ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ/ПАТРИОТИЗМ
(Каждый поэт любит свою страну,восхищается ею, несмотря на все ее недостатки)
-любовь к пейзажам, к простоте русской деревенской жизни;
-восхищение великой историей Росии.
А.А.Блок «Россия»
| -«Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне ветви ветровые, Как слезы первые любви»
-«Не пропадешь, не сгинешь ты!»
| М.Ю.Лермонтов «Родина»
| -«Ни слава купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой.»
-«Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям.»
| М.Цветаева «Тоска по родине! Давно…»
| Поэтесса любит свою Родину, тоскует по ней, не хочет покидать ее:
-«Гордыня, родина моя!»
|
|
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА.ПОЭЗИИ.ТВОРЧЕСТВО
(Поэт обязан быть полезным для страны, воодушевлять добрые чувства в человеке)
А.С.Пушкин «Я памятник воздвиг себе нерукотворный »
| -«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал!»
-«И милость к падшим призывал.»
| Б.Пастернак «Быть знаменитым некрасиво…»
| -«Так жить, что бы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства.»
| Н.Некрасов «Поэт и гражданин»
| (поэты должны вдохновлять людей, подталкивать их на хорошее.)
-«Мы рождены для вдохновенья!»
| А.А.Блок «О,я хочу безумно жить !»
| -«Все сущее- увековечить,
Безличное- вочеловечить,
Несбывшееся- воплотить!»
-«Он весь- дитя добры и света,
Он весь-свободы торжества!»
|
|
ТЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ
(Жизнь невечная, все люди умирают, это нужно понять и принять, к каждому из нас это придет)
С.А.Есенин «Мы теперь уходим понемногу»
| -«Мы теперь уходим понемногу,
В ту страну, где тишь и благодать.»
-«И на этой земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.»
| А.С.Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных»
(Размышляя над этой темой, поэт приходит к выводу, что жизнь кончается, а смерть-это лишь этап жизни.)
| (неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней вечно следуют за поэтом)
-«Мы все сойдем под вечны в соды-
И чей-нибудь уж близок час.»
(он думает о бессмертии, находит его в будущем поколении)
-«Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе-цвести.»
| М.Ю.Лермонтов «И скучно, и грустно»
| (поэт размышляет о том, что жизнь быстротечна и скоро предстоит другая жизнь.)
|
|
СВОБОДА/ВНУТРЕННЯЯ СВОБОДА
(Стремление к свободе как естественному состоянию каждого живого существа.)
А.С.Пушкин «Узник»
(Человек должен быть свободен, как птица, потому что свобода-это естественное состояние каждого живого существа.)
| Тема свободы ярко воплощена в образе орла, орел пленник, как и лир. герой. Он вырос и вскормлен в неволе, он никогда не знал свободы и тем не менее стремится к ней.
-«Вскормленный в неволе орел молодой»
-«Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!».»
| М.Ю.Лермонтов «Узник»
| -«Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня.»
| М.Ю.Лермонтов «Парус»
| (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе.)
|
|
ТЕМА ДРУЖБЫ
(Мысль о бесценности подлинной дружбы)
А.С.Пушкин «И.И.Пущину»
| Поэт вспоминает их последнюю встречу, отмечая, что он «судьбу благословил», когда Пущин приехал к Пушкину в Михайловское, чтобы скрасить одиночество и отвлечь автора от невеселых раздумий о собственной судьбе.
-«Мой первый друг, мой друг бесценный»
-«Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!»
| В.В.Маяковский «Песнь о друге»
(Тема дружбы-наивысшей нравственной категории).
| Однако несмотря на подлость и предательство, нередко поджидающие человека в жизни, поэт продолжает верить в людей, в то, что понятие, как дружба, не пропадет и будет жить вечно.
-«шел за тобой, как в бой»
-«Значит, как на себя самого, Положись на него.»
| А.С.Пушкин «К Чаадаеву»
| Петр Чаадаев был давним другом Пушкина, с которым поэта связывали не только теплые и доверительные отношения, но и общие стремления. С возрастом дружба лишь окрепла, и Петр Чаадаев был одним из немногих, кому Пушкин доверял свои самые сокровенные мечты и желания.
