Главная страница

Лекция 3 Познавательные психические процессы. Ощущение и восприятие


НазваниеЛекция 3 Познавательные психические процессы. Ощущение и восприятие
АнкорLektsia_po_vnimaniyu.doc
Дата12.10.2017
Размер37 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLektsia_po_vnimaniyu.doc
ТипЛекция
#21230
Каталогivlev_pavel

С этим файлом связано 17 файл(ов). Среди них: Polozhenie_ot_studzachyota_k_GTO.pdf, Нормативы.docx, Lektsia_po_vnimaniyu.doc, Zayavka_futbol_voleybol.pdf, Raspiska_ob_otvetstvennosti.doc, Zayavka_tennis_shakhmaty.pdf, Положение кроссфит (сент 2015).doc, Положение Чемпионата АССК (ИГХТУ).docx, Лабораторный практикум 22-09.doc, Laboratorny_praktikum_20-10.pdf и ещё 7 файл(а).
Показать все связанные файлы

Лекция №3
Познавательные психические процессы.
Ощущение и восприятие.
Ощущение – психически познавательный процесс. Самый простой, отражение в сознании человека отдельных свойств предметов или явлений при непосредственном воздействии на органы чувств.
Классификация:

  • экстероцептивные – ощущения, отражение свойств предметов и явлений и имеющие рецепторы на поверхности тела.

  • проприоцептивныерецепторы находятся в мышцах и связках, дают информацию о движении и положении нашего тела.

  • интроцептивные – вызванные рецепторами внутренних органов и передающие информацию о их состоянии.


Восприятие – отражение в сознании человека предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств

В отличие от ощущений, в которых отражается свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.
Особенности восприятия:

  • предметность;

  • целостность;

  • структурность;

  • константность;

  • осмысленность.


Основные виды восприятия:

  • восприятие времени;

  • восприятие движения;

  • восприятие пространства.


Внимание.

Внимание - направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности постоянное или ситуативное значение. Так же это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени, на каком либо реальном или идеальном объекте.

Функции:

  • отбор значимых для деятельности объектов;

  • удержание объекта в сознании;

  • контроль и регуляция поведения-


П.Я. Гальперин отводит вниманию функцию внутреннего контроля за соответствием умственных действий с программами их осуществления. Развитие подобного контроля помогает преодолеть некоторое расстройство внимания (рассеянность).
Виды внимания:

  1. Непроизвольное;

  2. Произвольное; развитие

  3. Послепроизвольное.


Непроизвольное – пассивное, эмоциональное, не нужно себя заставлять. Наиболее простое. Присуще как человеку, так и животным.

Причины возникновения:

  • особенности действующих раздражителей. Главную роль играют сила раздражителя, площадь предмета, движение, новизна, цветность.

  • соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию организма или личности (плохое настроение)

  • значимость действующих раздражителей.


Произвольное внимание – целенаправленное, активное, волевое. Направленность и концентрация внимания зависят не от особенностей раздражителя, а от конкретно намеченной цели или задачи. Особую роль оказывает речь. Произвольное внимание социально по своей природе и опосредовано по структуре.
Послепроизвольное внимание – это производное от произвольного, но отличается лишь тем, что в процессе послепроизвольного внимания возникает интерес к деятельности и работа внимания происходит без волевых усилий.
Этапы развития внимания:

  1. первые две недели жизни – проявляется ориентированно на рефлекс как врожденный признак непроизвольного внимания.

  2. конец первого года жизни – возникновение ориентированной исследовательской деятельности как средство будущего развития произвольного внимания

  3. второй год в жизни развитие основных функций произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослых.

  4. третий год жизни – развитие произвольного внимания

  5. 4,5 – 5 лет – направленное внимание на словесные инструкции взрослых

  6. шесть лет – возникновение произвольного внимания под влиянием самоинструкции

  7. школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания


Свойства внимания:

  1. Объем внимания – то количество объектов, которое можно осознать за кратковременное наблюдение. Оценка объема памяти производится с помощью тахископических методов.

  2. Распределение внимания – способность одновременно сосредотачиваться на различных процессах или объектах.

  3. Устойчивость – временная характеристика, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.

  4. Концентрация – сила сосредоточения на определенном объекте (процессе).

  5. Переключаемость – легкость сознательного перехода от одной деятельности к другой.

Расстройства внимания.

Рассеянность – функциональное или органическое нарушение способности к целенаправленной сосредоточенной деятельности. В качестве дефекта произвольного внимания рассеянность может быть обусловлена утомлением, высокой концентрации при слабой переключаемости. Иногда возникает как результат односторонней сосредоточенности (на экзамене).
Болезненное сужение сознания – человек находится только в сфере близких ему сознаний.
перейти в каталог файлов
связь с админом