Главная страница
qrcode

решение задачи 4 турнир 2017. Литература Введение Основные источники загрязнения воздушной среды помещений условно можно разделить на четыре группы


Скачать 130.09 Kb.
НазваниеЛитература Введение Основные источники загрязнения воздушной среды помещений условно можно разделить на четыре группы
Дата28.04.2019
Размер130.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файларешение задачи 4 турнир 2017.docx
ТипЛитература
#62669
Каталог


Команда

1. Кривальцевич Алексей Сергеевич 8 «Г» ГУО «Средняя школа №14»

2. Савичев Даниил Сергеевич 10 «А» ГУО «Средняя школа №10»

3. Ушатов Степан Федорович 9 «Г» ГУО «Средняя школа №14»

4. Бойко Виктория Вячеславовна 10 «А» ГУО «Средняя школа №14»


Оглавление

Введение

1.Теоретическая часть

2. Практическая часть

Выводы

Литература

Введение

Основные источники загрязнения воздушной среды помещений условно можно разделить на четыре группы:

1. Вещества, поступающие в помещение с загрязненным воздухом. Основным источником загрязнения воздуха в помещениях является бытовая пыль. Она представляет собой мельчайшие частицы различных веществ, способных парить в воздухе. Пыль еще и адсорбирует многие химические соединения. Степень проникновения атмосферных загрязнений внутрь здания для разных химических веществ различна. При сравнении концентрации двуокиси азота, окиси азота, окиси углерода и пыли в жилых зданиях и в атмосферном воздухе обнаружено, что эти вещества находятся на уровне или ниже концентраций их в наружном воздухе. Концентрации двуокиси серы, озона и свинца обычно внутри ниже, чем снаружи. Концентрации ацетальдегида, ацетона, бензола, толуола, ксилола, фенола, ряда предельных углеводородов в воздушной среде помещений превышали концентрации в атмосферном воздухе более чем в 10 раз.

2. Продукты деструкции полимерных материалов.

3. Антропотоксины.

4. Продукты сгорания бытового газа и бытовой деятельности.

Одним из наиболее распространенных источников загрязнения воздушной среды закрытых помещений является курение. Сигаретный дым в доме — прямая угроза здоровью. Он содержит: тяжелые металлы, окись углерода, окись азота, сернистый ангидрид, стирол, ксилол, бензол, этилбензол, никотин, формальдегид, фенол, около 16 канцерогенных веществ.

Другой возможный источник загрязнения воздуха в квартире — это отстойники в водопроводно-канализационной сети. Мусоропровод также таит в себе опасность для здоровья, особенно если приемные люки установлены на кухне или в прихожей.

Показатели санитарного состояния воздуха помещений:

• Содержание СО2

• Содержание аммиака и аммониевых соединений

• Окисляемость(количество О2 необходимое для окисления органических соединений воздуха)

• Содержание продуктов деструкции полимеров

Критерии оценки санитарного состояния воздуха закрытых помещений.

1.Общая микробная загрязненность на 1 м 3воздуха.

2.Количество санитарно-показательных микробов воздуха в 250 литрах воздуха.

Cанитарно-показательными микробами воздуха закрытых помещений являются:

1) золотистый стафилококк

2) a-зеленящий стрептококк

3) b-гемолитический стрептококк

Эти бактерии являются показателями орально-капельного загрязнения. Они имеют общий путь выделения в окружающую среду с патогенными микроорганизмами, передающимися воздушно-капельным путём. Сроки выживания их в окружающей среде не отличаются от сроков, характерных для большинства возбудителей воздушно-капельных инфекций.

Методы делятся на седиментационные и аспирационные.

Углекислый газ является косвенным показателем загрязнения, т.к.:

1. СО
2. Существует корреляционная зависимость между накоплением СО
3. Существуют экспресс-методы определения СО
Антропотоксины в воздухе помещений. Санитарно-гигиеническое значение содержания углекислого газа.

Цель: Овладеть методикой гигиенической оценки чистоты воздуха и эффективности вентиляции помещений.
1.Теоретическая часть
В процессе своей жизнедеятельности человек выделяет около 400 химических соединений. Воздушная среда невентилируемых помещений ухудшается пропорционально числу лиц и времени их пребывания в помещении. Химический анализ воздуха помещений позволил идентифицировать в них ряд токсических веществ, распределение которых по классам опасности представляется следующим образом:

второй класс опасности — высоко опасные вещества (диметиламин, сероводород, двуокись азота, окись этилена, бензол и др.);

третий класс опасности — малоопасные вещества (уксусная кислота, фенол, метилстирол, толуол, метанол, винилацетат и др.).

