Главная страница

Министерство здравоохраненения и социального развития


НазваниеМинистерство здравоохраненения и социального развития
АнкорBZhD_Zanyatie__15_PP_pri_sochetannykh_i_kombini.
Дата12.10.2017
Размер403 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаBZhD_Zanyatie__15_PP_pri_sochetannykh_i_kombini...doc
ТипПротокол
#21492
страница1 из 2
Каталогid53076039

С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: занятие №14.doc, BZhD_Zanyatie__17_Otravlenia_AOKhV_i_prirodnymi...docx, tema_12.docx, 16. Обмен костной ткани.ppt.ppt, Раны.ppt.ppt, 7.gif, Изолирующий противогаз ИП-46М.ppt.ppt, занятие № 15.doc, BZhD_Zanyatie_16_PP_pri_ostrykh_psikhicheskikh_...doc, tema_11.doc и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


КАФЕДРА МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ


Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»
Тема № 6: «Роль и место первой помощи в системе

оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (ЧС)»

Практическое занятие № 15
Первая помощь при сочетанных и комбинированных поражениях.

Обсуждено на заседании кафедры

«___»____________2012г.

Протокол № ____

ВОЛГОГРАД 2012




Занятие № 15.

Первая помощь при сочетанных

и комбинированных поражениях.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие о комбинированном поражении

2. Понятие о сочетанном и множественном поражении.

3. Повреждения при столкновении движущегося автомобиля с пешеходом.

4. Повреждения, возникающие в кабине автомобиля.

5. Алгоритм действий на месте ДТП.

6. Алгоритм оказания первой помощи при ДТП.

7. Состав автомобильной аптечки.


Вопрос №1. Понятие о комбинированном поражении.
Комбинированными называют поражения, вызываемые несколькими (двумя или более) различными по своей природе повреждающими факторами.

Комбинированные поражения могут возникать в результате прямого действия одного или нескольких видов боевого оружия на организм, вторичных повреждающих факторов (например, очагов пожара) и развития чрезвычайных ситуаций, связанных с экстремальным воздействием факторов внешней среды.

Термин «комбинированное поражение» применим только к таким поражениям, при которых каждый из поражающих факторов приводит к выводу из строя, нарушает трудоспособность. При разновременном действии нескольких факторов поражения комбинированными считаются лишь те, в которых время между их действием не превышает длительности течения первого поражения, иначе это будут независимые друг от друга последовательные поражения.

Рассматривая причины комбинированных поражений, следует выделять ведущие и сопутствующие факторы.

Ведущим фактором комбинированного поражения является тот, степень влияния которого на развитие нарушений функционирования органов и систем организма наибольшая.

Сопутствующие факторы вносят дополнительные расстройства в функцию органов и систем, изменяя прогноз травмы. Сопутствующих факторов может быть несколько.

В самом общем виде можно выделить следующие группы этиологических факторов комбинированного поражения:

Механические

  1. агенты с высокой кинетической энергией (пули, снаряды, ракеты, осколки и др.);

  2. падение с высоты;

  3. давление, сжатие, действие сил с противоположными векторами ("на разрыв").



Термические

  1. высокие температуры;

  2. низкие температуры.



Химические

  1. боевые токсичные химические вещества;

  2. токсичные химические вещества (кислоты, щелочи, окислители, органические растворители, ядовитые технические жидкости, компоненты ракетных топлив).



Физические

  1. радиоактивные вещества и ионизирующие излучения;

  2. СВЧ-поля, неионизирующие излучения;

  3. излучения оптических квантовых генераторов;

  4. электрический ток;

  5. магнитные, электрические, магнито-электрические поля.


Экстремальные факторы внешней среды

  1. повышенное и пониженное барометрическое давление;

  2. линейное ускорение по горизонтали и вертикали;

  3. стихийные бедствия, катастрофы и т. п.;

  4. болезнетворные микроорганизмы (бактерии, вирусы и т.п.);

  5. продукты жизнедеятельности болезнетворных микроорганизмов.


