Главная страница
qrcode

ПОЭЗИЯ!. Любовь к родине патриотизм


Скачать 45.02 Kb.
НазваниеЛюбовь к родине патриотизм
АнкорПОЭЗИЯ!
Дата07.03.2018
Размер45.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПОЭЗИЯ!.docx
ТипДокументы
#38399
Каталог



ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ/ПАТРИОТИЗМ

(Каждый поэт любит свою страну,восхищается ею, несмотря на все ее недостатки)

-любовь к пейзажам, к простоте русской деревенской жизни;

-восхищение великой историей Росии.

А.А.Блок «Россия»

-«Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне ветви ветровые,
Как слезы первые любви»

-«Не пропадешь, не сгинешь ты!»

М.Ю.Лермонтов «Родина»

-«Ни слава купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой.»

-«Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.»

М.Цветаева «Тоска по родине! Давно…»

Поэтесса любит свою Родину, тоскует по ней, не хочет покидать ее:

-«Гордыня, родина моя!»





ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА.ПОЭЗИИ.ТВОРЧЕСТВО

(Поэт обязан быть полезным для страны, воодушевлять добрые чувства в человеке)

А.С.Пушкин «Я памятник воздвиг себе нерукотворный »

-«И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал!»

-«И милость к падшим призывал.»

Б.Пастернак «Быть знаменитым некрасиво…»

-«Так жить, что бы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства.»

Н.Некрасов «Поэт и гражданин»

(поэты должны вдохновлять людей, подталкивать их на хорошее.)

-«Мы рождены для вдохновенья!»

А.А.Блок «О,я хочу безумно жить !»

-«Все сущее- увековечить,

Безличное- вочеловечить,

Несбывшееся- воплотить!»

-«Он весь- дитя добры и света,

Он весь-свободы торжества!»





ТЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ

(Жизнь невечная, все люди умирают, это нужно понять и принять, к каждому из нас это придет)

С.А.Есенин «Мы теперь уходим понемногу»

-«Мы теперь уходим понемногу,

В ту страну, где тишь и благодать.»

-«И на этой земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.»

А.С.Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных»

(Размышляя над этой темой, поэт приходит к выводу, что жизнь кончается, а смерть-это лишь этап жизни.)

(неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней вечно следуют за поэтом)

-«Мы все сойдем под вечны в соды-

И чей-нибудь уж близок час.»

(он думает о бессмертии, находит его в будущем поколении)

-«Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе-цвести.»

М.Ю.Лермонтов «И скучно, и грустно»

(поэт размышляет о том, что жизнь быстротечна и скоро предстоит другая жизнь.)





СВОБОДА/ВНУТРЕННЯЯ СВОБОДА

(Стремление к свободе как естественному состоянию каждого живого существа.)

А.С.Пушкин «Узник»

(Человек должен быть свободен, как птица, потому что свобода-это естественное состояние каждого живого существа.)

Тема свободы ярко воплощена в образе орла, орел пленник, как и лир. герой. Он вырос и вскормлен в неволе, он никогда не знал свободы и тем не менее стремится к ней.

-«Вскормленный в неволе орел молодой»

-«Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!».»

М.Ю.Лермонтов «Узник»

-«Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня.»

М.Ю.Лермонтов «Парус»

(вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе.)





ТЕМА ДРУЖБЫ

(Мысль о бесценности подлинной дружбы)

А.С.Пушкин «И.И.Пущину»

Поэт вспоминает их последнюю встречу, отмечая, что он «судьбу благословил», когда Пущин приехал к Пушкину в Михайловское, чтобы скрасить одиночество и отвлечь автора от невеселых раздумий о собственной судьбе.

-«Мой первый друг, мой друг бесценный»

-«Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!»

В.В.Маяковский «Песнь о друге»

(Тема дружбы-наивысшей нравственной категории).

Однако несмотря на подлость и предательство, нередко поджидающие человека в жизни, поэт продолжает верить в людей, в то, что понятие, как дружба, не пропадет и будет жить вечно.

-«шел за тобой, как в бой»

-«Значит, как на себя самого,
Положись на него.»