Даже двухчасовое пребывание в этих условиях отрицательно сказывается на умственной работоспособности. При большом скоплении людей в помещении (классы, аудитории) воздух становится тяжелым.

Значение СО
Воздушная среда в закрытых помещениях должна отвечать вполне определенным требованиям в зависимости от назначения помещения, от длительности пребывания в нем людей и той работы или производственных процессов, которые могут выполняться в данном помещении.

В результате производственных процессов и процессов жизнедеятельности человеческого организма в помещении происходит загрязнение воздуха, т. е. нарушение тех качеств воздушной среды, которые считаются наиболее благоприятными для человека и для того или иного производственного процесса. С этой точки зрения воздух в закрытом помещении может считаться загрязненным и непригодным для дальнейшего использования не только в результате выделения в помещении пыли или токсических и ядовитых газов, паров и различных запахов, но и при выделении в воздух или, наоборот, при поглощении из воздуха тепла и влаги, или вообще при нарушении нормального состава механической смеси газов обычного атмосферного воздуха. Например, в помещениях со значительным скоплением людей происходит весьма интенсивное загрязнение воздуха, так как дыхание человека сопровождается поглощением кислорода и выделением углекислоты и водяных паров, а кроме того, с человеческой кожи и одежды в воздух помещения переносятся органические вещества. Одновременно с этим вследствие теплоотдачи человеческого тела и испарения с поверхности кожи происходит нагревание и дополнительное увлажнение воздуха. При отсутствии надлежащей вентиляции загрязнение воздуха окажется настолько значительным, что может вызвать ощущение усталости, головную боль, тошноту и другие более тяжелые патологические явления.

Переход тепла от человеческого тела в окружающую среду совершается путем конвекции воздуха около поверхности тела, путем лучеиспускания и путем испарения влаги в процессе дыхания и с поверхности кожи.

Еще в 1884 г. И. И. Флавицкий доказал, что самочувствие человека зависит не только от температуры окружающего воздуха, как до того полагали гигиенисты, но от комплексного воздействия на человеческий организм температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха.

К этим основным положениям И. И. Флавицкого современная наука и техника добавила еще один фактор, имеющий особое влияние на самочувствие человека, а именно: влияние на теплоотдачу человеческого тела лучистого тепла.

Известно, что теплообмен посредством лучеиспускания пропорционален разности четвертых степеней абсолютных температур тела и окружающих предметов. Следовательно, потеря тепла лучеиспусканием с поверхности человеческого тела возможна только при условии, когда температура этой поверхности выше, чем температура окружающих предметов.


2. Практическая часть
Гигиенические показатели санитарного состояния и вентиляции помещений

1. Химический состав атмосферного воздуха: азота - 78,08%; кислорода - 20,95%; углекислого газа - 0,03-0,04%; инертных газов (аргон, неон, гелий, криптон, ксенон) - 0,93%; влаги, как правило, от 40-60% до насыщения; пыль, микроорганизмы, естественные и техногенные загрязнения - в зависимости от промышленного развития региона, типа поверхности (пустыня, горы, наличие зеленых насаждений и др.)

2. Основные источники загрязнения воздуха населенных мест, производственных помещений - выбросы промышленных предприятий, автотранспорта; пиле-, газообразование промышленных предприятий; метеорологические факторы (ветры) и тип поверхности регионов (пылевые бури пустынных мест без зеленых насаждений).

3. Источники загрязнения воздуха жилых помещений, помещений коммунально-бытового назначения и общественных помещений - продукты жизнедеятельности организма людей, которые выделяются кожей и при дыхании (продукты распада пота, кожного сала, омертвелого эпидермиса, другие продукты жизнедеятельности, которые выделяются в воздух помещения пропорционально количеству людей, срока их пребывания в помещении и количества углекислого газа, который накапливается в воздухе пропорционально перечисленным загрязнителям), и поэтому используется как показатель (индикатор) степени загрязнения этими веществами воздуха помещений различного назначения.