Вопрос № 2. Понятие о сочетанном и множественном поражении.
Сочетанные и множественные травмы относятся к числу наиболее тяжелых повреждений с высокой летальностью на догоспитальном этапе и в стационаре.
Сочетанными называют такие травмы, при которых наряду с повреждением органов брюшной или грудной полости тела, а также головного мозга имеются повреждения опорно-двигательного аппарата или менее тяжелые повреждения органов других полостей, например, закрытая травма брюшной полости и перелом бедра.

К множественным травмам относят два и более повреждений, локализующихся в пределах одной системы органов и тканей, например, множественные переломы ребер, переломы двух и более сегментов конечностей и т.п.

Сочетанные и множественные травмы возникают при приложении травмирующей силы большой площади или двигающейся с высокой скоростью.

Чаще всего это наезд автомобиля, рельсового транспорта на пешехода, автомобильные аварии, падение с большой высоты. В производственных условиях сочетанные травмы встречаются редко, например, при обвалах и взрывах в шахтах, рудниках, котельных и т.п.

Сочетанные и множественные травмы характерны для массовых катастроф вследствие стихийных бедствий (землетрясения, смерчи), которые сопровождаются внезапными разрушениями зданий.

Симптомы могут быть самыми разнообразными и зависят как от анатомической локализации повреждений, так и от наличия травматического шока, острой кровопотери, черепно-мозговых расстройствах, острой дыхательной недостаточности, почти всегда осложняющих течение сочетаний травмы. В первый момент после травмы состояние больного может казаться не угрожающим, однако оно начинает быстро ухудшаться и без оказания помощи может закончиться быстрой смертью. Клиническую картину определяет ведущее повреждение, которое представляет наибольшую угрозу жизни пострадавшего.
Ведущих повреждений может быть несколько.

В соответствии с ведущим повреждением сочетанную травму классифицируют следующим образом:

сочетанная травма черепа,

сочетанная травма опорно-двигательного аппарата.

При сочетанной травме черепа, имеется травма черепа средней или тяжелой степени тяжести, которой сопутствуют повреждения опорно-двигательного аппарата, переломы ребер. На первый план выступают мозговые расстройства. К мозговым расстройствам сопутствующие травмы добавляют расстройства гемодинамики и дыхания, сопровождающие шок.

Для сочетанной травмы грудной клетки характерна острая дыхательная недостаточность, к которой могут присоединиться явления острой кровопотери и шока в тех случаях, когда развивается внутриплевральное кровотечение или кровотечение в зоне сопутствующих повреждений опорно-двигательного аппарата.

Травма брюшной полости, в рамках сочетанной травмы, всегда ведущая и может протекать с симптомами внутрибрюшинного кровотечения или повреждения полового органа. Сопутствующая травма черепа в этих случаях дает наслоение в виде мозговых расстройств, травма груди - дыхательных расстройств, травма опорно-двигательного аппарата - травматического шока.

Травма опорно-двигательного аппарата может быть ведущей только при массивных повреждениях таза, переломах позвоночника с повреждением спинного мозга, отрывах конечностей. Сопутствующие повреждения бывают представлены в виде травмы головного мозга легкой и средней степени тяжести, травмы грудной клетки, внебрюшинной травмы мочевыводящих путей.

Вопрос № 3. Повреждения при столкновении

движущегося автомобиля с пешеходом.
Наиболее частым видом автомобильной травмы является травма от столкновения движущегося автомобиля с пешеходом.  Эту травму в основном получают пешеходы, двигающиеся по дороге или переходящие ее.
Механизм данной травмы зависит от следующих факторов:

1. вида автомобиля, особенностей его конструкции,

2. формы и уровня частей, приходящих в соприкосновение с телом человека,

3. скорости движения и массы автомобиля,

4. сопротивляемости тканей,

5. характера покрытия пути, на которое падает пешеход и др.
Следует различать три варианта столкновения автомобиля с пешеходом:

  1. столкновение пешехода с передней поверхностью автомобиля.

  2. столкновение пешехода с боковой поверхностью автомобиля.

  3. столкновение пешехода с задней поверхностью автомобиля.


В первом варианте имеются две возможности столкновения:

а) со средней частью передней поверхности автомобиля – фронтальное столкновение,

б) с краем передней поверхности машины – переднекраевое столкновение. 
Механизм травмы включает следующие фазы:

первая фаза - столкновение частей движущегося автомобиля с пешеходом,

вторая – падением пешехода на автомобиль,

третья – отбрасыванием его на землю,

четвертая – скольжением тела по поверхности дороги.
В зависимости от вида автомобиля и варианта столкновения механизм травмы может состоять из трех или четырех фаз.
При фронтальном столкновении с передней поверхностью автомобиля пешеход получает удар наиболее выступающими частями машины – бампером, фарой и т.д. (I фаза). Вследствие этого, что первоначальный удар при столкновении с легковым автомобилем в большинстве случаев наносится по области тела, расположенной в отдалении от центра тяжести (на уровне голеней), жертва после первичного удара падает на капот автомобиля (II фаза). Иногда удар наносится по области, расположенной вблизи центра тяжести крылом, радиатором по бедру или тазу. В этих случаях скорость движения машины передается жертве, в результате  чего тело ее получает поступательное движение, отбрасывается вперед, пролетает некоторое расстояние в воздухе, а затем падает и ударяется о покрытие дороги (III фаза).

При фронтальном столкновении грузового автомобиля, автобуса или троллейбуса удар наносится по области тела, расположенной в непосредственно близости или выше центра тяжести. Особенности конструкции передней поверхности указанных машин исключают возможность падения жертвы на автомобиль, – следовательно, II фаза не наблюдается. В ряде случаев после падения пострадавшего на покрытие дороги тело в силу инерции некоторое расстояние скользит по дороге (IV фаза).
Столкновение пешехода с боковой поверхностью автомобиля называется тангенциальным столкновением. При этом удар может наноситься передней частью боковой поверхности автомобиля (боковой стороной крыла, подножкой) или средней и задней его частью. В первом случае механизм травмы сходен с механизмом фронтально-краевого столкновения, т.е. состоит из 4 фаз. Во втором имеют место 3 фазы: столкновение пешехода с боковой поверхностью машины, отбрасывание жертвы и падение на землю и скольжение жертвы по покрытию дороги.
Динамика развития травм при ДТП.
В I фазе фронтального столкновения повреждения могут причиняться бампером, крылом, фарой и другими частями. Внешне эти повреждения проявляются в виде ссадин, кровоподтеков, реже – ран. Они располагаются либо в верхней трети голени, либо на разных уровнях бедра. Кровоподтеки -  это различные по интенсивности и по происхождению скопления крови в толще ткани или в промежутках между ними,  когда сосуд разрывается,  и  кровь  изливается в окружающую ткань. Ранами называются механические повреждения мягких тканей с нарушением целостности покровов кожи.

Во второй, третьей и четвертой фазах  травмы от столкновения автомобиля с пешеходом специфических повреждений мягких тканей не образуется. В эти периоды могут возникать и ссадины, и кровоподтеки, и раны с самой разнообразной локализацией, они чаще располагаются на не защищенных одеждой участках тела – лице, голове и верхних конечностях.

Характерными повреждениями для IV фазы являются ссадины кожи от волочения. Они представляют собой параллельно идущие царапины желобоватой формы, красноватого цвета, со слущеным эпидермисом, более глубокие и широкие в месте своего начала и поверхностные, и узкие у своего окончания.
Характеристика повреждений.
Характер и локализация повреждений мягких тканей весьма разнообразны и зависят от фазы и механизма травмы, а также вида автомобиля.

Переломы костей черепа в основном носят закрытый характер и чаще бывают комбинированными – повреждениями свода и основания черепа. Наблюдаются два механизма переломов черепа. На первой фазе столкновения грузовой машины с пешеходом независимо от варианта столкновения, повреждения черепа образуются от непосредственного удара по голове частями машины в месте приложения силы.  На II и III фазах повреждения чаще  возникают от удара головой о части  автомобиля или о грунт при падении.

Среди повреждений грудной клетки особенно часты переломы костного скелета и ранения органов грудной полости. В зависимости от механизма травмы переломы ребер можно подразделить на прямые (возникающие в месте удара), непрямые (образующиеся в отдалении от места удара) и  комбинированные. Прямые и комбинированные переломы преимущественно возникают на I фазе травмы, в то время как непрямые – на II и III фазе.

Переломы ключиц чаще возникают в III фазе травмы и связаны со сгибанием кости, наступающим в момент падения человека на вытянутую руку или плечо. Переломы позвоночника, как и переломы ключиц, встречаются редко. Они возникают либо от непосредственного удара частями машины по спине (I фаза), либо в результате чрезмерного сгибания или разгибания позвоночного столба, чаще в шейном или грудном отделах (I и II фаза). При чрезмерном сгибании или разгибании позвоночного столба чаще повреждаются связки и межпозвоночные диски шейных позвонков.

Переломы костей таза возникают либо на I фазе травмы от удара частями автомобиля, либо на III фазе в результате удара тела о дорогу. Характер и локализация переломов костей таза находятся в прямой зависимости от силы и направления удара, а также особенностей анатомического их строения. Они могут быть прямыми и непрямыми, изолированными и реже – комбинированными, закрытыми и в исключительных случаях – открытыми.

Среди переломов костей нижних конечностей у пешеходов преобладают повреждения бедренных костей, которые чаще располагаются в средней и нижней третях и причиняются главным образом бампером грузового автомобиля.  Локализация переломов костей нижних конечностей зависит от соотношения высоты отдельных частей машины и роста пешехода.
Вопрос № 4. Повреждения, возникающие в кабине автомобиля.
Возникновение повреждений у водителей и пассажиров во время столкновения автомобилей между собой, с другими видами транспорта и неподвижными предметами объясняется явлением инерции. Когда автомобиль приходит в движение, люди, сидящие в его кабине, отклоняются назад, и это отклонение тем больше, чем быстрее переход автомобиля из состояния покоя в движение. При замедлении движения автомобиля или при внезапной его остановке находящиеся в кабине лица наклоняются вперед соответственно ходу движения машины.

Резкая и внезапная остановка машины приводит не только к наклонению тела, но нередко и к выбрасыванию его вперед. При этом различные участки передней поверхности тела водителя и пассажира (голова, грудь, нижние конечности) ударяются о расположенные спереди части и механизмы кабины автомобиля – о щиток приборов управления, потолок, рулевое колесо, ветровое стекло.

На локализацию и характер повреждений оказывают влияние расположение, плотность и форма различных частей кабины, скорость движения машины, масса и положение тела пострадавшего и другие факторы. Чем больше скорость движения машины и внезапнее остановка, тем выше сила инерции, а, следовательно, и сила удара тела человека о части кабины.
Характеристика повреждений.

Повреждения мягких тканей у водителей и пассажиров в кабине, как правило, располагаются на голове, передней поверхности лица, туловища и нижних конечностей, реже – на боковых (на левой стороне у водителя; на правой – у пассажира) и крайне редко – на задней поверхности тела.

Повреждения головы и лица возникают от удара о руль, ветровое стекло и его раму, панель щитка приборов управления, стойки и другие части кабины. При ударе о ветровое стекло или стекло дверец, вследствие их повреждения на лице и голове возникают многочисленные резаные раны различной формы, величины и глубины, иногда в сочетании с обширными скальпированными ранами волосистой части головы. Они располагаются на наиболее выступающих частях лица – на лбу, в области надбровных дуг, на носу, губах, подбородке и реже на щеках. В глубине резанных и скальпированных ран, как правило, обнаруживаются осколки разбитых стекол. У пассажиров кабины иногда в результате удара о панель щитка приборов управления на передней поверхности шеи возникают ссадины и кровоподтеки, сопровождающиеся кровоизлияниями в глубокие мягкие ткани, переломами хрящей, подъязычной кости и повреждениями органов шеи. Повреждения мягких тканей грудной клетки у пассажиров возникают значительно реже, чем у водителей.

У водителей и пассажиров кабины почти одинаково часто наблюдаются повреждения мягких тканей передних поверхностей коленных суставов или верхней трети голеней, образующихся вследствие удара о щиток приборов управления. Они проявляются в виде поперечно расположенных ссадин, чаще линейной формы, иногда с кровоподтеком вокруг, или реже в виде ушибленных разной формы и размеров.

