Главная страница
qrcode

Опыт комментария к эзотерическому преданию восточной церкви


НазваниеОпыт комментария к эзотерическому преданию восточной церкви
АнкорB Muravyov Gnozis t 3.doc
Дата03.10.2017
Размер1.41 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаB_Muravyov_Gnozis_t_3.doc
ТипДокументы
#18264
страница1 из 15
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

 

Boris Mouravieff

GNOSIS

BOOK THREE

The Esoteric Cycle

STUDY AND COMMENTARIES

ON THE ESOTERIC TRADITION

OF EASTERN ORTHODOXY

PRAXIS INSTITUTE PRESS

Борис Муравьев

гнозис

ТОМ ТРЕТИЙ

Эзотерический Цикл

ОПЫТ КОММЕНТАРИЯ К

ЭЗОТЕРИЧЕСКОМУ ПРЕДАНИЮ

ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ

«СОФИЯ» 1998

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ……………5

ОТ АВТОРА…………………8

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПУТЬ

ГЛАВА I……………………13

Проблема организации человеческого общества. Братство, Равенство, Свобода. Возможная роль двухпалатной Организации Объединенных Наций. Проблема нового человека. Пророки — зодчие Нового Порядка.

ГЛАВА II…………………..21

Основные последствия энергетической революции. Необходимость развития международного сотрудничества. Технический прогресс в плане цивилизации играет ту же роль, что и прогресс сознания в плане культуры. Всеобщая культура в рамках мировой цивилизации невозможна без расцвета национальных культур.

ГЛАВА III………………….25

Александр Великий — основатель эллинистического мира, призванного воспринять слово Христа. Формула замены в случае отвержения избранным народом. Признание Александра святым. Петр Великий, его Реформа и эзотерическое значение его деятельности. Возрождение России как начало возрождения народов, образующих Эллинистический Периметр. Эзотерическое значение смерти Петра.

ГЛАВА IV………………….36

Проблема мира в планетарном масштабе. Основная роль геополитической группировки, обитающей в пределах Эллинистического Периметра и призванной стать колыбелью Эры Святого Духа. Ее положение по отношению к другим геополитическим группировкам.

ГЛАВА V…………………..40

Глобальная проблема демографического взрыва в Китае. Нынешняя историческая ситуация в ее проекции на будущее в эзотерическом аспекте и контексте взаимоотношений между Востоком и Западом. Исторические константы. Значение завоевания России татаро-монголами и Востока тюрками. Греческий Ренессанс.

ГЛАВА VI………………….47

Необходимость радикальных усилий во Время Перехода как предпосылка Эры Святого Духа. Два главных течения в иудейском национальном самосознании. Фарисеи и саддукеи во время проповеди Христа. Их аналоги в современной цивилизации. Их значение в контексте наступающей новой эры. Устарелость догматического материализма. Необходимое в наше время слияние внутренних позиций фарисеев, саддукеев и ессеев.

ГЛАВА VII…………………53

Распространение эзотерических идей в современном мире. Функция Восточного Православия в пределах Эллинистического Периметра. Два Декалога. Давид как восприемник эзотерической традиции Моисея. Внутренняя расколотость иудеев со времен Соломона. Рождение двойной традиции: традиции Давида (восходящей к Абсолюту II) и традиции Соломона (восходящей к Абсолюту III).

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ИСТИНА

ГЛАВА VIII………………..63

Круг как символ вечности. Эзотерическое значение «символа». Традиционное деление окружности на 360 градусов и его причины. Дополняющие Круг две другие фигуры в контексте Традиции — Треугольник и Квадрат.

ГЛАВА IX………………….69

Круг — символ вечности и Нуля. Нуль как отправной пункт системы второго порядка, дающей начало священным алфавитам. Переход от геометрических понятий к алгебраическим. Геометрическое мышление. Треугольник как символ принципа Бытия. Вписанный в Круг Квадрат. Схема Круга с вписанными Треугольником и Квадратом. Его первоначальное значение.

ГЛАВА X…………………..72

Схема из трех исходных элементов, формирующих человеческое бытие. Система вписанных в круг двадцати двух многоугольников. Пяти-, Шести- и Восьмиугольник. Вписанные в Круг с Треугольником и Квадратом, эти три фигуры отражают структуру Вселенной.

ГЛАВА XI………………….75

Октограмма, Гексаграмма и Пентаграмма как отражение стуктуры трех космических октав. Средства подхода к пониманию этих символов. Составляющие метод освоения Традиции: последовательность расположения этих фигур на схеме и таблица двадцати двух Основных Чисел. Фигуры Пентаграммы, Гексаграммы и Октограммы. Таблица двадцати двух Основных Чисел и их значения.

ГЛАВА XII………………….79

Различие между современным и эзотерическим значением символа. Понимание эзотерических символов требует напряжения воли и достигается поэтапно. Вера как основа эзотерической работы. Трансформация бытия в соответствии с последовательными частичными откровениями. Посвящение в таинство Познания. Изучение Пентаграммы. Расчисленные схемы Гексаграммы и Октограммы. Изучение этих трех схем требует мышления «в гармонии». Три космических символа как ключи к Гнозису, формирующие универсальную карту, которая содержится в объективной классификации идей.

ГЛАВА XIII…………………84

Свойства Основных Чисел как основы всей структуры творения. Метод их изучения основан на трех изначальных элементах: Круг, Закон Трех и Закон Семи. Дополняющие Закон Семи принцип искривления времени и заполнение интервалов в Большой Октаве. Ее десять автономных элементов. Свойства Основных Чисел XIII и VII, эзотерических символов двух великих относительных механизмов жизни.

ГЛАВА XIV…………………..87

Два человечества: до-Адамово и Адамово. Изучение Основных Чисел — ХIII и VII. Их графическое воспроизведение. Число XIII и питание. Создание двух человечеств и две соответствующие Эннеаграммы. Эннеаграмма «В» как универсальный инструмент, позволяющий решить любую проблему. Исследование этой Эннеаграммы в ее приложении к трансмутации Водородов. Практика куртуазной Любви как предпосылка трансмутации и перехода на уровень выше СИ-12. Пара полярных существ и андрогинное сознание. Два волевых толчка.

ГЛАВА XV………………….103

Последовавшее за Грехопадением Адама смешение двух человеческих рас. Процесс их создания. Различие в структуре возникает во внутренней борьбе, претерпеваемой Адамовым человечеством. Темперамент. Человек-Адам свободен выбирать между подчинением или неподчинением своему истинному Я: следствие неподчинения — уменьшение численности Адамова человечества; подчинение — залог его эволюции. Отказ от эволюции приведет к решающей битве, ее возможный итог — победа «сынов века сего», которые уничтожат «сынов света» и ввергнут планету в огненный хаос.

ГЛАВА XVI………………….109

Возможность восстановления равновесия. Роли, отведенные Адаму и Еве до Грехопадения. Человек Шестого Дня. Биполярность Личностей как следствие вкушения от плода с Древа Познания Добра и Зла. Вследствие Грехопадения нарушено нормальное истечение потока Любви от Абсолюта I. Восстановление нормы зависит от отношения современного Адамова человека к индивидуальной эзотерической работе, и в еще большей степени от коллективного усилия.

ГЛАВА XVII………………….113

Задача человека Шестого Дня сводилась к росту и размножению. Вследствие своей двойной природы Адам был призван служить связующим звеном между Второй и Третьей Космической Октавой и управлять органической жизнью на Земле. Функция полового центра в Адаме и Еве до Грехопадения. Функция половой энергии в Рыцаре и его Избраннице. Половые энергии различных видов жизни и возможность их использования в терапии. Условия беременности у Адамова и до-Адамова человечества. Прямая или косвенная сублимация половой энергии как предпосылка рождения андрогинного Завоевателя. Проповедь Иоанна Златоуста и молитва св. Ефрема Сирина.

ГЛАВА XVIII………………….119

Отношение мира к Иисусу Христу. Неологизм «христик». Исторические факты жизни Христа. Евангельские чудеса. Три значения Св. Писания: словесное, символическое и иероглифическое. Молитва Господня и ее семантика. «Хлеб сверхвещественный». Архитектоника «Отче наш». Путь, которым верующий может следовать посредством молитвы Господней. Намётки ее иероглифического значения. Рождение Христа и истинный смысл католического догмата о Непорочном Зачатии. Математическое соотношение масштабов работы Христа и работы обычного человека.

ГЛАВА XIX………………….134

Условия наступления Эры Святого Духа и улучшение человеческой расы как предпосылка активного в нем участия. Человеческая внешность, уход за нею и ее воздействие на Личность. Обратное соотношение: воздействие Личности. Культивирование физической и душевной красоты как средство возрождения. Пантеон греческих божеств представляет изначальные человеческие типы и подтипы. Значение женского убранства и его важность в эзотерическом аспекте. Пища и здоровье. Средний пол.

ГЛАВА XX………………….144

Семья. Человек ищет счастья, но находит в качестве замены привычку. Телесный брак ограничен сроком жизни тела. Таинство единой плоти. Роль душевного элемента в акте зачатия. Контроль над рождаемостью посредством участия психики способствует появлению существ с выраженными эзотерическими задатками. Адамовы души выбирают своих родителей. Отбор хромосом как показатель прямой связи между сверхчувственным и органическим миром. Необходимые условия воплощения развитых душ.

ГЛАВА XXI…………………153

Эзотерическая культура как залог формирования тех групп, усилиями которых может быть установлено интернациональное равновесие. Семь Дней космической эволюции. Согласно Традиции, первым трем соответствут человек №1,2 и 3: Путь Слуги; Путь Монаха; Путь Ученика. Четвертый Путь: Путь Хитреца. Его преимущества и связанные с ним опасности. Пятый путь предоставлен предполагаемым парам полярных существ. 66 типов полярности. «Царский» семидесятый тип. Абсолютный Нуль и Нулевой Абсолют. 19 этапов деления на два полюса. Тип негативного Андрогина.

ГЛАВА XXII……………….162

Любовь физиологическая и человеческая. Творческий дух как объективный признак наличия человеческой любви. Проблема омоложения может быть решена посредством поочередной активизации трех планов: телесного, душевного и духовного. Духовная любовь. Ее достижение требует от человека войти в царство Жизни, покинув план относительного. Соответствующее значение Пятого Пути. Случай предположительно полярных существ. Куртуазная любовь ведет к Любви. «Скорлупа» Личности. Посредством пассивной концентрации Верующий освобождается от «скорлупы» и все более отождествляется с обнажившимся личностным «Я». Интроспекция второй степени, посредством активной концентрации. Прояснение образа полярного существа.

ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ1

 

Настоящее издание представляет собой третий и последний том сочинения, которое, хотя и затрагивает множество различных вопросов, подробно останавливается на одном, довольно малоизвестном аспекте эзотерического предания, нашедшем отражение в следующей мысли: «Вопреки расхожему мнению, христианство не выявило свою несостоятельность, но оказалось слишком сложным, а потому так и не было испробовано должным образом».

Это утверждение, разумеется, справедливо лишь в отношении «действенного» христианства, то есть такого, которое требует от человека приложения усилий к тому, чтобы быть христианином, но не такого, которое предполагает, что человек может быть христианином и без упомянутых усилий. Иными словами, это верно в отношении аскетического, мистического христианства, — в том смысле, который вкладывает в это определение Восточная Церковь,—христианства, эмпирического по своей сути. Ведь там, где не идет речь об усилиях, об опыте как таковом, невозможно говорить о каком-либо успехе или поражении. Итак, вышеприведенное утверждение относится к христианству аскетическому; такого рода аскетизм, говоря конкретно, опирается на различение двух образов жизни, двух состояний бытия, о первом из которых апостол Павел сказал: «Дела плоти известны; они суть... ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют»; а о втором — «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера...» (Гал 5: 19—22).

Гнозис Бориса Муравьева воскрешает для «широкой публики» ту духовную традицию, что зиждется на особом знании и требует как соответствующего опыта, так и соответствующих усилий, традицию, которая ведет к коренным переменам в сознании человека и, следовательно, его образе жизни и мышления. И ближайшее изучение трудов первых Отцов Церкви показывает, что в христианстве некогда существовала такого рода традиция преображения сознания, в определенном плане аналогичная духовным практикам индийской йоги и доктринам суфизма в исламе. И однако же за более чем пятнадцать веков она не то что не нашла отклика у обычного христианина, но, более того, осталась для него совершенно неизвестной. По словам Муравьева, традиция эта была утаена от гонителей и сектантских раздоров около III века нашей эры, в результате чего хотя она и сохранилась в устной форме в некоторых монастырях восточных Церквей и, в какой-то мере, в ряде малоизвестных на Западе текстов, на сегодняшний день христианский Запад практически забыл о ее существовании.

1 Ргахis Institute Рress, 1993.

Вместе с тем сегодня, как и в былые времена, возрожденное это учение оказывается необходимо многим из тех, кто искренне хотел бы быть христианином, но находит для себя трудным преодолеть собственную слабость, кому не удалось стать христианином не только по намерениям, но и по делам, более того, не удалось даже начать жить той христианской жизнью, которой жили Христос и Его апостолы. Эта забытая традиция, таким образом, служит путеводной нитью тем христианам, чье рвение превосходит их возможности, тем, кто не считает себя вправе носить имя христианина, не будучи способным поступать по-христиански. Она пробуждает спящие сердца, не позабывшие совершенно, что значит пробудиться. Эти люди поймут, что пусть даже утверждение, что христианство никогда не практиковалось должным образом, и неверно в отношении отдельных личностей, оно совершенно справедливо применительно к обществу в целом. За те две тысячи лет, что существует христианство, лишь в монастырях, скитах и катакомбах можно было найти настоящих его последователей-мистиков, обычно избегавших гласности.

Всего несколько лет назад Джейкоб Нидлмен в своей книге Утраченное христианство упомянул вскользь о том, что существует, или же существовало, другое, более требовательное и сложное для понимания, но вместе с тем и более действенное христианство, в том смысле, что оно учило вещам, реально достижимым. Однако в пору написания книги этот вопрос представлялся ему практически неразрешимым. Мы говорим «практически», поскольку уже тогда были известны древние книги, созданные некогда служителями высших сил, дабы помочь людям навести мост от одной реки христианства к другой, живой реке — мистическому христианству, названному Христом живой водой. Однако за прошедшие века человеческое мышление претерпело столь сильные изменения, что мало кто в то время был способен понять такого рода тексты. Еще десятилетие-другое тому назад этот древний сосуд с живой водой был доступен англоязычному миру лишь в виде неуклюжих переводов, большинство из которых оказались в руках читателя лишь в качестве неких курьезов. Обычно переводчики этих текстов опирались на современные интерпретации, да и не обладали в должной мере практическими навыками и специальными знаниями, необходимыми для передачи в переводе эмпирической подоплеки упомянутых сочинений.

В какой-то степени такое положение вещей сохраняется и поныне, однако за годы, прошедшие со времени написания книги Нидлмена, появились новые переводы некоторых древних текстов и комментарии к ним, другие же древние тексты получили более широкую известность. Кроме того, можно говорить об определенном росте понимания их в высшей степени специфического языка, в сопровождении попыток — в разной степени удачных — изложения их идей в форме, понятной современному человеку. Понемногу наводятся новые мосты.

В настоящем, третьем томе своего «magnum opus» Борис Муравьев наиболее ярко раскрывается как автор именно такого текста — выдающегося моста между прошлым и будущим, предстает перед нами чем-то гораздо большим, нежели очередной исследователь эзотерических раритетов. Здесь он честно выполняет свое обещание раскрыть доселе неизвестную широкой публике сущность эзотерической традиции христианства, «простым языком» излагая материал, тысячелетиями передававшийся лишь изустно или в символической форме. Здесь он также непосредственно раскрывает значение символики, показывая, каким образом этот материал может быть использован для восстановления по сделанным в предыдущих томах наметкам полной картины эзотерической традиции.

Лучшим тому свидетельством служат результаты его работы. При неспешном, вдумчивом и многократном прочтении Гнозиса, сопровождаемом настойчивыми упражнениями в самосозерцании, идеи книги, вначале представлявшиеся умозрительными, оживают: временами у читателя создается впечатление, что описанное происходило в его жизни. Это наполняет конкретным содержанием евангельскую мысль, что ранее нам была доступна вода «второй реки», та «живая вода», которая была обещана Христом самарянке, — вода новой жизни. Муравьевский способ описания происходящего внутри нас становится образом восприятия окружающей действительности. Перемены в человеке, которые он описывает, начинают происходить на самом деле, более того, в контексте «другого христианства». В первом томе Борис Муравьев говорит о своих полномочиях на опубликование материала, прежде доступного лишь в устной форме. Вместе с тем материал этот подается нейтрально, так, что читателю предоставляется, следуя традиции, право самолично делать выводы относительно истинности тех или иных утверждений, сообразуясь с неким внутренним чувством. Но углубившись во второй том, читатель совершенно в ней уверяется, не будучи, однако, способным доказать эту истинность другим.

Далее автор заявляет о своих претензиях на «полное» изложение традиции и подчеркивает, что лишь таковое может быть эффективно. К такого рода притязаниям следует относиться с осторожностью, но опять-таки, результатом неоднократного, неспешного и достаточно вдумчивого прочтения Гнозиса становится убежденность в истинности излагаемого, и цель данного предисловия — сообщить всем, кто берет в руки эту книгу, что, как мы говорили выше, некоторые читатели уже обнаруживают результаты такого рода. Вместе с тем не следует забывать, что именно Муравьев разумеет под «полнотой»: во втором томе он упоминает о том, что традиция долгое время поддерживалась столь немногими, что некоторые ее элементы не сохранились до сегодняшнего дня. Это подтверждается и трудами историков, в которых мы зачастую находим ссылки на ныне утраченные сочинения. Поэтому Гнозис, естественно, не включает в себя все когда-либо существовавшие эзотерические учения христианства. Неопубликованные труды автора показывают, более того, что книга не содержит даже всего, что входило в курс, читавшийся им в 60-е годы в Женевском университете. Так на какого же рода полноту он претендует? При более пристальном рассмотрении создается впечатление, что автор имел в виду то, что его книга содержит полный метод — подробное наставление, или, скорее, совокупность наставлений, при помощи которых совсем разные люди могут продвинуться по пути самопознания и самосовершенствования.

Однако если мы, подобно многим, вообразим, что для возрождения древних учений Муравьев предлагает вернуться к древним методам, — скажем, к методам средневекового русского православия, — то найдем, что это не так. Книга обращена не к забытому прошлому, но к еще неизвестному будущему. При внимательном прочтении в ней обнаруживаются места, из которых становится совершенно ясно, что он апеллирует к прошлому лишь затем, чтобы вызвать к жизни «другое будущее», что, обращаясь к древнему знанию, он предлагает находить совершенно новые решения, приличествующие новым временам, — Переходному Периоду, как он его называет, — двигаясь к Эре Святого Духа. В то же время, в настоящем последнем томе он извлекает на свет веками скрытые ключи, среди которых те, что дают возможность трудолюбивому ученику понимать древний язык математических символов, раскрывающий столь многое из особого знания эзотерической традиции.

«Революционные технические преобразования, последовательно даровавшие нам пар, электричество, механизацию, атомную энергию, преобразили лицо мира и заменили собою исчезнувшее в этих кардинальных изменениях счастье. Иными словами, притом, что люди в наше лихорадочное время с растущим пылом уверяют друг друга, что они счастливы, мы обнаруживаем вокруг себя пустоту. Те «последние из могикан», что в своей наивной искренности, случается, призывают к возврату к «нормальному» положению вещей, оказываются подобны средневековым рыцарям, в конном строю бросающимся под танки».



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом