Главная страница

Программа Специальная педагогика и специальная психология за рубежом


Скачать 6.62 Mb.
НазваниеПрограмма Специальная педагогика и специальная психология за рубежом
Анкор1al_tkherr_m_berg_r_vel_fl_a_i_dr_giperaktivnye_deti_korrekts.pdf
Дата12.01.2018
Размер6.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1al_tkherr_m_berg_r_vel_fl_a_i_dr_giperaktivnye_deti_korrekts.pd
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#36142
страница1 из 17
Каталогid219002339

С этим файлом связано 36 файл(ов). Среди них: Диагностические методики ДОШКОЛЬНИКИ.doc, 1al_tkherr_m_berg_r_vel_fl_a_i_dr_giperaktivnye_deti_korrekts.pd, Консультация для педагогов-речевые настройки и психол.игры.docx, bogachkina_n_a_sirenko_r_kak_preodolet_detskuyu_zastenchivos.pdf, shishova_t_l_raskolduyte_nevidimku_kak_preodolet_detskuyu_za.pdf, Kartoteka_Emotsionalny_mir.doc и ещё 26 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

УДК 159.9(075.8)
ББК я Г Издательская программа Специальная педагогика и специальная психология за рубежом»
Научные руководители:
доктор педагогических наук, профессор НМ. Назарова (Россия профессор, доктор II.А.Янн (Германия)
А в торы. Cordula Neuhaus
, Michael Passolt,
Jiirgen Schindler, Klaus Skrodzki, Лчег Uffelmann, Andreas Wolfl
Michael Passolt (cd.), Hypcraktivc Kinder: Psychomotorische Therapie
© 2., aktual. Aufiage 1997 by Ernst Reinhardt Verlag Munchen / Basel
Kcmnatcnstr. 46, D-80639 Munchen www. re i n hardt - ve Перевел с немецкого В. T .A лтухов Научный редактор русского текста НМ. Назарова
Гиперактивные дети коррекция психомоторного развития:
Г 46 Учеб, пособие для стул. высш. учеб, заведений / П. Альтхерр, Л. Берг, А. Вёльфль и др Под ред. М. Пассольта; Перс нем. ВТ. Алтухова; Науч. ред. рус. текста НМ. Назарова. — МИ з­
дательский центр Академия, 2004. — 160 с В коллективном пособии, подготовленном ведущими учеными и спе
­
иналистами-практиками (кинезиотерапевтами, мотопедагогами) Германии, изложены современные представления о сущности и причинах гиперкинети
­
ческого синдрома у детей и подростков. Авторы предлагают систему педагогической помощи гиперактивным детям, основанную на коррекции их психомоторного развития на специальных занятиях ив повседневной жизни, дают педагогические рекомендации родителям гиперактивных детей.
Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений, педагогов, психологов, специалистов, работающих с детьми раннего возраста, а также родителей гиперактивных детей.
УДК 159.9(075.8) Б Б К я 5-7695-1661-5
€> Издательский центр Академия, 2004

ПРЕДИСЛОВИЕ
Гиперактивных детей нельзя не заметить. Они, как ртуть, постоянно в движении, они бегают, вертятся, натыкаются на веши, опрокидывают их. Детей наблюдают, пытаясь понять. Им посвящена обширная литература. Они объект научных исследований. Такой ребенок стал персонажем известной истории под названием «Дер Штруввель-Петер», в которой некий вертун по прозвищу Цаппель-Филипп (аналог нашего Степки-растрепки. — Прим, пер постоянно роняет на пол посуду. С легкой руки врача и отца семейства Г. Гофмана уже в XIX в. имя Цаппель-Филипп (нем. zappeln — беспокойно вертеться, дергаться, делать нервные движения, метаться туда- сюда. — Прим, пер стало нарицательным. В научном обиходе таких детей называют гиперактивными, или детьми с «гиперкинетическим синдромом (ГКС). Им навешивают ярлыки, нередко пытаются вывести за пределы нормы, думая таким образом справиться с проблемой.
