Главная страница

Курортология_Рогозина. Методическая разработка для проведения практического занятия со студентами IV курса по учебной дисциплине внутренние болезни


Скачать 0.49 Mb.
НазваниеМетодическая разработка для проведения практического занятия со студентами IV курса по учебной дисциплине внутренние болезни
АнкорКурортология_Рогозина.doc
Дата07.06.2018
Размер0.49 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКурортология_Рогозина.doc
ТипМетодическая разработка
#41443
страница1 из 5
Каталогid19025025

С этим файлом связано 20 файл(ов). Среди них: Дыхание.doc, Воспаление.doc, Вода.doc, Эндо.doc, Аллергия.doc, Сосуды.doc, Сердце.doc, Почки.doc, Курортология_Рогозина.doc и ещё 10 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации
Кафедра факультетской терапии




«УТВЕРЖДАЮ»


Заведующий кафедрой

факультетской терапии

доктор медицинских наук
М.А. Качковский
«____» _____________2011 г.


Методическая разработка

для проведения практического занятия

со студентами IV курса по учебной дисциплине:

«внутренние болезни»
Тема: «Курортология»

Составитель –

ассистент кафедры

факультетской терапии

к.м.н. Л.А. Рогозина


Обсуждена

на заседании кафедры

(предметно-методической комиссии)

«____»___________________2011 г.
Протокол №___
Самара 2011
I. Учебные и вспомогательные цели

1 Общая цель:

  • Научить студента провести отбор больных для санаторно-курортного лечения

  • Научить студента оценить общее состояние больного при направлении на санаторно-курортное лечение

  • Уметь оценить значение основных констант здорового человека и конкретного больного

  • Научить студента определить показания для санаторно-курортного лечения больного

  • Научить студента определить противопоказания для санаторно-курортного лечения больного

  • Научить студента пользоваться руководствами, положениями инструкциями по санаторно-курортному отбору больных

  • Адаптировать знания студентов по курортологии к практической деятельности врача

  • Отметить вклад отечественных учёных в разработке данной проблемы

  • Подготовить врача, умеющего клинически мыслить

2 Частные цели занятия:

Студент должен знать:

  • Определение понятий: курорт, санаторий, местный санаторий, санаторий-профилакторий, пансионат, санаторно-курортный режим, амбулаторно-курсовое лечение

  • Классификация курортов

  • Лечебные средства курортов

  • Климатические курорты, кумысолечебные курорты

  • Горные курорты

  • Курорты с климатом пустынь

  • Бальнеологические курорты

  • Грязевые курорты

  • Курорты местного значения

  • Общие противопоказания для направления больных на курорты

  • Общие противопоказания для курортного лечения больных:

    1. сердечно-сосудистой системы

    2. органов дыхания

    3. органов пищеварения, обмена веществ и эндокринных желёз

    4. почек

    5. костно-мышечной системы

    6. крови

  • Курорты для лечения болезней:

    1. сердечно-сосудистой системы

    2. органов дыхания нетуберкулёзного характера

    3. органов пищеварения

    4. обмена веществ и эндокринных желёз

    5. почек

    6. костно-мышечной системы

  • порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение

  • профилактику климатопатологических реакций

  • Гериатрические и юридические аспекты в курортологии

  • Причины ошибок при санаторно-курортном отборе

  • Курорты России

Уметь

  • Грамотно обследовать больного

  • С учётом анамнестических, физикальных, клинико-инструментальных и лабораторных данных поставить клинический диагноз:

  1. основной

  2. сопутствующий

  3. осложнения

  • Определить курортный фактор для лечения конкретного больного с учётом основного, сопутствующего заболевания и осложнения

  • Выявить противопоказания для курортного лечения у конкретного пациента

  • Заполнить санаторно-курортную карту

  • Провести мероприятия по профилактике климатопатологических реакций

Ознакомиться:

  • С новейшими достижениями в данной проблеме

II Время 225 минут

III место проведения занятия

Учебная комната, палата терапевтического отделения, поликлиника.

