Главная страница
qrcode

Первая орфографические блоки блок 1 (об-1) Безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание приставок (кроме пре-, при и заканчивающихся на буквы 3 и С)


Скачать 66.71 Kb.
НазваниеПервая орфографические блоки блок 1 (об-1) Безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание приставок (кроме пре-, при и заканчивающихся на буквы 3 и С)
АнкорShtilman S Russkiy yazyk v starshikh klassakh Orfografia Blok 1-2.docx
Дата22.09.2018
Размер66.71 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаShtilman_S_Russkiy_yazyk_v_starshikh_klassakh_Orfografia_Blok_1-
ТипДокументы
#46092
Каталог

Часть первая

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ БЛОКИ

Блок 1 (ОБ-1)

Безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание приставок (кроме ПРЕ-, ПРИ и заканчивающихся на буквы 3 и С)


Орфограмма

Правило

Примеры

Безударные проверяемые гласные в корне слова

В неударяемом слоге корня пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге того же или однокоренного слова

Облокотиться локоть, извинить повинность, измениться — измена; снега — снег;

берега — берег — побережье

Примечания:

Подбирая проверочное слово, обращайте внимание на значение проверяемого и проверочного слова: примерять (костюм) — примерка; примирять (врагов)мир; сторожил (что делал?) сад — сторож, сторожка; старожил (кто?) посёлка — старый житель; отварил (картофель)отвар; отворил (дверь) — затвор; разредил (морковь) редкий; разрядил (ружьё) — разряд; полоскал (бельё) полощет; поласкать (котёнка) ласка.

Гласные О—А в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ЫВАТЬ, (-ИВАТЬ). Для проверки следует подбирать слова именных частей речи или наречия.

Например: опоздать поздний, поздно (а не опаздывать); раскроить кройка (а не раскраивать); прополоть прополка (а не пропалывать); расколоть раскол (а не раскалывать).

Проверяйте слово детвора словом дети (а не дитятко), седок словом наседка (а не сидя), рассчитать словом рассчитанный (а не расчёт)

Гласные и согласные в приставках

Гласные и согласные в приставках (ОТ-, ПО-, НАД- и др.) пишутся единообразно, то есть независимо от произношения

Подписать подпись, подрядчик; отправить — откуп, отрывать; надписатьнадпись, надрываться

Безударные непроверяемые гласные в корне слова

Написание слов с непроверяемыми гласными в корне сверяется по орфографическому словарю

Периферия, интеллект, интеллигенция, экзамен, Аппассионата. аккомпанемент, индифферентный

Примечания.

Следует различать написание следующих слов с безударной непроверяемой гласной в корне: компания (группа людей)кампания (какое-либо мероприятие); сеньор (в Испании) — синьор (в Италии); эмиграция (выезд из страны) — иммиграция (въезд в какую-либо страну); паспорт (документ)паспарту (специальная картонная рамка или подклейка под фотографический снимок или гравюру).

Нельзя проверять слово тренер словом тренировать (суффиксы -ИР- и -ОВА-), лидерсловом лидировать (суффиксы -ИР- и -ОВА-) и т.п., а также слово транспарант словами транспорт, транспортировать; идеология словом идеал (это слова с разными корнями)



Безударные проверяемые гласные в корне слова

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ

Тренинг 1. Разберите по составу следующие слова.

Воплотить, распорядился, потрясение, удивляться, зарядить, предзнаменование, каморка, десантник, сковородка, библиография, скомпоновать, баррикады, удесятерённый, подражатель, восхитительно.

Тренинг 2. К данным словам подберите проверочные. Какие из приведённых ниже слов проверить нельзя?

Ув_дающие (цветы)

отв_рить (дверь)

ум_лять (заслуги)

посв_тить (фонарём)

з_лёная оз_мь

прил_скать (ребёнка)

ощ_пать (курицу)

ст_р_жил (сарай)

свет сл_пил

разв_вается (флаг)

сл_зать (с печи)

ум_лять (о помощи)

ст_рожил (посёлка)

ударился оз_мь

посв_тить (стихи)

новый х_лат

премудрый п_скарь

издать распор_жение

щ_пать (лучину)

построить ш_лаш

пок_рать (преступника)

сл_пить (снежок)

зап_вать (песню)

об_жать (дом вокруг)

скр_пить (документ печатью)

пок_рить (чужую страну)

уг_дить (начальству)

зап_вать (таблетку)

нельзя об_жать (детей)

нак_лить (иглу на огне)

разр_дить (морковь)

прим_рил (бывших врагов)


Тренинг 3. Дайте толкование следующих слов, подберите к ним однокоренные слова.

Эликсир, мораль, жаргон, эпилог, теория, горизонт, коррупция, режиссёр, дифирамб, привилегия, периферия, наваждение, пассивный, лелеять, свирепый, манифест, минор, пижон, калач, бригада.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Уровень СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Общее задание. Вставьте пропущенные буквы.

Первая степень сложности

Тренинг 4

Е или И? Ч_ртёж, изм_ниться, дост_жение, зад_вать, поумнел, сп_шить, тр_пещет, зап_наться, сн_жать, в_ршина, защ_щать, пом_щать, подст_гнуть, кл_вать, прот_кает, уд_вление, исч_зновение, ж_лище, затм_вает, з_л_неет.

О или А? Б_роться, н_визна, об_бщение, м_лчать, пров_дник, вопл_щение, ос_ждать, ор_шение, упр_вляться, х_телось, ог_рчается, спл_тился, прот_птал, зн_комство, повт_рить, ск_сить, подст_влять, проп_дать, кл_ссический, гол_дание, кр_сота, обл_миться.

Я или Е (И)? Разм_гчить, м_кина, раст_рзать, прин_жать, потр_сение, от_гощать, распор_диться, огл_нуться, объ_вление, р_бина, снар_жение, прот_нуть, кл_нётся, разм_чтаться, прислать, предв_щать, по_вление, прив_заться, запр_гать, рас- ст_гнуть.

Вторая степень сложности Тренинг 5

Е или И? Об_жать (пруд), скр_пел (пером), сл_зает (с дерева), ощ_пал (курицу), разв_вается (флаг), сл_зал (пенки), щ_пать (лучину), зап_вал (песню), сл_пил (снежок), ут_шать (в беде), при- м_рил (врагов), (взошла) оз_мь, разв_вается (ребёнок), об_жал (вокруг дома), (ударил) оз мь, скр_пил (договор печатью), при- м_рять (костюм).

О или А? Горячая м_литва, уг_дил (начальнику), ст_рожил (посёлка), весенняя п_ра, пок_рать (врага), отв_рить (калитку), нак_лол (дров), просл_влять (труд), пол_скать (горло), благо- сл_вил (детей), водные п_ры, ум_лять (успехи), уг_дать (номер), нак_лил (утюг), пол_скать (ребёнка), ст_рожил (дом), отв_рил (яйцо), пок_рить (врага), укр_тить (хищника).

А (Я) или Е (И)? Зац_питься (за ветку), ув_дают (цветы), присяжной (воротник), ч_стота (в доме), посв_щение (стихотворения), разр_дил (ружьё), зат_жной (прыжок), разр_дил (редиску на грядке), нар_дился (на бал), защ_щал (страну), потр_сти (дерево), посв_тил (фонариком), оч_ровательный (ребёнок), ув_дать (друга), поставить зап_тую, сорвать р_бину, ч_стота (колебаний), просв_щение (народа), зар_дил (дождик), посв_щение (в сан).

Третья степень сложности

Тренинг 6

П_м_л_сердствовать, обл_чение нег_дяя, бл_год_рение, осв_- домитель, с_кр_венный, п_р_зительно, ол_цетв_рение, п_гл_- щать (пищу), (земля) об_тованная, с_пров_ждение, рассч_тать, д_твора, распор_дитель, нав_вать (скуку), уд_сят_рённый, об_та- тель, пр_двосх_щать (событие), спр_жение (глагола), с_док, рас- п_вать ч_стушки, зав_зировать (документ), ош_льмовать, недо- ст_жимый, преод_леть, состр_дание, с_деть (на стуле), ос_нить (себя крестом), пат_логический, пов_зать к_сынку, выч_ты, р_бёнок разв_вается.


Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Первая степень сложности

Тренинг 7

О или А? П_лата, обл_ко, аб_жур, ж_ргон, к_лач, к_бура, ф_сад, эст_када, п_ломник, х_рошо, с_бака, б_рдовый, б_гор, торм_за, б_гряный, б_гровый, экск_ватор, трансп_ртёр, м_ральный, л_чуга, ш_лаш, к_нура, ж_нглировать, п_лач, н_тариальный, б_хрома, ф_нарь.

Е или И? Вер_ница, п_риод, поликлиника, б_чёвка, ун_верси- тет, б_нзин, б_дон, пескарь, ст_пендия, эл_ксир, пр_зидиум, б_тон, дезинфекция, д_сциплина, мач_ха, л_леять, в_тчина, ма- н_фест, св_репый, д_сант, в_ранда, б_блиотека, мин_мум, л_генда, л_мит, с_рпантин.

Вторая степень сложности

Тренинг 8

П_р_тет, в_р_ница, ск_в_рода, пр_дюс_р, в_ст_бюль, п_л_садник, в_нт_ляция, р_с_маха, ск_мп_новать, н_в_ждение, в_н_грет, г_стр_ном, д_л_гация, б_к_лея, к_р_ван, с_рп_нтин, ф_л_гранный, хр_ст_матия, с_рт_фикат, ск_п_дар, с_р_нада, ф_м_ам, п_п_ротник, пр_п_ганда, м_н_фест, г_рд_роб, к_т_строфа, п_н_рама, к_р_дор, м_г_страль, п_р_ллель, п_тр_о- тизм, т_вт_логия, т_р_певт, эм_нс_пация.

Третья степень сложности

Тренинг 9

П_р_ф_рия, в_т_р_нар, т_мп_рам_нтный, к_мпр_м_тировать, с_нт_м_нтальный, с_мп_з_ум, ц_в_л_зация, ц_р_мон_альный, к_рр_сп_ндент, м_м_р_ал, к_эфф_ц_ент, кв_л_ф_кация, к_р_к_тура, д_л_к_тесный, м_л_(о, а)рация, л_н_л_ум, р_фр_ж_ратор.

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 10. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) От таких развл_чёний, как т_атр и к_нцерты, он уклонялся, но за (то) в винт играл каждый веч_р, часа по три, с н_сл_ждени- ем. 2) Ек_терина Ивановна, д_вольная, что так хитро подшутила над влюблён_ым и что её так сильно любят, зах_х_тала и вдруг в_крикнула от испуга, так как в это самое время лош_ди круто поворачивали в в_рота клуба и к_ляска накр_нилась. 3) Х_ракт_р у него то (же) изм_нился: стал тяжёлым, раздр_жительным. 4) У него в городе гр_мадная практ_ка, некогда взд_хнуть, и уже есть имение и два дома в гор_де, и он облюбов_вает себе ещё трет_й, (по) вы- г_днее, и когда ему в Обществе вз_имного кр_дита г_ворят про какой (нибудь) дом, н_знач_н_ый к т_ргам, то он без ц_р_монии идёт в этот дом и, пр_х_дя черед все комнаты, (не) обр_щая вн_мания на (не) одетых женщин и детей, которые гл_дят на него с изумлением и страхом, тыч_т (во) все двери палкой и говорит: «Это к_б_нет? Это спальня? А тут что?» 5) У него много хл_пот, но всё (же) он не бр_сает земского места; жадность од_лела, хочет_ся п_спеть и (з, с)десь и там. 6) Иван Петрович (не) пост_рел, (н_) сколько (н_) изм_нился и (по) прежнему всё (а, о)стрит и ра_сказы- вает (а, о)н(е, и)(г, к)доты; Вера Иос_фовна читает г_стям свои р_маны (по) прежнему охотно, с с_рдечной пр_стотой. 7) Как (то), нак_лол (дров), просл_влять (труд), пол_скать (горло), благо- сл_вил (детей), водные п_ры, ум_лять (успехи), уг_дать (номер), нак_лил (утюг), пол_скать (ребёнка), ст_рожил (дом), отв_рил (яйцо), пок_рить (врага), укр_тить (хищника).

А (Я) или Е (И)? Зац_питься (за ветку), ув_дают (цветы), присяжной (воротник), ч_стота (в доме), посв_щение (стихотворения), разр_дил (ружьё), зат_жной (прыжок), разр_дил (редиску на грядке), нар_дился (на бал), защ_щал (страну), потр_сти (дерево), посв_тил (фонариком), оч_ровательный (ребёнок), ув_дать (друга), поставить зап_тую, сорвать р_бину, ч_стота (колебаний), ,просв_щение (народа), зар_дил (дождик), посв_щение (в сан).

Третья степень сложности

Тренинг 6

П_м_л_сердствовать, обл_чение нег_дяя, бл_год_рение, осведомитель, с_кр_венный, п_р_зительно, ол_цетв_рение, п_гл_- щать (пищу), (земля) об_тованная, с_пров_ждение, рассч_тать, д_твора, распор_дитель, нав_вать (скуку), уд_сят_рённый, об_татель, пр_двосх_щать (событие), спр_жение (глагола), с_док, рас- п_вать ч_стушки, зав_зировать (документ), ош_льмовать, недо- ст_жимый, преод_леть, состр_дание, с_деть (на стуле), ос_нить (себя крестом), пат_логический, пов_зать к_сынку, выч_ты, р_бёнок разв_вается.


Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Первая степень сложности

Тренинг 7

О или А? П_лата, обл_ко, аб_жур, ж_ргон, лс_лач, к_бура, ф_сад, эст_када, п_ломник, х_рошо, с_бака, б_рдовый, б_гор, торм_за, б_гряный, б_гровый, экск_ватор, трансп_ртёр, м_ральный, л_чуга, ш_лаш, к_нура, ж_нглировать, п_лач,' н_тариальный, б_хрома, ф_нарь.

Е или И? Вер_ница, п_риод, поликлиника, б_чёвка, ун_верси- тет, б_нзин, б_дон, пескарь, ст_пендия, эл_ксир, пр_зидиум, б_тон, дезинфекция, д_сциплина, мач_ха, л_леять, в_тчина, ма- н_фест, св_репый, д_сант, в_ранда, б_блиотека, мин_мум, л_генда, л_мит, с_рпантин.

Вторая степень сложности

Тренинг 8

П_р_тет, в_р_ница, ск_в_рода, пр_дюс_р, в_ст_бюль, п_л_садник, в_нт_ляция, р_с_маха, ск_мп_новать, н_в_ждение, в_н_грет, г_стр_ном, д_л_гация, б_к_лея, к_р_ван, с_рп_нтин, ф_л_гранный, хр_ст_матия, с_рт_фикат, ск_п_дар, с_р_нада, ф_м_ам, п_п_ротник, пр_п_ганда, м_н_фест, г_рд_роб, к_т_строфа, п_н_рама, к_р_дор, м_г_страль, п_р_ллель, п_тр_о- тизм, т_вт_логия, т_р_певт, эм_нс_пация.

Третья степень сложности

Тренинг 9

П_р_ф_рия, в_т_р_нар, т_мп_рам_нтный, к_мпр_м_тировать, с_нт_м_нтальный, с_мп_з_ум, ц_в_л_зация, ц_р_мон_альный, к_рр_сп_ндент, м_м_р_ал, к_эфф_ц_ент, кв_л_ф_кация, к_р_к_тура, д_л_к_тесный, м_л_(о, а)рация, л_н_л_ум, р_фр_ж_ратор.

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 10. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) От таких развл_чений, как т_атр и к_нцерты, он уклонялся, но за (то) в винт играл каждый веч_р, часа по три, с н_сл_ждени- ем. 2) Ек_терина Ивановна, д_вольная, что так хитро подшутила над влюблён_ым и что её так сильно любят, зах_х_тала и вдруг в_крикнула от испуга, так как в это самое время лош_ди круто поворачивали в в_рота клуба и к_ляска накр_нилась. 3) Х_ракт_р у него то (же) изм_нился: стал тяжёлым, раздр_жительным. 4) У него в городе гр_мадная практ_ка, некогда взд_хнуть, и уже есть имение и два дома в гор_де, и он облюбов_вает себе ещё трет_й, (по) вы- г_днее, и когда ему в Обществе вз_имного кр_дита г_ворят про какой (нибудь) дом, н_знач_н_ый к т_ргам, то он без ц_р_монии идёт в этот дом и, пр_х_дя черед все комнаты, (не) обр_щая вн_мания на (не) одетых женщин и детей, которые гл_ дят на него с изумлением и страхом, тыч_т (во) все двери палкой и говорит: «Это к_б_нет? Это спальня? А тут что?» 5) У него много хл_пот, но всё (же) он не бр_сает земского места; жадность од_лела, хочет_ся п_спеть и (з, с)десь и там. 6) Иван Петрович (не) пост_рел, (н_) сколько (н_) изм_нился и (по) прежнему всё (а, о)стрит и ра_сказы- вает (а, о)н(е, и)(г, к)доты; Вера Иос_фовна читает г_стям свои р_маны (по) прежнему охотно, с с_рдечной пр_стотой. 7) Как (то) з_мой на ул_це его пр_дставили Ивану Петровичу: пог_в_рили о п_годе, о т_атре, о х_лере, п_следовало пр_гл_шение. 8) В мягких, глубоких креслах было п_койно, огни м_гали так ласково в сум_р- ках г_стин_ой; и теперь, в летний веч_р, когда д_л_тали с улицы г_лоса, смех и п_тягивало (со)дв_ра с_ренью, трудно было п_нять, как это крепчал м_роз и как заходившее со_нце осв_щало св_ими х_лодными лучами снежную р_внину и путн_ка, од_ноко шедшего по д_роге... 9) Старцев в_шёл в к_литку, и первое, что он увид_л, это белые кр_сты и пам_тники по обе стор_ны ш_рокой а(л, лл)еи и ч_рные тени от них и от т_п_лей; и кругом д_леко было видно белое и ч_рное, со(н, нн)ые д_ревья скл_няли свои ветви над белым. 10) Иван Петрович, видя, что гость з_думч_в и скучает, вынул из жилетного к_рмана з_писочки, проч_л см_шное п_сьмо (немца)упр_вляющего о том, что в имении испортились все зап_рательства и обв_лилась застенчивость. (А.П. Чехов. Ионыч)

Уровень ТЕКСТА

Тренинг 11. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, сделайте морфологический разбор выделенных полужирным курсивом слов.

П_ехали на бал. Вот и дв_рянское с_брание и п_д(ъ, ь)езд (со) шв_йцаром. Передняя с веш_лками шубы снующие л_кеи и д_к_льтирова(н, нн)ые дамы закрывающ_еся ве_рами от скв_зного ветра; пахнет св_тильным газом и солдатами. Когда Аня идя (в) верх по лес_нице под руку с муж_м услышала музыку и ув_дала в гр_мадном зерк_ле всю себя осв_щ_(н, нн)ую множ_ством огней, то в душе её пр_снулась рад_сть и то самое пр_дчу_ствие счастья, какое испытала она в лун_ый веч_р на (полу) станке. Она шла гордая с_м_уверенная в первый раз чу_ствуя себя не дев_чкой а дамой, и (не) вольно п_ходкою и м_нерами подр_жая св_ей п_койной мат_ри. И в первый раз в жизни она чу_ств_вала себя б_гатой и свободной. Даже пр_сутствие мужа не ст_сняло её, так как пер__йдя п_рог с_брания она уже уг_дала инстинктом что близ_сть старого мужа (н_) сколько (н_) ун_жает её а, наоб_рот, кладёт на неё п_чать п_кантной т_инстве(н, нн)_сти которая так нравится мужчинам. В большом зале уже гр_мел (а, о)ркестр и нач_лись танцы. После к_зё(н, нн)ой кв_ртиры охваче(н, нн)ая вп_ч_тлениями света п_строты музыки шума Аня окинула взглядом залу и подумала Ах, как х_р_шо! — и сразу отл_чила в т_лпе всех своих зн_комых, всех, кого она ранып_ встр_чала на веч_рах и гуляньях, всех этих оф_церов учит_лей (о,а)дв_катов ч_новни- ков п_мещиков... (189 слов) (А.П. Чехов. Анна на шее)

ИТОГОВЫЕ ТРЕНИНГИ

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ

Тренинг 12. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Асп_рантам ув_личили ст_пендию, прож_вал на п_р_ф_рии, гр_мадный к_рабль пок_зался на г_р_зонте, ам_ральный п_сту- пок, пр_в_лег_рованное с_словие дв_рян, к_ртины находились в г_л_рее, ст_р_жил п_сёлка отд_хал в п_л_саднике, вол_сы раз- в_вались на ветру, б_гровые и б_гряные тона с_седствуют на к_ртине, авт_р этого романа любит ол_цетв_рения, отв_рить к_ртофель, дождь зар_дил в пон_дельник к веч_ру, тр_тейский суд не опр_вдал р_ц_д_виста, обл_к_титься на к_лонну, к_мп_- ненты этого л_карства нельзя зам_нить, листья пап_р_тника раз- в_вались на сильном в_тру, в_р_ница всадн_ков т_нулась не- ск_лько м_нут, с_рвать р_биновую гроздь для укр_шения т_ррасы, п_этесса была оч_ровательна и восх_тительна в б_рдовом платье, ф_сад (з, с)дания был (а, о)(к, кк)уратно выкр_шен лиловой краской, п_сатель с уд_с_терённым усерд_ем взялся за эп_лог р_мана, п_(с, сс)ивно сл_дить за разв_вающимися с_бытиями.

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 13. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) У самой д_роги всп_рхнул стреп_т. 2) М_лькая крыльями и хв_стом, он, залитый со_нцем, пох_дил на рыб_ловную бл_сну или на прудового м_тылька, у которого, когда он м_лькает над в_дой, крылья сл_ваются с ус_ками, и кажется, что ус_ки р_стут у него (с) пер_ди, и (с) зади, и (с) боков. 3) Др_жа в воздухе, как н_с_комое, играя своей п_стротой, стреп_т поднялся выс_ко (в) верх по пр_мой линии, п_том, вер_ятно испуган_ый обл_ком пыли, понё(с, сс)я в стор_ну, и долго ещ_ было видно его м_лькание... 4) А вот, встр_вожен_ый вихрем и (не) пон_мая, в чём дело, из травы выл_тел к_р_стель. 5) Х_лмы всё ещ_ т_нули в л_ловой дали, и (не) было видно им конца; м_лькал бурьян, булыжник, пр_н_сились (з, с)жатые пол_сы, и всё те (же) гр_чи да коршун, с_лидно взмах_вающ_й крыльями, летали над степью. 6. Во_дух всё болын_ застывал от зноя и тиш_ны, покорная пр_рода ц_пенела в м_лчании... 7) 3_унывная пес_ня то зам_рала, то опять пр_н_силась в ст_яч_м, душном во_духе, ручей м_н_то(н, нн)о журчал, лош_ди ж_вали, и время т_нулось бе_к_нечно, точно оно з_стыло и ост_н_вилось. 8) Егорушка подн_л гол_ву и п_с_ловевшими глазами погл_дел (в) п_реди себя; л_ловая даль, бывшая (до) сих пор (не) п_движною, з_к_чалась (в) месте с небом и пон_слась куда (то) ещ_ дальше... 9) Из х_лма, скле_нного пр_родой из гр_мадных, уродл_вых к_мней, сквозь труб_чку из бол_голова, оставлен_ую каким (то) (не) вед_мым бл_г_детелем, тонкой струйкой б_жала вода. 10) Над (а, о)сокой пр_л_тели зн_комые три б_каса, и в их писке слыш_лись тр_вога и д_сада, что их с_гнали с ручья. (А.П. Чехов. Степь)

Уровень ТЕКСТА

Тренинг 14. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, разберите по составу выделенные полужирным курсивом слова.

В ст_пи перед гр_зой

(На) прав_ св_ркнула молния и точно отр_зившись в зерк_ле она (тот) час же снов_ св__ркнула (в) дали. Егорушка пр_п_днялся и п_см_трел (во) круг себя. Даль заметно поч_рнела и уж_ чаще чем каждую м_нуту м_гала бледным светом как веками. Ч_рнота её точно от тяжести скл_нялась (в) прав_.

(На) лев_ как (будто) кто чиркнул по небу спичкой м_лькнула бледная ф_сф_рическая п лоска и п_тухла. П_слыш_лось как где (то) очень д_л_ко кто (то) пр_ш_лся по ж_лезной крыше. Вер_ятно по крыше шли бос_ком потому что ж_лезо пр_в_рчало глухо.

Между далью и правым г_р_зонтом м_гнула молния и так ярко что осв_тила часть ст_пи и место где ясное небо гр_ничило с т_мнотой. Страшная туча надв_галась не спеша спл_шной ма(с,сс)ой; на краю её на п_р_ф_рии в_сели ч_рные л_хмотья; точно такие же л_хмотья давя друг (друга) гр_м_здилисъ на правом и на левом г р зонте. Этот оборван_ый разл_хмачен_ый вид тучи пр_д_вал ей какое(то) оз_рное выражение. Явствен_о и глухо пр_в_рчал гром. Егорушка быстро перекр_стился и стал над_вать п льто. (146 слов) (По повести А.П. Чехова «Степь»)


перейти в каталог файлов


связь с админом