Главная страница
qrcode

Здоровье населения_2лек. Лекция 2 Медико-социальные проблемы здоровья населения и методология его изучения. Стратегия здравоохранения


Скачать 44.95 Mb.
НазваниеЛекция 2 Медико-социальные проблемы здоровья населения и методология его изучения. Стратегия здравоохранения
АнкорЗдоровье населения 2лек.pptx
Дата11.10.2017
Размер44.95 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаЗдоровье населения_2лек.pptx.pptx
ТипЛекция
#20868
Каталог


Кафедра социальной медицины, организации и экономики здравоохранения Курс лекций по социальной медицине и организации здравоохранения

ЛЕКЦИЯ № 2:

Медико-социальные проблемы здоровья населения и методология его изучения. Стратегия здравоохранения.

Проф. Огнев В.А.

04.02.15



1.Здоровье населения и методы его изучения


2.Факторы риска здоровья населения и их классификация






Изучение здоровья населения и влияние на него различных факторов - важнейшая составная часть социальной медицины.


В современной литературе представлено большое количество определений и под-ходов к понятию "здоровье".





М. W. Lifson (1969)


формулирует здоровье как «...сте-пень, с которой выполняются функ-ции присущие человеку при отсутст-вии боли".





Encyclopedia Britanica


Здоровье это состояние физической крепости и благополучия, при кото-ром организм правильно исполняет свои функции






Он пишет: "Каждый из нас живет в опре-деленном ритме жизни, зависящем от при-роды, культуры и привычек. Наша работа, отдых, сон и бодрствование подчиняются суточному ритму.


Этот сложившийся ритм - есть здоровье. Нездоровье же, грубо нарушает сложив-шуюся структуру ритма".





V. Twaddle (1974)


предложил определить здоровье с биологической позиции:


"Совершенное здоровье — это сос-тояние, в котором каждая клетка организма функционирует в опти-мальном режиме, в полной гармонии с другими клетками".





Р. Капра (1983)



Н. М. Амосов (1987)



И. М. Воронцов

По его мнению, здоровье ребенка — это отсутствие причин и факторов риска, препятствующих оптимальному развитию и достижению к взрослому периоду жизни максимальных биологически детерминиро-ванных уровней физического, интеллекту-ального и нравственного совершенства, максимальной по длительности, безболез-ненной и социально плодотворной жизни.

И. М. Воронцов

По мнению ученого, здоровье ребен-ка (будущего взрослого) — это ре-зультат оптимальной реализации генетической программы разви-тия.





По мнению Ю. П. Лисицына,


Здоровье нечто противоположное болезни, понятие "здоровье" опреде-ляется через понятие "нездоровье" и зависит от распространенности среди населения тех или иных заболеваний, дефектов развития, несчастных слу-чаев, уровня смертности.






Это приводит к тому, что разные спе-циалисты, используя одни и те же термины, вкладывают в них совер-шенно разный смысл.


В словарях часто дается разная трак-товка одних и тех же понятий, а в ря-де случаев, определения труднопри-менимые в практической деятельнос-ти врача.







Современные подходы к определению здоровья населения



Общефилософский подход или норма для живого организма


Это интервал, в пределах которого количественные колебания биологи-ческих процессов способны удержи-вать живую систему на уровне функ-ционального оптимума.


Данное определение соответствует понятию нормы здоровья и широко используется в медицине и биологии.





С точки зрения практического подхода



Теоретический подход (идеал): (Устав ВОЗ - 1948 год.)



Физическое благополучие



Психическое благополучие


– способность организма к контролю за своим поведением и эмоциями, познавательной деятель-ностью, а также испытывать положи-тельные эмоции, которые характе-ризуются определенной частотой и интенсивностью.



Социальное благополучие


Это удовлетворенность человека местом и ролью в обществе, от-ношениями с коллегами, друзья-ми, знакомыми, уровнем и качест-вом жизни.





Уровни здоровья


-Индивидуальное – здоровье, отдельного человека;


-Групповое – здоровье, отдельных социа-льных и этнических групп;


-Региональное – здоровье населения ад-министративных территорий;


-Общественное – здоровье общества в целом, здоровье популяции.





Популяционное здоровье



Комплексная оценка общественного здоровья


Это условное статистическое понятие, обусловленное комплексным воздействием различных факторов (социальных, биоло-гических, факторов окружающей среды) и оцениваемое демографическими показа-телями, характеристиками физического развития, заболеваемостью, инвалидно-стью и распространением среди населения донозологических состояний.



Общественное здоровье (Public Health as Resource)


Это медико-социальный ресурс и потенциал общества, способству-ющий обеспечению националь-ной безопасности.





Здоровье населения может рассмат-риваться в различных аспектах:

-социально-биологическом,

- социально-политическом,

- экономическом,

- морально-эстетическом,

- психофизическом

-медико-социальном аспекте и т.д.

Часто в практике используют термины, отражающие лишь одну какую либо грань здоровья населения:

-общесоматическое здоровье,


- физическое здоровье,


-психическое здоровье,


-репродуктивное здоровье,


-сексуальное здоровье,


- экологическое здоровье и т.д.





Здоровье отдельной демографической или социальной группы:


-здоровье беременных;


-здоровье новорожденных;


-здоровье трудоспособного насе-ления;


-здоровье лиц пожилого возраста и т.д.






1.Отчисление валового национального продукта на здравоохранение;


2.Доступность первичной медико-соци-альной помощи;


3.Охват населения медицинской помощью;


4.Уровень иммунизации населения;






5.Степень обследования беременных квалифицированным персоналом;


6.Состояние питания, в том числе питание детей;


7.Уровень детской, в том числе младенческой смертности;


8.Среднюю продолжительность предстоя-щей жизни;


9.Гигиеническую грамотность населения.





Требования ВОЗ к показателям оцениваемых здоровье населения


-Доступность данных.


-Полнота охвата.


-Качество.


-Универсальность.


-Вычисляемость.


-Воспроизводимость.


-Специфичность.


-Чувствительность.


-Валидность.





Требования ВОЗ к показателям оцениваемых здоровье населения


-Доступность данных – позволяет полу-чить необходимые данные без проведения сложных специальных исследований.


-Полнота охвата. Показатель должен бы-ть получен из данных, охватывающих все население, для которого он предназначен.


-Качество. Национальные или региональ-ные особенности не должны существенно влиять на критерий оценки.






-Вычисляемость. Показатель должен рас-считываться как можно более простым спо-собом и расчет не должен быть дорогостоя-щим.

-Приемлемость (интерпретируемость). Показатель должен быть приемлем для дальнейшей обработки данных, должны существовать приемлемые методы для расчета показателя и его интерпретации.






-Воспроизводимость. При использова-нии показателя здоровья разными спе-циалитами в различных условиях и в различное время, результаты должны быть идентичными.

-Специфичность. Показатель должен отражать изменения только в тех явлени-ях, выражением которых он служит.






-Чувствительность. Показатель здоро-вья должен быть чувствительным к из-менениям соответствующих явлений.


-Валидность. Показатель должен быть истинным выражением факторов, мерой которых он является. Должна быть соз-дана некоторая форма независимого и внешнего доказательства этого факта.





Методы оценки популяционного здоровья населения


- Комплексная оценка.


-На основе коэффициента жизнестой-кости.


-На основе индекса развития человечес-кого потенциала .


-Метод „DALY”.


-Метод основанный на оценке качества жизни.


-Метод „Дельфи” и т.д.





Комплексная оценка здоровье населения


1.Демографические показатели.


2.Показатели заболеваемости.


3.Показатели физического развития населения (антропометрические, функциональ-ные, физиометрические, соматоскопические).


4.Показатели инвалидности.


5.Распространенность донозологичес-ких состояний





Коэффициент жизнестойкости


-средняя продолжительность пред-стоящей жизни;


-младенческая смертность;


-качество продуктов питания;


-бюджетные затраты на социаль-ные, медицинские и экологические программы.





Оценка коэффициента жизнестойкости


Интервал оценки: от 1 до 5 баллов.


-Стран, с максимальным коэффициен-том жизнестойкости на настоящее время нет


- 4 балла имеют такие страны как Шве-ция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Япония.


- 3 балла - США


- 1,4 балла независимые постсоветские государства, в том числе Украина.





Индекс развития человеческого потенциала


-валовый внутренний продукт на ду-шу населения (в дол. исчислении),


-грамотность (уровень грамотности вз-рослого населения страны.


-средняя ожидаемая продолжитель-ность предстоящей жизни – в годах).





Шкала оценки ИРЧП


- очень высокий уровень ( > 0,900);


- высокий (0,800 -0,899);


- средний (0,500-0,799);


- и низкий (< 0,500).





Уровни индекс развития человеческого потенциала


Наивысший уровень в таких странах как: Исландия, Норвегия, Канада, Австралия, Ирландия, Швеция, Нидерланды, Япония, Люксембург, Франция, Финляндия, Дания, Австрия, США– 0,950-0,968




По данным ООН, 30 из 32 стран с низким ИРЧП находятся в Африке, одна — в Северной Америке (Гаити), одна — в Азии (Йемен), среди них с наименьшими показателями: Сьерра-Леоне, ЦАР, ДР Конго, Либерия, Мозамбик, Нигер, 0,29 - 0,37.

Наименьшие показатели индекса в Европе имеют такие страны как: Молдавия (0,719), Грузия (0,780) и Украина (0,786).






- демографическое развитие,


- развитие рынка труда,


- материальное благосостояние,


- условия проживания населения,


- состояние и охрана здоровья,


- уровень образования,


- социальная среда,


- финансирование человеческого развтия


- екологическая ситуация.






Наивысший индекс имеют следующие территориальные образования: г.Киев (0,683), г.Севастополь (0,592), Полтавская область (0,565), АР Крым (0,558), Харьков-ская (0,543).

Наименьший – Луганская (0,384), Донец-кая (0,423), Николаевская (0,448), Херсонс-кая (0,462).





Индекс бедности


Альтернативным ИРЧП является Индекс бед-ности (разработан ООН для оценки качества жизни населения).



В н.в. За чертой бедности проживает более 1,5 млард. чел.;

Рассчитывается

по 3-ем основным показателям:


-средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении,


-уровень образованности населения,


-уровень реальных доходов населения.





Другие методы оценки здоровья населения


-Метод „DALY” (предусматривает оцен-ку здоровья населения на основе определе-ния некачественно прожитых населе-нием или недожитых населением – чело-века/лет - до определенного возраста.

-Метод основанный на оценке качества жизни (определение различных ограниче-ний жизнедеятельости человека).



-Метод „Дельфи” и т.д.



Электронный «Паспорт здоровья»


Паспорт здоровья позволяет создать ба-зу даннях о состоянии здоровья населе-ния, выявить закономерности, устано-вить связь между ресурсами здравоохра-нения и факторами влияющими на здо-ровье.


Что позволяет своевременно разработать и внедрить эффективные и экономичес-ки обоснованные программы.





Условные показатели оценки индивидуального здоровья:


Ресурс здоровья.


Потенциал здоровья.


Баланс здоровья.





Ресурс здоровья


Это морфофункциональные и психоло-гические возможности организма изме-нять баланс здоровья в положительную сторону.


Повышение ресурса здоровья, обеспечи-вается здоровым образом жизни (пи-тание, физические загрузки, отдых и т.д.





Потенциал здоровья


Это совокупность способностей индиви-дума адекватно реагировать на воздей-ствие внешних факторов.


Адекватность определяется состоянием компенсаторно-приспособительными процесами систем организма (нервной, эндокринной) и механизмом психичес-кой саморегуляции (психологическая защита).





Баланс здоровья


Это выраженное состояние рав-новесия между потенциалом здоровья и действующими на него факторами.






-1.Официальные отчеты ЛПУ и органов здравоохранения, социального страхова-ния, ЗАГСа и статистических органов;


-2.Специально организованный учет случаев заболеваемости и смертности в ЛПУ, выделенных зонах наблюдения – проспективные исследования;


-3.Ретроспективная информация учет-ных документов ЛПУ за прошедший пе-риод времени;


-






-4. Данные анкетирования населения;


-5.Данные государственного социально-гигиенического мониторинга


-6.Данные медицинских осмотров;


-7.Данные лабораторных и инструмен-тальных исследований;


-8.Результаты математического модели-рования.


-9.Электронные базы данных





ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

1.Здоровые (0-1 случай ОРЗ за год)

2.Практически здоровые (лица с фактора-ми риска, преморбидным состоянием или не более 2-3 случаев ОРЗ за год)

3.Больные с компенсированным состоя-нием (лица с хрон. болезнями без обострений или 4 и >случаев ОРЗ за год)

4.Больные с субкомпенсированным сос-тоянием (лица с обострениями хроничес-ких заболеваний на протяжении года)

5.Больные с декомпенсированным сос-тоянием (хронические больные в стадии декомпенсации)

Общие тенденции здоровья населения Украины:

-демографическая ситуация: имеют место урбанизация, пос-тарение населения, изменение структуры смертности и низ-кий уровень средней ожидаемой продолжительности жизни;


-заболеваемость населения: сложился неэпидемический тип патологии, повысился уровень неэпидемических, эндокрин-ных, аллергических и других заболеваний, возросла частота отдельных инфекционных заболеваний (туберкулеза, дифте-рии, гепатита, ВИЧ-инфекции и др.); увеличилась тенден-ция сочетанной патологии среди населения.
-физическое развитие населения: возрастает численность детей с дисгармоничным развитием, уменьшается количество здоровых детей; По данным Киевских исследователей коли-чество здоровых детей в популяции составляет не более 12%.

-инвалидность: увеличивается показатель первичной инва-лидности (инвалидизации);





Всемирная организация здравоохранения в генеральной стратегии для национальных служб здравоохранения "Здоровье для всех в двадцать первом столетии" определила критерии, к которым должны стремиться все страны.

Для Украины они могут быть следующими:


-1.Полная доступность бесплатной первичной медико-санитарной помощи.


-2.Процент валового национального продукта на здраво-охране-ние, должен составлять 7-8% (2013-3,6%).


3.Положительный естественный прирост населения (В Украине – отрицательный и составляет - 6,4 ‰.(15.8-9,41)


4. Процент детей, рожденные с массой тела 2500 гр.и < (должен быть не больше 3,5 %). В настоящее время 5,35%


5. Уровень младенческой смертности (смертность детей на 1 году жизни) не должен превышать 9 ‰ . (2012г.- 8,7‰).


6.Средняя продолжительность жизни с момента рожде-ния (должна быть не меньше 75 лет, а составляет 68,9 года).





Фактор риска (risk factor) -


это факторы способствующие ухудшению состояния здоровья, возникновению заболе-ваний или наступления смерти человека.



или

это факторы, которые сами по себе не явля-ються причиной заболевания или смерти че-ловека, но они создают условия ухудшения состояния его здоровья, возникновения заболеваний вплоть до наступления смерти.




это потенциально опасное для здоровья явление поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышение вероятности развития заболеваний, их прогрессирования и неблаго-приятного исхода.




это какое либо свойство или особен-ность человека или какое либо воз-действие на него, повышающие ве-роятность развития болезни или травмы



Классификация факторов риска


Эндогенного происхождения:



-управляемые (Артер гиперт,, дислипидо-зы, дисменоррея)

-не управляемые (Возраст, пол, наследст-венность)

Экзогенное происхождения:



-управляемые (Окр. среда, образ жизни, влияние медицины)

-не управляемые (Климат, природные условия)



Классификация факторов риска (A.I. Robbins,1980)

Основные факторы риска III тысячелетия


Повышенное артериальное давление


Табакокурение


Употребление алкоголя


Высокий уровень холестерина в крови


Ожирение


Недостаточная физическая активность


Опасный секс


Опасная пит.вода и неудовл. ж\б условия.


Пассивное курение


Недостаточное питание и железодефицит-ная анемия



ВОЗ, Женева, 2002

Образ жизни

Образ жизни- это определенный, исторически обусловленный тип или способ жизнедеятельности населения в материальной и духов-ной средах жизни населения

Образ жизни включает в себя 4 категории:

-экономическую — «уровень жиз-ни»,


-социальную — «качество жизни»,


-социально-психологическую — «стиль жизни»


-социально-экономическую — «уклад жизни».





Уровень жизни


Уровень жизни - это инструмент создания хороших условий жизни, он определяется качеством жилищных условий, условиями труда, качеством питания, доступностью к образованию, социальным обеспечением и другими показателями в области потребле-ния.

Количественно уровень жизни характери-зует величина национального дохода, приходящегося на душу населения или общим объемом благ и услуг, потребляе-мых населением за год.





Качество жизни


Качество жизни это степень ком-фортности человека как внутри себя так и в рамках своего сообще-ства (удовлетворенность здоровь-ем, положением в обществе, отсут-ствием каких либо ограничений и т.д.)





СТИЛЬ ЖИЗНИ


Стиль жизни – психологические ин-дивидуальные особенности поведе-ния человека, как одно из проявле-ний его жизнедеятельности и актив-ности.


Сюда же относят особенности образа мыслей, стиля мышления и т.д..





Под укладом жизни


обычно понимают порядок об-щественной жизни, быта, куль-туры, в рамках которых проходит жизнедеятельность населения.





Ведущие факторы риска образа жизни


- Недостаточный, неполноценный отдых;


- Стрессы (должно быть спокойствие);


- Нерациональное питание;


- Неблагополучная семья;


- Вредные условия работы;


- Плохие материально-бытовые условия;


- Гиподинамия;


- Курение, злоупотребление алкоголем;


- Чрезмерный уровень урбанизации и др.





Экологические факторы риска


- Загрязнение воздушной среды;


- Некачественная вода;


- Низкое качество продуктов пита-ния;


- Загрязнение почвы;


- Уровень радиации и др.





Биологические факторы


- Пол;


- Возраст;


- Наследственность;


- Конституция человека и др.





Медицинские факторы риска


-Отсутствие прививок;


-Некачественное лечение;


-Некачественное обследования населения;


-Несвоевременность медицинской помощи


-Не полный объем медицинской помощи и т.д.





Вывод


Главнейшими направлениями укрепления здоровья населе-ния являются:



- формирование здорового об-раза жизни населения

- и охрана окружающей среды.



Промоция здоровья – укрепление здоровья (health promotion)

Промоция здоровья (укрепление, поддержка здоровья, способствова-ние здоровью) представляет собой процесс, который позволяет человеку повысить контроль над здоровьем и улучшить его состояние.



Оттавская хартия по укреплению

здоровью, ВОЗ, Оттава, Канада, 17-21 ноября 1986г.



Оттавская хартия по укреплению здоровья(3-и основные стратегии)

-Создание основных наиболее значимых условий для здоровья;


-Предоставление возможности всему на-селению достичь и полностью реализо-вать свой потенциал здоровья;


-Объединение разных интересов общест-ва в достижении здоровья.


ВОЗ, Оттава Канада, 21 ноября 1986г.





Джакартская декларация о продолжении деятельности по укреплению здоровья в XXI ст. (Пять приоритетов)


Усиление социальной ответственности за здоро-вье;


Увеличение инвестиций на развитие здравоохра-нения;


Расширение партнерских связей и контактов с целью поддержки здоровья;


Увеличение потенциальных возможностей граж-дан и расширение возможностей отдельных лиц;


Создание необходимой инфраструктуры для под-держки здоровья.


ВОЗ, Джакарта, Индонезия, 21–25 июля 1997 г.,





В зависимости от цели выделяют следующие виды профилактики


Первичная профилактика


Вторичная профилактика


Третичная профилактика





Первичная профилактика


Первичная профилактика – это сис-тема мероприятий направленных на предупреждение заболеваний путем устранения причин и условий их воз-никновения и развития, а также на по-вышение стойкости организма на влия-ние неблагоприятных факторов внеш-ней и внутренней среды.



Вторичная профилактика


Вторичная профилактика – это выяв-ление и активное лечение ранних стадий заболеваний для предупреж-дение их развития и возникновения осложнений, хронизации, ограничение жизнедеятельности.



Третичная профилактика


Третичная профилактика – предус-матривает предупреждение, ос-ложнений и инвалидности, вос-становление оптимальных функций организма , социального и профес-сионального статуса.





В зависимости от уровня проведения профилактики выделяют следующие виды:


Индивидуальная профилактика


Групповая профилактика


Популяционная профилактика





Индивидуальная профилактика


Индивидуальная профилактика включает в себя мероприятия по предупреждению заболеваний, сох-ранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек и практически означает соблюдение норм здорового образа жизни



Групповая профилактика


Групповая профилактика –включает в себя мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, которые осуществляется среди социальных, этнических и других групп населения





Популяционная профилактика


Популяционная профилактика вклю-чает систему мероприятий которые осуществляются государственными институтами и общественны-ми организациями с целью обеспе-чения всестороннего развития физи-ческих и духовных сил граждан, уст-ранения факторов, негативно влияю-щих на здоровье.



Виды профилактических программ по обеспечению здоровья населения


-Вертикальные


-Горизонтальные


-Глобальные, общие комплексные программы





Вертикальные программы


Вертикальные – автономные, самос-тоятельные профилактические прог-раммы предусматривают решение конкретной проблемы здравоохра-нения путем использования конкрет-ных мероприятий.





Горизонтальные программы


Горизонтальные или интегрирован-ные программы направляются на решение общих проблем общества на долгосрочной основе через службы здравоохранения.





Глобальные программы


Глобальные, общие комплексные программы – обеспечивают прове-дение мероприятий на фоне объе-динения вертикальных и горизон-тальных профилактических прог-рамм.





Проекты и программы ВОЗ способствующие сохранению здоровья


«Здоровые города и села»


«Здоровые острова»


«Школы способствующие здоровью»


«Больницы способствующие здоровью».





12 Критериев ВОЗ для школы, которые способствуют здоровью


Активизация чувства собственного достоинства учеников через возможность каждого сделать свой вклад в жизнь школы


Развитие добрых (хороших) отношений между учителями и учениками в повседневной жизни школы


Разъяснение штату и ученикам социальной цели школы


Стимулирование учеников через широкий диапазон деятельности


Использование каждой возможности для улучшения физической среды школы


Развитие хороших связей между школой, домом и обществом


Развитие хороших связей между начальными и средними школами ради планирования последовательной поддержки здоровья


Активная пропаганда здорового способу жизни и здоровья школы


Определение роли учителей в решении проблем связанных со здоровьем


Определение дополнительной роли школьного питания в учебном плане по охране здоровья


Реализация потенциала услуг специалиста по советам и поддержки в обучении по охране здоровья


Развитие учебного потенциала служб охраны здоровья школы





Благодарю за внимание!



перейти в каталог файлов


связь с админом