-«Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман»
|
|
ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА/ТЕМА ПРИРОДЫ
(Пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния лир. героя)
А.С.Пушкин «Кавказ»
| Красота южной природы действительно пленила Пушкина, который умел находить прекрасное даже в таких мелочах, как парящий в облаках орел «утесов нагие громады» и «рощи, зеленые сени, где птицы щебечут, где скачут олени.»
| А.С.Пушкин «Зимнее утро»
Лир.герой восхищен замечательной погодой утром, ведь вчера был «хмурый и ненастный вечер».
| Лир. герой-тонкий, поэтичный, любящий родную природу и умеющий разглядеть красоту. Бодрый и радостный тон стихотворения создает ощущение чего-то светлого и праздничного.
С помощью аллитерации он передает треск дров печи:
-«…Веселым треском
Трещит затопленная печь…»
-«мороз и солнце; день чудесный!»
| А.А.Фет «Я пришел к тебе с приветом…»
| Фет научился видеть разнообразную полную высокого значения жизнь в каждой травинке и листочке и стремится поделиться своими наблюдениями со всем миром.
-«Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом По листам затрепетало.»
| М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»
| Единение человека с природой. Мир красоты дарит ему мечту о соединении с природой и людьми :
-«И счастье я могу постигнуть на Земле,
И в небесах я вижу Бога…»
| А.А.Фет «Еще майская ночь»
| Лир.герой восхищается прекрасной майской ночью. Он восторгается тем, что пришел конец докучным морозам, что природа вырвалась из ледяных оков, «из царства льдов, вьюг и снега»… Наконец-то слышны соловьиные трели, наполняющие сердце бурей чувств; Лирически герой так возбужден и восхищен, что не перестает восклицать: «Какая ночь!»
|
| ЛЮБОВНАЯ ТЕМА
(ВЗАИМНАЯ/СЧАСТЛИВАЯ)
С.А.Есенин «Заметался пожар голубой»
| -«Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным»
-«Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки И волос твоих цветов в осень.»
-«Я б навеки пошел за тобой!»
-«В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.»
| А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье …»
(любовь как счастье, наслаждение, божество. Любовь дает силы и радость, вдохновенье.)
| -«Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты» -«дни тянулись тихо».(появилась она-сердце снова «бьется в упоенье»)
| Ф.И.Тютчев «Я встретил вас…»
(любовь не умирает, если она настоящая. Любовь –это жизнь, она способная возрождать снова и снова человека.)
| -«И то же в вас очарованье, И та же в душе моей любовь!»
|
|
САТИРА
Нравы дворян
| -Фонвизин «Недоросль»
-Гоголь «Мертвые души»
-Салтыков-Щедрин « Повесть о том, как один….»
| Нравы чиновников
| -Гоголь «Ревизор»
-Маяковский «Прозаседавшиеся»
-Булгаков «Мастер и Маргарита»
-Пушкин «Капитанская дочка»
|
| КОНФЛИКТ ПОЭТА И ТОЛПЫ
(Поэт часто обречен на одиночество, т.к. толпа не понимает творчества, ей ближе материальные потребности. Чаще всего, труды поэта напрасны. Никакие призывы не в состоянии пробудить «мирные народы»)
В.Маяковский «Облако в штанах»
| (главный герой поэт противопоставлен толпе. Толпа неизменна , а лирический герой меняется на глазах. Он то грубый и резкий, то ранимый и расслабленный.
| М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»
| (вторая часть наполнена антитезами, иллюстрирующими невозможность понимание между поэтом и «светом», толпой.
| А.С.Пушкин «Свободы сеятель пустынный»
| (с помощью знаменитой притчи Пушкин по-новому разрешает традиционную для романтизма тему поэта-пророка, в столкновении с толпой.
(в результате лир. герой приходит к мысли, что все его труды напрасны: никакие призывы к свободе не в состоянии пробудить «мирные народы»)
|
|
ЛЮБОВНАЯ ТЕМА
(НЕВЗАИМНАЯ/ТРАГИЧНАЯ)
С.А.Есенин «Глупое сердце не бейся…»
| -«Все мы обмануты счастьем»
-«Только удел желанный больше искать не буду»
| М.Ю.Лермонтов «Нищий»
(лирический герой подобен нищему в своей просьбе, и так же, как и нищий, оставлен без всего.)
(поэт проводит параллель между двумя случаями человеческого равнодушия)
(проникнуто ощущением предательства и насмешкой над чувствами лирического героя со стороны девушки, в которую он влюблен.)
| -«Куска лишь хлеба он просил»
-«Так я молил твоей любви С слезами горькими ,с тоскою ;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою»
| С.А.Есенин «Ты меня не любишь, не жалеешь»
(лир. герой обращается к некой героине, ярко вырисовывая образ чувственной, но бездушной женщины.)
| Несостоявшаяся любовь поэта к героине, полное одиночество поэта с женщинами и в жизни вообще. (стихотворение посвящено женщине легкого поведения, с которой судьба свела Есенина случайно.)
-«Ты меня не любишь, не жалеешь»
-«Молодая, с чувственным оскалом, Я с тобой не нежен и не груб. Расскажи мне, скольких ты ласкала? Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?»
-«Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь. »
| С.А.Есенин «Глупое сердце не бейся»
| -«Все мы обмануты счастьем»
(признается поэт, подразумевая, что очень часто выдавал банальное увлечения за истинную любовь).
-«Только удел желанный больше искать не буду»
(поэт сам себя останавливает, т.к считает, что время проб и ошибок лично для него уже закончилось.)
| А.А.Ахматова «Сжала руки под темной вуалью»
(Посвящено ссоре между возлюбленными.)
| Картина, которую рисует в своем стихотворении Анна Ахматова, рассказывает о последних мгновениях ссоры, когда все обвинения уже высказаны, и обида до краев переполняет двух близких людей.
-«Отчего ты сегодня бледна?»
Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.»
|
|
ОДИНОЧЕСТВО
М.Ю.Лермонтов «И скучно, и грустно»
(Поэт одинок среди людей, ему нет места среди толпы и света)
| -«И некому руку подать…»
| М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу »
(Лирический герой выходит в открытый распахнутый мир. Перед ним устремленная вдаль бесконечная дорога, над ним-открытое небо )
| Ему «больно» и «трудно» , он чувствует глубокое неудовлетворение, ни прошлое, ни будущее не радует его.
| М.И.Цветаева «Тоска по родине! Давно…»
(Поэтессу не спасает ни родной дом, ни родная земля, ни родной язык. Лир. героине все равно, где быть «совершенно одинокой.»)
| -«Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей-поперек!
Родимого пятна не сыщет!»
|
|
ЖЕСТОКОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ
(Человек жесток, а природа беззащитна)
С.А.Есенин «Песнь о собаке»
| Горе животного может быть таким же огромным, как у человека:
-«Покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег».
(люди беспощадны не только по отношению к тем, кого приручили, но и к самим себе)
| В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
(упавшая и плачущая лошадь-это своеобразный двойник автора)
| -«За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти...»
-«Деточка, все мы немножко лошади» (падение старой лошади, вызвавшее не просто живое любопытство толпы, а даже смех окруживших место падения зевак.)
| Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
(о жестоком отношении к природе)
| Когда Дед Мазай рассказывает об отношении людей к животным
-«Только весенние воды нахлынут, И без того они сотнями гинут,-
Нет !еще мало! бегут мужики, Ловят, и топят, и бьют их баграми.»
|
|
ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕДШЕСТВЕННИКАМ ИЛИ СОВРЕМЕННИКАМ
А.А.Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям»
| Ахматова тоже ощущает рядом присутствие Пушкина, слышит его спустя много лет.
| С.А.Есенин «Пушкину»
Есенин стоит перед бронзовым памятником великого поэта, «как перед причастьем
| -«А я стою, как пред причастьем, И говорю в ответ тебе: Я умер бы сейчас от счастья, Сподобленный такой судьбе».
| М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта» Это произведение связано с печальной смертью гениального русского поэта. Лермонтов пишет о настоящей гибели Пушкина и обвиняет все светское общество в его смерти, которое не понимало и не признавало его при жизни. Он верит, что «божий суд» все равно настигнет тех, кто оправдывал убийцу поэта.
| -«Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит!»
-«Его убийца хладнокровно Навел удар… спасенья нет:»
-«Погиб поэт!- невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!..»
|
|
|
ИЗГНАНИЕ
М.Ю.Лермонтов «Тучи »
| -«Тучки небесные вечные странники!
…Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.»
| Ф.Тютчев «Накануне годовщины…»
| -«Вот бреду я вдаль большой дороги В тихом свете гаснущего дня!»
|
|
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ
(мечта несбыточна, женский образ-чистый, воодушевляет на что-то хорошее.)
А.А.Блок «Незнакомка»
|
| Жуковский «Море»
|
| С.А.Есенин «Заметался пожар голубой»
|
|
|
СОЦИАЛЬНАЯ ТЕМА
А.А.Блок «Фабрика»
|
| Н.Некрасов «Несжатая полоса»
|
| Н.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»
|
| А.С.Пушкин «Деревня»
|
|
|
ТЕМА РУССКОЙ ИСТОРИИ
А.А.Блок «На поле Куликовом»
|
Позиция поэта оказалась однозначной и недвусмысленной – уже тогда он принял решение остаться со своей страной и со своим народом, хотя и предвидел, что их судьба будет достаточно трагической.
Осознавая, что Россию ждут неизбежные перемены, поэт подчеркивает, что «долго будет родина больна», и просит помянуть всех тех, кому еще предстоит погибнуть в кровавой бойне, именуемой революцией.
| А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
| Поднимается тема пути России в мире. Пушкин видит в вещем Олеге русского храброго полководца, судьба которого оказала большое влияние на Россию, а Блок обращается к теме Куликовской битвы, которая нашла отражение в русской истории.
| М.Ю.Лермонтов «Бородино»
| Лермонтов говорит о великой битве, оставившую в русской истории огромной след, показавшую силу и дух русских войск. Говорится о тяжелейших событиях в жизни России, об ее тяжелой судьбе, но и одновременно мощи. Оно показывает одновременно, как возросло народное самосознание, как народ включается в историческую работу мышления, как глубоко и верно осмысливает он историю и чувствует биение ее пульса. Солдат сумел в своем рассказе увидеть не просто батарею, на которой был, и не только один участок боя. Самое поразительное у лермонтовского солдата — это то, что он видит все — видит историю. Но не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей батареи. Слово «родина» звучит как призыв к битве; и над всем как оправдание неисчислимых потерь и жертв — образ Москвы, олицетворяющей всю страну.
|
| «Молитва»
| Л.Н.Толстой «Война и мир»
| Марья Болконская- глубоко верующий человек. Для княжны Мери молитва- это ее «жизненная ниточка», надежда и спасение, это нечто большое, чем просто обряд или беседа с Богом.
Как и Лермонтов она свято верит в Бога и его помощь в особо одинокие и трудные ситуации. Находя в молитве успокоение и новые силы.
| А.С.Пушкин «Отцы пустынники и жены непорочны»
| Молитва героя «падшего крепит неведомою силой», помогая ему в трудные жизненные моменты. Лирический герой просит Бога оградить его от «праздности» и тд. Молитва приводит героя к возвышенному и смиренному состоянию, вызывает слезы, дарующие радость.
-«Сложили множество божественных молитв;»
| М.Ю.Лермонтов «Молитва»
| Ключевые слова : «молитва чудная », «сила благодатная», «святая прелесть» ,-связаны с верой, с христианской традицией. Описание состояния души лир.героя, его обращение к молитве. -«В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть.»
|
В каких произведениях русских поэтов звучит мотив жизнеприятия, и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока «О, весна без конца и без краю»?
Мотив жизнеприятия звучит в лирике многих русских поэтов.
Так, эта тема легла в основу элегии А. С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье...», лирический герой которого, грустя о минувшей молодости, не желает расставаться с жизнью. Он, как и блоковский герой, принимает ее такой, какая есть, его не пугают заботы и треволнения, он готов жить, чтобы «мыслить и страдать».
Мотив жизнеприятия звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Благодарность», лирический герой которого, как и у А. Блока, принимает судьбу и благодарит ее за все: и за «тайные мучения страстей», и за «горечь слез», и за «клевету друзей». Однако если герой А. Блока полон жизненных сил и вдохновения, навеянных весной, то лермонтовский - более пессимистичен: Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недого я еще благодарил. Вот так по-разному звучит мотив жизнеприятия в произведениях русской классики. перейти в каталог файлов
|