Повреждения головы у пострадавших в кабине автомобиля сопровождаются переломами костей черепа и повреждениями оболочек и вещества головного мозга.  Переломы костей черепа  возникают от удара головой о части кабины, переломы костей черепа могут быть закрытые и открытые, изолированные или сочетанные, вдавленные или оскольчатые. Большинство из них закрытые, изолированные, с более частой локализацией в области основания черепа. 

При ударе лицом о руль, стойку кабины, раму ветрового стекла или ветровое стекло у водителей и пассажиров наряду с переломами костей черепа довольно часто возникают переломы костей лицевого скелета и повреждения зубов. Чаще других костей лица отмечены переломы нижней челюсти. В большинстве случаев они открытые, располагаются в вертикальном  направлении по передней ее поверхности между первыми или первым и вторым зубами. Линия перелома всегда зубчатая, неровная. Эти переломы часто сопровождаются разрывами слизистой оболочки десен, а иногда и губ. Переломы верхней челюсти и костей носа в основном открытые и многооскольчатые.

В происхождении повреждений внутренних органов основное значение имеет удар телом о расположенные спереди части и механизмы кабины автомобиля. Сила удара при травме в кабине меньше, чем при других видах автомобильной травмы. Поэтому явления общего сотрясения тела в подобных случаях выражены слабее, причем у водителей меньше, чем у пассажиров.

В зависимости от характера все повреждения внутренних органов могут быть подразделены на ушибы, разрывы, размозжения и отрывы. Ушибы и разрывы ткани легких могут иметь в своем происхождении два или три механизма – удар, сотрясение, противоудар. Ушибы проявляются в виде очаговых кровоизлияний, локализующихся одновременно на обоих легких. Разрывы легких возникают от удара грудью о части кабины, реже от сотрясения и крайне редко причиняются концами переломанных ребер.

У пассажиров в результате удара передней поверхностью шеи о панель управления иногда возникают повреждения стенки гортани, переломы подъязычной кости, а также повреждения хрящей и колец  гортани. Опасность подобных ранений состоит в том, что они могут приводить к развитию отека слизистой оболочки гортани, который нередко заканчивается смертью пострадавшего.

Ранения полостных органов – желудка, кишок и мочевого пузыря, встречаются относительно редко. Они ничем не отличаются от разрывов при любой другой травме, нанесенной тупым предметом. Наряду с повреждениями мочевого пузыря у пострадавших при данной травме всегда обнаруживаются переломы костей таза, особенно лобковых, осколками которых и наносятся повреждения мочевого пузыря.

Повреждения грудной клетки образуются при ударе передней поверхностью тела о руль (у водителей) или панель управления (у пассажира) и реже – от удара о дверцы кабины.

В момент столкновения автомобиля водитель ударяется грудью о находящийся впереди него руль, удар приходится соответственно месту расположения тела грудины и мечевидного отростка. В момент удара тело грудины и ряд прикрепляющихся к нему ребер прогибаются, в результате чего образуется прямой поперечный перелом грудины на границе тела и рукоятки. Переломы грудины у водителей неизменно сочетаются с повреждениями ребер, ключиц и связок грудинно-ключичного сочленения. Наиболее частым и характерным сочетанием повреждений являются одномоментные поперечные переломы грудины и продольные повреждения прикрепляющихся к ней хрящей II, III, IV ребер. Переломы ребер у водителей встречаются несколько реже, чем у пассажиров. Причиной их возникновения у водителей является удар грудью о руль и реже – о левую дверцу кабины, а у пассажиров – удар о панель управления или правую дверцу кабины.
Таким образом, большинство повреждений, полученных при ДТП это сочетанные черепно-мозговые травмы.

При сочетанных травмах таза повреждения черепа имеют место у 84,0%; нижних конечностей — у 36,0%; живота — у 32,4%; верхних конечностей — у 16,0%. При сочетанных травмах верхних конечностей повреждения головы наблюдаются у 88,1%; шеи — у 21%; грудной клетки — у 29,5%; нижних конечностей — у 51,8%. Частота травм живота и таза оказалась значительно большей у пешеходов — 18,3 и 25,0%, чем у других участников ДТП — 2,3 и 10,1% соответственно.
Вопрос № 5. Алгоритм действий на месте дорожно-транспортного происшествия.
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ

"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
  1   2

перейти в каталог файлов
связь с админом