Главная страница

АОП РАС (инд). Основная образовательная программа для детей с расстройствами аутистического спектра (рас) на 2016-2017 учебный год Сива, 2016 г. Содержание


Скачать 1.05 Mb.
НазваниеОсновная образовательная программа для детей с расстройствами аутистического спектра (рас) на 2016-2017 учебный год Сива, 2016 г. Содержание
АнкорАОП РАС (инд).pdf
Дата09.03.2019
Размер1.05 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаAOP_RAS_ind.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипОсновная образовательная программа
#58690
страница1 из 16
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Адаптированная основная образовательная программа
для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
на 2016-2017 учебный год
Сива, 2016 г.
Содержание.

I Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка.
1.2.Цель и задачи Программы.
1.3.Основные принципы Программы.
1.4.Особенности развития детей с РАС.
1.5.Планируемые результаты реализации Программы.
2. Содержательный раздел
2.1.Содержание психолого-педагогической работы.
2.1.1.ОО «Социально-коммуникативное развитие».
2.1.2.ОО «Познавательное развитие».
2.1.3.ОО «Речевое развитие».
2.1.4.ОО «Художественно-эстетическое развитие».
2.1.5.ОО «Физическое развитие».
2.2.Взаимодействие взрослых с ребѐнком с РАС.
2.2.1.Взаимодействие с семьѐй.
2.3. Коррекционная работа по образовательным областям
2.3.1.Содержание работы педагога-психолога.
2.3.2.Содержание работы учителя-логопеда.
2.3.3.Содержание работы воспитателя.
2.3.4.Содержание работы музыкального руководителя.
2.3.5.Содержание работы инструктора по ФИЗО.
2.3.6.Формы работы с детьми с РАС.
2.4. Результат коррекционно-развивающей работы.
2.5.Система физкультурно-оздоровительной работы.
2.6.Особенности организации оценки индивидуального развития ребѐнка с ОВЗ.
3. Организационный раздел.
3.1.Условия реализации Программы.
3.1.1.Предметно-пространственная среда.
3.1.2.Кадровое обеспечение.

3.1.3.Материально-техническое обеспечение.
3.1.4.Организация режима дня.
3.1.5.Планирование образовательной деятельности (сетка занятий).
3.2.Перечень нормативных документов.
3.3.Перечень литературных источников.
1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка.
Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир.
Его окружают, прежде всего, люди и предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.
Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью, которого является ранний детский аутизм.
Ранний детский аутизм (РДА) или синдром Каннера характеризуется искаженным развитием – таким типом дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Термин аутизм происходит от латинского слова autos – ―сам‖ и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.
Дошкольный возраст - это период наиболее выраженных, «классических» проявлений детского аутизма, которые уже были детально описаны выше. Это - время сложившейся картины проявлений синдрома. Ребенок уже сформировал способы аутистической защиты от вмешательства в его жизнь. К трем годам окончательно складывается и основные черты разных групп синдрома: сам аутизм как глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность странными течениями или экстремальные трудности организации взаимодействия и жесткая стереотипность
(стремление отстоять неизменность в окружающем, собственные стереотипные действия).
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Адаптированная основная образовательная программа (далее АООП) для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС) ― это образовательно-методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание воспитательно-образовательной работы, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Программа включает в себя вопросы воспитания и образования детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Адаптированная основная образовательная программа для детей с РАС муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Сивинский детский сад №2» разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) (далее - ФГОС);

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях 2.4.1.3049-13 (Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г.
№1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- Уставом МБДОУ «Сивинский детский сад № 2».
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с:
- Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ М., 2015г.
- Екжанова Е.А. , Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- М.:Просвещение, 2010.
Фамилия, имя ребѐнка и дата рождения: Мешков Валерий, 11.05.2011 г.
ТПМПК рекомендовано: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе дошкольного образования для детей с РАС, дублировать среднюю группу.
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи (I уровня) у ребѐнка с сенсо-моторной алалией.
Диагнозы и рекомендации врачей:
Невролог: Моторная дисфазия на резидуальном фоне, гипердинамия.
Краткая характеристика:
Мальчик посещает ОО второй год. Валера эмоциональный и гиперактивный ребѐнок. У него наблюдается возбудимость, резкие перепады настроения, плаксивость, часто переходящая в крик. Мальчик не контактирует с другими детьми, контакт есть со знакомыми взрослыми, но на уровне «одень, дай, отведи». С незнакомыми людьми в контакт не вступает. Если во время занятия в логопедический кабинет заходит посторонний, Валера начинает высказывать своѐ недовольство криком. Понимание обращѐнной речи на бытовом уровне. Ребѐнок может выполнять просьбу, а может никак на неѐ не реагировать. Присутствует эхолалия или ребѐнок повторяет просто наборы звуков, иногда получается повторить целое слово, но с предметом мальчик его не соотносит. Игрушками манипулирует, но в тоже время умеет складывать пирамидку, собирает различные рамки, строит из палочек простые фигурки по подражанию, собирает несложные пазлы, разрезные картинки из 2-3х частей.
Фамилия, имя ребѐнка и дата рождения: Першин Савелий, 25.11.2009 г.

ЦПМПК рекомендовано: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра, старшая группа (дублирование) с 01.09.2015 года. Повторный осмотр в мае 2017 года.
Краткая характеристика:
Мальчик посещает дошкольное учреждение с сентября 2016 года. Адаптация к дошкольному учреждению прошла безболезненно, с желанием заходит в группу, детский сад.
Савелий контактирует с взрослыми с помощью жестов, мычания, отдельных звуков, выражающих удивление и радость или недовольство чем-либо. Взаимодействие с детьми проявляется в следующем: может подойти, поиграть рядом, может что-либо отобрать. На просьбу отдать предмет или игрушку, выражает недовольство отдельными звуками или визгом.
Наблюдаются трудности в усвоении режимы, проявляются стереотипы поведения, проявляющиеся в «собственном режиме».Наблюдаются трудности при возвращении с прогулки, мальчика приходиться каждый раз чем-то отвлекать, иногда даже тянуть его за руку против его желания. Может быть увлечѐн каким-либо одним предметом, постройкой на участке.
При взаимодействии со сверстниками не проявляет непереносимости, страха, может дать руку взрослому и детям, стоящим в кругу, двигаться вместе с детьми по кругу (ходьба, бег), пытаться выполнить отдельные движения, повторяя их механически за детьми или взрослым по
-своему. При этом наблюдаются затруднения в имитации движений
Наблюдаются трудности при усвоении образовательной программы: из-за отсутствия речи, слабой моторики, отсутствия полноценного взаимодействия с взрослыми и детьми. Проявляется заторможенность, мальчик пытается прислушиваться к словам взрослых или детей, при этом внимательно смотрит на того, кто к нему обращается. Не убегает, не проявляет излишне недовольство, но не всегда переносит физический контакт (пожатие руки, поглаживание). Во время изобразительной деятельности может держать кисть, карандаш, беспорядочно рисовать полосы, точки, мазки. В музыкальной деятельности проявляет интерес к слушанию музыкальных произведений, музыкально-ритмические упражнения выполняет вместе с взрослым после показа, в своѐм темпе.
Навыки самообслуживания развиты, но требуется небольшая помощь взрослого. Избирателен во время приѐма пищи
1.2.Цель и задачи Программы.
Адаптированная основная образовательная Программа ДО для детей с РАС создана с целью социализации, обучения, воспитания детей дошкольного возраста, страдающих расстройством аутистического спектра при взаимодействии и активном участии членов семьи ребѐнка с РАС
Задачами деятельности ДОУ, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования, в группе общеразвивающей направленности, которую посещают дети, являются:
- оказание комплексной психолого-педагогической и социальной помощи детям, страдающим
РАС, испытывающим трудности в социальной адаптации и усвоении основной образовательной
Программы;
- осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи детям с РАС, а так же семье в которой они воспитываются;
- проектирование социальных ситуаций развития ребенка с ОВЗ и развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности через общение, игру, познавательно- исследовательскую деятельность и другие формы активности;

–охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
–обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
–создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
–объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
–формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
–формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
–обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
Адаптированная основная образовательная программа ДОО для детей с расстройством аутистического спектра содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации прав ребенка с
ОВЗ дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Адаптированная основная образовательная программа направлена на:
- компенсацию дефицита, возникшего вследствие специфики развития детей; реализацию потребностей детей в развитии и адаптации в социуме;
-активное включение всех участников медико-психолого-педагогического сопровождения
(педагоги, специалисты, медицинские работники, родители (законные представители);
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
- создание условий сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, разностороннего развития детей с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому;

- своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, обеспечение квалифицированной коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование полноценного базиса для обучения в общеобразовательной школе, создание развивающей коррекционной образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание АООП обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в следующих образовательных областях (ОО) социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. АООП спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников.
Адаптированная основная образовательная программа позволяет:
- предоставить ребенку с ОВЗ образование в соответствии с его возможностями и потребностями;
- обеспечить ребенку с ОВЗ возможность успешно интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;
- гармонично развивать воспитанников с ОВЗ, обеспечивая возможность их успешной социализации и социальной адаптации на следующей ступени начального общего образования;
- предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь и быть активным участником вместе с ребенком и педагогами осваивать адаптированную основную образовательную программу.
Задачи реализации Программы:
- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
- обеспечивать равные возможности полноценного развития каждого ребѐнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечивать преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития, способностей и творческого потенциала каждого ребѐнка как субъекта образовательных отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- обеспечивать преемственность обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формировать общую культуру личности воспитанников, развивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребѐнка, формировать предпосылки учебной деятельности;
- обеспечить вариативность и разнообразие содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможность формирования образовательных программ различной направленности с учѐтом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- определить направления для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
1.3.Основные принципы Программы:
В основу адаптированной образовательной программы воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра положены следующие принципы:
-Принцип системного, целостного и динамического изучения ребѐнка: опора на зону ближайшего развития с учѐтом актуального уровня развития ребѐнка.
- Принцип коррекционной направленности воспитательно-образовательного процесса.
- Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесс.
- Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка.
- Принцип интеграции образовательных областей.
-Принципы интеграции усилий специалистов.
- Принцип универсализма: привлечение ребѐнка к разнообразным видам деятельности.
- Принцип сотрудничества: формирование личности ребѐнка происходит в сотрудничестве и совместной деятельности всех специалистов ДОУ, детей и родителей.
- Принцип оптимализма: организация деятельности педагога и ребѐнка строится на основе изучения, прогнозирования, поддержки развития ребѐнка в заданных условиях среды обитания.
Конечная цель педагога – развитие потребности ребѐнка в саморазвитии.
-Принцип комплексности: решение любой педагогической задачи с учѐтом всех факторов
(состояние здоровья ребѐнка, оказывающее влияние на его работоспособность, интересов, потребностей, уровня развития ребѐнка, сложности задачи).
- Принцип культуросообразности и региональности: опора в воспитании и развитии детей на общечеловеческие ценности, знакомство с национальной культурой, историческим и культурным достоянием региона.

-Принцип преемственности между двумя ступенями образования: учѐт запросов следующего звена образовательного процесса – начальной школы.
1.4.Особенности развития детей с расстройством аутистического спектра (РАС).
В особой помощи нуждаются дети с аутизмом (от греч. autos — сам), имеющие сложные симптомы социальных, коммуникативных и поведенческих нарушений. Для этих детей характерны уход в себя, отчужденность и отрешенность, наличие моторных и вербальных стереотипов, ограниченность интересов, нарушения поведения. Суть нарушения при аутизме заключается в том, что мозг у данного ребенка обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем это происходит у здорового человека. Эти нарушения являются последствиями расстройства у детей эмоционально-волевой сферы. Для них свойственно искаженное психическое развитие, которое охватывает сенсомоторную, перцептивную, речевую, интеллектуальную и эмоциональную сферы. Причиной аутизма являются органические нарушения центральной нервной системы, обусловленные генетическими факторами, родовыми травмами, вирусными инфекциями у беременной женщины. Диагностика аутизма базируется на выделении в большей или меньшей степени основных специфических признаков:
• равнодушия, отчужденности (ребенок проявляет полное безразличие к своим сверстникам);
• пассивности (ребенок стремится к уединению, не проявляет никакой инициативы, а если проявляет активность, то странную, так как ведет односторонний разговор, не выслушивая ответы);
• эхолалии (бессмысленного повторения фраз, слов);
• стереотипных действий (повторяющихся, навязчивых движений).
У этих детей наблюдаются нарушение речевого развития (речь автономна, эгоцентрична, оторвана от реальности), различные страхи, боязнь телесного и зрительного контактов. Четыре основные категории детей с аутизмом (по классификации О.С.Никольской):
К первой категории относятся дети с отрешенностью от внешней среды. Для них характерны наиболее тяжелые нарушения: они не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социального поведения, у них, как правило, не наблюдается стереотипных действий. Они требуют внимания родителей, полностью беспомощны, почти не владеют навыками самообслуживания. В условиях интенсивного психолого-педагогического сопровождения эти дети смогут ориентироваться в домашней обстановке, элементарно себя обслуживать.
Дети второй категории отвергают внешнюю среду. Они более контактны по сравнению с детьми первой категории. Но страх у них сильнее, чем у других категорий детей с аутизмом.
Аффекты, протест вызывают изменения в поведении даже в привычной среде. Считают, что дети уходят от неприятных переживаний посредством аутостимуляции. Это могут быть повторяющиеся движения (перебежки, бег по кругу), сенсорные действия (подергивание уха, закручивание ленточек, нюханье флакончика), речевые стереотипии (повторение фраз, стихов, припевов). Можно предположить, что эти действия вызывают у детей приятные эмоции, они заглушают неприятные впечатления от ближайшего окружения. Некоторые дети болезненно привязаны к матери, не переносят ее отсутствия. В контакты вступают неохотно. Отвечают односложно или молчат. При своевременно организованном психолого-педагогическом
сопровождении дети этой группы могут быть подготовлены к обучению по программе общеобразовательной или вспомогательной школы.
В третью категорию выделяют детей с замещением внешней среды. Их поведение ближе к психопатоподобному. Возможны немотивированные вспышки агрессии. Дети эмоционально обеднены, но у них более развернутая речь, чем у детей 1-й и 2-й категории, они несколько лучше адаптированы в быту. При своевременном и правильно организованном психолого- педагогическом сопровождении они могут учиться в общеобразовательной школе.
Четвѐртая категория. У этих детей менее выражены аутистические признаки. Они усваивают поведенческие штампы. Их настроение зависит от эмоциональных реакций окружающих людей.
Такие дети остро реагируют на резкие замечания, пугливы в контактах, пассивны, сверхосторожны, но любят природу, животных, поэзию. Нередко обнаруживают одаренность в какой-то области. Они, как правило, могут обучаться в общеобразовательной школе.
Категории детей с аутизмом отличаются большим разнообразием. Выделяют наиболее часто проявляющиеся нарушения:
• стремление к изоляции,
• странности в поведении,
• манерность.
Дети с РАС требуют взаимодействия медиков и педагогов. Только комплексный целостный подход может быть эффективен. От родителей и педагогов требуется признание того, что такие дети нуждаются в понимании, в дополнительной поддержке. Специализированная помощь нужна на протяжении всей их жизни, они нуждаются в лечении и обучении одновременно.
1.5. Планируемые результаты реализации Программы.
Эффективность психолого-педагогического воздействия зависит от ряда факторов, среди которых: степень тяжести осложнений в развитии ребенка; период начала, четкость поставленных коррекционных задач; особенности организации коррекционно-развивающего процесса; профессиональный и личностный опыт специалистов.
Психолого-педагогическая помощь предоставляется достаточно интенсивно на протяжении длительного времени. Кроме того, положительная динамика развития ребенка напрямую зависит от установления эффективного взаимодействия педагогов с его семьей, понимание близкими, особенностей каждого этапа развития ребенка, активного и последовательного приобщения их к коррекционно-развивающему и обучающему процессам.
Определенное время ребенок с расстройствами аутистического спектра, и его семья нуждаются в систематической психолого-педагогической поддержке, направленной на:
- индивидуальную подготовку ребенка к обучению, формирование адекватного поведения;
- дозированное введение в ситуацию обучения в группе детей;
- установление продуктивного контакта с ребенком;
- поддержание комфортной обстановки в месте нахождения ребенка;

- достижения упорядоченности жизнедеятельности ребенка в целом;
- учет специфики усвоения информации у детей с аутизмом по организации и представлении учебного материала;
- четкую организацию образовательной среды, поиск и использование в социальном развитии ребенка имеющихся у него способностей;
- помощь в развитии социально-бытовых навыков;
- помощь в развитии адекватных отношений ребенка со сверстниками;
- помощь в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения и тому подобное.
Реализация адаптированной основной образовательной программы, которая охватывает системную работу с детьми с РАС и их семьями, способствует раскрытию внутреннего потенциала детей с аутизмом, их комплексному развитию в процессе социальной адаптации и вхождению в образовательное пространство (при условии создания соответствующих условий для нее).
ЧАСТИЧНО к семи годам в соответствии с ФГОС ДО:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности.
Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую
картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу ограниченности здоровья, различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
II. Содержательный раздел.
2.1.Содержание психолого-педагогической работы.
Мероприятия психолого-педагогической реабилитации:
• получение образования - дошкольное учреждение общеразвивающей направленности,обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с РАС.
• сопровождение специалистами ПМПк ОО (педагогом-психологом, учителем-логопедом).
• медицинские мероприятия по назначению врача-невролога или психиатра.
Мероприятия (виды) психолого-педагогической коррекции:
• формирование высших психических процессов (ВПФ);
• формирование эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций;
• формирование взаимоотношений в семье, в детском коллективе, с педагогами;
Мероприятия логопедической коррекции:
• коррекция речевых недостатков;

развитие коммуникативной функции речи.
Прогнозируемый результат: восстановление (компенсация) функций общения, контроля за своим поведение.
Мероприятия социальной реабилитации:
• консультирование по вопросам социально-педагогической реабилитации.
Прогнозируемый результат: восстановление социально - средового статуса (учитывая индивидуальные возможности и степень ограниченности здоровья).
Основными направлениями деятельности являются:
• организация коррекционно – развивающей деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, состоянием их психического и соматического здоровья;

• учет уровня аутистических расстройств, других нарушений психического, речевого и развития, а также отклонений в поведении аутичного ребенка;
• организация коррекционно-развивающего обучения;
• психокоррекционная работа с ребенком и семьей, в которой он воспитывается.
В соответствии со Стандартом АООП ДО построена с учетом следующих принципов:
• Поддержка разнообразия детства.
• Сохранение уникальности и самоценности детства.
• Позитивная социализация ребенка

Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) детей.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений.
• Сотрудничество Организации с семьей.
• Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.
• Индивидуализация дошкольного образования.
• Возрастная адекватность образования.
• Развивающее вариативное образование.
• Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
• Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей
Программы.
Образовательная деятельность детей с РАС, посещающих группы общеразвивающей направленности происходит в соответствии с программами:

Основной образовательной программой МБДОУ «Сивинский детский сад № 2», составленной на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., Мозаика –
Синтез 2015г.

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева,
Москва, 2010 по образовательным областям :
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;

- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие
Содержание образовательных областей в соответствии с образовательной программой
2.1.1 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основная цель - овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.
Основные цели и задачи образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»: социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
- Воспитывать моральные и нравственные качества ребенка, формировать умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
- Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим.
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
- Формировать образа Я, уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
- Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежности; воспитывать любовь к
Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
- Развивать навыки самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
- Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества, воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

- Формировать умение ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
- Формировать первичные представления о труде взрослых его роли в обществе и жизни каждого человека.
Формирование основ безопасности.
- Формировать первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
- Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности.
- Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
- Формировать представления о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
- Формировать элементарные представления о правилах безопасности дорожного движения; воспитывать осознанное отношение к необходимости выполнения этих правил.
Психолого-педагогические условия реализации содержания образовательной работы в рамках образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»
Взрослые поддерживают самостоятельность и уверенность детей в выполнении действий
Поддерживают стремление детей проговаривать свои желания, чувства и мысли. Поддерживают и поощряют самостоятельность в действиях с предметами.
Предоставляют возможность детям проявлять самостоятельность в быту. Поддерживают стремление к самостоятельному познанию пространств. Предоставляют возможность самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми. Взрослые поддерживают инициативу в разных видах деятельности Предоставляют возможность выбора игрушек, действий, занятий, партнеров по игре и совместным действиям. Помогают ребенку осознать собственные цели, предоставляют возможность реализовать задуманное.
Поощряют стремление ребенка к речевому общению всеми доступными средствами (пение, движение, мимика, жесты, слова) со взрослыми и сверстниками. Поддерживают инициативу ребенка в движении, в стремлении преодолевать препятствия. Поощряют инициативу в обследовании новых предметов, стремлении освоить действия с ними. Взрослые способствуют развитию предпосылок творчества.
Поощряют перенос освоенных действий и навыков на другой материал, в другие условия.
Поощряют использование в игре предметов-заместителей. Поддерживают вокализации звуков и импровизации движений под музыку. Взрослые поощряют детей использовать разные источники информации, опираться на собственный опыт.
Поддерживают любознательность детей, позволяя исследовать предметы и материалы, наблюдать за явлениями и событиями окружающей действительности. Поддерживают у детей интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, предметов и объектов ближайшего окружения.
Помогают осознавать и называть способы получения информации (увидел, услышал, потрогал, нашел и пр.). Взрослые поддерживают активный характер поиска и использования детьми информации .

Поощряют общение друг с другом (рассказы друг друга о том, что узнали от взрослых, от других детей, что наблюдали в жизни, видели в телепередачах и пр.). Предоставляют право сомневаться, обращаться за разъяснениями к взрослому и другим детям.
2.1.2 Образовательная область «Познавательное развитие».
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, какобщем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Цели Задачи
Формирование элементарных математических представлений.
- Формировать элементарные математические представления, первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
- Развиватьпознавательно- исследовательскую деятельность.
- Развивать познавательные интересы детей, расширять опыт ориентировки в окружающем, сенсорном развитии, развитии любознательности и познавательной мотивации.
- Формировать познавательные действия, становление сознания; развивать воображение и творческую активность.
- Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
- Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между.
Ознакомление с предметным и социальным окружением
- Знакомить с окружающим социальным миром, расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира.
- Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
- Формировать элементарные представления о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. Ознакомление с миром природы.
- Ознакомить с природой и природными явлениями. Развивать умения устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями.

- Формировать первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
- Формировать элементарные экологические представления.
- Формировать понимание того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
- Воспитывать умения правильно вести себя в природе.
Психолого-педагогические условия реализации содержания образовательной работы в рамках образовательной области «Познавательное развитие».
Поощрение самостоятельной познавательной деятельности детей:
1. Поощряют самостоятельное использование детьми познавательного опыта в разных видах деятельности.
2. Предоставляют возможность самостоятельно планировать познавательную деятельность
(обозначение, удержание или изменение цели, определение последовательности действий, фиксация и оценка конечного результата, стремление достичь хорошего качества).
3. Предоставляют право выбора различных средств (материалов, деталей и пр.) для удовлетворения собственных познавательных интересов.
4. Поддерживают в стремлении находить различные способов решения проблем с помощью самостоятельных действий.
5. Уважительно относятся к детским высказываниям (вопросам, суждениям, умозаключениям, гипотезам).
Взрослые поощряют познавательную инициативу ребенка:
1. Поощряют инициативу ребенка в познании (проявление интереса к новым предметам, стремление обследовать предметы, высказывание гипотез, вопросы и др.).
2. Поддерживают инициативу в организации совместных познавательных действий со сверстниками (играть, конструировать, экспериментировать, решать задачи и пр.).
Взрослые поддерживают развитие творческих способностей детей в познавательной и речевой деятельности:
1. Поощряют поиск вариантов решения проблемных ситуаций, придумывание необычных идей.
2. Поддерживают стремление использовать предметы окружающей обстановки оригинальным способом.
Взрослые поощряют детей в обращении к разнообразным источникам информации:
1. Предоставляют возможность обмениваться информацией.
2. Поощряют детей использовать и называть источники информации, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям

2.1.3 Образовательная область «Речевое развитие».
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Связанные с целевыми ориентирами задачи, представленные в ФГОС дошкольного образования:
- организовывать виды деятельности, способствующих развитию речи детей;
- развивать речевую деятельность;
- развивать способность к построению речевого высказывания в ситуации общения, создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей с помощью речи;
- формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в речевом общении и деятельности;
- формировать предпосылки к грамотности.
Цели Задачи
Развитие речи:
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
- Развивать все компоненты устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм;
- Формировать словарь, воспитывать звуковую культуру речи.
Художественная литература:
- Способствовать овладению воспитанниками нормами речи.
- Воспитывать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь.
- Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Психолого-педагогические условия реализации содержания образовательной работы в рамках образовательной области «Речевое развитие»
Поощрение самостоятельной речевой деятельности детей:
1. Поддерживают в стремлении находить различные способов решения проблем с помощью самостоятельных действий.
2. Уважительно относятся к детским высказываниям (вопросам, суждениям, умозаключениям, гипотезам).

Взрослые поощряют познавательную инициативу ребенка:
1. Поощряют инициативу ребенка в познании (проявление интереса к новым предметам, стремление обследовать предметы, высказывание гипотез, вопросы и др.).
2. Поощряют интерес к познавательной литературе и символическим языкам (энциклопедии, графические схемы, письмо и пр.).
Взрослые поддерживают развитие творческих способностей детей в речевой деятельности:
1. Поощряют поиск вариантов решения проблемных ситуаций, придумывание необычных идей.
2. Поощряют словотворчество, придумывание альтернативных окончаний историй и сказок.
Взрослые поощряют детей в обращении к разнообразным источникам информации:
1. Предоставляют возможность обмениваться информацией.
2. Поощряют детей использовать и называть источники информации, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям.
3. Обеспечивают возможности для обогащения словаря (знакомят с названиями предметов и явлений, действиями, свойствами и качествами, назначением, помогают освоить слова, обозначающие видовые и родовые обобщения, уточняют смысловые оттенки слов, переносны значений и т. д.).
4. Создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи (освоение морфологической стороны речи, синтаксической структуры высказываний, овладение способами словообразования).
5. Развивают связную речь детей (совершенствуют диалогическую, монологическую речь). 6.
Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы (читают детям книги, организуют прослушивание пластинок, беседуют о прочитанном, поддерживают попытки самостоятельного чтения).
7. Развивают речевое творчество (изменение и придумывание слов, составление загадок, сочинение сказок и т. д.).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений в рамках образовательной области «Речевое развитие » дополнена парциальной программой «Развитие речи» под редакцией О.С.Ушаковой, М., 2008г.
2.1.4 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Содержание образовательной деятельности (в том числе, осуществляемой в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей), направленные на:
− развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
− становление эстетического отношения к окружающему миру;
− формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

− стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
− реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Цели,задачи.Художественно- эстетическое развитие:
-Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности.
- Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, образных представлений, воображения, художественно-творческие способности.
- Развивать детское художественное творчество, интерес к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворять потребности детей в самовыражении.
Приобщение к искусству:
- Развивать эмоциональную восприимчивость, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
- Приобщать детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитывать умение понимать содержание произведений искусства.
- Формировать элементарные представления о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
Изобразительная деятельность:
- Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности; совершенствовать умения в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства.
- Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Конструктивно - модельная деятельность:
- Приобщать к конструированию; развивать интерес к конструктивной деятельности, знакомить с различными видами конструкторов.
- Воспитывать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Музыкальная деятельность.

- Приобщать к музыкальному искусству; формировать основы музыкальной культуры, знакомить с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
- Развивать музыкальные способности: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формировать песенный, музыкальный вкус.
- Воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности, совершенствовать умения в этом виде деятельности.
- Развивать детское музыкально-художественное творчество, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворять потребности в самовыражении.
2.1.5 Образовательная область «Физическое развитие».
Содержание образовательной деятельности (в том числе, осуществляемой в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей), направленные на:
• приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
• овладение подвижными играми с правилами;
• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Работа по физическому развитию проводится в рамках образовательной деятельности в течение всего дня. В соответствии с состоянием здоровья воспитанников и спецификой дошкольного учреждения коллективом детского созданы особые условия для обеспечения физического развития и здоровьесбережения детей.
ФГОС дошкольного образования определяет цели, задачи и содержание физического развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО. Их можно дифференцировать на два содержательных модуля: «Здоровье» и «Физическое развитие».
Цели,задачи:
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
- Формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов
связь с админом