Действительно ли это плохие дети, маленькие тираны, белые вороны, подброшенные бедным родителям зловредной судьбой Или, может быть, они просто антиподы спокойных, тихих, приспособляемых и покладистых детей Дети с неуемной жаждой движения. Дети, которые двигаются больше других. Может быть, их беспокойность всего лишь признак живости И почему, собственно, гиперактивность в нашей культуре представляет собой проблему Ведь в южных регионах мира, например в многодетных семьях Сицилии, подобным проявлениям не придается никакого значения. Может быть, дело в том, что у нас преобладают семьи, имеющие одного ребенка, и есть установка на то, что спокойствие и порядок являются первым гражданским долгом Или же существует прямая связь между гиперактивностью ребенка, его психической неуравновешенностью и конфликтной ситуацией в семье?
Беспокойные дети своим поведением часто подвергают испытанию терпение взрослых. В ситуациях, когда нам необходимо быстро отвечать действием на действие, мы бываем иногда склонны к простым решениям. Старинное педагогическое правило, гласящее, что простой и прямой путь в большинстве случаев оказывается неправильным (так, пощечина хотя и способна быстро восстановить спокойствие и порядок, но влечет за собой далеко идущие последствия, должно учитываться также в работе с гиперактивными детьми, потому что ив данном случае не существует простых путей и готовых решений. Существует человек с собственной биографией, который определяет свою жизнь в активном взаимодействии с окружающим миром и который является субъектом своего развития. Подход к ребенку возможен только с позиций постижения его индивидуальности, его непохожести, его особости, какой бы она нам ни представ­
лялась.
С одной стороны — ребенок с особенностями его развития и особенностями той среды, в которой он находится, с другой — субъективное восприятие ребенка теми, кто с ним соприкасается. Какой должна быть мера предоставляемой ребенку свободы, которая дает возможность жить и работать с ним Нелегко бывает провести грань между неудовольствием, раздражением, антипатией, с одной стороны, и пониманием, сочувствием, удовлетворением, возникающими в процессе работы, с другой стороны.
К гиперактивному ребенку и близкие люди могут испытывать отчуждение, но нельзя ли постараться понять его и вместе с ребенком нравственно расти в процессе решения его многочисленных проблем Нет ли тут возможности, как это сформулировала одна родительница, сознательно строить свою жизнь, больше проявляя понимания и чуткости к ребенку Наверняка такой подход не упростит жизнь взрослого. Но разве существует вообще жизнь без трудностей и необходимости приложения усилий?
В основе подхода к решению проблемы лежит интерес к ребенку как личности. Хотя основной упор мы делаем на работе с моторикой, это не значит, что наша педагогика построена исключительно на этом. Однако мы придерживаемся основополагающего принципа, согласно которому движение является базовым элементом развития человека. Движение, производимое человеком, это нечто большее, чем просто физический акт. Это проявление жизнедеятельности, в которой можно выявить свои мотивы и цель. В таком случае разве нелогично начинать работу с гиперактив­
ными детьми с того, что характеризует их полнее всего, что они любят больше всего и что обычно более всего подвергается запретам?
Прежде всего необходимо ответить наследующие вопросы каковы потребности ребенка Как найти к нему подход В чем сильные стороны его личности В чем он испытывает трудности Есть ли поддержка со стороны семьи Какое влияние оказывают на ребенка учителя и воспитатели В какой степени в процесс работы с ребенком можно вовлечь его окружение Как может быть организована помощь с учетом местных условий?
Книга содержит и теоретическое обоснование коррекционной работы, и практический опыт. Авторам чужда мысль о бездумном отбрасывании старых или выдумывании новых приемов. Скорее, речь идет об адаптации различных методов коррекции к индивидуальным особенностям ребенка и особенностям его семьи и окружающего мира. Мы надеемся, что книга окажет помощь в повседневной педагогической и психотерапевтической работе с гиперактивными детьми и даст импульс к творческому подходу в решении проблем, возникающих при воспитании таких детей.
Книгу отличает живость изложения, и это заслуга авторов, которые относятся с большой ответственностью и заинтересованностью к своему делу и готовы делиться своими мыслями и накопленным опытом.
М. Пассолът

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ДИАГНОСТИКА И ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ

П. Альтхерр
«В моей голове сидит чертенок, который все мне путает. Я хотел бы сидеть спокойно, хорошо учиться и быть послушным, ноя ничего не могу поделать с этим чертиком — так описывает свое состояние один мальчику которого позже был диагностирован гиперкинетический синдром (ГКС). Что же собой представляет это нарушение?
Гиперкинетический синдром не является болезнью в классическом смысле слова, когда симптомы позволяют сделать выводы о причинах заболевания. Само по себе название не раскрывает вполне смысла данного явления. Представляет ли собой гиперактив­
ность избыток подвижности, как это мы видим у героя истории, рассказанной Г. Гофманом, или помимо этого наблюдаются и другие отклонения Как правило, этот синдром в детском возрасте проявляется трудностями в поведении и учебе, нарушениями в межличностных отношениях, имеющими значительные последствия для самих детей, их родителей, окружающих, в первую очередь для учителей и одноклассников. Диагностика ГКС

Согласно Международной классификации болезней (IC D -10) в редакции 1992 г. понятие «гиперкинетические нарушения трактуется как отклонения в поведении, характеризующиеся следующими типичными признаками- ранним проявлением (отклонения обычно наблюдаются уже впервые пять лет жизни- сочетанием чрезмерной активности в поведении, трудной управляемости и явно выраженной невнимательности- недостатком терпения при выполнении заданий, требующих умственных усилий- тенденцией к неожиданной и быстрой смене деятельности без доведения начатого до конца- хаотичной, недостаточно контролируемой и чрезмерной двигательной активностью , которая может выражаться в области как грубой моторики (бесцельное перебегание с места на место, вставание и пересаживание, таки тонкой (нарушение координации движений трудности при овладении письмом, рисованием, вообще — сведением тетрадей).
Названные затруднения обычно проявляются на протяжении всего школьного периода и иногда даже в юношеском возрасте, вплоть до вступления во взрослый период. Однако у многих страдающих гиперактивностью стечением времени происходит частичное улучшение — уменьшается двигательная активность, повышается внимательность.
К основным первичным нарушениям добавляются, как правило, вторичные нарушения. Гиперкинетичные дети часто бывают неосторожны и импульсивны, им не хватает осмотрительности, их чаще преследуют несчастные случаи. Они постоянно становятся виновниками нарушения всевозможных правил, причем это не столько по умыслу, сколько по неспособности усвоить эти правила и выполнять их. В результате неизбежны дисциплинарные наказания либо со стороны родителей, либо учителей. Отношения этих детей со сверстниками и со старшими по возрасту нередко отличаются несоблюдением дистанции, недостаточной осторожностью и сдержанностью. Обычным явлением считаются сниженные познавательные способности, что прежде всего отражается на учебе в школе. Часто наблюдаются специфическая заторможенность враз витии двигательных навыков и речи, трудности в овладении чтением, правописанием.
Кроме того, наблюдаются довольно характерные проявления повышенной агрессивности, склонность к демонстративному поведению, а в конечном счете асоциальное поведение, следствием которого становится общее неприятие со стороны окружения. Возникают проблемы эмоционального плана дети испытывают чувства страха, подавленности, у них снижается самооценка. Их беспокоят проявления антипатии со стороны окружения, причины которой им непонятны .
Гиперактивность как нарушенное поведение имеет многие точки соприкосновения с другими видами отклоняющегося поведения. Тем не менее современная диагностика позволяет дифференцировать группу нарушений, в которых гиперактивное поведение представляет собой главную проблему. У мальчиков эти нарушения встречаются враз чаще, чему девочек.
И так, в качестве кардинальных диагностических симптомов доминируют сниженное внимание, те. нарушение концентрации внимания, а также чрезмерная двигательная активность. Для постановки диагноза необходимы оба признака. В качестве третьего основного симптома следует рассматривать импульсивность и нетерпеливость, сопровождаемые резкой сменой видов деятельности. Создается впечатление, что эти детине задумываются о своем поведении и, более того, удивляются тому, к каким последствиям оно приводит. Описанные отклонения в поведении могут быть с первого взгляда невидны в полном объеме. В приемной у врача или в незнакомой для ребенка обстановке двигательная беспокой­
ность обычно проявляется не так сильно. Поэтому подробное описание поведения ребенка, полученное от родителей и педагога, дает наиболее достоверный материал, пригодный для выводов, данные анамнеза и наблюдения за поведением являются центральными моментами в постановке диагноза. Клинические, неврологические и лабораторные исследования могут лишь подтвердить ранее сформулированное подозрение на наличие гиперкинетиче­
ского синдрома. Таким образом, анкетирование и наблюдение за поведением ложатся в основу диагностики.
В качестве первичной диагностической ориентировки оправдал себя перечень симптомов, разработанный Дж имми К оннер­
сом (см. с. 10). Эту анкету могут заполнять как родители, таки преподаватели при условии, что этому предшествует минимум четырехнедельный период наблюдений. Если в сумме набирается более
15 очков, то это дает основание предполагать наличие у ребенка гиперкинетического синдрома.
Прямые наблюдения за поведением в ситуации обследования или в игровой обстановке могут привести к неверным выводам, так как исследователь часто оказывает регулирующее влияние на поведение наблюдаемых. Следует учесть, что ребенок по-разному себя ведет, оставшись наедине и находясь в среде сверстников. Результаты наблюдений, сделанных в той и другой обстановке, могут не совпадать. Обычно ребенок с синдромом ГКС, лишь оказавшись в группе детей, показывает, на что он способен. Таким образом, наблюдения, проведенные в повседневной обстановке, те. дома или в школе, с диагностической точки зрения дают значительно более весомые результаты.
Приведем описание поведения, характерного для таких детей. В целом их движения избыточны, слишком быстры и энергичны. Количество движений безмерное, дети склонны к перемещениям наш ироком пространстве, безудержно разговорчивы (вербальная гиперактивность). При больших энергозатратах в большинстве случаев результаты при выполнении задания далеки от удовлетворительных, чему причиной бывают нарушения тонкой моторики, зрительно-мануальной координации, письма и балансировки тела
(Кипхард, 1988). От этого страдают планирование действий им о­
торная обучаемость.
У гиперактивных детей наблюдается постоянная потребность в получении сенсорных раздражений, которую не представляется возможным удовлетворить. Такие детине способны ждать, они не могут подавлять мгновенные двигательные импульсы. Возникает впечатление, что дети с синдромом ГКС нуждаются в самостиму- ляции путем неустанной двигательной активности
Анкета для определения гиперактивности по Д. Коннерсу)
Исследования детей с синдромом ГКС часто показывают легкие неврологические отклонения, в большинстве своем проявляющиеся в области моторики, как тонкой, таки грубой, и легкие изменения, фиксируемые энцефалограммой. Однако специфических признаков гиперкинетического синдрома входе клинических исследований не обнаруживается. Упомянутые отклонения находят и у других детей с отклоняющимся поведением. М икроневро- логические признаки в данном случае рассматриваются в целом как проявление слабости или недостаточной зрелости центральной нервной системы, причем неврологическая основа подобных отклонений неясна.
Таким образом, детской неврологии не удается выявить прямых связей ГКС с механизмами нарушения поведения. Изучение двигательных расстройств, в частности тестирование координационной способности детей, позволяет отметить, что общая моторика у них развита ниже среднего уровня и наблюдаются нарушения координации движений.
Как это видно, диагностическая оценка нарушений поведения у гиперактивных детей весьма проблематична. Об этом свидетельствуют пестрота выводов и большой разброс данных в международных научных публикациях о частоте проявления признаков гиперактивности.
В Германии насчитывается от 3 до 10 % гиперактивных детей в начальных классах, что весьма много. Клинические наблюдения подтверждают, что у мальчиков этот вид нарушений встречается значительно чаще, чему девочек. Причины гиперактивности
Хотя мы располагаем достаточно исчерпывающим описанием симптоматики синдрома, наши знания о причинах данного нарушения довольно скромны.
К настоящему времени установлено, что гипотеза о тождественности гиперкинетического синдрома см инимальной мозговой дисфункцией (ММ Д) или со специфическими трудностями в обучении неверна.
У части детей наблюдаются причины генетического, наследственного характера. Данное предположение опирается на наблюдение, свидетельствующее, что у родителей и родственников ги­
перактивных детей довольно часто отмечается такое же нарушение. В рамки этой гипотезы укладывается также распределение частоты проявления гиперактивности между мальчиками и девочками.
Последние исследования объясняют ГКС возможностью существования нейрохимического нарушения в сфере мозговой проводимости. Медиаторы (например, допамин, серотонин, норадреналин) представляют собой химические субстанции, ответственные за передачу нервных импульсов в мозгу. В этой связи следует обратить особое внимание на исследования Заметки на и других
(Zametkin et ai., 1990), в которых установлена связь между биохимией мозга и поведением. Ученому удалось определить нейробиоло- гические различия между обычными и ги перактивны ми детьми. С помощью позитронно-эм иссионной томографии исследователи измеряли глюкозный обмен веществу обычных и гиперкинетич- ных взрослых вовремя прохождения ими теста на концентрацию
внимания. Гиперактивные испытуемые уже в детстве отличались несобранностью, двигательной беспокойностью и импульсивностью. Их диагноз «гиперкинетический синдром был клинически фундирован. Пациенты страдали от этих симптомов и став взрослыми. При этом в поведении их детей наблюдались признаки гиперактивности. Входе исследований испытуемым лицам делались инъекции глюкозы, а затем с помощью позитронно-эмиссионной томографии изучался метаболизм глюкозы в мозговой ткани в целом ив отдельных отделах мозга. В результате оказалось, что у гиперактивных исследуемых в 30—60 специфических отделах мозга наблюдался существенно сниженный глюкозный обмен веществ. Данное явление отмечалось прежде всего в префронтальных (передних) отделах головного мозга, а также в тех его отделах, которые играют, как принято считать, важную роль в управлении концентрацией внимания и моторикой.
Сниж ение глюкозного обмена веществ в данных отделах мозга указывает на ослабленный обмен веществ. Вероятно, это функциональное нарушение приводит к дисбалансу между центрами возбуждения и торможения мозга, причем центры торможения (в частности, Nucleus accumbens) менее активны, в результате чего преобладает деятельность центров возбуждения. Внешне этот дисбаланс проявляется в форме гиперактивности. Если сточки зрения нейрофизиологии уравновешенность поведения объясняется равновесием суммы импульсов возбуждения и торможения, то, очевидно, у детей с синдромом ГКС перевешивают факторы возбуждения или, возможно, недостаточно активизированы факторы торможения. На уровне поведения это проявляется типичной картиной гиперкинетической симптоматики.
Существует также гипотеза, что дети с синдромом ГКС сточки зрения физиологии мозга недовозбуждены и поэтому сами возбуждают и стимулируют себя Своей гиперактивностью, чтобы компенсировать данный сенсорный недостаток. Исследователь Лоу и другие (Lou et al., 1984) обнаружили пониженное кровоснабжение и связанную с этим недостаточную активность обменных процессов в передних отделах головного мозга, в частности в Nucleus caudatus, точнее — в Nucleus accumbens. Этой области головного мозга приписывается тормозящая (ингибирующая) функция вот ношении базальных ганглий (центральных отделов моторики. Она руководит субкортикальными процессами (автоматическими процессами, протекающими в подкорковой сфере) и моторикой. Одновременно этот отдел головного мозга выполняет функцию связи между лимбической системой (сфера чувств, настроений, самочувствия, ганглиями ствола мозга (моторика) и познавательными функциями большой коры головного мозга (интеллектуальные способности, планирование, мотивация. Возможно, нарушение мозговых функций в этой области способно вызывать как когнитивные, таки эмоциональные и моторные симптомы
Таким образом, чисто психогенное истолкование данного нарушения уступает другому причина носит физиологический характер и кроется в функциональном нарушении обменных процессов мозга.
Выш еуказанная гипотеза позволяет объяснить известное уже не менее 50 лет положительное воздействие психостимуляторов. Медикаментозная терапия психостимуляторами, по всей вероятности, восстанавливает нарушенное нейрохимическое равновесие с помощью стимуляции Nucleus accumbens, который, по-видимому, лучше начинает выполнять свою тормозящую функцию . Можно представить себе также, что медикаментозное лечение усиливает другие компенсаторные механизмы в мозгу и тем самым улучшает симптоматику. Стратегии оказания коррекционной помощи
В книге подробно описываются различные стратегии оказания помощи гиперактивным детям. В этой связи остановимся на оценке медикаментозного лечения которое, наверняка, не играет первостепенной роли, но о котором следует сказать.
Прежде всего следует позаботиться об устранении ложных представлений в отношении лечения психостимуляторами. Широко распространено мнение, что данные медикаменты обладают наркотическим действием на детей с синдромом ГКС. Научные исследования показали, что такого воздействия применяемые стимуляторы не имеют.
У 60 —*70 % детей, принимавших входе лечения такие препараты, наступало улучшение. Дети становились более спокойными и уравновешенными, контактными, могли выполнять поручения и просьбы взрослых и лучше контролировали себя. Под воздействием медикаментов тормозится моторика, что нередко проявляется в улучшении тонкой моторики. Что касается когнитивных способностей, то у детей повышается внимание, они не так отвлекаются и делаются менее импульсивными. Умственная работоспособность непосредственно не претерпевает изменений, но предпосылки для улучшения учебы укрепляются.
Подобное лечение обладает побочными действиями. Могут наблюдаться снижение аппетита или нарушения сна. Необходимая дозировка определяется индивидуально, однако часто это сопряжено с большими усилиями и требует много времени. Ход медикаментозного лечения нуждается в регулярном отслеживании. Абсолютно противопоказано применение этих препаратов при наличии в анамнезе моторных тиков и стереотипий. Прекращение приема медикаментов и контроль за их применением относятся к компетенции хорошо осведомленного врача, скорее всего, это должен быть детский психиатр. Настоятельно рекомендуется пристальное и долговременное наблюдение за пациентом. Необходимо практиковать регулярные перерывы в приеме лекарств и попытки прекращения их приема (Schulz, Rem schm idt, Терапия с применением стимуляторов, естественно, является чисто симтоматическим лечением, однако ее положительное действие заметно. Результатом является улучшение отношений с другими детьми и родителями, благодаря чему растет самооценка ребенка, те. налицо психосоциальная эффективность медикаментозного лечения. При проведении фармакотерапии важно проинформировать о ее действии не только родителей и учителей, но и самого ребенка. Это лечение не должно нанести ущерба его самосознанию . Ребенок должен знать, что не лекарства, а он сам управляет своим поведением, которое меняется к лучшему.
Но не следует понимать так, будто терапия гиперкинетическо­
го синдрома исчерпывается назначением психостимуляторов.
М едикаментозное лечение представляет собой лишь одну извоз можностей улучшить ситуацию. В любом случае беспокойному ребенку требуется большее, чем просто медикаменты, не говоря уже о том, что лекарственная терапия нужна далеко не всем детям с синдромом ГКС и назначать лекарства следует очень осмотрительно. В том случае, когда такая терапия нужна, она представляет собой лишь базовое лечение, основываясь на котором можно с успехом применять другие методы воздействия.
При организации помощи детям исходят из представления о том, что гиперкинетическое нарушение поведения усиливается лишь тогда, когда увеличиваются количественные и качественные требования к переработке информации (Rothenberger, 1988). Нарушение приобретает более отчетливые формы, когда требования усложняются, количество информации растет, скорости ее переработки возрастают. Если это так, необходимо снизить требования, предъявляемые к ребенку. Ему следует давать простые и четкие указания, ставить понятные ему задачи и оказывать помощь в их выполнении. Каждую ситуацию в работе с ребенком следует продумывать настолько, чтобы она предстала в простом и хорошо структурированном виде. Сверхзадача заключается в замедлении импульсивных реакций. Недостаток самоконтроля со стороны ребенка должен компенсироваться внешним контролем и внешним структурированием действий. Коррекционные методы, которые в этих случаях применяются, должны помочь ребенку улучшить само­
контроль.
Подобные программы самоконтроля, разработанные в рамках когнитивной терапии поведения (M eichenbaum , 1979), предусматривают использование ребенком самопредписаний. Под руководством специалиста ребенок обучается решению проблем (рис. 1). Прежде всего, следует ответить на вопрос В чем моя проблема
Рис. 1. Пять примеров карточек, используемых в процессе выработки решения
я карточка. Затем разрабатывается решение проблемы Как я должен это делать (я карточка. Ребенок, наблюдая поведенческий образец, объясняет вслух самому себе способ решения проблемы (Я думаю вслух, затем он тихонько говорит сам с собой, пока речь не перейдет во внутренний монолог, выполняющий функцию саморегуляции (я карточка. Проводятся упражнения по исправлению ошибок, проверяется правильность выбранного решения Правильно ли я это сделал (я карточка. Если все сделано правильно, ребенок должен сам себя похвалить и ободрить Я сделал это хорошо (я карточка. При использовании подобных методов когнитивной поведенческой коррекции медикаментозной терапии отводится роль базового поддерживающего лечения.
Всегда следует вовлекать в коррекционный процесс родителей. Свою задачу они должны видеть в последовательном соблюдении избранного метода, отказе от телесных наказаний, соблюдении режима, а также в моральной поддержке ребенка и соответствующем поощрении. В этот процесс нужно вовлекать и учителей, и школу, и социальное окружение, сообщая необходимую информацию и обучая обращению с гиперактивным ребенком в классе (Wender, Представляется целесообразным применение методов коррекции поведения, направленных на снижение импульсивности в родительском доме, а также в школе, в частности модификация поведения в классе (Grissemann, 1986), когнитивная терапия (Eisert и др, 1982),
мототерапевтические методы (Kiphard, 1988). Возможности воздействия на поведение ребенка с помощью различных диет пока еще недостаточно исследованы. Важность функциональной терапии вытекает из того обстоятельства, что у многих детей с синдромом гиперактивности отмечаются нарушения работоспособности нейрогенного характера и отставание в развитии.
Как бы тони было, для проведения всех вышеназванных форм коррекционной работы не существует каких-либо единых рекомендаций или программ. Несмотря на сходство проявлений, каждый ребенок представляет собой индивидуальность, так что отнесение его к той или иной категории в лучшем случае играет вспомогательную роль. Идеальной может быть только
мультимодальная программа коррекционной работы, когда специалисты различных направлений сотрудничают на основе совместно согласованного плана действий.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов
связь с админом