А.С.Пушкин «К Чаадаеву»

Петр Чаадаев был давним другом Пушкина, с которым поэта связывали не только теплые и доверительные отношения, но и общие стремления. С возрастом дружба лишь окрепла, и Петр Чаадаев был одним из немногих, кому Пушкин доверял свои самые сокровенные мечты и желания.

-«Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман»





ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА/ТЕМА ПРИРОДЫ

(Пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния лир. героя)

А.С.Пушкин «Кавказ»

Красота южной природы действительно пленила Пушкина, который умел находить прекрасное даже в таких мелочах, как парящий в облаках орел «утесов нагие громады» и «рощи, зеленые сени, где птицы щебечут, где скачут олени.»

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Лир.герой восхищен замечательной погодой утром, ведь вчера был «хмурый и ненастный вечер».


Лир. герой-тонкий, поэтичный, любящий родную природу и умеющий разглядеть красоту. Бодрый и радостный тон стихотворения создает ощущение чего-то светлого и праздничного.

С помощью аллитерации он передает треск дров печи:

-«…Веселым треском

Трещит затопленная печь…»

-«мороз и солнце; день чудесный!»

А.А.Фет «Я пришел к тебе с приветом…»

Фет научился видеть разнообразную полную высокого значения жизнь в каждой травинке и листочке и стремится поделиться своими наблюдениями со всем миром.

-«Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом
По листам затрепетало.»

М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»

Единение человека с природой. Мир красоты дарит ему мечту о соединении с природой и людьми :

-«И счастье я могу постигнуть на Земле,

И в небесах я вижу Бога…»

А.А.Фет «Еще майская ночь»

Лир.герой восхищается прекрасной майской ночью. Он восторгается тем, что пришел конец докучным морозам, что природа вырвалась из ледяных оков, «из царства льдов, вьюг и снега»… Наконец-то слышны соловьиные трели, наполняющие сердце бурей чувств; Лирически герой так возбужден и восхищен, что не перестает восклицать: «Какая ночь!»



ЛЮБОВНАЯ ТЕМА

(ВЗАИМНАЯ/СЧАСТЛИВАЯ)


С.А.Есенин «Заметался пожар голубой»

-«Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным»

-«Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил.

Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветов в осень.»

-«Я б навеки пошел за тобой!»

-«В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.»

А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье …»


(любовь как счастье, наслаждение, божество. Любовь дает силы и радость, вдохновенье.)

-«Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты»
-«дни тянулись тихо».(появилась она-сердце снова «бьется в упоенье»)

Ф.И.Тютчев «Я встретил вас…»


(любовь не умирает, если она настоящая. Любовь –это жизнь, она способная возрождать снова и снова человека.)

-«И то же в вас очарованье,
И та же в душе моей любовь!»








САТИРА


Нравы дворян

-Фонвизин «Недоросль»

-Гоголь «Мертвые души»

-Салтыков-Щедрин « Повесть о том, как один….»

Нравы чиновников

-Гоголь «Ревизор»

-Маяковский «Прозаседавшиеся»

-Булгаков «Мастер и Маргарита»

-Пушкин «Капитанская дочка»






КОНФЛИКТ ПОЭТА И ТОЛПЫ

(Поэт часто обречен на одиночество, т.к. толпа не понимает творчества, ей ближе материальные потребности. Чаще всего, труды поэта напрасны. Никакие призывы не в состоянии пробудить «мирные народы»)


В.Маяковский «Облако в штанах»

(главный герой поэт противопоставлен толпе. Толпа неизменна , а лирический герой меняется на глазах. Он то грубый и резкий, то ранимый и расслабленный.

М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»

(вторая часть наполнена антитезами, иллюстрирующими невозможность понимание между поэтом и «светом», толпой.

А.С.Пушкин «Свободы сеятель пустынный»

(с помощью знаменитой притчи Пушкин по-новому разрешает традиционную для романтизма тему поэта-пророка, в столкновении с толпой.