IV Учебно-методическое обеспечение

  1. Литература

  2. Методическое обеспечение:

    • Набор тестов для определения исходного и конечного уровней знания

    • Больные с различными заболеваниями внутренних органов

    • Таблицы

    • Ксерокопии санаторно-курортной карты

    • Альбом «Курорты России»

    • Методическая разработка практического занятия

  3. Наглядные пособия

    • Учебные таблицы





Наименование таблицы



Классификация курортов



Общие противопоказания для курортного лечения



Противопоказания при болезнях сердечно-сосудистой системы



Противопоказания при болезнях органов дыхания



Противопоказания при болезнях органов пищеварения, обмена веществ и эндокринных желёз



Противопоказания при болезнях почек и урологических заболеваниях



Противопоказания при болезнях костно-мышечной системы



Противопоказания при болезнях крови



Основные курорты для лечения болезней сердечно-сосудистой системы



Основные курорты для лечения органов дыхания нетуберкулёзного характера



Основные курорты для лечения питьевыми минеральными водами и лечебной грязью болезней органов пищеварения



Основные курорты для лечения болезней почек и урологических заболеваний



Основные курорты для лечения болезней обмена веществ и эндокринных желёз



Основные курорты для лечения болезней костно-мышечной системы



Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение



Причины ошибок при санаторно-курортном отборе

    • Альбом «Курорты России»

    • Приложения

  1. Технические средства обучения:

    • Персональный компьютер

    • Оверхед

    • Карта России

  2. Учебные вопросы и расчёт учебного времени для проведения занятий со студентами IV курса лечебного факультета.

(продолжительность занятия 5 часов, 225 минут)



Учебные вопросы

Время

(мин)



Организационные вопросы

2



Вступительное слово

3



Контроль исходного уровня знаний

15



Самостоятельная работа студентов – курация больных

20



Клинический разбор больного с группой студентов

    • Сбор анамнеза у разбираемого больного

    • Оценка физикальных данных

    • Проведение дифференциальной диагностики методами идентификации и исключения по ведущему синдрому данного пациента

    • Составления программы обследования, плана лечения

    • Рекомендации по профилактике заболевания и профилактике его обострений

    • Определение показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения

145



Самостоятельная работа студентов – решение учебных ситуационных задач

20



Контроль конечного уровня знаний – написание листа назначений курируемому больному с определением показаний и противопоказаний, рекомендацией конкретного курортного лечения пациенту

15



Подведение итогов. Задание на дом.

5


Примечание: Расчёт учебного времени с разбором учебных вопросов представлен с учётом клинического разбора одного больного. При разборе большего количества больных преподаватель может перераспределять учебное время.
6.Интеграция темы занятия
При подготовке к занятию позволяет систематизировать ранее полученные знания на кафедре медицинской и биологической физики с курсом математики и информатики, включая характеристики воздействия физических факторов на организм; химико-биологическую сущность процессов, происходящих в живом организме на клеточном уровне.
Студенты совершенствуют знания по фармакологии путем повторения и изучения различных групп медикаментозных средств, их дозировок и механизмов действия.

В ходе занятия студенты приобретают знания, умения и навыки необходимые для совершенствования практической и теоретической подготовки по внутренним болезням:

- способность выполнить основные диагностические и лечебные мероприятия в период реабилитации;

- способность определить порядок медицинского отбора и направление больных на санаторно - курортное лечение;
Занятие позволяет совершенствовать навыки организационной деятельности, полученные на кафедре медицинской реабилитации и спортивной медицины:

- навыки использования нормативных документов по охране здоровья и приказов;

- определить порядок медицинского отбора.


Приложение № 1

Граф логической структуры учебной темы: «Курортология»

Приложение № 2

Тесты для контроля исходного уровня знаний

  1. Дайте определение понятия «Курортология»?

  2. Дайте определение понятия «Курорты»?

  3. Назовите классификацию курортов?

  4. Требования, предъявляемые к курортам?

  5. Назовите классификацию минеральных вод?

  6. Назовите классификацию лечебных грязей?

  7. Лечебные факторы климатических курортов?

  8. Дайте определение понятия «санаторий»?

  9. Дайте определение понятия «санаторий-профилакторий»?

  10. Что такое амбулаторно-курсовое лечение?

  11. Дайте определение понятия «местный санаторий»?

  12. Что такое санаторно-курортный режим?

  13. Перечислите формы аэротерапии?

  14. Что такое «талассотерапия»?

  15. Что такое «терренкур»? Ампелотерапия?

  16. Основной документ при направлении в санаторий?

  17. Что должен выдать больному врач при необходимости санаторно-курортного лечения?

  18. Основной документ выдаваемый в санатории?

  19. Климатокумысолечебные курорты, показания для лечения?

  20. Группа курортов «Кавказские минеральные воды»?

  21. Важнейшие грязевые курорты?

  22. Курорты с сероводородными водами?

  23. Общие противопоказания для санаторно-курортного лечения?

  24. Профилактика климато-патологических реакций

  25. Как заполняется пункт «диагноз» в санаторно-курортной карте, форма № 072/у-04?

  26. Назовите лечебные периоды в санатории?

  27. Противопоказания для лечения на курортах с сероводородными ваннами?

  28. Санаторно-курортные учреждения Самарской области, осуществляющие долечивание кардиологических больных?

  29. Назовите курорт в Ульяновской области?

  30. В какие сроки допускается долечивание больных при неосложнённом нижнем или переднем инфаркте миокарда?


Ответы:

1. Курортология - наука о природных лечебных факторах, их действии на организм и методах использования в лечебно-профилактических целях.

2. КУРОРТЫ — местности, обладающие лечебными факторами (источниками минеральных вод, залежами лечебных грязей, благоприятным климатом), а также располагающие бальнеотехническими, гидротехническими сооружениями и рядом лечебно-профилактических учреждений.

3. В основе классификации курортов лежит ведущий природный лечебный фактор: минеральная вода, грязь, климат. Соответственно этим факторам курорты делят на бальнеологические, грязевые, климатические. Поскольку многие из этих курортов располагают несколькими лечебными факторами, их делят также на бальнеогрязевые, бальнеоклиматические, климатогрязевые, климатобальнеогрязевые, климатокумысолечебные и с особыми, уникальными лечебными факторами.

4. Основные требования предъявляемые к курортам:

5. По ионному составу выделяют следующие классы минеральных вод: 1) гидрокарбонатные, 2) хлоридные, 3) сульфатные, 4) натриевые, 5) сероводородные 6) радоновые.

6. Выделяют различные лечебные грязи: иловые, сапропели, торфяные.

7. Основные лечебные факторы: гелиотерапия, аэротерапия, талассотерапия, кумысотерапия.

8. Санаторий — основное лечебно-профилактическое учреждение курортов. Для терапевтических больных установлены, в зависимости от медицинских показаний, определенные профили (специализация): кардиологические, гастроэнтерологические, для болезней суставов и опорно-двигательного аппарата, болезней органов дыхания, болезней мочеполовой системы. Помимо однопрофильных существуют санатории с несколькими специализированными отделениям.

9. Санаторий-профилакторий — медицинское учреждение санаторного типа для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий без отрыва трудящихся от производственной деятельности, которое находится в ведении профкома и администрации предприятия. Мед отбор проводится врачами медсанчасти.

10. амбулаторно-курсовое лечение — форма курортного лечения для больных с более легкими формами заболеваний, позволяющая увеличить число обслуживаемых на курортах. По курсовке больным предоставляется лечение и питание в санатории (диетических столовых), но размещаются они в гостиницах, пансионатах и арендованных у местных жителей помещениях. Обязательно соблюдение курортного режима. Наблюдение осуществляют врачи курортных поликлиник.

