Главная страница

Программа по стимулированию инвестиций в ресурсоэффективность отходы в россии мусор или ценный ресурс


НазваниеПрограмма по стимулированию инвестиций в ресурсоэффективность отходы в россии мусор или ценный ресурс
АнкорIFC+Waste+in+Russia+Report_rus.pdf
Дата05.04.2017
Размер7.8 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIFC_Waste_in_Russia_Report_rus.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#8498
страница1 из 6
Каталогid3274658

С этим файлом связано 93 файл(ов). Среди них: Dorling_Kindersli_-_Putevoditel_po_Italii.pdf, Morton_G_pdf_Ot_Milana_do_Rima_Progulki_po_Se.pdf, Dorling_Kindersli_-_Putevoditel_po_Italii.pdf, recycling-03.jpg, karta_tsentra_Rima.pdf, market_3GKaGSn7ACNwnGGcZEQweQ_600x600.jpg, br_toystorage_08.jpg, HomeOffice-BookShelves-6.jpg, Инф письмо_Семинар_Геогр и гидрол изыскания.doc, Venetsia-putevoditel_na_rus.pdf и ещё 83 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6

Консультативные программы IFC в Европе и Центральной Азии
Программа по стимулированию инвестиций в ресурсоэффективность
ОТХОДЫ В РОССИИ:

МУСОР ИЛИ ЦЕННЫЙ РЕСУРС?
СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА ОБРАЩЕНИЯ
С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ

2
Материал подготовлен Международной финансовой корпорацией
(IFC, Группа Всемирного банка).
Мнения и выводы, содержащиеся в настоящем отчете, необязательно отражают мнения Международной финансовой корпорации, совета директоров Всемирного банка или его исполнительных директоров.
IFC не гарантирует точности опубликованных данных и не несет ответственности за последствия в случае их использования.
Отчет не содержит исчерпывающей информации по обсуждаемой теме и не может быть положен в основу коммерческих решений.
Для получения экспертных консультаций по вопросам законодатель- ства, пожалуйста, обращайтесь к независимым юристам.
Содержание этой публикации защищено авторскими правами. Копи- рование и/или передача данного отчета могут быть нарушением соот- ветствующего закона.
Отчет распространяется на условиях, согласно которым он не будет продаваться, предоставляться взаймы, перепродаваться или иным образом распространяться на коммерческой основе без предваритель- ного согласия IFC.
Все материалы, использованные при подготовке настоящего доку- мента, являются собственностью IFC. Задать вопросы по содержанию отчета, получить разрешение на воспроизведение его частей, а также заказать дополнительные экземпляры можно в IFC по адресу:
121069, Москва, ул. Большая Молчановка, д. 36, стр. 1
Телефон: +7 495 411 7555
Факс: +7 495 411 7556
www.ifc.org/rcpp

3
ОТХОДЫ В РОССИИ:

МУСОР ИЛИ ЦЕННЫЙ РЕСУРС?
СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА ОБРАЩЕНИЯ
С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
Итоговый отчет
Расширенная версия

4
Благодарности
Данный отчет подготовлен коллективом экспертов IFC, включая Нину Коро- бову, Александра Ларионова, Джеймса Михельсона, Михаила Пуляева, Стаса
Ивановского, Кристину Турилову, Марию Кузнецову, в рамках Программы по стимулированию инвестиций в ресурсоэффективность в России, реали- зуемой IFC (Группа Всемирного банка) при финансовой поддержке Свобод- ного государства Саксония (Германия), Министерства занятости и экономики
Финляндии и Агентства по международному деловому сотрудничеству при Министерстве экономических дел Нидерландов и Министерства финансов Австрии.
Выражаем глубокую благодарность следующим экспертам, которые внесли существенный вклад в успешное завершение работы над отчетом
1
:
Берлизову Михаилу, начальнику департамента строительства
ОАО «Эко-Система»;
Булгаковой Ирине, директору департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития России;
Вермауту Эверту, менеджеру проекта Ecorem Plc.;
Жаринову Дмитрию, руководителю управления внешнеэкономической деятельности мэрии г. Тольятти;
Иванову Владимиру, заместителю мэра г. Тольятти;
Колесникову Игорю, руководителю проекта НКО «Институт экономики города»;
Малкову Михаилу, президенту Ассоциации рециклинга отходов;
Петерсону Чарльзу, независимому эксперту в области обращения с отхо- дами;
Поручиковой Оксане, начальнику отдела планирования муниципаль- ного сектора экономики г. Тольятти;
Родинкоффу Андре, директору ООО «Ремондис»;
Сафронову Анатолию, директору по отношениям с органами государ- ственной власти ООО «СФТ Менеджмент»;
Стасюку Сергею, заместителю директора ОАО «Эко-Система»;
Хелсену Стефану, директору Ecorem Plc.;
Хорошаеву Сергею, генеральному директору ООО «Национальная экологическая компания»;
Якимчуку Андрею, генеральному директору ОАО «Эко-Система».
1
Представлено в алфавитном порядке, должность и место работы указаны на момент подготовки отчета.

5
Список условных обозначений и сокращений
IFC
— Международная финансовая корпорация
ВВП
— валовой внутренний продукт
ВНД
— валовой национальный доход
ВРП
— валовой региональный продукт
ГЧП
— государственно-частное партнерство
Евростат
Европейское статистическое агентство
ЕС
— Европейский союз
ЕС-12
— страны, вступившие в ЕС после 30 апреля 2004 года
ЕС-15
— страны, вступившие в ЕС до 30 апреля 2004 года
ЕС-27
— все страны — члены ЕС до 1 июля 2013 года кВт•ч
— киловатт-час
МВт
— мегаватт
РОП
— расширенная ответственность производителя
Росстат РФ — Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации
ТКО
— твердые коммунальные отходы
ФЗ
— федеральный закон

6

ОТХОДЫ В РОССИИ: МУСОР ИЛИ ЦЕННЫЙ РЕСУРС?
СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА ОБРАЩЕНИЯ
С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
Содержание
Введение
8
Глава 1
Анализ текущей ситуации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в России и за рубежом
13 1.1. Современные тенденции образования и переработки/размещения отходов
13 1.2. Анализ законодательных и институциональных основ управления отходами в Российской Федерации
17 1.3. Анализ зарубежного опыта управления ТКО
26
Глава 2
Оценка потенциала развития сектора обращения с ТКО в России на основе сценарного анализа
37 2.1. Определение входных параметров модели на основе европейского опыта
37 2.2. Инерционный и инновационный сценарии развития сектора обращения с ТКО в России
44
Глава 3
Направления совершенствования системы управления ТКО в России для развития рынка коммунальных услуг и обеспечения экологической безопасности
53 3.1. Основные направления повышения эффективности системы управления ТКО
53 3.2. Этапы и порядок реализации мероприятий в рамках Стратегии по повышению эффективности обращения с ТКО
70 3.3. Социально-экономическая значимость реформирования сектора обращения с ТКО
72
Выводы
74
Рекомендации
76
Приложение 1. Термины и определения
78
Приложение 2. Технологии и методы обращения с отходами
80
Список ссылок на интернет-источники
88

7
В 2010 году в России было произведено более 48 млн т твердых коммунальных отходов. Около 95% этого объема было направлено на захоронение.
В настоящее время до 30% мощностей по захоронению отходов в стране не соответствуют санитарным требованиям, при этом возможности их расширения серьезно ограничены.

8
Введение
В России ежегодно образуется 55–60 млн т твердых коммунальных отходов (ТКО) [1].
В среднем на человека приходится до 400 кг отходов в год, причем объемы образования ТКО на душу населения в городской и сельской местности сильно отличаются.
Рост образования отходов неразрывно связан с повышением благосостояния общества, т. е. существует корреляционная зависимость между динамикой ВВП на душу населения и удельным образованием отходов, и если не принимать меры, то ситуация в секторе ТКО может привести к серьезным экологическим последствиям.
Уровень переработки в России составляет лишь 5–7%, в то время как в странах Европейского союза перерабатывается до 60% ТКО. Таким образом, в России более 90% мусора направля- ется на полигоны и несанкционированные свалки, и количество накопленных отходов растет.
Из-за изношенности инфраструктуры по сбору и захоронению ТКО большая часть отходов на сегодняшний день захоранивается на открытых полигонах и свалках, не оборудованных средствами специальной защиты почв, вод и прилегающих территорий от загрязнения.
В настоящее время более 14 700 санкционированных мест размещения отходов занимают территорию около 4 млн га [2] (что сопоставимо с территорией Швейцарии и Нидерландов), а под размещение все возрастающих объемов ТКО ежегодно выделяется 400 000 га земли
(что на 40% больше территории Люксембурга).
Помимо вывода значительных земельных ресурсов из хозяйственного оборота полигоны загрязняют атмосферу, поверхностные слои почвы, подземные воды и грунт, негативно влияют на растительный и животный мир, ухудшают качество жизни населения близлежащих территорий. Из-за отсутствия системы раздельного сбора и утилизации отходов, содержащих токсичные компоненты, растут масштабы загрязнения окружающей среды опасными веще- ствами.
При размещении на полигонах безвозвратно пропадают тонны ценных видов сырья и мате- риалов, таких как бумага, стекло, металлы, пластик и пр. По оценкам ряда экспертов, на эти компоненты приходится более 40% ТКО, т. е. около 15 млн т ежегодно.
Отсутствие возможности перерабатывать отдельные составляющие этой массы отходов (даже при самом минимальном тарифе на прием вторсырья — макулатуры) приводит к ежегодной упущенной выгоде от переработки как минимум в 68 млрд руб. (1,7 млрд евро). Кроме того,
ТКО могли бы быть использованы в качестве альтернативного топлива в цементной промыш- ленности и на мусоросжигательных заводах.
Власть и общество едины во мнении, что сфера обращения с отходами требует системных преобразований, направленных на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду и повышающих эффективность использования ресурсов. Экологически ориентиро- ванный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биоразнообразия и природных ресурсов заявлены приоритетными задачами в Основах государственной поли- тики в области экологического развития РФ на период до 2030 года.

9
В отношении отходов предложено организовать раздельный сбор мусора, ввести жесткие санкции за ненадлежащую утилизацию, поэтапно вводить запрет на захоронение отходов, пригодных для переработки, что нашло отражение в поправках к ФЗ «Об отходах произ- водства и потребления», обсуждаемых в настоящее время во втором чтении. В новой версии закона вводится принцип расширенной ответственности производителя (РОП) и экономиче- ский механизм его реализации.
В стадии обсуждения находится Комплексная стратегия по обращению с ТКО, подготовленная
Минприроды России, и план мероприятий по ее реализации. Разработана государственная программа РФ «Охрана окружающей среды на 2012–2020 годы», в результате реализации которой планируется снизить объем образования всех видов отходов на душу населения в 1,6 раза по сравнению с 2007 годом.
К 1 ноября 2011 года по поручению Президента РФ все субъекты Российской Федерации должны были подготовить региональные целевые программы по обращению с отходами.
Исполнители столкнулись с рядом трудностей, основными причинами которых стал недо- статок опыта для научного обоснования достижимых целевых показателей, дефицит знаний в области привлечения инвестиций и скудность информации о наилучших имеющихся техно- логиях переработки ТКО. Вследствие недостаточного финансирования многие программные мероприятия не выполняются.
При проведении исследования рынка ТКО в России IFC уделила особое внимание выработке практических рекомендаций и ориентиров стратегического устойчивого развития сектора обращения с ТКО на федеральном и региональном уровне, наиболее эффективного с точки зрения технологических, финансовых и временных аспектов.
Цель данного исследования — продемонстрировать потенциал отрасли переработки отходов и предложить рекомендации по ее развитию. В прогнозах и рекомендациях авторы основывались на анализе зарубежного опыта и моделировании различных сценариев развития сектора обращения с ТКО в России. В исследовании рассмотрены институцио- нальные и экономические механизмы, которые стимулировали бы реализацию потенциала в полном объеме и наиболее эффективным способом.
Методология исследования базируется на следующих подходах и принципах:
анализ развития сектора ТКО в выбранной стране-аналоге (или группе стран) с последу- ющей экстраполяцией выводов на Россию;
учет региональных особенностей с помощью кластерного анализа;
учет краткосрочных и долгосрочных аспектов развития и реализации;
применение наилучших технологий и практик отрасли;
формирование правовых, институциональных и экономических условий, обеспечива- ющих достижение прогнозных значений целевых показателей.

10
Целевой аудиторией данного исследования являются федеральные и региональные органы власти, формирующие политику и управляющие объектами сферы обращения с ТКО в рамках своей компетенции, а также субъекты, обладающие правом внесения законодательных инициатив, направленных на совершенствование функционирования и развитие системы обращения с ТКО в России. Отчет также представляет интерес для потенциальных инвесторов и частных компаний, планирующих работать в сфере обращения с отходами в России.
Структура. Отчет состоит из трех глав, введения, выводов и рекомендаций и двух прило- жений.
В главе 1 анализируется текущая ситуация в сфере обращения с ТКО в России и Европе, определяются тенденции развития и проводятся параллели между положением дел в РФ сегодня и отдельных европейских странах 10–15 лет назад.
В главе 2 оценивается потенциал сферы обращения с ТКО в России и рассматриваются два сценария реализации потенциала до 2025 года — инерционный и инновационный. Прове- денный анализ основан на применении европейского опыта и учете региональных различий при объединении в кластеры субъектов Российской Федерации.
В главе 3
предлагаются законодательные, институциональные и экономические изменения, необходимые для инновационного развития сектора ТКО, описываются конкретные меро- приятия для реализации на федеральном и региональном уровне, дается обоснование соци- ально-экономической значимости развития переработки ТКО.
В отчете используется терминология, принятая в международной практике. Термины и опре- деления приведены в приложении 1. Приложение 2 содержит описание наиболее часто применяемых технологий обращения с отходами на разных этапах жизненного цикла.
Результаты и методологические подходы исследования могут быть использованы:
при определении целевых показателей развития сектора обращения с отходами на феде- ральном и региональном уровне;
при разработке плана действий (дорожных карт) по реализации национальной и регио- нальных стратегий развития сектора; для определения пула финансирования проектов;
при выборе оптимальных технологических решений.

11
Текущего объема накопленных отходов в России достаточно, чтобы загрузить Транссибирскую железнодорожную магистраль на 2400 лет вперед.
Создание современной системы управления ТКО в России потребует капитальных инвестиций в объеме, превышающем текущие инвестиции в основные средства в секторе транспорта и коммуникаций.

Г
Л
А
В
А
1 2
3 12
Введение
В главе 1 рассматриваются:
количественные и качественные характеристики образования ТКО в России в сравнении с другими странами;
тенденции в сфере обращения с ТКО, сложившаяся в России практика обращения с ТКО;
экологические и экономические эффекты действующей системы обращения с ТКО;
действующая система и законодательные основы обращения с ТКО и установления тарифов в России;
зарубежный опыт управления ТКО на примере старых членов ЕС
(ЕС-15) и новых членов — стран Центральной и Восточной Европы
(ЕС-12).
Анализ ситуации в сфере образования ТКО и обращения с ними в России и за рубежом позволяет сделать ряд выводов.
1.
Несмотря на небольшую долю в общем объеме отходов, ТКО оказывают существенное влияние на здоровье человека и экологическую обстановку.
2.
Количественные и качественные характеристики образования ТКО в России пока отличаются от уровня развитых стран (ЕС), но разрыв быстро сокраща- ется.
3.
Объемы образования ТКО в дальнейшем будут расти.
4.
Необходимость повысить эффективность обращения с ТКО признается на федеральном и региональном уровне, однако принимаемые меры недоста- точны для изменения ситуации.
5.
Основными барьерами для повышения эффективности системы обращения с ТКО являются неурегулированная система прав собственности на отходы и распределения ответственности, недостаточное участие частного сектора, непрозрачность, нечеткая тарифная политика, отсутствие экономических стимулов к переработке.
6.
Стартовые условия России и стран ЕС-12 во многом схожи.
7.
За 10–15 лет вполне реально переориентировать сектор с захоронения на переработку отходов.
8.
Ряд европейских моделей управления и тарифной политики, доказавших свою эффективность, целесообразно применить в России с поправкой на региональные особенности; это прежде всего касается внедрения прин- ципа РОП, модели координационного агента, создания условий для реали- зации государственно-частного партнерства (ГЧП) в секторе.
Краткое содержание и выводы главы 1

Г
Л
А
В
А
1 2
3 13
Глава 1 Анализ текущей ситуации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в России и за рубежом
Глава 1
Анализ текущей ситуации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в России и за рубежом
1.1. Современные тенденции образования и переработки/размещения отходов
Существующая в России практика обращения с отходами характеризуется возрастающим негативным воздействием на окружающую среду и здоровье человека, неэффективным использованием материальных и энергетических ресурсов.
По данным Минприроды России
1
, ежегодно в стране образуется 3–4 млрд т отходов.
Более половины из них (54%) приходится на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых (в основном предприятиями угольной промышленности), 17% — на цветную металлургию, 16% — на черную, 12% — на другие отрасли, включая ЖКХ. ТКО составляют 1–2% всех отходов (по данным Росстата, в 2010 году в России образовалось около 49 млн т ТКО).
Несмотря на небольшой удельный вес ТКО в структуре отходов, эффективное обращение с ними крайне важно, так как от этого напрямую зависит состояние окружающей среды в местах проживания людей. Кроме того, переработанные отходы являются дополнительным ресурсом для получения сырья, материалов и энергии для народного хозяйства.
Объем образования отходов коррелирует с уровнем экономического развития страны и благосостояния общества. Как показано на рис. 1, во время экономического спада в России общий объем отходов сократился, а по мере восстановления экономики вернулся к прежним значениям. В 2009 году количество отходов уменьшилось до 3,5 млрд т, в 2010-м увеличи- лось до 3,7 млрд т.
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом