Главная страница
qrcode

Музыкальные


НазваниеМузыкальные
Дата11.08.2019
Размер4.42 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаМузыкальные игры для детей.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#64279
страница1 из 12
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
тапайтпивош педагог»
заботливому ровятвп»
Т Н . Образцова
Серия Талантливому педагогу — заботливому родителю»
Т. Н. Образцова
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ для детей

М
о с ква ЭтролЛАДЛ2005div
ББК я 023
Образцова Т.Н.
0 2 3 Музыкальные игры для детей М .: ООО ИК Т Ц ЛАДА, ООО Э т ро л » , ООО Гамма Пресс с. - (« Талантливому педагогу- заботливому родителю ).

15ВИ В книге приводятся описания музыкальных игр, в которые с огромным удовольствием будут играть дети в детском саду, в школе или дома. В издании приведены примеры разнообразных музыкальных игр, рассчитанных на детей самых разных возрастов — отлет до старшего школьного возраста. Эго игры, развивающие чувство ритма, музыкальный слухи память, музыкально-юмористические и обрядовые, а также формирующие образное мышление детей и навыки совместного творчества.
Материал книги будет весьма полезен при занятиях дома, в музыкальных и общеобразовательных школах.
ББК 74.100.58я92
13ВИ 5-86887-123-5
© ЛА Научная книга, 2003
© ООО Гамма Пресс 2000», 2004
В
ведение
Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. Такую ситуацию несложно воссоздать, стоит только чаще знакомиться с книгами вроде той, которую выдержите в руках. Музыка, сопровождающая игры, должна иметь зажигательный, веселый ритм, благодаря которому у детей быстро поднимается настроение и повышается двигательная активность. Музыкальное сопровождение различных подвижных игр приносит только положительные результаты, так как входит в основу гармонического развития и укрепления здоровья детей.
Используя музыкальные игры, родители и учителя имеют прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности слух, голос, чувство ритма и т. д.
С таким же успехом у детей могут развиваться и танцевальные способности. Еще в период беременности будущие мамы прислоняют к своему животу магнитофон, где звучит спокойная, медленная музыка. Такое действие благотворно влияет на развитие плода.
Если устраивать музыкальные игры для детей еще в раннем возрасте, вдальнейш ем можно избежать таких случаев, когда ребенок в большой компании стесняется и поэтому не может прочитать небольшое стихотворение, спеть песенку или станцевать перед незнакомыми людьми. Чтобы
предотвратить возникновение подобных казусов, мамы и папы, воспитатели и учителя обязаны обеспечить все условия для детской творческой деятельности (в том числе и музыкальной) и отдыха — и тем самым позволить своим чадам гармонично развиваться и становиться раскованными.
Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов. Музыка приобщает ребенка к прекрасному, к ощущению гармонии, словом — обогащает его духовный мир.
Эта книга содержит в себе достаточно информации для того, чтобы стать незаменимым помощником всех взрослых в достижении максимального эффекта в формировании у детей музыкального вкуса, и дает возможность ознакомиться с различными музыкальными играми
Глава ПОДАЛЬШЕ ОТ МЕДВЕЖЬИХ ЛАП
Одной из важнейших областей человеческой деятельности является музыка. Она окружает нас на протяжении всей нашей жизни от младенческих лет до самой старости. Даже если человек совсем не связан с нею породу своей деятельности, он может очень любить и хорошо знать му­
зыку.
Эта глава предназначается в основном не тем детям, которые музыкой начали заниматься профессионально, серьезно и с этой целью учатся в специальных школах, осваивая какой-нибудь инструмент. Мы хотим предложить нашу помощь тем, кто просто хочет лучше разбираться в музыке, научиться ее различать, запоминать тем, кто любит петь, ноне слишком уверен в своих силах. А главное, предложенный в главе материал поможет каждому разобраться в своих способностях и стать более уверенным в себе.
Хотя и говорят, что если в детстве медведь на ухо наступил, то это навсегда, на самом деле это не так. У всех людей, если они вообще различают хоть какие-то звуки, есть и музыкальный слух. Просто у одних он развился сильнее, а другим с этим не повезло. И время, когда можно развить
музыкальный слух, упущено в детстве, когда закладываются основы тех или иных способностей человека.
М узыка началась с ритма, В Азии и Африке существуют народы, в танцах которых вообще нет мелодии. Мелодия, как таковая, у них отсутствует. Основу составляет богатый и сложный ритм, исполняемый на ударных инструментах. Эти ритмы переходят из поколения в поколение. Отцы передают их своим детям, причем запоминают они их, конечно, на слух, т. к. никакой нотной письменности у этих народов нет.