4. Учитывая, что через кожу и при дыхании выделяются, в основном, органические продукты обмена веществ, для оценки степени загрязнения воздуха помещений людьми было предложено определять другой показатель этого загрязнения – окисляемость воздуха, т. е. измерять количество миллиграммов кислорода, необходимого для окисления органических соединений в 1 м3 воздуха с помощью титрованного раствора бихромата калия К
Окисляемость атмосферного воздуха обычно не превышает 3-4 мг/м3, в хорошо проветриваемых помещениях окисляемость находится на уровне 4-6 мг/м3, а в помещениях с неблагоприятным санитарным состоянием окисляемость воздуха может достигать 20 и более мг/м3.

5. Концентрация углекислого газа отображает степень загрязнения воздуха другими продуктами жизнедеятельности организма. Концентрация углекислого газа в помещениях увеличивается пропорционально количеству людей и времени их пребывания в помещении, но как правило, не достигает вредных для организма уровней. Только в замкнутых, недостаточно вентилируемых помещениях (хранилищах, подводных лодках, подземных выработках, производственных помещениях, канализационных системах и т. п.) за счет брожения, горения, гниения количество углекислого газа может достигать концентраций, опасных для здоровья и даже жизни человека.

Исследованиями М. П. Бресткина и ряда других авторов установлено, что повышение концентрации СО
Для определения концентрации СО
Приложение 2

Определение диоксида углерода в воздухе экспресс-методом Лунге-Цеккендорфа в модификации Д. В. Прохорова

Принцип метода основан на пропускании исследуемого воздуха через титрованный раствор углекислого натрия (или аммиака) в присутствии фенолфталеина.

При этом происходит реакция Na
Разведением 5,3 г химически чистого Na
Раствор переносят в склянку Дрекселя по Лунге-Цеккендорфу (рис. 11.1а) или в шприц Жанне по Прохорову (рис. 11.1б). В первом случае к длинной трубке склянки Дрекселя с утонченным носиком присоединяют резиновую грушу с клапаном или небольшим отверстием. Медленно сжимая и быстро отпуская грушу, продувают через раствор исследуемый воздух. После каждой продувки склянку встряхивают для полного поглощения CO
Результат рассчитывают по обратной пропорции на основании сопоставления количества израсходованных объемов (порций) груш или шприцев и концентрации CO
Предельно допустимая концентрация (ПДК) CO
Рис.11.1а. Прибор для определения концентрации СОhttp://pandia.ru/text/80/087/images/image001_441.jpg
Рис. 11.1б. Шприц Жанне для определения концентрации СО
по Д. В. Прохорову

Приложение 3

Методика определения и гигиенической оценки показателей воздухообмена и вентиляции помещений

Воздух жилых помещений считается чистым, если концентрация CO
На этом основании рассчитывается необходимый объем вентиляции – количество воздуха (в м3), которое должно поступать в помещение в течение 1 ч, чтобы концентрация CO
V=

где: V – объем вентиляции, м3/час;

К – количество СО
n - количество людей в помещении;

Р – предельно допустимая концентрация СО
Р1 – концентрация СО
При расчете количества СО
Учитывая, что концентрация углекислого газа в выдыхаемом воздухе примерно 4% (3,4-4,7%), то общее количество выдыхаемого углекислого газа за пропорцией составит:

х = = 21,6 л/час

При физических нагрузках пропорционально их тяжести и интенсивности возрастает количество дыхательных движений, а потому возрастает и количество выдыхаемого СО
Необходимая кратность вентиляции – число, которое показывает, сколько раз в течение часа меняется воздух помещения, чтобы концентрация СО
Необходимую кратность вентиляции находят путем деления рассчитанного необходимого объема вентиляции на кубатуру помещения.

Фактический объем вентиляции находят путем определения площади вентиляционного отверстия и скорости движения воздуха в нем (фрамуга, форточка). При этом учитывают, что через поры стен, щели в окнах и двери в помещение проникает объем воздуха, близкий к кубатуре помещения и его нужно прибавить к объему, который проникает через вентиляционное отверстие.

Фактическую кратность вентиляции рассчитывают делением фактического объема вентиляции на кубатуру помещения.

