Главная страница

Программа_философия_2015. Программа дисциплины Философия для направления 51. 03. 01 Культурология 45. 03. 01. Филология подготовки бакалавра


НазваниеПрограмма дисциплины Философия для направления 51. 03. 01 Культурология 45. 03. 01. Филология подготовки бакалавра
Дата14.04.2019
Размер157 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПрограмма_философия_2015.doc
ТипПрограмма дисциплины
#62365
Каталог

С этим файлом связано 686 файл(ов). Среди них: ГРАФИК ОТПУСКОВ ФОРМА Т7.rtf, курсач.docx, Сборник конференкцииФизическое воспитание детей раннего и дошкол, Диплом по теме Перелом бедра исп (2).docx, game-programming-patterns.pdf, 10 слов.docx, doktor-zhivago.pdf, VTORIChNAYa_ARTERIAL_NAYa_GIPERTENZIYa_lektsia_4_kurs.pptx, C# Глазами хакера. Урок 2. Использование WinAPI.pdf, 135 Казахский язык (Я2).docx и ещё 676 файл(а).
Показать все связанные файлы



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет гуманитарных наук

Программа дисциплины Философия


для направления

51.03.01 «Культурология»

45.03.01. «Филология»

подготовки бакалавра

Автор программы: Долгоруков В.В., кандидат философских наук, vdolgorukov@hse.ru


Одобрена Академическим советом ОП «Философия»

Протокол № ______________    «___»____________ 2015 г.


Утверждена  «___»____________ 2015 г.

Академический руководитель образовательной программы «Философия»

Е.Г. Драгалина-Черная _________________ [подпись]

Москва, 2015

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 51.03.01 «Культурология» и направления 45.03.01. «Филология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Философия».

Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом НИУ направления 51.03.01 «Культурология» и образовательным стандартом НИУ направления 45.03.01. «Филология» подготовки бакалавра
Основной образовательной программой направления 51.03.01 «Культурология» и основной образовательной программой направления 45.03.01. «Филология» подготовки бакалавра
Рабочим учебным планом университета 45.03.01. «Филология» и рабочим учебным планом университета 51.03.01 «Культурология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012г.


Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины "Философия" являются:
знакомство с проблематикой современной философии;
знакомство с методологическими приемами философского исследования;
формирование навыков критического мышления, навыков аргументированной дискуссии
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать основную проблематику философского знания;
Уметь формулировать ключевые идеи основных разделов философского знания;
Иметь навыки аргументированной дискуссии по философской проблематике

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
Код по / НИУ
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
Владение культурой

мышления, способностью

к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способностью в

письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности
ОК-1


участие в дискуссии, выступление с докладом, подготовка эссе
способность ясно, логически верно и аргументировано строить письменную и устную речь

и использовать ее в профессиональной деятельности; владение навыками публичной

и научной речи
ОК-2


участие в дискуссии, выступление с докладом, подготовка эссе
умение  использовать основные

положения и методы

социальных, гуманитарных и

экономических наук при

решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые

проблемы и процессы
ОК-7


участие в дискуссии, выступление с докладом, подготовка эссе


Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку.

Тематический план учебной дисциплины



Название раздела
Всего часов
Аудиторные часы
Самостоя­тельная работа
Лекции
Семинары
Практические занятия
1
Предмет и задачи философии.


2
0




2
Основные проблемы онтологии.


8
6




3
Основные проблемы эпистемологии.


4
4




4.
Основные проблемы философии науки.


4
2




5.
Основные проблемы философии сознания.


4
2




6.
Основные проблемы этики и моральной философии


6
4




7.
Основные проблемы социальной философии


4
2




8.
Основные проблемы политической философии


4
2




9.
Основные проблемы философии религии


4
2




10.

Основные проблемы эстетики и философии искусства


4
2




11.
Основные проблемы философской антропологии и философской психологии


4
2






Итого


48
32





Таблица контроля знаний студентов

Тип контроля
Форма контроля


Параметры
1
2
Текущий

Контрольная работа
*
*
Письменная работа 20 минут
Эссе (или рецензия)


*
10–15 тыс знаков (с пробелами)
Итоговый
Экзамен



*
Письменный экзамен.
1.1Критерии оценки знаний, навыков
Контрольные работы работа проверяют знание базовых определений и ключевых аргументов. Эссе (или рецензия) должно продемонстрировать умение студента анализировать философскую проблематику, навыки критического мышления; эссе сдается в LMS за три недели до экзамена; эссе проверяется на антиплагиат.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале

Содержание дисциплины




Название раздела. Содержание раздела.
Основная и дополнительная литература

Раздел 1. Предмет и задачи философии.

Специфика философского знания. Философия и наука. Философия и литература. Философия и религия. Разделы философского знания.

Этапы развития философии. Направления и школы философии.


Основная
Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М., 200. С. 15-18.
Рассел Б. Проблемы философии. М.: Республика, 2000. (Гл.14. «Пределы философского знания», Гл. 15 «Ценность философии»)

Дополнительная
    Эдмондс Д. Айдиноу Дж. Кочерга Витгенштейна. История десятиминутного спора между двумя великими философами. М.:НЛО, 2004. (Гл.1. «Кочерга», Гл. 2. «Вот из чего они, воспоминанья», Гл. 18. «Проблемы с головоломками»,  Гл. 19. «Ломая голову над проблемами»)
    Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка// Вестник Московского университета Серия 7. Философия. № 6. 1993.
    Кант И. Спор факультетов // Кант И. Собрание сочинений в шести томах Т.6. М.: Мысль, 1966.
    Куренной В. Общие места: стратегии легитимации философии в структуре университета // Топос. Философско-культурологический журнал. 2012. № 1. С. 74-86.
    Раздел 2. Основные проблемы онтологии.

    Детерминизм и свобода воли. Метафизическое либертарианство. Жесткий детерминизм. Компатибилизм. Эксперимент Либета и его философское значение.

    Монистические и дуалистические онтологии. «Миф о пещере» Платона. Концепция «трех миров». Проблема существования материи. Абстрактные объекты.

    Опровержение солипсизма. Аргумент Дж. Э. Мура. Принцип cogito. Пространство и время как философские категории. Проблема движения. Апории Зенона. Парадоксы бесконечности.
    Основная
    Гл.15. Заслуживаем ли мы наказания? // Лоу С. Философский тренинг. М.: АСТ, 2007.
    Гл. 4. Проблема свободы воли // Тэйчман Д., Эванс К. Философия.  Философия. Руководство для начинающих. М. ИНФРА-М, 1998.
    Пенроуз Р. Три мира – три загадки. 8.7. // Хофштадер Д., Деннет Д. Глаз разума. Самара: Бахрах-М, 2003. С.625-639.
    Рассел Б. Гл.2. Существование материи, Гл. 3 «Природа материи.» Гл. 4 «Идеализм»// Рассел Б. Проблемы философии. М.: Республика, 2000. С. 164-186.
    История 2. Как узнать, что окружающий мир не иллюзия? История 4. Что реально? // Лоу С. Философские истории. С. 112-140. М.: АСТ, 2007.
    Лоу С. 4. Возможны ли путешествия во времени // Лоу С. Философский тренинг. М.: АСТ, 2007.
    Даубен Дж. Георг Кантор и рождение теории трансфинитных множеств. URL.: http://www.ega-math.narod.ru/Singh/Cantor.htm
    Дополнительная
      Гл.5. Неврология – новая философия // Рамачандран В. Рождение разума. Загадки нашего сознания М.: Бизнес, 2006.
      Гарднер М. Почему я не солипсист?  URL.: Койре А. Заметки о парадоксах Зенона // Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.: Прогресс, 1985. С. 27-30; 37-48 . (1-2, 8-14)
      Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию (Глава 6 «Свобода воли»).
      Раздел 3. Основные проблемы эпистемологии.

      Знание и мнение.Трехчастная модель знания. Аргумент Гетьера. Дискуссия между эмпириками и рационалистами.

      Основная
      Гл. 6. Проблема знания //  Тейчман Дж., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих. М.: Инфра-М, 1998.
      В логовище релятивиста // Лоу С. Философский тренинг. М.: АСТ, 2007.

      Дополнительная
      Удивительные рассуждения рационального дантиста//Лоу С. Философский тренинг. М.: АСТ, 2007.


      Раздел 4. Основные проблемы философии науки.

      Проблема демаркации науки и лженауки.  Критерий К. Поппера. Логика науки, теория научного метода.  Теория научных парадигм Т.Куна. Методология исследовательских программ И.Лакатоса.  Проблема индукции. Теория подтверждения К.Гемпеля. Научный реализм и антиреализм.

      Основная
      Томпсон М. Философия науки. М.: Фаир-Пресс, 2003. Гл 2. «Научный метод» С. 34-43. Гл. 3. «Теории, законы и прогресс» С. 44-53.
      Гл 16 Методы науки  // Тейчман Дж., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих. М.: Инфра-М, 1998.
      Поппер К.  Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. § Проблема индукции C. 46-50. §Проблема демаркации С. 54-60. § Фальсифицируемость как критерии демаркации. С. 62-65.

      Дополнительная
      Является ли креационизм научным? // Лоу С. Философский тренинг. М.: АСТ, 2007
      Кун Т. Структура научных революций. Структура научных революций. М., 1975. (Гл. «Природа нормальной науки» Гл. «Революции как изменение взгляда на мир» Гл. «Прогресс, который несут революции»).
      Хакинг Я. Представление и вмешательство. Глава 1. Что такое научный реализм?
      Раздел 5. Основные проблемы философии сознания.

      Тест А.Тьюринга. Аргумент “китайской комнаты” Дж.Серля. “Слабый” и “сильный” искусственный интеллект. Философские теории сознания: элиминативный материализм, функционализм, современные варианты дуализма.

      Сознание с позиции первого и третьего лица. Проблема “квалиа”:  аргументы “за” и “против”. Классические аргументы философии сознания: “комната Мэри”, “аргумент инвертированного спектра”, “мозги в бочке”, “Земля-двойник” и др.

      Основная
      Тьюринг А. М. Вычислительные машины и разум //  Хофштадер Д., Деннет Д. Глаз разума. Самара: Бахрах-М, 2003.
      Сирл Дж. Разум, мозг и программы// Хофштадер Д., Деннет Д. Глаз разума. Самара: Бахрах-М, 2003

      Дополнительная
      Сирл Дж. Разум мозга — компьютерная программа? // В мире науки. (Scientific American. Издание на русском языке). 1990. № 3.
      Прист С. Теории сознания. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.
      Иванов Д.В. Природа феноменального сознания. М.: УРСС, 2012.
      Волков. Бостонский зомби. Д. Деннет и его теория сознания: М.: URSS; Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2012.
      Чалмерс Д. Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории. М.: URSS, 2013


      Раздел 6. Основные проблемы этики и моральной философии.

      Деонтологические и консеквенционалистские теории этики. Аргументы “против” утилитаризма. Эмотивизм и интуитивизм. Метаэтика. Проблемы морального скептицизма и морального релятивизма. Стратегии обоснования этики. Эгоизм и альтруизм: проблема формулировки, обоснования рациональности. Философские теории ресентимента.
      Основная
      Гл. 7. Мораль и иллюзия. Гл.9. Полезность и принципы // Тэйчман Д., Эванс К. Философия. Философия. Руководство для начинающих. М. ИНФРА-М, 1998.
      История 6. Откуда возникают добро и зло // Лоу С. Философские истории. М., 2007.

      Дополнительная

      1. Похожа ли мораль на очки? //Лоу С. Философский тренинг. М.: АСТ, 2007.

      2. Гл.8. Эгоизм и альтруизм. // Тэйчман Д., Эванс К. Философия. Философия. Руководство для начинающих. М. ИНФРА-М, 1998.
      Раздел 7. Основные проблемы социальной философии.

      Социальная онтология и социальная эпистемология. Механизмы социального контроля. Социальная онтология. Символический интеракционизм. Интериоризация социального. Концепция дисциплинарной власти.


      Основная
      Человек в обществе», «Общество в человеке», «Общество как драма» // Бергер П. Приглашение в социологию. М. : Аспект-Пресс , 1996.

      Дополнительная
      Концепция «дисциплинарной власти» М. Фуко // Сокулер З. А. Знание и власть: наука в обществе модерна. СПб.: РХГИ, 2001. C. 58-82.
      «Введение», «Вера в исполняемую партию», «Передний план исполнения», «Театральное воплощение» // Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.

      Раздел 8. Основные проблемы политической философии

      Концепция Дж. Ролза. Специфика аргументации  политической философии. “Рефлексивное равновесие”. “Завеса неведения”. Коммунитаристская и мультикультуралистская критика либеральных концепций справедливости.

      Основная
      Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, изд-во НГУ, 1995.
      Ролз Дж. Справедливость как честность // Логос. 2006. № 1. С. 35—60.
      Дополнительная
      Кимлика У. Современная политическая философия: введение. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010.
      Кашников Б.Н. Либеральные теории справедливости и политическая практика России. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2004. URL.: http://ecsocman.hse.ru/text/19151954/.

      Раздел 9. Основные проблемы философии религии

      Деизм, теизм, атеизм. Проблема теодицеи. Аргумент Ансельма Кентерберийского, критика аргумента.  Априорные и апостериорные варианты доказательства бытия Бога, современные варианты аргументов.

      Основная
      Существует ли Бог // Лоу С. Философский тренинг. М.: АСТ, 2007.
      Мюррей М., Рей М. Введение в философию; М.:Библейско–богословский институт св. апостола Андрея, 2010. Глава 5
      Дополнительная
      Мюррей М., Рей М. Введение в философию; М.:Библейско–богословский институт св. апостола Андрея, 2010. Глава 6. Аргументы против теизма
      Доккинз Р. Бог как иллюзия. М.: Колибри, 2008.
      Плантинга А. Конфуз Докинза: натурализм ad absurdum. URL.: http://faith-science.ru/konfuz-dokinza-naturalizm-ad-absurdum/


      Раздел 10. Основные проблемы эстетики и философии искусства

      Классические эстетические теории: концепция Платона, концепция Аристотеля. Аргумент И. Канта. Есть ли законы эстетики? Проблема демаркации искусства и не-искусства. Институциональная теория искусства и ее критика.

      Основная
      Неужели это искусство? // Лоу С. Философский тренинг. М.: АСТ, 2007.
      Дополнительная
      Платон. Гиппий Больший.
      Красота и мозг: рождение эстетики // Рамачандран В.С. Мозг рассказывает. Что  делает нас людьми? М.: Карьера Пресс, 2012.

      Раздел 11. Основные проблемы философской антропологии и философской психологии

      Теория души Платона, теория души Аристотеля. История рецепции античных концепций души.  Проблема тождества “Я”. Теория Дж. Локка.  Логический бихевиоризм.  “Миф Декарта”. Нарративаня идентичность: П.Рикер и Д. Деннет. Базовые антропологические концепции. Критерии отличия человека от животных.

      Основная
      Стевенсон Л., Хаберман Д. Десять теорий о природе человека. М.: CЛОBO/SLOVO, 2004.

      Дополнительная
      Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб.: Евразия, 1998.
      Деннет Д. Где Я? //  Хофштадер Д., Деннет Д. Глаз разума. Самара: Бахрах-М, 2003.



      Образовательные технологии

      1.2Методические рекомендации преподавателю

      1.3Методические указания студентам




      Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

      1.4Тематика заданий текущего контроля


      Примерный список тем для эссе

      Милетская школа и современная физика
      Апории Зенона и варианты их разрешения
      Проблема универсалий
      Инкомпатибилистские концепции свободы воли
      Возможны ли путешествия во времени?
      Компатибилистские концепции свободы воли
      Иерархические теории воли
      Существует ли способ опровержения солипсизма?
      Может ли машина мыслить?
      Парадоксы бесконечности
      Парадоксы подтверждения
      Проблемы определения «знания»
      Аргументы против утилитаризма
      Аргументы против деонтологической этики
      Функционалистские теории сознания
      Основные идеи логического бихевиоризма
      Проблемы дуализма в философии сознания
      Проблемы онтологического доказательства
      Проблемы реализма и антиреализма в философии науки
      Проблема демаркации науки и не-науки
      Рационализм и эмпиризм в теории познания
      Знание по знакомству и знание по описанию
      Проблема происхождения языка
      Либеральная концепция справедливости
      Критика либеральной концепции справедливости
      Чем человек отличается от животных?


      Примерный список текстов для рецензирования:
      Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое.
      Декомб В. Дополнение к субъекту: Исследование феномена действия
      Деннет Д. Виды психики: На пути к пониманию сознания
      Докинз Р. Бог как иллюзия
      Кимлика У. Современная политическая философия: введение.
      Патнем Х. Философия сознания
      Пинкер С. Язык как инстинкт.
      Райл Г. Понятие сознания.
      Рамачандран В.С. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми?
      Рассел Б. Искусство мыслить
      Стевенсон Л., Хаберман Д. Десять теорий о природе человека.
      Томаселло М. Истоки человеческого общения
      Хакинг Я. Представление и вмешательство.
      Хофштадтер Д., Деннет Д. Глаз разума
      Шеффер Ж.-М. Конец человеческой исключительности
      Эдмондс Д. Айдиноу Дж. Кочерга Витгенштейна. История десятиминутного спора между двумя великими философами.


      1.5Примеры заданий итогового контроля

      Порядок формирования оценок по дисциплине


      Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях, правильность ответов на вопросы преподавателя. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.

      Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

      Онакопленная ОаудиторнаяОк/рэссе
      О

      Способ округления – арифметический.

      Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

      1.6Базовый учебник


      Нет.

      1.7Основная литература

      Лоу С. Философские истории. М.: АСТ, 2007.
      Лоу С. Философский тренинг. М.: АСТ, 2007.
      Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М., 200. С. 15-18.
      Рассел Б. Проблемы философии. М.: Республика, 2000.
      Тейчман Дж., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих. М.: Инфра-М, 1998.
      Томпсон М. Философия науки. М.: Фаир-Пресс, 2003.


      1.8Дополнительная литература

      «Введение», «Вера в исполняемую партию», «Передний план исполнения», «Театральное воплощение» // Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.
      2. Гл.8. Эгоизм и альтруизм. // Тэйчман Д., Эванс К. Философия. Философия. Руководство для начинающих. М. ИНФРА-М, 1998.
      В логовище релятивиста // Лоу С. Философский тренинг. М.: АСТ, 2007.
      Волков. Бостонский зомби. Д. Деннет и его теория сознания: М.: URSS; Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2012.
      Гарднер М. Почему я не солипсист?  URL.: Гл 16 Методы науки  // Тейчман Дж., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих. М.: Инфра-М, 1998.
      Гл. 4. Проблема свободы воли // Тэйчман Д., Эванс К. Философия.  Философия. Руководство для начинающих. М. ИНФРА-М, 1998.
      Гл. 6. Проблема знания //  Тейчман Дж., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих. М.: Инфра-М, 1998.
      Гл. 7. Мораль и иллюзия. Гл.9. Полезность и принципы // Тэйчман Д., Эванс К. Философия. Философия. Руководство для начинающих. М. ИНФРА-М, 1998.
      Гл.15. Заслуживаем ли мы наказания? // Лоу С. Философский тренинг. М.: АСТ, 2007.
      Гл.5. Неврология – новая философия // Рамачандран В. Рождение разума. Загадки нашего сознания М.: Бизнес, 2006.
      Даубен Дж. Георг Кантор и рождение теории трансфинитных множеств. URL.: http://www.ega-math.narod.ru/Singh/Cantor.htm
      Деннет Д. Где Я? //  Хофштадер Д., Деннет Д. Глаз разума. Самара: Бахрах-М, 2003.
      Доккинз Р. Бог как иллюзия. М.: Колибри, 2008.
      Иванов Д.В. Природа феноменального сознания. М.: УРСС, 2012.
      История 2. Как узнать, что окружающий мир не иллюзия? История 4. Что реально? // Лоу С. Философские истории. С. 112-140. М.: АСТ, 2007.
      История 6. Откуда возникают добро и зло // Лоу С. Философские истории. М., 2007.
      Кант И. Спор факультетов // Кант И. Собрание сочинений в шести томах Т.6. М.: Мысль, 1966.
      Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка// Вестник Московского университета Серия 7. Философия. № 6. 1993.
      Кашников Б.Н. Либеральные теории справедливости и политическая практика России. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2004. URL.: http://ecsocman.hse.ru/text/19151954/.
      Кимлика У. Современная политическая философия: введение. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010.
      Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб.: Евразия, 1998.
      Койре А. Заметки о парадоксах Зенона // Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.: Прогресс, 1985. С. 27-30; 37-48 . (1-2, 8-14)
      Концепция «дисциплинарной власти» М. Фуко // Сокулер З. А. Знание и власть: наука в обществе модерна. СПб.: РХГИ, 2001. C. 58-82.
      Красота и мозг: рождение эстетики // Рамачандран В.С. Мозг рассказывает. Что  делает нас людьми? М.: Карьера Пресс, 2012.
      Кун Т. Структура научных революций. Структура научных революций. М., 1975. (Гл. «Природа нормальной науки» Гл. «Революции как изменение взгляда на мир» Гл. «Прогресс, который несут революции»).
      Куренной В. Общие места: стратегии легитимации философии в структуре университета // Топос. Философско-культурологический журнал. 2012. № 1. С. 74-86.
      Лоу С. 4. Возможны ли путешествия во времени // Лоу С. Философский тренинг. М.: АСТ, 2007.
      Мюррей М., Рей М. Введение в философию; М.:Библейско–богословский институт св. апостола Андрея, 2010.
      Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М., 2000. С. 15-18.
      Пенроуз Р. Три мира – три загадки. 8.7. // Хофштадер Д., Деннет Д. Глаз разума. Самара: Бахрах-М, 2003. С.625-639.
      Плантинга А. Конфуз Докинза: натурализм ad absurdum. URL.: http://faith-science.ru/konfuz-dokinza-naturalizm-ad-absurdum/
      Платон. Гиппий Больший.
      Поппер К.  Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. § Проблема индукции C. 46-50. §Проблема демаркации С. 54-60. § Фальсифицируемость как критерии демаркации. С. 62-65.
      Похожа ли мораль на очки? //Лоу С. Философский тренинг. М.: АСТ, 2007.
      Прист С. Теории сознания. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.
      Рассел Б. Гл.2. Существование материи, Гл. 3 «Природа материи.» Гл. 4 «Идеализм»// Рассел Б. Проблемы философии. М.: Республика, 2000. С. 164-186.
      Рассел Б. Проблемы философии. М.: Республика, 2000. (Гл.14. «Пределы философского знания», Гл. 15 «Ценность философии»)
      Ролз Дж. Справедливость как честность // Логос. 2006. № 1. С. 35—60.
      Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, изд-во НГУ, 1995.
      Сирл Дж. Разум мозга — компьютерная программа? // В мире науки. (Scientific American. Издание на русском языке). 1990. № 3.
      Сирл Дж. Разум, мозг и программы// Хофштадер Д., Деннет Д. Глаз разума. Самара: Бахрах-М, 2003
      Стевенсон Л., Хаберман Д. Десять теорий о природе человека. М.: CЛОBO/SLOVO, 2004.
      Существует ли Бог // Лоу С. Философский тренинг. М.: АСТ, 2007.
      Томпсон М. Философия науки. М.: Фаир-Пресс, 2003. Гл 2. «Научный метод» С. 34-43. Гл. 3. «Теории, законы и прогресс» С. 44-53.
      Тьюринг А. М. Вычислительные машины и разум //  Хофштадер Д., Деннет Д. Глаз разума. Самара: Бахрах-М, 2003.
      Удивительные рассуждения рационального дантиста//Лоу С. Философский тренинг. М.: АСТ, 2007
      Хакинг Я. Представление и вмешательство. Глава 1. Что такое научный реализм?
      Чалмерс Д. Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории. М.: URSS, 2013
      Человек в обществе», «Общество в человеке», «Общество как драма» // Бергер П. Приглашение в социологию. М. : Аспект-Пресс , 1996.
      Эдмондс Д. Айдиноу Дж. Кочерга Витгенштейна. История десятиминутного спора между двумя великими философами. М.:НЛО, 2004. (Гл.1. «Кочерга», Гл. 2. «Вот из чего они, воспоминанья», Гл. 18. «Проблемы с головоломками»,  Гл. 19. «Ломая голову над проблемами»)
      Является ли креационизм научным? // Лоу С. Философский тренинг. М.: АСТ, 2007
      1.9Справочники, словари, энциклопедии
      http://plato.stanford.edu/

      1.10Программные средства

      1.11Дистанционная поддержка дисциплины


      Ссылка на материалы предоставляется по запросу.

      Материально-техническое обеспечение дисциплины


      Ноутбук, проектор (для лекций и семинаров).

перейти в каталог файлов
связь с админом