Главная страница

1 Введение в анатомию. Лекция 1 Больше анатомии человека тут Введение в анатомию. Краткие исторические данные. Введение


Скачать 247.67 Kb.
НазваниеЛекция 1 Больше анатомии человека тут Введение в анатомию. Краткие исторические данные. Введение
Анкор1 Введение в анатомию.pdf
Дата22.07.2017
Размер247.67 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла1_Vvedenie_v_anatomiyu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипЛекция
#27468
Каталогid206404608

С этим файлом связано 32 файл(ов). Среди них: guntekin_reshat_nuri_dudaktan_kalbe.pdf, guntekin_reshat_nuri_damga.pdf, guntekin_reshat_nuri_acimak.pdf, Salman_Rushdi_Kloun_Shalimar_Roman.pdf, guntekin_reshat_nuri_eski_hastalik.pdf, R_N_Gyuntekin_Noch_ognya.pdf, guntekin_reshat_nuri_sonmush_yildizlar.pdf, Orhan_Pamuk-Yeni_Hayat.pdf, Гюнтекин Решад - Птичка певчая.doc и ещё 22 файл(а).
Показать все связанные файлы

Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
1
ЛЕКЦИЯ № 1
Больше анатомии человека
тут
Введение в анатомию. Краткие исторические данные.
Введение.
Огромное множество живых существ, населяющих земной шар, поражает разнообразием своих форм, размеров, особенностей жизни; но все они – и растения и животные, как бы различны ни казались с первого взгляда – составляют нечто целое, одну великую родственную семью. Все живые существа обладают особыми специфическими качествами, отличающими их от остальной природы. Фридрих Энгельс в своем труде
«Диалектика природы», дал такое определение жизни: «Жизнь – это форма существования белковых тел, существенным моментом которой является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой».
Растения и животные не появились на землю такими, как мы их теперь видим, и все сразу, но произошли в течение миллионов лет путем последовательных изменений от простого к сложному. Родоначальниками животных и растений можно считать одноклеточные существа – простейшие; из них развились все более сложные формы. Поэтому мир животных схематически представляют в виде генеалогического дерева, главные ветви которого – отдельные типы (как то: губки, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, хордовые). Каждый вид, являясь одной из концевых веточек такого дерева, имеет в прошлом свою историю (филогенез) и состоит с прочими в более или менее близких родственных отношениях.
Руководящим принципом теории происхождения животных и растений является идея развития. С этой точки зрения надо рассматривать строение и функции всякого живого существа; приступая к изучению человеческого организма, мы должны раз и навсегда запомнить, что наш объект, во всех особенностях его строения, не есть нечто неподвижное, неизменное, но представляет один из ряда последовательных моментов развития; изучая его, мы до известной степени можем судить о предшествующих и последующих формах.
Наука о жизни, или биология, разделяется на морфологию – учение о форме, и физиологию – учение о функциях. Разделение это в известной степени условно, так как основано главным образом на различии методов исследования. По существу же морфологические и физиологические явления, форма и функция обуславливают взаимно друг друга.
Морфология животных в свою очередь представляет совокупность наук, к числу которых относится и анатомия человека – наука о строении
человеческого тела.Термин «анатомия» происходит от древнегреческого слова – anatemnein – рассекаю, расчленяю. Это объясняется тем, что

Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
2 первым и основным методом исследования человека был метод расчленения трупов. В настоящее время, когда исследователь привлекает для познания внутреннего и внешнего строения живого человека многие другие методы, анатомия не соответствует содержанию своего названия.
Значение анатомии для медицины.
Анатомия, наряду с физиологией, является основой теоретической и практической медицины, так как точные знания формы и строения тела человека суть непременное условие для понимания жизненных отправлений здорового и больного организма и создания правильных представлений о причинах болезней, без чего невозможно проведение профилактики и лечения. Значение анатомии в системе медицинского образования неоспоримо.
Профессор
Московского университета
Е.О.Мухин (1766 – 1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен, но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассудки» - писал известный акушер-гинеколог
А.П.Губарев (1855 – 1931).
Объект и методы анатомического исследования.
Объектом изучения предмета «анатомия человека» является живой человек. Однако чтобы познать сложное строение отдельных его органов и систем, необходимо производить вскрытия и препарировать. Естественно, такие исследования на живом человеке производить нельзя, поэтому анатомы вынуждены проводить обучение на трупах и анатомических препаратах. В этом плане совершенно справедливым является латинское выражение – «mortui vivos dociunt», т.е. «мертвые учат живых».
Для закрепления знаний, полученных визуальным способом, необходимо подкрепить их современными методами морфологических исследований, используемыми в клинической практике. К таковым относятся рентгенография, компьютерная и магнитно-резонансная томография, световая, контактная и электронная микроскопия. Указанные методы исследования позволяют оценить строение органов живого человека. В связи с этим можно перефразировать выше приведенное латинское выражение «vivos dociunt vivos» - «живые учат живых». Сейчас изучать анатомию только на описательном макро-микроскопическом уровне нельзя. Строение тела человека нужно познавать в комплексе на всех уровнях: макро-, макро-микро- и микроскопическом.
Для познания сложного человеческого организма в анатомии используются следующие методики:

Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
3
- вскрытие (аутопсия – от греч. autos – сам и opsis – видение) и препарирование (лат. praeparatus – приготовленный) трупов и отдельных органов и систем.
- бальзамирование отдельных органов и целых трупов, т.е. пропитывание органов и тканей трупа веществами, препятствующими их разложению. В Древнем Египте и других странах Востока для бальзамирования применялись специальные бальзамы (отсюда название).
- распилы частей тела или разрезы органов. Создателем метода распилов является Н.И.Пирогов (1810 – 1881), который производил распилы замороженных трупов. Этот метод изучения органов и других образований позволяет более точно в трехмерном изображении определить их проекцию и глубину залегания.
- инъекция (от лат. injectio – вбрасывание) полых органов красящими веществами. В широком смысле под этим методом подразумевается заполнение полостей или трубок, щелей, просветов в человеческом теле окрашенной или бесцветной уплотняющей массой. Для инъекций используют горячий воск, желатин, взвесь туши, различные масляные краски, соли тяжелых металлов и др.
- инъекция полых органов застывающими массами с последующим расплавлением тканей органа – метод изготовления коррозионных препаратов (лат. corrosto – разъедание). Этот метод в общих чертах заключается в том, что полый орган или кровеносные сосуды заполняются затвердевающей массой, мягкие ткани удаляются путем вытравливания их кислотами или при постепенном отгнивании в теплой воде, в результате остается только слепок затвердевающей массы. С помощью метода коррозии можно увидеть истинную форму полости, куда вливалась масса.
- метод мацерации (лат. maceratio – размягчение) – представляет собой процесс размачивания и вываривания мягких тканей и применяется для изготовления костных препаратов.
- просветление тканей органов. Под данной методикой понимают такую обработку органов или их частей, при которой изучаемый объект на фоне просветленных тканей становится хорошо видимым.
- пластинация органов и целых трупов. Этот метод заключается в пропитывании органов или трупов специальными пластмассами с пластификаторами, которые делают ткани эластичными и пластичными.
Данная методика разработана в Германии.
- антропометрия (от греч. anthropos – человек, metreo – измеряю) - системное измерение тела человека и его частей.
- рентгеноанатомия (рентгенография, рентгеноскопия);
- томография (от греч. tomos – ломоть, слой и grapho – пишу) – метод неразрушающего послойного исследования внутренних органов посредством многократного его просвечивания в различных пересекающихся направлениях, количество которых может достигать от 10 до 1000000. По виду просвечивающего излучения различают

Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
4 рентгеновскую, магнитную, ядерно-магнитно-резонансную, пучковую, ультразвуковую и др. томографии. С помощью томографии получают изображение слоев толщиной до 2 мм. Обработка сигналов осуществляется на компьютере.
- эндоскопия (от греч. endon – внутри, skopeo – смотрю) – осмотр полых внутренних органов с помощью введения в них инструментов, снабженных оптической и осветительной системами (напр. – бронхоскопия, гастроскопия и др.).
- гистотопография (от греч. histos, histion – ткань, topos – место, grapho – пишу) – изучение структуры и положения тканей в организме человека.
- световая и электронная микроскопия;
- контактная микроскопия – метод просвечивания отраженными лучами главным образом применяется на живом человеке, например для изучения кровеносных капилляров кожи, слизистых оболочек
(капилляроскопия), сосудов сетчатки глаза.
- голография (от греч. holos – весь, полный и grapho – пишу) – метод получения объемного изображения объекта с помощью лазерных лучей.
- соматоскопия (от греч. somatos – тело, skopeo – смотрю) – осмотр и пальпация анатомических образований на живом человеке;
- эксперименты на животных – осмотр и изучение функций внутренних органов.
- математический метод – при анатомических исследованиях позволяет вывести более достоверные количественные показатели. В современных условиях развития электронно-вычислительной техники математический метод занимает ведущее место в морфологических исследованиях.
- метод иллюстрирования – применяется для передачи точного документального изображения (фотографирование) или в виде создания схематизированных рисунков анатомических структур. В анатомических исследованиях так же широко используется метод кино- и видеосъемки.
С появлением новых методов исследования анатомия как наука поднимается на все более высокую ступень развития, однако основным движущим фактором в развитии анатомии всегда являлись потребности медицины – запросы клинической практики.
Анатомию человека методически можно изучать различно: по отдельным системам (систематическая анатомия); описывать только внешнюю форму человека (пластическая или рельефная анатомия); исследовать строение органов и систем в зависимости от их функций
(функциональная анатомия); изучать взаиморасположение систем и органов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
(топографическая анатомия); изучать строение органов в различные возрастные периоды (возрастная анатомия).

Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
5
Систематическая анатомия главным образом излагает форму, строение, топографию, возрастные особенности, индивидуальные различия, развитие и аномалии, филогенетические особенности по отдельным системам. Подобный подход в изучении анатомии наиболее приемлем для тех, кто не знаком с предметом, так как сложное раскладывается на составные части.
Пластическая анатомия содержит сведения о внешних формах тела, которые определяются развитием костного скелета, выступающих бугров и гребней, прощупываемых через кожные покровы, контурами мышечных групп и тонусом мышц, эластичностью и цветом кожи, глубиной ее складок, толщиной подкожной жировой клетчатки. Пластическая анатомия имеет прикладное значение не только для художников и скульпторов, но и для врачей, так как по внешним формам можно судить и о состоянии здоровья человека.
Функциональная анатомия дополняет данные описательной анатомии. Она ставить задачей изучение строения органов и систем в единстве с функцией, рассматривая тело человека в динамике, выявляя механизмы перестройки формы под влиянием внешних и внутренних факторов.
Топографическая анатомия изучает строение человека по отдельным областям, пространственное соотношение органов и систем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Элементы топографической анатомии обязательно сопутствуют систематическому изложению материала.
Возрастная анатомия изучает строение человека в различные возрастные периоды. Под влиянием возраста и внешних факторов с определенной закономерностью изменяется строение и форма органов человека. У детей первых лет жизни, взрослых и пожилых людей отмечаются значительные различия в анатомическом строении организма.
В клинической практике даже возникли самостоятельные дисциплины, например педиатрия – наука о ребенке, геронтология – наука о пожилом человеке.
Вместе с описательной анатомий человека необходимо изучать (хотя бы в общих чертах) анатомию беспозвоночных и позвоночных животных – сравнительную анатомию. На основе данных сравнительной анатомии можно понять эволюцию и развитие живых существ, удается найти общие признаки, способствующие пониманию истории развития человека, его органов и систем.
Структурная организация человеческого организма.
С морфологических позиций можно выделить следующие уровни организации строения тела человека:
1.
организменный (организм человека – как единое целое);
2.
системоорганный (системы органов);

Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
6 3.
органный (органы);
4.
тканевой (ткани);
5.
клеточный (клетки);
6.
субклеточный (клеточные органеллы и корпускулярно-фибриллярно- мембранные структуры).
Далее морфология приходит в соприкосновение с химией, термин
«молекулярная морфология» следует рассматривать как границу компетенции «чистого» морфолога.
Следует отметить, что в представленной иерархической схеме структурной организации тела человека прослеживается четкая соподчиненность. Организменный, системоорганный и органный уровни строения тела человека являются анатомическими объектами исследования. Тканевой, клеточный и субклеточный – объектами гистологических, цитологических и ультроструктурных исследований.
Орган – это эволюционно сложившаяся интеграция тканей, формирующая сложноорганизованную целостную структуру, обладающую относительной автономностью.
В анатомическом понимании орган – это часть человеческого тела, компонент определенной системы, имеющий только ему присущую форму, строение и положение в организме, характерную архитектонику сосудов и нервов, выполняющий определенную функцию или несколько функций. С этой точки зрения можно рассмотреть любой орган (сердце, желудок, мышцу и т.д.).
Для изучения внешних характеристик органа применяют макроскопические методы морфологических исследований. Орган – это объект, доступный врачебному исследованию. Его можно рассматривать в качестве отдельного анатомического препарата, увидеть во время операции, прощупать на теле, оценить его внешнюю форму, положение в организме и оценить особенность строения. В клинической практике отдельные органы по показаниям можно удалять, производить на них различные манипуляции, трансплантировать (заменять поврежденный орган здоровым, взятым у донора).
В теле человека отдельных органов много. Исчерпывающую классификацию органов предложить трудно, т.к. они существенно отличаются друг от друга по своему положению, форме, внешнему и внутреннему строению.
Органы можно разделить на внутренние органы и органы, относящиеся к системе органов опоры и движения. В свою очередь, среди внутренних органов различают: полые, паренхиматозные, смешанные и специфически устроенные органы. К системе органов опоры и движения принадлежат такие органы, как мышцы, кости, связки, кожа, сосуды и нервы.

Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
7
Таким образом, орган – это относительно обособленное анатомическое образование, структурный элемент, из которого складывается более высокий уровень организации – система органов.
Система органов – это интеграция различных органов, объединенных тесной анатомической связью друг с другом и выполнением общих функций. Различают следующие системы органов:
1.
Система органов опоры и движения.
2.
Пищеварительная система.
3.
Дыхательная система.
4.
Сердечно-сосудистая система.
5.
Мочеполовая система.
6.
Эндокринная система.
7.
Нервная система.
8.
Покровная система.
Основные системы органов могут включать подсистемы. Например, составными частями сердечно-сосудистой системы являются: сердце, артериальная, венозная, лимфатическая и микроциркуляторная системы.
Органы, входящие даже в одну систему, существенно различаются по своему строению. Например, в составе пищеварительной системы такие органы, как зубы, язык, пищевод и печень совершенно различны по своей форме, положению, цвету, консистенции и внутреннему строению.
Единство и целостность системы органов определяется прежде всего общей направленностью физиологических процессов.
Однако большинство органов в составе одной системы имеют единый план строения. Так, в составе пищеварительной системы глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишки имеют общие принципы строения стенки. Они включают слизистую, мышечную и серозную оболочки, хотя для каждой из них также характерны типичные особенности строения. Эти органы пищеварительной системы выполняют общую функцию – переваривание пищи и всасывание образовавшихся веществ.
Таким образом, система органов предусматривает прежде всего функциональное объединение органов.
Высшей формой интеграции в строении тела человека является интеграция систем органов. Она обеспечивает наиболее высокий уровень организации – организм как единое целое.
Организм человека как живая биологическая система существует только благодаря непрерывному взаимодействию с окружающей средой.
Человеческому организму как живой биологической системе присущи характерные свойства. Основные из них следующие:
1.
Обмен веществ.
2.
Раздрожимость.
3.
Способность к росту.
4.
Способность к размножению.

Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
8 5.
Подвижность.
6.
Устойчивость (поддержание постоянства внутренней среды).
7.
Пластичность.
8.
Целостность.
Таким образом, живой целостный организм человека это живая биологическая система, обладающая способностью к саморазвитию, самовоспроизведению, саморегуляции и отличающаяся высокой пластичностью, подвижностью и устойчивостью.
Проявление указанных свойств стало возможным только в результате интеграции (от лат. integratio – взаимодействие, целостность) структур на всех уровнях организации человеческого организма.
Различают 4 вида интеграции:
1)
механическую;
2)
гуморальную;
3)
химическую;
4)
нервную.
В качестве механических интеграторов на тканевом уровне выступает межклеточное вещество и межклеточные контакты; на органном уровне – соединительная ткань; на системном - вспомогательные органы.
Гуморальные интеграторы – это кровь и лимфа. Они выполняют интегративную роль на органном, системоорганном и организменном уровнях.
Химическая интеграция – это эндокринная регуляция, которая осуществляется биологически активными веществами – гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции. Гормоны оказывают свое интегративное действие на всех уровнях – клеточном, тканевом, органном, системоорганном и организменном.
И, наконец, высшим уровнем является нервная интеграция. В процессе эволюции выделяется специальная система – нервная. Она обеспечивает координацию и регуляцию деятельности отдельных органов и систем организма и его приспособление к постоянно изменяющимся условием внешней среды. Для нервной системы как интегратора характерны такие свойства, как быстрота и конкретность действия.
Рассматривая организм человека как высший уровень структурной организации в ряду позвоночных, необходимо дать характеристику внешней формы тела и отдельных его частей.
Такой интегральной характеристикой является морфологическое понятие – телосложение.
Телосложение (по греч. – habitus) – это совокупность особенностей строения, формы, величины и соотношения отдельных частей человеческого тела.
Еще со времен Гиппократа различают три основных типа телосложения:

Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
9 1. Долихоморфный тип – характеризуется высоким ростом, слабо развитым скелетом и мускулатурой, малым отложением жира.
2. Мезоморфный тип – характеризуется средним ростом, хорошо развитым скелетом и мускулатурой, крупными чертами лица с большим подбородком, слабым отложением подкожного жира.
3. Брахиморфный тип – характеризуется средним или низким ростом, короткой шеей и большими размерами головы, короткими конечностями, широкой грудью и склонностью к отложению подкожного жира.
Форма телосложения связана не только с различиями в строении органов доступных наружному осмотру и прощупыванию (костей, мышц, подкожной жировой клетчатки), но и обуславливает различное положение, форму и размеры внутренних органов. Так, брахиморфному телосложению соответствуют такие признаки, как высокое стояние диафрагмы, горизонтальное положение сердца, косое положение желудка, высокое положение слепой кишки, длинная тонкая кишка (6 – 8 м), короткая брыжейка тонкой, поперечной ободочной и сигмовидной кишок.
Долихоморфному телосложению соответствуют такие признаки, как низкое стояние диафрагмы, вертикальное положение сердца, удлиненный желудок, низкое положение слепой кишки, длинная брыжейка тонкой, поперечной ободочной и сигмовидной кишок, короткая тонкая кишка (4 –
5 м).
Телосложение имеет выраженные возрастные и половые особенности.
В процессе роста организма происходит относительное уменьшение размеров головы, туловища и увеличение длины шеи и конечностей.
Определенное соотношение пропорций тела характерно для каждой возрастной группы, начиная с момента рождения и кончая старостью.
Половые различия телосложения связаны с развитием скелета мышц и подкожной жировой клетчатки. Тело у мужчин отличается большими размерами, узким тазом и широким плечевым поясом. Тело женщины короче, таз шире, и плечевой пояс более узкий.
Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии.
Тело человека в анатомии рассматривается в вертикальном
(ортоградном) положении, с сомкнутыми нижними конечностями, с вытянутыми вдоль туловища верхними конечностями и обращенными вперед ладонями. Тело человека построено по принципу двубоковой симметрии. Оно делится срединной плоскостью на две симметричные половины и характеризуется наличием осевого скелета и скелета конечностей.
Рассмотрение формы и строения тела человека в анатомии производится по отношению к его вертикальному положению. В связи с этим для описания частей и областей тела используют такие термины, как

Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
10 верхний и нижний концы, передняя (вентральная) и задняя (дорсальная) поверхности, наружная и внутренняя поверхности.
Для определения топографии (местоположения) органов используют трехмерное пространство, позволяющее дать ему объемную характеристику. С этой целью через тело человека условно проводят три плоскости: горизонтальную, сагиттальную и фронтальную.
Горизонтальная плоскость делит тело на верхнюю и нижнюю части.
Сагиттальная делит тело на правую и левую части. Сагиттальная плоскость, разделяющая тело человека на две симметричные половины, называется срединной. Фронтальная плоскость проходит перпендикулярно по отношению к сагиттальной и делит тело на переднюю и заднюю части.
Через любую точку на поверхности тела человека можно провести горизонтальную, сагиттальную и фронтальную плоскости, следовательно, их количество является произвольным.
Для обозначения частей тела по отношению к срединной плоскости
(которая является единственной в теле человека) применяются термины медиально и латерально расположенный. Медиально расположенный
(medialis) – значит находящийся ближе к срединной плоскости; латерально расположенный – дальше от нее. Термины: правый (dexster), левый
(sinister), поверхностный (superficialis), глубокий (profundus) – в объяснении не нуждаются.
Для обозначения пространственных отношений на конечностях используют термины проксимальный (proximalis), т.е. находящейся ближе к месту прикрепления конечности к туловищу, и дистальный (distalis) – дальше от него.
Для определения направлений движений в суставах условно проводят оси: фронтальную, сагиттальную и вертикальную. Фронтальная и сагиттальная оси проходят в соответствующих фронтальных и сагиттальных плоскостях. Вертикальная ось проходит через тело человека в направлении сверху вниз. Движения в суставах осуществляется вокруг названных осей.
Для обозначения областей тела, органов и их частей, различных понятий в анатомии пользуются специальными терминами на латинском языке, список которых называют анатомической номенклатурой
(Nomina Anatomica).
До 1955 г. в анатомии и медицине пользовались списком анатомических терминов, принятым на Анатомическом конгрессе, состоявшимся в 1885 г. в Базеле (Швейцария). Этот список назывался
Базельской анатомической номенклатурой (BNA).
Международная анатомическая номенклатура на латинском языке, которой пользуются в настоящее время, была принята на VI
Международном конгрессе анатомов в Париже )1955) и получила название
Парижской анатомической номенклатуры (PNA). Список русских

Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
11 эквивалентов с поправками, сделанными на следующих международных конгрессах (Нью-Йорк – 1960г., Висбаден – 1965 г., Ленинград – 1970 г.), был утвержден в 1974 г. на VIII Всесоюзном съезде анатомов, гистологов и эмбриологов (г. Ташкент).
В настоящее время пользуются латинскими терминами, которые были приняты на XII Международном конгрессе в Лондоне в 1985 г.
Термины, которые не вошли в Лондонский список, но широко применяются в учебной и научной литературе, приводятся с пометками
BNA или PNA.
Краткий исторический очерк развития анатомии человека.
Анатомия – такая же древняя наука, как и само человечество. Ни одна наука не уходит так далеко в прошлое своими корнями, как анатомия.
У людей древнего палеолита уже имелись кое-какие сведения о строении тела человека. Рисунки на стенах пещер каменного века указывают на то, что примитивные анатомические познания нужны были охотнику эпохи палеолита как во время сам ой охоты, так и при последующей обработке туши животного. Люди сталкивались с различными травмами, ранами, заболеваниями, и у них появлялось естественное стремление оказать посильную помощь пострадавшему. Древний человек наблюдал постепенное разрушение многих частей тела после смерти, когда обнажались кости. Разрезанные на части звери, убитые на охоте, доставляли человеку обильный материал для знакомства со строением тела животного. Приобретенные при этом знания по анатомии передавались устно из поколения в поколение, пополнялись новыми наблюдениями и носили характер преданий.
В доисторический период низкое экономическое развитие общества обуславливало примитивное, иногда и ложное представление о природе и слабое знание строения человеческого тела.
Древняя Греция и Рим.
Анатомия как наука берет свое начало в Древней Греции. Развитию медицины в Элладе способствовало то, что религия здесь не оказывала своего одностороннего и довлеющего влияния, как у восточных народов.
Местный религиозный культ преобразовал религию в систему, во главе которой стоял бог врачевания Асклепий (или рим. Эскулап) – покровитель храмовой медицины. При храмах устраивались лечебные учреждения и создавались врачебные школы. Особым процветанием прославились в
Греции школы на островах Кос и Книдос. Врачебное дело в Древней
Греции было поставлено на достаточно высокую ступень для своего

Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
12 времени, и врачей причисляли к демиургам (государственным деятелям). В
«Илиаде» Гомера (IX – VIII вв. до н. э.) отмечается, что «опытный врач – драгоценнее многих других людей». Профессия врача являлась наследственной, переходя в семье от отца к сыну. Традиции и врачебные знания передавались из поколения в поколение.
Один из ярких представителей косской школы – Гиппократ (ок. 460
– ок. 377 г. до н. э.), которого по праву называют отцом античной медицины. Большая его заслуга перед наукой состоит в том, что он собрал и систематизировал все накопленные до него данные и написал книгу
«Гиппократов сборник». В области медицины Гиппократ был непререкаемым авторитетом на протяжении двух тысяч лет. Он впервые высказал гениальную мысль о том, что врач должен лечить не болезнь (по установленному шаблону), а больного, принимая во внимание его индивидуальные особенности, возраст, конституцию, состояние, время года и т.д. Гиппократ считал, что в организме человека имеется 4 жидкости
(сока): кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь. От преобладания в организме того или другого из соков зависит темперамент человека: сангвиник (кровь), флегматик (слизь), холерик (светлая желчь) и меланхолик (черная желчь).
Исходя из такого представления о человеке, Гиппократ смотрел на болезни как результат нарушения смешения жидкостей в организме.
Отсюда возникла «гуморальная» теория, которая в известной мере сохранила свое значение и в настоящее время. Ученый считал анатомию первоосновой медицины, а последнюю он рассматривал как искусство.
Известна клятва Гиппократа, которая принимается каждым окончившим вуз врачом. Были у Гиппократа и ошибки в его мировоззрении, но за них мы не можем его осуждать, так как они были обусловлены временем, в котором жил этот великий врачеватель.
Представителем книдской школы был Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.), собравший и изложивший в своих сочинениях факты естествознания.
Он установил, что сердце имеет четыре камеры, описал некоторые черепно-мозговые нервы. Аристотель высказал мысль, что всякое животное происходит от животного, и подошел к изучению организма с точки зрения его развития, т.е. диалектически. Но он не был последовательным диалектиком, постоянно сбивался на метафизику: материю признавал вечной и неуничтожимой, высшей формой матери считал душу.
С утратой политической независимости Афины перестали быть и центром греческой науки. Эта роль перешла к городу Александрии, основанному Александром Македонским у устья реки Нил, где перекрещивались морские и караванные торговые пути и где создались предпосылки для расцвета науки и культуры. Здесь сложились благоприятные условия для становления анатомии как самостоятельной

Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
13 отрасли медицины. Ее развитию способствовало разрешение на вскрытие умерших.
Крупнейшими представителями Александрийской школы, внесшими наибольший вклад в учение о строении тела человека, были Герофил и
Эразистрат.
Основоположник описательной анатомии Герофил (конец IV – первая половина III в. до н. э.) первым описал головной мозг с его оболочками, сосудистыми сплетениями, венозными пазухами и слияниями последних, выяснил разницу между двигательными и чувствительными нервами. Он дал название двенадцатиперстной кишке и предстательной железе, исследовав их строение.
Эразистрат (ок. 3000 – ок. 240 г. до н. э.) учил, что организмы состоят из мельчайших неделимых частей – атомов. Вместе с Герофилом он производил вскрытие трупов и вивисекции (живосечения). Он подробно изучил желудочки мозга, извилины мозговой коры и, отметив, что у человека их больше, чем у животных, высказал мнение о связи развития извилин с интеллектом. Эразистрат описал двух- и трехстворчатые клапаны сердца.
Из Александрийской школы вышли выдающиеся представители медицины Древнего Рима: Асклепиад, Диоскорид, Соран, Гален.
Гален (ок. 130 – ок. 200 г.) после Гиппократа считался самым выдающимся ученым древности, который свою научную деятельность начал в Александрии и продолжил в Риме. Свои анатомические взгляды он изложил в труде «О назначении частей тела человека», где структура органов рассматривается в неразрывной связи с их функцией. Гален дал классификацию костей и их соединений. Некоторые введенные им наименования (такие, как диафиз, эпифиз, симфиз) сохранились до наших дней. Он создал теорию кровообращения, но центральным органом считал печень. Считал также, что между правым и левым отделами сердца имеется сообщение.
Анатомические исследования Гален производил на животных, чаще всего на обезьянах, которых он называл «смешными копиями человека».
Данные своих опытов он почти безо всяких изменений переносил на человека, вследствие чего многие его ошибочные представления о строении человеческого тела, воспринимаемые беспрекословно последующими учеными на основании огромного научного авторитета
Галена, неблагоприятно отразились на развитии анатомии. Гален недооценивал значение препарирования трупов людей, считая это занятие
«тошнотворным». Он полагал, что организм построен по замыслу верховного художника. Галена называют завершителем античной медицины. Его влияние на последующее изучение строения тела человека было настолько велико, что в течение четырнадцати веков врачи обучались медицине и анатомии по его произведениям. Даже в XV столетии последователи школы Галена, наблюдая несоответствие между

Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
14 фактическими данными о структуре органов и его учением, утверждали, что за большой период после Галена изменилось строение человеческого организма, но не допускали и мысли, что он мог ошибаться, и не осмеливались проверять его взгляды.
Эпоха феодализма.
В эпоху феодального общества наука постепенно деградировала, процветали алхимия, магия и другие лженауки. Церковь на Западе, сделав учение Галена схоластическим и догматическим, обеспечивала господство его учения и препятствовали дальнейшему развитию как анатомии, так и медицины вообще. На Востоке же, свободным от влияния католической церкви, распространилась византийская культура и была создана монастырская медицина, которая пользовалась лучшими творениями античной науки.
Арабы, вторгшиеся в VIII – IX вв. из Африки в Европу, переводили сочинения врачей и философов Древней Греции и Рима на арабский язык и сохранили их для будущих поколений.
В X в. в Средней Азии в обстановке экономического и культурного расцвета государства центром средоточения науки и искусства стала
Бухара, выдающимся представителем которой был таджик по национальности Ибн-Сина, или Авиценна (ок. 980 – 1037 гг.). Основное его произведение, «Канон врачебной науки», содержит анатомо- физиологические данные, заимствованные у Гиппократа, Аристотеля и
Галена, которые он пополнил собственными воззрениями. Ибн-Сина утверждал, что организм человека управляется четырьмя органами: сердцем, мозгом, печенью и яичками. «Канон» был переведен на латинский язык и являлся лучшим сочинением эпохи феодализма.
Эпоха возрождения.
Большие социально-экономические сдвиги, связанные с развитием капитализма, обусловили мощный расцвет техники, науки и искусства.
Возникли университеты в Италии, Испании, Франции и других европейских странах. Анатомией стали заниматься крупнейшие ученые и художники. На лекциях производились демонстрации органов и частей тела трупов. Так, в Болонье в XV веке студент имел право присутствовать два раза на вскрытии мужского трупа и один раз – женского.
Крупный вклад в развитие анатомии человека и животных внес итальянский живописец и ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи
(1452 – 1519), который считается основоположником пластической анатомии. Он явился подлинным новатором в описании строения организма человека. Исследуя органы, он изучал их возрастные особенности, отличия, связанные с полом, развитие и увядание организма.
Им написан «Трактат по анатомии», который не смог вместить в себя всех достижений этого выдающегося ученого.

Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
15
Другим представителем эпохи Возрождения был Андреас Везалий
(1514 – 1564), которого по праву основателем и реформатором анатомии.
После окончания Падуанского университета в возрасте 23 лет Везалию присудили ученую степень доктора медицины, и в качестве профессора он приступил к чтению лекций по анатомии.
Самым крупным его сочинением был труд «О строении человеческого тела», переведенный и изданный на русском языке в 1950 –
1954 гг. Он впервые указал на ошибки Галена. Все свои открытия ученый обосновал данными, полученными при вскрытии трупов. Первый реставратор анатомии навлек на себя ненависть своих современников.
Даже бывший учитель Везалия Сильвий стал называть его «Везанус»
(«безумный») вместо «Везалиус». Анатомические сочинения Везалия тщательно просматривала цензура инквизиции. На него было возведено клеветническое обвинение в том, что он вскрывал труп одной из знатных дам, сердце которой еще якобы билось. Оскорбленный и затравленный
Везалий сжег свои рукописи и отправился в Иерусалим, чтобы
«очиститься от грехов». На обратном пути он погиб при кораблекрушении близ греческого острова Занте.
Ученики и продолжатели дела Везалия Г.Фаллопий (1523 – 1562) и
Дж.Фабриций (1533 – 1619) постепенно обогащали анатомию новыми данными; они освобождали ее от суеверных схоластических взглядов и построений, унаследованных от средневековья.
Испанский врач и богослов М.Сервет (1511 – 1553) дал правильное представление о путях движения крови по сосудам малого круга.
Подвергаясь преследованиям со стороны иезуитов во Франции, Сервет вынужден был бежать в Женеву, где управляющий этим городом Кальвин признал его опасным еретиком и добился его осуждения. Сервет был сожжен на костре вместе со своими сочинениями.
Начало XVII в. было поворотным пунктом в изучении человеческого организма, так как оно ознаменовалась одним из важнейших этапов в биологии – открытием кровообращения. Ученик Фабриция лондонский профессор Уильям Гарвей (1578 – 1657) на основании своих многолетних экспериментов нарисовал стройную картину круговорота крови, которую изложил в знаменитом трактате «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628), где он указывает, что анатомы должны учиться и учить не по книгам, а препаровкой, не из догматов ученых, но в мастерской природы. Его выражение «все живое из яйца», плод его эмбриологических исследований, стало лозунгом целой эпохи в эмбриологии. После открытия лимфатических сосудов итальянский ученый Г.Азелли описал млечные сосуды в брыжейке кишок собак, а через
24 года французский студент Жан Пике описал цистерну и грудной лимфатический проток.
Огромное значение для развития морфологии имело создание увеличительных оптических приборов. Нидерландский натуралист Антони

Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
16 ван Левенгук (1632 – 1723) впервые изготовил микроскоп. Его лабораторию посетил сам Петр I, чтобы увидеть «тайны природы», ставшие доступными благодаря «волшебным стеклам» Левенгука.
Более систематические исследования микроскопического строения органов проводил выдающийся итальянский биолог и врач Марчелло
Мальпиги (1628 – 1694), который положил начало новой науке – микроскопической анатомии.
Голландский анатом Ф.Рюиш (1638 – 1731) усовершенствовал методику инъекций сосудов, разработал технику бальзамирования трупов, создал богатейший анатомический музей, который его современники назвали «восьмым чудом света». Путешествуя по Голландии, император
Петр I с усердием посещал лекции Рюиша, приобрел у него за 30000 золотых гульденов коллекцию анатомических препаратов и привез ее в
Петербург. Сохранившаяся часть этой коллекции в настоящее время находится в музеях антропологии и этнографии Российской академии наук, Военно-медицинской академии и Казанском медицинском университете.
Развитие анатомических знаний в России.
Развитие анатомии в России связано в первую очередь с организацией медицинского образования. В 1654 г. в Москве была открыта
Первая лекарская школа, где преподавалась и анатомия. В начале XVII в.
Петр I пригласил из Голландии на службу в качестве лейб-медика Николая
Бидлоо, который убедил царя устроить на реке Яузе госпиталь и при нем медико-хирургическую школу на 50 человек. В ней профессор анатомии и хирургии Н.Бидлоо производил вивисекции и публичные анатомические демонстрации. В 1725 г. в Петербурге им основана медико-хирургическая академия.
Создателем старейшей самобытной анатомической школы в России является академик Петр Андреевич Загорский (1764 – 1846), который написал первое оригинальное отечественное руководство по анатомии
«Сокращенная анатомия, или Руководство к познанию строения человеческого тела в пользу обучающихся врачебной науке». Преемник и ученик Загорского Илья Васильевич Буяльский (1789 – 1866) известен как один из основоположников топографической анатомии. Он выпустил в свет «Краткую общую анатомию тела человека» и разработал анатомо- хирургические таблицы. Буяльский был приглашен для лечения умирающего А.С.Пушкина.
Создателем топонграфической, или хирургической, анатомии является знаменитый хирург и выдающийся анатом Николай Иванович
Пирогов (1810 – 1881). Основным его трудом стала «Хирургическая анатомия сосудистых стволов и фасций», мировую известность получил атлас «Топографическая анатомия» (в 4 томах). Н.И.Пирогов ввел в

Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
17 анатомию новый метод изучения топографии внутренних органов по распилам на замороженных трупах.
Значительный вклад в развитие анатомии внес Петр Францевич
Лесгафт (1837 – 1909) – основоположник научных основ физической культуры в России. Он внедрял физическую культуру в практику войскового обучения и положил начало подготовке кадров преподавателей физкультуры.
Организм П.Ф.Лесгафт рассматривал как целостную систему, придавая большое значение взаимосвязи органов. Значительную роль он отводил влиянию функции на форму органов. Как педагог-просветитель, он выступал горячим поборником медицинского образования женщин.
Несомненную ценность для анатомов представляет двухтомное сочинение
П.Ф.Лесгафта «Основы теоретической анатомии».
Общепризнано в нашей стране имя выдающегося анатома Гордея
Максимовича Иосифова (1870 – 1933). Воспитанник Харьковского университета, он в 1906 г. возглавил кафедру нормальной анатомии в
Томском университете, где создал образцовый анатомический музей. В
1923 г. Г.М.Иосифов переехал в Воронеж, где также организовал кафедру анатомии медицинского института и прекрасно ее оборудовал.
Г.М.Иосифов широко известен своими исследованиями лимфатической системы, результатом которой явилась монография «Анатомия лимфатической системы» изданная в 1929 г. Интересны также его труды по бальзамированию трупов.
Его ученик, выпускник Воронежского медицинского института
Дмитрий Аркадьевич Жданов (1908 – 1971) также занимался изучением лимфатической системы. Он заведовал кафедрами анатомии Горьковского и Томского медицинских институтов, Ленинградского санитарно- гигиенического и 1-го Московского медицинского институтов .Лауреат
Государственной премии СССР, действительный член Академии медицинских наук СССР, Д.А.Жданов воспитал целую плеяду отечественных анатомов (М.Р.Сапин, А.В.Борисов, Н.В.Крылова и др.).
Воспитанник Харьковского университета известный анатом
Владимир Петрович Воробьев (1876 – 1937) всю жизнь заведовал кафедрой анатомии Харьковского университета. Он создал богатый анатомический музей, занимался изучением вегетативной нервной системы, предложил разработанный им новый макромикроскопический метод изучения нервной системы. Основные труды ученого – учебник анатомии и пятитомный атлас. В.П.Воробьев принимал участие в бальзамировании тела В.И.Ленина.
Крупнейший советский анатом Владимир Николаевич Тонков (1872
– 1954), выпускник Военно-медицинской академии в Петербурге, известен как основоположник рентгеноанатомического метода в анатомии.
Основным научным направлением ученого и созданной им школы анатомов является исследование коллатерального кровообращения, в

Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
18 котором нашел широкое применение экспериментальный метод.
В.Н.Тонковым написан один из лучших отечественных учебников анатомии человека, вышедший шестью изданиями.
Представитель Харьковской анатомической школы, профессор
Рафаил Давыдович Синельников (1896 – 1981), продолжатель идей В.П.
Воробьева. Он внес значительный вклад в дальнейшее развитие макромикроскопической анатомии опорно-двигательного аппрата, эндокринной, сосудистой и вегетативной систем. Подготовил и издал оригинальный «Атлас анатомии человека» в трех томах, который выдержал шесть изданий и является настольной книгой анатомов и в настоящее время.
Заслуженный деятель науки
РСФСР, профессор
Михаил
Григорьевич Привес (1904 – 1999), руководитель большой школы ленинградских анатомов. Он внес значительный вклад в развитие рентгеноанатомии, разработал методику прижизненной рентгенолимфографии, одним из первых исползовал в анатомии электрорентгенографию и ультрозвуковую эхолокацию, заложил основы микрорентгенографии, разработал метод консервации анатомических препаратов с сохранением их естественного цвета (1956).
Научные исследования
М.Г.Привеса посвящены изучению воздействий на организм различных экстремальных факторов, выявлению путей коллатерального лимфообращения в норме, при патологии и различных воздействиях на нервную и сосудистую системы. М.Г.Привес редактор и соавтор учебника А.К.Лысенкова и В.И.Бушковича «Анатомия человека», выдержавшего девять изданий и переведенного на иностранные языки.
История
кафедры
анатомии
человека
Кировской
государственной медицинской академии.
Кафедра анатомии человека в филиале Пермского государственного медицинского института в г. Кирове была открыта вместе с филиалом в
1987 году. Первым заведующим кафедры был профессор Александр
Васильевич Краев, ученик Д.А.Жданова.
А.В.Краев организовал учебный процесс на кафедре, создал музей, подготовил и издал учебно-методические пособия по разделам дисциплины. Основным научным направлением кафедры было изучение лимфатической системы человека. Под руководством А.В.Краева на кафедре была защищена одна кандидатская диссертация.
После отъезда А.В.Краева в США в 1993 г., кафедрой заведовала к.м.н., доцент Альбина Васильевна Курбатова. Основным направлением работы А.В.Курбатовой было оптимизация учебного процесса, создание учебных и учебно-методических пособий, формирование коллектива кафедры за счет выпускников нашей академии.

Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
Анатомия человека Вики vk.com/ru_anatomy
19
В феврале 2003 года, после безвременной кончины А.В.Курбатовой, на должность заведующего кафедрой был избран к.м.н., доцент Александр
Александрович Зайков.
В настоящее время на кафедре анатомии человека с курсом оперативной хирургии и топографической анатомии работают девять сотрудников преподавательского состава:
А.А.Зайков – к.м.н., доцент, зав. кафедрой анатомии человека с курсом оперативной хирургии и топографической анатомии;
О.В.Резцов – к.м.н., доцент, зав. учебной частью кафедры анатомии человека;
О.М.Бухарин – к.м.н., доцент, зав. учебной частью курса оперативной хирургии и топографической анатомии;
Н.Л.Мальцева – ст. преподаватель кафедры анатомии человека;
С.Ю.Ярославцева – ст. преподаватель кафедры анатомии человека, выпускница нашей академии;
Э.Р.Ивашкевич – ст. преподаватель кафедры анатомии человека;
А.Е.Садаков – ассистент курса оперативной хирургии и топографической анатомии;
О.О.Зайцева – ассистент кафедры анатомии человека, выпускница нашей академии;
Р.Р.Сабиров – ассистент кафедры анатомии человека, выпускник нашей академии.

перейти в каталог файлов
связь с админом