Главная страница
qrcode

Нефтепровод


НазваниеНефтепровод
АнкорНефтепровод.doc
Дата25.09.2017
Размер40 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНефтепровод.doc
ТипДокументы
#8097
Каталог

Нефтепровод – это комплекс сооружений для транспортировки нефти и продуктов её переработки от места их добычи или производства к пунктам потребления или перевалки на ж.-д. либо водный транспорт. В состав нефтепровода входят подземные и подводные трубопроводы, линейная арматура, головные и промежуточные нефтеперекачечные насосные станции, нефтехранилища, линейные и вспомогательные сооружения.

По магистральным нефтепроводам нефть и нефтепродукты транспортируются на значительные расстояния, нередко до 2000 км и более. Диаметр магистральных нефтепроводов от 200 до 1220 мм, давление, как правило, 5—6 Мн/см2 (50—60 кгс/см2). Подводящие нефтепроводы предназначаются для транспортировки нефти с промыслов на головные сооружения магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов с нефтеперерабатывающих заводов на головные сооружения магистральных нефтепродуктопроводов: они имеют протяжённость до нескольких десятков км. Промысловые, заводские и нефтебазовые трубопроводы предназначены для внутренних перекачек.

Основные параметры магистрального нефтепровода: протяжённость, производительность, диаметр, давление и число перекачечных станций. Первые два параметра задаются, остальные определяются расчётом. Для сооружения нефтепроводов применяют трубы из углеродистой и низколегированной стали, в основном сварные, с продольным и спиральным швами. При расчёте магистрального нефтепровода большое значение имеют вязкость и плотность перекачиваемых нефти и нефтепродуктов. Для предохранения труб от почвенной коррозии и блуждающих токов применяют антикоррозийную изоляцию и электрохимические методы защиты: катодную защиту, электрополяризованные протекторы, электродренаж. По всей длине нефтепровода устанавливаются линейные секущие задвижки. Расстояние между задвижками определяется в зависимости от рельефа местности, но составляет не более 20 км. При перекачке высоковязкой и высокозастывающей нефти применяют её подогрев на перекачечных станциях и промежуточных пунктах подогрева. Стоимость строительства магистральных нефтепроводов окупается в относительно короткие сроки (обычно 2—3 года).

Первый нефтепровод длиной 6 км сооружен в США в 1865. Нефтепровод большей длины начали строить в США в 1875. Первый нефтепровод в России проложен в 1878 в Баку от промыслов до нефтеперерабатывающего завода. В 1897—1907 был построен по проекту В. Г. Шухова самый большой в то время в мире по протяжённости магистральный продуктопровод Баку – Батуми диаметром 200 мм и длиной 835 км с 16 перекачивающими станциями, который продолжает эксплуатироваться.

Развитие нефтепроводного транспорта в СССР связано с освоением нефтяных месторождений в Башкирской АССР Татарской АССР и Куйбышевской области РСФСР. К 1941 в эксплуатации находилось 4100 км магистральных трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов с суммарной годовой производительностью 7,9 млн. т. Максимальный диаметр составлял 300 мм. Общая протяжённость магистральных нефтепроводов к 1956 возросла до 11,5 тыс. км, а в 1966 достигла 29 тыс. км. Действующая сеть магистральных нефтепроводов развивалась в 3 основных направлениях: урало-сибирское (Альметьевск – Уфа – Омск – Новосибирск – Иркутск) длиной 8527 км (нефтепроводов и продуктопроводов); северо-западное (Альметьевск Горький – Ярославль – Кириши с ответвлением на Рязань и Москву) длиной более 1700 км; юго-западное (от Альметьевска до Куйбышева и далее нефтепровод «Дружба» с ответвлением на Полоцк и Вентспилс) протяжённостью более 3500 км. С открытием новых нефтяных месторождений на Южном Мангышлаке и в Тюменской области сооружены уникальные нефтепроводы: Узень – Гурьев – Куйбышев диаметром 1020 мм, длиной 1500 км для перекачки высоковязкой и высокозастывающей мангышлакской нефти с путевым подогревом («горячий» нефтепровод); Усть-Балык – Омск диаметром 1020 мм, длиной 1000 км; Шаим – Тюмень, Александровское – Анжеро-Судженск диаметром 1220 мм и протяжённостью 840 км, Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск диаметром 1220 мм и протяжённостью 1844 км, второй трубопровод «Дружба» (см. карту). Общая протяжённость нефтепроводов в СССР составляет 42,9 тыс. км (1973). Характерная особенность развития нефтепроводного транспорта в СССР — увеличение удельного веса нефтепроводов большого диаметра.
Нефтепроводы развитых капиталистических и развивающихся стран представляют мощный вид транспорта нефти и нефтепродуктов. Первое место занимают США, где сеть магистральных нефтепроводов составляет около 70% протяжённости трубопроводов капиталистических стран мира. Из общей длины нефтепроводов США трубы диаметром 100-500 мм составляют более 50%, трубы 900-мм и выше – всего 10-12%. В 1968 в США был построен первый магистральный нефтепровод диаметром 1000 мм от Нового Орлеана (Сент-Джеймс) до Патоки протяжённостью 1012 км. Начато (1974) строительство трубопровода диаметром 1220 мм на расстояние 1260 км для транспортировки нефти от месторождений залива Прадхо на побережье Аляски (открытых в 1968) до г. Валдиз. Главные действующие магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы США принадлежат крупнейшим нефтяным монополиям, охватывающим около 90% трубопроводов по протяжённости и 70% по объёму перекачки нефти и нефтепродуктов. Наиболее крупные системы нефтепроводов построены в США. Значительно позже, чем в США, началось строительство нефтепроводов в др. капиталистических странах. В Западной Европе в 1952 был построен нефтепровод Вадо-Лигуре – Трехате длиной 152 км, в 1953 – Гавр – Париж (243 км), в 1963 – Лавера – Карлсруэ (780 км), в 1964 – Генуя — Ингольштадт (536 км). Наибольшая протяжённость нефтепроводов (в тыс. км) в странах Северной Америки — 270, в странах Южной Америки (включая район Карибского моря) она составляет 23,59, в Западной Европе — 17,82, в странах Ближнего и Среднего Востока — 22,8, в Африке —15,34, на Дальнем Востоке и в Океании — 8,87.

Протяжённость Нефтепровод в развитых капиталистических и развивающихся странах (1972) приведена ниже.

Протяжённость крупных систем нефтепроводов в США, тыс. км

«Сервис пайп-лайн» 22,68

«Хамбл пайп-лайн» 18,9

«Колониал» 4,68

«Магнолия пайп-лайн» 19,5

«Бакай пайп-лайн» 12,8

«Синклер пайп-лайн» 15,3

Протяжённость нефтепроводов в развитых капиталистических (кроме США) и развивающихся странах. тыс. км
Северная Америка
Канада 20,6

Мексика 9,5
Южная Америка
Аргентина 6,55

Боливия 3,49

Бразилия 2,37

Венесуэла 4,97

Колумбия 4,45
Западная Европа
Австрия 0,64

Великобритания 2,36

Испания 2,07

Италия 4,06

Нидерланды 1,25

Франция 3,86

ФРГ 3,13

Ближний и Средний Восток

Бахрейн 0,2

Израиль 0,78

Ирак 5,65

Иран 3,53

Катар 0,42

Кувейт 0,85

Нейтральная зона 0,22

Саудовская Аравия 3,85

Сирия 1,18

Турция 2,24
Африка
Алжир 4,69

АРЕ 0,43

Ливия 3,05

Нигерия 0,83

Тунис 0,74

ЮАР 2,24

Южная Родезия и Мозамбик 0,83

Юго-Восточная Азия, Австралия и Дальний Восток

Австралия 1,28

Бирма 0,48

Индия 3,93

Индонезия 1,86

Япония 0,86

Совершенствование Нефтепровод осуществляется благодаря увеличению диаметра труб и улучшению их качества. Наиболее экономичными считаются трубы диаметром 900—1000 мм и выше. Основное внимание при эксплуатации Нефтепровод уделяется повышению их пропускной способности путём ввода новых промежуточных перекачечных станций, расширения и реконструкции действующих объектов. Кроме того, действующие системы расширяются путём прокладки вторых ниток и увеличения мощности насосных станций


Литература:


Яблонский В.С., Белоусов В.Д. Проектирование нефтегазопроводов, М., 1959;

Попов С.С. Транспорт нефти, нефтепродуктов и газа, 2 изд., М., 1960.

В. П. Ефремов
перейти в каталог файлов


связь с админом