(в результате лир. герой приходит к мысли, что все его труды напрасны: никакие призывы к свободе не в состоянии пробудить «мирные народы»)








ЛЮБОВНАЯ ТЕМА

(НЕВЗАИМНАЯ/ТРАГИЧНАЯ)


С.А.Есенин «Глупое сердце не бейся…»


-«Все мы обмануты счастьем»

-«Только удел желанный больше искать не буду»

М.Ю.Лермонтов «Нищий»

(лирический герой подобен нищему в своей просьбе, и так же, как и нищий, оставлен без всего.)


(поэт проводит параллель между двумя случаями человеческого равнодушия)


(проникнуто ощущением предательства и насмешкой над чувствами лирического героя со стороны девушки, в которую он влюблен.)

-«Куска лишь хлеба он просил»

-«Так я молил твоей любви
С слезами горькими ,с тоскою ;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою»

С.А.Есенин «Ты меня не любишь, не жалеешь»

(лир. герой обращается к некой героине, ярко вырисовывая образ чувственной, но бездушной женщины.)

Несостоявшаяся любовь поэта к героине, полное одиночество поэта с женщинами и в жизни вообще.
(стихотворение посвящено женщине легкого поведения, с которой судьба свела Есенина случайно.)

-«Ты меня не любишь, не жалеешь»

-«Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?»

-«Кто любил, уж тот любить не может,

Кто сгорел, того не подожжешь. »

С.А.Есенин «Глупое сердце не бейся»

-«Все мы обмануты счастьем»

(признается поэт, подразумевая, что очень часто выдавал банальное увлечения за истинную любовь).

-«Только удел желанный больше искать не буду»

(поэт сам себя останавливает, т.к считает, что время проб и ошибок лично для него уже закончилось.)

А.А.Ахматова «Сжала руки под темной вуалью»

(Посвящено ссоре между возлюбленными.)

Картина, которую рисует в своем стихотворении Анна Ахматова, рассказывает о последних мгновениях ссоры, когда все обвинения уже высказаны, и обида до краев переполняет двух близких людей. 

-«Отчего ты сегодня бледна?»

Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.»








ОДИНОЧЕСТВО


М.Ю.Лермонтов «И скучно, и грустно»

(Поэт одинок среди людей, ему нет места среди толпы и света)

-«И некому руку подать…»

М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу »

(Лирический герой выходит в открытый распахнутый мир. Перед ним устремленная вдаль бесконечная дорога, над ним-открытое небо )

Ему «больно» и «трудно» , он чувствует глубокое неудовлетворение, ни прошлое, ни будущее не радует его.

М.И.Цветаева «Тоска по родине! Давно…»

(Поэтессу не спасает ни родной дом, ни родная земля, ни родной язык. Лир. героине все равно, где быть «совершенно одинокой.»)

-«Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей-поперек!

Родимого пятна не сыщет!»








ЖЕСТОКОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ

(Человек жесток, а природа беззащитна)


С.А.Есенин «Песнь о собаке»

Горе животного может быть таким же огромным, как у человека:

-«Покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег».

(люди беспощадны не только по отношению к тем, кого приручили, но и к самим себе)

В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

(упавшая и плачущая лошадь-это своеобразный двойник автора)

-«За каплищей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти...»

-«Деточка, все мы немножко лошади»
(падение старой лошади, вызвавшее не просто живое любопытство толпы, а даже смех окруживших место падения зевак.)

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

(о жестоком отношении к природе)

Когда Дед Мазай рассказывает об отношении людей к животным

-«Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут,-

Нет !еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.»








ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕДШЕСТВЕННИКАМ ИЛИ СОВРЕМЕННИКАМ


А.А.Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям»

Ахматова тоже ощущает рядом присутствие Пушкина, слышит его спустя много лет.

С.А.Есенин «Пушкину»

Есенин стоит перед бронзовым памятником великого поэта, «как перед причастьем

-«А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе».

М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»
Это произведение связано с печальной смертью гениального русского поэта. Лермонтов пишет о настоящей гибели Пушкина и обвиняет все светское общество в его смерти, которое не понимало и не признавало его при жизни. Он верит, что «божий суд» все равно настигнет тех, кто оправдывал убийцу поэта.


-«Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!»

-«Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:»

-«Погиб поэт!- невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..»










ИЗГНАНИЕ


М.Ю.Лермонтов «Тучи »

-«Тучки небесные вечные странники!

…Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.»

Ф.Тютчев «Накануне годовщины…»

-«Вот бреду я вдаль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня!»








ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ

(мечта несбыточна, женский образ-чистый, воодушевляет на что-то хорошее.)

А.А.Блок «Незнакомка»




Жуковский «Море»




С.А.Есенин «Заметался пожар голубой»








СОЦИАЛЬНАЯ ТЕМА

А.А.Блок «Фабрика»




Н.Некрасов «Несжатая полоса»




Н.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»




А.С.Пушкин «Деревня»








ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА



ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА



ТЕМА РУССКОЙ ИСТОРИИ


А.А.Блок «На поле Куликовом»



Позиция поэта оказалась однозначной и недвусмысленной – уже тогда он принял решение остаться со своей страной и со своим народом, хотя и предвидел, что их судьба будет достаточно трагической. 

Осознавая, что Россию ждут неизбежные перемены, поэт подчеркивает, что «долго будет родина больна», и просит помянуть всех тех, кому еще предстоит погибнуть в кровавой бойне, именуемой революцией.

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Поднимается тема пути России в мире. Пушкин видит в вещем Олеге русского храброго полководца, судьба которого оказала большое влияние на Россию, а Блок обращается к теме Куликовской битвы, которая нашла отражение в русской истории.

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Лермонтов говорит о великой битве, оставившую в русской истории огромной след, показавшую силу и дух русских войск. Говорится о тяжелейших событиях в жизни России, об ее тяжелой судьбе, но и одновременно мощи. Оно показывает одновременно, как возросло народное самосознание, как народ включается в историческую работу мышления, как глубоко и верно осмысливает он историю и чувствует биение ее пульса. Солдат сумел в своем рассказе увидеть не просто батарею, на которой был, и не только один участок боя. Самое поразительное у лермонтовского солдата — это то, что он видит все — видит историю. Но не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей батареи. Слово «родина» звучит как призыв к битве; и над всем как оправдание неисчислимых потерь и жертв — образ Москвы, олицетворяющей всю страну.






«Молитва»

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Марья Болконская- глубоко верующий человек. Для княжны Мери молитва- это ее «жизненная ниточка», надежда и спасение, это нечто большое, чем просто обряд или беседа с Богом.

Как и Лермонтов она свято верит в Бога и его помощь в особо одинокие и трудные ситуации. Находя в молитве успокоение и новые силы.

А.С.Пушкин «Отцы пустынники и жены непорочны»

Молитва героя «падшего крепит неведомою силой», помогая ему в трудные жизненные моменты.
Лирический герой просит Бога оградить его от «праздности» и тд. Молитва приводит героя к возвышенному и смиренному состоянию, вызывает слезы, дарующие радость.

Сложили множество божественных молитв;»

М.Ю.Лермонтов «Молитва»

Ключевые слова : «молитва чудная », «сила благодатная», «святая прелесть» ,-связаны с верой, с христианской традицией.
Описание состояния души лир.героя, его обращение к молитве.
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.»


В каких произведениях русских поэтов звучит мотив жизнеприятия, и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока «О, весна без конца и без краю»?

Мотив жизнеприятия звучит в лирике многих русских поэтов.

Так, эта тема легла в основу элегии А. С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье...», лирический герой которого, грустя о минувшей молодости, не желает расставаться с жизнью. Он, как и блоковский герой, принимает ее такой, какая есть, его не пугают заботы и треволнения, он готов жить, чтобы «мыслить и страдать».

Мотив жизнеприятия звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Благодарность», лирический герой которого, как и у А. Блока, принимает судьбу и благодарит ее за все: и за «тайные мучения страстей», и за «горечь слез», и за «клевету друзей». Однако если герой А. Блока полон жизненных сил и вдохновения, навеянных весной, то лермонтовский - более пессимистичен:
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недого я еще благодарил.
Вот так по-разному звучит мотив жизнеприятия в произведениях русской классики.
перейти в каталог файлов


связь с админом