технику выполнения практических навыков. Не может анализировать и оформлять результаты исследований.
Решение ситуационной задачи провел с неполным описанием основных и без описания дополнительных методов обследования, частично огласил неправильную дифференциальную диагностику и постановку диагноза, составляет план лечения только совместно с преподавателем, используя не совсем точные данные по этиологии, патогенезу заболевания, определил прогноз. Не обладает клиническим мышлением.
0
баллов
При попытке ответа на вопрос студент демонстрирует полное отсутствие знаний по теме. Практическими навыками не владеет.
Отказ от ответа.
Критерии и правила оценки знаний:
Текущий контрольконтроль практических навыков, оценочных форм.
Итоговый контрольэкзамен, включающий собеседование и оценку практических навыков.
9
9. Список литературы.
1) Высшая медицинская школа России и Болонский процесс Вып. 7 :
Доказательная медицина : материалы Междунпр. совещ. "Доказат. медицина: новые подходы к образованию и практике в здравоохранении", организов. Мед. академией им.
И.М. Сеченова и Европ. регион. бюро ВОЗ.Москва,13-14 окт. 2005 года/ М. А. Пальцев
[и др.].; Фед. агентства по здравоохр. и соц. развитию, Моск. мед. акад. им. И.М.
Сеченова, Учеб.-мед. об-ние по мед. и фарм. образованию вузов России. -М.: Русский врач, 2006. -270 с.
2) Гринхальх Т. Основы доказательной медицины : [пер. с англ.]/ Триша
Гринхальх; под ред. И. Н. Денисова, К. И. Сайткулова. -3-е изд.. -М.: ГЭОТАР-Медиа,
2009. -282 с.: табл.
3) . Гринхальх Т. Основы доказательной медицины : пер. с англ.: [учеб. пособие для студентов мед. вузов]/ Т. Гринхальх; под ред.: И. Н. Денисова, К. И. Сайткулова. -3-е изд.. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. -282 с.Доказательная медицина : ежегод. крат. справ.: пер. с англ., Вып. 4/ [под общ. ред. С. Е. Бащинского]. -М.: Медиа Сфера, 2006. -901 с.
4) Ступаков И.Н. Доказательная медицина в практике руководителей всех уровней системы здравоохранения/ И.Н. Ступаков, И.В. Самородская. -М.: МЦФЭР,
2006. -447 с.
5) Хенеган К. Доказательная медицина : [справочник]/ К. Хенеган, Д. Баденоч. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. -125 с.: ил.

перейти в каталог файлов


связь с админом