Главная страница
qrcode

Организация и проведение культурных практик в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста


Скачать 42.11 Kb.
НазваниеОрганизация и проведение культурных практик в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Дата16.04.2019
Размер42.11 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла2________.docx
ТипДокументы
#62411
Каталог

Организация и проведение культурных практик в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Одним из приоритетов современной государственной образовательной политики Российской Федерации является повышение качества дошкольного образования, который основывается на единстве умственного и эмоционального развития ребенка, становлении его универсальных умений, которые включают способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни на основе культурных ценностей, норм и образцов.

Поэтому мы обращаемся к понятиям, которые являются интегративными по своему содержанию и направлены на решение задач, связанных с целостным развитием личности воспитанника. Одной из подобных идей является понятие «культурные практики», которые в педагогику ввела . Наталья Борисовна Крылова. Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Культурные практики дают возможность получать собственный опыт как результат манипуляций или целенаправленной деятельности, а так же проверять истины, переданные взрослыми.

Содержание культурных практик определяется следующими позициями:

-игровая деятельность как способ и результат познания мира;

-интеграция в ближайший социум с целью освоения детьми социокультурных норм поведения, деятельности, отношений.

-исследовательская деятельность как способ преобразования окружающего мира.

Для понимания особенностей организации художественно-эстетической деятельности дошкольников как культурной практики необходимо обратиться к опыту народного воспитания. В традиционной культуре искусством становилось все, чем окружал себя человек, и само жизнеустройство, в основе которого лежал народный обряд. Оно соединяло в себе движение, танец, музыку, поэзию, изображение-украшение. Навыки культурной жизни -участие в играх, посиделках, хороводах, народное пение, украшение одежды, жилища и утвари и пр. осваивались ребенком через включение в жизнь семьи, общества, рода.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыка отражает отношение человека ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений. Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве в условиях ФГОС ДО расширились. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

В основе проектирования культурных практик по музыкальному воспитанию дошкольников лежат следующие принципиальные позиции:

личностно-смысловое общение детей и взрослых, осуществляемое художественными средствами;

-многопозиционное освоение искусства в игровой деятельности (позиции автора, режиссера, интерпретатора, критика и т.п.);

-формирование эстетического отношения к миру через механизмы эмпатии и рефлексии;

Для реализации культурных практик в детском саду, необходимы условия:

-формирование у ребенка индивидуального опыта слушания, пения,

экспериментирования со звуками;

-насыщение развивающей предметно-пространственной среды разнообразными музыкальными инструментами, звуковыми игрушками, атрибутами музыкальной культуры и свободный доступ к ним ребенка;

-педагогическая поддержка и сопровождение детских импровизаций (совместное музицирование на основе творческого взаимодействия).

Проектирование культурных практик по музыкальному воспитанию идет по двум направлениям:

Культурные практики на основе инициатив самих детей. Музыкальная деятельность в условиях дошкольной образовательной организации реализуется не только в непосредственно образовательной деятельности. Большое место она занимает в обычной жизнедеятельности ребенка. В групповой комнате находятся музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, игровой предметный материал, который стимулирует и поддерживает игру ребенка, в котором как бы свернуты способы игровой деятельности, обращение к которым содействует развитию умений, дает простор творчеству, способствует развитию инициативы. Самостоятельная музыкальная деятельность детей прослеживается в следующих формах: сюжетные и режиссёрские игры, драматизация, танцевальные импровизации, кукольный театр.

Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.

Формируя личностные компетенции дошкольников, музыкальный руководитель переводит ненаправленную активность детей в русло культурных практик, вовлекая детей в основные формы совместной детской деятельности: игровую, коммуникативную, исследовательскую.

Такие культурные практики, насыщенные разнообразными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. К ним относятся тематические детские праздники, в том числе и этнической народной направленности, ярмарки, фестивали, театрализованные представления, организация культурного отдыха, конкурсы, акции, квест-игры и т.д.

Это и участие дошкольников в традициях детского сада: празднование детского дня рождения, поздравление педагогов и сотрудников, праздник детского театра праздники «Масленица», «Рождественские встречи», «День птиц», праздник выпускников «До свидания, детский сад». Участие дошкольников в культурных событиях, инициируемых взрослыми, не проходит бесследно. Дети начинают активно воспроизводить их в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в играх, дополняя фантазией и новыми деталями.

