Главная страница
qrcode

В образовательный Атлас - культурная практика. Практики Детский мастер класс


НазваниеПрактики Детский мастер класс
Дата29.10.2019
Размер43.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВ образовательный Атлас - культурная практика.doc
ТипДокументы
#66187
Каталог

Культурная практика «Детский мастер – класс»

Ирбейский район

МДОБУ Ирбейский детский сад № 2 «Солнышко»

Ответственный за реализацию практики:

Колосова Ирина Викторовна, воспитатель

Контактные данные (телефон, e-mail)

8(39174)31568, dovydova 63@mail.ru

Автор Колосова Ирина Викторовна, воспитатель МДОБУ Ирбейский детский сад № 2 «Солнышко»

Название практики: «Детский мастер – класс».

Основная идея практики (актуальность, цели, задачи).

Одним из основных принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (ФГОС ДО п.1.4.).

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуальной становится проблема поиска вариантов качественного изменения содержания образования, которое должно исходить из индивидуальных потребностей ребенка.

В связи с этим передо мной встала задача создания таких условий, при которых ребенок сможет проявить себя в качестве субъекта собственной деятельности, определить и реализовать свои цели, приобрести собственный опыт, взять на себя ответственность за результаты собственной деятельности. Чтобы образовательная деятельность строилась не от задач взрослого, а от интересов и уже приобретенных умений каждого ребенка.

Наблюдая за детьми, замечала, что некоторые из них пытаются научить других сверстников каким-либо действиям, которыми они овладели сами. Одни, конструировали из ЛЕГО фигуры животных, здания, дети с удовольствием повторяли за ними постройки. Другие, приносили из дома необычную поделку, рассказывали, как они её делали. Итак, была отмечена некоторая закономерность: если один ребенок научился что-нибудь делать, необходимое и привлекательное лично для него (например, веера или кораблики), то он, как правило, будет делать это по просьбе всех детей в группе. Таким образом, возникла идея организовать такую практику, когда умеющий ребенок мог бы передать свой опыт другим детям, желающим научиться.

Кроме того, на одном из семинаров дошкольного образования в г. Красноярске я познакомилась с такой практикой как «Детский мастер-класс».

Эта практика совпадала с моими идеями по организации деятельности детей, с учетом их желаний и по их инициативе.

Практику я апробировала в условиях нашего детского сада и хочу поделиться пока небольшим, но успешным опытом работы.

Цель детского мастер-класса: демонстрация дошкольниками своих личных достижений, умений, открытий в какой – либо области, а также овладение культурными способами передачи своего опыта и принятия опыта сверстников.

Задачи.
Сформировать умение овладеть новыми способами действий.
  • Поддержать детскую инициативу.
  • Сплотить коллектив.
  • Сделать образовательный процесс увлекательным для детей.
  • Выстроить сотрудничество с родителями.
    Первый детский мастер-класс состоялся в нашей группе 28 сентября. Анфиса Максимова учила сверстников делать из бумаги кораблики. Выступая в роли «мастера», Анфиса говорила уверенно, помогала детям. Они задавали ей вопросы, советовались по поводу поделки. Таким образом, она продемонстрировала свои умения, передала свой опыт. После проведенного мастер-класса многие дети заявили о своем желании провести собственный мастер-класс.

    Родители на групповом собрании были ознакомлены с новой культурной практикой.

    На рефлексивном круге мы с детьми обговорили правила организации мастер – классов и правила, которые дети должны соблюдать при проведении мастер – класса.

    Правила организации.

    1.Мастер-класс проводится по инициативе детей, исходя из темы недели, какого-либо события в группе или времени года. День и время мастера – класса согласуются на рефлексивном круге.

    2.Педагог заранее индивидуально обговаривает с ребёнком этапы выступления и содержание выступления.

    3.При подготовке детского мастер – класса приветствуется помощь родителей.

    4. Мастеру на голову одевается корона.

    5. Воспитатель на мастера – классе выступает в роли участника. Он может задать вопросы Мастеру, демонстрировать образцы культурного поведения, но как можно меньше вмешиваться в образовательный процесс.

    Правила мастер- класса.

    1. Выступая, говорим громко, внятно, не торопясь.

    2. Слушаем внимательно, не перебивая Мастера.

    3. Вопросы задаём после того, как Мастер закончил объяснение и показ.

    4. Вопросы задаём вежливо.

    5. Не стесняемся задавать вопросы.

    6. Все работы признаются ценными.

    7. Плохих работ не бывает.

    8. Аплодисментами благодарим Мастера за представленный опыт.

    9. Коллективное фото.

    Организую детский мастер-класс 2 раза в неделю. Периодичность зависит от частоты проявления детской инициативы и от настроя детей. Хочется отметить, что в роли Мастера может быть любой желающий воспитанник группы. После проведения каждого мастер-класса дети презентуют продукты своей деятельности своим сверстникам, а для родителей оформляется выставка работ в приемной.

    Ценностью детских мастер-классов является:

    Для детей, дающих мастер-класс:

    - Приобретение опыта публичных выступлений;

    - Формирование коммуникативных навыков;

    - Возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;

    - Формирование ответственности;

    - Развитие инициативности.

    Для детей, участвующих в мастер-классе:

    - Овладение новыми способами действий;

    - Приобретение опыта коллективной деятельности;

    - Формирование умения регулировать своё поведение, подчиняться правилам.

    - Развитие умения задавать вопросы;

    - Стимул самостоятельного поиска новых способов действий.

    Для педагога:

    - способ поддержки детских инициатив;

    - способ сплочения группы;

    - возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей;

    - возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны;

    - возможность выстроить сотрудничество с родителями.

    Для родителей:

    - возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него:

    - увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;

    - способ участия в реализации образовательной программы.

    В ходе реализации этой практики дети приобретают опыт публичных выступлений; выступают со своими детскими инициативами, чувствуют себя успешными и значимыми; становятся более ответственными; проявляют самостоятельность.

    Родители получили возможность выполнять совместные действия с детьми, увидели своего ребенка в новом свете, испытали гордость за него.

    Так же считаю, это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).

    Таким образом, я могу сделать вывод о целесообразности использования такой культурной практики как Детский мастер - класс в образовательной деятельности, так как она работает на достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, в частности, «ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности».

    Список литературы:

    1. Сборник методических материалов. Современные педагогические практики (опыт введения ФГОС ДО в Красноярском крае). – Красноярск, 2017.

    2. Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике. Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007.

    3. Приказ Министерства образования Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
    перейти в каталог файлов


  • связь с админом