Сопоставляя необходимые и фактические объемы и кратность вентиляции, оценивают эффективность обмена воздуха в помещении.
Класс, кабинет
16 м3 на 1 человека
1 раз/ч
Мастерская
20 м3 на 1 человека
1 раз/ч
Спортзал
80 м3 на 1 человека
1 раз/ч
Учительская


1,5 раз/ч
Необходимый объем и кратность вентиляции положены также в основу научного обоснования норм жилой площади. Учитывая, что при закрытых окнах и двери, как сказано выше, через поры стен, щели в окнах и двери в помещение проникает объем воздух, близкий к кубатуре помещения (т. е., его кратность равняется 1 раз/час), а высота помещения в среднем равняется 3 м, норма площади на 1 человека составляет:

-  по Флюге (ПДК СО2=1‰)

S = http://pandia.ru/text/80/087/images/image005_183.gif2/человека.

-  по Петтенкоферу (ПДК СО
S = http://pandia.ru/text/80/087/images/image007_142.gif2/человека.

Содержание аммиака в исследуемом воздухе (в мг/м3) рассчитывается по формуле:

С = а / V,

где: а - количество аммиака в анализируемом объеме пробы, мкг; V - объем воздуха, отобранного для анализа, л.

• Экспресс-метод определения концентрации диоксида серы (углекислого газа) в воздухе закрытых помещений

Углекислый газ (СО
концентрации СО
Ход работы. В стеклянный шприц с градуировкой до 100 мл набрать 20 мл 0,005% раствора соды с фенолфталеином, имеющим розовую окраску, а затем набрать в тот же шприц 80 мл воздуха (до отметки 100 мл) и встряхивать в течение 1 мин.

Таблица 8. Зависимость содержания СО2 в воздухе от объема воздуха, обесцвечивающего 20 мл 0,005% раствора соды
Объем воздуха, мл Концентрация

СО2, %о Объем воздуха, мл Концентрация

СО2, %о Объем воздуха, мл Концентрация

СО2, %о

80 3,20 330 1,16 410 0,84

160 2,08 340 1,12 420 0,80

200 1,82 350 1,08 430 0,76

240 1,56 360 1,04 440 0,70

260 1,44 370 1,00 450 0,66

280 1,36 380 0.96 460 0,60

300 1,28 390 0,92 470 0,56

320 1,20 400 0,88 480 0,52

Если не произошло обесцвечивания раствора, воздух из шприца осторожно выдавить, оставив в нем раствор, вновь набрать такую же порцию воздуха и встряхивать ее еще 1 мин. Если после встряхивания раствор не обесцветился, эту операцию следует повторить еще несколько раз до полного обесцвечивания раствора, добавляя воздух небольшими порциями, по 10-20 мл, каждый раз встряхивая шприц в течение 1 мин. Подсчитав общий объем воздуха, прошедшего через шприц и обесцветившего раствор соды, определить концентрацию СО
Заключение

1. Проведенный анализ показал, что в воздухе помещения содержится . мг/м3 пыли, что ниже или превышает величину ПДК пыли (максимально разовой или среднесуточной). Необходимо указать меры по снижению запыленности воздуха помещения (например, проводить регулярную влажную уборку помещения и пр.).

2. Определение концентрации диоксида углерода в помещении с помощью экспресс-метода:

Объем воздуха, обесцвечивающий 20 мл 0,005% раствора соды .

Количество СО
Гигиеническая оценка степени загрязнения воздуха помещения на основе сопоставления концентрации СО
3. Проведенный анализ показал, что в воздухе помещения содержится 0,8%0 СО
Литература:

1. Общая гигиена. Пропедевтика гигиены. /Е. И. Гончарук, Ю. И. Кундиев, В. Г. Бардов / Под ред. Е. И. Гончарука. - К.: Высшая школа, 1995. - С. 118-137.

2. Общая гигиена. Пропедевтика гигиены. / Е. И. Гончарук, Ю. И. Кундиев, В. Г. Бардов и др. - К.: Высшая школа, 2000. - С. 140-142.

3. Минх А. А. Методы гигиенических исследований. - М., 1971. - С.73-77, 267-273.

4. Общая гигиена. Пособие к практическим занятиям. /И. И. Даценко, О. Б.Денисюк, С. Л. Долошицький и др. / Под ред. И. И. Даценко. - Львов: Мир, 1992. - С. 43-48.

5. Габович Р. Д., Познанский С. С., Шахбазян Г. Х. Гигиена. К.: Высшая школа, 1983. - С. 45-52, 123-129.

перейти в каталог файлов


связь с админом