Вообще, ритм — это основа всей музыки. Возможно ли представить существование мелодии без ритмической опоры, хотя бы самой примитивной Попробуйте любую знакомую мелодию пропеть без определенной длины каждого звука, произвольно, иона сразу же потеряет смысли узнаваемость. Поэтому она обязательно должна быть организована во времени, в противном случае затрудняется ее восприятие и возможность воспроизведения. А вот ритм без мелодии прекрасно обходится. Ив этом мыс вами убедимся на примере игр, которые развивают чувство ритма .____________
«Аплодисменты»
Одна из самых простых музыкальных игр — на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. Итак по кругу.
Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример — он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам автор может точно его запомнить и воспроизвести.
Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например И раз, «Оле-оле-оле», Раз, два, три и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно.
Для тех, кто немного владеет нотной грамотой, мы предлагаем примеры ритмических рисунков:
п
т
фил л м

п
п
п
Вот эй - ма кругом бела с_г г и г
<
Д
п
а
д
Пе - ту - шок, пе - ту - шок
Примеры ритмических рисунков
8
«Стучалки»
Более сложным примером игры является игра с применением каких-либо музыкальных инструментов. Ноне пугайтесь, под инструментами мы подразумеваем все, из чего можно извлечь звук, все, почему можно стукнуть или чем можно произвести какой-либо шум, звон, дребезжание или даже шорох. Все подойдет деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки. Попробуйте использовать разные по тембру материалы — деревянные шкатулочки или коробочки, металлические банки и кастрюли, принесенные с кухни (конечно, с разрешения мамы. Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.
Собственно, эта игра является продолжением первой. Только задача усложняется тем, что теперь мы развиваем и тембровую память. В игре участвуют несколько детей. Один из них, первый, должен придумать и проиграть, то есть попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм.
Д
ля
начала используйте только два тембра. Например, железными папочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть — по металлической. При повторении следующий участник может исполнить сначала просто ритм без изменения тембра, а потом как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм с перебивкой тембра в тех же местах.
Для тех, кто наделен творческой фантазией, можно предложить повторить ритмический рисунок сразу на других инструментах, но полностью точно скопированный. Эта задача не так уж сложна, сложность здесь заключается в том, чтобы сделать тембровые перебивки еще более интересными. Как бы перещеголять в этом искусстве самого автора первоначальной композиции
Карнавалу что же, теперь давайте попробуем освоить ритмы Лаги некой Америки. Всем нам хорошо знакомы такие слова, как самба, румба. В конце концов, популярный ганец ма- карена тоже основан на латиноамериканских ритмах. Услышав их, мы сразу же представляем горячих латиноамериканцев в сомбреро, с гитарами и с такими шуршащими шариками на ручках — они называются маракасы.
Для этой игры ребятишкам понадобятся новые инструменты, и сделать их придется своими руками. Чтобы сделать один из них, нужно простую жестяную банку из-под фанты или другого газированного напитка наполнить ка­
кими-нибудь мелкими сыпучими предметами — рисом, песком или мелкими камешками и аккуратно заклеить отверстие скотчем или пластырем.
Прототипом этого инструмента является латиноамериканский инструмент чокало, представляющий собой некое подобие деревянного цилиндра. Другой инструмент напоминает гуиро, который на своей родине изготавливается из высушенной тыквы. Чтобы сделать этот инструмент, достаточно в такую же жестяную банку засыпать горох или высушенные косточки от маслин, заклеить отверстие — и изделие готово.
Если у кого-нибудь найдутся детские маракасы, значит своеобразный латиноамериканский ансамбль налицо почтив полном составе. Бубен и барабан тоже нелишние. На чокало, гуиро и маракасах нужно играть, производя звуки потряхивающими или покачивающими движениями. Ч окало можно не встряхивать, а вращать вокруг оси, тогда его содержимое производит тихое шуршание. Теперь нам нужна любая мелодия в ритме самбы, румбы, танго или босано- вы. Наверняка у кого -то из вашей компании есть магнитофон песни в ритмах латиноамериканских танцев есть у таких современных исполнителей, как Алсу (ее знаменитый
10
сингл с Энрике Иглесиасом). Можно использовать и знаменитую «Макарену» (пусть даже в исполнении Сергея М инаева) или Квартал («Парамарибо»).
Игра заключается в том, чтобы, предварительно потренировавшись, попробовать влиться в звучание заранее заготовленной песни или композиции. Старайтесь, чтобы звуки ваших инструментов точно совпадали с долями звучащей музыки, с ударами барабанов или звуками бас- гитары. На бубне и барабане сыграть такой простейший ритм не представляет труда, а вот на гуиро или маракасах у вас не все сразу будет получаться — такие простые на вид инструменты требуют большой сноровки и чувства ритма. Но, приложив усилие, вы почувствуете, что ваша группа музыкантов становится настоящим мексиканским оркестром или участниками бразильского карнавала.
Если вы не найдете нужную запись, можете использовать любую мелодию, близкую по ритму, какую-нибудь песню Бритни Спирс или песни группы Сплин (например, Мое сердце. В сочетании песен, не совсем подходящих по стилю, с таким специфическим сопровождением можно найти даже юмористический эффект (сейчас многие группы экспериментируют со смешением стилей. Присоедините звучание своего ударного ансамбля км ело­
диям таких групп, как Тату, Руки вверх, Иванушки-
Интернэш нл» и т. д. Попробуйте, посмотрите, что полу­
чится.
«Кукушка»
Найдите детскую дудочку, на которой можно было бы сыграть два разных по высоте звука, один выше, другой ниже, то есть полностью повторить песню кукушки в лесу
«Ку-ку». И пусть тот, кто будет изображать кукушку, не самый музыкально и ритмически одаренный человек. Главное, чтобы он мог играть эти два звука. Остальные участии
11
ки игры должны выбрать себе по одному ударному инструменту и на них попробовать сыграть любой ритм из предыдущих игр или любой другой на выбор. Ритмическая фраза должна быть довольно длинной и по своему строению напоминать куплет из песни. Можно взять куплет ка­
кой-нибудь известной народной песни, которую все наверняка знают (Во поле береза стояла или более сложную по ритму «Калинку»).
И так, все исполнители по сигналу выбранного дирижера начинают играть слаженно и вместе. Только кукушка молчит. Но вот иона в самый подходящий по ее мнению момент вступает со своим «ку-ку». Если звуки кукушки подошли к ритму и не сбили остальных, игра продолжается. Если же «ку-ку» раздалось совсем невпопад, ритмический рисунок начинается снова. Причем, не надо делать перерыва, а сразу после «ку-ку» по кивку дирижера вступать со своей песней вновь. Как правило, такое кукование имеет большой успехи может всех развеселить. Используйте в этой игре предыдущие примеры.
«Водные процедуры»
(«музыка на воде»)
Один из вариантов ритмических игр — игра, подготавливающая детей к запоминанию простейших мелодий. Для нее тоже необходима некоторая подготовка. Нужно взять несколько (5—7) стаканов- желательно одинаковых и сне слишком толстыми стенками. Наполните их водой иуда ром металлической палочки по стакану проверьте, какой звук они издают. Ударять старайтесь не слишком сильно, чтобы не разбить стаканы и не уронить, нов тоже время так, чтобы звук был наиболее ясным. Каждый стакан должен зазвучать по-своему. Пусть это даже будет не слишком мелодично и стройно — главное, чтобы звуки четко различались на слух
Задача играющих в этом случае значительно усложняется. Теперь они уже должны запомнить непросто тембры, но и высоту звучания каждого из стаканов. Лучше, если перед началом игры они будут выстроены вряд по мере повышения высоты, так, чтобы слева от исполнителя находились низкие по звуку, а справа — высокие. Совсем хорошо, если кто-нибудь из наиболее продвинутых игроков сможет настроить весь этот ряд по музыкальному звукоряду. Но даже если этого не получится, не огорчайтесь, попробуйте соблюдать направление запомните, в какую сторону изменялся последующий звук, был он выше или ниже предыдущего, И просто старайтесь как можно точнее повторять заданный ритм, пока мелодия для вас еще не главное.
Примеры ритмических рисунков можно брать прежние.
И так, мы научились улавливать и запоминать ритм. Теперь попробуем приступить к решению более сложной задачи к играм, которые развивают музыкальный слухи память. Если чувство ритма заложено в человеке самой природой (ведь самый основной ритм — это стук нашего сердца, то с высотой звука все гораздо сложнее. Уши — это довольно сложный прибор, требующий тщательной настройки. Но пусть вас не останавливают трудности. Вы должны твердо знать слух есть у каждого, только у одного он как бы «лежитна поверхности, а удругого — спрятан внугри, и его нужно очень осторожно и настойчиво оттуда «доста­
вать».
Часто утех, цро кош говорят, что у них по ушам слоны прошлись, простонет голоса. Голосили ломается в подростковый период или не успел развиться. Обычно голосом просто не умеют пользоваться, но при этом слышат, что пение получается не очень правильное. Но ведь уш и-то у этого человека в порядке, слух контролирует голос, но порой не может помочь. Игры, которые мы вам предложим, помогут вам проверить себя и состояние своего слуха именно в музыкальном, звуковысогном отношении _______________________
«Угадай-ка»
Для участия в этой игре понадобится настоящий музыкальный инструмент. Конечно, лучше, если это настоящее фортепиано, но если его нет, под ой дел любая детская игрушка с клавишами или детский ксилофон или металлофон. То есть игрокам нужен такой инструмент, на котором любой играющий смог бы воспроизвести простейший звук. Ведь на пианино для этого нужно всего лишь нажать на клавишу. А на ксилофоне - - ударить палочкой по пластине.
Теперь надо выбрать ведущего, того, кто хоть немного знает, как расположены клавиши на клавиатуре (знать их название при этом ненужно) или пластинки у ксилофона. Этот ведущий должен уметь запоминать высоту звука и именно ту клавишу, которая будет извлекать этот звук. При небольшой подготовке это сможет сделать любой из вас. Все остальные участники ш р ы отворачиваются, а ведущий нажимает на одну из клавиш или ударяет палочкой по ксилофону. Затем он выбирает кого-либо из ребят и предлагает ему отгадать, на какую клавишу он нажимал. Причем, если используется настоящее фортепиано значит, поскольку клавиатура у него длинная, необходимо выделить небольшой отрезок клавиш (в пределах октавы, чтобы облегчить начинающему игроку угадывание.
На ксилофоне звукоряд короткий, и поэтому такого упрощения не требуется. Методом тыка угадывающий должен остановиться на одном варианте. Остальные участники игры могут высказать свое согласие или несогласие. Если ведущий признает правильность выбора, то ведение игры переходит к этому участнику. Если же нетто угадывающего можно сменить. Но учитывайте, что звук, скорее всего, нужно будет повторить, так какие у всех людей такая замечательная память, чтобы после многочисленных ошибок предыдущего игрока можно было точно вспомнить первоначально заданный звук
Кто это был?»
Игра, которую мы хотим предложить вашему вниманию сейчас, представляет собой продолжение предыдущей. Принцип ее такой же, как в знакомой вам с детства игре, когда один из ребят отворачивается от трех-четырех других, а они толкают его под локоть. Только здесь вместо толчка будет действовать звук. Для этого вам потребуются как минимум три-четыре одинаковые по тембру детские дудочки. Каждый из играющих на этих дудочках должен выбрать один из звуков, который можно извлечь определенной комбинацией нажатия пальцев (музыканты называют это аппликатурой).
Тому, кто собирается отгадывать, нужно все из предложенных звуков прослушать очень внимательно и постараться мысленно запомнить, какой из них кому из участников принадлежит. Теперь он должен отвернуться, а кто-то из музыкантов, по молчаливой договоренности, играет свой звук (только непременно гот, который был заявлен. При этом все играющие участники должны стоять как можно ближе друг к другу, чтобы по направлению звука угадывающий не мог догадаться, кто из участников игры его извлек. По той же причине тембр инструментов должен быть нейтральным, имеющим минимум отличий друг от друга. Если некоторые звуки будут слишком характерными, следует использовать только те, которые не выдают инструмент.
Теперь у каждого звука есть имя — имя участника, его воспроизводящего. Ребенок, угадывающий мелодии, просто называет звуки по имени. После успешной отгадки звуки нужно поменять на другие, соблюдая те же принципы. Когда все пройдут через роль угадывающего, наступает следующий этап. Нужно отгадать не только, кто это был, но и сколько их было. Теперь звуки, предварительно прослушанные, должны звучать по два, а то и потри сразу. Не думайте, что это так легко угадать, если, конечно, упас нет специальной подготовки.
Сначала отвернувшийся должен просто сказать, какое количество звуков он слышит. Ну а затем, если это получается легко, постараться определить, кто это играет. Самое главное в этой игре — постараться достигнуть прогресса в угадывании. Ведь инструменты одни и те же, различие высоты (диапазон) звуков небольшое, и поэтому задействованной оказывается не только сиюминутная память на высоту звука, но и тембровая память на каждый звуки голос определенного инструмента. Большое внимание следует уделить подготовительной части игры. Прослушивание и запоминание каждого звука должно происходить в полной тишине и при максимальном внимании всех участников, а особенно — угадывающего.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов


связь с админом