Атмосфера детского сада насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к выбору, творческой самостоятельности, к осуществлению культурных форм активности, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями мог получить возможность для творческого самовыражения и презентации творческих достижений.

При проектировании культурных практик музыкальному руководителю важно ответить на следующие вопросы:

-Насколько инициируемые культурные практики позволяют решать поставленные образовательные задачи.

-Какие творческие умения проявляют дети?

-Какие способы общения и сотрудничества осваивают дети?

-Какие чувства и эмоции развиваются у детей?

-Развивается ли самостоятельность и инициативность у детей?

позицией взрослого, который поддерживает, стимулирует детские интересы и способствует их зарождению.

В условиях культурных практик воспитатель занимает по отношению к детям позицию партнера, которая предполагает:

-ярко выраженный интерес к деятельности детей.

-рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;

-«инфантилизацию» как способность на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети, устанавливать доверительные отношения с ними.

-эмпатию как способность чувствовать состояния других людей.

-креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.

Комплексно-тематическое планирование позволяет органично сочетать культурные практики, инициируемые музыкальным руководителем, и свободные культурные практики, инициируемые детьми. Они тесно связаны с темой проекта недели и предполагают насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями.

Один раз в месяц мы проводим развлечения и досуги. Детский досуг — культурная практика, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Форма ее проведения может быть разной и зависит от темы недели, от интересов детей и взрослых. Очень важна предварительная подготовка мероприятия. Мы проводим с детьми беседу о том, как бы они хотели провести досуг: выбираем место действия, распределяем роли, обсуждаем оформление зала и т.д.

Развивая детскую инициативность и самостоятельность, используем импровизацию (неожиданный внезапный) в различных видах детской музыкальной деятельности: сочинение стихов, музыки, танцевальных движений и т.п. в момент исполнения; выступление с чем-нибудь не подготовленным заранее.

(Фрагмент видео «Импровизация с перышками»

Овладение навыками импровизации происходит в процессе, импровизированных развлечений на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов, прочитанных книг, сказок.

-«Песенные посиделки» — дети поют в кругу знакомые песни; театрализованное обыгрывание песен.

«Мы играем и поем» - игры с пением (по показу, без предварительного разучивания!).

-Аттракционы; «Танцевальное «ассорти» свободное движение детей под музыку,

- «Кукольный театр» - всевозможные варианты кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам;

Одной из форм организации музицирования как культурной практики является концерт — не заученный, многократно отрепетированный, а концерт в форме свободной игры. Это может быть как совместное музицирование, так и концерты «Дети — взрослым» и «Взрослые — детям».

Особо любимый вид культурных практик - совместные детско-родительские развлечения. В таких мероприятиях родители принимают самое активное участие: готовят музыкальные номера, играют роли сказочных персонажей, принимают участие в играх и состязания, выступают семейными дуэтами и ансамблями. Именно поэтому такие праздники самые любимые и долгожданные. В нашем детском саду традиционно проводятся «Рождественские встречи», «Калядки», «Масленица», «Мой папа самый лучший!», «Папа, мама, я - дружная семья», «Мама- солнышко мое», «В гостях у К.И.Чуковского».

Фрагмент видео «Детско-родительское развлечение «В гостях у Корнея Чуковского».

Для нас стало доброй традицией проводить фестивали «Музыкальная весна». В течение недели перед детьми выступают музыкальные коллективы нашего города и знакомят дошкольников с многообразием творческих направлений музыкальной культуры. Эта культурная практика позволяет сконцентрировать культурный опыт не только воспитанников детского сада, но и познакомить с достижениями детей более старшего возраста.

Дети старших и подготовительных к школе групп активно включаются в

подготовку и проведение этого мероприятия. На групповых утренних и вечерних сборах с детьми обсуждается программа фестиваля, утверждаются номера выступлений. Дети предлагают названия музыкальных коллективов города, которые можно пригласить на фестиваль, разрабатывают варианты изготовления афиши, пригласительных билетов, украшений для музыкального зала.

Дети всегда ждут этих встреч и никогда не являются просто пассивными зрителями. Традиционно неделя делится на блоки, включающие в себя знакомство с классической музыкой, театрализацией, танцевальным и песенным творчеством. Перед концертами воспитанников музыкальной школы мы традиционно разворачиваем в зале мини-музей музыкальных инструментов, собранный детьми и взрослыми. Участники кружка «До-ми-солька» выступают перед гостями, исполняя на детских музыкальных инструментах ранее разученные пьесы. Юные артисты из творческого объединения «Созвездия» показывают свои театрализованные постановки.

Большой популярностью на музыкальном фестивале пользуются выступления танцевальных коллективов. Яркие костюмы, задорная музыка, слаженность исполнения танцевальных композиций всегда вызывает у детей бурю положительных эмоций и желание самим заниматься танцами. С не меньшим успехом проходят концерты вокальных коллективов города. Мы предоставляем нашим детям возможность познакомиться с эстрадным пением, академическим и народным. Как правило, заканчиваются такие концерты совместным исполнением знакомых песен.

Всегда приятно видеть среди приглашённых артистов бывших воспитанников, ведь это значит, что работа, проведённая в стенах детского сада не прошла даром и нам удалось воспитать творческих людей с активной жизненной позицией. Такая культурная практика позволяет осуществить интеграция в ближайший социум с целью освоения детьми социокультурных норм поведения, деятельности, отношений.

Театрализованная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества. Совместная подготовка представлений, спектаклей, реконструкция исторических событий, проведение праздников, эти формы театрализации становятся культурной практикой ребенка, если основаны на свободном выборе сюжета, способов его развития, действий для своего персонажа, участии ребенка в процессе создания костюмов, атрибутов, декораций, афиш и пр. Эта культурная практика осуществляется как в группе, так и в театральной студии.

Все дети обладают страстью рыться в старых вещах, склонны к копанию, перебиранию, накоплению, Старая вещь может побудить новый интерес и стимул к действию С целью найти то что надо для игры, сценки мы организовали в группах «Кладовые полезных штучек». В кладовую (сундук, короб) сложили предметы, вышедшие из употребления. Это сумки, шляпки, шарфы, оправы, маски, парики, украшения. Дети самостоятельно создают и представляют свои задуманные образы и персонажи.

Культурная практика «Театральная веранда» раскрывает детские и взрослые таланты в период летней оздоровительной кампании.

Обычная прогулочная веранда становится настоящим детским театром. В рамках реализации проекта «Семейные чтения» было подготовлено театрализованное представление по авторской сказке «Новые приключения Колобка». На импровизированных театральных подмостках дети пели, танцевали, рассказывали стихи и даже показывали фокусы.

На премьеру спектакля «Новые приключения Колобка» были приглашены родители! Для них были изготовлены билеты, приглашения. Артисты выступали от души и были награждены аплодисментами и цветами. Воспитанники всего детского сада смогли побывать на представлении и оценить мастерство юных актеров.

Видефрагмент детского спектакля «Новые приключения Колобка»

Важно, что в результате реализации таких культурных практик дети приобретают необходимый культурный личный опыт, который становится фундаментом полноценного общего развития, позитивной социализации и индивидуализации, (видеофрагмент)

Квест-игры, игры- путешествия - культурные практики, которые позволяют интегрировать различные виды детской деятельности, в том числе и музыкальную. В ходе выполнения заданий ребята не только получают или закрепляют знания об окружающем мире но и получают возможность проявить свои творческие способности, инициативность, самостоятельность, готовность к импровизациям. Так в ходе квест-игры «Дорогами военных лет» ребята на конечной станции стали участниками импровизированного концерта «Песни военных лет»

.Видеофрагмент квест -игры

В наше время набирает популярность такая культурная практика, как социальные акции.

Акция - один из видов социальной деятельности, целями которой могут быть: привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме, дате, событию. Акция экономична по времени проведения (длительность до 2 недель), действует по методу погружения, ненавязчиво сопровождает в процессе воспитания и обучения, поднимает настроение детей, родителей и педагогов, сплачивает коллектив, объединяет семью и детский сад.

Акция «Взрослые и дети- лучшие друзья на свете» позволила организовать интересное взаимодействие с родителями воспитанников младшей группы. В течение недели, они выстраивали дружеские взаимоотношения между детьми и взрослыми, сообща играли, занимались, познавали окружающий мир. Заранее предложенная «Афиша мероприятий» помогла родителям сделать выбор совместной художественно-эстетической деятельности со своим ребенком. Музыкальная зарядка собрала самых спортивных мам и пап и их ребят! Для тех, кто любит рисовать и лепить в изостудии работала творческая мастерская. А самые творческие родители организовали для малышей кукольный театр по любимым сказкам!

Детско-родительская акция: «Музыкальная жизнь старых предметов» позволила значительно пополнить музыкальные уголки в группах детскими шумовыми музыкальными инструментами.

Такие культурные практики позволили сблизить родителей, познакомить с разными видами детской деятельности, показать способы сотрудничества взрослых с детьми, а также мотивировать родителей на дальнейшее активное включение в жизнь и дела группы.

Акции позволяют выйти в ближайший социум и порадовать зрителей творческими успехами воспитанников детского сада.

Социальная акция «Концерт на радость людям» на базе военной части и дом престарелых.

Социальная акция «Подарим песню ветеранам!»

Видеофрагмент выступления для ветеранов в краеведческом музее.

Летнее время мы стараемся посвятить выявлению и развитию вокальных и танцевальных талантов наших воспитанников.

Поэтому культурные практики в форме музыкальных конкурсов «Битва хоров», «Лучше всех» стали уже традиционными.

Цель этих культурных практик является:

-Выявления музыкально одаренных детей, посещающих ДОУ и предоставление им возможности реализовать свой творческий потенциал.

-Популяризации высокохудожественных детских песен, танцев, инструментальных композиций для детского оркестра

-формирование общности детей и взрослых через проведение культурномассовых мероприятий.

К конкурсу «Битва хоров» мы предлагаем детям выбрать песни для выступлений по определенной тематике: о лете, о дружбе, о Родине, из мультфильмов. Готовясь к выступлению ребята придумывают название хора, девиз, речевку, кричалку, предлагают элементы инсценировки песни, танцевальные движения, подбирают атрибуты для выступления, костюмы и декорации.

Видеофрагмент «Битва хоров»

В положении конкурса прописывает сроки проведения, критерии для оценивания. В группах воспитатели проводят отборочные туры. Дети выступают с различными номерами в рамках импровизированных концертов. Ребята путем голосования отбирают лучшие выступления для следующего тура на уровне детского сада. Ребята всех групп принимают участие в подготовке конкурса: изготавливают афишу мероприятия, пригласительные билеты, атрибуты для выражения эмоций понравившемуся конкурсанту. Заранее оформляется баннером и сцена для артистов.

Видеофрагмент «Лучше всех»
Такие формы организации культурных практик позволяют сделать образо-вательное пространство детского сада открытым, интерактивным, расширяют границы культурной, региональной и индивидуальной идентичности, предоставляют широкие возможности выбора образцов для подражания.
2.Детский концерт.
3. Практическая часть.

Культурная практика – детский флешмоб

Флэшмоб для детей может стать не просто развлечением, а целым праздником! И для того, чтобы этот праздник удался, от взрослых, в общем-то, не требуется приложения каких-либо сверх усилий и безумно большого количества времени.

Название «флэшмоб» пришло к нам из английского языка (flash mob) и дословно переводится как «вспышка толпы». И в самом деле, флэшмоб — это массовая акция, которую организует большая группа людей для привлечения внимания общества и создания удивительной атмосферы, ведь не каждый день видишь организованные, но неожиданные танцы и песни.

Цели детского флэшмоба:

Кроме того, что детский флэшмоб — отличный способ провести время, он еще и заставляет двигаться детишек. Кто откажется потанцевать под веселую музыку? Что необходимо, чтобы устроить флэшмоб в детском саду?

Музыка:

Кто-то сначала составляет танец и под него выбирает музыку, а кто-то делает наоборот. Второй вариант проще. Музыка для флэшмоба должна быть зажигательной! Чтобы не только танец, но и мелодия настраивала зрителей и танцующих на позитивный лад. Можно выбрать трек одного исполнителя, а можно сложить трек из фрагментов разных композиций, но необходимо их правильно свести, чтобы не было некрасивых разрывов.

Танцевать можно под какие угодно ритмы – дело вкуса, лишь бы тело под выбранную музыку само просилось в пляс!

Танец:

Конечно же, для начала нужно сочинить танец для флэшмоба.

Чтобы праздник удался, а детям при подготовке к нему не было мучительно разучивать «па», важно выбирать простые движения для флэшмоба. Такими движениями могут быть прыжки, повороты, хлопки – главное, чтобы это было весело, и все участники могли их выполнить.


Разучить движения для флэшмоба с детьми, скорее всего, получится достаточно быстро. Сложнее всего будет научить детей делать все движения синхронно, без опозданий, зато это разовьет их координацию и внимание. В конце танца ребята, которые могут чуть больше, чем остальные — например, могут сесть на шпагат или встать на мостик — могут эффектно окончить выступление таким образом. После такой тщательной подготовки флэшмоб для детей не может получиться плохим!

Педагоги приглашаются для совместного флешмоба

Культурная практика «Флешмоб на песню «Большие и маленькие»
Цель: активизировать детей под позитивную музыку

Задачи:

-создать ситуацию, позволяющую вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность;

-создать условия для побужденя детей к речевой деятельности;

-создать условия для музыкальной импровизации.
Организация детских видов деятельностей:

-Общение ребенка со взрослым.

-Общение ребенка со сверстниками.

-Игровая деятельность.

- Танцевальная деятельность

Ход образовательной деятельности
Этап образова-

тельной деятельности
Организация рабочего пространства
Деятельность взрослого
Деятельность детей
Психолого-педагогические условия (задачи)
Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

2.Практическая чась

 

3. Рефлексия
Игра «Музыкальная открытка»

.
Взрослый предлагает детям рассмотреть различные открытки, среди которых есть и музыкальные.
Дети самостоятельно рассматривают, собираются вокруг них, обращаются ко взрослому с вопросами
Условия для проявления поисковой активности

Условия для развития самостоятельности и инициативы
 
В.: С чем можно поздравить этими открытками? Кого бы они могли ими поздравить?

 Как еще можно поздравить ?

Кто они одним словом

А как еще можно поздравить с любым праздником взрослых

 Взрослый помогает, если дети затрудняются
Предположения детей.

с днем рождения, с новым годом.

маму, папу, бабушку

-взрослые

Ответы детей.

стихами, песнями, самим сделать открытку, можно поделку.
Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности
 
–А если нужно быстро поздравить взрослых и нет времени делать открытку? Что можно предпринять?
 Может спеть песню?Станцевать?Можно крикнуть: Поздравляем!
Условия для распределения действий
 
В.: Можно подготовить флешмоб – это быстрый танец –поздравление под веселую музыку всех детей вместе.

Хотите участвовать в таком поздравлении для взрослых?

Как вы думаете, что нам для этого понадобится?

- Чтобы все поместились?
Предположения детей.

- сцена.

-костюмы.

-яркие предметы, флажки.

-музыка.
Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности (устной речи).
Предварительное прослушивание музыкальных композиций.

Выбор детьми подходящей. 
В.: Для того, чтобы мы подготовили флешмоб-поздравление, нам надо выбрать подходящую композицию. Не забывайте, она должна быть очень веселой!

А теперь нужно подобрать яркие атрибуты для выполнения движений.

А теперь давайте придумаем танцевальные движения и разделимся на группы

Дети прослушивают и выбирают композицию.

Дети подбирают атрибуты в группе.

Дети делятся на группы берут в руки атрибуты
Условия для взаимодействия детей друг с другом.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности
После того, как все проговорили, начинается показ сказки
Взрослый выражает эмоциональный удивленный восторг
Дети – артисты показывают

.
Условия для взаимодействия детей друг с другом

.


Взрослый. Получилось поздравление-флешмоб!
Дети делятся своими впечатлениями

 
Условия для высказывания своего мнения (речевая 
4. Педагоги приглашаются за столы, разбившись на две команды.

Задание: моделируем культурныю практику («Театрализованное представление по сказке», «Импровизированный концерт» самостоятельно, взяв за основу, предложенную матрицу проведенного флешмоба.

Затем представляют свою методическую разработку с помощью атрибутов , определившись, кто будет в позиции педагога-музыкального руководителя, а кто будет в роли воспитаннико.



перейти в каталог файлов


связь с админом