Главная страница

О. В. Основы экономики аптек учебное пособие


Скачать 5.37 Mb.
НазваниеО. В. Основы экономики аптек учебное пособие
Анкорsaveleva_z_a_zaiceva_z_i_kartashova_o_v_osnovy_.
Дата27.11.2017
Размер5.37 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsaveleva_z_a_zaiceva_z_i_kartashova_o_v_osnovy.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#34574
страница1 из 11
Каталогtikho_selchu

С этим файлом связано 4 файл(ов). Среди них: saveleva_z_a_zaiceva_z_i_kartashova_o_v_osnovy.pdf, New_Round_Up_2_Students_39_Book.pdf, New_Total_English_Pre-Intermediate_Workbook_Book_Answer_Key_pdf..
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Савельева ЗА, Зайцева З.И., Карташова О.В. Основы экономики аптек учебное пособие (цикл лекций. - Мг. с. Авторы - сотрудники Московской медицинской академии им. ИМ. Сеченова: кандидат фармацевтических наук, доцент ЗА. Савельева,
старший преподаватель З.И. Зайцева, кандидат фарм. наук, старший преподаватель О.В. Карташова. В учебном пособии изложены основы экономической теории в преломлении к фармацевтической экономике, на примере аптеки. Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей фармацевтических факультетов медицинских и фармацевтических высших учебных заведений, а также для практических работников в области фармации. Рецензенты
Битерякова А.М. – кандидат фармацевтических наук, профессор, завкафедрой управления и экономики фармации ФППО провизоров Московской медицинской академии им. ИМ.
Сеченова
Косова ИВ. – кандидат фармацевтических наук, доцент, завкафедрой менеджмента и маркетинга в фармации факультета повышения квалификации Российского университета дружбы народов

1
Идеи экономистов и политиков
имеют гораздо большее значение,
чем принято думать в действительности
только они и правят миром ….»
Кейнс Предисловие к пятому изданию. Прошло пять лет со дня выхода в свет первого издания цикла лекций Основы экономики аптеки. За это время произошли изменения в экономике нашей страны нормативной и законодательной базе стала доступной для широкого круга читателей экономическая литература. Существенно изменилась структура аптечных организаций по формам собственности в аптечной сети России сегодня работают около 35% частных и более
65% государственных аптек значительно расширилось количество оптовых предприятий на федеральном уровне их сейчас около 700, на региональных уровнях около 3300. В оптовом звене, наряду с ростом общей численности предприятий оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, превалируют предприятия негосударственной организационно-правовой формы и ведомственной подчиненностью –
96, 5%. Но несмотря, на единые требования по соблюдению фармацевтического режима ко всем аптечным организациям независимо от формы собственности, есть существенные особенности введении ими хозяйственно-финансовой деятельности. Представляя читателю, пятое издание учебного пособия, мы считаем целесообразным предварить его изучение небольшим комментарием. Прежде всего, отметим, что данное пособие является логическим продолжением курса Основы рыночной экономики, изучаемого студентами го курса фармацевтического факультета. В связи с этим нет необходимости подробно излагать основы экономической теории уже рассмотренной в предыдущем курсе. Экономическая теория это безграничная область знаний, имеющая свое приложение в разных отраслях. Поэтому в пособие мы только отразили основы экономической теории в преломлении к фармацевтической экономике, а если более точно, к субъектам микроэкономики – аптекам. Аптека, обслуживающая население – это коммерческая розничная организация, цель которой - получение прибыли при решении социальной задачи обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения путем их продажи. При централизованном планировании многие аптеки были убыточными и получали дотации от государства. В рыночных условиях их ждет банкротство. Требование времени изыскивать наиболее эффективные пути хозяйствования.

В соответствии с этим, целью пособия является формирование у студентов экономического мышления при решении вопросов финансово-хозяйственной деятельности аптечных организаций. Основными инструментами рынка является спрос, предложение, цена. В связи с этим первые темы посвящены введению в микроэкономику, особенностям действия основных экономических законов на фармацевтическом рынке. Особое внимание уделяется изучению потребительского поведения и прогнозированию объема продаж с целью максимального удовлетворению потребности. Одним из факторов влияющих на бесперебойное снабжение населения и лечебно- профилактические учреждения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения является правильное формирование товарных запасов. Подробно излагается теория управления товарными запасами и методики расчета оптимальной его величины. Завершается пособие изучением проблем максимизации прибыли и минимизации убытков. Наряду с теорией вопросов все темы сопровождаются конкретными примерами и ссылками на законодательные и нормативные акты в области обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

5 ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКУЮ ЭКОНОМИКУ.

1.1. Понятие экономика. Каждый человек имеет свои потребности, но они ограничены физическими и интеллектуальными способностями, временем и средствами, которые он мог бы использовать для достижения желанной целите. ограничены ресурсами. Известной кинозвезде говорит начинающий артист
- Я хочу жениться на Вася уже зарабатываю 3 тысячи.
- Ау меня 3 тысячи уходит только на утренний туалет.
- Знаете, я передумал. Зачем мне такая грязнуля Постоянная недостаточность наличных ресурсов – главное и весьма жесткое условие, накладываемое объективной реальностью на размеры общественного и личного благосостояния и возможности их роста, не позволяющее достичь идеального удовлетворения потребностей. Если бы ресурсы небыли бы недостаточны, не было и необходимости заботиться о наилучшем, оптимальном их распределении между различными нуждами, не надо было бы экономить их, повышать эффективность их использования, устанавливать ка- кие-либо принципы распределения потребительских товаров и услуг. Экономика как рази является механизмом преодоления указанных противоречий. Экономическая теория, или просто экономика, это общественная наука, изучающая поведение людей и их групп в процессе производства, обмена и потребления материальных благ и услуг в целях удовлетворения своих неограниченных потребностей посредством ограниченных ресурсов. Есть несколько определений экономики и это обусловлено сложностью этой категории, тем, что в ней находят отражения все многообразные отношения в сфере хозяйственной и управленческой деятельности. Вся экономическая деятельность людей по созданию тех или иных товаров направлена на то, чтобы удовлетворить потребности. Это значит, что потребности являются движущим стимулом развития экономики, причиной ее структурной перестройки.

Основными принципами экономики являются взаимодействие теории и практики, единство микро- и макроанализа, принцип реального историзма.
1.2. Макро– и микроэкономика. Структурно современная экономическая теория делится на два раздела
– макроэкономику и микроэкономику. Макроэкономика исследует функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектами изучения ее является национальный доходи общественный продукт, экономический рост, общий уровень занятости и др. Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов отрасль, предприятие, домохозяйства. В центре ее внимания – цены, объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков. Микроэкономику часто называют теорией цены, хотя она исследует лишь относительные цены, те. соотношение цен отдельных товаров, оставляя проблему абсолютного уровня цен макроэкономическому анализу, который иногда называют также теорией национального дохода и занятости. Образно говоря, макроэкономика изучает факторы, определяющие размеры общего пирога, тогда как микроэкономику интересует его состав и распределение. Главное различие между микро и макроэкономикой заключается не только в масштабах исследующих их объектов, но ив происходящих процессах которые составляют эти объекты. Следует отметить, что ответы на многие вопросы микроэкономики можно дать только с учетом макроэкономической информации. В последнее время получил распространение еще один срез экономической теории – ме- зоэкономика (от греч. Mesos – средний, промежуточный. Мезоэкономика рассматривает традиционную микроэкономическую проблему с учетом

7 влияния на поведение экономических агентов важнейших макроэкономических переменных – совокупного спроса, инфляционных ожиданий и т.п. Определение потребности в средствах федерального фонда обязательного медицинского страхования на бесплатный и льготный отпуск лекарств – сфера макроэкономики - зависит от численности населения, характера заболеваемости, особенностей потребления лекарственных препаратов отдельными клиниками, стационарами – субъекты микроэкономики. Научное обоснование потребности в средствах на бесплатный и льготный отпуск в этих учреждениях проводится методами, используемыми на учрежденческом уровне (уровне микроэкономики.
1.3. Понятие фармацевтическая экономика. Крупным сектором макроэкономической системы является фармацевтическая экономика. Фармацевтическая экономика – совокупность отраслей, занятых производством, распределением и обменом лекарственных средств, изделий медицинского назначения и услуг, необходимых для поддержания общественного здоровья. Фармацевтическая экономика, испытывая противоречия между потребностями в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, необходимых для поддержания общественного здоровья, и ограниченностью ресурсов решает взаимосвязанные задачи Что производить?
Для кого производить?
Как производить

что производить – какие лекарственные средства, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве ив данное время. как производить – кем, из каких ограниченных ресурсов и их комбинаций и при помощи каких технологий будут произведены выбранные лекарственные средства, изделия медицинского назначения. для кого производить – кому достанутся лекарственные средства ив каком количестве будет располагать ими потребитель промежуточный – врачи и конечный – пациенты. На решение этих задач будут влиять не только экономические законы, но и социальная роль лежащая в основе принципов фармацевтической помощи доступность, квалифицированность и своевременность. Так для многих лекарственных препаратов, например, нитроглицерина, инсулина и др, отсутствие их в обращении абсолютно исключено, так как напрямую связано с возможностью жизни больных людей. В концепции программы Развитие системы лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения РФ (решение коллегии Минздрава РФ 17 от 28.09.99.) выделены приоритеты в развитии производства и закупки лекарственных препаратов для лечения особо значимых заболеваний, например, сердечно-сосудистой системы, туберкулез, онкологических заболеваний. Перечисленные задачи по-разному решаются в разных экономических системах. В экономической системе с развитыми рыночными отношениями они решаются через рыночный механизм, посредством цен, спроса, предложения, конкуренции, прибыли. Экономика Российской Федерации переходит на путь рыночной экономике Фармацевтическая экономика, работавшая ранее в командно- административной системе, постепенно включает в работу рыночные механизмы- Закупка лекарственных препаратов по бесплатному и льготному отпуску стала проводиться на конкурсной основе. Участниками конкурса являются только зарекомендовавшие себя на фармацевтическом рынке фирмы. Выигрывают конкурс фирмы, имеющие наибольший ассортимент лекарственных препаратов, наилучшее качество и наименьшие цены, те. конкурс проходит на основе конкурентной борьбы- В сфере обращения лекарственных препаратов начали принимать участие предприятия и организации независимо от форм собственности.
- Развивается конкуренция. Значительно увеличилось количество оптовых и розничных аптечных организаций (главным образом за счет мелкорознич- ной сети.
- Во много раз расширился ассортимент лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Фармацевтический рынок сегодня насчитывает около 13,5 тысяч наименований лекарственных препаратов.
- Аптеки наделены правами самостоятельно заключать договора сразу с несколькими фирмами поставщиками лекарственных препаратов. Срок доставки отдельных ЛП в аптечные организации составляет 1-2 дня.
- Одной из характерных особенностей рыночной системы хозяйствования является свободное ценообразование. На ЛП и парафармацевтическую продукцию, не включенную в список жизненно необходимых лекарственных средств, аптечным организациям дано право формировать свободные цены. Вместе стем, учитывая социальную значимость ЛП, на жизненно важные и необходимые лекарственные средства, введена государственная регистрация цен производителя и установлена предельная торговая надбавка. Это еще раз подчеркивает влияние на фармацевтическую экономику не только экономических, но и социальных законов.
В рыночной экономике при координации хозяйственной деятельности всех предприятий, организаций, участвующих в обращении лекарственных средств возникают следующие преимущества гибкость, оперативность, заинтересованность каждого в улучшении результатов своей работы.

Принципами фармацевтической экономики являются

Общие – 1. ограниченность ресурсов и безграничность
потребностей
2. социальные приоритеты.
Частные – 1. личная заинтересованность в здоровье
2. стремление людей и государства ограничить расходы на приобретение лекарственных средств
3. возможность количественных измерений
экономических проявлений. Областью исследований фармацевтической экономики являются проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов лекарственных препаратов и предметов медицинского назначения или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения потребностей населения и ЛПУ в товарах аптечного ассортимента.
1.4. Характеристика субъектов фармацевтической микроэкономики.
Как мы отмечали ранее, субъектами микроэкономики могут быть предприятия (например, аптеки, отдельные отрасли, потребители. Предприятие (организация, как субъект микроэкономики, характеризуется качественными и количественными характеристиками
Основные качественные параметры микроэкономики
1. характер и содержание деятельности,
2. базовая форма собственности,
3. организационно-правовой статус предприятия,
4. способы и методы ведения конкуренции. Характер и содержание деятельности предприятия. Характер и содержание деятельности предприятия определяется отраслью, в которой функционирует предприятие. В свою очередь каждое предприятие одной отрасли конкретизирует содержание своей деятельности, которое фиксируются в уставе или учредительном договоре предприятия. Так аптечные организации по характеру своей деятельности относятся куч- реждениям здравоохранения, наряду с поликлиниками, больницами и т.д., а
по содержанию своей деятельности являются розничным предприятием, которое предназначено для оказания фармацевтической помощи, в т.ч. для реализации фармацевтической и парафармацевтической продукции. Поэтому хозяйственная деятельность аптечной организации, с одной стороны, должна строится на базе Российских законодательных актов по охране здоровья, которые гарантируют определенный уровень оказания фармацевтической помощи Конституции РФ, Основы законодательство РФ об охране здоровья граждан, Федеральный закон О лекарственных средствах, Федеральный закон О наркотических средствах и психотропных веществах, другие регламенты, определяющие задачи и порядок деятельности предприятий и организаций, находящихся введении Минздрава РФ. Ас другой стороны, отнесение аптек к предприятиям розничной торговли, предполагает раздельный учет продажи лекарственных предприятий и изделий медицинского назначения населению, организациям здравоохранения использование различных надбавок к цене при розничной и оптовой реализации, в т.ч. при отпуске лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения по бесплатным рецептам или со скидкой. Это создает много проблем, связанных с противоречиями между торговой функцией и социальной направленностью деятельности аптечных организаций.
2. Базовая форма собственности. Гражданским кодексом РФ предусмотрены следующие формы собственности частная, государственная муниципальная, иные формы (общественных организаций, интеллектуальных и др.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ от 22.06.98 № 86 ФЗ вред. от 02.01.2000 N 5-ФЗ) извлечение Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с разработкой, производством, изготовлением, доклиническими и клиническими исследованиями лекарственных средств, контролем их качества, эффективности, безопасности, торговлей лекарственными средствами и иными действиями в сфере обращения лекарственных средств.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает приоритет государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности лекарственных средств. Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере обращения лекарственных средств Правительство Российской Федерации
1) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения населения Российской Федерации лекарственными средствами
2) разрабатывает и осуществляет федеральные программы обеспечения населения РФ лекарственными средствами и развития медицинской промышленности) устанавливает порядок социальной защиты граждан Российской Федерации, льготного или бесплатного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации лекарственными средствами
4) утверждает Положение о деятельности федерального органа контроля качества лекарственных средств. Статья 32. Порядок розничной торговли лекарственными средствами
1. Розничная торговля лекарственными средствами осуществляется аптечными учреждениями. Разрешена розничная торговля только лекарственными средствами, зарегистрированными в Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВАХ от 18.01.98 № 3-ФЗ) извлечение. Статья 3. Законодательство Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах
1. Законодательство Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии сними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора. Статья 4. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ ив области противодействия их незаконному обороту
1. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ ив области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.
2. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ ив области противодействия их незаконному обороту строится наследующих принципах государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ намного- сторонней и двусторонней основе.

14
Причастной собственности имущество создается и приобретается за счет собственных средств (одного человека, семьи, коллектива. Государственная собственность может быть федеральной (имущество принадлежит Российской Федерации) или собственностью субъектов Российской Федерации (имущество принадлежит республикам, краям, областям, автономным округам. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Муниципальная собственность принадлежит городскими сельским поселениям, а также другим муниципальным образованьям. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными учреждениями и предприятиями во владение, пользование и распоряжение. Права собственника осуществляют органы местного самоуправления. К иным формам относится собственность общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, которая передается им в собственность (учреждениями) или создается и приобретается за счет этих организаций и может использоваться лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Имущество, которое находится в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственниками в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном приватизацией. Приватизация аптечных предприятий осуществляется в настоящее время в соответствии с Федеральным Законом О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации (№ 123-ФЗ от 21.07.97 г, Указом Президента РФ Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после
1 июля 1994 года, региональными программами приватизации и другими документами. Аптечные предприятия, имея правовой статус унитарных государственных или муниципальных предприятий, чаще всего приватизируются через преобразование в открытые акционерные общества (ОАО) с продажей акций их работникам. При этом способе приватизации 50% обыкновенных акций от уставного капитала продаются членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам, 25% акций остаются в собственности субъектов РФ или муниципального образования, оставшиеся 25% акций подлежат продаже на специализированном аукционе.
Существуют некоторые ограничения в приватизации аптечных предприятий. Не подлежат приватизации центральные районные аптеки (кроме районов в городах центральные (окружные) городские аптеки аптеки, реализующие наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества аптеки, являющиеся единственными в населенном пункте предприятиями, реализующими лекарственные средства населению. ЗАКОН РФ О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА И ОБ ОСНОВАХ ПРИВАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА В РФ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов
связь с админом