Главная страница
qrcode

Место человека в системе животного мира. Черты сходства человека и животных. Биологическое и социальное в человеке


НазваниеМесто человека в системе животного мира. Черты сходства человека и животных. Биологическое и социальное в человеке
Дата25.03.2020
Размер0.68 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМесто человека в системе животного мира. Черты сходства человека
ТипРеферат
#68454
Каталог

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А.Вагнера

Факультет педиатрии

Кафедра биологии, экологии и медицинской генетики

Реферат

На тему: Место человека в системе животного мира. Черты сходства человека и животных. Биологическое и социальное в человеке.

Выполнила

студентка 1 курса

педиатрического факультета группы 19-06

Мартьянова Валерия Олеговна

Проверил: старший преподаватель

Шавшукова Ольга Анатольевна

Пермь 2019

Оглавление
Введение ……………………………………………………………..3-4
  • Глава 1. Место человека в системе животного мира………………5-6
  • Глава 2. Черты сходства человека и животных…………………….6-7
  • Глава 2.1 Рудименты и атавизмы человека…………………………7
  • Глава 3. Биологическое и социальное в человеке………………….8-10
  • Глава 3.1 Биологические факторы………………………………......9
  • Глава 3.2. Социальные факторы…………………………………….10
  • Заключение……………………………………………………………11
  • Список использованных источников………………………………..12
  • Приложение …………………………………………………...……..13-14




    Представления о естественном возникновении человека от обезьяноподобных существ в результате эволюции существовали еще в глубокой древности. Аристотель отмечал сходство высших обезьян с человеком, считая, что «обезьяна менее красива, чем лошадь, она больше похожа на человека». В начале I тысячелетия до н.э. в Индии существовали философские школы, которые отстаивали идея развития материального мира. В еще более древних текстах «Аюрвед» утверждается, что человек произошел от обезьян, живших около 18 млн. лет назад на материке, объединявшем Индостан и Юго-Восточную Азию. По этим представлениям, около 4 млн. лет назад предки современных людей перешли к коллективному добыванию пищи, а современный человек появился около 1 млн. лет назад (интересно, что эти представления не так уж далеки от современных).

    Карл Линней в первом издании своей «системы природы» в 1735 г. объединил человека и обезьян в один отряд и дал ему имя «приматы». Интересно, что  Ж. Ламарк в 1809 г. изложил гипотезу происхождения человека от обезьян путем исторического развития организмов, но, боясь церкви, приписал буквально следующее: «Вот каким могло бы выглядеть происхождение человека, если б оно не было иным».
     Вопрос  о происхождении человека всегда волновал человечество. В древности  некоторые племена считали себя потомками определенных растений или  животных: медведя, сокола, рыбы и др. 
         В дальнейшем распространились взгляды о божественном происхождении человека. Древние египтяне и греки считали, что Бог создал человека из глины. Мысль о сотворении первого человека – Адама – встречается в библии.   

    С развитием науки естествоиспытатели убеждались в сходстве строения тела и отдельных органов человека и животных. Даже К.Линней, веривший в божественное происхождение человека, вынужден был признать: "О сколь схожа на нас зверь гнусный обезьяна". Он поместил человека в группу приматов вместе с обезьянами. 
         Ж.Б.Ламарк предложил гипотезу о происхождении  человека от обезьяноподобных предков, которые перешли от лазанья по деревьям к прямохождению. В результате тело у них выпрямилось, изменилась стопа. Потребность в общении  привела к развитию речи.  
    В 1871 г. была опубликована работа Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой  отбор". В ней он доказывает родство  человека с человекообразными обезьянами, используя данные сравнительной  анатомии, эмбриологии, палеонтологии. В то же время Дарвин справедливо считал, что ни одна ныне живущая обезьяна не может считаться прямым предком человека. 
    Глава 1. Место человека в системе животного мира

    Антропогенез — часть Начиная с человека умелого, люди использовали каменные орудия, всё более искусно изготовленные. В последние 50 тыс. лет технология и культура изменяются быстрее, чем в предшествующие эпохи.


    Человек и антропоморфные (че­ловекообразные) обезьяны (шим­панзе, горилла, орангутанг, гиббон) образуют надсемейство высших узко­носых, или гоминоидов. Важнейшие черты сходства антропоморфных обезьян с человеком проявляются в пропорциях тела: короткое туловище и длинные конечности, комплекс признаков, связанных с прямохождением: редукция хвостовых позвонков, уменьшение числа грудных и пояс­ничных позвонков, увеличение коли­чества крестцовых позвонков, нали­чие зачатков изгибов позвоночного столба, широкая грудина и др. Приложения 1 и 2

    Глава 2.1 Рудименты и атавизмы человека.

    О животном происхождении человека свидетельствует наличие у него рудиментарных органов и атавизмов.

    Рудименты – это органы, которые в процессе эволюции утратили свое первоначальное значение. Всего 90 рудиментов имеется в организме человека:
    копчиковые позвонки (остаток хвостового отдела);
  • слабо развитой волосяной покров на теле;
  • подкожная мышца;
  • мышцы, поднимающие волосы;
  • мышцы, двигающие ушные раковины;
  • в области гортани, выше голосовых связок, у человека имеются особые морганьевы желудочки, у обезьян на том месте – крупные голосовые мешки;
  • надбровные дуги в черепе;
  • зубы мудрости;
  • аппендикс – слепая кишка;
  • в углу глаза – третье веко;
  • в кровеносной системе – срединная крестцовая артерия.
    Атавизмы – являются доказательством животного происхождения. Это отклонения от нормы. Появление атавизмов свидетельствует и том, что гены, ответственные за данный признак, сохраняются в процессе эволюции в генофонде, но их действие при нормальном онтогенезе блокировано:
    несколько пар сосков – многососковость;
  • волосяной покров – полимастия по всему телу;
  • шейная фистула – в результате незаращивания жаберной щели;
  • сильное проявление клыков;
  • хорошо развитый бугорок в уголке уха. Приложение 3
    Глава 3. Биологическое и социальное в человеке

    Антропогенез непрерывно связан с социгенезом - формированием общества. Поэтому движущими силами антропогенеза являются не только биологические, но и социальные факторы.

    Биологический фактор по Дарвину – это наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор; согласно синтетической теории эволюции – мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция, естественный отбор.

    Социальные факторы – трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

    Стадный образ жизни, трудовая деятельность, совместная охота и защита от врагов потребовали согласованных действий. Возникала необходимость общения. Неразвитая гортань и ротовой аппарат обезьян в результате наследственной изменчивости и естественного отбора постепенно преобразовались в органы членораздельной речи человека.

    Использование огня для согревания позволило человеку расселиться в областях с более холодным климатом. Употребление термически обработанной животной пищи привело к изменению жевательного аппарата, уменьшению лицевого черепа и одновременно к увеличению головного мозга.

    Роль социальных и биологических факторов на разных этапах антропогенеза была не одинаковой. На начальных этапах становления человека (древнейшие и древнейшие люди) основную роль играли биологические факторы.

    Труд  сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал 

    Биологические особенности человека:
  • прямостояние и прямохождение (некоторые животные, например, обезьяны, так же способны передвигаться на двух конечностях, но им гораздо удобнее использовать все четыре конечности в процессе движения);
  • отсутствие плотного волосяного покрова (с природной точки зрения человек самое уязвимое живое существо: что наша тонкая кожа по сравнению со шкурой животного);
  • развитая кисть руки (строение наших пальцев наделяет нас способностью к мелкой моторике. Обезьяну, с лёгкостью чистящую банан, научить вышивать не удастся);
  • крупный объём головного мозга;
  • наличие органов речи.
    Человек - существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др. 

    Социальные особенности человека:
  •  
    Заключение



    Список использованных источников

    1.
    2.
    3. Биология. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Четвертое издание, переработанное и дополненное. Легион Ростов-на-Дону 2017 С.И.Колесников

    4. https://cyberpedia.su/7xf307.html

    5.https://oege.nnewer.ru/oge/chelovek_i_obshhestvo/14_biologicheskoe_i_sotsialnoe_v_cheloveke.html

    6. https://ronl.org/referaty/biologiya/365787/


    перейти в каталог файлов


  • связь с админом