11. Местный санаторий — наряду с санаториями, находящимися
на курортах, существует сеть местных (пригородных) санаториев. Они
предназначены для больных, которым поездка на отдаленные курорты, в связи с длительным переездом и сменой климата, может быть
вредна, а также для более тяжелых больных, в том числе перенесших
инфаркт миокарда.

12 санаторно-курортный режим — система правил и мероприятий
регламентирующих уклад жизни в санатории, обеспечивающих наиболее благоприятные условия лечения и отдыха. Он дифференцирует­ся в зависимости от состояния больного. Назначают щадящий, тони­зирующий итренирующий режимы.

13 Различают следующие формы аэротерапии:

  • Воздушные ванны.

  • Дозированное (дневное, ночное) или круглосуточное пребывание на воздухе.

  • Пребывание (сон) на берегу моря («морская аэротерапия»).

14 Талассотерапия — морские купания.

15 Терренкур дозированная тренирующая ходьба.

16 Санаторно-курортная карта

17 Справка для получения путёвки форма 070/у-04

18 Санаторно-курортная книжка форма 072/у-04

19 Туберкулёз лёгких без наклонности к кровохарканью и быстрому прогрессированию процесса.

20 Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, Пятигорск.

21 Саки, Евпатория, Куяльницкий курорт, Тинаки, Липецк, Серноводск (Сергиевские минеральные воды)

22 Сочи-Мацеста, Сергиевские минеральные воды, Кемери (Юрмала), Пятигорск, Талги.

23 Общие противопоказания

  • Все заболевания в острой стадии, хронические заболевания в стадии обострения и осложненные острогнойными процессами,

  • Острые и инфекционные заболевания до окончания срока изоляции.

  • Все венерические заболевания вострой или заразной форме.

  • Психические заболевания и все формы наркомании, а так же хронический алкоголизм. Эпилепсия.

  • Все болезни крови в острой стадии и стадии обострения.

  • Кахексия любого происхождения.

  • Злокачественные новообразования (после радикального лечения при общем удовлетворительном состоянии больные могут направляться в местные санатории для общеукрепляющего лечения: без применения бальнеогрязевых и других тепловых процедур).

  • Эхинококк любой локализации.

  • Часто повторяющиеся или обильные кровотечения

  • Беременность во все сроки — на бальнеологические и грязевые курорты, а на климатические курорты начиная с 26 недели.

  • Все формы туберкулеза в активной стадии для курортов и санаториев нетуберкулезного профиля.

  • Все заболевания и состояния, требующие стационарного лечения, хирургического вмешательства, препятствующие самостоятельному передвижению и самообслуживанию.

24 Повышение общей и специфической устойчивости организма: УФ-облучения, прием витаминов А, В, С, РР (преимущественно при направлении больных в районы Севера), прием адаптогенов (дибазол, настойка женьшеня, элеутерококка, смеси элеутерококка и лимонника), а в ряде случаев применение лекарственных препаратов, используемых для лечения данного заболевания.

25 В соответствие с МКБ – 10 (кода МКБ – 10)

26 Периоды: начальный, основной, заключительный.

27 Противопоказания:

  • Общие противопоказания для курортного лечения.

  • Неспецифические заболевания легких.

  • Туберкулез легких и других органов.

  • Болезни печени и желчных путей (если было обострение

заболевания в течение последнего года).

  • Заболевания почек.

  • Тиреотоксикоз

28 Санаторий имени В.П. Чкалова

29 Санаторий им. В. И. Ленина (село Ундоры в 40 км от г. Ульяновска). Применяется питьевая минеральная вода «Волжанка» местного источника. Чистый воздух, живописный ландшафт благоприятны для климатотерапии.

30 При неосложнённом нижнем инфаркте 15 суток, при переднем через 18-21 суток с момента развития инфаркта.

Приложение 3
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом